Костюмы хантов своими руками

Мастер-класс по изготовлению куклы в костюме народа ханты

Ирина Фоминых
Мастер-класс по изготовлению куклы в костюме народа ханты

Мастер – класс

по изготовлению куклы в костюме народа ханты

Данный мастер – класс может стать одной из форм по ознакомлению с обычаями, традициями и культурой коренных народов Севера.

Участники : педагоги образовательных учреждений, воспитанники младшего школьного возраста, все увлекающиеся декоративно-прикладным творчеством.

Форма организации совместной деятельности с детьми: совместно-последовательная.

Цель: научить мастерить сообща объёмную игрушку по мотивам национального костюма народов ханты.

• сохранение, развитие и пропаганда традиционной культуры народов Севера;

• формировать навыки работы с ножницами, клеем, тканью;

• воспитывать эстетический вкус, чувство уважения к истории коренных народов Севера;

• создавать условия для формирования навыков гуманного поведения во время совместной работы;

• развитие творческого потенциала.

Инструменты и материалы: ножницы, иголка с ниткой, линейка, карандаш, клей; картон, цветная однотонная ткань, различная тесьма, бисер, кусочки меха.

1. Теоретический этап.

Изречение «По одежке встречают.» знает каждый. Еще сто лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения — предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.

Природно-климатические условия, традиционный образ жизни, занятие оленеводством повлияли на возникновение специфической одежды. Специфические элементы в костюме, являющемся материальной ценностью, несут в себе народные знания, мистическую нагрузку и отражают ментальность человека традиционного общества.

Традиционный костюм.

Хантыйские и мансийские мастерицышили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения — бисер, металлические подвески.

Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой — глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани — сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями.

Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.

Читайте также:  Походная спиртовая горелка своими руками

Если по одежде женщины судили о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток. Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда — «лузан», которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Западным, южным, восточным манси и южным хантамбыло известно ткачество: ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных.

Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю — из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь,ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

2. Практический этап.

Сегодняшняя наша встреча посвящена изготовлению куклы в стилизованном костюме народа ханты. Рост у куколки примерно 10 см, изготавливается на основе конуса.

Малица. Склеиваем конус. Обклеиваем внешнюю сторону конуса тканью. Место склеивания (шов) располагаем по средней линии. Верх конуса отгибаем.

Голова. Состоит из круга, диаметром примерно 3 см. Личико куколки можно нарисовать, вырезать подходящую картинку из журнала. Его наклеиваем на верхнюю часть конуса чуть ниже линии сгиба.

Украшения. Одежда ханты богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Эти полоски нашивались на ткань близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. С помощью бисера, нитки и иголки собираем полоску для отделки. Пришиваем ее по подолу, близко к ней приклеиваем тесьму, имитируя украшение на одежде ханты.

Меховая отделка. Нарезаем тонкие (1 см) полоски из меха. Приклеиваем их вокруг лица, по переду, прикрывая шов по средней линии, по подолу.

Рукава. Из меховой полоски отрезаем по 2 см на манжеты. Приклеиваем их к средней части конуса, ближе к переду.

Н. П. Шушарина, «Женский национальный костюм коренных народов Крайнего Севера как отражение культурного взаимовлияния. — http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_05___04_Shusharina.pdf

Рыболовы и охотники Западной Сибири: ханты и манси — http://www.ethnomuseum.ru/section69/24/259/611.htm

Новая кусудама «Цветущий кактус» Не могу остановиться, делаю и делаю новые цветочные шарики — «кусудамы». Эту кусудаму я назвала «Цветущий кактус». Сначала сделала основу.

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Читайте также:  Лакировать стол своими руками

Источник

Изготовление народного северного костюма из подручных материалов

Ирина Ващенко
Изготовление народного северного костюма из подручных материалов

Композиция народного северного костюма

*Помочь в организации занятий по приобщению учащихся к богатству древнерусской художественной культуры, ее истокам, национальному своеобразию, самобытности;

*Формирование культурно-исторической памяти, понимания роли русской культуры в мировом художественном процессе;

*Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту национального костюма;

*Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.

*Воспитание у учащихся эмоциональной и нравственно-эстетической отзывчивости на явления прекрасного в жизни и искусстве;

*Формирование устойчивого интереса к произведениям русского народного искусства, представления о целостной картине мира человека эпохи Древней Руси через художественный образ произведений народного и декоративного искусства;

*Развитие творческой активности, образного и конструктивного мышления учащихся;

*Формирование умения выявлять в произведениях народного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов;

*Совершенствование навыков работы с графическими и живописными материалами, конструирования из бумаги предметов и украшения их декоративными деталями;

*Введение в активный словарь учащихся «старинных» слов и понятий;

*Развитие навыков самостоятельной практической творческой деятельности.

Девичий костюм. Архангельская губерния.

Девичий костюм Архангельской губернии состоял из сарафана, рубахи «рукава невесты» и головного убора – венца.

Одним из важнейших элементов праздничной одежды девушки был нарядный сарафан. По синему полю сарафана набиванника рассыпаны ярко-оранжевые кружочки на тонких серебристых веточках.

Рубахи шили из домотканого холста – льняного или конопляного. Рубахи могли быть цельными (сшитыми по всей длине из цельных полотнищ) и составными, как в костюме архангельской девушки.

Девичий венец архангельской девушки украшен золотошвейным узором, жемчугом и жемчужной сеткой. Такие драгоценные венцы, повязки заказывали специальным мастерам, умевшим шить золотом и низать бисером и жемчугом.

Женский костюм. Олонецкая губерния.

Белый плат, головной убор, шугай с сарафаном, перлы составляют женский костюм.

Сарафан с шугаем теплого серебристо-бежевого цвета. Шугай мог быть верхней или горничной, домашней одеждой с длинными рукавами.

Каргопольский кокошник расшит перламутром, серебряными и золотым нитями и жемчугом, жемчужная сетка-поднизь опускается на лоб, почти до бровей. Белый миткалевый плат украшен крупным золотошвейным узором, особенно богато расшит угол, опускающийся на спину. На шее перлы – много рядов мелкого речного жемчуга.

Костюм просватанной девушки. Вологодская губерния.

Сарафан с «букетом», узорчатая душегрея с золотой отделкой, белая тонкая рубаха, шитый золотой и серебряными нитями кокошник-борушка с алым верхом, шейное украшение и плат расшитый золотыми и серебряными цветами – вот праздничный наряд молодой жены из Вологодской губернии.

Платок, заправленный за лямки сарафана, — белый с алой сборчатой полоской ткани по краю. Такая же сборчатая полоса украшает рубаху на запястьях, а более широкая – из передника, завязанного под грудью. Под передником надет сарафан-набиванник из темно-синей ткани с отделкой по подолу из желтой ленты и из полосы красной сборчатой ткани.

Читайте также:  Карбюратор солекс доработка своими руками

На голове повязка с колпачком, которую могли носить только просватанные девушки-сговоренки. В колпачок, прикрепленный к повязке, убирали косу. На повязке золотыми нитями вышиты стилизованные деревья – тонкие стебельки с листочками.

Женский костюм. Ярославская губерния.

Женский костюм Ярославской губернии состоит из рубашки, сарафана, душегреи, кокошника и фаты.

Силуэт кокошника напоминает островерхое обрамление окна одного из самых красивых храмов города. Травы на кокошнике вышиты золотыми нитями, его украшает мелкий речной жемчуг. Кокошники делали жесткими из проклеенного или простеганного холста (иногда для основы использовали картон) и обтягивали шелком, парчой, атласом, бархатом.

Вот таким способом, из подручных материалов, можно изготовить наглядное пособие для изучения с детьми народных костюмов не только севера, но и всей России.

Конструирование из бросовых и подручных материалов как средство развития творческих способностей дошкольников Мастер-класс по теме: «Конструирование из бросовых и подручных материалов как средство развития творческих способностей дошкольников» Актуальность:.

Фотоотчет «Праздник русского народного костюма» В рамках работы ресурсного центра по организации игровой деятельности и реализации вариативной части программы «Приобщение детей к истокам.

Фотоотчёт «Занятие студенческого кружка по изучению русского народного костюма. Изготовление цветов из гофрированной бумаги» Пояснительная записка Целью кружка является возрождение русской народной культуры. Развитие интереса молодежи к русскому народному костюму,.

Конспект мастер-класса по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры из подручных материалов совместно с родителями Конспект мастер – класса по организации сюжетно – ролевой игры Изготовление атрибутов для игры из подручных материалов совместно с родителями.

Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы» Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы» Цель: познакомить детей с особенностями русского, армянского, турецкого национального.

Мастер-класс «Изготовление костюма «Гжель» Мастер-класс «Изготовление Гжельского костюма» Для изготовления костюма «Гжель» нам понадобились следующие материалы: 1. Креп-сатин голубой.

Мастер-класс по конструированию из подручных материалов «Весёлый цветочек» Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник — День матери! Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался этот праздник.

Мастер-класс по созданию народного костюма для куклы Мастер-класс по созданию народного костюма для куклыЗдравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня в своем мастер-классе хочу рассказать о создании.

Мастер-класс «Жезл регулировщика из подручных материалов» Здравствуйте дорогие коллеги! Сегодня хочу представить вам мастер класс по изготовлению жезла регулировщика для сюжетно — ролевых игр по.

Оформление интерьера в детском саду на Осенины с использованием натуральных подручных материалов Оформление зала,это 50 % успеха на празднике. Ребенок видя всю красоту зала, лучше вживается в роль, думая, что оказывается в сказке.

Источник

Оцените статью
Своими руками