Кто сжег свою руку

ИСТОРИИ

Про Муция Сцеволу

В эпоху раннего периода Римской республики (509 г. до н.э.) самый могущественный из италийских царей, этрусский царь Ларс Порсена объявил римлянам войну. (Этруски – древнее италийское племя). Он вторгся с большим войском в римские владения и теснил римлян всё сильнее – так, что Рим едва не был взят приступом.

Один доблестный молодой римский патриций по имени Гай Муций Корд задумал убить Порсену. Он оделся по-этрусски и, зная неприятельский язык, проник в лагерь этрусков. Подошел к возвышению, на котором сидел царь со своей свитой и долго приглядывался, пытаясь ответить на вопрос: который тут среди них царь? Не зная царя в лицо и боясь спросить о нем у окружающих, чтобы не вызвать их подозрений, он изловчился и убил того, кто по его мнению больше всех походил на царя – самого нарядного щеголя. Но юноша ошибся – убитый им оказался не царем, а одним из его приближенных.

Убийцу тут же схватили, привели к царю и стали допрашивать: кто он, откуда и как здесь оказался? Вразумительных ответов не последовало, тогда царь Порсена стал угрожать Муцию Корду пытками. Тут же рядом горел огонь. Муций Корд, решив показать царю, что он не лыком шит, и пытки ему ни по чем, погрузил кисть правой руки в пламя и, молча, не проронив ни звука, спокойно смотрел царю в глаза до тех пор, пока кисть руки его не обуглилась. Отвага римлянина так тронула Порсену, что, говорят, он воскликнул: «если все римляне такие стойкие, то победить их невозможно», — и стал подумывать о перемирии с Римом. После этого случая Муция прозвали Сцеволой (Сцевола – «левша»).

Случай легендарный и вполне возможно, реальный. Существует одна из версий, объясняющая нечеловеческую стойкость Муция Сцеволы. Есть такая болезнь – сирингомиелия. Встречается она крайне редко – примерно у пятерых из ста тысяч человек. Один из симптомов заболевания – утрата болевой и температурной чувствительности сначала кистей рук, а затем других участков тела. Больные сирингомиелией могут причинять себе серьезные травмы по неосторожности, т.к. не чувствуют боли и могут не заметить вовремя глубоких порезов или сильных ожогов. Весьма вероятно, что Муций Сцевола страдал сирингомиелией.

Источник

Кто он был, Муций Сцевола?

Сначала легенда – она старше легенды о Христе на 500 лет.

Когда в 509 году до н. э. Рим осадил этрусский царь Порсена, к нему в шатёр проник Муций, попытался убить Порсену. Когда это не удалось, он положил свою руку на огонь жертвенника в доказательство верности клятве убить врагов родины. Потрясённый мужеством юноши, Порсена отпустил его и снял осаду города. Юношу, лишившего себя правой руки, стали звать «Сцевола», что переводится как «Левша».
https://ru.wikipedia.org/wiki/

А вот второй вариант этой легенды.
«Один доблестный молодой римский патриций по имени Гай Муций Корд задумал убить Порсену. Он оделся по-этрусски и, зная неприятельский язык, проник в лагерь этрусков. Подошел к возвышению, на котором сидел царь со своей свитой и долго приглядывался, пытаясь ответить на вопрос: который тут среди них царь? Не зная царя в лицо и боясь спросить о нем у окружающих, чтобы не вызвать их подозрений, он изловчился и убил того, кто по его мнению больше всех походил на царя – самого нарядного щеголя. Но юноша ошибся – убитый им оказался не царем, а одним из его приближенных».( http://www.orator.ru/pro_mucia_scevolu.html)

Мой вывод из этой легенды: не одевайтесь нарядно.

Распространнёность легенды позволяет сделать вывод, что она описывает случай,
корый действительно имел место.
Вообще, вариантов легенд много. Особый вклад в количество вариантов внесли
художники. Творческие люди: ну, что с них возьмёшь? Они видят так!

Основоположник русской художественной школы – Иванов, представляет себе
Муция Сцеволу как дипломата, добившегося заключения мира с Порсеной. Он
рисует седобородого Муция одетого в тогу, а его ученик – Брюлов, как римского воина, бросившего свой меч на землю и сжигающего свою руку.

Причём, зту картину Брюлова я видел лично в Третьяковке. Теперь её нет в зале
Брюлова. Может она на реставрации, или перемещена в запасник, или по обмену между музеями выставлена где-то? А, может, давно в частной коллеции?

Анекдот в тему.
Хозяин хвастается своей коллекцией картин перед гостями:
— Это Шишкин, это Брюлов, это Левитан, это Гаврилов…
— Слышь, Вован, так Гаврилов вроде барабанщик?
— Какая разница? Вован сказал «рисуй» и он рисует!

Происхождение запасников понятно: во времена большевикского переворота и
последующей гражданской войны был в ходу лозунг «грабь награбленное».
Вот и попадало в музей то, что имело в глазах восставших хоть какую-то
ценность: золото, серебро, картины, посуда, одежда. Книги в этот перечень не входили: их просто уничтожали.

Музеи обмениваются своими запасами.
Самое обидное: в наш век до сих пор неизвестно, что есть в этих запасниках.
Это позволяет директорам музеев распоряжаться запасами, как своей
собственностью.

Читайте также:  Примеры заборов своими руками

Вообще, в русской революции можно выделить 3 этапа:
— грабь награбленное;
— расстрел или 10 лет без права переписки для не грабивших;
— грабь присвоенное. Этот этап мы переживаем сейчас. Интересно, как будет
называться следующий этап, если запасники уменьшаются?

Да, так о чём это я? А, о Муции Сцеволе!
Один автор пишет,что Сцевола был болен сирингомиелией, что объясняет его
«нечеловеческую стойкость» (http://www.orator.ru/pro_mucia_scevolu.html).

Справка.
«Сирингомиелия – это хроническое медленно прогрессирующее заболевание нервной системы, возникающее в результате нарушения закладки нервной трубки в период эмбриогенеза (во время формирования плода в утробе матери). При этой патологии в веществе спинного мозга образуются участки разрастания соединительной ткани (глии), которые затем распадаются с образованием полостей.»

Врожденная форма заболевания часто имеет семейный характер и поражает преимущественно мужчин в возрасте 25-40 лет.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/).

Если бы в семье Муция Сцеволы были случаи такого заболевания, то об этом
написали бы античные философы.

Другой автор пишет, что лицо Сцеволы «исказилось» от боли.

Мне кажется, что оба автора неправы и вот почему.

1. Забыли, что прошло более 2500 лет и оценивают поступки людей
той поры, используя современные представления или свою ментальность .
А, ведь существует легенда отстоящая от нас больше, чем на 2700 лет:
о спартанском мальчике, поймавшем по дороге в школу лисёнка и спрятавшего его за пазуху.
Лисёнок кусался и грыз ему живот, но мальчик не подавал виду.
Если бы он заплакал, его били бы всем классом.

Это как нужно бить ребёнка,что б он боялся наказания? (Примеч. Автора).

Все эти законы придумал Ликург – полубог, полумифическая личность.
(Законы Ликурга см. http://vikent.ru/enc/2356/).

«Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца воина.» (http://www.illuminats.ru/articles/80-2009-06-22-09-17-55).
И она делала из обычных людей лучших воинов в Греции. Спартанец готов был скорее погибнуть, чем уйти с боевого поста (вспомним правило спартанцев: «на щите или со щитом»). Такой дисциплины не было у армий восточных деспотий.
В результате 300 спартанцев остановили целую армию на 3 дня.

2.Муций Сцевола был наёмником – спартанцем в армии Древнего Рима.
Попытаюсь это доказать, используя только INTERNET.
«Наемники всегда играли большую роль в жизни Древней Греции, но наибольшую роль они начинают играть в четвертом веке до нашей эры, куда относится и знаменитый «поход десяти тысяч» Ксенофонта».( Четвертый век до нашей эры — это года с 399 по 300 до н.э., конечно, они не соответствуют 509 году до н.э., когда был Сцевола.
Но, тем не менее, это единственное письменное доказательство
наличия наёмничества в Греции (странно, но греческие наёмники были в Египте,
Карфагене, Персии, а в близко расположенном Риме не было.)
Интересно, почему?

«Больше самого оружия конечно ценились люди умевшие с ним обращаться. Об этом свидетельствуют древние египетские надписи.»

В Египте нанимателями греческих наёмников часто становились фараоны Саисской
династии. Число греческих наёмников в Египте достигало 20 тысяч и они занимали отдельный квартал в Мемфисе..

Персия: (сбылась таки мечта Ксеркса — иметь тяжёлою пехоту) о месте и роли древнегреческих наёмников в державе Ахеменидов рассказывает Ксенофонт в автобиографическом произведении «Анабасис Кира».
Известным греческим наёмником на службе у персов был Мемнон Родосский.

В Карфагене зарекомендовали себя греческие наёмники и в годы Первой Пунической войны, сражаясь против римлян на стороне карфагенян. Спартанскому стратегу Ксантиппу были даны особые полномочия и он фактически возглавил армию.
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Древний мир наводнил Средиземноморье большим числом греков, которые привыкли зарабатывать себе на жизнь войной.
«…Об уходе галлов из Рима латинские и греческие авторы рассказывают по-разному…
Греки передают, видимо, более правдоподобную историю. По их версии, римляне откупились от галлов золотом». http://www.bibliotekar.ru/polk-18/7.htm

Может в Риме не было денег для приёма на службу наёмников?
Что-то не верится.
Моё мнение: наёмники были, но римляне не привыкли делиться славой от побед.

Источник

Гай Муций Сцевола

Гай Муций Сцевола (иногда Корд; лат. Gaius Mucius Scaevola, Cordus ) — легендарный римский герой, юноша-патриций. [1] [2] Первые воспоминания о нём относят к раннему периоду Римской республики.

Содержание

Происхождение рода

Гай Муций Сцевола прославился тем, что, согласно легенде, пыталcя убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. За потерю правой руки Муция прозвали «Сцевола» (лат. scaevola — «левша»). [3] .

Вторая версия несколько иная: после того как Сцевола убил человека,одетого в пурпур, будучи схвачен и приведен к царю, он положил руку на пылающий алтарь, как бы в наказание за то, что ошибся в момент убийства. Когда царь, сжалившись над юношей, отвел его от огня, тот, в благодарность за такую милость, сказал ему, что 300 подобных ему (римлян) составили заговор против него. Царь, испугавшись этого, приняв заложников, прекратил войну. Муцию были даны луга за Тибром, названные в связи с этим Муциевыми. Кроме того, ему была поставлена почетная статуя. [4]

Читайте также:  Паста для полировки фар автомобиля своими руками

Личные имена представителей рода

Среди Муциев (лат. Mucii) главным образом использовались такие имена как Публий (лат. Publius), Квинт (лат. Quintius) и Гай (лат. Gaius), каждое из которых было типичным для римлянина. [5]

Ветви рода и его когномены

Главной фамилией Муциев был когномен Сцевола, который изначально представлял собой прозвище, полученное Гаем Муцием за его героический поступок , вследствие которого Муций потерял правую руку (лат. Scaevola — «левша»). Весьма вероятно, что слово «Scaevola» возникло как уменьшительное от слова «Scaeva».

Единственной другой фамилией Муциев принято считать когномен Корд, который носили некоторые представители рода «Сцевола». Согласно некоторым данным, фамилия Корд (лат. Cordus) принадлежала Гаю Муцию до того как он совершил подвиг и обрел прозвище «Scaeva». [6]

Дальнейшая история рода

Патрицианский род Муциев рано вымер. Под именем Муция Сцеволы в эпоху поздней Республики и Империи известны знаменитые юристы. Но все они принадлежали плебейской ветви вымершего патрицианского рода [2] .

Источник

Русский Сцевола и число зверя. Изучаем мистическую трактовку войны 1812 года

События Отечественной войны 1812 года отмечены таким количеством былей и небылиц, что порой сложно установить, где правда, а где вымысел. Например, легенда о русском Сцеволе — крестьянине, который отсек себе руку, чтобы не служить Наполеону. Был ли такой человек на самом деле или этот образ породила искусная пропаганда, однозначно сказать нельзя.

В фондах музея-панорамы «Бородинская битва» хранится ряд экспонатов, посвященных этому сюжету. О том, как он стал одним из главных символов эпохи, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Русский крестьянин с древнеримским характером

История о русском Сцеволе получила известность не только в Российской империи, но и за ее пределами. Ее наиболее вероятный первоисточник исторический, политический и литературный журнал «Сын Отечества», который с октября 1812-го издавал в Санкт-Петербурге секретарь Министерства внутренних дел и преподаватель словесности Николай Греч. В четвертом номере еженедельника появилась следующая заметка.

«В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего им в руки. С удивлением спросил он: для чего его оклеймили? Ему отвечали: это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсек себе клейменую руку. Нужно ли сказывать, что сей новый Сцевола был русский? Одна мысль служить орудием Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему героическому поступку. Чтоб сделал сей русский, если б Провидение представило ему случай быть Курцием своего Отечества?»

Патриотическая заметка отсылала читателя сразу к двум примерам самопожертвования мифических героев Древнего Рима — Гаю Муцию Сцеволе и Марку Курцию. По легенде, Гай Муций во время осады Рима этрусками в 509 году до нашей эры пробрался во вражеский лагерь, чтобы лишить жизни этрусского предводителя Порсену, но был схвачен. Когда же ему стали угрожать пыткой, он сунул правую руку в огонь и не отдергивал, пока она не обуглилась. Стойкость римлянина поразила этрусков, и Порцена тут же заключил мир с его родным городом. Юношу, отныне вынужденному пользоваться только левой рукой, прозвали Сцеволой (на латыни Scaevola — левша).

Согласно другому мифу, в середине VI века до нашей эры Марк Курций ради спасения Рима принес себя в жертву подземным богам. Посреди Вечного города, на форуме, в его времена образовалась гигантская дыра, которую ничем нельзя было заполнить. Отчаявшиеся римляне отправились к оракулу, и тот дал туманный ответ: дело в том, что боги хотят получить самое ценное в городе. Юноша Курций прервал споры сограждан, объявив, что самое ценное в Риме — оружие и мужество римлян. В полном боевом снаряжении, верхом на своем верном коне Курций бросился в страшную яму, и ее края тут же сомкнулись над ним.

Клеймо Наполеона или печать зверя?

«Сын Отечества» не приводил никаких подробностей истории про крестьянина, но они довольно быстро появились. Вскоре после публикации военный губернатор Москвы граф Федор Ростопчин в своей «Правде о пожаре Москвы» походя упоминал ее так: «Всем известна история Смоленского крестьянина, замеченнаго (заклейменного. — Прим. mos.ru) на руке, чтобы быть узнанным, который отрубил ее одним ударом топора».

Смоленск упоминался и в английской гравюре Джона Аугустуса Аткинсона «Русская верность и героизм» (1816), которая сопровождалась следующей подписью на английском языке: «Анекдот о русском крестьянине из Смоленска, который, будучи принужден французами, отрубил свою руку, лишь бы не сопровождать Бонапарта в его марше к Москве». Аткинсон, который долго жил в Санкт-Петербурге, скорее всего, вдохновился одной из российских гравюр, опубликованных в то время. Например, гравюрой Ивана Иванова «Русской Сцевола», созданной тремя годами ранее, — не заметить сходство композиции двух работ невозможно.

Популярность этой легенды в отечественной патриотической карикатуре фиксирует известный историк искусства XIX века Дмитрий Ровинский. В своем труде «Русские народные картинки» он приводит пять различных вариантов изображения русского Сцеволы, которые появились на гравюрах 1813–1814 годов четырех художников — Ивана Теребенева, Ивана Иванова, Ивана Тупылева и Доменико (Дементия) Скотти. Все они оставили заметный след в борьбе с Наполеоном посредством сатирической графики.

Читайте также:  Поплавок для ключей от лодки своими руками

Теребеневский вариант русского Сцеволы был повторен в появившейся в 1815 году разрезной азбуке «Подарок детям в память о событиях 1812 года», собравшей наиболее популярные карикатуры военного времени. Он иллюстрировал в ней букву К — то ли по слову «клеймо», то ли по начинавшемуся с нее двустишию, расположенному на странице: «Как чорному царю на Руси не царить, Так имя на руке его мне не носить».

Пожалуй, самый известный русский Сцевола в отечественном искусстве — одноименная скульптура 1813 года. Ее автор — видный представитель русского ампира Василий Демут-Малиновский (1778–1846) — получил за создание этого возвышенного образа звание профессора Императорской академии художеств. Его работа не только считается выдающимся воплощением патриотической идеи в пластическом жанре, но и стала одним из первых изображений человека из народа в русской скульптуре.

Бронзовый полуобнаженный крестьянин-бородач, возносящий топор над собственной рукой, представлен в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, его полноразмерное гипсовое повторение хранится в московском музее-панораме «Бородинская битва». В 1998 году изображение именно этого шедевра выбрали для юбилейной монеты номиналом три рубля, выпущенной Банком России в честь 100-летия Русского музея.

Почему же этот сюжет был так популярен в свое время? Возможно, ключом к разгадке является религиозно-мистическое прочтение сюжета, которое прослеживается в приведенных выше строках из азбуки. Для православного героя это клеймо было очевидной метафорой дьявольской печати.

Священная война

Отечественная война 1812 года в каком-то смысле была для россиян религиозной войной. В Европе того времени хватало проповедников, которые трактовали события сначала Великой французской революции с ее культом безбожия и отделением церкви от государства, а затем и военные успехи Наполеона как свидетельство грядущего Апокалипсиса. Бонапарту в этой теории отводилась очевидная роль. Эта риторика быстро добралась до России.

6 декабря 1806 года, после начала Русско-прусско-французской войны, Святейший синод выпустил манифест, одной из задач которого было обосновать необходимость созыва военного ополчения. Французского императора в документе называли Антихристом и лже-Мессией, который «показывал презрение свое к пастырям святой Церкви Христовой», а теперь «угрожает потрясением православной греко-российской Церкви во всей чистоте ее и святости…»

Русское духовенство было обязано зачитывать этот манифест после литургии каждый воскресный и праздничный день. Аналогичное объявление было сделано и для католической паствы. И хотя через несколько месяцев, после заключения Тильзитского мира, манифест был отменен, он успел заложить недвусмысленное отношение российских обывателей к Бонапарту.

Свидетельством результатов проповеди может служить байка, описанная приятелем Пушкина Петром Вяземским в его «Старой записной книжке». Речь в ней идет о первой встрече Александра I и Наполеона в Тильзите, которая, как известно, состоялась на плоту посреди Немана.

«Когда узнали в России о свидании императоров, зашла о том речь у двух мужичков. “Как же это, — говорит один, — наш батюшка, православный царь, мог решиться сойтись с этим окаянным, с этим нехристем? Ведь это страшный грех!” — “Да как же ты, братец, — отвечает другой, — не разумеешь и не смекаешь дела? Наш батюшка именно с тем и велел приготовить плот, чтобы сперва окрестить Бонапартия в реке, а потом уж допустить его пред свои светлые царские очи”».

После вторжения французской армии Священный синод издал новый антинаполеоновский манифест, а во всех храмах империи читалась с коленопреклонением молитва об избавлении от супостатов, в которой были и такие слова: «Се враг, смущаяй землю Твою и хотяй положить вселенную твою пусту, возста на ны; се людие беззаконии собрашася, еже погубити достояние Твое, разорити честный Иерусалим Твой, возлюбленную Твою Россию; осквернити храмы Твои, раскопати алтари и поругатися святыне нашей».

Вышеупомянутый «Сын Отечества» перепечатывал переведенный с испанского «Гражданский катехизис» 1808 года, построенный в форме вопросов и ответов. Там были, например, и такие:

— Сколько он (Наполеон) имеет естеств?

— Два: сатанинское и человеческое.

— От чего происходит Наполеон?

Еще одним любопытным свидетельством эпохи стало письмо, написанное летом 1812 года на имя военного министра Михаила Барклая-де-Толли профессором библейской экзегетики и восточных языков Дерптского университета Гецелем. В своем послании ученый муж выводил из букв, складывавшихся во французскую титулатуру Le Еmpereur Napoleon, число зверя из «Откровения» Иоанна Богослова.

«Наполеон есть тот зверь, который в Апокалипсисе числом 666 означается», — подытоживал профессор, предлагая распространить его версию в армии «раздачею ли печатных листов на российском языке или только изустным от духовенства внушением». Толкование исправно распространялось полковыми священниками среди солдат 1-й Западной армии по приказу военного министра.

Не дремало и народное творчество — множество примеров надругательства оккупантов над православными святынями породило такой жанр, как сказки про Наполеона. В них французский император чудесным образом получал отпор при попытке поживиться в Троице-Сергиевской лавре, Чудовом монастыре и других священных местах. Разумеется, в такой обстановке у подданных русского императора просто не могло зародиться сомнений в правдивости истории о крестьянине, который избавился от «клейма Антихриста» отсечением руки.

Источник

Оцените статью
Своими руками