Уголок психологической разгрузки
методическая разработка (средняя группа) на тему
Мы выбрали место расположения уголка в тихом, спокойном месте, отгороженного от основного помещения ширмой. С помощью родителей подобрали атрибуты, украсили стену и постарались обстановку в уголке максимально приблизить к домашней. Мы организовали пространство таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние детей.Материал подбирался с учетом потребностей детей: кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине и поиграть в спокойные игры. А кому-то надо выплеснуть агрессию. Обязательным атрибутом уголка являются мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть. Сидя на мягком удобном диване и креслах можно посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями. А для тех, кто хочет «спрятаться» от внешнего мира есть балдахин. Так же в уголке есть место для любимых игрушек, где они с нетерпением ждут своих хозяев.
Мы познакомили детей с разными возможностями игр в психологическом уголке. Так, например, справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию нашим детям помогают:
· стаканчики для крика
Если ребенок проявляет агрессию, или ему хочется просто покричать, мы предлагаем ему отойти в уголок, взять стаканчик, и покричать в него, т. е можно сказать, что ребенок в это время выпускает «пар».
· подушка для битья
Для снятия агрессии мы используем упругую «подушку для битья». Когда ребенок дерется, мы объясняем, что бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить эту подушку очень даже можно.
· мишень для метания.
Еще выплеснуть накопившийся негатив помогает метание мячиков в мишень.
Есть вариант «Коврика злости».
Он помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
Очень актуально нашим деткам не только научиться выплескивать гнев в приемлемой форме, но и мириться. Для этого у нас есть разнообразные мирилки. После конфликта мы напоминаем детям, что нужно взять мирилочку и решить свой конфликт. При конфликтных ситуаций дети заходят на «Островок примирения» и решают его с помощью слов мирилки.
Для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, мы слушаем шум моря, звуки леса, спокойную музыку. Также у нас есть рамка с переливающимся песком, водные и песочные часы, которые очень нравятся детям. Видя их интерес к переливаниям, мы изготовили разнообразные «Релаксационные игрушки» из бутылочек разной формы и цвета, наполненных гелем для душа, в них насыпали бисер и пайетки, и если бутылку перевернуть и потрясти — бисер начнет медленно опускаться. Отвлечься от негативных эмоций, грустных мыслей способствуют игры с песком и крупами, цветные ленточки, разные клубочки ниток, бусинки.
Так же играем в игры «Экран эмоций», «Конструктор настроений».
С целью повышения самооценки мы предложили родителям совместно с детьми изготовить газеты «Звезда недели», которые в течение недели висят в уголке, а потом в раздевалке, где ее могут видеть все входящие в группу, а ребенок испытывает гордость и радость, ведь он Звезда недели. Семьи проявили творчество и фантазию, и каждая газета получилась оригинальной и неповторимой.
А еще в нашем уголке есть волшебный чемоданчик. В нем хранятся разнообразные семейные предметы: шляпа, шарфик, палочка, плащ и т. д. , которые помогают нам вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами. Хотим отметить, что весь материал одновременно не находится в психологическом уголке, мы периодически его меняем, обновляем атрибутику, дополняем соответствующими играми и всем необходимым материалом.
Но есть предметы (подушки, телефон, семейные альбомы, зеркало, которые находятся в уголке постоянно. Это придает детям уверенность, постоянство.
И в заключение хотелось бы поделиться еще одной нашей находкой. У нас в группе есть волшебная шляпа, с помощью которой можно уединиться в любом месте группы.
Родители так прониклись идеей сохранения и укрепления психологического здоровья детей, что решили не останавливаться на достигнутом, и создали талисманы сна, которые будут уберегать покой и сон детей в спальной. Дети дали им имена – Умка и Ангелина.
Источник
Уголок уединения -средство психологической разгрузки ребенка.
Жизнь ребенка раннего и дошкольного возрастов во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился, поэтому дошкольники чаще всего подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности. Ведь это во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми, поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста.
Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (если это требуется) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
Уголок уединения – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психическое и физическое состояние и, в результате, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Основной целью организации уголка уединения в группе является — преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах «уголков психологической разгрузки».
Задачи:
• создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
• сформировать позитивное отношение ребенка к ровесникам и взрослым;
• способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.
Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).
• эмоции разрушения — гнев, злоба, агрессия
• эмоции страдания — боль, страх, обида.
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей разнообразны, к часто распространенным относятся обычная детская ревность, обида, зависть;
• ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;
• ребенок охраняет свою личную территорию;
• страх разлуки с родителями;
• чрезмерный родительский контроль;
• неуважение личности ребёнка;
• запрет на физическую активность;
• тяжелый эмоциональный климат в группе.
При организации психологического уголка может возникнуть ряд проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка? Как его расположить? Эту проблему необходимо решать индивидуально по каждой группе. Во-вторых, где взять средства? Часть материала для уголка воспитатели должны сделать самостоятельно, используя подручные средства, бросовый материал. Большую помощь могут оказать родители: что-то сделать своими руками, что-то принести из дома.
Особенности организации уголка уединения. Это место должно быть привлекательно и интересно для ребёнка. Цвета, которые желательно использовать в уголке, должны быть спокойными, не кричащими, пастельных оттенков. Ребенок должен там отдыхать, а не дополнительно раздражаться яркими тонами.
Уголок уединения должен быть небольшого размера и больше напоминать небольшой домик, норку, шатёр, в котором ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти в коллектив. Например, «Сухой дождь»- Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. «Струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств.
Лучше уголок уединения сделать мобильным, чем стационарным (передвижные ширмы, невесомые драпировки). Малыш сам может обозначить границы уголка, передвинув ширму или задернув шторки. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что ребенок чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполнение уголка уединения. Уголок уединения в детском саду наполняют предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства. Психологи рекомендуют положить фотографии родных. Для таких моментов можно собрать небольшие семейные альбомчики из нескольких фотографий. Также можно положить в уголок игрушечный телефон, по которому можно «позвонить» маме с папой. Если есть такая возможность, то на стену в уголке можно повесить пейзажные картины, обладающие терапевтическим эффектом.
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть. Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. — все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.
Важно помнить!
• все игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно, вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.
• эффективность работы зависит от того, насколько дети осведомлены о предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.
В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.
Примерное оформление уголков психологической разгрузки по возрастам
• уголок для уединения;
• мягкие подушки или мягкая мебель
• сонные игрушки (часто применяются в период адаптации)
• фотоальбомы с семейными фотографиями;
• телефон «Позвони маме».
• материалы для песочной и водной терапии.
• уголок для уединения
• фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
• коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет);
• стульчик доброты. На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
• мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
• цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети успокаиваются. Так же это дополнительное занятие для мелкой моторики.
• массажные мячи — «ежики» для обучения детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
• волшебный пластилин (дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться); так же можно использовать кинетический песок.
• дидактические игры ( например,«Собери бусы»)
Старший дошкольный возраст.
• уголок для уединения (ширма, домик, шатёр)
• фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
• мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
• набор бумаги для разрывания;
• коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет);
• ведерки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко);
• мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
Пребывая в детском саду, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог должен продумать интересный дизайн уголка и подобрать необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко можно сделать своими руками. На их основе детям надо предложить эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.
1. Смолякова Е. Н. Организация психологических уголков в группе детского сада. //Воспитатель дошкольного учреждения. №4 – 2013
2. Справочник старшего воспитателя, № 9, 2011. Использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы.
3. Справочник педагога – психолога №2, 2016г. Уголок психологической разгрузки «Комната Фей».
Источник
Уголок психологической разгрузки
Лариса Потемина
Уголок психологической разгрузки
Слайд №2 Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития.
Слайд №3,4 «Полянка настроения» помогает понимать детям собственные эмоции, эмоциональные состояния других. Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребенок видит себя и рассказывает о себе все хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей.
Слайд №5 «Волшебные предметы»: шляпа, палочка, плащ помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами.
Слайд №6 «Коробочка секретов» дает возможность ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, поднятию настроения. В ней сложены разные кусочки ткани, мелкие игрушки из разного материала, кусочки меха. Ребенок закрывает глаза, воспитатель проводит по его руке любым предметом с вопросом «Что это? Угадай?» Можно просто рассмотреть предметы, пощупать их.
Слайд №7 «Мешочек радости» изготовлен из голубого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из черного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны резинками. Если у ребенка плохое настроение, он может взять мешочек и «сложить» в него обиды, злость. Потом из другого мешочка берет хорошее настроение, смех, улыбку, радость.
Слайд №8 «Корзинка с клубочками разноцветных ниток»Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приемов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубок ребенок успокаивается.Игры с клубочками: «Связующая нить», «Волшебный клубок», «Шустрый клубочек».
Слайд №9 «Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют стаканчики для крика.
Слайд №10 Наличие в уголке мягких диванчиков с подушками «эмоции», дает возможность расслабиться.
Слайд №11 «Стена изменения настроения». Дети при помощи рук или ног перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом передают изображенную эмоцию. Они отвлекаются от своих отрицательных переживаний, забывают о них, таким образом налаживается микроклимат в группе.
Слайд №12, 13 «Зонтик», уголок уединения. Там ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Домик позволяет «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбомы с фотографиями.
Слайд №15 «Коробка-мирилка».Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
Слайд №16 Д/и «Азбука хорошего настроения».Цель: обучение детей бесконфликтному общению. «Портрет хорошего меня»— ребенок ставит рамку перед собой и рассказывает о себе все хорошее. Остальные дети подсказывают, если рассказчик что-то пропустил. Так дети создают свой положительный «Я-образ».
Прикреплённые файлы:
ugolok_m44f2.pptx | 13129,67 Кб |
Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.
Творческий и познавательный проект «Слава армии родной» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Тема проекта: «Слава армии родной» Возраст детей: 5-7 лет Тип проекта: творческий, познавательный Вид проекта: краткосрочный Проблема: отсутствие.
Источник