- Кружево своими руками: описание, пошаговая инструкция выполнения работы и техника плетения
- Зарождение кружевной моды
- Ленточное кружево
- Кружево фриволите
- Элементы ирландского кружева
- Вязание круга и квадрата
- Вологодские кружева
- Как плетется вологодское кружево
- Техники плетения коклюшками
- Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева
- Содержание:
- История
- Мотивы и символы
- Инструменты и материалы
- Разговор с мастерицей
- Немного о процессе
- История
- Елецкое кружево
- Вологодское кружево
- Мотивы и символы
- Инструменты и материалы
- Немного о процессе
Кружево своими руками: описание, пошаговая инструкция выполнения работы и техника плетения
- 25 Июля, 2019
- Рукоделие
- Людмила Селиванова
Кружевоплетение — древний вид искусства. Это удивительное творение человеческих рук присутствовало в льняной одежде фараонов. Царственные особы любили украшать кружевными воротниками и манжетами свои платья. Постепенно кружево стало популярным и в украшении интерьеров. При желании научиться плести несложные кружева может любая рукодельница. Рекомендации в статье помогут разобраться, как плести кружево своими руками.
Зарождение кружевной моды
Желание сделать привлекательной и нарядной свою одежду явилось одной из причин появления классического кружева. Оно появилось в конце XV начале XVI веков. Родиной кружевоплетения считается Фландрия и Италия. В период Ренессанса кружево прочно вошло в моду, заменив собой вышивку. Благодаря ему можно было легко следовать стилю моды. Кружево можно было легко отпороть и заменить другим, модным.
Во времена правления Карла I кружевами украшали не только костюмы и платья, но и детали интерьера. Образцами французского стиля стали валансьенские, алансонские и аржантанские кружева. Из Италии началось распространение коклюшечного кружевоплетения.
Ленточное кружево
Самое простое в освоении техники плетения кружев — это ленточное. Для его вязания потребуются нитки, крючок и схема. Владея базовыми элементами вязания крючком, можно приступать к работе. Как сделать ленточные кружева своими руками в мастер-классе на видео ниже. В нем рассказано и показано, как вязать ленточное кружево с пышными столбиками.
Таким кружевом можно украсить горловину, низ изделия или низ рукавов. Оно будет хорошо смотреться как соединительный элемент, например, полочки и низа изделия.
Кружево фриволите
Технология плетения этого кружева — это плетение двойных узлов при помощи нити и иголки. Чтобы научиться плести кружева, нужна крученая пряжа и волокно из хлопка или шелка. Кроме этого потребуется игла с тонким ушком и крючок. При помощи узелков, дужек и кружочков получается причудливый узор.
Основа кружева – это двойной узелочек, а орнамент состоит из кольца, арки и пико. Например, на фото ниже на иголке: 4 двойных узелка, одно пике, 5 двойных узелков, одно пике и 5 двойных узелков. Чтобы получить колечко, через них протягивается нитка, идущая от иголки.
Техникой фриволите получаются неповторимые изящные изделия. Из кружевных деталей, используемых как отдельные фрагменты, делаются серьги, кулоны, а также декорируется женская одежда. Это кружевное полотно украшает самые простые вещи, делая их восхитительно красивыми.
Для начинающих в этой технике будет полезным видео, в котором мастерица дает пошаговую инструкцию выполнения работы. Просмотрев его, станет понятно, как сделать кружева своими руками.
Элементы ирландского кружева
К особому виду декоративного вязания относится ирландское кружево. Оно очень популярно среди мастериц. Кружево собирается из отдельных мотивов, соединенных в одну композицию. Мотивы могут быть геометрической формы: круги, треугольники, квадраты.
Как делают кружево из отдельных мотивов? Набор их может быть разный, как и техника сборки. Каждая вязальщица ирландского кружева в его мотивах может выражать свою фантазию. Важным условием успеха при создании ирландского кружева является наличие у мастерицы чувства композиции. Есть общие принципы и технологические приемы, при помощи которых вязальщицы создают уникальные образцы одежды.
Существуют две технологии сборки. Первая — при помощи иглы, вторая, выполненная крючком, создает фон тонкой сеточки. Изюминка изделий в технике ирландского кружева состоит в том, что они уникальны. Шаблонов в этом виде рукоделия нет. Элементы кружева могут быть большими и маленькими, цветовая гамма может иметь различные оттенки, главное — кружево должно быть красивым.
Основное правило — при изготовлении кружева своими руками не стягивать изделие. Все вывязанные детали должны иметь плоскую форму. Для этого необходимо следовать законам прибавок петель при вязании квадрата или круга.
Вязание круга и квадрата
При вязании кругового мотива нужно делать прибавки петель в каждом круге. Но количество петель, которые нужно добавить, зависит от рисунка. При выполнении кругового мотива узором простых столбиков, на ряд равномерно прибавляется 6 петель. Если узор состоит из полустолбиков, равномерная прибавка будет — 8 петель. Для узора, состоящего из столбиков с накидами, прибавляется 12 петель, если столбики с двумя накидами — 16 петель на круг.
Выполняя кружево своими руками, состоящее из квадратных мотивов, прибавки выполняются в углах квадрата в каждом ряду. При выполнении мотива простыми столбиками в ряду прибавляется по 2 столбика в каждом углу. Если кружево будет вязаться мотивом, состоящим из столбиков с накидами, прибавка — 16 петель, по 4 столбика на каждый угол.
Вологодские кружева
Россия славится своими кружевами во всем мире. Наиболее известный центр кружевоплетения — Вологда. Вологодские кружева до середины XX века были мерными. Шли на отделку белья. Позже начали выпускаться штучные изделия: салфетки, дорожки, скатерти, воротники, перчатки.
Кружево плетется на деревянных палочках — коклюшках, на которые намотаны нити для плетения. Палочки изготавливают в основном из дерева таких пород, как береза, ясень, яблоня, рябина. Размер коклюшек зависит от техники плетения и используемых нитей. Чтобы научиться плести вологодские кружева, нужно иметь кроме коклюшек подставку, валик, рисунок узора, маленькие ножницы, тонкий крючок и булавки.
Как плетется вологодское кружево
Чтобы понять, как плести вологодские кружева своими руками, нужно ознакомиться с азами плетения и брать уроки у мастериц. Самостоятельно разобраться трудно. Это невероятно сложный вид ручной работы. Если другие виды кружев плетутся при помощи иглы или крючка, то в процессе плетения этого вида участвуют много нитей, которые идут от коклюшек. Их может быть более шестидесяти, все зависит от рисунка кружева.
Старинное вологодское кружево несло обережное значение. Переплетение нитей — переплетение судьбы. В кружево включались красные и цветные нити. Элементы плетения назывались: реченька, жучок. Из поколения в поколение отбирались рисунки, поэтому народное, исконное кружево производит сильное впечатление.
В настоящее время кружево выполняет более декоративную функцию, поэтому рисунок растительный: цветы, листья, завитки.
Мастерица, сидя перед куфтырем (так называют барабан, наполненный с соломой), выполняет плетение кружева. Куфтырь установлен на специальную подставку и обернут бумажным рисунком, который называется сколком. Благодаря этому рисунку мастерица знает, как плести кружево.
Перед работой кружевница наматывает нити для плетения на коклюшки, соединяя их парами. На сколке есть дырочки, куда она вставляет булавки, на которые она будет набрасывать нити. Далее идет плетение по схеме рисунка сколки.
Техники плетения коклюшками
Существуют различные виды техник плетения кружев своими руками коклюшками:
- Парная, при которой плетение осуществляется при помощи нескольких пар коклюшек. В зависимости от рисунка, сколки количество пар может превышать 100 коклюшек.
- Сцепная предполагает плетение отдельных частей кружева, а затем они соединяются (сцепляются) друг с другом при помощи тонкого крючка.
- Численная наименее сложная, не требующая большого числа коклюшек.
Созданием узоров для вологодских кружев занимаются художники по кружеву. Известные кружевницы, чьи работы находятся в музеях, сами создают узоры на основе старинных рисунков.
Красота и неповторимость этого вида рукоделия требует терпения и усидчивости. Начинать плести кружево своими руками лучше с небольших образцов как, например, салфетки, дорожки или небольшие картинки.
Качественные кружева получаются при одинаковом натяжении нитей. Барабан, на котором будет выложен сколок, должен быть плотно набит соломой. Кружевнице необходимо уметь читать узор будущего изделия. Глядя на рисунок, опытная кружевница видит, какое количество коклюшек нужно для работы, какая техника будет применена в данном плетении.
Источник
Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева
Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!
Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.
Содержание:
История
Мотивы и символы
Инструменты и материалы
Разговор с мастерицей
Немного о процессе
История
Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.
Елецкое кружево
Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.
Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!
Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.
Вологодское кружево
Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.
История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.
В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.
Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».
Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.
Мотивы и символы
Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.
Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.
Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.
Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.
Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.
Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.
Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.
Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.
Инструменты и материалы
Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.
Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.
Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик
Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.
Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.
Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.
О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!
Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?
Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!
Как вы стали этим увлекаться?
Заниматься начала еще в школе. У нас был один день в неделю УПК (учебно-производственный комбинат). Каждый ученик должен быть выбрать специальность. В 8-ом классе я с подругой выбрала профессию продавца, но сразу поняла, что это совершенно не мое. А в середине года изменить выбор специальности нельзя. А в начале 9-го класса я выбрала профессию кружевницы. И, обучаясь, не только догнала тех, кто отучились год, но и перегнала. Преподаватель Валентина Ивановна говорила, что ждёт меня после школы на свое место.
В чем главное преимущество этого вида рукоделия?
Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.
Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?
На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.
Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?
Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.
Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?
Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…
Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?
Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.
Немного о процессе
Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.
Источник