Расписываем кружку и подпеваем
Весна пришла! Поют. КОТЫ!
В отличие от людей, коты и кошки не скрывают своих чувств и порывов. Их не волнует, есть ли у них слух и голос, будет ли их кто-то слушать. Душа просит петь и они поют. Если у вас тоже поет душа, а руки просят сделать что-то весеннее и позитивное, я предлагаю взять краски по керамике и расписать свою любимую кружку.
Я не ставлю перед собой задачу научить вас, как получить конкретную вещь. Мне хочется описать технологию, с помощью которой вы сможете сделать что-то «свое». В ходе мастер-класса я подробно расскажу о том, какими материалами пользуюсь и какие этапы вам нужно будет пройти, если вы захотите расписать свою кружку. Необязательно использовать те же самые краски, важно, чтобы они были запекаемыми (не акрил). Рисунок на кружке может быть любым, но я, конечно, буду рисовать своих любимых котов.
- Для работы нам потребуется:
- Кружка керамическая.
Кружка для росписи может быть любого цвета, формы и размера. Важно чтобы на ней изначально не было никакого рисунка. Я буду расписывать белую керамическую кружку специальной формы, напоминающей туловище кота с лапками и хвостом-ручкой. Такие кружки иногда можно встретить в сувенирных магазинах или в интернет-магазинах, торгующих сувенирной продукцией.
- Краски для росписи.
Опыт показывает, что те контуры и краски, которые не требуют запекания, оказываются очень неустойчивыми и расписанную ими посуду нельзя использовать по назначению. Поэтому я рекомендую использовать специальные запекаемые краски, которые можно обжигать в обычной домашней духовке при температуре 150-180 градусов. Такие краски дают яркий и стойкий рисунок и посудой, расписанной ими, можно пользоваться по назначению много-много лет. Единственное ограничение – расписанную посуду нельзя мыть в посудомоечной машине. Кроме того, не рекомендуется, чтобы рисунок, нанесенный такими красками, соприкасался с пищей, поэтому расписывать можно только внешнюю сторону изделия.
С точки зрения того, что используется в качестве связующего в основе красок, все краски по керамике можно условно разделить на две группы: водорастворимые и те, для работы с которыми требуется специальный растворитель. Первые более удобны в работе, т.к. вам не нужно заботиться о том, чем мыть кисти или как исправить допущенную на этапе росписи помарку – кисти и рисунок до обжига легко смываются водой. Однако я в своей работе обычно использую краски итальянской фирмы Maimeri серии Idea Forno Casalingo на масляной основе. Эти краски лучше ложатся на поверхность кружки, дают более яркие цвета и очень стойкий рисунок (при соблюдении правил обжига).
- Растворитель (см на фото выше). Для красок на водной основе ничего специально не требуется – рисунок до обжига можно при необходимости смыть водой. Для других видов красок лучше всего покупать специальный растворитель того же производителя и той же серии, что и сами краски. Краски Idea также отлично смываются обычной жидкостью для снятия лака с ногтей.
- Лак. Для большей стойкости готовый рисунок можно закрепить лаком из той же серии, что и краски и затем снова обжечь.
- Спиртосодержащая жидкость. Потребуется для обезжиривания поверхности кружки.
- Кисти. Для росписи вам понадобятся несколько тонких кистей – натуральных (белка, колонок) или синтетических.
- Палитра. В качестве палитры удобно использовать сложенный в несколько раз кусочек пищевой фольги.
- Ватные палочки. Используются для закрашивания больших фрагментов росписи, а также для корректировки изображения в ходе работы.
2. Прежде чем приступать к росписи, я подготовила эскиз изображения, которое планируется нанести на кружку. Это будет веселый кот с гитарой.
3. Хорошенько вымойте кружку и насухо вытрите. Смочите ватный тампон в спиртосодержащей жидкости и протрите кружку. Поверхность нужно обезжирить, чтобы краска ложилась хорошо. Если нет спиртосодержащей жидкости, кружку можно тщательно вымыть обычным моющим средством. Этот этап очень важен.
4. Ватной палочкой наберите немного черной краски и нанесите на палитру. Тонкой кистью прорисуйте на кружке контуры будущего кота. Рисунок в процессе работы можно корректировать ватной палочкой, смоченной в растворителе. В принципе рисунок можно наносить и специальным карандашом, который рисует по стеклу.
5. Смешайте на палитре немного оранжевой и “индийской желтой” краски.
6. Наберите немного краски на ватную палочку и тампующими движениями нанесите основной тон туловища кота.
7. Не забудьте прокрасить хвостовую часть.
8. Смочите в растворителе ватную палочку и при необходимости скорректируйте контур рисунка.
9. Тонкой кистью черным цветом прорисуйте нос и мордочку кота.
10. Наберите на ватную палочку более яркий оранжевый цвет и добавьте коту немного полосатости. Затем тонкой кистью прорисуйте более светлым цветом ворсинки на шерстке.
11. Переходим к гитаре. Для нее нам понадобятся два основных цвета – светло-желтый и коричневый. В принципе, можно использовать готовые краски таких цветов, но более тонкие оттенки получатся, если смешать белую и индийскую желтую, а также оранжевую и черную краски. Смешиваем краски на палитре (рис.13, 14).
12. Ватной палочкой раскрашиваем светло-желтым корпус гитары, кистью прорисовываем коричневым боковую поверхность. Розетку (дырку) закрашиваем черным цветом. Белым цветом слегка прорисовываем колки на грифе. Струны пока не рисуем. Дело в том, что краски, положенные одна поверх другой при обжиге имеют тенденцию смешиваться и результат может оказаться непредсказуемым. Поэтому прорисовку более тонких деталей лучше оставить “на потом” и выполнить ее уже после первого обжига. Обычно все краски по керамике допускают повторный обжиг.
13. Коричневым цветом рисуем коту рот, а розовым (малиновый +белый) язычок.
14. Смешиваем на палитре синий и голубой цвета. Эти оттенки нам потребуются для глаз и птички.
15. Кистью прорисовываем глаза кота. Птичку расписываем сине-голубым цветом.
16. Переходим к прорисовке хвоста. Также добавляем ему немного полосатости за счет чередования более светлого и более темного оранжевого цвета. Полоски наносим ватной палочкой. Все, что вылезает за границы, убираем растворителем. Затем прорисовываем ворсинки по всей длине хвоста.
Наш кот практически готов. Не хватает усов и струн на гитаре, но эти детали будут прорисованы уже после обжига.
17. Для обжига можно использовать обычную духовку с датчиком температуры или аэрогриль. Обратите внимание на инструкцию на баночках с красками. Некоторые краски требуют того, чтобы краска высохла на воздухе в течение суток, после чего ее можно запекать. Краски Idea сушить необязательно. Готовую кружку ставим в ХОЛОДНУЮ духовку. Выставляем температуру 120 градусов и обжигаем кружку в течение 20 минут (если духовка долго разогревается, это время можно увеличить до 30-40 минут). Затем, не открывая духовку, увеличиваем температуру до 170-180 градусов и обжигаем еще 20 минут. После этого духовку можно приоткрыть, но кружку не вынимать до полного остывания.
18. Первый слой красок закреплен, можно переходить к более тонким деталям. После обжига можно смело рисовать поверх рисунка, не опасаясь того, что краски смешаются. Правда, возможности легко корректировать рисунок у вас уже не будет, т.к. растворителем пользоваться не стоит. Поэтому если что-то не получилось, убираем все, что можно сухой ватной палочкой, ждем высыхания красок (примерно полдня) и рисуем поверх. Белым цветом прорисовываем струны на гитаре, а также усы кота. Черным добавляем нотки.
19. Повторяем процедуру обжига, описанную в п.17.
20. Теперь рисунок для еще большей стойкости можно закрепить лаком. Обратите внимание, что лак должен быть также запекаемым. Обычные акриловые лаки здесь не подходят. Во избежание проблем лак должен быть той же фирмы и той же серии, что и краски. Лак наносим на изображение небольшой плоской синтетической кистью. Ватные палочки лучше не использовать, т.к. ворсинки могут остаться на кружке. Кисть, которую вы используете для лака, должна быть абсолютно чистой. Лучше для лака использовать отдельную кисть. Аккуратно прокрашиваем лаком только ту область, где есть рисунок. Лак при обжиге может слегка изменить цвет нанесенного под ним изображения, но обычно этот эффект очень незначительный.
21. Снова повторяем процедуру обжига, описанную в п.17. При этом следуем инструкции на баночке с лаком.
Ура! Наш кот готов!
Теперь можно заварить вкусного ароматного чаю или душистого свежего кофе и наполнить им кружку.
Источник
Программа кружковой работы: «Чудеса своими руками»
Выбранный для просмотра документ кружок.doc
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов “вперед иголку”, петельный шов, “через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами кружка являются:
— развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
— формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
— воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
— овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
— расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю
34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые ручки”
— о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
— о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
— название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
— правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
— что такое деталь (составная часть изделия);
— что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
— основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
— последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
— способы разметки: сгибание и по шаблону;
— способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
— виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
— находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
— наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
— различать материалы по их назначению;
— различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
— читать простейший чертёж (эскиз);
— качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
— безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
— выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
— выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
— анализировать предложенное учебное задание;
— организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
— экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
— обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
— выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
— выбирать темы для практических работ;
— формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
— выдвигать возможные способы их решения;
— доказывать своё мнение.
Игрушки — сувениры из бумаги и картона (22 часа)
Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Подарки, игрушки-сувениры.
Изготовление игрушек-сувениров из ниток (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. Болгарский сувенир “Куколки-мартинички”. Пушистые игрушки из ниток. Колобок. Мохнатый домовенок. Утенок.
Сувениры из ткани (32 часа)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов: “вперед иголку”, “петельный”, шов “через край”. Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Лошадка. Козлик. Лягушка.
Итоговые занятия (2 часа)
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” — М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” — М., 1998 г.
4. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” — М., 1984 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” — М., 1987 г.
6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” — М., 2008 г.
7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” — М., 1990 г.
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” — М., 2008 г.
9. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” — М., 1990 г.
10. Симоненко В.Д. “Технология” — М., 2001 г.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 56 часов в год.
Цель программы – научить ребёнка создавать поделки из цветной бумагой, используя различные техники: аппликация, оригами, плетение, модульное оригами, квиллинг, фриволите.
развитие:
— творчества;
— сенсорики, мелкой моторики рук;
— пространственного воображения;
— технического и логического мышления, глазомера;
— способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
— начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
— опытом практической деятельности по созданию поделок;
— способами планирования и организации досуговой деятельности;
— навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
— уважительного отношения к результатам труда;
— интереса к творческой и досуговой деятельности;
— практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Примерная рабочая программа кружка „Умелые руки” составлена руководителем кружка Дядькиной Светланой Николаевной.( berlin 8@ yandex . ru )
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 56 часов в год.
Цель программы — научить ребёнка создавать поделки из цветной бумагой, используя различные техники: аппликация, оригами, плетение, модульное оригами, квиллинг, фриволите.
— творчества;
— сенсорики, мелкой моторики рук;
— пространственного воображения;
— технического и логического мышления, глазомера;
— способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
— начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
— опытом практической деятельности по созданию поделок;
— способами планирования и организации досуговой деятельности;
— навыками творческого сотрудничества.
— уважительного отношения к результатам труда;
— интереса к творческой и досуговой деятельности;
— практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
1.Знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами.
2.«Рыбка» из цветной бумаги
3.Работа с цветной бумагой. Использование дырокола.
Плетение прямых полос
Плетение волнистых полос
Аппликация. Плетение прямых полос.
7. Изготовление закладки
Плетение прямых полос
8. Изготовление закладки
10. «Бабочка». Завершение работы.
11. Белый «бриллиант»
12. Радужный «бриллиант»
13. «Клубничка». Изготовление модулей
14. «Клубничка». Сборка
15. «Стрекоза». Подготовка модулей.
16. «Стрекоза». Начало сборки.
17. «Стрекоза». Продолжение работы.
18. «Стрекоза». Завершение работы.
19. «Скорпион». Подготовка модулей.
20. «Скорпион». Начало сборки.
21. «Скорпион». Продолжение работы.
22. «Скорпион». Завершение работы
23. «Лебедь» /радужный или белый/ Подготовка модулей.
24. «Лебедь» /радужный или белый/ Подготовка модулей.
25. «Лебедь» /радужный или белый/. Начало сборки.
26. «Лебедь» /радужный или белый/ Продолжение сборки
27. . «Лебедь» /радужный или белый/ Продолжение сборки
28. . «Лебедь» /радужный или белый/. Завершение работы.
29. «Воздушные сердечки». Начало работы.
30. «Воздушные сердечки». Продолжение работы
31. «Воздушные сердечки». Украшение работы пайетками.
32. «Воздушные сердечки». Завершение работы.
33. «Зелёный попугай». Подготовка к работе
34. «Зелёный попугай». Изготовление частей из цветной бумаги.
35. «Зелёный попугай». Продолжение работы.
36. «Зелёный попугай».Завершение работы.
37. «Мышка – коробочка». Начало работы. Подготовка шаблона.
Конструирование из картона.
38. «Мышка – коробочка». Изготовление мышки – коробочки.
Конструирование из картона.
39. «Мышка – коробочка». Продолжение работы.
40. «Мышка – коробочка». Завершение работы.
41. Цветы из салфеток: одуванчик.
42. Цветы из салфеток: гвоздики.
43. Цветы из салфеток: маргаритки.
44.Цветы из салфетки. Творческий урок.
45. «Подснежники в вазочке». Подготовка модулей.
46. «Подснежники в вазочке». Начало сборки.
47. «Подснежники в вазочке». Продолжение работы.
48. «Подснежники в вазочке». Завершение работы.
49. Изготовление подснежников.
50. Самостоятельная творческая мастерская.
51. Самостоятельная творческая мастерская.
52.Самостоятельная творческая мастерская.
53. Самостоятельная творческая мастерская.
54. Самостоятельная творческая мастерская.
55. Самостоятельная творческая мастерская.
56. Выставка детских работ.
Знания и умения кружковцев по окончании занятий в кружке «Умелые руки».
Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами и приспособлениями.
Название, назначение ручных инструментов для обработки природных материалов.
Виды природного материала и правила их сбора и хранения.
Технологию изготовления аппликационных работ, конструирования и лепки из глины.
Правила личной гигиены.
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во время работы с природным материалом.
Организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы ( подбирать нужные материалы, инструменты и рационально размещать их на рабочем месте).
Творчески подходить к работе, проявлять фантазию.
Самостоятельно ориентироваться в задании и составлять план работы.
Контролировать и оценивать свою работу.
Употреблять в речи техническую терминологию.
Соблюдать пропорции и размеры деталей изделия, правильно располагать их в пространстве.
Экскурсия в парк.
Поделка из семян-крылаток. «Стрекоза».
Конструирование из шишек. «Ёжик».
Конструирование из желудей. «Цапля».
Аппликация из засушенных листьев «Бабочка»
Конструирование из орехов. «Кораблик»
Экскурсия на выставку
Лепка из глины. Хохломская ложка. Роспись изделия. Творческое занятие.
Аппликация из опилок «Петушок».
Конструирование из разных природных материалов.
Аппликация из срезов веток. «Веточка рябины»
Творческий проект. Изготовление ёлочной игрушки «Бабочка».
Изготовление ёлочных игрушек согласно творческому проекту.
Изготовление ёлочных игрушек из сосновых и еловых шишек «Фонарики», «Лесовичок».
Изготовление Рождественской ёлочки из крупной раскрытой
Аппликация из яичной скорлупы «Снеговик».
Работа с глиной. Лепка и роспись дымковской игрушки «Лошадки».
Аппликация из семян-крылаток. Композиция «Ерши».
Подарок папам к 23-ему февраля. Аппликация из тополиного пуха «Котёнок».
Подарок мамам к 8 марта. Конструирование из различных природных материалов. «Букет цветов».
Аппликация из семян. Панно «Мухоморы».
Аппликация из чешуек шишек. Панно «Букет»
Творческое занятие. Поделки из различного природного материала на свободную тему.
Популяризация детского творчества.
Итоговая выставка лучших детских работ.
Программа кружка «Умелые руки» на основе работы с природным материалом.
1. Организационное занятие.
«Умелые руки не знают скуки»
Цели: Познакомить учащихся с различными видами природных материалов, с поделками, которые можно из них сделать, с инструментами, которые им потребуются, с техникой безопасности при работе с ними; спланировать работу кружка.
2. Экскурсия в парк.
«Веселись, играй, да дело знай».
Цели: Собрать природный материал; развивать любознательность, наблюдательность, бережное отношение к родной природе.
3. Поделка из семян-крылаток. «Стрекоза».
«Глаза страшатся, а руки делают».
Цели: Учить работать с семенами-крылатками, формировать умения анализировать многодетальный образец, правилам личной гигиены; развивать глазомер, фантазию и воображение детей; корректировать мелкую моторику руки; воспитывать интерес к труду.
семена-крылатки, веточки дерева, пластилин, семена яблок.
Инструменты и приспособления:
Повторение техники безопасности при работе с ножницами.
Выставка лучших работ.
4. Конструирование из шишек. «Ёжик».
«Работа хвалит мастера»
Цели: Учить работать с шишками, ориентироваться на образец; развивать творческое мышление, воображение; корректировать мелкую моторику руки; воспитывать инициативу, самостоятельность.
Материалы: еловые шишки, веточки, кора дерева, гриб-трутовик, семена яблока, пластилин.
Инструменты и приспособления: ножницы, стека, нож (для руководителя).
Повторение техники безопасности при работе с ножницами.
Выставка лучших работ.
5. Конструирование из желудей. «Цапля».
«Делал наспех, сделал на смех»
Цели: Учить работать с шилом; знакомить с новым типом образца – рисунком поделки; учить устанавливать последовательность работы; развивать внимание и наблюдательность, конструкторские навыки, творческие способности; воспитывать чувство коллективизма
желуди, крылатки, веточки, чёрный перец горошком, плюски желудей.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, с шилом, правила личной гигиены.
Выставка лучших работ.
6. Аппликация из засушенных листьев «Бабочка»
«Мало хотеть надо уметь».
Цель. Формировать практические навыки работы с засушенными листьями; учить работать по представлению, продолжать учить анализу процесса работы, развивать воображение детей, умение ориентироваться на листе бумаги; формировать гигиенические навыки при работе с клеем.
засушенные листья, черенки кленовых листьев, клей.
ножницы, кисточка, салфетка, баночка для клея.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правила личной гигиены.
Выставка лучших работ.
7. Конструирование из орехов. «Кораблик»
«Кто первый в труде, тому слава везде».
Цель. Учить детей делать игрушку из разнообразного природного материала; учить ориентироваться на схему, соизмерять части поделки, развивать творческое мышление, навыки планирования; закреплять умения контролировать свои действия; воспитывать уважительное отношение к людям труда, умение оказывать помощь друг другу.
Скорлупа грецкого ореха, веточки, береста, пластилин.
Инструменты и приспособления:
Ножницы, шило, стека.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, с шилом, правила личной гигиены.
Выставка лучших работ.
8. Экскурсия на выставку
«С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся».
Цель. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине, умение видеть прекрасное, прививать эстетический вкус, формировать интерес к творчеству народных мастеров и желание изготовить похожие поделки.
Лепка из глины. Хохломская ложка.
Роспись изделия. Творческое занятие.
«Каков мастер, такова и работа.»
Цели: Знакомить детей с новым природным материалом – глиной,с искусством хохломских мастеров, учить работать по представлению, формировать умение расписывать поделку, внося дополнения, проявляя творческую фантазию; воспитывать любовь к народному творчеству, эстетический вкус; развивать творческое мышление; корректировать мелкую моторику руки.
Глина, вода, водоэмульсионка, краски.
Инструменты и приспособления:
Стеки, кисточки, баночка для воды, салфетки, подкладная доска.
Правила личной гигиены при работе с глиной и красками.
Выставка лучших работ.
11. Аппликация из опилок «Петушок».
«Над чем постараешься, тому и порадуешься.»
Цели: Познакомить детей с новым материалом – опилками; совершенствовать навыки работы с клеем; учить работать с шаблоном, развивать мелкую моторику, умение планировать работу, воспитывать творческое отношение к делу.
Опилки, клей, картон, простой карандаш, шаблон, яичная скорлупа..
Инструменты и приспособления:
Кисточка, баночка для клея, ножницы, салфетки.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, с шилом, правила личной гигиены.
Выставка лучших работ.
12. Конструирование из разных природных материалов.
«Человек от лени болеет, а от труда здоровеет».
Цели: Формировать у учащихся умения представлять композицию, учить детей делать поделки, используя разный природный материал; развивать фантазию, воображение, творчество; укреплять интерес к работе, доброжелательное отношение детей во время совместных действий.
Желуди с чашечками, береста, веточки, проволока, перья, гриб-трутовик.
Инструменты и приспособления:
Шило, ножницы, плоскогубцы (для руководителя).
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, с шилом, правила личной гигиены.
13. Аппликация из срезов веток. «Веточка рябины»
«Труд — дело чести, будь всегда на первом месте».
Цели: Учить детей работать со срезами веток, формировать умение работать по контурным линиям, правильно располагая детали, развивать творческие способности, глазомер, формировать умение планировать этапы работы, воспитывать аккуратность, эстетический вкус, отрабатывать навыки работы с иглой.
ветки различных пород деревьев, картон или фанера, клей.
Инструменты и приспособления:
острый нож (для руководителя), игла, кисточка, салфетки.
Повторение техники безопасности при работе с колющими предметами, правила личной гигиены.
Выставка лучших работ.
14. Творческий проект. Изготовление ёлочной игрушки «Бабочка».
Изготовление ёлочных игрушек согласно творческому проекту.
«Есть терпение, будет и умение».
Цели: Познакомить детей с проектной деятельностью, развивать связную речь при защите проекта, умение выступать перед аудиторией, развивать умение слушать товарища и оценивать его работу, развивать творческие способности и инициативу учащихся, воспитывать экономное расходование материалов.
цветная бумага, скорлупа грецкого ореха, проволока, нитки, пенопласт, клей.
Инструменты и приспособления:
ножницы, шило, кисточка, салфетка.
Повторение техники безопасности при работе с колющими предметами, правила личной гигиены.
15. Изготовление ёлочных игрушек из сосновых и еловых шишек «Фонарики», «Лесовичок».
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Цели: учить детей делать несколько вариантов одной игрушки, формировать устойчивый интерес к работе с шишками, учить мастерить игрушки с использованием дополнительных материалов, воспитывать инициативу, самостоятельность, развивать наблюдательность, творческое мышление.
сосновые и еловые шишки, желуди, веточки, береста, цветная бумага, нитки, клей..
Инструменты и приспособления:
Ножницы, шило, кисточка, салфетка.
Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, правил личной гигиены.
Организация предновогодней выставки детского творчества.
16. Изготовление Рождественской ёлочки из крупной раскрытой сосновой шишки.
«Каждое дело любовью освещается».
Цели: обобщать знания детей о празднике Рождества, продолжать работать с шишками, учить работать по образцу и представлению, вносить дополнения, раскрашивать шишки и украшать получившиеся «ёлочки» бисером и крупой различных злаков, развивать творческие способности, эстетический вкус, воспитывать коммуникативные навыки.
крупные раскрытые сосновые шишки, водоэмульсионка, жидкая синька, бисер, крупа, клей, плюски желудей, спички без головок.
Инструменты и приспособления:
Кисточки, салфетки, шило, нож (для руководителя).
Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, правил личной гигиены.
Выставка лучших работ.
17. Аппликация из яичной скорлупы «Снеговик».
Цели: учить правильно взаиморасполагать детали, знакомить детей с мозаичной аппликацией из яичной скорлупы, учить работать с данным материалом, развивать воображение, мелкую моторику руки, воспитывать аккуратность, трудолюбие, самоконтроль.
яичная скорлупа, пластилин, картон.
Инструменты и приспособления: пинцет, салфетка, стека.
Повторение правил личной гигиены.
Выставка лучших работ.
18, 19. Работа с глиной. Лепка и роспись дымковской игрушки «Лошадки».
«Умелые руки работы не боятся».
Цели: ознакомление с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества, продолжение знакомства работы с глиной и новыми приёмами лепки, развивать мелкую моторику руки, творческое мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству.
глина, вода, водоэмульсионка, краски.
Инструменты и приспособления:
стеки, кисточки, баночка для воды, салфетки, подлакдная доска.
Правила личной гигиены при работе с глиной и красками.
Выставка лучших работ.
20. Аппликация из семян-крылаток. Композиция «Ерши».
«Не сиди сложа руки, не будет скуки. «
Цели: совершенствовать навыки работы с хрупкими семенами-крылатками, продолжать учить работать по схеме, размещать объекты композиции, развивать фантазию, мелкую моторику руки, глазомер, воспитывать аккуратность, трудолюбие, самоконтроль.
семена-крылатки, клей, голубой картон.
ножницы, кисточка, салфетка.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены.
Выставка лучших работ.
21. Подарок папам к 23-ему февраля. Аппликация из тополиного пуха «Котёнок».
«Глаза облюбовали, а руки сделали».
Цели: знакомить детей с новым видом природного материала, учить технике работы с тополиным пухом, развивать внимание, мелкую моторику, фантазию детей, инициативу, творчество, внимание, воспитывать усидчивость, настойчивость в достижении цели, аккуратность, любовь и уважение к отцу.
Материалы: тополиный пух, бархатная бумага.
Инструменты: пинцет, ножницы, карандаш, шаблоны.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены.
22. Подарок мамам к 8 марта. Конструирование из различных природных материалов. «Букет цветов».
«Без волнения, без заботы не ищи радости от работы».
Цели: совершенствовать навыки работы по образцу с различными природными материалами, закреплять навыки соединения материалов, развивать творческое мышление, фантазию, внимание, мелкую моторику, умение планировать этапы работы, воспитывать настойчивость в достижении цели, любовь и уважение к матери.
Материалы: сосновые шишки, упругие веточки, береста, пенопласт, пластилин, клей.
Инструменты: ножницы, кисточка, шаблоны, салфетка.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены.
23, 24. Аппликация из семян. Панно «Мухоморы».
«Тот труда не боится, кто умеет трудиться.»
Цели: знакомить детей с использованием различных семян, круп для изготовления панно, учить работать с данным природным материалом и способами его окраски, развивать наблюдательность, творческие способности, фантазию, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость, аккуратность, самоконтроль, взаимоконтроль, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: крупы (рис, гречка, пшено и т. д.), зелёнка, марганцовка, клей, картон или фанера.
Инструменты: ножницы, пинцет, кисточки, шаблоны, салфетка.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены.
Выставка лучших работ.
25. Аппликация из чешуек шишек. Панно «Букет»
«Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.»
Цели: познакомить детей с техникой работы из чешуек шишек, ориентируясь на рисунок, учить правильно наклеивать чешуйки, в зависимости от их месторасположения на панно, развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию, воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, эстетический вкус.
Материалы: еловые и сосновые шишки, веточки, скорлупа желудей, клей, лак.
Инструменты: ножницы, пинцет, кисточки, салфетки, баночка с водой для кисточек.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены.
Выставка лучших работ.
26. Творческое занятие. Поделки из различного природного материала на свободную тему.
«Всякому молодцу ремесло к лицу».
Цели: учить самостоятельно творчески мыслить, выбирать природный материал согласно творческому замыслу, самостоятельно планировать этапы работы, развивать творческое воображение, фантазию, самоконтроль, воспитывать творческую инициативу, желание сделать поделку качественно и аккуратно.
Материалы: различный природный материал, клей, лак, пластилин, водоэмульсионка, краски.
Инструменты: ножницы, шило, игла, пинцет, кисточки, стеки, салфетки, баночка с водой для кисточек.
Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, правил личной гигиены.
Популяризация детского творчества.
Итоговая выставка лучших детских работ.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, по развитию творческих способностей при кружковой работе на основе природного материала строилась в соответствии со следующими основными положениями:
1. Активизация наглядно-образного мышления путём введения в систему коррекционно-развивающих занятий заданий на выполнение работ по образцу и представлению.
2. Развитие объёма, устойчивости и произвольности внимания происходит на каждом занятии по аппликационным работам, конструированию, лепке, а также при посещении выставок и проведении экскурсий.
3. Повышение уровня развития памяти, наблюдательности и восприятия достигается на занятиях с использованием образцов, рисунков, схем.
4. Так как на каждом занятии используются пословицы о труде, это ведёт к развитию речи кружковцев и обогащению их активного словарного запаса.
5. Работа с любым природным материалом направлена на совершенствование и развитие мелкой моторики руки, точности и координации движений, аккуратности.
6. Творческие задания и работа по представлению способствуют развитию фантазии, творческого воображения, инициативности.
7. Коллективная работа в кружке закрепляет коммуникативные навыки.
8. Путём проведения выставки лучших работ в конце занятия, формируется адекватная самооценка детей и оценка ими работ товарищей,
9. дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при работе с природным материалом.
10. развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций.
Таким образом формирующий этап эксперимента был направлен на развитие уровня творческих способностей учащихся 3 классов на основе кружковой работы с природным материалом, путём реализации представленной выше программы.
Выбранный для просмотра документ пояснительная.doc
«Урайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
школы-интерната VIII вида
______________ О.В. Петрова
«__» _____________ 200 г.
Программа кружковой работы:
«Чудеса своими руками»
2011-2012 учебный год
Составитель: Тарханова З.В.
Доказано, что для взрослых творческий процесс — это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей, а для детей — это открытие субъективно нового, т.е. создание каждым своих знаний, умений, навыков, приемов творческой деятельности. Для взрослого важен результат, для ребенка же важен сам процесс.
Известно, что наиболее интенсивно процесс творческого развития детей с особыми образовательными потребностями происходит во время практической деятельности. В детском творчестве особое внимание уделяется развитию образного мышления. Это является содержательной характеристикой творческой деятельности каждого ребёнка.
Исследования учёных показали, что дети с особыми образовательными потребностями имеют нарушение работы всех психических функций, и, как следствие этого, низкий уровень развития познавательной деятельности.
Анализ имеющихся исследований личности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у них накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоциональные и эстетические впечатления могут стимулировать их заниматься творчеством.
Основной целью работы кружка «Чудеса своими руками» является развитие творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта, воспитание творческой, активной личности.
В связи с этим задачами кружка являются:
— развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом);
— формирование общих представлений о мире, о взаимосвязи человека с природой;
— расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека;
— воспитание положительных качеств личности, таких как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда.
В процессе творческой деятельности на занятиях кружка решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности учеников. Коррекционная работа выражается в формировании следующих умений:
1. Ориентироваться в задании (анализировать объект).
2. Предварительно планировать ход работы над изделием.
3. Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
На занятиях кружка осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности, пространственной ориентации, коррекция мелкой моторики рук, развитие речи.
Программа рассчитана на 4часа в неделю
32 учебные недели х 4 часа в неделю = 128 часов в год
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основные направление работы кружка :
1. «Чудеса бумажного царства».
2. «Чудеса для детей из ненужных вещей».
3. «Природные дары для поделок».
4. «Чудеса из соленого теста».
5. «Волшебная нить».
6. «Сказку делаем из пластилина».
7. «В чудесном мире оригами».
Знакомство с планом работы на год и содержанием занятий. Проведение техники безопасности работы с ножницами, клеем и др. и гигиены труда. Организация рабочего места: правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте.
— Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, режется. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, цветная). Основные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой.
-Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных
материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала.
— Свойства и особенности ниток. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.
— Организация экскурсии в музей города, дом детского творчества, в центр национальных культур.
— Упражнения в сгибании и разрывании бумаги. Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание геометрических фигур. Симметрическое вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам.
— Лепка по образцу. Оформление макетов изготовленными изделиями.
— Связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку. Завязывание узелков, связывание бантиком.
«Чудеса бумажного царства» (30 ч.)
— Вводное занятие «Что нужно знать о бумаге».
— Аппликация из обрывных кусочков «Осеннее дерево».
— Полуобъемная аппликация из смятой бумаги «Ветка рябины», «Цветы в корзине», «Бумажный шар».
— Плетеный коврик из полос бумаги одного цвета.
— Аппликация «Букет цветов», «Подсолнух».
— Обрывная аппликация «Анютины глазки», «Море», «Кот», «Поросенок».
— Аппликация из скрученной бумаги.
— Объемная аппликация «Рыбка»
— Объемная аппликация «Я-парикмахер», «Коровка», «Петушок».
— Мозаика из геометрических форм.
-Коллективная работа «Аппликация из геометрических фигур».
— Игрушки из бумажных полосок.
— «Ажурный зайчик на лужайке».
«Чудеса для детей из ненужных вещей» (20ч.)
— Экскурсия в дом детского творчества.
— Вводное занятие. Экскурсия в столярную мастерскую. Техника безопасности.
— Аппликация из ткани.
— Коллаж из различных материалов
— Мозаика из карандашных стружек; из ватных шариков; из фольги; из газетных комков.
— «Упаковка для подарка».
— «Открытки для мамы или папы».
— «Самоделки из проволоки».
-«Цветок из пленки, поролона»
«Природные дары для поделок» (10ч.)
— Вводное занятие. Экскурсия в природу.
— Аппликация из гороха и пластилина «Рыбка».
— Конструирование из шишки и пластилина «Ежик».
— Работа с природным материалом (горох) и пластилином «Вазочка».
— Поделки из веток.
-Мозаика из опилок.
«Чудеса из соленого теста» (15ч.)
— Вводное занятие. Техника безопасности.
— «Гусеница на листе».
— «Поделки к празднику».
— Вводное занятие «Мир ниток». Экскурсия в швейную мастерскую.
— Сматывание ниток «Бабочка», «Кисточка», «Бантик», «Куклы»
— Шитье и вышивание.
— Вышивание по проколам «Тюльпан», «Гном».
— «Салфетка с бахромой»
«Сказку делаем из пластилина» (10ч.)
— Вводное занятие «Что надо знать о глине и пластилине».
— Лепка предметов из отдельных частей «Орнамент в круге», «Домик и елочка».
— Лепка предмета из отдельных шаровидных частей «Барашек Бяша».
— Лепка многодетальных изделий «Цыпленок», «Курочка в корзинке».
— Процарапывание по пластилину.
«В чудесном мире оригами» (25ч.)
— Вводное занятие «Оригами – искусство складывания из бумаги»
— Складывание из бумаги «Елочка», « Открытка со складным цветком», «Открытка со складной фигуркой кошечки».
— Складывание фигурки «Птичка», «Ежик», «Курочка», «Зайчик».
— Складываем из квадрата «Рыбка», «Лягушка»
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы» под ред. В.В. Воронковой.
Карпунина М. «Своими руками».
Кузнецова Л.А. «Ручной труд. Технология».
Конышева Н.М. «Праздник делаем сами».
Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов».
Проснякова Т.Н. «Уроки творчества».
Силаева К.В. «Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки».
Чиварди Э., Кинг П. «Праздничные украшения».
Журнал «Девчонки, мальчишки. Школа ремесел».
Журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги».
Выбранный для просмотра документ цель кружка.docx
Основной целью работы кружка «Чудеса своими руками является развитие творческих способностей умственно отсталых детей.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
1. Воспитание положительных качеств личности, таких как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда.
2. Сообщение элементарных знаний по видам творчества, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности, привитие интереса к творчеству.
В процессе творческой деятельности на занятиях кружка решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности учеников. Коррекционная работа выражается в формировании следующих умений:
1. Ориентироваться в задании (анализировать объект).
2. Предварительно планировать ход работы над изделием.
3. Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
На занятиях кружка осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности, пространственной ориентации, коррекция мелкой моторики рук, развитие речи.
Основные направление работы кружка :
1. «Чудеса бумажного царства».
2. «Добрый мир мягкой игрушки»
3. «Чудеса для детей из ненужных вещей».
4. «Природные дары для поделок и игры».
5. «Чудеса из соленого теста».
6. «Волшебная нить».
7. «Сказку делаем из глины».
8. «В чудесном мире оригами».
9. «Объемные открытки».
11. «Мир каменных чудес».
1.4 Трудовое обучение младших школьников в коррекционной школе VIII вида
Ещё полвека назад В.А. Сухомлинский писал: « Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывом следовал труд.» [57, с.3].
Включение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни, но роль труда понималась неодинаково. В одних случаях труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания, в других — как средство активизации учебной деятельности. Видный русский дефектолог В.П. Кащенко считал труд подобных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности.
Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с особыми образовательными потребностями. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Большое значение в определении трудовых возможностей аномального ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.
Задачи трудового воспитания и обучения следующее:
1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;
2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;
3. Соответствующая трудовая подготовка детей с отклонениями в интеллектуальном развитии должна дать возможность этим лицам после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
В годы становления отечественной вспомогательной школы многое для развития в ней трудового обучения сделал А.Н. Граборов. Он справедливо отмечал, что труд школьников с особыми образовательными потребностями способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Однако работы олигофренопедагогов 30-40-х годов (как и более ранние), указывая на главенствующую роль трудовой деятельности в деле обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, не раскрывали того, каким же должен быть труд учащихся. Фактически в этих работах проводилась мысль о том, что общественно полезный труд, независимо от его методической организации, имеет коррекционно-развивающее и воспитательное значение. В то время эта идея была положена и в основу практики трудового обучения во вспомогательных школах.
Исследования 60-х годов, проведенные в НИИ дефектологии, показали, что развитие ребенка с особыми образовательными потребностями нельзя рассматривать как побочный результат его труда (Г.М, Дульнев [16,22]). Эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения этой педагогической задачи. Практика работы вспомогательных школ убедительно подтвердила это положение.
Трудовое обучение, как и любое другое обучение имеет свою методологию.
Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.
Речь учителя в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной, объем учебного материала — небольшим, сложность — оптимальной для данной группы учащихся.
Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Для него характерны образность, эмоциональность, стройность.
Побуждая детей к активному слушанию, учитель обращается к ним с вопросами, делает начало рассказе интригующим, указывает на значимость и пользу сообщаемых сведений, т. е. прибегает к приемам, активизирующим внимание учащихся.
Учитель выбирает наиболее выигрышный для данного материала способ изложения. Побуждая к активной мыслительной деятельности, учитель сопоставляет явления, предлагая искать различия и сходство между ними. Таким образом рассказ сочетается с другими словесными методами — объяснением и беседой, а также наглядными и практическими методами.
Беседа — это совместное обсуждение учебного материала педагогом и учащимся. Во время беседы учащимся приходится обдумывать вопросы, следить за высказываниями товарищей и готовить свои ответы — такая активизация мыслительной деятельности учащихся на занятиях является главным достоинством беседы. В беседе учащимся отводится более активная роль, чем при рассказе, поэтому как метод обучения она наиболее применяема на уроках труда во вспомогательной школе.
К любой беседе учитель заранее готовит вопросы, продумывает ее ход и завершение. Если вопросы ставятся так, что можно ограничиться ответами «да» или «нет», беседы не получится.
Проводя беседы систематически, учитель приучает школьников к свободному, достаточно аргументированному высказыванию своих мыслей по обсуждаемым вопросам.
Объяснение — это краткое доказательное изложение учебного материала.
Для того чтобы школьники с отклонениями в интеллектуальном развитии восприняли объяснение учителя, нужны убедительные обоснования. Педагогу приходится постоянно помнить, что внимание учащихся надо стимулировать.
Объяснение в большинстве случаев сочетается с показом трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособии, с пробными действиями учащихся. Педагог обращается с вопросами к ученикам, просит повторить приведенные им доказательства. Объяснение, а также показ действий с одновременным объяснением иногда следует повторить.
Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения.
Во вспомогательной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины и их изображения, различные инструкционные карты и тактильного кинестетического восприятия ее (практические методы).
Наблюдение — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.
На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время экскурсий.
Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным -результатам наблюдений нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.
Наглядные пособия, выпускаемые для других типов учебных заведений, должны быть приспособлены к особенностям восприятия и мышления школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Для одного занятия по труду обычно требуется много разнообразной наглядности. Учитывая повышенную отвлекаемость учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, на каждом этапе занятия учитель демонстрирует только те наглядные пособия, которые необходимы для проработки данного учебного материала. Пособия, с которыми работа закончена и которые не потребуются на последующих этапах занятий, убираются.
Работа с наглядными пособиями носит активный -характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней.
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д. Особенность инструктажа во вспомогательной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема.
Практические методы. Из практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы, модели, приборы, диапозитивы и диафильмы, а также учебные фильмы. Всё вышесказанное относится как к занятиям на уроках, так и к занятиям кружка.
Таким образом, эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.
По результатам исследования мы составили две таблицы для контрольной и экспериментальной групп, которые дают представление о том, как каждый ребёнок справился с предложенными заданиями. Здесь 1, 2, 3, 4, 5, 6 – номера заданий, где:
2 — «Корректурная проба».
4 — Игра «Танграм» — «Геометрический конструктор».
Составление фигуры – силуэта зайца по образцу
5. — Игра «Танграм» — «Геометрический конструктор».
Составление произвольной фигуры – творческое задание.
6. — Упражнение «Оживление».
Таблица 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента экспериментальной группы.
Таблица 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента контрольной группы.
Из приведённых таблиц 1-2 видим, что дети как в той, так и в другой группе находятся на низком уровне развития творческих способностей, внимания, речи. Среди них есть даже такие, кто не справился ни с одним из предложенных заданий. Всего три человека из данных групп учащихся справились со всеми заданиями, но при этом допускали небольшие ошибки и недочёты.
2.2 Коррекционно-развивающая работа с учащимися 3 класса с особыми образовательными потребностями по формированию и развитию творческих способностей на занятиях кружка «Умелые руки»
2.3 Общий вывод по главе
На базе Кулебакской коррекционной школы VIII вида нами был проведён эксперимент, состоящий из трёх этапов (констатирующего, формирующего и контрольного).
На первом этапе эксперимента учащимся экспериментальной и контрольной групп были предложены экспериментальные задания, которые показали, что творческие способности детей имеют низкий развития.
На формирующем этапе эксперимента, который проходил с сентября по март месяц 2006-2007 г., проводились занятия кружка согласно предложенной программе.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень развития творческих способностей кружковцев заметно вырос, а у детей контрольной группы остался прежним.
Апробированная программа кружка «Умелые руки» на основе работы с природным материалом позволила повысить уровень развития внимания, воображения, осознанного восприятия, наглядно-образного мышления, наблюдательности, памяти, мелкой моторики руки.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по программе занятий кружка «Умелые руки» на основе работы с природным материалом эффективна, поскольку дала положительные результаты развития творческих способностей учащихся 3 классов с особыми образовательными потребностями
Доказано, что для взрослых творческий процесс — это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей, а для детей — это открытие субъективно нового, т.е. создание каждым своих знаний, умений, навыков, приемов творческой деятельности. Для взрослого важен результат, для ребенка же важен сам процесс.
Известно, что наиболее интенсивно процесс творческого развития детей с особыми образовательными потребностями происходит во время практической деятельности. В детском творчестве особое внимание уделяется развитию образного мышления. Это является содержательной характеристикой творческой деятельности каждого ребёнка.
Исследования учёных показали, что дети с особыми образовательными потребностями имеют нарушение работы всех психических функций, и, как следствие этого, низкий уровень развития познавательной деятельности.
Анализ имеющихся исследований личности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у них накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоциональные и эстетические впечатления могут стимулировать их заниматься творчеством.
Огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта обладает кружковая работа на основе природного материала, так как на этих занятиях происходит их всестороннее развитие. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Кружковые занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.
Все три процесса — воспитание, обучение и развитие – выступают в кружковой работе воедино, органично связаны друг с другом, перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер, развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.
Целью работы являлось изучение развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями, разработка системы кружковых занятий на основе природного материала, которая учитывает психолого-педагогические особенности учащихся.
Данная система творческих заданий разной сложности — это средство формирования опыта творческой деятельности. Здесь действует принцип педагогики: от простого к сложному. Но темпы усложнения зависят от индивидуальных особенностей наших детей. Также в этой программе осуществляется дифферинцированный подход, как один из важнейших педагогических принципов.
Эта программа коррекционно-развивающих занятий на основе кружковой работы с природным материалом позволит повысить уровень развития внимания, воображения, осознанного восприятия, наглядно-образного мышления, наблюдательности, памяти, мелкой моторики руки и т.д., что в целом разовьёт творческие способности детей с особыми образовательными потребностями.
В результате занятий по разработанной программе у детей развивается творчество, связанное с умениями, навыками работы с природным материалом, расширяется их опыт, создаются прочные основы для творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.
С сентября по март месяц 2006-2007 г., проводились занятия кружка « Умелые руки» согласно предложенной программе.
На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что уровень развития творческих способностей кружковцев заметно вырос по сравнению с детьми контрольной группы. [см. Диаграммы 10-15]
Из этого можно сделать вывод, что разработанная программа занятий кружка «Умелые руки» на основе работы с природным материалом эффективна, поскольку дала положительные результаты развития творческих способностей учащихся 3 классов с особыми образовательными потребностями
Таким образом, в результате эксперимента мы доказали, что у школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии уровень творческих способностей повышается благодаря их участию в кружковых занятиях на основе природного материала. Положительные результаты контрольного этапа эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу, что специально разработанные занятия кружковой работы с природным материалом дадут возможность повысить уровень развития творческих способностей учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида, которая и определила процесс исследования.
Данную программу мы рекомендуем использовать для развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями руководителям кружков, учителям и родителям, при необходимости адаптировав её.
Источник