Кружево гипюр своими руками

Как раскраивать и шить кружевные полотна и кружева

Итак, в статье «Кратко про кружева и гипюр» мы научились разбираться в кружевных материалах. Знаем, что такое гипюр, а что кружево, и что такое кружевное полотно.

Сегодня разберемся как раскраивать и шить кружевные полотна и кружева.

Как шить кружевные полотна и кружева

Шить нарядные платья из кружевных полотен несложно. Так как кружево, гипюр или кружевное полотно – материал достаточно красивый сам по себе и фасоны кружевных платьев не перегружены всевозможными швами, подрезами и прочими декоративными элементами.

Технологические свойства кружевных полотен и кружев существенно отличаются от свойств тканей и трикотажа.

Кружевные полотна не осыпаются по срезам как ткани, на них не спускаются петельки как в трикотажных полотнах.

Они отлично держат форму, не растягиваются, не «садятся» после стирки, если только они не из льняных или х/б нитей.

Швы в изделиях из кружевных полотен не утюжатся.

А если и возникает необходимость проутюжить гипюровое полотно перед раскроем, или приутюжить застроченный край платья, то выполняется это только тёплым утюгом. Застроченные или подшитые вручную края изделий из особо деликатных синтетических кружевных полотен выправляются ногтем или напёрстком.

Если по модели платья по низу или горловине, по низу рукавов располагаются фестоны кружевного полотна, то платье по этим срезам не обрабатывается.

Фестоны на кружевном полотне – это фигурные выступы различной формы по кромке материала.

В платье из кружевного полотна без фестонов и кружева с крупными ажурами нижние срезы не обрабатываются, а просто аккуратно обрезаются ножницами по краю рисунка кружева.

Соединительные швы, швы разрезных вытачек в платьях из кружев выполняются внахлёстку ручными мелкими стежками.

В платьях из тонких кружевных полотен соединительные швы и швы вытачек выполняются обмёточным швом на оверлоке либо на машинке прямой или зигзагообразной строчкой накладным швом с одним закрытым срезом.

Плечевые швы в платьях из эластичного кружевного полотна укрепляются хлопчатобумажной косой тесьмой.

Рукава втачиваются в проймы кружевных платьев узкой зигзагообразной строчкой, или двумя прямыми машинными строчками, или одной ручной строчкой.

Припуски для соединительных швов узкие – 0,5 – 0,7 см.

Срез выреза горловины обрабатывается или полоской трикотажной сетки шириной 1,5 – 2,0 см,

или кружевной тесьмой настрочным швом,

или мягкой эластичной лентой либо эластичной тесьмой (не резинкой!) с обработанными краями накладным либо окантовочным швом с открытыми срезами,

или окантовочной косой тесьмой окантовочным швом с двумя закрытыми срезами,

или просто – оверложенный срез горловины застрачивается на изнаночную сторону.

В платьях из особо тонкого кружевного полотна застёжка обрабатывается пуговицами и воздушными петлями.

В платьях из кружев, гипюра и из кружевных полотен застёжка обрабатывается тесьмой-молнией.

Читайте также:  Как сшить одежду для крысы своими руками

Застёжку-молнию желательно обрабатывать обычной «молнией», не потайной.

Не потайной, потому что кружево при открывании-закрывании потайной «молнии» попадает в застёжку. Чтобы избежать этого, приходиться края тесьмы «молнии» закреплять строчкой по лицевой стороне.

Поэтому лучше сразу взять обычную «молнию» и соединить её с изделием ручными или машинными строчками простым «дедушкиным» методом:

Как раскраивать кружевные полотна и кружева

Раскраивать кружевные полотна и кружева также не сложно, как и шить. Но нужно быть внимательным и соблюдать некоторые правила раскроя, всё-таки кружева или кружевное полотно не самый дешёвый материал.

Раскладку выкроек на кружевном полотне или кружевах с крупным асимметричным рисунком делают вразворот, на тонком гипюре с мелким рисунком – сложенном вдвое.

При раскраивании деталей платья или блузы на кружевных полотнах или кружевах не имеет значения направление долевых нитей.

Но при раскладке деталей на кружевных полотнах и кружевах размещают перед, спинку, левый и правый рукава в одном направлении долевых нитей.

Детали раскладывают в зависимости от направления узора, соблюдая верх-низ рисунка кружев на симметричных деталях (например, на левой и правой частях спинки), на переде и спинке, на парных деталях (например, на рукавах).

При раскладке обращают внимание на то, чтобы ажурные фрагменты кружев располагались симметрично относительно середины переда и середины спинки, ажурные рисунки на рукавах в готовом платье или блузе – симметрично середины переда.

При раскладке деталей на кружевных полотнах и кружевах добиваются того, чтобы в местах соединительных швов: средних швов основных деталей, боковых швов юбки, швов вытачек (по возможности) и пр., рисунок ажура кружев совмещался.

Если кружевное полотно с фестонами по кромке, то спинку, перед и рукава выкраивают поперёк полотна, размещая основные детали платья так, чтобы фестоны располагались по низу.

И поэтому рукава получаются без припусков на подгибку низа,

спинка и перед по нижнему краю – без припусков на подгибку или по вырезу горловины – без припусков на обтачной шов,

рукава по нижнему краю – без припусков на подгибку.

При выкраивании деталей платья на кружевных полотнах прибавляются обычные припуски на швы. Потом, после примерки и соединении деталей, излишки припусков на швы отрезаются.

Никакие дополнительные или вспомогательные детали для пошива платьев из кружевных полотен или кружев: обтачки, бейки, косые полоски и пр. не нужны, и они не выкраиваются.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Гипюра сказочный узор. » История и современность кружевоплетения и вышивки

ГИПЮР (франц. guipure от guiper — «оплетать», лат. gerrae — «плетение») — вид кружева плетение, отдельные детали которого соединены тонкими нитяными связками наподобие сетки. Изготовлением такого кружева в XVI в. славилась Венеция ). Характерный рисунок венецианского гипюра — венчики цветов и стилизованные побеги с листьями, «разбросанные» по сетчатому полю. В эпоху Барокко , в начале XVII в., появился рельефный гипюр с выступающим петельным швом по краю орнамента . Рисунок стал крупнее, динамичнее, включал большие завитки, изображения лилий и плодов граната. Венецианский гипюр пользовался заслуженной славой, экспортировался во многие страны; им украшали, главным образом, детали мужского костюма: воротники-жабо, манжеты, краги перчаток, перевязь оружия. Во Францию также ввозили исключительно венецианский гипюр, но в 1665 г. в г. Алансоне была основана мануфактура, где местных мастериц стали обучать венецианские кружевницы. Вскоре алансонский гипюр получил название «point de France» (франц., «французский стежок»). Специальным указом король Людовик XIV предписал носить только французские кружева . Алансонский гипюр отличается особенно изысканным мелким узором. В конце XVIIi в. в моду вошел гипюр из мелких цветочков и листьев, соединенных перетяжками в виде маленьких зубчиков. Его стали называть «пико» (франц. pico от итал. piccolo — «маленький, мелкий»).

Читайте также:  Нарезать шины уаз своими руками

В России строчевая вышивка как промысел возникла в большом приволжском торгово-промышленном селе Катунки, находящимся в северо-западной части Нижегородской губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области). Село Катунки долгое время было одним из центров кружевного производства.

Нижегородский гипюр как особый вид строчевой вышивки сложился к концу XIX века. Такой тип сквозной вышивки с удивительно красивым орнаментом не встречается в других районах России.
Строчка выполняется по сетке с квадратными ячейками, которые подготавливаются путем выдергивания определенного количества продольных и поперечных нитей из ткани с последующим перевивом столбиков тонкими белыми нитками. По готовой сетке наносится узор из отдельных крупных и мелких элементов, образующих орнаментальный ряд. Строчевые мотивы дополняются узорными мережками, фон ткани красиво контрастирует с праздничной вышивкой.

Гибкая техника дает возможность создавать крупные сюжетные композиции .

Горьковский гипюр – это сквозная вышивка с удивительной красотой и своеобразием своего орнамента, не встречается в других районах страны. Он выполняется по продернутой на ткани сетке, с увеличенным по сравнению с нижегородским гипюром размером ячеек до одного сантиметра.

Гипюркружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые скреплены между собой тонкими связками. Гипюры изготавливались из тончайших хлопчатобумажных или шелковых ниток. Особенно славились венецианские гипюры. В 16 в. из гипюров изготавливали мантильи.

В Италии, которую принято считать родиной кружева, в XVI в. печатались специальные сборники узоров для вышивок шов по прорези и кружев с орнаментом ретичелла (шитых иглой и плетеных), изготовлявшихся в то время как женщинами из народа, так и знатными дамами.

К концу XVI — началу XVII в. широкое распространение получает гипюр, т.е. кружево, состоящее из шитого иглой или плетеного на коклюшках узора, кое-где соединенного тонкими связками. Производством гипюра особенно славилась Венеция. Орнамент венецианского гипюра с течением времени значительно видоизменяется. Первоначально он представляет собою сложные переплетения растительных побегов, от которых отходят стилизованные венчики тюльпанов, лилий, ромашек, соединенные тонкими связками с шипами. Длинные острые зубцы, являющиеся отличительной чертой кружева XVI в., постепенно исчезают, и кружево XVII в. заканчивается фестонами, которые образуются расположенными по краю цветами. Края и детали орнамента подчеркиваются тонким рельефным контуром, выполненным петельным швом. На кружевах XVI — XVII в. узор еще сохраняет симметрию и своеобразный строгий ритм, присущий орнаментам эпохи Возрождения, растительные орнаменты часто дополняются мотивами ваз и гротесками.

К середине XVII в. узор венецианских гипюров становится крупнее и теряет строгость, приобретая большую динамичность. Появляются характерные для стиля барокко пышные орнаментальные завитки, преобладающим мотивом становится растительный побег с большими стилизованными плодами граната и цветами лилии. Увеличивается, делаясь массивнее, рельеф контуров, появляется много разнообразных ажурных сеток. Край кружев делается почти прямым и заканчивается мелкими зубчиками.
В конце XVII и в начале XVIII в. орнамент венецианского гипюра становится гораздо мельче и состоит из узких извивающихся растительных побегов и мелких цветков и листьев, соединенных перетяжками с мелкими розетками и зубчиками — пико. Рельефные контуры остаются, но становятся менее выпуклыми. Этот вид гипюра получил название point de rose.
Кроме Венеции гипюры производились и в других городах Италии. В Милане делался плетеный гипюр. Его пышный растительный орнамент поражает разнообразием ажурных сеток, но в отличие от венецианских гипюров не имеет рельефного контура.

Шитые иглой и плетеные итальянские гипюры ценились очень высоко. Для того чтобы при помощи тонкой льняной нити воспроизвести сложный узор, требовалось очень много времени. Над изготовлением одного воротника или волана трудилось обычно несколько мастериц. Каждая из них делала какую-либо часть узора, а затем эти части соединялись, образуя законченную вещь.

Наряду с шитыми и плетеными гипюрами в городах Италии, главным образом в Генуе, изготовлялось кружево, плетенное из золоченых и серебряных нитей. Золотое и серебряное кружево шло на украшение мужской и женской одежды: его нашивали в виде каймы, часто в несколько рядов, на широкие юбки из гладкого атласа и бархата, или на узкие корсажи, а также на мужские камзолы и кафтаны. Кроме того, золотым кружевом украшали бархатную и парчовую обивку стульев и кресел, балдахины над кроватями, даже внутреннюю обивку парадных карет.

Источник

Читайте также:  Оберег для новой квартиры своими руками
Оцените статью
Своими руками