Краски на клеевой основе
Клеевая краска для стен или потолка – это доступный вариант отделки помещений. Состав несложно приготовить и нанести на поверхность самостоятельно. Ремонт не займёт много времени и не ударит по кошельку.
Свойства
Несмотря на богатый выбор современных лакокрасочных материалов, клеевые краски остаются востребованными. Преимущества такого покрытия заключаются в следующем:
- водная основа и отсутствие токсичных примесей (экологичность состава),
- возможность получить желаемый оттенок при помощи самостоятельной колеровки,
- устойчивость к выгоранию,
- длительный срок эксплуатации покрытия,
- декоративность,
- простота в применении.
К сожалению, имеются и недостатки. Клеевые краски не слишком устойчивы к воздействию влаги (кроме специальных составов, изготовленных для проведения фасадных работ), соответственно, уборка в помещениях с подобной отделкой стен должна быть очень щадящей.
Состав материала
Что такое — клеевые краски? Если обобщить, то можно сказать, что они состоят из простых компонентов:
- вода в качестве растворителя,
- мел в качестве загустителя (наполнителя),
- клей в качестве связующего элемента,
- пигмент (колер) для придания нужного цвета.
Чтобы получить качественный красящий материал, все исходные составляющие нужно правильно смешать, соблюдая пропорции и последовательность действий.
Принцип самостоятельного приготовления
Традиционно краска на основе клея готовится так:
- Мел просеивается через максимально мелкое сито и заливается тёплой водой; количество воды равняется приблизительно одной второй массы мела. Смесь настаивается в течение двух часов.
- Красящий порошок разводят в отдельной ёмкости таким же образом и столько же выдерживают.
- Клей растворяют в горячей воде. Обычно на ведро воды объёмом 10 литров приходится 600 г клея.
- Меловой и красящий растворы тщательно смешивают. Для этого жидкий пигмент вводят тонкой струйкой в ёмкость с загустителем.
- Проверяют состав на правильность поученного оттенка, нанося его в небольшом количестве на кусочек фанеры или ДВП, дают просохнуть, в случае необходимости – корректируют.
- Проверяют на густоту. С этой целью опускают гладкую палочку в раствор и вынимают. Красящая масса должна стечь с неё ровной струйкой, а палочка – равномерно и без просветов окраситься.
- Смешивают меловой и клеевой растворы.
Подготовка поверхности к окрашиванию
Чтобы покрытие получилось качественным и долговечным, стены или потолки необходимо очистить от старого слоя красящего материала, иначе сцепление свежего состава с поверхностью будет очень слабым, что приведёт к появлению пузырей и шелушению.
Поверхность также необходимо выровнять. Для этого используют шпатлёвочные смеси, которыми тщательно заполняют все трещины, сколы и другие неровности. Шероховатости, образовавшиеся после высыхания шпатлёвки, затирают мелкозернистой наждачной бумагой, полностью очищают стены от строительной пыли.
Ровную и чистую поверхность нужно загрунтовать. Этот этап важен по следующим причинам:
- основа впитает меньше влаги, что позволит клеевому раствору образовать прочную плёнку, в ином случае, покрытие будет пачкаться, как обычная побелка;
- грунтовка обеспечит крепкую адгезию краски с основой;
- покрытие, положенное поверх грунта, получится более ровным;
- расход краски сократится.
Виды грунта под клеевое покрытие
Мыловарный грунт готовится так:
- измельчённое хозяйственное мыло (40%) – 200 г,
- олифа масляная – 100 г,
- известковое тесто (жирное) – 3 кг.
- Необходимо вскипятить воду (3 л) и всыпать мыло, размешав до полного его растворения. В кипящий раствор струйкой влить олифу, а после добавить известковое тесто. Всё равномерно перемешать и растворить в 7 л воды, разбивая все комочки. Количество рассчитано примерно на 30 квадратных метров поверхности.
Купоросный грунт делают так:
- хоз. мыло (40%) – 300 г,
- порошок клея (обычно берётся столярный) — 200 г,
- купорос медный – 300 г,
- масляная олифа – 30 г,
- мел (просеянный порошок) – 3 кг.
В две ёмкости заливают по 3 л воды, кипятят. В одной разводят купорос, временно отставляют; в другой – клей, мыло и олифу (именно в такой последовательности). Во втором случае получается эмульсия, ей дают остыть, после чего процеживают и смешивают с купоросом. Далее добавляют мел и доливают воду, доводя объём состава до 10 л. Количество рассчитано на 40 кв. метров.
Квасцовый грунт можно приготовить так:
- квасцы алюминиевые – 200 г,
- хоз. мыло – 200 г
- клей – 200 г,
- олифа – 30 г,
- мел просеянный – 3 кг.
По 3 л воды кипятят в отдельной посуде. В первую ёмкость всыпают квасцы. Во вторую – клей, мыло и олифу, постоянно перешивая кипящую жидкость. Получится эмульсия, в неё заливают растворившиеся квасцы и всыпают мел. Снова размешивают и доливают водой до 10 л объёма. Количество рассчитано на 30 м2.
Использовать грунтовку можно на протяжении двух суток с момента приготовления. Наносится состав поролоновым валиком либо кистью. Водить инструментом нужно во всех направлениях, тщательно растушёвывая раствор. Краску важно успеть положить в ближайшие 24 часа, иначе грунтовка начнёт слоиться и сходить с поверхности.
Окрашивание
Клеевая краска должна наноситься быстро. В идеале нужно закончить нанесение до того, как первый окрашенный участок подсохнет.
Инструменты на выбор:
Также потребуется малярный скотч для отделения участков, не подлежащих окрашиванию. Вертикальные поверхности красят сверху вниз, избегая образования потёков.
По одному и тому же месту кистью или валиком не следует проводить больше двух раз. В противном случае быстро схватывающийся материал начнёт скатываться, слоиться и липнуть к малярному инструменту, а покрытие получится неровным.
Важно исключить появление сквозняков. Работать желательно при температуре от +20 до +30 °С. В таких условиях свежий слой просохнет за полтора-два часа.
Краски особо стойкие
Казеиновые клеевые материалы, имеющие в составе белковые компоненты, отличаются высокой устойчивостью к внешним воздействиям, богатством палитры оттенков. Их успешно применяют при отделке внутренних и внешних поверхностей.
Силикатные клеевые составы создают покрытие, обладающее повышенной влагостойкостью. Такие краски хорошо использовать для ремонта ванных комнат или других влажных помещений.
Источник
Клеевая краска: применение, способы приготовления
Область применения.
Клеевые краски дают непачкающие покрытия, но они неустойчивы к действию влаги и погодных факторов. Кроме того, эти покрытия хрупки (неэластичны). Поэтому их применяют только для внутренней отделки.
Подходят: оштукатуренные потолки и внутренние стены;кирпичная кладка;бумага (обои);ткань (натянутый материал)
- всякого рода деревянные поверхности как уже окрашенные, так и чистые;
- все металлические предметы (исключение — крепления открытой электрической проводки); скобы из ржавеющего материала перед нанесением клеевой краски грунтуют быстро высыхающим лаком (нитролаком, применяемым для окраски велосипедов);
- постоянно влажные помещения (например, некоторые подвалы и посудомоечные помещения), кладовые для продуктов и стойла; покрытия из клеевых красок во влажных и к тому же еще теплых помещениях представляют собой хорошую питательную почву для гнили и плесени;
- все оштукатуренные поверхности, которые были покрыты масляной или лаковой краской;
- поврежденная и грязная штукатурка, например штукатурка с подтеками или масляными пятнами, с трещинами и отверстиями, со старой клеевой краской и, конечно, облупившаяся штукатурка; все дефекты штукатурки и слои старой клеевой краски тщательно удаляют.
Материалы и их расход.
Связующие средства. Наиболее удобен в употреблении крахмальный пастообразный клей (малярный клей), перед употреблением его надо только разбавить; кроме того, применяются сухие клеи (крахмальный или целлюлозный), перед использованием их растворяют в холодной воде.
Пигменты. В качестве белого пигмента применяют отмученный мел (плавленый мел). Для придания краске желаемого цветового оттенка можно применять все порошкообразные пигменты, кроме свинцового сурика, при использовании которого в клеевых красках возможны свинцовые отравления; иногда можно применять плакатные краски или тонирующие пасты для водно-эмульсионных красок.
Растворитель. Вода, более удобна клеевая вода, представляющая собой сильно разбавленный раствор клея.
Расход материалов. Для светлых клеевых красок, наносимых на не очень грубую известковую штукатурку (обычная стенная штукатурка), на один квадратный метр поверхности идет в среднем: 250 г. мела, 50 г. цветного пигмента — сухие.
50 г. пасты крахмального клея (неразбавленного);
или же: 1 кг. мела достаточно для 4 м2, 1 кг. цветного пигмента и 1 кг. клея достаточно примерно для 20 м2.
Расход материалов для окраски потолка комнаты (длина 5,20 м, ширина 3,40 м) клеевой краской:
5,20 м.х3,40 м. = 17,68 м. ≈ 18,00 м2;
пигмент: 18 : 20 = 0,9 кг ≈ 1 кг.
клей: 18:20 = 0,9 кг. ≈ 1 кг.
Клеевой краски, приготовленной с таким расчетом, достаточно и для окраски фриза (декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей, ту или иную часть архитектурного сооружения), если он есть, представляющего собой узкую полоску стены вдоль потолка.
Основание.
Оштукатуренные поверхности должны быть чистыми, сухими, прочными и гладкими.
Очистка. Старые покрытия из клеевых красок смывают (для этого используется старая малярная щетка); засохшие брызги известкового раствора срезают.
Заравнивание. Трещины и отверстия замазывают гипсом или известковым раствором.
Грунтовка. Купоросы и квасцы поступают в продажу почти исключительно в виде солей, и перед употреблением их надо растворить в холодной воде; иногда их называют также изолирующими солями, но это название не совсем правильное, так как изоляцию проводит только электрик. Купоросные грунты не образуют на поверхности штукатурки непроницаемого разделяющего слоя. При нанесении на известковую штукатурку или на бетон купоросные грунты вступают в химическую реакцию и обезвреживают в поверхностном слое вещества, которые могут испортить нанесенный затем слой краски.
Устранение подтеков от воды. Такие подтеки представляют собой желто-коричневые разводы на штукатурке потолка, возникающие при протекании воды через потолок, например, вследствие дефекта в водопроводной трубе. Купоросные грунты следует наносить только после устранения причины течи и полного высыхания пятна. Если такое пятно не отгрунтовано, то после нанесения нового слоя клеевой краски разводы не исчезнут, они проявятся.
Нейтрализация щелочной штукатурки. Применяется, например, в новостройках перед оклейкой обоями или перед грунтовкой цокольных поверхностей маслосодержащими составами (ванная комната, кухня, коридор).
Устранение «цветения» штукатурки, представляющего собой мелкие кристаллы солей на стенах, подверженных периодическому воздействию влаги (наружные стены, стены ванных, туалетов, стойл и т. д.).
Отмывка окаменевших слоев клеевой краски, например на потолках кухонь.
Приготовление и применение грунтовки. Купоросы и квасцы можно разводить только в неметаллических сосудах (эмалированные или пластмассовые ведра).
Перед нанесением купоросного грунта следует очень тщательно отмыть пыль, старую клеевую краску или слои бумаги.
Чаще всего такую грунтовку проводят два или три раза и только после этого достигается желаемое действие. Прежде чем начать нанесение нового покрытия, следует дождаться высыхания предыдущего.
Внимание! Купоросы представляют собой вредные для здоровья вещества. В первую очередь надо защищать от брызг купоросных грунтов глаза, причем их разъедающее действие может сказаться даже на стеклах очков. Если брызги купоросных грунтов, попавшие на оконные стекла, кафельные и керамические плитки, не были сразу же смыты водой, то удалить их следы уже невозможно. Поэтому при употреблении таких грунтов следует соблюдать крайнюю осторожность!
Клеевая грунтовка. Пористую и хорошо впитывающую штукатурку перед окраской надо отгрунтовать клеевой водой: 1 часть пастообразного клея на 5 частей воды. Если окраска будет производиться клеевой краской темного колера, то такая грунтовка становится обязательной операцией.
Приготовление клеевой краски (рис. 1).
Приспособления: большая палка для перемешивания, несколько небольших палочек, ведро для замачивания мела, ведро для клея, консервные или стеклянные банки соответственно числу используемых цветных пигментов.
- За несколько часов до начала окраски замачивают мел. В ведро сначала заливают воду, затем засыпают мел, не перемешивая.
Количество воды примерно больше половины от веса мела. Пример: на 4,5 кг. мела около 3 литров воды.
Внимание! Сырые клеевые краски выглядят темнее и более ярко, чем высохшие. Поэтому следует сделать цветовую пробу!! Для этого небольшое количество цветной кашицы намазывают на кусок бумаги и высушивают над огнем. Правда, ошибиться можно и здесь, так как небольшие цветные пятна кажутся менее яркими, чем большая поверхность, выкрашенная тем же колером.
Замешивание клея. В ведре для клея взбивают палкой клеевую пасту. Постепенно разбавляют водой (примерно тем же количеством, что и вес клея). Хорошо перемешивают.
Разбавленный клей постепенно подливают, разделив на две-три части, к цветной меловой кашице и перемешивают. Запомните: всегда следует подливать разбавленное связующее средство к замоченным пигментам!
После добавления первой части клея масса сильно густеет, Ни в коем случае не добавляйте воду! После непродолжительного перемешивания образовавшаяся клеевая краска разжижается. Если клеевая краска стекает с мешалки, то добавление клея можно прекратить: его уже достаточно.
Нельзя добавлять сухие пигменты к готовой краске, замешанной клеем. Изменение колера можно проводить только замоченными или замешанными на клею пигментами, в крайнем случае можно взять гуашь или колерные пасты для водно-эмульсионных красок.
Окраска.
Инструмент: малярная щетка, большая круглая кисть или вместо нее малярный валик, небольшая маховая кисть (для окраски углов и пространств за трубами).
Окраску начинают от окна по направлению падения света (рис. 2). Краску наносят полной кистью длинными мазками, не прерывая работу, чтобы очередной мазок накладывался на еще не высохший предыдущий. Не экономьте клеевую краску, ее нужно класть «досыта». Чаще всего достаточно одного слоя.
Хранение. Не имеет смысла сохранять остатки клеевой краски для подновления отдельных мест. Уже через несколько часов колер клеевой краски изменяется. Она становится светлее, и подкрашенные ею места сразу бросаются в глаза. Повторное приготовление использованного колера по силам лишь специалисту с многолетней практикой.
Источник