- Специальные эффекты окраски
- Глазури
- Подготовка поверхностей
- Набивка по трафарету
- Вырезание трафаретов
- Работа губкой
- Накатка тряпкой
- Фактуровка
- Стирание краски
- Зернение
- Волочение
- Окраска под мрамор
- Лакировка специальных эффектов окраски
- Натуральные красители. Сама природа заботится о нас
- Красный
- Зеленый
- Желтый
- Голубой
- Серый или серо-сиреневый
- Коричневый
Специальные эффекты окраски
Стены не обязательно окрашивать гладко, есть большой выбор специальных эффектов окраски, которые будут радовать глаз. Некоторые из этих эффектов красивы сами по себе, другие имитируют различные материалы. Все они могут быть созданы с помощью недорогих инструментов и материалов. Практика и терпение принесут впечатляющие результаты.
Специальные эффекты окраски распадаются на две большие группы: пестрая окраска и имитация. В первой группе используется ряд приемов для наложения на основной тон второго, отличного от него тона, местами подсвечивающего, что создает красивый двухцветный эффект. Во второй группе краска применяется для имитации различных материалов, например, деревянных панелей и мрамора.
Для обеих групп отделки необходимо тщательно подготовить поверхность стены или деревянной конструкции (см. выше).
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
В числе других инструментов и материалов понадобятся:
- трафаретная кисть (1);
- кисть для очистки от пыли (2);
- малая малярная кисть (3);
- смягчающая кисть (4);
- фактуровочная кисть (5);
- художественные кисти (6);
- хлопчатобумажные или полотняные тряпки (7);
- натуральная морская губка (8);
- резиновый имитатор для зернения (9);
- большая малярная кисть (10);
- флейц для лакировки (11).
Глазури
Большинство специальных эффектов окраски достигается с помощью окрашенной полупрозрачной глазури, сквозь которую просвечивает нижний слой основной краски. Водоэмульсионные глазури делаются из водоэмульсионной краски, разбавленной водой или патентованной эмульсионной глазурью до получения требуемой степени прозрачности. Используйте цветные краски или подкрасьте белую до нужного оттенка художественными масляными красками. Водоэмульсионные глазури дают тонкое, прозрачное покрытие и высыхают чрезвычайно быстро, что не позволяет применять их для многих сложных специальных эффектов.
Основной составляющей масляных глазурей является лессировка. Ее, как правило, разбавляют смесью одной части льняного масла с двумя частями уайт-спирита. Но пропорции можно менять: больше лессировки — выше отчетливость эффекта и дольше сушка; больше льняного масла — глаже поверхность; больше уайт-спирита — жиже глазурь и быстрее сушка. Когда глазурь смешана, отлейте немного и подкрасьте ее либо матовой малярной, либо художественной масляной краской. Получив нужный цвет, постепенно добавляйте к основному количеству глазури, пока не достигнете желаемой степени прозрачности. Масляные глазури, дающие красивую прочную поверхность и медленно сохнущие, обычно хорошо подходят для специальных эффектов. Чтобы отделка выглядела безукоризненно, для работы на поверхностях более 2 м2 понадобятся два человека. Один будет накладывать глазурь, другой — обрабатывать ее. Только так можно обеспечить влажный край и избежать заметных стыков между отдельными участками окрашиваемой поверхности.
Подготовка поверхностей
Способ подготовки зависит от того, какие краски будут применяться для набивки узора: водоэмульсионные или масляные. Меры, принятые на этой стадии, помогут получить хороший результат. Закончив подготовку, наложите выбранный основной цвет под оба вида последующих красок. Для получения хорошей укрывистости и закрытия пор нужен полуматовый глянец. Высохший слой протрите мелкой шкуркой.
Поверхность | Водоэмульсионный узор | Масляный узор |
Чистая штукатурка | Грунтовать разбавленной водоэмульсионной краской. Наложить 1—2 водоэмульсионных подслоя. | Грунтовать патентованным грунтом или клеем ПВА. Наложить 1—2 масляных подслоя. |
Окрашенная штукатурка | Смыть, заделать дефекты, наложить масляную краску и отшлифовать шкуркой. Наложить 1—2 водоэмульсионных подслоя. | Смыть, заделать дефекты, наложить масляную краску и отшлифовать шкуркой. Наложить 1—2 масляных подслоя. |
Твердый картон | Грунтовать разбавленной водоэмульсионной краской. Наложить 1—2 водоэмульсионных подслоя. | Грунтовать патентованным грунтом. Наложить 1—2 масляных подслоя. |
Чистое дерево | Наложить на сучки шеллачный лак. Грунтовать разбавленной водоэмульсионной краской. Наложить 1—2 водоэмульсионных подслоя. | Наложить на сучки шеллачный лак. Грунтовать патентованным грунтом. Наложить 1—2 масляных подслоя. |
Окрашенное дерево | Как для окрашенной штукатурки | Как для окрашенной штукатурки |
Лакированное дерево | Снять лак и подготовить, как для чистого дерева. | Снять лак и подготовить, как для чистого дерева. |
Набивка по трафарету
Она несколько отличается от других приемов, так как предполагает четкий узор. Набивка, даже в несколько цветов, проста в исполнении, если применять разные трафареты. Можно купить готовые трафареты, но их несложно вырезать и самому.
Вырезание трафаретов
Для этой работы понадобятся: калька, немного специальной вощеной бумаги (продается в магазинах художественных принадлежностей), карандаш, булавки и скальпель или острый рабочий нож. Скопируйте или нарисуйте узор и, если нужно, увеличьте или уменьшите его на фотоувеличителе. Готовую кальку приклейте скотчем к трафаретной бумаге и наколите булавками, чтобы наметить контуры узора. Наколотые точки соедините карандашной линией. Можно также перенести узор с помощью копирки. Аккуратно вырежьте узор, оставляя достаточно перемычек для соединения отдельных его частей. Над и под узором оставьте широкие полосы, чтобы придать трафарету прочность. Отдельные разрывы или ошибочные разрезы заклейте скотчем.
Наложите трафарет по строго горизонтальной карандашной линии и прикрепите его к поверхности маскировочной лентой. Обмакните трафаретную кисть в краску и снимите излишек старой бумагой. Накладывайте краску отвесными мазками, чтобы она не затекала под трафарет и не портила узор.
Когда краска высохнет «на отлип», снимите трафарет, очистите от непросохшей краски и перенесите его дальше вдоль стены для получения нового отрезка узора.
Работа губкой
Это — техника нанесения неправильных пятен краски на основное покрытие. Губкой можно наложить две и более красок. Чтобы добиться такого эффекта, потребуется натуральная морская губка, искусственные губки для этого не подойдут. Предварительно замочите губку в воде, чтобы она разбухла до полной величины, и отожмите. Губка готова к работе.
Сначала попрактикуйтесь на отдельном куске доски. Опускайте губку в краску и прикладывайте к поверхности с легким нажимом, чтобы оставались пятна.
Дайте пятнам краски высохнуть. Если контраст с основной краской окажется слабым, усильте его, пройдясь по поверхности еще раз.
Если захотите добавить еще один цвет, дайте первому высохнуть. Потом накладывайте сверху второй цвет тем же самым способом.
Накатка тряпкой
На основное покрытие наложите кистью разбавленную вторую краску. Тотчас же, не давая краске сохнуть, начинайте катать по ней «колбаску», скрученную из тряпки, чтобы местами проступила основная краска.
Для основного покрытия нужна краска с полуматовым глянцем, а для эффекта — краска того же типа, но разбавленная уайт-спиритом. Пользуйтесь хлопчатобумажными или льняными тряпками, не отделяющими волокон, и меняйте их почаще, не давая пропитаться краской.
Дайте основному покрытию хорошенько просохнуть. Затем нанесите кистью легкий слой второй, разбавленной краски полосами поперек поверхности, чтобы получить произвольный узор полос, сквозь который проглядывал бы основной цвет.
Катайте «колбаску» из тряпки поперек поверхности, не останавливаясь. Меняйте направление движения и в некоторых местах надавливайте на тряпку. Регулярно меняйте тряпки.
Фактуровка
Красивый двухцветный эффект может дать фактуровка. Она не только обеспечивает декоративную отделку, но и маскирует следы кисти на основном покрытии.
Для создания этого эффекта требуется один специальный инструмент: фактуровочная кисть.
Обычной кистью обильно наложите глазурь поверх основного покрытия. Не бойтесь оставлять следы кисти — фактуровка скроет их.
Держа фактуровочную кисть так, чтобы рукоятка была параллельна поверхности, ударяйте кистью по пленке глазури. Регулярно вытирайте краску с фактуровочной кисти сухой тряпкой.
Стирание краски
Это один из простейших методов пестрой окраски. Кистью наложите глазурь. Затем сухой кистью — смягчающей или обычной широкой — наносите хаотичные мазки так, чтобы под ними проступал основной цвет. Позже можно будет добавить и другие цвета.
Кистью наложите на основное покрытие обильный слой глазури. Стирание даст тем больший эффект, чем большим окажется контраст между двумя красками.
Смягчающей кистью наносите на глазурь беспорядочные длинные мазки в различных направлениях. Когда покрытие высохнет, можно по желанию наложить глазурь еще одного цвета.
Зернение
Этот прием позволяет имитировать текстуру натурального дерева, особенно экзотических и ценных пород. Для основного покрытия нужна масляная краска с полуматовым глянцем, а для эффекта — масляная глазурь.
Кистью нанесите глазурь на поверхность, оставляя видимые следы мазков вдоль направления слоев, которые вы будете имитировать.
Через пару минут легко пройдите по глазури зернильной или обычной малярной кистью чтобы выявить существующую текстуру дерева.
С помощью резинового имитатора для зернения (как здесь), зернильного гребня или щетки нанесите индивидуальную текстуру, которую вы хотите имитировать.
Волочение
Другой очень простой эффект достигается волочением сухой кисти по глазури. Сделав несколько параллельных мазков, вы добьетесь того, что основная краска проступит сквозь глазурь. Работайте обычной малярной кистью, соответствующей по ширине обрабатываемой поверхности.
Кистью нанесите на основное покрытие обильный слой глазури. Чтобы получить имитацию дерева, работайте всегда параллельно направлению слоев.
Сухой кистью протяните ряд параллельных линий в слое глазури. Накапливающуюся на кисти краску регулярно стирайте сухой тряпочкой.
Окраска под мрамор
Техника окраски под мрамор относительно сложна для исполнения, но создает впечатляющий эффект. Прежде всего попробуйте подобрать кусок настоящего мрамора для копирования. Лучшие результаты даст масляная глазурь, наложенная на полуматово-глянцевое основное покрытие. Прожилки рисуются художественными масляными красками.
Нанесите глазурь либо кистью, либо подушкой из тряпки, не отделяющей волокна. Нужен только относительно тонкий слой.
Для фактуровки поверхности влажной глазури используйте кисть для очистки от пыли, как на снимке, или фактуровочную кисть. Добавив в глазурь больше краски, наложите ее на отдельных участках дополнительно, чтобы создать контраст, и фактуруйте снова.
Художественной кистью нарисуйте по влажной глазури прожилки, используя смесь глазури с художественными масляными красками. Прожилки должны быть различной ширины, как у настоящего мрамора.
Смягчающей кистью слегка смягчите и растушуйте края прожилок. Регулярно вытирайте кисть, чтобы она не мазала.
Лакировка специальных эффектов окраски
Некоторые специальные эффекты, особенно зернение и имитация мрамора, когда они полностью высохнут, нужно защитить слоем прозрачного лака. Используйте не глянцевый лак, а матовый, хотя обычно его приходится полировать. Когда лак просохнет, отполируйте поверхность мягкой тряпкой, добавив немного восковой политуры, чтобы создать впечатление натурального материала.
Подчеркните некоторые участки прожилок, добавив больше краски или вторую краску. Снова смягчите эффект, как на этапе 4.
Источник
Натуральные красители. Сама природа заботится о нас
Друзья, очень рада представить Вашему вниманию статью о натуральных красителях для сахарной глазури от выпускницы Школы Pastry-School.Online, автора проекта «Здоровая кухня» (http://zkuhnya.wixsite.com/zkuhnya), мастера по выпечке бездрожжевого хлеба из цельнозерновой муки — Марии Василевской.
Тема очень актуальная. Многие нас об этом спрашивали. Поэтому исследование Марии на эту тему как нельзя кстати.
Итак, моя часть закончена и я передаю СЛОВО, а точнее ПЕРО, Марии…
Как Вы думаете, чем хороши пряники? Они вкусны, безусловно. Но пряники созданы еще и для того, чтобы создавать радостное настроение. Разве вы не замечали, как дети и взрослые искренне радуются, когда им дарят пряники?
Пряник «работает» даже тогда, когда мы просто его видим: на столе у мастера, в витрине магазина, да что там говорить, даже когда рассматриваем фото пряников в книгах или на экране компьютера.
И вот в этом волшебном действе прянику помогает его верная подруга – глазурь, благодаря которой он весело примеряет на себя разноцветные наряды. Так вот они, две половинки целого – вкусный пряник и его цветная одежка,– глазурь.
Вот о ней и поговорим сегодня. Вернее о том, как добавить в нее цвет. Конечно, многие из Вас уже пекут пряники и скажут – мы знаем как. Добавить чуть гелевого пищевого красителя и перемешать. Вот и готово. Все верно. Но вот вам вопрос – пробовали ли вы вместо гелевых красок использовать натуральные красители? Под натуральными будем понимать те, что созданы самой природой и человек не привнес в их получение свои технологии. Согласитесь, очень приятно будет угостить таким пряничком ребенка.
Я вот решила попробовать. А о том, что получилось в результате моих опытов, вы сейчас и узнаете. Сразу скажу, что эксперименты еще продолжаются и тема будет дополняться.
- У природы нет «ядовитых», перенасыщенных цветов. Оттенки получаемой глазури можно назвать спокойными, естественными, радующими глаз своей гармонией.
- Покрытые глазурью пряники не нужно держать на свету, они могут чуть посветлеть или поменять оттенок.
- Для получения цветной глазури с натуральными красителями вам может потребоваться раза в 2, а то и 3 раза больше времени, чем при использовании гелевых красителей (лучше признаться сразу)))
- Получаемая гамма цветов, конечно, не такая разнообразная, как при использовании синтетических пищевых красителей, но и не такая уж и бедная – можно приноровиться…)
- Натуральные красители часто дополняют вкус пряника и делают его еще интереснее.
А теперь к делу.
Красный
Ярко-красного, макового (или новогоднего!) цвета не будем ожидать (во всяком случае пока). Для получения «красных» оттенков можно использовать соки красных ягод – малины, брусники, вишни, граната. Сок выжимаем и добавляем его вместо воды в глазурь базовой консистенции. Когда глазурь приобретает консистенцию заливочной, то цвет у нее в это момент можно назвать скорее розовым, чем красным. Самый яркий оттенок (который для меня сейчас самый предпочтительный) дает черная смородина. Это достаточно яркий розово-лиловый цвет, устойчивый к воздействию света и придающий глазури приятный ягодный вкус.
Если нам нужна окрашенная базовая консистенция глазури, например для контуров, то здесь 2 варианта: или мы добавляем мелко-мелко помолотую сушеную ягоду (можно купить промышленный помол или самим в кофемолке помолоть) и совсем чуть-чуть водички, или добавляем в базовую глазурь сок для окраски, а потом опять загущаем ее пудрой, чтобы стала примерно «как базовая».
Во многих источниках говорится про сок свеклы – свежей или тушеной. Мне этот сок не приглянулся по нескольким причинам. Он все же дает некоторый привкус, оттенок имеет сиреневатый, достаточно быстро выцветает на готовом прянике.
Зеленый
Зеленый — это моя радость. Вот с ним проблем можно сказать что и нет. Для подкраски глазури я использую концентрированный жидкий хлорофилл (можно и не концентрированный, будет похожий эффект). С виду он похож на зеленку, небольшая бутылочка с пипеткой. Капнули несколько капель – базовая зеленая глазурь. Несколько капель плюс водичка — заливочная. Поменьше капнуть — светло салатовый цвет, побольше — нормальный зеленый. Хлорофилл дает практически неуловимый легкий травяной привкус глазури. При поедании пряника остается незамеченным). Жидкий хлорофилл можно купить в некоторых аптеках или на сайтах здорового питания. Я покупала на сайте https://ru.iherb.com
В интернете можно встретить рекомендации окраски глазури соком шпината. Пробовали. Знаем. Только это сколько же шпината надо закупить, чтобы получить из него несколько чайных ложек сока.
Во-вторых, цвет он дает скорее болотный, грязноватый. Не советую.
Желтый
С ним посложнее. Наибольшую окраску, такую хорошую, желтенькую, можно получить при добавлении в глазурь порошка куркумы. Если вам нужна базовая консистенция глазури – куркума вполне подойдет. Добавляем ее и чуть водички. Используем для контуров или тогда, когда на прянике не очень много такой глазури предполагается. Дело в том, что куркума дает привкус, который для пряника не нужен. Если нужна заливочная глазурь желтого цвета, то хорошо себя показала комбинация сока облепихи в качестве жидкости и немного куркумы. Получается вкусная желтенькая глазурь.
Совет из интернета – выдавливать сок из цедры лимона был опробован. Честно. Но видно лимон не очень сочный попался, сколько ни давила, больше нескольких капель не получила. Также был опробован совет добавления сока моркови, тушеной со сливочным маслом. Но тоже не прижился этот вариант. Как-то не хочется жарено-тушеную морковь к пряникам применять. И цвет очень быстро побледнел у глазури, буквально на 3-й день.
Голубой
Я уже почти было смирилась, что голубого не будет. Вот не будет — и все. Не откуда его взять и все тут. Но совершенно неожиданно выручила краснокачанная капуста. Думала получить фиолетовый оттенок, но после перемешивания с глазурью цвет получился небесно-голубой. Очень порадовалась. Капустного вкуса я не ощутила, но я не заливала весь пряник голубой глазурью, только отдельные детали. Здесь надо аккуратно, пробуем. Все–таки, капуста — это не малина, может дат небольшой нежелательный привкус.
Серый или серо-сиреневый
Вот здесь прекрасно подойдет сок черники. Хорошо в этом цвете выглядят мышки, слоники, ежики и т.п. И ограничит нас только сама глазурь, не переложить сока, чтобы не была слишком жидкой.
Коричневый
Для получения всех оттенков коричневого можно смело использовать порошок какао. Получается очень вкусная глазурь, прямо шоколадка. Также интересный кофейный оттенок получим при добавлении растворимого кофе. Немного растворимого кофе разбавляем в совсем маленьком количестве воды, чтобы разошлись гранулы. И потом эту густоватую смесь добавляем в белую глазурь. Кофейный пряник тоже оказался очень вкусным, как кофе со сливками. Захотелось сделать с этой глазурью какой-нибудь пряничек в форме пирожного или чашечки кофе… Кофе по сравнению с какао дает более теплый оттенок коричневого, как будто капнули чуть желтого цвета.
Буду рада, если мои опыты с натуральными красителями вам пригодятся. В любом случае это информация к размышлению. Почему бы и не угостить деток такими пряничками?)
Источник