- Костюм петра 1 своими руками для подростков
- МК шляпа-треуголка.
- Как сшить шляпу-треуголку
- Как сшить костюм петра 1 своими руками
- Как сшить костюм петра 1 своими руками
- Костюм петра 1 своими руками
- Особые сокровища Эрмитажа
- Гардероб на все случаи жизни
- Модные легенды и история одного гардероба
- —Рубрики
- —Музыка
- —
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Русский костюм XVIII века
- Петровская реформа костюма
- Основные формы и виды одежды второй половины XVIII века
- Мужской костюм
- Женский костюм
- Влияние дворянского костюма на костюмы других сословий
- Формы распространения моды и ее регламентация государственными указами
Костюм петра 1 своими руками для подростков
Наш костюм движется хорошими темпами, приходиться поторапливаться, потому что мальчик решил свой ДР встретить непременно в образе!
Я сильно преживала смогу ли осилить теуголку. зря переживала, это оказалось не так сложно.
Планы были наполеоновские. черная кожа от доживающего свой век старого плаща, от которого все отрезают куски на всяческие нужды.
Середина ноября, спохватились поздно. плащ на даче. дорогу к даче замело. сугробы по пояс . лезть никто не захотел!
Пришлось опять напрячь мозг и в итоге получилось то что получилось.
Предлагаю небольшой МК, вдруг кому пригодится!
1. Берем черную ткань (если кожи не нашлось, она предпочтительней) желатинируем её.
Как желатинируем? Очень просто!
2 столовых ложки желатина заливаем холодной водой на 40 минут для набухания, двумя стаканами воды.
Нагреваем до растворения на водяной бане.
В теплом растворе пропитать заранее выстиранную и высушенную ткань.
Сушим не отжимая.
Еще влажную прогладить через ткань, чтобы не угробить утюг.
2. Замеряем будущего владельца шляпы.Замеряем очень внимательно, дав объекту лошадиную дозу успокоительного ( в виде большой конфеты, пока жует-сосет у нас есть время)
Это главная мерка — обхват головы, из которой лезет ум или дурь!
- Дно — длина окружности (радиус вычисляем вспомнив математику) которого равна обхвату головы + припуск на шов.
- Тулья — прямоугольник, по длинной стороне равен обхвату головы + 2припуска на шов. По короткой высота требуемой шляпы (у меня 8,5 см) + припуск на шов.
- Поля — дыра-круг равен обхвату головы без припуска на шов. Ширина полей какая требуется заказчику (у меня 10см).
Шила поздним вечером, потому фото темные.
Края у желатинированной ткани не осыпаются и обрабатывать их не нужно.
4. Сшиваем дно шляпы с тульей, предварительно сшив тулью в кольцо. На круге делаем насечки, чтобы были плавные закругления. У меня эстетикой не пахнет т.к. все стоит колом (опять я со вздохом вспомнила кожу)
5.Выворачиваем и делаем насечки на открытом срезе примерно 1см.
6.На этот цилиндр надеваем поля, они должны накрыть насечки и закрепляем любым способом (наметка, иголки, клей временной фиксации или не временной)
Получилась шляпа Зорро или миссионера собравшегося к папуасам.
7. Пришиваем поля к тулье по верху. Я для верности проложила два шва.
На изнаночной стороне это выглядит примерно так. Можно конечно и поаккуратней.
8. Пришиваем «золотую» тесьму. Пришиваем к изнанке т.к. поля наши будут заворачиваться.
9. Отворачиваем поля и закрепляем в трех местах на тулье.
Получаем треуголку.
На ней выступила морская соль (усердное желатинирование).
Морская соль на треуголке — это круто! Значит наш капитан настоящий. бороздит океанские просторы, а не сидит дома на печи!
Ах. Какой конфуз! А где парик.
Срочно исправляем ситуацию.
Берем два прямоугольника толстого синтепона, раздираем его вдоль волокон, но не до конца, оставляя 2 см, за которые парик будет крепиться к треуголке.
Последний виток для надежности я закрепила клеем «Момент-гель».
Почему бы не остановиться на ПВА? С некоторыми детьми можно и ПВА обойтись, а у нас все должно крепиться мертво! НАВСЕГДА!
Накрутив таким образом оба прямоугольника, кладем на них небольшой груз и оставляем сохнуть.
В итоге получаем две прекрасные букли, которым позавидует любой уважающий себя капитан.
Крепим парик к треуголке (опять же намертво) любым доступным вам способом и.
. получаем Барона Мюнхгаузена, который посмотревшись в зеркало изрек: «Не может быть! Это не Я! »
А потом он изрек :»Мама, ты волшебница! Все девочки упадут в обморок от такой красоты!»
В обморок, не в обморок, но я довольна!
Капитан вырисовывается ошеломительный. Может я и правда фея?!
Источник
МК шляпа-треуголка.
Сшила для своего мужа шляпу-треуголку, как у Петра I. Думаю, она и как пиратская пойдет. Сшила шляпу из искусственной замши.
Выкройка очень простая, построить ее можно за пару минут. Для начала нужно обмерять обхват головы, которая будет носить шляпу 🙂 Это будет блина бОльшей стороны прямоугольника. Длина меньшей стороны — это высота («глубина» посадки) шляпы. На взрослую голову мы брали 10см.
Рисуем круг — верхушку шляпы. Высчитываем диаметр = длина/3,14. Рисуем круг. Или выкладываем в форме круга ленту, равную обхвату головы и обводим 🙂
Поля у шляпы решили делать большими. Обводим круг на расстоянии 15 см и получаем большой полукруг. Изначально я склеила всю выкройку из бумаги для примерки. И вам советую.
Расход ткани = 40см при ширине 140см. Обязательно нужно сделать припуски на швы. Ткань не сыпется, дополнительно обрабатывать не нужно.
Делаем надрезы (зубцы) по контуру на маленького круга и на широких сторонах прямоугольника. Режем только припуски на швы! Линию пересекать нельзя. Это для того, чтобы на изгибах замша хорошо легла.
Сшиваем узкие стороны прямоугольника, получается такая широкая повязка на голову из замши 🙂 Можно примерить, чтобы наверняка убедиться с размером шляпы. Должна сидеть плотно. Сшиваем боковушки полей шляпы. Чтобы было цельное «кольцо».
Пришиваем прямоугольник и круг по намеченной линии.
Выворачиваем. Пришиваем получившуюся шапочку и большие поля. Только складывать нужно лицевую сторону и изнаночную. Не знаю, хорошо ли понятно по фото.
Подшиваем поля шляпы. Золотая лента по лицевой стороне. Это единственный шев, который я сделала на машинке (остальное вручную). Теперь аккуратно (в трех местах) пришиваем поля шляпы к верхней части.
Источник
Как сшить шляпу-треуголку
Сшила для своего мужа шляпу-треуголку, как у Петра I. Думаю, она и как пиратская пойдет. Сшила шляпу из искусственной замши.
Выкройка очень простая, построить ее можно за пару минут. Для начала нужно обмерять обхват головы, которая будет носить шляпу 🙂 Это будет блина бОльшей стороны прямоугольника. Длина меньшей стороны — это высота («глубина» посадки) шляпы. На взрослую голову мы брали 10см.
Рисуем круг — верхушку шляпы. Высчитываем диаметр = длина/3,14. Рисуем круг. Или выкладываем в форме круга ленту, равную обхвату головы и обводим 🙂
Поля у шляпы решили делать большими. Обводим круг на расстоянии 15 см и получаем большой полукруг. Изначально я склеила всю выкройку из бумаги для примерки. И вам советую.
Расход ткани = 40см при ширине 140см. Обязательно нужно сделать припуски на швы. Ткань не сыпется, дополнительно обрабатывать не нужно.
Делаем надрезы (зубцы) по контуру на маленького круга и на широких сторонах прямоугольника. Режем только припуски на швы! Линию пересекать нельзя. Это для того, чтобы на изгибах замша хорошо легла.
Сшиваем узкие стороны прямоугольника, получается такая широкая повязка на голову из замши 🙂 Можно примерить, чтобы наверняка убедиться с размером шляпы. Должна сидеть плотно. Сшиваем боковушки полей шляпы. Чтобы было цельное «кольцо».
Пришиваем прямоугольник и круг по намеченной линии.
Выворачиваем. Пришиваем получившуюся шапочку и большие поля. Только складывать нужно лицевую сторону и изнаночную. Не знаю, хорошо ли понятно по фото.
Подшиваем поля шляпы. Золотая лента по лицевой стороне. Это единственный шев, который я сделала на машинке (остальное вручную). Теперь аккуратно (в трех местах) пришиваем поля шляпы к верхней части.
Источник
Как сшить костюм петра 1 своими руками
Как сшить костюм петра 1 своими руками
Наш костюм движется хорошими темпами, приходиться поторапливаться, потому что мальчик решил свой ДР встретить непременно в образе!
Я сильно преживала смогу ли осилить теуголку. зря переживала, это оказалось не так сложно.
Планы были наполеоновские. черная кожа от доживающего свой век старого плаща, от которого все отрезают куски на всяческие нужды.
Предлагаю небольшой МК, вдруг кому пригодится!
1. Берем черную ткань (если кожи не нашлось, она предпочтительней) желатинируем её.
Как желатинируем? Очень просто!
2 столовых ложки желатина заливаем холодной водой на 40 минут для набухания, двумя стаканами воды.
Нагреваем до растворения на водяной бане.
В теплом растворе пропитать заранее выстиранную и высушенную ткань.
Сушим не отжимая.
Еще влажную прогладить через ткань, чтобы не угробить утюг.
Шила поздним вечером, потому фото темные.
Края у желатинированной ткани не осыпаются и обрабатывать их не нужно.
4. Сшиваем дно шляпы с тульей, предварительно сшив тулью в кольцо. На круге делаем насечки, чтобы были плавные закругления. У меня эстетикой не пахнет т.к. все стоит колом (опять я со вздохом вспомнила кожу)
5.Выворачиваем и делаем насечки на открытом срезе примерно 1см.
6.На этот цилиндр надеваем поля, они должны накрыть насечки и закрепляем любым способом (наметка, иголки, клей временной фиксации или не временной)
Получилась шляпа Зорро или миссионера собравшегося к папуасам.
7. Пришиваем поля к тулье по верху. Я для верности проложила два шва.
На изнаночной стороне это выглядит примерно так. Можно конечно и поаккуратней.
8. Пришиваем «золотую» тесьму. Пришиваем к изнанке т.к. поля наши будут заворачиваться.
9. Отворачиваем поля и закрепляем в трех местах на тулье.
Ах. Какой конфуз! А где парик.
Срочно исправляем ситуацию.
Берем два прямоугольника толстого синтепона, раздираем его вдоль волокон, но не до конца, оставляя 2 см, за которые парик будет крепиться к треуголке.
Последний виток для надежности я закрепила клеем «Момент-гель».
Почему бы не остановиться на ПВА? С некоторыми детьми можно и ПВА обойтись, а у нас все должно крепиться мертво! НАВСЕГДА!
Накрутив таким образом оба прямоугольника, кладем на них небольшой груз и оставляем сохнуть.
В итоге получаем две прекрасные букли, которым позавидует любой уважающий себя капитан.
Крепим парик к треуголке (опять же намертво) любым доступным вам способом и.
. получаем Барона Мюнхгаузена, который посмотревшись в зеркало изрек: «Не может быть! Это не Я! »
А потом он изрек :»Мама, ты волшебница! Все девочки упадут в обморок от такой красоты!»
В обморок, не в обморок, но я довольна!
Капитан вырисовывается ошеломительный. Может я и правда фея?!
Костюм петра 1 своими руками
Ежедневно на центральных улицах города сотни туристов фотографируются с «двойниками» Петра I. Обычно это высокие мужчины в пышных париках, в мешковатых кафтанах и с орденскими лентами гипертрофированного размера. Однако в действительности основатель Петербурга носил короткую стрижку или небольшой парик, обладал хорошим вкусом и никогда бы не надел костюм неудобного кроя. Накануне 315-летия Северной столицы корреспондент Город+ посетил «Галерею костюма» и узнал, что было в тренде в начале XVIII века и как содержимое шкафов Петра I удалось сохранить спустя три сотни лет.
Особые сокровища Эрмитажа
В «Галерее костюмов», расположенной в Реставрационно-Хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня», хранится коллекция «Гардероб Петра I». Здесь царит полумрак — ярко освещены лишь наряды деятелей прошлого. В экспозиции представлены двадцать костюмов императора – правда, это лишь малая часть сокровищ эрмитажного собрания. Составленное еще при Екатерине II описание гардероба свидетельствует, что Петр был настоящим модником: имел более 600 предметов одежды и 47 пар обуви. К сожалению, до нас дошла лишь половина, большая часть которой – 280 предметов одежды – хранится в Эрмитаже (в их числе и сохранившиеся две пары обуви).
В коллекции сейчас находятся рединготы, душегреи-безрукавки, плащи-епанчи, матросские куртки-бостроги, головные уборы, кафтаны, костюмы и десяток халатов-шлафоров. Те, кто считает, что императору были чужды шик и восточная роскошь, точно не видели эти предметы его гардероба с рукавами, заворачивающимися наверх по европейской моде. Яркие сочетания цветов, великолепные ткани, крой и невероятные узоры на одних манекенах здесь соседствуют с простыми силуэтами удобной и рабочей одежды на других. И в этом контрасте выражен характер императора. Ведь все, через что приходилось проходить России, Петр I испробовал на себе. Так, император, прежде чем ввести новую форму или новый рацион питания для солдат, сам месяц так питался или одевался. Лично принимал участие в разработке мундиров, головных уборов, понимая, что без армии и флота не достичь тех задач, которые он ставил перед страной.
Тем не менее, Петра не раз осуждали и припоминали ему запрет на ношение национального костюма и подрезание длиннополых одежд. Последнее, кстати, заблуждение – император укоротил не русский, а польский костюм, который тогда был уже принят в России. Любимое изречение Петра гласило: «Рукава настолько неудобные, что если рукой махнешь, — или в похлебку попадешь, или стекло разобьешь». И, засучив рукава, он стремительно менял сознание подданных. Около двух десятков указов, касавшихся непосредственно костюма, были собственноручно подписаны императором в течение всего срока правления. Перемены не коснулись крестьян, священнослужителей, старообрядцев и купцов – только служилое сословие вынуждено было сменить гардероб. И хоть сам Петр I ценил практичность голландской одежды, своим подданным повелел облачиться в самый модный на тот момент костюм – французский. К новым порядкам привыкали долго: дамам пришлось после сарафана привыкать к корсету, а мужчинам – к узким камзолам.
«У Петра Первого был прекрасный вкус. Он мог в иных ситуациях быть рабочим, корабелом, солдатом, выбирая простую или форменную одежду. Но если дело касалось бала, приема, ассамблеи, то Петр был великолепен. Не обладай он художественным вкусом, вряд ли он приобрел бы «Венеру Таврическую» или купил полотно Ребрандта «Прощание Давида с Ионафаном» в то время, когда это еще не успели оценить в Европе», — отмечает Заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции «Гардероб Петра I» Нина Тарасова.
Гардероб на все случаи жизни
Петр I был человеком деятельной натуры, любил удобство и комфорт во всем – это относилось и к одежде. Он вставал в пятом часу утра, не будил денщиков и сам растапливал камин. Сначала был скромный завтрак, а потом – за работу в кабинет. Здесь он, одетый в короткие штаны кюлоты, чулки (не обязательно шелковые – слишком была высока их цена), домашнюю обувь, длинную нижнюю рубаху, душегрейку или фуфайку, шапочку со швами наружу (так удобнее), а поверх были накинуты куртка или камзол (в помещениях часто было прохладно), слушал доклады секретаря. Когда же император шел в токарную мастерскую, то одевался проще. Здесь он мог достать защитные очки из карманов, которые, к слову, были введены в России именно при нем. В токарне он часто беседовал с приближенными и гостями, а самым интересным собеседникам дарил только что выточенную фигурку.
Так, выбор одежды всегда был связан с целями и режимом дня императора и соответствовал месту, куда он направлялся. В любимую им голландскую одежду Петр I облачался, когда шел работать на верфи или отправлялся в плавание на судне. Так, куртка-бострог голландских мореходов надежно скрывала его от ветра, а широкие из толстого сукна штаны, пропитанные специальным составом, со сборкой на поясе не стесняли движений и защищали поясницу.
Однако статус императора обязывал Петра I следить за модой, которая в те времена была не так изменчива, как сегодня. Модный силуэт сложился еще при правлении французского короля Людовика XIV и менялся только в деталях: расположение карманов, количество пуговиц и размеры рукавов. Костюм состоял из кафтана (или жюстокора) – это верхняя одежда, которая облегала тело, под него надевали камзол, кюлоты – короткие штаны, шелковые чулки, башмаки, манжеты, кружевной шарф и шляпу. Иностранец, проживший несколько лет в России, камер-юнкер Фридрих Вильгельм Берхгольц подробно описал в своем дневнике одежду императора на коронации Екатерины I в 1724 году: государь был в костюме небесно-голубого цвета, сшитом из гродетура, в красных шелковых чулках, туфлях на каблуке с серебряными пряжками и в шляпе с перьями.
На трудоемкой сборке костюма по фигуре трудности не заканчивались. Великолепные камзолы, вышитые золоченой нитью, нельзя было стирать. Если пятно или дырка оказывались на видном месте, приходилось заказывать новый. А шились эти произведения портновского искусства долго. Например, над знаменитыми саардамскими камзолами, украшенными в технике «стеганой вышивки», мастера могли работать до года. Такова была цена интересной игры света и тени на императорском костюме.
Модные легенды и история одного гардероба
Фигура Петра I окутана множеством мифов и домыслов, в том числе о чувстве стиля и одежде императора. Так, один анекдот гласит, что государь ехал по городу в коляске, когда заметил пешего молодого человека, который был слишком ярко одет. Петру I это показное щегольство бросилось в глаза. На улицах было грязно, и он решил наказать молодого хлыща, приказав быстро проехать мимо него, чем непоправимо испортил костюм модника.
В народе также ходила легенда о том, что тот самый гродетуровый коронационный костюм Петру I вышила лично его супруга – Екатерина I. Специалисты уверены – это миф: уровень мастериц, которые работали над костюмом, слишком высок. Однако когда реставраторы Эрмитажа занялись очисткой тканей этого комплекта, то под подкладкой камзола обнаружили вышитую непрофессиональным швом маленькую корону. Такой тайный знак могла оставить только Екатерина I. Именно ее, шведскую прачку, Петр I возвел на Российский престол. Возможно, кто-то из придворных видел, как она вышивала крестики и цветочки на короне шелковыми нитками, и так родилась красивая легенда.
Однако, несмотря на значительное количество домыслов вокруг императорского костюма, его реальная история была не менее запутанной и интересной. Так, в 1712 году он подписывает указ о том, чтобы все его ранние вещи из Преображенского села были перевезены в Петербург. И современники, «зараженные» этой страстью, сохранили гардероб императора после его смерти. Все вещи остались на хранение в казенных кладовых (именно отсюда были выбраны первые вещи императора для экспозиции в первом музее России Кунсткамере). В 1732 году перед публикой предстала «Восковая персона» Петра I – это выполненная Карло Бартоломео Растрелли фигура императора в полный рост, облаченная в коронационный костюм. Здесь же демонстрировались полтавский мундир, епанча, кожаный колет, штаны и шляпа первого императора России.
Позже уже при Екатерине II современники предлагали императрице отправить все вещи в Москву, в Оружейную палату, где традиционно хранились коронационные наряды русских царей и императоров, но она отказалась от этой идеи. С 1765 года гардероб хранился во дворце Марли в Петергофе. Во время же Отечественной войны 1812 года вещи даже успели побывать в эвакуации. В 1848-1849 годах император Николай I приказывает весь гардероб перевезти в галерею Петра Великого, которая находилась в Малом Эрмитаже. В 1912 году всё было перевезено в новое здание Кунсткамеры в Таможенном переулке, где вещи хранились до 1930 года (потом были переданы в Историко-Бытовой отдел Русского музея). После целого ряда перипетий и путешествий из музея в музей все собрание Историко-Бытового отдела передали в Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Сегодня эксперты не полагаются на удачу. Ведь ткани – недолговечный органический материал, но особые условия и работа реставраторов продлевают гардеробу жизнь: одежда императора находится под защитой стеклянной стены, освещена светом без ультрафиолетового излучения при постоянной температуре от 18-20℃ и влажности 45%.
Наш костюм движется хорошими темпами, приходиться поторапливаться, потому что мальчик решил свой ДР встретить непременно в образе!
Я сильно преживала смогу ли осилить теуголку. зря переживала, это оказалось не так сложно.
Планы были наполеоновские. черная кожа от доживающего свой век старого плаща, от которого все отрезают куски на всяческие нужды.
Предлагаю небольшой МК, вдруг кому пригодится!
1. Берем черную ткань (если кожи не нашлось, она предпочтительней) желатинируем её.
Как желатинируем? Очень просто!
2 столовых ложки желатина заливаем холодной водой на 40 минут для набухания, двумя стаканами воды.
Нагреваем до растворения на водяной бане.
В теплом растворе пропитать заранее выстиранную и высушенную ткань.
Сушим не отжимая.
Еще влажную прогладить через ткань, чтобы не угробить утюг.
2. Замеряем будущего владельца шляпы.Замеряем очень внимательно, дав объекту лошадиную дозу успокоительного ( в виде большой конфеты, пока жует-сосет у нас есть время)
Это главная мерка — обхват головы, из которой лезет ум или дурь!
Шила поздним вечером, потому фото темные.
Края у желатинированной ткани не осыпаются и обрабатывать их не нужно.
4. Сшиваем дно шляпы с тульей, предварительно сшив тулью в кольцо. На круге делаем насечки, чтобы были плавные закругления. У меня эстетикой не пахнет т.к. все стоит колом (опять я со вздохом вспомнила кожу)
5.Выворачиваем и делаем насечки на открытом срезе примерно 1см.
6.На этот цилиндр надеваем поля, они должны накрыть насечки и закрепляем любым способом (наметка, иголки, клей временной фиксации или не временной)
Получилась шляпа Зорро или миссионера собравшегося к папуасам.
7. Пришиваем поля к тулье по верху. Я для верности проложила два шва.
На изнаночной стороне это выглядит примерно так. Можно конечно и поаккуратней.
8. Пришиваем «золотую» тесьму. Пришиваем к изнанке т.к. поля наши будут заворачиваться.
9. Отворачиваем поля и закрепляем в трех местах на тулье.
Получаем треуголку.
На ней выступила морская соль (усердное желатинирование).
Морская соль на треуголке — это круто! Значит наш капитан настоящий. бороздит океанские просторы, а не сидит дома на печи!
Ах. Какой конфуз! А где парик.
Срочно исправляем ситуацию.
Берем два прямоугольника толстого синтепона, раздираем его вдоль волокон, но не до конца, оставляя 2 см, за которые парик будет крепиться к треуголке.
Последний виток для надежности я закрепила клеем «Момент-гель».
Почему бы не остановиться на ПВА? С некоторыми детьми можно и ПВА обойтись, а у нас все должно крепиться мертво! НАВСЕГДА!
Накрутив таким образом оба прямоугольника, кладем на них небольшой груз и оставляем сохнуть.
В итоге получаем две прекрасные букли, которым позавидует любой уважающий себя капитан.
Крепим парик к треуголке (опять же намертво) любым доступным вам способом и.
. получаем Барона Мюнхгаузена, который посмотревшись в зеркало изрек: «Не может быть! Это не Я! »
А потом он изрек :»Мама, ты волшебница! Все девочки упадут в обморок от такой красоты!»
В обморок, не в обморок, но я довольна!
Капитан вырисовывается ошеломительный. Может я и правда фея?!
—Рубрики
—Музыка
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Пятница, 31 Августа 2012 г. 22:12 + в цитатник
Русский костюм XVIII века
Петровская реформа костюма
Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.
По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин — широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).
Рис. 1
Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского» — заменили абсолютно несхожий с ними по конструктивному и декоративному решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы.
Преобразования совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.
Энергичная натура Петра, активное привлечение им дворянской молодежи к разнообразной деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды. Судить о ней можно по гардеробу представленному в коллекции Эрмитажа. В составе ее много предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчатобумажных тканей. Например, двубортный кафтан из двустороннего и зеленого сукна, воротник отложной, широкие обшлага пристегнуты к рукаву тремя пуговицами, обтянутыми парчой плащ из двустороннего синего и малинового сукна (носился на обе стороны), отделанный серебряным галуном; летний кафтан и штаны из шелкового голубого репса на белой шелковой подкладке с цветочным узором, отделанные серебряным кружевом и оплетенными серебряной нитью пуговицами. Под кафтан надевался камзол из небеленого холста, вышитый гладью серебром, с серебряными пуговицами, на подкладке из шелка.
Европеизация внешних форм быта и костюма, ориентация на вкусы Запада вовсе не мешали Петру развивать русское ремесленное производство, ограничивая ввоз тканей и других промышленных товаров границы.
Рис. 2
При Петре появляются шелковые и полотняные мануфактуры в Москве, Петербурге, Ярославле. Русские художники создают для них декор шелковых и золотых тканей.
Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). В появляется платье со складкой Ватто.
Коронационное платье императрицы Елизаветы на корсете и фижмах было сшито из серебряного глазета (тонкой парчи) и украшено золотым позументом. На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. После смерти Елизаветы в ее гардеробе осталось до 15 тысяч таких же роскошных платьев.
Основные формы и виды одежды второй половины XVIII века
Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования связанный с усилением влияния французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм.
Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период.
Эстетический идеал и костюм второй половины века отражены в портретной живописи замечательных русских художников Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Аргунова.
Мужской костюм
Основные формы мужского костюма с начала века и до изменяются незначительно: остаются французский кафтан с прямыми полами, расширенный книзу за счет жесткой прокладки, камзол, кюлоты. Однако с каждым годом возрастают богатство и роскошь применяемых тканей, отделки, украшений. В конце в моде французский и английский фраки.
На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли «бриллиантовым князем». Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.
Женский костюм
Рис. 3
Основным силуэтом женского костюма второй половины за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка — панье, позднее фижмы. Такое платье мы видим на портрете Сарры Элеоноры Фермор художника Вишнякова Вишняков: «Портрет Сарры Элеоноры Фермор»).
В в моду, как и на Западе, входит профильный силуэт, высокие прически и головные уборы, украшенные лентами, перьями, оборками
Рис. 4
Так же как и для мужского костюма, для женского применялись дорогие привозные ткани с богатой отделкой: вышивкой (золотыми и серебряными нитями), драгоценными камнями, тончайшим кружевом, газом. Эта роскошь часто граничила с расточительством и приводила к разорению дворянских семей. Распространенная в период расцвета дворянского государства иллюзия о разумном и образованном монархе, который с помощью гуманных и справедливых законов решит все социальные конфликты, нашла отражение в указах Екатерины, предписывающих умеренность в использовании дорогих тканей, отделки, украшений.
Один из указов Екатерины определял форму придворного женского платья в праздники — национальный сарафан — распашная одежда из дорогой ткани, надевавшаяся на корсаж и каркасную юбку.
В под влиянием моды эпохи Великой французской революции в России начинают носить тонкие с высокой талией, прическу с локонами или греческим узлом, мягкие туфли без каблуков, с завязками вокруг икр. Такие костюмы можно видеть на портретах Боровиковского («Портрет М. Лопухиной», «Портрет сестер Гагариных»).
Влияние дворянского костюма на костюмы других сословий
Рис. 5
Например, покрой спинки долгополого русского кафтана с застежкой налево был близок к покрою западноевропейского жюстокора с боковыми веерами складок.
Исходя из представления, что лишь длинная одежда придает ее носителю степенность и достоинство, купцы и горожане никогда не носили коротких кафтанов, длина их всегда превышала модную.
Женский купеческий костюм в еще большей степени испытывал влияние дворянской моды, проявлявшееся в покрое, манере ношения, дополнениях (косынках, чулках, обуви). Так, рубахи и сарафаны могли иметь более глубокое декольте, душегреи были прилегающего силуэта, русский головной убор повязывался в виде модной в то время чалмы
В противоположность мужскому женский костюм характеризовался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов (малинового, лилового, зеленого, голубого, красного), с применением атласных, бархатных, парчовых тканей, дорогого меха, модной обуви на высоких каблуках.
Формы распространения моды и ее регламентация государственными указами
Русский костюм развивался в соответствии с требованиями общей европейской моды. Мода распространялась в основном с помощью готовых образцов, выписываемых наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона или заказываемых в иностранных мастерских.
Регулярных модных журналов в это время еще не было, но информация о модных новинках костюма появляется в таких популярных журналах для чтения, как «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний».
Большую роль играют в государственные постановления и указы об одежде дворян, четко регламентирующие не только форму костюма, но и характер его отделки, цвет, ткань, украшения. Так, в издала три указа. Первый из них — «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору». В нем рекомендовалось соблюдать «более простоту и умеренность в образе одежды» и запрещалось отделывать платье золотым и серебряным шитьем или кружевом шире двух вершков (9 см) и носить головные уборы выше двух вершков. Во втором указе рекомендовалось дворянам (мужчинам и женщинам) являться в столицу и ко двору в платьях тех цветов, которые присвоены их губернии. Например, мундир дворянина Петербургской губернии представлен кафтаном с черными бархатными отворотами, воротником и обшлагами; Московской губернии — красным кафтаном с отделкой В этой же цветовой гамме должны были решаться наряды их жен и дочерей. Третий указ — «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» — разрешал носить в особо торжественных случаях одежду из золотой и серебряной парчи, в менее торжественных — из шелка и сукна. Все ткани должны быть русского производства.
Целым рядом государственных указов были встречены в России заимствования из моды революционной Франции.
Екатерина II высмеяла моду «инкроаблей неподражаемых», приказав одеть в такой костюм всех петербургских постовых полицейских.
Рубрики: | Русский костюм/Мужской костюм Русский костюм/Женский костюм Русский костюм/История костюма Декоративно — прикладное искусство/Народный костюм |
Метки: русский костюм история костюма народный костюм женская одежда мужская одежда
Процитировано 6 раз
Понравилось: 4 пользователям
Источник