Костюмы шаманов своими руками

Одежда шамана

Одежда шамана

автор Медуза Вт Авг 21, 2018 6:07 pm

Re: Одежда шамана

автор Медуза Сб Авг 25, 2018 10:07 pm

Символика шаманской одежды
Символика шаманской одежды
По наряду шаманов можно изучать их религиозную систему, так как костюм, в который облачается шаман, означает божественное присутствие, выраженное в космических символах.

У разных народов существуют разные традиции не только оформления ритуального костюма, но и облачения в него. Алтайские шаманы зимой одевают свой костюм на рубашку, а летом — на голое тело. Тунгусы в любое время года одевают шаманский наряд на голое тело. То же самое можно встретить и у других народов Арктики. Но у народов, расселяющихся на северо-востоке Сибири и у эскимосских племён вообще не существует шаманского наряда. У эскимосов, например, шаман обнажает торс и единственной одеждой на нём остаётся пояс. Скорее всего такая практически полная нагота связана с религиозными представлениями.

Однако независимо от того есть шаманский наряд или его нет понятно одно: шаман не может выполнять свои функции, пока одет в будничную одежду. В том случае, если наряда нет, его заменяют бубен, пояс, шапка. Например, у шоров, чёрных татар и телеутов шаманского наряда нет, но они используют ткань для обматывания головы. Без этой ткани заниматься шаманством просто недопустимо.

Наряд представляет собой микрокосмос, который отличается своими качествами от окружающего пространства обыденности. С одной стороны он представляет собой символическую систему, а с другой — наполнен разными духовными силами, духами, которые формировали собственное пространство в процессе посвящения. Шаман преодолевает мирское пространство и готовится войти в контакт с духами, когда одевает своё облачение. Такое приготовление становится прямым вхождением в духовный мир, потому что наряд одевается с использованием многочисленных традиционных церемоний, которые предваряют шаманский транс.

Само получение, приобретение наряда сопровождается определёнными ритуалами. Шаман должен из своих снов узнать, где его будущий наряд. Найти его он должен сам. У бирарченов наряд по цене коня покупается у родственников умершего шамана. Наряд не может покинуть пределы рода. Он имеет отношение ко всему роду, который заботился о приобретении и сохранении облачения. Но гораздо важнее то, что шаманский наряд насыщен духами, и его нельзя носить тем, кто не может ими управлять. Вырвавшиеся на свободу, духи могут принести вред всему роду. Когда наряд изношен, его вешают в лесу на дереве, чтобы живущие в нём духи покинули его и поселились в новом наряде.

У оседлых тунгусов наряд шамана после смерти хранится в его доме. При этом духи, которые населяют этот костюм, проявляют себя: костюм без видимых причин начинает вздрагивать и шевелиться. У тунгусов-кочевников наряд умершего шамана принято класть возле его гроба. В некоторых регионах считается, что наряд может утратить силу. Это определяют по таким признакам, как смерть больного при лечении с использованием костюма шамана.

Наряд сибирского шамана
У каждого сибирского шамана, по описанию С.С. Шашкова, должны быть кафтан, на который навешаны представляющие мифических животных фигурки и кружки, маска, медный или железный нагрудник, колпак. У самоедов вместо маски был платок, который закрывал глаза шамана и помогал попасть в мир духов через внутренний свет.

На спине кафтана якутских шаманов среди представляющих солнце висящих колец располагался просверленный кружок, который назывался ойбон кюнгете, что означает «отверстие солнца». Однако обычно считается, что он означает Землю с центральным отверстием, с помощью которого шаман попадает в потусторонний мир.
На спине также располагаются полумесяц и железная цепь, которые символизируют выносливость и силу шамана. Железные бляхи нужны на костюме для защиты от ударов злых духов, а бахрома, которую нашивают на мех, считается перьями. Вообще наряд якутского шамана содержит 30-40 фунтов (13-18 кг) металлических украшений. Все металлические предметы на наряде шамана имеют свою душу и не ржавеют.

Украшения из металла располагаются на костюме определённым образом. Вдоль рук они размещаются таким образом, чтобы воспроизвести кость руки. На грудной клетке пришиваются бляшки, которые изображают рёбра. Выше располагают грудь, печень, сердце, другие внутренние органы. Пришивают изображения птиц и животных, вешают небольшой металлический эмегет — дух бешенства — в форме лодки с человечком. У забайкальских и северных тунгусов существуют два вида костюмов: один изображает оленя, другой — утку. Голову коня напоминают резные концы палок. На спине висят ленточки длиной 1 м и шириной 10 см. Их называют кулин — башня. Кони используются в путешествиях шамана.

Наряд бурятского шамана
Исследователь второй половины XVIII в. Паллас оставил описание бурятской шаманки. У неё были две палки, на которых висели колокольчики, и оканчивались они набалдашником в форме конской головы. С её плеч спадали до земли 30 змей из белых и чёрных мехов. На голове был шлем с тремя рогами.

По описаниям М.Н. Хангалова и Н.Н. Агапитова у бурятского шамана должны быть меховой кафтан, колпак в виде рыси, железная или деревянная палка с конской головой. Все эти предметы шаман получает в процессе посвящения. Колпак он получает после пятого очищения. Деревянную палку шаман получает после первого посвящения. Её изготавливают из берёзы таким образом, чтобы не повредить дерево. Вторую железную палку получают только после пятого посвящения. Её украшают колокольчиками.

Читайте также:  Переливная выгребная яма своими руками

По цвету кафтана отличают белого шамана от чёрного. Белый кафтан носит шаман, которого поддерживают добрые духи, а чёрный — тот, которому помогают злые духи.
Верхушка железной шапки образована железными кольцами и украшена рогами. Сзади находится железная цепь из девяти звеньев, на конце которой прикреплен кусок железа в форме наконечника. Эта цепь, идущая от шапки, называется позвоночником. На висках с каждой стороны шапки расположено по одному железному кольцу с тремя колбугами. Колбуги — это скрученные полоски железа длиной 4,5 сантиметра. Они означают связь, союз, единство двоих. Сзади и по сторонам к шапке крепятся ленты из шёлка, сукна, полотна и меха, скрученные в виде змей. С ними привязывают кусочки в форме бахромы из ткани цветов, имитирующих мех горностая, ласки и белки.

Под воротником кафтан завязывается полоска полотна шириной 30 см, к которой прикрепляются шкурки животных и изображения змей. Этот аксессуар называют джибер (плавник, крыло) или далабчи (крыло).

Палка с изображением конской головы грубо отёсана. Её длина составляет полтора метра. К шее палки прикрепляется кольцо с тремя колбугами — так получается грива коня. Такие же колбуги крепятся к противоположному концу, образуя хвост. Спереди палки крепится ещё одно кольцо с колбугой и миниатюрные железные стремена, меч, копьё, молот, топор, лодка, наконечник гарпуна, весло. Ниже ещё размещаются три кольца с колбугами. Эти кольца символизируют ноги.

У шамана также есть кнут с рукояткой, восьмикратно обмотанной кожей мускусной крысы и снабжённой железным кольцом с тремя колбугами. Вместе с кольцами привязывают меч, копьё, дубинку с заострённым концом, молот — всё это в маленькое. Также прикрепляют кусочки полотна и шёлка. Этот аксессуар называется «кнут живого». Обычно кнут шаман использует вместе с палками для совершения обрядов и ритуалов.

Наряд алтайского шамана
Кафтан алтайского шамана изготовлен из кожи оленя или козла. К нему пришито множество платочков и ленточек, которые символизируют змей. Некоторые ленточки имеют форму головы змеи с открытой пастью и глазами. У больших змей хвост раздваивается, а иногда встречается, что у трёх змей всего одна голова. Считается, что у богатого шамана должно быть 1070 змей.
Также на кафтане находится несколько железных предметов. Среди них есть небольшой лук со стрелами, предназначенный для отпугивания духов. На спине костюма пришиты два медных круга и шкуры животных. Воротник украшается бахромой из перьев коричневых и чёрных сов. Там же расположены семь фигурок, у которых вместо головы перья коричневой совы. Они символизируют семь небесных дев. Семь колокольчиков, которые украшают костюм, считаются голосами этих дев. В некоторых регионах небесных дев девять. Считается, что это дочери Ульген.

Среди висящих на шаманском костюме предметов, есть также два маленьких урода — Джутпа и Арба. Они живут в царстве Эрлик. Одного из них делают из коричневого или чёрного материала, а другого — из зелёного. Каждый имеет по паре ног, полуоткрытую пасть и хвост.

Костюм шамана, как и всё, что связано с шаманством, наделён силой, которая сохраняется после смерти хозяина. Поэтому большинство народов не сохраняют шаманское облачение, а оставляют его в погребении умершего шамана. Ритуальный наряд продумывается до мелочей, так как в своих духовных путешествиях шаман нуждается в защите и помощи, которую ему дают символические изображения духов-помощников.

Источник

Маска шамана: магия закрытого лица

С территории Сибири происходят два таинственных предмета из железа, на которых узкими прорезями и вдавливаниями попытались воссоздать глаза, рот и нос, имитируя таким образом человеческое лицо, чтобы изделие могло выступать в роли маски. Одна из масок покрыта точечными вдавливаниями, в очертаниях которых можно распознать тело: руки и ноги, а также головной убор.

Кто такие шаманы и на что они способны?

Коренное население Сибири, к которому относятся чукчи, коряки, эскимосы, эвенки, удэгейцы и буряты, вплоть до XX в. было изолировано от внешнего мира, а потому на протяжении долгого времени хранило древние обычаи. Тесный контакт с окружающим миром вселял веру в духов животного и растительного миров, в возможность контакта с душами людей, которые могли поделиться мудростью минувших поколений. Человек, согласно этим представлениям, не противопоставлялся природе, а был ее частью. Возможность человека как составляющей единой мировой системы воздействовать на силы природы и прочих живых существ породила веру в силу особенных людей — шаманов.

Сегодня слово «шаман» знакомо почти каждому, однако не всем известно, что это слово происходит из тунгусо-маньчжурских языков от глагола «са» — «знать» .

Согласно древним представлениям, которые берут начало еще в ранних формах религий, все пространство можно разделить на верхний мир (в языческих культурах это мир, заселенный богами), срединный мир —земной и мир нижний — загробный. Иногда мировое устройство может быть еще сложнее.

Шаман — тот человек, который в ходе определенной практики «камлания» (ритуал общения с духами) способен совершать путешествия по всем мирам.

Если люди сталкиваются с серьезными бедами (болезнь, смерть, кража и пр.), то причину несчастий объясняют недовольством духов. Тогда во всех подобных случаях именно шаман выступает в качестве посредника, пытается наладить контакт и восстановить привычный баланс. Быть шаманом очень сложно. Это целая профессия, сопровождаемая многими ограничениями и серьезной подготовкой. Известно, что порой шаманы имели столь высокое значение в обществе, что выступали в роли вождя рода или племени.

Костюм шамана играл большую роль в успешности проведения обрядов. Желательно, чтобы сам шаман готовил свой костюм, ведь лишь в этом случае можно ожидать помощи духов. Маска является одним из важнейших атрибутов шамана.

Читайте также:  Оригинальные классные уголки своими руками

Маски человек начал делать много столетий назад, нет проще способа скрыть свою личность, перевоплотиться в кого-то другого, придать себе новые силы.

Создавали их из доступных материалов: дерева, кожи, тканей, рога и пр. Кованые маски из железа и жести, подобные тем, что хранятся в Историческом музее, приобрели популярность в XIX–XX вв. у эвенков. Со временем, однако, обряды все реже проводились в маске, но она обязательно присутствовала в помещении или крепилась к костюму.

Спрятавшийся под маской шаман не выделялся среди духов и таким образом мог найти с ними общий язык, ведь не все духи были настроены к пришельцу дружелюбно.

На масках и других ритуальных атрибутах можно встретить целое изображение либо элементы духа-предка: животного, птицы, мифического персонажа. Подобные маски и атрибуты передавали силы выбранного покровителя владельцу или даже позволяли совершить перевоплощение. Шаманы часто превращались в волков, медведей, оленей, рыб, птиц. Перевоплощение шамана в зверя у народов Сибири называется «ие-кыла».

В мифологии сибирских народов все части мироздания ассоциируются с живыми существами. Земля в этом случае воспринималась в образе лосихи или самки оленя

Известна эвенкийская легенда, в которой упоминается небесный лось, похитивший у людей солнце. Герою-охотнику Мани пришлось подняться на небо, преследуя лося, чтобы вернуть солнце людям. Порой лось олицетворяет собой и подземный мир. Так, лось (олень) символизировал все части мироздания, а потому шаманы в своих обрядах перехода зачастую использовали настоящие или искусственные рога этого животного.

Источник

Костюмы шаманов своими руками

Обитель запись закреплена

ᅠᅠКак уже говорилось, наряд шамана представляет собой весь космос. С одной стороны, он уже сам по себе является целой символической системой, а с другой стороны, в связи с посвящением, он насыщен разнообразными духовными силами, прежде всего духами-помощниками и магическими существами. Шаман преодолевает «обычную» реальность уже в процессе одевания своего наряда. Обычно эти приготовления сами по себе уже частично вводят шамана в измененное состояние сознания, потому что память об этом состоянии рефлекторно закрепляется от камлания к камланию.

ᅠᅠВажной деталью шаманского наряда является шляпа, корона, повязка, маска и т.п. Одна из главных задач шляпы – скрыть глаза шамана во время камлания. Чаще всего для этого используют бахрому из полосок кожи, ленточек, а также маску. Считается, что когда шаман камлает, в него входят его духи-помощники, а это опасно для окружающих. Смотреть в это время в глаза шамана не рекомендуется, ведь духи являются добрыми только по отношению к самому шаману, а для остальных они могут представлять угрозу. Во время камлания, глаза шамана – это дверь в мир духов. Через глаза, духи шамана могут утащить любого, посмотревшего в них.
ᅠᅠНа Алтае и у гольдов шаман, провожая душу умершего в царство теней, мажет себе лицо сажей, чтобы его не узнали духи.

ᅠᅠУ некоторых народов северной России и Сибири самой важной частью шаманского наряда считается колпак. По мнению самих шаманов, значительная часть их могущества заключена в колпаках или шапках, масках. Поэтому когда шаманский сеанс демонстрируется по просьбе посторонних, то шаман обычно выполняет его без колпака. Считается, что без колпака шаман лишен настоящей силы, и поэтому вся церемония – жалкая пародия на настоящее камлание, устраивающаяся лишь для развлечения присутствующих. В некоторых регионах колпак заменяется цветной лентой вокруг головы, на которой подвешены змеи, ящерицы и другие животные-покровители, а также множество ленточек. На восток от реки Кеть колпак либо напоминает корону, увенчанную железными оленьими рогами, либо выполнен в виде медвежьей головы, с прикрепленными к ней самыми важными кусочками шкуры с настоящей головы медведя. Во многих случаях, корона увенчивается головой тотемного животного или духа-покровителя шамана.

ᅠᅠСамым распространенным является тип колпака с рогами северного оленя, хотя у восточных тунгусов некоторые шаманы утверждают, что железные рога, украшающие их колпак, изображают рога обычного оленя. В других районах, как на Севере (например, у самоедов), так и на Юге (например, у алтайцев), шаманский колпак украшен птичьими перьями лебедя, орла, совы, Так, у алтайцев для украшения колпака обычно используют перья золотого орла или коричневой совы, у сойотов (тувинцев) и карагасов (тофаларов) – перья совы. Некоторые телеутские шаманы делают свой колпак из шкуры (чучела) коричневой совы, оставляя крылья, а иногда и голову для украшения (241).

ᅠᅠ► Тело
ᅠᅠКостюм якутского шамана, как утверждает польский этнограф-сибировед Вацлав Серошевский (183), должен содержать от 30 до 40 фунтов металлических украшений. «…В значительной мере шум, вызванный этими украшениями, превращает танец шамана в адскую сарабанду. Эти металлические предметы имеют свою «душу», они не ржавеют. Вдоль руки они уложены в виде прутов, изображающих кости этой руки (табитала). По сторонам грудной клетки пришиты маленькие бляшки, изображающие ребра (ойогос тимир); несколько выше большие округлые бляшки представляют женские груди, печень, сердце и другие внутренние органы. Часто пришиваются также изображения священных животных и птиц. Вешается еще маленький металлический эмегет («дух бешенства») в форме маленькой лодки с человечком…».

ᅠᅠУ якутского шамана на костюм нашивалась «Луна». Она пришивалась на левой стороне груди и использовалась для освещения дороги при путешествиях по темному подземному царству. Практически с этой же целью, но как более мощный источник света, служит и знак солнца. Однако он еще и говорит о принадлежности его владельца к солнечному миру. Кроме того, злые духи – абаасы – боятся «солнца», и поэтому этот знак может выступать, как средство защиты и борьбы с вредоносными сущностями.

ᅠᅠКостюм бурятского шамана, исследователи описывали следующим образом: «…Бурятский шаман должен иметь: 1) меховой кафтан (оргой), белый для «белого шамана» (поддерживаемого добрыми духами), черный для «черного шамана» (которому помогают злые духи); к меху пришиты многочисленные металлические фигуры, представляющие лошадей, птиц и т.п.; 2) колпак в виде рыси; после пятого очищения (наступающего через некоторое время после посвящения) шаман получает шлем из железных прутьев, концы которых загнуты в виде двух рогов; 3) деревянная или железная палка с конской головой: первая сделана накануне первого посвящения, причем так, чтобы не погубить березу, от которой она отрезана; вторую, железную, получают только после пятого посвящения; на конце этой палки, украшенной несколькими колокольчиками, вырезана конская голова…»

Читайте также:  Плед вязаный своими руками простой

ᅠᅠОписание, которое приводит Григорий Николаевич Потанин, создает впечатление, что наряд алтайских шаманов более полный и лучше сохранился, чем наряд сибирских шаманов. Кафтан сделан из кожи козла или оленя. Множество ленточек и платочков, пришитых к костюму, изображают змей. Некоторые из этих ленточек вырезаны в форме головы змеи с двумя глазами и открытой пастью; хвост больших змей раздваивается, а иногда у трех змей одна голова. Говорят, что у богатого шамана должно быть 1070 змей. Есть еще ряд железных предметов, среди которых маленький лук со стрелами для отпугивания духов. На спинке костюма пришиты шкуры животных и два медных круга. Ошейник украшен бахромой из перьев черных и коричневых сов.
ᅠᅠКроме того, на воротнике шамана нашиваются семь фигурок, головы которых имитируют перьями коричневой совы. Это семь небесных дев, а семь колокольчиков – голоса этих семи дев, призывающие духов. В других регионах их девять, и считается, что это дочери Ульгена. Каждый из предметов шаманского костюма имеет религиозное значение. Среди предметов, висящих на шаманском наряде, у алтайцев есть два маленьких урода – это жители царства Эрлик-хана, джутпа и арба. Один из них сделан из черного или коричневого материала, а другой – из зеленого. У каждого две пары ног, хвост и полуоткрытая пасть.
Один или три бронзовых колокольчика прикрепляли к «хвосту» шамана. По их звону он даже в глубоком потрясении и самой трагической ситуации узнавал, что он еще жив и душа его пока при нем. По сигналу колокольчика собирались и духи-помощники ойуна. Для подобных же целей пониже воротника пришивали бубенец. «Нижняя губа рыбы» цеплялась к правой стороне плаща и использовалась для причинения вреда человеку или злому духу. «Кулика» вешали на левом боку или плече, и он переносил душу-кут своего хозяина во время камланий в Верхний мир. Профиль этой же небольшой птицы ставили и на могилах шаманов, видимо уже для посмертного перемещения его души.

ᅠᅠУ народов далекого севера Сибири, в шаманском костюме распространены изображения водоплавающих птиц, таких как, например, чайка или лебедь, символизирующие погружение шамана в подводный Ад. Встречаются в наряде также и многие мифические животные (медведь, собака, орел с кольцом вокруг шеи – символ того, по мнению енисейцев, что царская птица находится на службе у шамана). Встречаются даже рисунки половых органов человека – и они вносят свой вклад в освящение наряда.

ᅠᅠ► Пояс
ᅠᅠВажным элементом одеяния у нанайских кагаты-шаманов был пояс янгпан, надевавшийся поверх халата (111). Нанайцы и ульчи делали его из полосы кожи шириной 12–18 см. Она опоясывала талию сзади и по бокам, к концам пришивались узкие ремешки, с помощью которых пояс завязывался спереди. К поясу прикрепляли несколько рядов коротких ремешков для подвешивания 20–30 длинных (до 15см) металлических конусообразных подвесок конггоро, а также бубенчиков, колокольчиков, зеркал – маленьких металлических кругов хотон толикэни. Взамен утерянных подвешивали любые металлические подвески, иногда весьма тяжелые: детали сельскохозяйственных машин, мясорубок, велосипедов, замков и т.п. (подобные новации отмечались и в начале 20 в.). Общий вес пояса был не менее 4–5 кг. Во время камлания шаман танцевал, вращая нижней частью тела, при каждом его движении раздавался лязг. По словам информаторов, эти звуки «дух шамана поднимали», «чертей разгоняли», поскольку злые духи боятся металла. Другие говорили, что звуки подвесок создавали шумовой эффект в дополнение к игре на бубне и были хорошим аккомпанементом к танцу шамана. Пояса ульчских шаманов похожи на нанайские, но на них дополнительно вешали маленькие деревянные изображения зооморфных духов-хозяев пояса. На поясе шамана А. Коткина это были две двухголовые змеи гемдури, к которым были подвешены маленькие алюминиевые сабли и фигурки тигрят с подвижными ножками дусэ пиктэни. На поясе шаманки Алтаки Ольчи – деревянные фигурки, изображающие ежа (пунчилкэн), двух медвежат, двух тигрят. Среди металлических подвесок на поясе этой шаманки упомянем замок, три дверные петли, две детали от старинной сабли лохон, небольшой вертлюг макты для маленького медведя (188).

ᅠᅠ► Дополнительно
ᅠᅠИз дополнительных элементов одежды кагаты-шаманов отметим еще рукавицы. Их шили из ткани или рыбьей кожи, нанося на них изображения духов-помощников – ящерицы исэлэн, змеи симур, змейки колиан, лягушки хэрэ, паука атакан. Некоторые шаманы в давние времена использовали также специальную обувь в виде лап тотемных животных или птиц, но это, скорее всего, являлось лишь дополнительной деталью к образу своего тотема и не являлось чем-то существенным для практики.

ᅠᅠЗаканчивая разговор о подвесках и деталях костюма, еще раз подчеркнем, что ни одна из них не могла появиться на ритуальном одеянии случайно или произвольно. Шаман имел право прикрепить себе на грудь или спину очередной символ лишь тогда, когда вступал с ним в магическую связь. Не мог он и безосновательно, из амбициозных или рекламных побуждений, нашить себе «высшие знаки различий», чтобы повыситься в статусе, если он не был простым шарлатаном. Но и в последнем случае его все равно, в конце концов, настигало наказание от разгневанных обманом духов или божеств.

ᅠᅠИсточник: «Онтология шаманизма» В.В. Козлов, А.А. Карамышев

Источник

Оцените статью
Своими руками