Девятый пассажир: как создавался костюм Чужого
Выбрав ксеноморфа Ханса Гигера в качестве монстра для своего фильма, Ридли Скотт, как говорят, пошутил: «Либо мои проблемы закончились, либо они только начались!»
Ханс Гигер и Ридли Скотт в самом начале съёмок «Чужого».
«Как только вы принимаете сценарий, подобный этому, вы начинаете беспокоиться о том, что вы собираетесь делать с человеком в резиновом костюме.» – Говорил Ридли Скотт журналу Cinefantastique в 2008 году, – «Единственное, о чем я всегда беспокоился, так это о том, что монстр будет не реалистичным на большом экране, потому что они редко бывают реалистичными.»
Ридли Скотт очень переживал за то, что человек в резиновом костюме – это не очень хорошая идея. Поэтому он решил сосредоточиться на крупных планах и реже показывать монстра целиком. На помощь Ридли пришёл мастер механических созданий и визуальных эффектов Карло Рамбальди. Именно он вселил жизнь в инопланетянина Гигера, создав технически сложную механическую голову монстра.
«Голова ксеноморфа», один из первых набросков Рамбальди. Эскиз взят из осеннего выпуска журнала Cinefantastique, 1979 года.
Работа Рамбальди для «Чужого» была в роли устранителя неполадок, он был привлечен к производству для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.
Он получил весь необходимый материал и приступил к работе в своём голливудском офисе. В дополнение к концептам Гигера Рамбальди был снабжён черновым вариантом скульптуры, сделанной по подобию актёра Боладжи Бадеджо.
Девяносто процентов всех кадров с участием инопланетянина, увиденных в фильме, включают крупные планы или действия, связанные с движением артикулированных моделей инопланетной головы созданной Рамбальди.
Карло Рамбальди за работой, 1978 год.
Опираясь на концепции Гигера, Рамбальди разработал характерные движения лица инопланетянина, соответствующие его уникальной анатомии. Используя эти эскизы, была начата работа по проектированию задействованных мышц и механизмов.
Рамбальди внёс свои собственные изменения в конструкцию Гигера, продиктованные необходимыми механизмами, и вылепил окончательный вариант головы инопланетянина из глины.
Всего было сконструировано три головы: две механические, используемые в основном для работы крупным планом, и легкая, немеханическая голова для дальних планов. Из двух механических голов только одна была полностью механизирована: именно её использовали в большинстве крупных планов.
Рамбальди доставил готовые головы в Англию и провёл там две недели работая над картиной и окончательной детализацией моделей, а также инструктируя производственную команду.
Ханс Гигер модернизирует Чужого, 1978 год.
«Затем к работе приступил Гигер», – рассказывает сценарист Дэн О’Бэннон журналу Fantastic Films, – «И полный вдохновения он начал строить вокруг этой изящной фигуры свои необычные трубки, гниющие язвы и суставы, гнойнички и странные формы… Гигер создавал и придумывал что-то очень странное, и жуткое. Доводя инопланетянина до совершенства.»
«Изначально Ридли Скотт задумал, чтобы тело инопланетянина было полупрозрачным», – сказал Гигер журналу TotalMovie в 2001 году, – «Чтобы зритель мог видеть чёрного актера, Боладжи Бадеджо, двигающегося внутри этого полупрозрачного костюма. Они построили печи для выплавки костюма из специального пластикового материала – как горячий расплавленный винил, но он не был достаточно прозрачным, чтобы видеть человека за ним, и это не сработало.»
Примечательно, что существа в «Прометее» имеют полупрозрачную кожу, так что желания Гигера и Скотта в конечном итоге были выполнены.
Режиссёр также планировал поместить под внутреннюю часть прозрачного панциря личинки, чтобы, когда инопланетянин злобно смотрел в камеру, было видно, как внутри его черепа ползает зарождающаяся жизнь. К сожалению, этот эксперимент также провалился, когда личинки заснули под горячим студийным светом и стали инертными.
Первый, полупрозрачный, вариант костюма Чужого.
В итоге после нескольких месяцев кропотливой работы костюм легендарного монстра был готов.
Качество Существа было настолько ошеломляющим, что актёрам Сигурни Уивер и Лэнсу Хенрексену снились кошмары после завершения съёмок.
Для Ханса Гигера успех фильма был обоюдоострым. Это принесло ему большое признание в мире кино, но, к своему ужасу, он обнаружил, что его художественная репутация подвергается тщательному изучению и критике со стороны коллег художников.
«Знаешь, чего я боюсь?» – спросил он у корреспондента Famous Monsters, – «Как художник, если ты слишком много работаешь для кино, они говорят: «О, он киноархитектор, а не художник» или что-то в этом роде. Внезапно сообщество художников перестаёт воспринимать тебя всерьёз. Если ты работаешь в опере или театре, это совсем другое дело, но кино – это всегда «Эх…», понимаешь? Поэтому я должен был быть осторожен, иначе. может быть, это и хорошо – работать в кино, но это может обернуться против тебя, если ты художник.»
«Чужой» – это фильм категории «С», возведённый в ранг фильма категории «А» лишь благодаря работе Ханса Гигера. Если бы у фильма не было этого уникального монстра, то даже с прекрасным актёрским составом, он не был бы так хорош.
Рад, что читаете меня.
Другие мои посты о создании «Чужого»:
Найдены возможные дубликаты
Всё о кино
11K поста 39.5K подписчик
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты (в том числе посты в стиле «Сегодня день рождения у . «, «сегодня прошло N лет со дня выхода фильма . « и тому подобные, не несущие никакой информации помимо самой даты). В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Автору, респект и уважуха! Культовый фильм, который мы с женой очень любим!
Качество Существа было настолько ошеломляющим, что актёрам Сигурни Уивер и Лэнсу Хенрексену снились кошмары после завершения съёмок.
И какое отношение это имеет к Чужому, мне кажется или тут речь о Королеве Чужих?
Лэнс не снимался в 1-й части.
Внимательно прочитай цитату и найди в чем тут ошибка у ТС.
Картины Ганса Руди Гигера в фильмах Прометей и Завет. Часть 3
Всем отличного настроения, а мы продолжаем нашу серию статей!
Сегодня разберем с вами две из трех самых очевидных картин Ганса, причастных к фильму. Расскажем о том, как они были нарисованы и почему повлияли на фильм Чужой : Завет.
К сожалению, к началу съемок этого фильма, Ганс Руди Гигер уже был не с нами, он умер в 2014 году, но даже не смотря на это, дух его работ пропитывает Завет от начала, до самого конца, придавая фильму невероятную, аутентичную атмосферу!
1. LI 1. 1974 г. Портрет Ли Тоблер.
2. LI 2. 1974 г. Портрет Ли Тоблер.
Гигер познакомился с Ли Тоблер в 1966 году, когда ему было 26, а ей едва исполнилось 18. Какое-то время они просто дружили, но эта дружба довольно быстро переросла в роман, продлившийся долгих девять лет. Ли стала главной музой Гигера: в лицах большинства женщин с его картин можно разглядеть ее черты.
Ли Тоблер и ее портреты.
Своё искусство Ганс Руди использовал в собственных терапевтических целях, это был его способ избавиться от тревожных галлюцинаций и кошмаров, переполнявших его разум. Но в 1975 году произошло нечто, что погрузило его в ещё большую атмосферу гнетущего мрака. Его возлюбленная Ли, в возрасте 27 лет, под влиянием тяжёлой депрессии, покончила жизнь самоубийством (выстрелила себе в голову из оружия художника). Гигер был глубоко шокирован этим и опустошён, ведь он был без ума от Ли всё то время, что они жили вместе. Она служила ему музой, всегда присутствуя в его работах. Две из наиболее известных и знаковых картин художника были посвящены именно Ли Тоблер — это картины под названием “Ли I” и “Ли II”. (картины были написаны незадолго до ее смерти).
В результате этого события у Гигера наступил длительный период самобичевания и горя, он полностью погрузился в работу. Безусловно, это отразилось и на его картинах, ставших куда более депрессивными. К слову, Ганса Руди пытались обвинить в доведении до самоубийства, утверждая, что его жуткие картины стали причиной психического расстройства Тоблер.
Но результатом переживаний и напряжённых трудов Гигера стал сборник картин, вобравший в себя работы художника за последние десять лет и принёсший впоследствии своему автору всемирно известную славу.
Теперь к Завету.
Труп Элизабет Шоу, который хранит у себя Дэвид. Кадр из фильма «Чужой: Завет».
Не для кого не секрет, что вдохновением для внешнего вида трупа Доктора Шоу, была использована картина LI 1. Это очевидно и создатели этого факта не скрывали. Но все ли так просто и действительно, вдохновил ли их, лишь образ, или все таки сама история, связанная с создателем этого шедевра.
Поговорим немного о Дэвиде и его любви к Шоу. Безусловно, отрицать это невозможно — любовь была. Мы не знаем, что за конфликт произошел между Дэвидом и Элизабет, который повлек за собой то что мы с вами видим, но уверяем, все не так просто как кажется на первый взгляд. Если брать за основу реальный смысл картины — вложенный Гигером, то параллели прослеживаются.
Ганс Руди любил и боготворил Ли Тоблер, считая ее своей музой, своим вдохновением. Как писали выше — эти картины написаны под влиянием сильнейшей депрессии девушки, которая в итоге ее и сгубила. Гигер — проецировал ее состояние в свои картины.
Дэвид, подобно Гансу Руди, восхищался доктором Шоу, (это хорошо прослеживается по фильму «Прометей») и точно так же — спроецировал свои видения на самой Элизабет.
Возьмем вторую картину, LI 2. Здесь Тоблер изображена с отрезанной головой. По фильму, а так же в книге «Рисунки Дэвида», мы знаем, что Дэвид не однократно рисовал Элизабет с отрезанной головой, но по факту такого никогда не было. Голова Элизабет на месте. То есть — это чистая сублимация. То, что тревожило и Ганса Руди и Дэвида — попросту перенесено на бумагу, как способ справиться со своими эмоциями.
Элизабет Шоу. Иллюстрация из книги «Рисунки Дэвида».
Хочется заметить, что свитки с этими рисунками — были спрятаны. Как от глаз возможных «гостей» так и от самого хозяина. Вероятно, ему было не приятно возвращаться мыслями в этот омут переживаний и он хранил их подальше от себя, не украшая ими свое жилище, как делал с другими картинами. Их никто не должен был видеть. То — насколько были личными эти рисунки нам показывает сцена, кода Дэниэлс Бренсон развернула один из свитков, на которых была изображена оторванная голова Шоу, что спровоцировало агрессию со стороны Дэвида.
«- Какая вы любознательная. А вы знаете, что бывает с теми, кто слишком много знает?».
Дэниелс Бренсон рассматривает свитки в библиотеке Дэвида. Кадр из фильма «Чужой: Завет»
Доктор Шоу. Изображение на развернутом Дэниелс Бренсон свитке в библиотеке Дэвида. Кадр из фильма «Чужой: Завет»
Давайте подумаем, как много из нас готовы поделиться своими внутренними демонами с первым встречным? Пожалуй таких единицы. Не будем забывать и о том, что полет Дэвида с Элизабет был довольно долгим и учитывая отросшие волосы на голове Шоу, во время того — как она приваривала голову синтетику, можно с уверенностью сказать, что он не один месяц провел с оторванной головой. И теперь сублимация становится очень понятной.
Элизабет Шоу (короткие волосы, до подбородка). Кадр из фильма «Прометей».
Элизабет Шоу (длинные волосы, ниже лопаток). Кадр из доп. материалов к фильму «Чужой Завет».
Как итог, решать конечно же вам, стоит ли образ Ли Тоблер в истоках судеб наших любимых героев, или же создатели бутафорского тела Шоу просто решили воссоздать одну из картин.
Теория жизнеспособна, слишком уж похожи эти две трагичные истории, чтобы оставить их без внимания. И при сравнении мы с вами увидели много общего. Вряд ли бы Ридли Скотт обошел стороной подлинную историю картин, будучи восхищенным работами Гигера еще при создании Чужого 1979 года.
Ганс Руди Гигер и Ли Тоблер.
Картины Ганса Руди Гигера в фильмах Прометей и Завет. Часть 2
Всем хорошего настроения! Сегодня мы продолжаем тему, разбирая работы Гигера. Очевидные и не очень.
1. FACEHUGGER II 1977 г. Концепт-арт к Чужому 1979г.
2. FACEHUGGER I 1977 г. Концепт-арт к Чужому 1979г.
Для начала, разберем эти картины. Концепты созданы специально для фильма Чужой 1979 года. Почему же лицехваты на них, такого большого размера? Дело в том, что когда Дэн О’Бэннон объяснял Гансу Руди какого размера должны быть яйца (около 1 м.), тот подумал, что и скрывающиеся в них существа должны быть соразмерными. Он создал огромного лицехвата а так, как он должен был выпрыгивать из яйца, Гигер сделал ему длинный хвост, который был свернут в спираль (по принципу чертика из табакерки).
Интересный факт: на картинах написано, что это чужой Дэна О’Бэнона, потому что именно он заплатил Гансу Руди за эти концепты, из своего кармана.
Когда компания FOX пришли посмотреть на дизайн, созданный Гигером, то тут же его уволили. И Гигер уехал.
Но позже Дэн показал работы Ридли Скотту, благодаря которому, Ганс Руди вернулся.
Именно эти работы мы видим на фреске ниже.
FACEHUGGER II 1977 г. (пометка 1). FACEHUGGER I 1977 г. (пометка 2).
Удивительно, насколько органично они вписались в историю Чужого! Если вспомнить, то трелобит (ребенок Шоу), так же был гигантских размеров. А если внимательно присмотреться к рисункам Гигера, то вы заметите две важные детали. Человек не имеет волосяного покрова, а скафандр, в который он одет, очень уж напоминает скафандр Инженера. Из чего можно сделать вывод, что новые художники, создававшие концепты для Прометея, вдохновлялись именно этими работами и взяли этих гуманоидов за прототип Инженера.
Инженер. Кадр из фильма «Прометей».
Фреска. Кадр из фильма «Прометей».
3. FEMALE MAGICIAN 1973 г.
Проект созданный совместно с Уолтером Вегмюллером (Walter Wegmüller).
На рисунке Гигера и на фреске на самом верху (пометка 3), мы видим очень похожие силуэты. Доподлинно не известно, имеет ли эта картина отношение к фреске, но мы попробуем разобрать ее смысл на составляющие и вы сами решите, достойно ли это наблюдение внимания.
Начнем с самой картины. Название художники ей дали — Колдунья. Известно, что Гигер часто вдохновлялся божествами древнего Египта, при создании своих картин. И самой любимой его богиней была — Нут (На многих фресках можно увидеть изображение Нут в виде женщины, с очень длинными руками и ногами, которая касается земли своими пальцами, опоясывая тем самым весь горизонт земли). Ее образ он взял даже для создания концептов к чужому.
Нут. Египетская роспись.
HIEROGLYPHICS 1978г. Концепт-арт к Чужому 1979г.
Почему же на картине с Ведьмой изображена именно Нут? Дело в том, что ее часто изображали в виде космической коровы. Этот облик пришел из глубокой древности, в пирамидах можно встретить надпись о том, что звезды плывут по океану под телом Нут, причем ее тело отождествляется с космосом. Взгляните на Египетскую фреску с изображением этой коровы, а теперь присмотритесь к головному убору Колдуньи. Определенно схожесть есть. Не верите? Посмотрите чуть ниже, на наряд Ведьмы. По обе стороны вышитой мантии изображены коровы.
Так кто же такая, эта Нут?
Богиня неба. С ней египтяне связывали множество мифов и легенд. «Великая мать» – именно так величали ее жители древнего Египта. Почиталась она всеми сословиями без исключения. Её изображения можно было встретить на стенах храмов других богов, так как многим из них она была матерью. «Нут» переводится как «небо», а имя изображалось иероглифом, означающим «сосуд».
С картиной разобрались, теперь проведем параллели. Сравним еще раз. Можно предположить, что создатели фрески для Прометея, немного поменяли композицию головного убора Колдуньи. У Ведьмы на самом верху изображено яйцо. Чуть ниже вытянутый череп. На фреске мы видим все с точностью до наоборот. Наверху что-то продолговатое, внизу небольшое яйцо. Если присмотреться к фреске внимательней, то мы увидим, что продолговатый предмет, венчающий композицию (пометка 3), очень сильно напоминает голову Диакона, что находится ниже. Они практически идентичны, разве что голова Диакона немного длиннее. Можно предположить, что это его череп. И так, картина и фреска начинают быть очень похожими. Сложно отрицать, что схожесть прослеживается.
Что мы теперь имеем:
Имя Нут — означает сосуд. Яйцо — это тоже сосуд.
Сама богиня — Великая мать, как и королева чужих.
Весь образ Нут перекликается именно с космосом и небом, как и вся вселенная чужого.
Есть кое что еще, интересное о этой богине.
У египтян можно встретить статуэтки, где Нут имела облик свиньи, поедающей поросят. Это неспроста, так как в мифологии древних египтян говорилось о том, что Нут ежедневно поедает звезды, а вечером рождает их вновь.
То есть фактически, благодаря ей, одна жизнь — перерождается в другую. Согласитесь, очень символично? Напоминает жизненный цикл ксеноморфов.
Статуэтка «Нут поедающая поросят». Древний Египет.
Могли ли создатели Прометея копнуть так глубоко и действительно, связаны ли эта картина и фреска, мы не знаем. Но проведя расследование убедились, что это вполне возможно! Связь прослеживается и очень четкая, а верить в нее или нет — это уже решать вам!
Ганс Руди Гигер и Уолтер Вегмюллер (крайний справа).
Источник