- Костюм горца кавказа своими руками
- Что за «патроны» нашиты на груди казаков?
- ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАБАРДИНЦЕВ И ЧЕРКЕСОВ
- Как сделать костюм горца
- Как сделать костюм горца
- Народный костюм Северного Кавказа
- Женский костюм
- Мужской костюм
- Обувь
- Традиционная одежда дагестанских мужчин
- Отличается от женского
- Различия говорят о происхождении
- Встречаем по одежке: что носили на Кавказе
- Мужской костюм: все для удобства джигита
- Костюм андийки: рога, монеты и узкие штаны
Костюм горца кавказа своими руками
Настоящего горца всегда можно было узнать по взгляду, жестам, осанке и по. особой любви к черкеске. Название «черкеска» было дано горской мужской одежде русскими, которые впервые увидели ее на черкесах. Но у каждого народа есть свое название черкески. Восточные черкесы называют ее адыгэ фащэ, западные черкесы — цый, карачаевцы и балкарцы — чепкен, ногайцы — шепкан. Черкеска по- осетински цухъхъа, по-чеченски чоа, по-ингушски чохкий.
Черкеска — самая известная мужская верхняя одежда народов Северного Кавказа. Сшитая из недорогих тканей или из тонкого сукна, черкеска сегодня остается таким же символом Кавказа, как и 150 лет назад..
Черкески вплоть до начала ХХ в. шили в основном из домотканого сукна, их цвет определялся возможностями, связанными с технологиями обработки и окрашивания шерсти. Обычно черкески были естественных тонов — бурые, черные, серые, белые; крашеное сукно использовали для черкесок реже — в таком случае они получались темно-красными или темно-кирпичными. С появлением фабричных тканей появились синие, коричневые и даже бордовые черкески.
Белые черкески — особый случай. Они были редкостью и встречались у черкесов и плоскостных осетин. У черкесов по цвету черкески можно было безошибочно определить сословную принадлежность человека. Белые черкески — исключительная привилегия черкесского княжеского сословия. Для других сословий белая черкеска — незыблемое табу. Но дело было и в практичности. Этот мотив звучал и в рассказах стариков в 1960-е гг.: «Белую бурку или черкеску мог иметь только тот, у кого про запас были несколько черных или бурых».
Покрой черкески прост и лаконичен. Это специфическая приталенная одежда без воротника, с открытой грудью (под черкеску надевают бешмет или, позднее, кавказскую рубаху), от пояса черкеска плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спины и клиньев. На талии — застежка на несколько пуговиц и петель из шнурка.
Рукава черкески прямые и широкие, для праздничных черкесок — ниже кисти и с отворотом наружу.
Обычная длина черкески в конце XIX — начале XX в. была чуть ниже колен. В начале XX в. в моду вошли очень длинные, почти до земли черкески, удобные лишь для всадника.
Черкеска идеальна для верховой езды, для передвижения по горам и скалам, при переходе через ручьи и т. п. Если того требовали обстоятельства, то передние полы черкески затыкали сзади за пояс.
Функциональное украшение черкески — газырницы, размещавшиеся на обеих сторонах груди. Сначала они были кожаными, но во второй половине XIX в. были полностью вытеснены сшитыми из той же ткани, что и сама черкеска.
Количество карманчиков в газырницах — до 8—10 с каждой стороны. Газырницы пришивали на 10—12 см ниже плеча, но постепенно они спустились значительно ниже. Иногда под ними продолжали делать внутренние поперечно расположенные карманы для натруски, кресала, позднее в них держали часы.
Высшим шиком считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая. В этом отношении мастерство горянок было непревзойденным — лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда» и с безошибочной точностью.
Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка. Особенно строго соблюдалась эта манера ношения черкески у адыгских народов, карачаевцев, балкарцев, осетин.
Ходить в черкеске нараспашку считалось неприличным — это могли позволить себе только глубокие старики, да и то в своем селении. Черкеска была парадной, выходной одеждой и имелась не у каждого, особенно в восточной части Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, отчасти Осетия).
Е.Н. Студенецкая, известный советский этнограф, автор масштабного исследования по одежде народов Северного Кавказа, считает, что черкеску впервые шили подростку в 10—12 лет, а иногда и позднее. Однако, например, у нас в семье хранится фото 1905 г. — на нем мой годовалый дедушка со своими родителями. И он — в черкеске, заботливо сшитой его мамой, моей прабабушкой.
Для детей из недворянских сословий черкески шили «на вырост».
В 40-х годах XIX в., черкеска и горский костюм в целом был утвержден как воинская форма казачьих войск на Кавказе. Интересно, что Я.Гордин считает, что русские офицеры любили черкеску не только потому, что она была удобна — для них она символизировала приобщение к миру свободы, которую олицетворяли горские общества.
Источник
Что за «патроны» нашиты на груди казаков?
На черкеске – традиционной одежде кубанских и терских казаков – нашиты странные предметы, напоминающие не то патроны, не то сигары. Что это такое?
Газыри – так называются эти «патроны». Они представляют собой герметично закрывающиеся цилиндрические пенальчики, которые крепятся в специальных нагрудных кармашках на черкеске – парадной одежде кубанских/терских казаков и некоторых народов Кавказа.
Газырь состоит из цилиндрической трубки и колпачка. Трубка изготавливается из дерева, кости, тростника или металла.
Колпачок металлический. Его делают из цветных или драгоценных металлов: латуни, меди, мельхиора, серебра. Также колпачок часто имеет цепочку, которая одним из концов крепится за ткань чуть повыше газырей.
Газыри не имеют практической функции. Вопреки популярному мнению, в нём не хранят пули и тем более папиросы 🙂 Это сугубо декоративный элемент одежды. Впрочем, так было не всегда…
В давние времена, когда огнестрельное оружие заряжалось с дула, а современный патрон с металлической гильзой ещё не придумали, в газырях хранили порох или патроны с бумажной оболочкой. Газыри выполняли роль нагрудного патронташа.
Герметичные пенальчики сохраняли порох/патроны в сухости. При этом газыри были расположены очень удачно. Воину нужен был минимум движений, чтобы зарядить ружьё.
Это ноу-хау принадлежит европейским армиям. В позднем средневековье в Европе появились мушкетёры. Именно они первыми додумались хранить порох в ёмкостях, расположенных на груди.
На Кавказе это ноу-хау не только прижилось, но и значительно модернизировалось. Кавказские горцы придумали нашивать на груди специальные кармашки для пеналов с пороховым зарядом. Через сотни лет черкеску с газырями переняли у кавказцев русские казаки, которые жили с ними по соседству.
В начале 19-го века, когда Российская империя начала активную экспансию на Кавказ, черкеска с колоритными газырями стала необыкновенно популярной среди русского офицерства. Правда, к тому времени практическая ценность газырей сошла на нет. Уже были придуманы ружья, заряжающиеся с казённой части, и патроны с металлическими гильзами. Но это нисколько не помешало черкеске завоевать любовь у представителей воинского сословия. Её носили как младший состав русского офицерства и представители казачества, так и члены царской фамилии. Эту колоритную одежду любил последний русский самодержец Николай II.
Не потеряла популярность черкеска и в начале 20-го века. В ней щеголяли видные вожди Белого движения, такие как барон Врангель и Яков Слащёв.
В советской России черкеска постепенно исчезала из повседневного обихода. Однако долгое время её можно было увидеть на бойцах казачьих соединений РККА. Они надевали её в торжественных случаях. Лишь в глухих селениях Кавказа черкеска ещё долго продолжала оставаться повседневной одеждой.
Источник
ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАБАРДИНЦЕВ И ЧЕРКЕСОВ
Адыги (кабардинцы и черкесы) долгое время считались на Северном Кавказе законодателями моды, и потому их традиционный костюм оказал заметное влияние на одежду соседних народов.
Мужской костюм кабардинцев и черкесов сложился в то время, когда мужчины значительную часть жизни проводили в военных походах. Всадник не мог обходиться без длинной бурки : она заменяла ему в пути дом и постель, защищала от холода и жары, дождя и снега. Другой вид тёплой одежды — овчинные шубы, их носили пастухи и пожилые мужчины.
Верхней одеждой служила также черкеска . Её шили из сукна, чаше всего чёрного, бурого или серого, иногда белого. До отмены крепостного права белые черкески и бурки имели право носить только князья и дворяне. По обеим сторонам груди на черкеске нашивали кармашки для деревянных трубочек-газырей, в которых хранили заряды для ружей . Знатные кабардинцы, чтобы доказать свою лихость, нередко ходили в рваной черкеске.
Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет — кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Представители высших сословий шили бешметы из хлопчатобумажной, шёлковой или тонкой шерстяной материи, крестьяне — из домашнего сукна. Бешмет для крестьян был домашней и рабочей одеждой, а черкеска праздничной.
Головной убор считался важнейшим элементом мужской одежды. Его надевали не только для зашиты от холода и жары, но и для «чести». Обычно носили меховую папаху с суконным донышком ; в жаркое время — войлочную шляпу с широкими полями . В ненастье поверх папахи накидывали суконный башлык . Парадные башлыки украшали галунами и золотым шитьём .
Источник
Как сделать костюм горца
Как сделать костюм горца
Представить себе кавказца без его традиционного костюма очень трудно. Некоторые элементы этнического наряда народов Закавказья известны всем: черкески, бурки и др. И хотя все горные народы берегут память, уважение и почитание к национальному костюму, увидеть его сейчас можно лишь в дальних селениях или же кавказские танцы являются возможностью насладиться подобным изысканным нарядом
Какие же основные элементы традиционного кавказского одеяния были особенно любыми не только горными жителями Кавказа? Прежде всего, это черкески, бурки, папахи и платки. Вся одежда этой местности характеризуется несколькими общими чертами – универсальностью, удобством, она не сковывает движения, является и одеждой и защитным приспособлением. Нужно помнить, что это одежда воинов и пастухов, и исходя из этого, становится понятно, зачем на ней те или иные элементы. Сейчас же вся обыденная национальная одежда стала лишь выходным, торжественным нарядом.
Черкеска – роскошный приталенный кафтан с одним бортом и газырями, специальными деревянными или костяными гнездами для пороха, патронов и деревянных щепок на распил.
Ежедневный наряд был темных, маскирующих тонов. Длина – ниже колен, чтобы согревать коленные суставы всадника, но может варьировать. Одежда это приталенная, но не стесняющая движения благодаря складкам и сборам, подпоясывается узким ремнем с пряжкой-кресалом. Рукава – идеальные для боя, широкие и короткие. Если не одеяние шьется для старца, то рукава будут узкие и длинные, чтобы прогревались руки уважаемого старика. Праздничная черкеска светлых тонов, сильнее приталенная и длиннее.
Папаха – головной убор, сшитый из ткани, меха или войлока. Традиционный национальный наряд невозможен без этого олицетворения мужественности, чести и порядочности. Разновидностей этого убора очень много, плоские и цилиндрические, с ровным и скошенным верхом, с полосой и без, папахи отличались от народности и от назначения. Раньше, до конца 18 в., мужские и женские головные наряды не отличались, теперь же мужской вариант и считается истинной папахой.
Считалось, что каждый кавказский мужчина должен иметь у себя не менее 10 папах, на разные случаи. Хранились такие шапки только в чистых тканевых мешочках и очень трепетно оберегались, передаваясь по наследству. Без папахи раньше выйти из дому было дурным тоном и неуважением к другим, тем более явится на торжество или траурное мероприятие. Цвет папахи мог быть любой, но каждодневный убор был темным, а свадебная, праздничная папаха – белая или светлая. Снимался этот исключительно теплый и удобный головной убор лишь чтобы попросить о прекращении войны из-за кровной мести. Также парень забрасывал папаху в окно любимой девушке, словно спрашивая, примет ли она его ухаживания. Воины и пастухи использовали эту пышную и теплую шапку как подушку во время дальних походов.
Бурка – очень теплый, водонепроницаемый безрукавный плащ из овечьего или козьего войлока. Узкий в плечах и очень широкий книзу. Цвет обычно темный, но выходные одеяния были привычно белыми. У горловины и переднего разреза идет нашивка кожей, для нарядности, долговечности и практичности, плюс кожаные завязки.
Для всадников, воинов, изготавливались длинные, сшивные модели с широкими плечами и длинным ворсом. Они позволяли прикрыть не только наездника, но и лошадь. Также полами бурки прикрывали глаза лошади, если ее нужно было направить в реку или заставить прыгнуть через обрыв. Для пеших горцев – короткие, бесшовные и гладкие.
При весе в пару килограмм, настоящая войлочная бурка стоит на полу, настолько прочный и качественный материал используется. Изготавливается она только вручную, методом валяния шерсти женскими ручками, варки и пропитки, стирки, сушки и пришивания подкладки. Процесс очень тяжелый и трудоемкий, занимает от трех дней при одновременной работе трех женщин.
Бешме́т — нарядный кафтан, особенностью которого являлся стоячий воротник. Его надевали как основу под рубаху и халат, так и носили отдельно, дома. Шили из из разнообразных материалов, постепенно стали делать и утепленные модели, типа ватника, и укороченные.
Платок для кавказских женщин является такой же важной частью наряда, как и для любого другого народа. Но его носили и носят постоянно, даже сверху на косынку. Это способ прикрыть женскую красоту и фактор престижа. Важность и силу платка сложно переоценить. Брошенный на пол, между двумя бранящимися мужчинами способен прекратить спор и даже драку.
Исследователи выделяют больше 40 основных видов платков у народов Закавказья. Разноцветный и одноцветный, с бахромой и без, с вышивкой и без декора, маленький и шаль – разновидностей платка больше сотни. Они отличаются материалом, мотивами на нем и назначением. Особенно важный и роскошный свадебный платок. Он украшал красавцу невесту, мог закрывать лицо, защищал молодых от сглаза и порчи, скрывал от злых духов молодую семью. Такой защитный и магический платок был белого или красного цвета. Это всегда желанный и дорогой подарок для самого шикарного праздника и повода.
Украшение и пошив платка должны быть ручной работой, чтобы он нес ту энергетику, которую приписывают этому неизменному атрибуту кавказкой женщины и девушки.
Традиционное кавказское одеяние всегда было и будет частью культуры этих горных народов, но сейчас увидеть истинно национальный наряд можно лишь во время кавказских танцев или на гуляниях.
Народный костюм Северного Кавказа
Древняя история жителей Северного Кавказа тесно связана с ираноязычными племенами аланов, тюркоязычными кыпчаками (половцами) и булгарами, жившими в этих краях по соседству. Они образовали народности карачаевцев и балкарцев, говорящих в наши дни на одном языке. Этническое родство связывало балкарцев и с осетинами — носителями древней кобанской культуры, которых грузины называли осами. Так появилось в русском языке название «осетины».
Карачаевцы, балкарцы и осетины в Средние века входили в мощное государство Алания, существовавшее до XIII в. Кабардинцы, адыгейцы и черкесы — коренное население севера и северо-запада Кавказа — называют себя общим именем «адыгэ» и составляют единую адыгскую общность. Кабардинцев и черкесов объединяют общая культура, традиции и язык — кабардино-черкесский (язык адыгейцев является близкородственным). Кабарда, образованная в XV в. в Центральном Предкавказье, три столетия держала в зависимости князей соседних кавказских народов: карачаевцев, балкарцев, абазин, осетин, чеченцев, ингушей. Потому неудивительно, что именно этот народ являлся законодателем мод на большей части Северного Кавказа.
Женский костюм
Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху—платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.
Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.
Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески—лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.
У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.
Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.
Мужской костюм
Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.
Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.
Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.
Черкески шили из домотканого сукна натуральных цветов — черного, серого, коричневого и бурого, а также из окрашенного — темно-красного и темно-коричневого. Среди знати были популярны белый и бежевый цвета, которые для простых людей являлись праздничными. Многие осетины жили намного беднее кабардинцев, поэтому черкеска для них была роскошью. Они часто обходились без нее, роль верхней одежды играл бешмет, роль бешмета — рубаха. Длина черкесок варьировала от колен до щиколотки (самые длинные носили кабардинцы в начале XX в.). Характерным элементом костюма горца были газырницы — узкие кармашки-патронташи для газырей на черкеске (в них до середины XIX в. хранили мерку пороха). Позже, когда патроны перестали носить в карманах, газыри стали декоративными украшениями, лишь имитирующими вложенные в них патроны. Эти «газыри» делали из кости, украшая резьбой и серебряными накладками.
Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.
Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.
Обувь
Обувь из сыромятной кожи черного, коричневого, серого цвета мужчины носили с ноговицами — чулками из черного сафьяна или сукна. Женщины носили мягкие чувяки из красного сафьяна.
Традиционная одежда дагестанских мужчин
Отличается от женского
В отличие от женского, мужской костюм дагестанцев отличался меньшей выразительностью и обилием деталей. Основные его элементы были практически одинаковы с теми, которые носили на всём Кавказе – рубаха из плотной ткани с высоким горлом, штаны, приталенная черкеска с газырями, высокие сапоги – ичиги, которые, впрочем, были всегда больше характерны для татарского костюма, а также неизменный атрибут горцев – шапка папаха.
Черкеска – традиционный кафтан кавказских мужчин, шилась без воротника, затягивалась на талии и плавно расширялась к низу. Разные народы Дагестана по-разному шили черкески. Одни делали их длину до середины колена, а другие шили в пол. Также у каждой национальности был своё отношение к цвету черкески. Во многом, качество сукна из которого шили национальный костюм в Дагестане, зависел от достатка и общественного положения его владельца.
|