- Тряпичная кукла Закрутка своими руками
- Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»
- Мастер-класс «Народная тряпичная кукла – закрутка»
- Материалы.
- Технология изготовления куколки
- Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»
- Занятие: Мастерим «Куклу-самокрутку»
- Ход занятия
Тряпичная кукла Закрутка своими руками
Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»
Мастер-класс «Народная тряпичная кукла – закрутка»
Автор: Малей Галина Алексеевна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №73, Красносельского района, г. Санкт-Петербурга
Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.
/Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание/
Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.
Цель. Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.
Задачи.
1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.
2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.
3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.
Материалы.
— 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
— один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;
— прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;
— вата для объема;
— тесьма для пояса.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/
О народной кукле сейчас Вам расскажу,
А если Вам понравиться,- как сделать покажу.
Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Материалы.
Технология изготовления куколки
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.
Выполняем тугое закручивание.
Получилась скрутка — рулик. Это «тулово» нашей куколки.
На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.
Завязываем ниткой на уровне шеи.
Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.
Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.
Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.
Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.
Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг , и завязываем.
Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
Другой вариант. Косыночка завязана вокруг головы. Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.
Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.
Источник
Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»
ирина черноусова
Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»
Автор: Черноусова Ирина Алексеевна, воспитатель, МДОУ №72, г. Раменское, Московской обл.
Мастер класс рассчитан на детей старшей группы детского сада, воспитателей, родителей.
Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками.
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка».
— образовательная: научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка». Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
-развивающая: развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
-воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка».
Основные понятия: кукла, народная кукла, тряпичная кукла, современная кукла, обереговые, обрядовые, игровые куклы.
— 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
— один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;
— прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;
— синтепон (вата) для объема;
тесьма для пояса.
О народной кукле сейчас Вам расскажу,
А если Вам понравиться,- как сделать покажу.
Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.
Технология изготовления куколки
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.
В середину кладем синтепон
Выполняем тугое закручивание.
Получилась скрутка — рулик. Это «тулово» нашей куколки.
На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек синтепона.
Завязываем ниткой на уровне шеи.
Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.
Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.
Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Мы сделали кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.
Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.
Стягиваем ниткой и завязываем.
Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.
Спасибо за внимание!
«Утешница» — старинная народная кукла. Мастер класс с родителями. Фотоотчёт Друзья,коллеги,не могу не поделится с вами своими впечатлениями. В конце октября в нашей группе прошёл мастер-класс с родителями по изготовлению.
Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.
Мастер-класс «Народная игрушка «Кукла-кувадка»». Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами моим новым мастер-классом, изготовление народной игрушки куклы-кувадки. Наш хоровод из кукол-кувадок,.
Мастер-класс «Народная кукла Отдарок-на-подарок» Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.
Мастер-класс. Русская тряпичная кукла-оберег «Неразлучники» В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.
Мастер-класс «Тряпичная кукла» Мастер класс рассчитан для воспитателей и родителей. Материал: три разноцветных круга разных расцветок (размер кругов примерно 30Х30 см,.
Народная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию » Гирлянда Дружбы» конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.
Русская народная тряпичная кукла Народная кукла – средство приобщения дошкольников к истокам русской культуры. Актуальность этой темы объясняется тем, что в настоящее.
Тряпичная народная кукла «Домашняя масленица» Масленица-это древний языческий праздник до крещения Руси. Отмечался он 7 дней до весеннего равноденствия и 7 дней после. Посвящалась Масленица.
Тряпичная кукла «Благополучница». Мастер-класс Я впервые участвую в конкурсах и надеюсь, что вы оцените мои старания. Я хотела бы поделится навыками создания тряпочной славянской куклы.
Источник
Занятие: Мастерим «Куклу-самокрутку»
Елена Паукова
Занятие: Мастерим «Куклу-самокрутку»
Занятие
Мастерим «Куклу — самокрутку»
Для детей подготовительной группы
Цель: изучить изготовление куклы – самокрутки из ситца.
1) (познавательного развития):
— развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом действий (соблюдение последовательности изготовления куклы);
— совершенствовать координацию рук в работе с тканью;
обучить технологии изготовления куклы – самокрутки из отдельных частей ткани (заготовок,
— воспитывать чувство уважения к рукотворным предметам;
2) (социально-коммуникативного развития):
— воспитывать дружеские взаимоотношения между девочками;
— развивать умение самостоятельно объединяться для совместного труда, договариваться, помогать друг другу;
— формировать умение слушать собеседника и не перебивать его;
3) (речевого развития):
— формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми;
— совершенствовать умение составлять рассказы о предмете (о кукле — самокрутке);
— воспитывать культуру речевого общения;
4) (художественно-эстетического развития):
— расширять представления о разнообразии народного искусства;
— воспитывать интерес к искусству, истории родного края;
— продолжать развивать коллективное творчество;
— развивать навыки движения под музыку;
5) (физического развития):
— воспитывать умение сохранять правильную осанку при любых видах деятельности;
— продолжать развивать психофизические качества: ловкость (при завязывании узелков, терпеливость и выносливость.
Оборудование и материалы: тканевые заготовки для куклы – самокрутки: белый квадрат, размером 35×35, белый квадрат, размером 30×30, белые нитки для фиксации головы куклы, цветные лоскутки прямоугольной формы разной величины(17×15- юбка и 6×14- передник) для юбки и передника, цветные лоскутки треугольной формы для косынки ; ножницы; клубочки ниток (или вату, или синтепон) для головы; интерактивная доска (для просмотра слайдов); магнитофон; скамьи; народные женские костюмы.
Предметно-развивающая среда: оформление группы в виде русской народной горницы.
Предварительная работа с детьми:
1. Экскурсия в мини-музей «Русская изба».
2. Беседы с детьми о куклах-самокрутках.
3. Н/п игра «Волшебные узелки».
4. Д/и «Как раньше и как сейчас».
5. Прослушивание и разучивание русских народных песен.
6. Чтение русских народных сказок.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня я приглашаю девочек отправиться в гости к Марье Искуснице. (Идут в горницу. Входят девочки с воспитателем и видят Марью Искусницу с корзинкой в руках, в которой лежит необычная кукла. Девочки с любопытством рассматривают, что в ней).
Марья Искусница: Ой, девчоночки, девчонки.
Ой, не стойте вы в сторонке
В горницу вы проходите.
Лавочки занять спешите.
Здравствуйте, девочки. Я, Марья Искусница. Какими игрушками вы любите больше всего играть?
Девочки: (Куклами).
Воспитатель: Действительно, во все времена девочки больше всего любили играть куклами. Кукла для девочки, словно ребёнок для мамы, поэтому кукла помогает девочкам стать добрыми и чуткими мамами.
Марья Искусница: Сейчас вы играете куклами, которые произведены на заводах и фабриках. А как вы думаете? Какими куклами играли на Руси, когда не было фабрик по изготовлению кукол?
Девочки: (Кукол шили из тряпок, делали из ниток и соломы).
Марья Искусница: Правильно. А откуда вы знаете?
Воспитатель: Мы знакомы уже с такой куклой (показываю куклу «бессонницу»). Помните (обращаюсь к девочкам, в наш музей «Русская изба» приезжала экскурсовод по русской старине, где она нам подарила эту тряпичную куклу «Бессонницу»?
Марья Искусница: Что вы можете рассказать о ней?
Девочки: (Это кукла-закрутка, оберег от бессонницы. Таких кукол изготавливали мамы своим деткам, и они были без лица).
Марья Искусница: Как вы думаете, почему?
Марья Искусница: У таких кукол лицо не изображалось потому, что это связано с древними представлениями о кукле, как о магическом предмете. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. А вы хотите посмотреть, что я для вас приготовила?
Марья Искусница: (показывает куклу – самокрутку (какая она, во что одета). Мою куклу зовут Акулина. Послушайте, пожалуйста, рассказ про нее. (Включается презентация с рассказом:1слайд: Жила была Акулина. Была она веселая, да задорная.2 слайд: Днем Акулина вместе с мамой на сенокосе трудится, сено для стогов сгребает.3 слайд: А вечером любит в гости ходить.4 слайд: Да с другими девицами хороводы водить.5 слайд: Особенно любит она песню «Во поле берёзка стояла» (включается песня).
Хотите научиться сами мастерить таких же?
Марья Искусница: Тогда сегодня мы с вашим воспитателем научим вас, как самим сделать такую куклу — самокрутку. Итак…
Марья Искусница: Сначала мы изготовим столбик – туловище с головой. Для этого возьмем белую ткань, размером 35×35. На длинный край кладем клубочек ниток и начнем сворачивать колбаской так, чтоб клубок оказался в середине. Затем, согнем ее пополам, чтобы столбик получился прочный, плотный и ровный. Теперь фиксируем клубочек белыми нитками. Это у нас получилось туловище с головой. Чтобы вам было легче это сделать, помогите друг другу.
Марья Искусница: Свернем квадратную белую ткань, размером 30×30, уголок к уголку, чтобы получился треугольник. Приподнимем один уголок и вложим туда наш столбик вместе с клубочком.
Марья Искусница: И снова мы выделяем голову. Для этого ниткой перевяжем ту часть, где у нас клубочек.
Марья Искусница: Сейчас мы сделаем нашей кукле руки. Отступите от каждого края треугольника по 0,5 см и туго перевяжем ниткой уголки рук. Это будут кулачки.
Марья Искусница: Чтобы кукла получилась нарядной, сделаем ей юбочку и передничек.
Нужно взять цветной лоскуток прямоугольной формы, размером 17×15 и обворачиваем вокруг столбика-туловища, в том месте, приблизительно там, где мы глазомером определили талию куклы, так, чтобы края лоскутка оказались со стороны спины.
Марья Искусница: Теперь берем заготовку передника и прикрепляем поверх юбки, фиксируем позади юбки на узелок пояском фартука.
Наша кукла почти готова.
Марья Искусница: Нам осталось повязать только косынку. Берем цветной лоскуток треугольной формы, обворачиваем ею голову и, как обычную косынку, крепим под подбородком на один узелок.
Кукла – самокрутка готова.
Воспитатель: Посмотрите на свою куклу. Какая она? Какой у нее возраст? Какой у нее характер? Выберите для своей куклы имя.
Марья Искусница: устали девочки? А теперь я приглашаю ваших девиц вместе с вами хоровод поводить. Для каждой девочки у меня есть сарафан, прошу вас их надеть в игре «Кто быстрее».
Девочки: (Включается на интерактивной доске фон берёзовой рощи. Встают из-за столов, исполняют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.
Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.
Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли люли, играти.
Люли люли, играти.
Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися.
Люли люли, проснися.
Люли люли, проснися.
Борода седая пробудися,
Вот тебе помои умойся.
Люли люли, умойся.
Люли люли, умойся.
Вот тебе рогожа утрися,
Вот тебе лопата помолися.
Люли люли, помолися.
Люли люли, помолися.)
(Девочки садятся на маленькие скамеечки)
Марья Искусница: Очень хочется познакомиться с вашими куклами. Уж больно славные они у вас получились.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о своей кукле?
(Девочки по очереди рассказывают о своих куклах)
Марья Искусница: Со всеми куклами мы познакомились, а теперь пойдем знакомить их с нашими мальчиками (приходим в группу и показываем им получившихся кукол).
Воспитатель: Мальчики, как вы думаете, что это у девочек в руках?
Мальчики: (Куклы)
Воспитатель: А где девочки их взяли?
Марья Искусница: Молодцы, конечно, сами смастерили. А вы что сами умеете мастерить?
Мальчики: (Молчание, думают)
Марья Искусница: (Достаёт из корзинки ещё одну куклу, которая похожа на мальчика, изготовлена она из лыка (или бечёвки, а в руке у неё меч (изготовлен из картона или зубочистки). Посмотрите мальчики, что у меня есть для вас. Как вы думаете, кто это?
Мальчики: (воин, солдат, мужчина)
Марья Искусница: Правильно! А как таких мужчин — воинов на Руси называли?
Марья Искусница: Совершенно верно. Хотите сами научиться изготавливать таких богатырей?
Марья Искусница: Ну, тогда я обещаю прийти еще раз к вам, и научить вас мастерить богатырей. А сейчас мне пора уходить. До новых встреч.
Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта:.
Планирование работы в подготовительной группе на январь по программе «Радуга» Задачи работы на январь Направление: физическое развитие «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» -Ежедневно проводить гимнастику продолжительностью 10 минут.
Источник