Кубики салтыкова своими руками

6ГД-6, 2ГД-36 Малогабаритный громкоговоритель Салтыкова, кубики Салтыкова

Параметры описываемого ниже самодельного двухполосного громкоговорителя удовлетворяют современным требованиям к малогабаритным системам высококачественного звуковоспроизведения. Громкоговоритель рассчитан на работу с усилителем, отдающим мощность 10-25 Вт на нагрузку сопротивлением 4 Ом. Два громкоговорителя с такими усилителями обеспечивают нормальный уровень и высокое качество звучания в помещении объемом до 100 кв. м, т. е. практически в любой жилой комнате. Громкоговоритель прост по конструкции и поэтому изготовление его доступно большинству радиолюбителей.

Громкоговоритель имеет следующие параметры:
Номинальное электрическое сопротивление — 4Ом
Эффективно воспроизводимый диапазон частот — 40 — 20000 Гц
Неравномерность частотной характеристики в диапазоне частот 50 Гц — 20 кГц -8Дб
Частота раздела фильтра — 4 кГц
Крутизна спада характеристики нижнечастотного звена фильтра — 12дБ на октаву
Крутизна спада характеристики верхнечастотного звена фильтра — 18дБ на октаву
Среднее стандартное звуковое давление — 0,12 Па
Средний приведенный КПД в диапазоне частот 60 — 4000 Гц — 0,18%
Габариты — 280×280×210 мм
Масса — 7,5 кг

В качестве излучателя нижних частот в громкоговорителе применена конструктивно доработанная динамическая головка 6ГД-6, а для воспроизведения высших частот — головка 2ГД-36. Низкочастотное звено громкоговорителя выполнено в виде фазоинвертора (ящик объемом 8,5 л с цилиндрическим туннелем). Правильно рассчитанный фазоинвертор позволяет расширить эффективно воспроизводимый диапазон в сторону низших частот, увеличить КПД и уменьшить искажения на этих частотах по сравнению с закрытым ящиком. Так как глубина ящика громкоговорителя мала, а низкочастотная головка и труба фазоинвертора расположены несимметрично, стоячие волны внутри ящика выражены слабо и практически не ухудшают частотную характеристику громкоговорителя. Поэтому в данной конструкции нет необходимости заглушать внутренние поверхности ящика.

Высокочастотная головка смонтирована в непосредственной близости к низкочастотной это уменьшает неравномерность частотной характеристики вблизи частоты раздела. Большая ось высокочастотной головки расположена вертикально, что позволяет расширить диаграмму направленности в горизонтальной плоскости на верхних частотах.

Разделительный фильтр состоит из фильтра нижних и фильтра верхних частот; их входы соединены параллельно (рис. 1). Катушки разделительного фильтра намотаны проводом ПЭВ-1 на каркасах, выточенных из органического стекла, эбонита, текстолита или иного изоляционного материала. Данные катушек приведены в таблице, а размеры каркасов на рис. 3. В фильтре применены конденсаторы типа МБГО (МБГП) с лапками для крепления и резистор ПЭВ-7,5 (ПЭ-7,5); вместо него можно использовать три параллельно включенных резистора МЛТ-2 по 68 Ом. Провод для соединения входа фильтра с усилителем должен иметь сопротивление не более 0,1 Ом.

Доработка головки 6ГД-6. У некоторых образцов головок 6ГД-6 плохо проклеена центрирующая шайба и верхний борт латексного гофра 3 (рис. 2). Поэтому до сборки громкоговорителя целесообразно проверить качество швов и при необходимости их проклеить. Дефектные швы можно обнаружить несильным надавливанием на борт гофра в указанном на рис. 2 направлении. При плохой склейке шов будет расходиться. Если длина шва с дефектом велика, нельзя расклеивать весь этот участок, так как при этом возможно нарушение центрирования головки. Следует проверять и проклеивать шов участками не более 30 мм.

Читайте также:  Пластиковые драконы своими руками

При обнаружении дефектного шва борт гофра следует отделить от диффузородержателя 4 на участке длиной не более 30 мм. С помощью полоски ватмана промазать этот участок клеем марки 88-Н, прижать борт гофра к диффузородержателю, аккуратно положить головку на ровную горизонтальную поверхность диффузором вниз и дать клею просохнуть. Только после этого можно продолжать проверку шва.

Центрирующую шайбу проклеивают аналогично нитроклеем для кожи, приподнимая ее скальпелем и прижимая пальцами к диффузородержателю до схватывания клея.

Пылезащитный колпачок 2 головки 6ГД-6 изготовлен из материала, обладающего малой жесткостью. Вследствие этого при больших амплитудах колебаний диффузора колпачок проминается внутрь, а затем распрямляется, издавая звонкие щелчки. Для устранения этого дефекта колпачок следует аккуратно удалить с помощью бритвы и миниатюрных ножниц и приклеить на его место нитроклеем для кожи кружок из прессшпана толщиной 0,5…0,8 мм. Шов должен быть герметичным.

Изготовление ящика. Для сборки ящика нужно заготовить шесть панелей (стенок) из фанеры или древесностружечной плиты. При толщине материала, равной 20 мм, заготовки должны иметь следующие размеры: для передней и задней стенок — 240×240, для верхней и нижней — 210×240, для боковых — 210×280 мм. При другой толщине материала размеры заготовок нужно изменить так, чтобы внутренний объем ящика не изменился. Нельзя применять материал тоньше 18 мм, так как при этом жесткость стенок будет недостаточной.

Стенки соединяют встык шурупами длиной 30 мм с потайными головками, по два шурупа на грань (рис. 4). При использовании древесностружечных плит просверленные для шурупов отверстия (до ввинчивания шурупов) заливают эпоксидным клеем. Круглые отверстия в передней панели (рис. 5) можно выпилить лобзиком или высверлить сверлом небольшого диаметра. Углубление под головку 2ГД-36 высверливают по контуру на глубину 15 мм применяя сверло с ограничителем, а затем выбирают стамеской. Скос отверстия в месте крепления головки 6ГД-6 необходим для обеспечения беспрепятственного движения воздуха, связанного с задней стороной ее диффузора.

Тунель изготовляют из жесткой трубы (дюралюминий, пластмасса и т. д.) внутренним диаметром 30 мм. Автор использовал кусок трубы от пылесоса. Можно склеить трубу из плотной чертежной бумаги (ватмана) эпоксидным клеем или нитроклеем для кожи. Толщина стенок трубы должна быть не менее 1…1.5 мм. Трубу вклеивают в проделанное для нее отверстие эпоксидным клеем и герметизируют шов по окружности пластилином (рис. 5). После этого можно приступить к сборке ящика. В случае использования древесностружечных плит внутреннюю поверхность ящика следует покрыть нитрокраской. Все внутренние швы ящика промазывают пластилином или замазкой.

На задней стенке ящика монтируют разделительный фильтр, крепят провод для подключения громкоговорителя к усилителю и подготавливают проводники для подключения головок. Расстояние между катушками фильтра должно быть не менее 100 мм, длина каждого из проводников для подключения головок — не менее 300 мм. Провод для подключения высокочастотной головки продевают в отверстие I (рис. 5), припаивают его к выводам головки, монтируют головку на передней панели, как показано на рис. 6а. Щели вблизи головки со стороны ее магнитной системы также промазывают пластилином.

Далее крепят переднюю панель к боковым стенкам ящика (рис. 6 б) и через отверстие под низкочастотную головку промазывают пластилином изнутри швы между передней панелью и боковыми стенками. Наконец, подпаивают выводы низкочастотной головки, монтируют ее без амортизирующих прокладок и производят герметизацию (рис. 6в). Низкочастотную головку монтируют с наружной стороны передней панели так же, как и высокочастотную.

При недостаточно тщательной герметизации громкоговорителя частотная характеристика громкоговорителя на нижних частотах ухудшится. Заделка швов и щелей способствует также хорошему демпфированию стенок ящика (при постукивании они издают глухой звук).

Внешнюю отделку громкоговорителя производят фанерованием, обклеиванием декоративной пленкой или другим доступным радиолюбителю способом. Декоративную рамку изготовляют из деревянных брусков сечением 15×15 мм, укрепляя их дюралюминиевыми уголками. Рамку обтягивают капроновой сеткой, тканью типа «бортовка» или иной акустически прозрачной тканью, и на трении вставляют в углубление, образованное боковыми стенками и передней панелью.

Читайте также:  Кирпичная печь для казана своими руками

Описанный громкоговоритель при небольших размерах и малой массе обладает высокими качественными показателями. Сравнение с агрегатом аналогичного класса 10МАС-1 показало значительное преимущество разработанного громкоговорителя. Он звучит более естественно и ярко, не «бубнит» на нижних частотах. Широкая диаграмма направленности во всем диапазоне рабочих частот весьма благоприятно сказывается на качестве звучания громкоговорителя. При воспроизведении монофонической фонограммы почти отсутствует «привязка» звука к громкоговорителю, а пара таких громкоговорителей при воспроизведении стереопрограммы обеспечивает очень хороший стереоэффект.

Вместо головки 6ГД-6 в громкоговорителе можно применить без какого-либо изменения конструкции ящика головку 10ГД-34, а в качестве высокочастотной головки — 6ГД-11. При использовании последней в передней стенке ящика прорезают отверстие по диаметру ее магнитной системы.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Тема: У кого есть Кубики Салтыкова

Опции темы

У кого есть Кубики Салтыкова

Кубики это — Малогабаритный громкоговоритель Салтыкова, очень неплохое акустическое оформление, собрали такой на пробу на работе, правда динамик использовали из колонки Вега 25ас-101 незнаю точно какой там стоит нч динамик, но помоему чуток помощьнее чем у салтыкова, 10 гд-34 , результат конечно ошеломляющий, такие маленькие, а так басят, чума просто, как мини-сабвуфер.
Вот задумался над такой вот темой,

может ктонибудь эксперементировал данные корпуса с разными динамиками непробывали? Просто есть идея засунуть в эти корпуса автомобильные коаксиальные динамики с пищалками по центру, но вставиф пионеровские коаксеалы, при прослушивании бас конечно не тот уже, может они маломощьные.

Короче кто собирал и эксперементировал с разными динамиками, поделитесь опытом? больно уж нехочется загромаждать внутреннюю площадь фильтрами.

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Ставил 6гд6, 10гд34 ,25гдн3-4, последние чуток лучше баса больше ,фильтры делал по А.Петров, корпус 8.5 литра ,фазик длина 60 диаметр 30

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Во, точно, 25гдн3-4 в Вега 25ас-101 он помоему и стоит, здоровенный магнит, он ещё в дыру еле влазил. Вот он басит реально, а 10гд34 намного меньше басят? или несущественно меньше?

А почему фильтра по А.Петров у салтыкова что плохие фильтра?

А пищаль какая у тебя стоит ? И всётаки на каком динамике остановился 25гдн3-4?

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Году в 80-м подбирал в «кубики» различные «100» — «200» Ваттных «автомобильных японцев».
Не подобрал — все они играли хуже 10ГД-34 , и по басам и вообще,

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Делал оригиналы 10ГД-34/2ГД-36. Нормальная штука была .
У Вас уже не Салтыковские . Другие дины и ровная панель. А уж смещение Вашего ВЧ. У него бортики под грили чуть приподнимали серединку (уже точно не помню — вроде около 2. 2,5кГц). И его фильтр был именно под такой вариант.
ПС. Кстати, из-за большого разброса параметров 10ГД-34 может понадобиться корректировка ФИ.

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

DECEMBER
Справедливые замечания. Про бортики под грили даже и неподумал, ну а про динамики естественно, просто думаю как упростить конструкцию, для данной системы былобы неплохо подобрать автомобильные коаксеалы с параметрами нч-сч как у 25ГДН-3-4 тогдаб я думаю и с фильтрами меньше заморочек, и согласование пищали с нч былоб преемлемое, ну и дырок в корпусе соответственно меньше. Жаль что неполучилось ничего подобрать.

12charli
Незнал, что есть ещё какието статьи на подобную тему, но беглый взгляд привёл к мысли, что это всётаки другой проэкт, судя по форме корпусов. Обязательно ознакомлюсь более подробнее с приведённым материалом. Просто интересно, может есть фотки готовой акустики, посмотреть былоб интересно.

Читайте также:  Каракат 4х4 переломка своими руками

А вообще, по какому параметру подбирать можно автомобильные динамики? Мне кажется что нужно учитывать резонансную частоту, но естественно в инструкции к авто-динам такой параметр неуказывается, а покупать всё подряд и пробывать — денег нехватит, за что можно зацепится? Может есть у кого идеи?

Источник

Тема: У кого есть Кубики Салтыкова

Опции темы

У кого есть Кубики Салтыкова

Кубики это — Малогабаритный громкоговоритель Салтыкова, очень неплохое акустическое оформление, собрали такой на пробу на работе, правда динамик использовали из колонки Вега 25ас-101 незнаю точно какой там стоит нч динамик, но помоему чуток помощьнее чем у салтыкова, 10 гд-34 , результат конечно ошеломляющий, такие маленькие, а так басят, чума просто, как мини-сабвуфер.
Вот задумался над такой вот темой,

может ктонибудь эксперементировал данные корпуса с разными динамиками непробывали? Просто есть идея засунуть в эти корпуса автомобильные коаксиальные динамики с пищалками по центру, но вставиф пионеровские коаксеалы, при прослушивании бас конечно не тот уже, может они маломощьные.

Короче кто собирал и эксперементировал с разными динамиками, поделитесь опытом? больно уж нехочется загромаждать внутреннюю площадь фильтрами.

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Ставил 6гд6, 10гд34 ,25гдн3-4, последние чуток лучше баса больше ,фильтры делал по А.Петров, корпус 8.5 литра ,фазик длина 60 диаметр 30

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Во, точно, 25гдн3-4 в Вега 25ас-101 он помоему и стоит, здоровенный магнит, он ещё в дыру еле влазил. Вот он басит реально, а 10гд34 намного меньше басят? или несущественно меньше?

А почему фильтра по А.Петров у салтыкова что плохие фильтра?

А пищаль какая у тебя стоит ? И всётаки на каком динамике остановился 25гдн3-4?

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Году в 80-м подбирал в «кубики» различные «100» — «200» Ваттных «автомобильных японцев».
Не подобрал — все они играли хуже 10ГД-34 , и по басам и вообще,

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Делал оригиналы 10ГД-34/2ГД-36. Нормальная штука была .
У Вас уже не Салтыковские . Другие дины и ровная панель. А уж смещение Вашего ВЧ. У него бортики под грили чуть приподнимали серединку (уже точно не помню — вроде около 2. 2,5кГц). И его фильтр был именно под такой вариант.
ПС. Кстати, из-за большого разброса параметров 10ГД-34 может понадобиться корректировка ФИ.

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

Re: У кого есть Кубики Салтыкова

DECEMBER
Справедливые замечания. Про бортики под грили даже и неподумал, ну а про динамики естественно, просто думаю как упростить конструкцию, для данной системы былобы неплохо подобрать автомобильные коаксеалы с параметрами нч-сч как у 25ГДН-3-4 тогдаб я думаю и с фильтрами меньше заморочек, и согласование пищали с нч былоб преемлемое, ну и дырок в корпусе соответственно меньше. Жаль что неполучилось ничего подобрать.

12charli
Незнал, что есть ещё какието статьи на подобную тему, но беглый взгляд привёл к мысли, что это всётаки другой проэкт, судя по форме корпусов. Обязательно ознакомлюсь более подробнее с приведённым материалом. Просто интересно, может есть фотки готовой акустики, посмотреть былоб интересно.

А вообще, по какому параметру подбирать можно автомобильные динамики? Мне кажется что нужно учитывать резонансную частоту, но естественно в инструкции к авто-динам такой параметр неуказывается, а покупать всё подряд и пробывать — денег нехватит, за что можно зацепится? Может есть у кого идеи?

Источник

Оцените статью
Своими руками