Рабочая программа кружка «Умелые руки»
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа кружка «Умелые руки» предназначена для обучающихся 5 класса. Основным разделом является работа с бумагой и знакомство с различными техниками: аппликация, квилинг, торцевание. вытынанки и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruki.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Игоревская средняя школа»
Холм–Жирковского района Смоленской области
по кружку «Умелые руки» для 5 класса
на 2018/2019 учебный год
Виноградова Людмила Михайловна
высшей квалификационной категории
ст. Игоревская, 2018 г
Рабочая программа учебного кружка «Умелые руки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта полного общего образования, планируемых результатов полного общего образования и авторской программы. УМК: Ю.Л. Хотунцов, В.Д. , Симоненко. Согласно учебному плану МБОУ «Игоревская СШ» на изучение отводится 34 часа.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Программа разработана на основе Примерной программы внеурочная деятельность школьников. Программа кружка «Умелые руки» разработана для занятий с обучающимися 5 класса (1 час в неделю, 34 ч. в год) в соответствии ФГОС основного общего образования второго поколения. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. В программу включен раздел- работа с бумагой. Познакомить обучающихся с интереснейшим материалом и что можно из бумаги изготовить.
Цель : воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
-научить детей основным техникам изготовления поделок-сувениров;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
-развивать пространственное воображение;
-осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
-воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
-добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
-учить самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция.
-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
-способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Формирование представлений о материальной культуре как предмете предметно-преобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приоритет отдается активным формам преподавания:
— Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
— Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
— Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина;
— Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- свойства и возможности бумаги и картона как материалов для
- основные приемы работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание;
- различные техники работ из бумаги (аппликация, квиллинг,
торцевание, фигурное вырезание, оригами, плетение);
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
- выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата.
- располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа.
- работать нужными инструментами и приспособлениями (ножницами, клеем, кисточкой);
Кроме того, учащиеся смогут развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера, творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.
Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями. Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях кружка.
Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Содержание рабочего места. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе.
Моделирование. Знакомство с видами моделирования. Плоскостное моделирование.
Практическая работа. Освоение навыков работы с разными инструментами. Изготовление изделий по образцу (шаблону). Выбор эскиза, выполнение работы по собственному замыслу .
Аппликация. Знакомство с видами аппликации. Плоская, объемная аппликация.
Практическая работа. Выполнение творческих работ.
Фигурное вырезание. Знакомство с техникой вырезания вытынанок.
Практическая работа. Освоение приёмов техники художественного вырезания. Умение работать с разными инструментами, ножом для вырезания вытынанок. Бумажные узоры (выбор шаблона, творческая работа). Художественное вырезание (выбор эскиза, шаблона, работа над композицией).
Оригами. Знакомство с техникой оригами. Просмотр презентации.
Практическая работа. Основные приёмы. Базовые формы «треугольник», «блинчик». Изготовление фигурок в технике оригами.
Плетение. Знакомство с техникой плетения из газетных трубочек.
Практическая работа. Выполнение поделок с использованием техники плетения.
Торцевание. История возникновения техники торцевания. Просмотр презентации.
Практическая работа. Знакомство с новой техникой обработки бумаги. Изготовление деталей. Размещение деталей по выбранному силуэту. Плоскостное торцевание (выбор эскиза, изготовление деталей, работа над композицией).
Квиллинг. История бумажной филиграни. Просмотр презентации. Знакомство с техникой бумажной филиграни – квиллинг. Свойство бумаги. Разнообразие бумаги, её виды. Материала и инструменты.
Практическая работа. Основные приёмы. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» Элементы квиллинга, выполнение ажурных элементов. Основные формы «завитки». Конструирование из основных форм. Изготовление цветов в технике квиллинг. Выполнение декоративных работ, украшенных «бумажной филигранью».
Работа с картоном. Свойства картона. Сравнение свойств картона и бумаги.
Практическая работа . Выполнение коробочки из картона для сувенира.
Бумажные фантазии. Самостоятельная работа учащихся в применении освоенных техник художественно-прикладного творчества.
Итоговое занятие. Выставка творческих работ .
Источник
Кружок Мастерская Самоделкина 5-7 класс
Программа утверждена на Согласовано Утверждаю
педагогическом совете № 1 _________2015 г. _________2015 г.
от______2015 г. Заместителем директора школы Директор школы_______В.В.Алексеев
( для детей среднего школьного возраста, срок реализации 1 год)
Лихачева Елена Николаевна
Учитель физики и информатики
МОУ «Керебелякская ООШ им. И.Осмина»
«Есть жажда творчества, уменье созидать,
На камень камень класть, вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с тобой, с своей эпохой вровень,
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник
Весь мир вместить в дыхание одно.
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не могли.»
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно — прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Курс кружка “Мастерская Самоделкина” вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель кружка – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности .
Программа рассчитана на 1 час в неделю
34 учебные недели х 1 часа в неделю = 34 часа в год
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Мастерская Самоделкина”
о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
что такое деталь (составная часть изделия);
что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибание и по шаблону;
способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
различать материалы по их назначению;
различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
читать простейший чертёж (эскиз);
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
анализировать предложенное учебное задание;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
выбирать темы для практических работ;
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения;
доказывать своё мнение.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства;
в области композиции, формообразовании;
о проектной деятельности.
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала).
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше — это «что-то» нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача — создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.
Поделки из бумаги и картона (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Поделки из газетных трубочек. Искусство квиллинга. Цветы из гофрированной бумаги. Копилка из газеты. Забавные самоделки в технике модульного оригами.
Поделки из ткани (10 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Шитье игрушек,юбки,подушки.
Поделки из различных материалов (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Поделки из ниток. Лепка из соленого теста. Поделки из бисера. Декупаж шкатулки. Плетение браслета. Выставка работ.
1. Анна Зайцева «Искусство квилинга» — М., 2012 г.
2. Проснякова Т.Н. «Цветы», «Деревья» — М., 2007 г.
3. Юртаковы Алина и Людмила «Игрушки из бумаги» — М., 2012г.
5. Ирина Жукова «Забавные самоделки в технике модульного оригами» — М., 2013 г.
6. Гришина Н.И. и др. «Поделки из природных материалов» — М., 2011 г.
7. Татьянина Т.И. «Бисер, забавные животные» — С-П., 2011г.
8. Ликсо Н.Л. « Бисер» — М., 2011г.
9. Виктория Сейш «Поделки из шариков» — М., 2006 г.
10. Гришина Н.И. и др. «Поделки из ткани» — М., 2010г.
11. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс , 2006г.
В работе используются материалы из журналов, с интернет-сайтов
кружка «Умелые руки» (1 час в неделю)
Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Знакомство с материалами
Источник