- Гидрокрыло на лодочный мотор – поэтапный процесс монтажа
- Общие сведения
- Технические характеристики
- Как устанавливается
- Для чего необходимо использовать гидрокрыло для лодочного мотора
- Принцип действия
- Двигательные установки судов на подводных крыльях
- Два основных типа гидрокрыльев
- Плюсы
- Классификация гидрокрыльев по мощности
- Способы управления подводными крыльями
- Преимущества и недостатки использования
- Установка
- Правильный выбор гидрокрыльев
- Минусы
- Поэтапный процесс монтажа гидрокрыла на лодочный мотор
- Гидрокрыло cвоими руками
- Изготовление крыльев
- Советы и рекомендации по эксплуатации гидрокрыльев для лодочного мотора
- Техника — молодёжи 1960-10, страница 46
Гидрокрыло на лодочный мотор – поэтапный процесс монтажа
Современную рыбную ловлю уже нельзя представить без хорошего плавательного средства, в частности моторной лодки.
Именно она позволяет рыбаку существенно сократить время, чтобы добраться в конкретное место, и уровень комфорта при наличии такого аппарата значительно повышается.
Зачастую, такие средства передвижения оснащаются подвесным мотором, мощность которого варьируется от 15 до 50 л. с. и свыше.
Чтобы усовершенствовать технические характеристики лодочных двигателей, инженеры разработали специальное приспособление – гидрокрыло.
Конечно, при всех своих достоинствах, это изобретение имеет и свои недостатки. Прежде, чем устанавливать гидрокрыло, желательно изучить все его нюансы.
Общие сведения
Антикавитационные крылья для подвесных моторов можно было встретить в Индийском океане, в Центральной Европе на различных водоёмах, на Балтике, на Великих озёрах, в Индийском океане, в общем, везде, где есть открытая вода. На первый взгляд, эта модификация кажется странной, однако, разобравшись, всё становится до предельного просто.
Многие любители моторных лодок, особенно надувных, порой задумываются об улучшении своего транспортного средства. Бывают ситуации, когда видишь похожее плавсредство с подобным мотором, но она быстрее выходит на глиссирование, причём с хорошим управлением, да и по воде она идёт проще. Вот тогда хозяин лодки и начинает думать, что же не так с его транспортом, и в чём такая разница при практически аналогичных характеристиках двигателя.
А дело вовсе не в лодке, а специальном оборудовании – гидрокрыле. Такие крылья бывают двух видов: монокрыло и стандартное гидрокрыло.
Технические характеристики
Чаще всего гидрокрылья для лодочных моторов изготавливают из высокопрочной пластмассы или алюминия. Площадь конструкции зависит от мощности двигателя и гидродинамических свойств корпуса. На лодках ПВХ с мягким дном подводные крылья для подвесного мотора должны иметь большую подъемную силу. Владельцы плавсредств предпочитают использовать монокрылья. Они проще в установке, а лодка проще управляется.
Для лучшего удержания судна на курсе на нижней поверхности крыла оборудуют продольные ребра. Они удерживают поток воды в нужном направлении и не дают ей расплываться в стороны. Крыло для троллинга имеет больший угол атаки для создания дополнительного сопротивления и вместе с тем обеспечивает хорошую управляемость.
Плоскость крыла не должна иметь изгибов и вмятин, т.к. любое нарушение геометрии изделия ведет к изменению распределения сил, возникающих при набегающем потоке. А это все отражается на гидродинамических характеристиках плавсредства.
Как устанавливается
Крепление гидрокрыла в большинстве случаев осуществляется на антикавитационной плите. На некоторых подвесных двигателях предусмотрено штатное место для монтажа. При установке монокрыла, проекция винта должна располагаться на самом широком месте конструкции. Не рекомендуется устанавливать крепеж с выступающими головками.
Конструкция может крепиться к плите как болтами, так и надеваться на нее с последующей фиксацией крепежными элементами. Для получения наибольшего эффекта, гидрокрыло должно быть продолжением днища лодки. Глубина его расположения регулируется высотой установки двигателя на транце. При нахождении на малой глубине будет срыв потока и захват воздуха из-под днища лодки или крыло не будет выполнять свои функции при слишком большом заглублении. В процессе поворота двигателя оно не должно касаться корпуса лодки.
Для чего необходимо использовать гидрокрыло для лодочного мотора
Эта полезная модификация в основном влияет на режим глиссирования, поэтому ставить его рационально только для улучшения этого показателя. Как для мощных двигателей, так и для слабых (меньше 10 л. с.) устанавливать его смысла нет.
Глиссирование (глисс) – это движение чего-либо, при этом оно скользит по поверхности воды за счёт скорости и коэффициента трения.
Помимо всего вышесказанного, гидрокрыло поможет сократить расход горючего, предотвратит кавитацию при резких поворотах, а особая форма поможет легче стартовать.
Принцип действия
Подводные крылья – это устройства, входящие в конструкцию корпуса корабля, выполненные в виде крыльев (отсюда и название). Их основным назначением является уменьшение силы трения и сопротивления воды, корпусу корабля, а также уменьшение осадки судна. Принцип действия подводных крыльев, аналогичен крыльям летательных аппаратов. При больших скоростях, за счет изгиба крыла, корабль поднимается над водой. Погруженными остаются лишь крылья и двигатели. Оптимальная сила выталкивания судна зависит от его скорости. Так как плотность воды больше плотности воздуха в 800 раз, то и площадь крыла, как и скорость корабля, при той же силе выталкивания, что и у самолета, будет меньше в 800 раз.
Подобные суда способны перемещаться по воде в двух режимах:
- В режиме обычного корабля. Каждый тип судна на подводных крыльях имеет расчетную скорость, при которой выталкивающая сила поднимает корпус корабля над водой (аналогично взлетной скорости самолета). До достижения этой скорости, судно погружено в воду, в соответствии с законом Архимеда. При этом сильно увеличивается осадка, так как крылья увеличивают ее. Для решения этой проблемы, применяются складные крылья и поднимающиеся винты.
- В режиме судна на подводных крыльях. Достигая скорости выталкивая, корабль поднимается над водой, за счет уменьшения силы трения, скорость резко возрастает, а осадка становиться минимальной.
Существуют два основных типа подводных крыльев:
Крыло частично погруженное в воду. При увеличении площади соприкосновения с водой подобных крыльев, увеличивается и создаваемая ими выталкивающая сила. Благодаря этому свойству, судно более устойчиво при возникновении волн. Для улучшения плавности движения корабля при сильном волнении, частично погруженные крылья можно оснастить закрылками с автоматическим управлением.
Полностью погруженное (U-образно) крыло. Управление выталкивающей силой при полном погружении крыла в воду, осуществляется путем изменения угла атаки (поворот крыла целиком) или отклонением закрылок, которые расположены на неподвижном крыле, вдоль задней кромки. Регулирование положения судна над водой, обеспечивается системой автоматического управления. Компьютер управления, отслеживает положение судна и автоматически осуществляет его балансировку.
Подводные крылья могут располагаться по-разному, как относительно друг друга, так и относительно корпуса судна.
Всего существует три типа, применяемых в практике, компоновок подводных крыльев:
- Расположение крыла аналогично авиационному (самолетная компоновка). При таком положении, крыло больших размеров (главное), расположено перед метацентром корабля, а крыло меньших размеров (второстепенное), находится позади центра тяжести. Крылья такого типа применяются на малых судах, с небольшой осадкой.
- Расположение крыла по схеме – «утка». Такая конструкция предполагает размещение меньшего крыла перед основным (напоминая по форме утку). Применяются аналогично «авиационным».
- Тандемная схема. Тандемные крылья равнозначны между собой и расположены спереди и сзади метацентра судна, на одинаковом от него расстоянии. Подобная схема используется в конструкции крупных, мореходных судах на подводных крыльях.
Двигательные установки судов на подводных крыльях
Для выхода на глиссаду (то есть достижения скорости, достаточной, что бы «встать» на крылья), судно должно обладать мощным двигателем. На судах с подводными крыльями применяются двигатели внутреннего сгорания (дизельные) и газотурбинные установки. Совместно с ними применяются водометные и винтовые движители. Крупнотоннажные суда оснащаются движителями обоих типов, переключающихся в зависимости от режима движения корабля, чаще всего они приводятся в действие газотурбинными установками.
Два основных типа гидрокрыльев
Гидрокрылья бывают двух видов:
- Монокрыло – выполнено как единая пластина;
- Стандартное – две пластины.
Крылья ещё могут быть разделены на типы по мощности: 25-30, до 50, свыше 50 л.с.
Первый тип крыльев рекомендуется устанавливать на моторы средней и большой мощности. Это связано с нагрузкой на двигатель во время выхода в режим глиссирования.
Плюсы
- Ускоренный переход в режим глиссирования. Эксперты подсчитали, что сокращение времени в среднем происходит примерно на 15-20%.
- Улучшается курсовая устойчивость судно, благодаря повышению площади антикавитационной плиты. Это позволяет более четко контролировать поведение лодки на воде.
- Отсутствует излишнее задирание носа лодки. Особенно это хорошо чувствуется при увеличении количества оборотов двигателя.
- Повышается общая комфортность лодки.
- Гидрокрыло не даёт воздуху попадать в крутящий механизм, что может косвенно повлиять на него (небольшой прирост мощности и снижение количества потребляемого топлива).
- В целом список положительных особенностей достаточно внушителен, однако, как и у любого оборудования — есть и свои недостатки, о которых просто нельзя не упомянуть.
Классификация гидрокрыльев по мощности
Не стоит ставить гидрокрыло, если мощность двигателя меньше 6 л.с., ведь в этом случае её эффективность сводится к нулю. На моторы с мощностью выше 50 лошадиных сил тоже не стоит его устанавливать. Лучшим вариантом для монтажа гидрокрыла является двигатель с мощностью 12 (+-4) лошадиных сил, ведь на скорость – это ощутимо не повлияет, но значительно улучшит характеристики лодки.
Как уже говорилось, гидрокрылья делятся на типы по мощности мотора:
- Первая группа – до 25 лошадиных сил:
- Вторая группа – 25-50 лошадиных сил;
- Третья группа – больше 50 лошадиных сил;
Способы управления подводными крыльями
Управление выталкивающей силой на судне с подводными крыльями осуществляется изменением угла атаки крыла, либо закрылками. В настоящее время, все системы управления – автоматизированы. Оператор производит лишь грубое управление – поворот, замедление и ускорение судна, а стабилизацию движения обеспечивает центральный процессор управления судном. Получая информацию о положении судна с датчиков, он передает сигналы на изменение угла атаки крыла или закрылок. Удерживая судно в заданном оператором положении. Для глиссеров применяются только самые быстродействующие процессоры и датчики, так как время прохождения и обработки сигнала на больших скоростях, должно быть минимально.
Преимущества и недостатки использования
После установки такого крыла на мотор, владелец получит:
- Время выхода на глиссирование сократится на 15%;
- Более стабильный ход надувной лодки;
- При резком увеличении оборотов двигателя нос задирается не так сильно.
- Устойчивость лодки улучшится, из-за увеличения площади антикавитащионной плиты. Это улучшит также и контроль поведения судна;
- Из-за отверстий, которые находятся спереди у крыльев, туда попадает воздух и создаётся эффект «воздушной подушки», что уменьшает контакт лодки с водой;
- Создаётся возможность не терять скорость при резких поворотах;
- Комфорт при эксплуатации плавсредства.
Минусы при эксплуатации гидрокрыла также есть:
- Ненамного упадёт максимальная скорость;
- Нужно будет вырезать, если попадёте в сети;
- Засорение гребного винта тоже имеет место быть, особенно на мелководье. Крыло частично перекрывает доступ к нему, что мешает очистке;
Установка
Установка крыльев процедура быстрая и совсем несложная. Из инструментов понадобиться только дрель и ключ шестигранник:
- Примеряем крылья.
- Размечаем отверстия (все помним, чем дырка отличается от отверстия).
- Разметив четыре отверстия берем дрель и аккуратно сверлим (если в школе по труду было не ниже 3, то все должно получиться).
- Ставим крылья на кавитационную плиту и крепим с помощью предлагающихся болтов и гаек (ключ шестигранник найдётся у любого, наверное).
Ставим крылья на кавитационную плиту и крепим с помощью предлагающихся болтов и гаек
Правильный выбор гидрокрыльев
Правильный выбор антикавитационных крыльев напрямую зависит от мощности вашего мотора. Если ваш двигатель выдаёт до 50 лошадиных сил, то для него лучше использовать монокрыло. Связано это, конечно же, с формой крыла. Что касается фирм, то здесь выбор остаётся только за хозяином лодки. Один из популярных журналов, выпускаемый в Германии, провёл небольшой тест, который поможет понять что же представляет из себя антикавитационное крыло и выбрать лучшую, на ваш взгляд, марку.
Проводился тест на РИБе длиной 4,5 метра. Мощность его двигателя – 40 л.с. В тесте принимали участия 4 вида антикавитационных крыльев разных фирм. Общей вес на судне был следующим: 2 человека и 140 кг на всю лодку. Тестерами дополнительный вес перемещался по моторной лодке для того, чтобы создать ситуацию перегруза.
Главными критериями, по которым оценивались крылья, были: разгон до 30 км/ч, расход горючего и скорость лодки. В ходе теста были испытаны такие модели крыльев, как Attwood, AttwoodKlein, Doelfin, Lalizas. Коротко расскажем о результатах:
- AttwoodGross – эта модель не подошла мотору. Достаточно быстро судно вышло на глисс, но максимальная скорость уменьшилась почти на 6 км/ч!
- AttwoodKlein – отличное решение для маленького судна. За счёт антикавитационного крыла мотор выдавал больше оборотов, что позволило уменьшить время разгона. Прожорливый двигатель начал потреблять меньше топлива при 3300 оборотах в минуту. Общая скорость немного уменьшилась, однако, взамен получили быстрый разгон и выход на глисс.
- Doelfin – лучший результат показали именно крылья, от производителя Davis. Они меньше всего уменьшили скорость лодки и быстрее вывели её на глисс. Однако расход горючего был немного увеличен.
- Lalizas – небольшие крылья, близкие по характеристикам к AttwoodKlein. Подойдут для маленького судна с подвесным мотором.
Не следует устанавливать гидрокрыло для моторов, чья суммарная мощность не превышает 6 л.с. Вся эффективность и польза от гидрокрыла на очень слабом моторе сводится к нулю. Вы не получите ни быстрого выхода на глисс, ни быстрого разгона с места.
Для моторов, которые стремятся поставить лодку в позу кобры или на дыбы. В этом случае гидрокрылья будут как нельзя кстати. За счёт них носовая часть лодки меньше задирается, ведь посадка судна выравнивается, а при старте оно идёт более плавно.
Для экономии топлива. Большинство гидрокрыльев, которые помогают лодке быстрее выйти на глиссирование, экономят горючее. Исключением являются только те модели, которые меньше всего влияют на максимальную скорость. Такие крылья могут незначительно увеличить расход топлива, однако, основной эффект (глисс) у них практически одинаковый.
Идеальным является монтаж гидрокрыла для мотора с мощностью в 8-12 л.с. В таком случае эффект будет максимальным: скорость лодки незначительно уменьшится, однако, экономия топлива будет заметна, так же как и время выхода в режим глиссирования, а выравнивание посадки позволит лодке быстрее стартовать.
Учитывайте угол атаки. Для двигателей с небольшой мощностью угол атаки, в принципе, не важен, но для быстрых килеватых лодок гидрокрыло окажет выравнивающие воздействие и может увеличить угол атаки, что позволит судну быстрее и легче выходить на глисс.
Минусы
- Опытным путем было установлено, что максимальная скорость лодки снижается в среднем на 5-7 км/ч. Возможно, для кого-то это не является существенным минусом, но обратить внимание на него стоит.
- Многие рыбаки сталкиваются с проблемой засорения гребного винта. Особенно это актуально для тех, кто плавает по мелководью. Разнообразная растительность быстро наматывается на рабочий орган лодочного двигателя. К сожалению, гидрокрыло может мешать очищению, так как частично усложняет доступ к винту.
- Для моторов малой мощности, установка данной модификации может не принести абсолютно никаких результатов, равно как и сверхсильным двигателям. Поэтому прежде чем приобретать гидрокрыло, следует оговорить возможность его установки, прочитать инструкцию. В данном случае очень важен ответственный подход к делу.
Поэтапный процесс монтажа гидрокрыла на лодочный мотор
Установить крыло на мотор надувной лодки не составит особого труда, если вы имеете хотя бы небольшие знания о моторе и его строении. Нужно знать что такое антикавитационная плита, ведь на неё устанавливается крыло. Для установки, многие опытные рыбаки и гонщики используют комплекты, наподобие SportClip. В качестве альтернативы можно просто сделать отверстия для болтов, но в таком случае, неосторожное действие может повредить пластину. Поэтому будем использовать крепления.
Придётся подумать о том, где правильней будет сделать отверстия под болты в антикавитационной плите, чтобы гидрокрылья расположились симметрично.
Все работы производятся на открытом воздухе в хорошую, тёплую погоду либо в хорошо отапливаемом помещении, при температуре
18 градусов. Для начала нужно удалить жир с поверхности плиты, протереть пыль и убрать ненужную смазку. После того как она полностью высохнет, приклеиваем специальные прокладки. Тёплая температура воздуха улучшит качество приклеивания и поможет прокладке более плотно прилечь к поверхности.
Далее ставится верхняя пластина, потом нижняя часть всего комплекта, которая скрепляется болтами с четырёх сторон. Болты закручиваются по часовой стрелке, друг за другом. В комплекте вместо болтов есть шайбы, они тоже используются в качестве крепления.
Гидрокрыло cвоими руками
Многие рыбаки и гонщики предпочитают сделать этот девайс своими руками, дабы сэкономить дополнительные деньги. Благо, сделать его самому достаточно просто, если вы умеете работать руками. Способов сделать такое крыло великое множество, разберём один из них:
В качестве материала используется полотно совковой лопаты (можно пластиковой). Оно обладает хорошей прочностью, имеет подходящую форму и легко режется болгаркой.
Сначала нужно отсоединить полотно от черенка и убрать продолжающуюся бороздку. Она будет служить проёмом под винтовую часть мотора. Далее нужно измерить ногу мотора; полученные результаты должны быть точными для более плотного прилегания крыла. После чего необходимо сделать отверстия для крепежа полотна к антикавитационной плите.
Насадка на болгарку должна быть для резьбы. Закругляем острые углы, они нам не нужны. С той стороны, где полотно будет крепиться к винтовой части, нужно обрезать перпендикулярные грани под углом 20-30 градусов, а другую сторону оставить прямой, удалив углы. Контур конструкции должен быть обтекаемый.
Если у лопаты изначально вогнутые края – выпрямляем их с помощью молотка; в случае с пластиком их лучше удалить. Многие предпочитают вырезать антикавитационное крыло издюрали, такой способ можно без труда найти на просторах интернета.
Изготовление крыльев
Для изготовления крыльев используется металлическая труба диаметром 500—530 мм, длиной 1550 мм со стенкой 10—12 мм. Из трубы автогеном вырезают полосы шириной по 130 мм.
Для изготовления комплекта крыльев нужны:
- для переднего крыла: одна полоса длиной 1550 мм на крыло; две полосы на опорные стойки по 450 мм; две стойки из листового железа размером 200X60X2,5 мм и опорная пластина на подкос 150 X 45 X 2,5 мм;
- для заднего крыла: полоса на крыло длиной 1350 мм; две полосы на опорные стойки по 350 мм; один опорный подкос из листового железа 200X60X2,5 мм и опора к нему. Опорные подкосы устанавливаются под углом, указанным на чертеже.
Для подкрепления бортов под передним и задним крыльями необходимы четыре листа дюралюминия толщиной 3 мм по высоте борта и величине шпации и 4-миллиметровые дюралюминиевые заклепки, которыми листы приклепываются к шпангоутам и стрингерам. Транец лодки вырезают до высоты 260 мм на ширину 300 мм так, чтобы мотор свободно поворачивался и верхняя лопасть винта находилась не выше 30—40 мм над задним крылом.
Транец усиливается листом дюралюминия толщиной 3 мм, приклепанным к угольникам — стойкам транца.
Для обработки крыльев делается приспособление из швеллера № 10 длиной 1300 мм. Высота полок должна обеспечить касание уложенной в него полосы крыла в трех точках, что обеспечит хорошее и точное крепление полосы при обработке ее фрезой.
Заготовка крыла, уложенная в швеллер, закрепляется планками и обрабатывается до ширины 120 мм, а затем фрезеруется на плоскость с вогнутой стороны до толщины около 7 мм так, чтобы кромки были острыми. От точности и чистоты обработки полос зависит ходовое качество крыла.
Обработанные полосы изгибают по шаблонам с углами, указанными на чертеже, в холодном или горячем состоянии под прессом. Изгиб должен быть точным, чтобы получились одинаковые углы атаки по размаху крыла.
Крылья со стойками собирают по заранее заготовленному шаблону с учетом кривизны и наклона бортов лодки (во избежание подгонки после сварки). Места сварки зачищают, а крыло, если оно сделано не из нержавеющей стали, хромируют или лудят; краски на крыле держатся слабо, а без покрытия крылья быстро ржавеют.
Советы и рекомендации по эксплуатации гидрокрыльев для лодочного мотора
Если ваше судно быстро выходит на глисс, то крылья, в общем-то, не нужны. Однако при хорошем дифференте на корму или лишней кормовой центровке плавстредства либо нехватки лошадиных сил двигателя, гидрокрылья могут решить проблему с выходом в режим глиссирования. Также они призваны улучшить устойчивость лодки, особенно при буксировании.
Максимальная скорость немного снизится (на сколько именно зависит от особенности конструкции модели выбранных крыльев). На рынке есть множество разных моделей моноплитных крыльев. Суть их использования не меняется, но из-за более высокой площади смоченной поверхности, своей формы и менее хорошим удлинением, при использовании их потребление горючего может увеличиться.
Если вы решили сделать гидрокрыло своими руками, в качестве материала хорошо подойдёт обычная совковая лопата. Нужно постараться вырезать наиболее симметричную и обтекаемую форму, а края округлить и зачистить. Для того чтобы закрепить его на антикавитационной плите, достаточно просверлить отверстия под болты.
Устанавливать же гидрокрылья или нет, решать вам.
Техника — молодёжи 1960-10, страница 46
ЛОДКА НА КРЫЛЬЯХ
Большая скорость на воде— аветная мечта и работников транспорта и люби-«елей водно-моторного спорта.’ Но как ее достичь? Группа конструкторов и рабочих аавода «Красное Сормово»: М. Короткое, А. Некоркин, В. Булаткии и В. Шадрин — изготовила и испытала модель дюралевой лодки с несколькими вариантами подводных крыльев.
Уже иа первых испытаниях проявились преимущества лодки на подводных крыльях. С мотором «Москва», имея иа борту 3 пассажиров, она развила скорость 40 км/час. А лодка без крыльев при тех же условиях проходит только 26 км в час. Убедительная разница!
Крылья делаются съемными, причем снимать И устанавливать их можио как иа суше, так и иа воде.
Соединять плоскости крыльев со стойками можио с помощью сварки, ааклепок или другим способом. Поверхность плоскостей и стоек крыльев, находящаяся под водой, должна быть тщательно обработана и отполирована.
Монтаж крыльев проивводится в следующем порядке: лодка устанавливается вверх днищем так, чтобы киль занимал горизонтальное положение я лодка не имела бы крена. В первую очередь выставляется кормовое крыло, ввтем — носовое. Каждое крыло временно крепится к корпусу с точным соблюдением расстояний от транца и киля, угла атаки (плоская поверхность крыла параллельна килю) и симметрии относительно корпуса. После втого к корпусу приклепываются башмаки и угольники, и в них просверливаются отверстия для стоек и окончательно вакрепляется крыло.
Чтобы гребной винт при ходе лодки иа крыльях погружался достаточно глубоко, в транцевой доске делается вырез. При вксплуатации лодки без крыльев вырез в_ транце крывается вставкой.
Так как носовое крыло шире самой лодки, над ним устанавливается легкое трубчатое ограждение.
В первую поездку проверяются ходовые качества лодки и определяется наивыгоднейшее
расположение пассажиров во время выхода иа крылья. Если лодка ие выходит на крыльа, то нужно проверить правильность нх установки.
Другая конструкция лодки на подводных крыльях опнсвив в номере 3 журнала «Техника — молодежи» за 1959 год. До-
П СОФИЯ Ь КОРМОВОГО КРЫЛА
стоинство иов ж лодки заключается в том. что для нее взяли корпус серийной мотолодки, а ие полуглиссирующей типа «Мир», и к нему приделали крылья. После втого лодка увеличивает скорость в полтора раза.
Л. КОМЯГИНА, инженер
КАК САМОМУ СДЕЛАТЬ КРЫЛЬЯ ДЛЯ КАТЕРАТ
Подводное крыло должно иметь точно выдержанный профиль, заданные рас» четные размеры, как можно более гладкую поверхность и необходимую прочность.
Нержавеющая сталь — лучший материал для подводных крыльев. Почти так же хороши крылья, сделанные из бронзы. идущей и изготовление водных винтов. Эти материалы не требуют покрытий и прочны, но малодоступны.
Крылья могут быть изготовлены также из алюминиевого сплава. Чтобы нх отлить, делают деревянную модель. Но онн ■требуют такой же тщательной защиты от корровни, как и изготовленные ив простой стали.
Можио сделать крылья сегментного профиля. В втом случае вырезают .ив стальной трубы подходящего диаметра полосу нужной ширины н нижнюю часть ее опиливают, чтобы получилась плоскость. Этот способ был предложен инженером С. Тнайиом.
Если нет толстостенных труб большого диаметра, можио сделать крыло из заготовки, вырезанной из толстого листа, обработав ее иа строгальном или фрезерном станке. Для втого изготавливают шаблон и укрепляют его на торце заготовки.
Можно также крыло любого профиля получить ив полосы-заготовки увеличенной ширины. Ее сворачивают в кольцо, сваривают концы и обтачивают на токарном станке. П >сле окончания механической обработки и тщательной полировки профиля кольцо разрезается и осторожно, так, чтобы не повредить формы профиля, распрямляется. Прн разгибании кольца профиль немного нвменится, но величина отклонения будет невелика.
Крыло может быть нвготовлено пустотелым из тонкого листа. Заготовка для спиики выколачивается вручную или прокатывается на знг-машиие до получения нужного профиля. Концы для сварки запиливаются. Нижняя н верхняя заготовки свариваются и опиливаются вруч иую Вместо сварки при хорошей подгонке их можио спаять медным припоем с помощью паяльной лампы.
Возможно изготовление крыльев из текстолита, из бакелизироввниой фанеры, так называемого «понтоииикв», на плексигласа, винипласта и из других подобных материалов.
Источник