Круиз контроль своими руками электронная педаль

Круиз-контроль своими руками — инструкция ЗР

Круиз-контроль (англ. cruise control, нем. Tempomat) — это система автоматического поддержания скорости автомобиля без помощи водителя вне зависимости от внешних факторов — подъемов и спусков дороги, направления ветра, нагрузки на автомобиль. В докомпьютерные времена оснастить машину подобным устройством было проблематично, хотя отдельные умельцы умудрялись фиксировать в определенном положении дроссельную заслонку, создавая иллюзию поддержания постоянной скорости на ровной дороге. Когда к власти пришла электроника, задача упростилась: нужно лишь подружить круиз-контроль с системой управления силовым агрегатом.

Производители выпускают готовые наборы для самостоятельной установки, состоящие из электронного блока, проводки и органов управления. Чтобы упростить подключение к конкретным разъемам бортовой сети, такие наборы обычно унифицируют для группы автомобилей, они не являются универсальными. В частности, для таких популярных моделей с электронной педалью газа, как Hyundai Solaris, Renault Duster и Лада Гранта, подойдут устройства Drivenge и Jet-cruise KH. Мы решили оценить их плюсы и минусы — трудоемкость установки, удобство использования, четкость работы.

Оба гаджета российские, их заявленные возможности схожи. Оба подойдут для автомобилей как с механической, так и с автоматической коробкой. Правда, на механике после каждого переключения передачи заданное значение скорости будет сброшено и потребуется новое включение. А еще в них предусмотрены схожие опции: у Jet-cruise KH это джеттер, у Drivenge — педаль-бустер.

Джеттер и педаль-бустер

После установки подобного устройства автомобиль, как правило, начинает иначе ре­агировать на педаль газа, без характерного запаздывания. Такой мгновенный отклик создает иллюзию улучшения динамики. Понятно, что никакого реального улучшения нет и быть не может, поскольку прошивку «мозгов» мотора гаджет не меняет. Он лишь немного изменяет рабочую характеристику педали газа: при том же положении акселератора в двигатель подается больше топлива, потому и создается впечатление, что автомобиль поехал легче и динамичнее. При этом максималка и интенсивность разгона при нажатой «в пол» педали ни на йоту не вырастут. Того же эффекта можно добиться без всяких джеттеров — достаточно сильнее нажать на педаль. Отметим, что никакого вреда мотору подобные системы не причиняют — впрочем, и пользы не приносят.

Установили — посмотрели

При отсутствии должных навыков общения с электрооборудованием современных автомобилей лучше не браться за самостоятельную установку подобных устройств. В первую очередь это относится к системе Drivenge: мы провозились больше двух часов. Jet-cruise KH удалось установить вдвое быстрее.

Drivenge. Возни довольно много. Drivenge — разветвленная система со множеством соединителей, которые нужно подключать в недрах под передней панелью. Придется сверлить кожух рулевой колонки для установки подрулевого рычага. Выглядит такое управление несколько неуклюже: нажимать-то на него нельзя — это всего лишь место для кнопочек! И конструкция хилая: крепление к пластику иным и не может быть. А провода в разъемах завальцованы слабо — ненадежно.

Jet-cruise KH. Устанавливать значительно проще. Разместить пультик с автономным питанием на двух распространенных батарейках можно в любом в удобном месте — хоть под левую руку, хоть под правую. Дрель понадобится разве что при установке индикаторного светодиода. Можно вообще ничего не сверлить, если вывести индикатор через подходящую щель, что мы и сделали в первых экспериментах. Ненадолго — сойдет, но, вообще-то, так поступать немножко несолидно.

Примерная цена 8600 руб.

Устройство позволяет включать круиз-контроль как на текущую, так и на последнюю заданную скорость. Изменение установок — с помощью педали газа или кнопками с шагом 1 км/ч. Автоматическое отключение — при нажатии педали тормоза или сцепления. Рабочий диапазон — от 20 до 160 км/ч. Функция «педаль-бустер» имеет три режима работы: «эконом», «динамика», «спорт». Есть возможность поддержания повышенной частоты вращения коленвала на холостом ходу — например, для прогрева мотора. В режиме «спорт» педаль кажется чересчур резкой, а вот «эконом» вполне понравился как зимний режим на заснеженных и скользких дорогах.

Читайте также:  Пояс деда мороза своими руками

Примерная цена 11 200 руб.

Есть звуковое оповещение о достижении или превышении установленного владельцем порога скорости. Шаг установки — 1 км/ч. Рабочий диапа­зон — от 40 до 150 км/ч. Изменение установок — с помощью педали газа или кнопками. Автоматическое отключение — при нажатии педали тормоза или сцепления. Джеттер с автономным питанием реализует один из трех режимов: «динамик», ­«эконом» или «спорт».

Особенности эксплуатации

Тех, кто поездил на автомобилях, оборудованных штатными «круизами», подобные изделия, скорее всего, не привлекут — пользоваться не очень удобно, выглядят нереспектабельно. Но если для кого-то такие игрушки в новинку, они вполне могут прийтись ко двору.

А не опасно ли ездить с этими устройствами, если они вдруг выйдут из строя? Мы ведь вмешались в штатное электрооборудование, разорвав некоторые цепи управления машиной… Проверили — при отключении питания от обеих систем возможность управления автомобилем сохраняется. Поэтому старый принцип «не навреди» производители обоих устройств не нарушили.

Drivenge. Постоянно хочется нажать на новый подрулевой «рычаг», который к тому же «дышит» вместе с кожухом подрулевой колонки.

Jet-cruise KH. У пульта нет подсветки — на темной загородной трассе придется манипулировать на ощупь. Индикация работает только в момент срабатывания.

Ставить или не ставить?

Однозначного ответа нет. Для любителей гаджетов положительные эмоции от «круизов» и джеттеров, наверное, перевесят негатив от высокой цены и неказистой внешности. К явным минусам можно отнести вмешательство в управляющую электронику автомобиля, которую ни гарантия, ни сервис, ни закон не приветствуют.

Нам больше понравился Jet-cruise KH: он дороже, но его проще устанавливать. Да и расположение пульта в салоне можно подобрать по вкусу.

Источник

Упрощённый круиз-контроль своими руками

влившийся в движение

Давно хотел этот «прибамбас» себе в машину, хотя за городом езжу не часто, но тем не менее. Когда на форуме появилась тема, а в ней схема электронной педали газа (ЭПГ), у меня и возникла эта идея – создать упрощённый вариант круиз-контроля для самостоятельного изготовления. Скажу сразу: сначала я собрал и испытал устройство на своей машине. Как ни странно, работает! Правда, во время испытаний пришлось внести некоторые изменения и дополнения.
Cхема получилась весьма несложная и включила в себя тумблер с двумя группами контактов, одно переменное сопротивление и восемь постоянных.

Идея в том, что при включении тумблера педаль газа отключается, а её функция передаётся потенциометру на передней панели, вращением ручки которого задаётся необходимая скорость движения автомобиля. Поездив и потестировав устройство, решил немного его усовершенствовать, потом ещё, а потом, как водится, вошёл во вкус и у меня включился «генератор идей». В итоге лишь немного усложнённая схема позволяет весьма существенно расширить функционал устройства. А именно: теперь круиз-контроль включается кнопкой, имеет индикатор рабочего состояния и автоматически мгновенно отключается при нажатии на любую из педалей – сцепления, тормоза или газа. Последний вариант схемы содержит уже упомянутые переменный и постоянные резисторы, реле, кнопку, одну микросхему да пару транзисторов с небольшим обвесом.

Транзисторы и диод – практически любые кремниевые низкочастотные. Одно условие для транзистора VT2: максимальный ток коллектора по паспорту не должен быть меньше рабочего тока реле. Устройство можно собрать на небольшой печатной плате, протянув к ней жгут из восьми проводов от шлейфа, соединяющего педаль газа и ЭБУ, и выключателей на педалях сцепления и тормоза.

Малогабаритное реле с тремя группами контактов я не нашёл, поэтому применил два реле – с одной и двумя группами контактов. Обмотки соединены параллельно. В качестве жгута можно взять компьютерный UTP-кабель, в нём как раз восемь разноцветных жил, будет удобно идентифицировать концы. Счастливым обладателям авто с АКПП в соответствующую точку схемы вместо сигнала от педали сцепления нужно подать +12V из любого места бортовой сети, например от прикуривателя. Второй жгут проводов понадобится для соединения с потенциометром, кнопкой и индикатором.

Читайте также:  Крючок для бани своими руками

Плату можно разместить в пепельнице. Если из неё извлечь внутреннюю полость, то на задней стенке пепельницы открывается отверстие в запанельное пространство, через него удобно вывести провода, ничего сверлить не надо. Единственный минус – водителю придётся бросить курить! Вот только на мой взгляд это плюс… :aga:

• Кнопку и регулятор необходимо разместить в легкодоступном и удобном для вас месте.
• Монтаж надо производить при положении ключа зажигания «LOCK» или вообще при отключенном аккумуляторе.
• При испытании на нейтральной передаче (на месте) ручку регулятора заранее лучше поставить в начальное (крайнее левое) положение во избежание резкого набора оборотов двигателем.
• Перед первым включением круиз-контроля на ходу ручку регулятора лучше поставить заранее в среднее положение (или ближе к начальному), чтобы не было резкого ускорения машины.
• После включения круиз-контроля надо до истечения примерно пяти секунд убрать ногу с педали газа, иначе он отключится. Однако после этого периода при нажатии на педаль газа отключение произойдёт сразу.

1. Первое и самое явное – простота и доступность.
2. Перепрошивка ЭБУ не требуется.
3. В дальних междугородных поездках можно, нажав кнопку, расслабить правую ногу и вообще убрать её с педали акселератора. Машина будет всё так же двигаться дальше, «думая», что вы продолжаете давить на газ.
4. Задумавшись о насущном, вы случайно не превысите скорость.
5. Для изменения скорости автомобиля достаточно крутнуть ручку регулятора в нужную сторону, как изменить громкость в магнитоле.
6. Для отключения устройства достаточно нажать любую из педалей – сцепления, тормоза или газа (на самом деле, как показала практика, достаточно лишь прикоснуться к педали, т.к. датчик срабатывает в самом начале её хода).
7. Ваши друзья немало удивятся, узнав, что вы установили в свою машину круиз-контроль, тем более, что сами его и изготовили. Только не говорите им, что это было легко!

Во-первых: процент спусков и подъёмов в дороге не так уж и велик.
Во-вторых: нетрудно крутнуть регулятор в нужную сторону, компенсировав изменение нагрузки двигателя.
И в-третьих: ну, в конце концов, должен же быть хоть какой-то недостаток!

Что-то мне подсказывает, что устройство будет работать на любой машине с электронной педалью газа, только, возможно, придётся скорректировать нумерацию проводов в жгуте и номиналы сопротивлений. Поскольку другим автопарком не обладаю, проверить этот факт возможности не имею. :wall:

Ручку регулятора со временем придётся заменить на более привлекательную. Жена замечание сделала – неэстетично!
Всем удачи, ровных дорог (без крутых подъёмов…) и комфортной езды!

Источник

Круиз-контроль для автомобиля с электронной педалью акселератора: AD7302 + Atmega8535

Содержание / Contents

↑ Выходы:

1. Забить и ездить так. Неинтересно, с круизом удобнее.
2. Купить машину с круизом. Дорого, и мне эта нравится.
3. Найти б/у ECU с круизной прошивкой. Нереально. Кто тебе скажет, есть там что внутри или нет? А стоит 2 штуки зеленых.
4. Перешить имеющийся бортовик с помощью «умных» из гаража. В неудачном случае имеем неисправный ECU и мертвую машину.
5. Купить немецкую универсальную //www.waeco.com/en/4374.php, на многие авто идет. Митцы в списке нет. Опять колхоз? Отдать 15 штук и колхозить?
6. Собрать самому. Недорого, научиться обращаться с микроконтроллерами, разминка для мозгов. И сколько еще японоГрандисов по стране ездит. Плюс Аиртреки, плюс праворульные Аутлендеры, и такие же Галанты. Их тоже немало, опыт круизостроения явно пригодится не мне одному.

↑ Выбрал последний вариант.

Логика работы устройства понятна и прозрачна: при задании определенной скорости запоминается показание датчика скорости, положение педали акселератора и далее при уменьшении скорости эмулируется нажатие на педаль сильнее, при увеличении скорости — слабее. Далее ограничители по скорости (не менее 40 и не более 160 км/ч), ограничители по максимальному и минимальному положению педали и прочие условия нормального функционирования устройства.
Внешне управление устройства не должно было отличаться от фирменного. Было изучено устройство и принцип работы органов управления, приобретены (не без труда) джойстик-рычаг для управления и концевик на педаль тормоза. Без последнего вполне можно было обойтись, но хотелось как можно ближе приблизиться к оригиналу. Кроме того, этот концевик позволяет электрически развязать сигнальные цепи 12 и 5 Вольт , что немаловажно для безопасной работы контроллера.

Читайте также:  Подвесная скамейка качели своими руками

Скажу честно, опыта работы с микроконтроллерами было ноль. Поэтому приступал к проектированию и изготовлению как к покорению первой горной вершины (сколько их у нас в жизни, верно?) — глаза боятся а руки делают.
Конечно, большую часть информации нарыл сам. Только я бы не знал, куда тыкаться, если бы не форум. Но «спасибы» в конце статьи, а пока о деле.

Для CPU был выбран Atmega8535. Просто по совету. Теперь понимаю, насколько дальновидным был этот совет. Ну да, 40-ножка, большой микропроцессор. Зато в нем предусмотрено все, что мне понадобилось, вернее я не использовал и половины имеющихся на борту устройств и возможностей. И теперь знаю, что они есть! Он доступен, недорог.
Среда написания программы — CodeVisionAVR, язык — Си. И опять помог портал, чудные статьи по первым шагам в освоении микроконтроллеров были распечатаны и замусолены по вечерам до непотребного состояния. После прочтения остались вопросы, захотелось копнуть глубже. Помогли книги Трамперта и Баранова, и несчетное количество страниц в интернете, посвященные контроллерам Atmel. Всю жизнь мечтал изучить Си. Но только взяв какой-нить учебник через 3-4 листа понимал что я=лошара, и это все для избранных. Надо заметить, что также у меня начиналось с консольным сервером на Линуксе. А почитав статьи и просто скопировав некоторые простенькие программы, понял, что все вполне доступно. Си — рулез! Конечно на Ассемблере код короче и программа быстрее, но написание и отладка мне ближе на Си, более «юзабельно».
Очень помогла великолепная программа Proteus, ее часть ISIS, позволяющая «паять без паяльника», логика работы схемы наполовину отработана в ней.

Первым делом определился с входными параметрами. В очередной раз порадовали инженеры MMC — датчик скорости и педаль акселератора сделаны на эффекте Холла. В педали сдвоенный датчик, в «скоростемере» одиночный. Одноклассник помог промерять данные с датчика скорости, оказалось все очень просто — прямая зависимость частоты от скорости движения, вышло F=25*V, F — частота в Гц, V — скорость в км/ч. Т.е. на 40 км/ч 1000 Гц, на 90 км/ч 2250 и так далее. Напряжение меандра 4,96 В вверху и абсолютный ноль внизу. Просто супер для контроллера. Полез в педаль акселератора, тоже победа, диапазон напряжений, выдаваемых с педалей 0,55-4,55 Вольт , отставание одного датчика от другого 0,3 В. Все очень разумно и легко контролируемо и реализуемо! В контроллере есть аж 8 входов АЦП, да какие — можно выбрать разрядность от 8 до 10 бит, и сразу передавать на выход аппаратного ШИМ.

↑ В эйфории сваял первый вариант схемы:

Вывод производится через аппаратный ШИМ контроллера. В Протеусе все было шикарно, небольшие флуктуации напряжения (около 0,01 вольта) не смущали. Пора в железо! Пришлось отвлечься сначала на освоение технологии ЛУТ, потом на изготовление нормального программатора по мотивам PROTTOSSa. Но и тут время не потеряно зря, теперь уж изготовление небольших печатных плат достаточно высокого качества для меня по плечу! Заодно освоил покрытие сплавом Розе, результаты тоже очень понравились.

Источник

Оцените статью
Своими руками