- Мастер-класс по изготовлению куклы в костюме народа ханты
- Югорское наследие. Одежда народов ханты
- Содержание
- Введение
- Мировоззрение ханты
- Национальная одежда ханты
- Мужская одежда
- Женская одежда
- Моё знакомство с хантыйским мальчиком Мишей 10-и лет.
- Анкетирование
- Аналитическая часть
- Выводы.
- Использованные источники и литература
Мастер-класс по изготовлению куклы в костюме народа ханты
Ирина Фоминых
Мастер-класс по изготовлению куклы в костюме народа ханты
Мастер – класс
по изготовлению куклы в костюме народа ханты
Данный мастер – класс может стать одной из форм по ознакомлению с обычаями, традициями и культурой коренных народов Севера.
Участники : педагоги образовательных учреждений, воспитанники младшего школьного возраста, все увлекающиеся декоративно-прикладным творчеством.
Форма организации совместной деятельности с детьми: совместно-последовательная.
Цель: научить мастерить сообща объёмную игрушку по мотивам национального костюма народов ханты.
• сохранение, развитие и пропаганда традиционной культуры народов Севера;
• формировать навыки работы с ножницами, клеем, тканью;
• воспитывать эстетический вкус, чувство уважения к истории коренных народов Севера;
• создавать условия для формирования навыков гуманного поведения во время совместной работы;
• развитие творческого потенциала.
Инструменты и материалы: ножницы, иголка с ниткой, линейка, карандаш, клей; картон, цветная однотонная ткань, различная тесьма, бисер, кусочки меха.
1. Теоретический этап.
Изречение «По одежке встречают.» знает каждый. Еще сто лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения — предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.
Природно-климатические условия, традиционный образ жизни, занятие оленеводством повлияли на возникновение специфической одежды. Специфические элементы в костюме, являющемся материальной ценностью, несут в себе народные знания, мистическую нагрузку и отражают ментальность человека традиционного общества.
Традиционный костюм.
Хантыйские и мансийские мастерицышили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения — бисер, металлические подвески.
Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой — глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани — сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями.
Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.
Если по одежде женщины судили о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток. Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда — «лузан», которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Западным, южным, восточным манси и южным хантамбыло известно ткачество: ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных.
Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю — из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь,ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.
2. Практический этап.
Сегодняшняя наша встреча посвящена изготовлению куклы в стилизованном костюме народа ханты. Рост у куколки примерно 10 см, изготавливается на основе конуса.
Малица. Склеиваем конус. Обклеиваем внешнюю сторону конуса тканью. Место склеивания (шов) располагаем по средней линии. Верх конуса отгибаем.
Голова. Состоит из круга, диаметром примерно 3 см. Личико куколки можно нарисовать, вырезать подходящую картинку из журнала. Его наклеиваем на верхнюю часть конуса чуть ниже линии сгиба.
Украшения. Одежда ханты богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Эти полоски нашивались на ткань близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. С помощью бисера, нитки и иголки собираем полоску для отделки. Пришиваем ее по подолу, близко к ней приклеиваем тесьму, имитируя украшение на одежде ханты.
Меховая отделка. Нарезаем тонкие (1 см) полоски из меха. Приклеиваем их вокруг лица, по переду, прикрывая шов по средней линии, по подолу.
Рукава. Из меховой полоски отрезаем по 2 см на манжеты. Приклеиваем их к средней части конуса, ближе к переду.
Н. П. Шушарина, «Женский национальный костюм коренных народов Крайнего Севера как отражение культурного взаимовлияния. — http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_05___04_Shusharina.pdf
Рыболовы и охотники Западной Сибири: ханты и манси — http://www.ethnomuseum.ru/section69/24/259/611.htm
Новая кусудама «Цветущий кактус» Не могу остановиться, делаю и делаю новые цветочные шарики — «кусудамы». Эту кусудаму я назвала «Цветущий кактус». Сначала сделала основу.
Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Источник
Югорское наследие. Одежда народов ханты
Югорское наследие. Одежда народов ханты
Ученица 3 «Г» класса МБОУ «Прогимназия» Полина Донева
Содержание
Введение
Изучение мировоззрения и особенностей национального костюма хантов позволит узнать особенности этого малочисленного народа, живущего на территории Сибири.
— узнать, что для ханты являлось их опорой и духовной основой.
— познакомиться с нравами и обычаями хантов, — узнать о философии хантов, — найти фотографии женских и мужских костюмов народа ханты, изучить их особенности.
Ханты жили в лесу, в удалении от крупных городов. Предполагаем, что лес – стал их опорой. А интуиция (связь с природой) и правила предков стали для них помощниками на пути выживания в суровых условиях. Условия жизни должны обязательно отразиться в одежде.
Мировоззрение ханты
Народ ханты на протяжении веков проживает в Сибири, располагаясь в основном по берегам рек. Большая часть территории ханты входит в зону тайги. Ханты занимаются рыболовством, охотой, оленеводством. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, плетением, вышивание бисером. Мужчины занимаются обработкой древесины, много вещей изготовили из бересты.
Этот народ приспособился к суровым морозным зимам, пики температур- +38 градусов -58 градусов.
Для ханты важна связь с лесом, с природой. Ветер для ханты – живой, так как он движется, облака тоже живые, а камень – мёртвый.
Национальная одежда ханты
Одежда шилась из крапивного или льняного холста, оленьих шкур. В хантыйской традиционной одежде много вышивки шерстяными нитками и бисерного плетения.
Мужская одежда
Обычный мужской костюм — штаны, рубаха, верхняя плечевая одежда, обувь, пояс, головной убор и рукавицы.
Была еще специальная охотничья одежда — каль или шабур, которую шили из сукна или холста. Эта распашная одежда ниже колен, с вшитыми рукавами, без воротника, но с карманами надевалась на телогрейку.
Значит, скорее всего раньше существовал и какой-то меховой подклад.
Женская одежда
Женская одежда более консервативна и медленнее выходит из употребления.
Это нижняя поясная одежда — пояса из кожи или бересты.
Плечевая одежда — рубахи из крапивного и хлопчатобумажного холста.
Важный элемент женского костюма — головной убор. Это и покупные цветастые платки, и «татарские» косынки, и налобные повязки.
Была распространена и особая дорожная одежда — гусь — из оленьих шкур мехом наружу. На протяжении XX века национальная одежда постепенно выходит из употребления.
Моё знакомство с хантыйским мальчиком Мишей 10-и лет.
Однажды я попала в больницу.
В больнице я встретила хантыйского мальчика Мишу. Миша живет в лесу. Его папу и его бабушку съела медведица.
Мой 10-летний знакомый не умел читать и впервые пробовал некоторые продукты из супермаркета (йогурт, например).
Он ежедневно носит воду для всей семьи- это его обязанность. В школу он не ходит, помогает брату ловить рыбу, собирает ягоды. Охота и рыбалка помогают им выживать.
В общении со сверстниками он чувствовал себя неуютно. Миша в больнице был одет как простой сургутский мальчик.На Мише были надеты простые тапочки и пижама.
Теперь можно сделать вывод: национальная одежда постепенно вытесняется из употребления.
Анкетирование
Мне было интересно — может ли неподготовленный человек догадаться по внешнему виду? что означают одежду и орнаменты ханты?
Я провела анкетирование одноклассников и узнала их мнение.
1. Анализ орнамента «медведь», «олень».
- Почему именно такой орнамент?
63 человек считают, что ханты почитают животных леса
22 человек считают, что ханты не любили цветы и плоды
55 человек считают, что вся жизнь ханты связана с лесом и его жителями
Мои одноклассники не знают, почему такой орнамент на костюмах хантов.
- Народ ханты проживает в лесу. При переезде в город бывшему жителю тяжело приспособиться к крупному городу. Как вы думаете, почему это происходит?
15 человек считают, что человеку не хватает мамы
90 человек считают, что человеку не хватает привычного образа жизни
85 человек считают, что человеку не хватает навыков, которые вырабатываются в городе
Мои одноклассники знают, почему бывшему жителю тяжело приспособиться к крупному городу.
- Национально одежда ханты изготавливалась из меха, из шкуры рыбы. Чем традиционно занимались ханты?
10 человек считают, что земледелием и скотоводством
90 человек считают, что охотой и рыболовством
Мои одноклассники знают, чем традиционно занимаются ханты.
Аналитическая часть
Предки хантов жили общинами, занимаясь в основном рыболовством и охотой. Одежда хантов изготавливалась соответственно из шкур рыб, шкур животных, ткалась из крапивы. Различались мужские и женские костюмы, летние и зимние. Одежда в первую очередь должна была защитить от мороза, ветра, дождя или мошки и комаров. Лес давал пропитание и одежду. Силы природы считались живыми и их старались задобрить.
Предки ханты уважительно относились к флоре и фауне, к силам природы, лесу. Костюмы ханты украшены узорами и орнаментами, орнамент: «медведь», «олень» отражают почтительное отношение народа к животным.
Одежда показывает, что для хантов лес — это их опора. Обереги и амулеты изготавливались из древесины, шкур, костей животных и призваны были защитить от медведей, волков, врагов.
Выводы.
Исследование показало, что для хантов на протяжении веков опорой был лес. А интуиция (связь с природой) и правила предков были для них помощниками на пути выживания в суровых условиях.
Наш опыт общения с современными детьми ханты показывает, что современные дети ханты уезжают из стойбищ в города и деревни в школы, чтобы учиться. Только часть из них возвращается обратно в тайгу. Мы видим, что многие принимают массовую культуру. Национальная одежда постепенно вытесняется из употребления.
Использованные источники и литература
1. Юганские ханты: история, быт, культура, Краткое историческое повествование о ханты Сургутского районаю Бахлыков П.С. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996 – 208с.
2. Андреева А.Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. СПб.: Паритет, 2001.-120 с.
3. Алквист А. Среди хантов и манси: Путевые записи и этнографические заметки /Пер. с нем. и публ. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 177 с.
Источник