- Изготовление народного северного костюма из подручных материалов
- Композиция народного северного костюма
- Девичий костюм. Архангельская губерния.
- Женский костюм. Олонецкая губерния.
- Костюм просватанной девушки. Вологодская губерния.
- Женский костюм. Ярославская губерния.
- Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия.
- Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия кружка «Светёлка»
Изготовление народного северного костюма из подручных материалов
Ирина Ващенко
Изготовление народного северного костюма из подручных материалов
Композиция народного северного костюма
*Помочь в организации занятий по приобщению учащихся к богатству древнерусской художественной культуры, ее истокам, национальному своеобразию, самобытности;
*Формирование культурно-исторической памяти, понимания роли русской культуры в мировом художественном процессе;
*Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту национального костюма;
*Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.
*Воспитание у учащихся эмоциональной и нравственно-эстетической отзывчивости на явления прекрасного в жизни и искусстве;
*Формирование устойчивого интереса к произведениям русского народного искусства, представления о целостной картине мира человека эпохи Древней Руси через художественный образ произведений народного и декоративного искусства;
*Развитие творческой активности, образного и конструктивного мышления учащихся;
*Формирование умения выявлять в произведениях народного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов;
*Совершенствование навыков работы с графическими и живописными материалами, конструирования из бумаги предметов и украшения их декоративными деталями;
*Введение в активный словарь учащихся «старинных» слов и понятий;
*Развитие навыков самостоятельной практической творческой деятельности.
Девичий костюм. Архангельская губерния.
Девичий костюм Архангельской губернии состоял из сарафана, рубахи «рукава невесты» и головного убора – венца.
Одним из важнейших элементов праздничной одежды девушки был нарядный сарафан. По синему полю сарафана набиванника рассыпаны ярко-оранжевые кружочки на тонких серебристых веточках.
Рубахи шили из домотканого холста – льняного или конопляного. Рубахи могли быть цельными (сшитыми по всей длине из цельных полотнищ) и составными, как в костюме архангельской девушки.
Девичий венец архангельской девушки украшен золотошвейным узором, жемчугом и жемчужной сеткой. Такие драгоценные венцы, повязки заказывали специальным мастерам, умевшим шить золотом и низать бисером и жемчугом.
Женский костюм. Олонецкая губерния.
Белый плат, головной убор, шугай с сарафаном, перлы составляют женский костюм.
Сарафан с шугаем теплого серебристо-бежевого цвета. Шугай мог быть верхней или горничной, домашней одеждой с длинными рукавами.
Каргопольский кокошник расшит перламутром, серебряными и золотым нитями и жемчугом, жемчужная сетка-поднизь опускается на лоб, почти до бровей. Белый миткалевый плат украшен крупным золотошвейным узором, особенно богато расшит угол, опускающийся на спину. На шее перлы – много рядов мелкого речного жемчуга.
Костюм просватанной девушки. Вологодская губерния.
Сарафан с «букетом», узорчатая душегрея с золотой отделкой, белая тонкая рубаха, шитый золотой и серебряными нитями кокошник-борушка с алым верхом, шейное украшение и плат расшитый золотыми и серебряными цветами – вот праздничный наряд молодой жены из Вологодской губернии.
Платок, заправленный за лямки сарафана, — белый с алой сборчатой полоской ткани по краю. Такая же сборчатая полоса украшает рубаху на запястьях, а более широкая – из передника, завязанного под грудью. Под передником надет сарафан-набиванник из темно-синей ткани с отделкой по подолу из желтой ленты и из полосы красной сборчатой ткани.
На голове повязка с колпачком, которую могли носить только просватанные девушки-сговоренки. В колпачок, прикрепленный к повязке, убирали косу. На повязке золотыми нитями вышиты стилизованные деревья – тонкие стебельки с листочками.
Женский костюм. Ярославская губерния.
Женский костюм Ярославской губернии состоит из рубашки, сарафана, душегреи, кокошника и фаты.
Силуэт кокошника напоминает островерхое обрамление окна одного из самых красивых храмов города. Травы на кокошнике вышиты золотыми нитями, его украшает мелкий речной жемчуг. Кокошники делали жесткими из проклеенного или простеганного холста (иногда для основы использовали картон) и обтягивали шелком, парчой, атласом, бархатом.
Вот таким способом, из подручных материалов, можно изготовить наглядное пособие для изучения с детьми народных костюмов не только севера, но и всей России.
Конструирование из бросовых и подручных материалов как средство развития творческих способностей дошкольников Мастер-класс по теме: «Конструирование из бросовых и подручных материалов как средство развития творческих способностей дошкольников» Актуальность:.
Фотоотчет «Праздник русского народного костюма» В рамках работы ресурсного центра по организации игровой деятельности и реализации вариативной части программы «Приобщение детей к истокам.
Фотоотчёт «Занятие студенческого кружка по изучению русского народного костюма. Изготовление цветов из гофрированной бумаги» Пояснительная записка Целью кружка является возрождение русской народной культуры. Развитие интереса молодежи к русскому народному костюму,.
Конспект мастер-класса по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры из подручных материалов совместно с родителями Конспект мастер – класса по организации сюжетно – ролевой игры Изготовление атрибутов для игры из подручных материалов совместно с родителями.
Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы» Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы» Цель: познакомить детей с особенностями русского, армянского, турецкого национального.
Мастер-класс «Изготовление костюма «Гжель» Мастер-класс «Изготовление Гжельского костюма» Для изготовления костюма «Гжель» нам понадобились следующие материалы: 1. Креп-сатин голубой.
Мастер-класс по конструированию из подручных материалов «Весёлый цветочек» Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник — День матери! Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался этот праздник.
Мастер-класс по созданию народного костюма для куклы Мастер-класс по созданию народного костюма для куклыЗдравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня в своем мастер-классе хочу рассказать о создании.
Мастер-класс «Жезл регулировщика из подручных материалов» Здравствуйте дорогие коллеги! Сегодня хочу представить вам мастер класс по изготовлению жезла регулировщика для сюжетно — ролевых игр по.
Оформление интерьера в детском саду на Осенины с использованием натуральных подручных материалов Оформление зала,это 50 % успеха на празднике. Ребенок видя всю красоту зала, лучше вживается в роль, думая, что оказывается в сказке.
Источник
Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия.
Любовь Осинина
Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия.
Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия кружка «Светёлка»
Изучая в кружке «Светелка» основы традиционной культуры по теме «Русский традиционный костюм«, мне было интересно самой попробовать нарядить куклу в рубаху, сарафан или понёву, которые изготовлены по традиционной технологии. Я воспользовалась чертежами и выкройками, приведенными в Учебно-методическом пособии В. А. Соколовой «Русские традиции. Народный костюм«. Все чертежи, представленные в этом пособии, выполнены в соответствии с этнографическими материалами, что очень ценно. Впоследствии я и себе сшила костюм по этим выкройкам. И как здорово, что, рассказывая детям о русском костюме, педагог наглядно демонстрирует его особенности на своем примере.
Как известно, именно крестьянский костюм принято считать традиционным, который начал формироваться примерно в 12 веке и состоял из рубахи, понёвы (распашной юбки, пояса и обязательного головного убора. Учёный-этнограф Г. С. Маслова обобщила накопленный опыт в изучении костюмаи классифицировала его на три типа: северный русский, южный русский и костюм «кубелёк».
Для северных губерний был характерен сарафанный комплекс одежды, а для южных — комплекс с понёвой. В центральных регионах бытовал и сарафанный, и понёвный комплекс. Так как я северянка, то и начала работу именно с сарафанного комплекса. Он состоит из свободной рубахи с прямыми поликами (ударение на второй слог, сарафана и передника. В понятие традиционного костюма обязательно входили головной убор и пояс.
Крой костюма практически не менялся столетиями, менялись только отделка и ткани.
Начала я свою работу с изготовления куклы-манекена в масштабе 1:5. Нарисовала фигуру куклы, сделала выкройки и сшила по своим лекалам манекен. Набивка — опилки, чтобы кукла получилась плотной и тяжелой. Понадобилась и подставка со штырьком. Высота куклы примерно 32 см.
Теперь приступим к шитью рубахи, самой необходимой детали традиционного костюма. На севере рубахи шили из домотканого льняного полотна, а на юге — из конопляного. На севере конопляный холст использовали только для бытовых изделий, например — мешков. Женскую рубаху ещё называли исподкой, сорочкой. Украшение рубах строго регламентировалось возрастом женщины. Я решила изготовить рубаху для женщины в самый счастливый период её жизни, т. е. тогда, когда она была молодухой, в первый год своего замужества. На чертежах женской рубахи с центральным полотном видно, из каких частей она состоит. По этом чертежу можно сшить рубаху и для себя, размеры даны в натуральную величину. Рубаха имеет свободный крой и подходит практически для всех размеров.
Почти все детали рубахи я соткала на ученической рамке браным узором, но можно рубаху украсить и вышивкой. В узоре преобладали красные тона.
Вот такая рубаха получилась:
Часто рубахи шили из двух разных тканей. На верхнюю часть рубахи (рукава) использовали более тонкий домотканый лён или пестрядь. На нижнюю часто (стан) брали более грубую льняную или конопляную ткань. С появлением ситца рукава шили из него, а богатые крестьянки могли себе позволить рукава и из покупной шелковой ткани. Часто рукава по оплечью украшались красными поликами или богатой вышивкой.
Термин «сарафан» происходит от иранского слова «сарапан», что означает «с ног до головы». Сарафан может быть косоклинным (наиболее древний, архаичный вариант, прямым, круглым и т. д. Часто название сарафана происходило от вида ткани,из которой он сшит: пестрядильник, кумашник, атласник, штофник. Также сарафан мог быть и глухой туникообразный, и распашной на лямках. Моя кукла одета в прямой сарафан с защипами на лямках.
Состоит сарафан из 4-х полотен, которые собираются в складочки под обшивку.
Лямки сзади выкраиваются в виде так наз. «лягушки», чтобы они не сваливались с плеч.
Привожу также чертеж сарафана из 4-х скошенных полотен:
и чертеж сарафана с фалдами на спинке:
Ширина этого сарафана по подолу примерно 4,5 м. Он очень красиво сидит на фигуре, а главное, не полнит. Пояс повязывается под грудью.
К костюму также полагался передник. Он был не только рабочей, но и праздничной одеждой. Украшали передник вышивкой, позументом, тесьмой, бахромой, браным ткачеством. Один надевали через голову (занавеска, запон, другой подвязывали над грудью или на талии. Иногда передник шили с рукавами.
Я сшила вот такой передник и украсила его тамбурной вышивкой с традиционным узором:
Чтобы костюм куклы завершить, понадобились головной убор и пояс. Все головные уборы классифицировались по половому и возрастному признаку. Они подразделялись на девичьи и женские, повседневные, праздничные и свадебные. Женщины после замужества всегда прятали волосы под головной убор. Пояс также были обязательной деталью традиционной одежды. Его можно было изготовитьиз льняных или шерстяных нитей разными способами: витьём, тканьём на берде или дощечках, связать на спицах или крючком.
Поясок для своей куклы я соткала на дощечках (подробнее технику изготовления можно посмотреть в МК «Тканьё на дощечках». Теперь можно нарядить куклу и полюбоваться ею.
Реконструкция костюмав натуральную величину:
Желаю всем творческих успехов!
Дидактическая кукла-шкатулка в русском народном костюме Уважаемые коллеги! Хочу представить свою куклу- шкатулку, которую я сделала сама в группу своей дочери. Эта куклу мне отдали без ног,.
Сценарий праздника «Русские традиции чаепития» Входит воспитатель — ведущий в музыкальный зал под русскую народную музыку (в русском — народном костюме) Воспитатель: Мы давно вас в гости.
Конспект занятия «Русские народные традиции» Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Образовательные: Продолжать знакомить.
Мастер-класс. Коллаж «Русские традиции» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению коллажа «Русские традиции» Данный коллаж мы вместе с детьми изготовили.
Мастер-класс «Кукла в русском народном костюме» Для изготовления куклы в русском народном костюме нам понадобится: флис, фетр, ситец, нитки для вязания, тесьма двух видов, две черных бусины,.
Наши традиции. Роль музея в патриотическом воспитании дошкольников. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и.
Открытая совместная деятельность «Куклы наших бабушек. Изготовление куклы-хороводницы» старшая группа Вводная часть. Педагог приглашает детей в зал — Сегодня в нашем зале присутствуют гости. Посмотрите на них, давайте их поприветствуем.
Рождественские колядки — русские народные традиции (фотоотчёт) Цель: приобщить детей к русским народным традициям, с русскими народными обрядами, создать праздничное настроение по средствам русского.
Тряпичные народные куклы: традиции и современность. Мастер-класс старинной куклы «Кувадка» «Кто в куклы не играл — тот счастья не видал» В нашем ДОУ прошло очень интересное мероприятие для педагогов на тему: «Тряпичные народные.
Троица. Не забываем русские традиции. Троицкий венок «Пойдём, девочки, Завивать веночки! Завьём веночки, Завьём зелёные! Стой, мой веночек, Всю недельку зелен, А я молодёшенька, Увесь год.
Источник