- Иконостас своими руками
- Как сделать иконостас своими руками?
- Домашний иконостас — как правильно устроить красный угол
- Домашний иконостас
- Какие иконы нужно иметь дома
- Где разместить домашний иконостас
- В каком порядке расположить иконы
- Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме
- Молитвы перед домашним иконостасом
Иконостас своими руками
Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.
Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.
Однако эта задача трудна для педагога: можно ли за 40 минут в неделю исправить то, что прививалось годами?
Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.
Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?
Как сделать иконостас своими руками?
Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.
Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.
Итак, Вам понадобится:
1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.
Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.
1. Рассказ об иконостасе
Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.
Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?
Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.
Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.
Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.
Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется «моление», потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.
После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.
1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.
2. На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.
3. В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.
4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.
5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.
6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.
7. Иконостас готов. Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.
Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.
Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.
Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.
Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.
ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.
В центре иконостаса — Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса —южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.
Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.
Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
Третий ряд — это Деисус (см. «Иконография»). Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.
Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.
Источник
Домашний иконостас — как правильно устроить красный угол
Домашний иконостас
В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.
Какие иконы нужно иметь дома
Важно помнить, что
- Не количество икон определяет степень благочестия жизни человека.
- Иконы нельзя «коллекционировать» и собирать, как предметы быта.
- Нужно помнить о молитвенном предназначении иконы.
Где разместить домашний иконостас
Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.
Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.
При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.
Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы
- Иконы не соседствовали с бытовой техникой, предметами декоративного убранства,
- С книгами, содержание которых противоречит православному вероучению.
- Изображения святых, их фотопортреты также следует поместить в другом месте.
По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.
Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.
Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.
В каком порядке расположить иконы
- Над всеми иконами находится православный Крест.
- Центральное место в иконостасе занимает икона Спасителя (поясное изображение).
- Над этой иконой размещают образ Святой Троицы.
- Справа от иконы Спасителя ставят икону Божией Матери. Чаще всего в домашнем иконостасе можно увидеть икону Богородицы «Умиление» и «Одигитрия».
- Образы Святых размещают по бокам от икон Спасителя и Богородицы. Можно расположить их и выше.
- В русском православии особо почитают святителя Николая Чудотворца. Его икону можно увидеть в любом домашнем иконостасе. Часто встречаются иконы пророка Илии, первоцерковных апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика и целителя Пантелеймона.
- Хорошо, если в доме есть образы святых Евангелистов, Святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы церковных праздников.
- Выбор икон может быть индивидуальным, в домашнем иконостасе часто размещают святых покровителей семьи, имена которых носят домашние.
С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.
Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме
«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:
1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.
2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.
3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.
4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке
5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.
6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.
7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.
8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.
9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.
10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.
Молитвы перед домашним иконостасом
Молитва Смоленской иконе Божией Матери
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.
Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Источник