- Порожки для гитары: пластик vs кость. Классическая гитара.
- MasterGitar.com
- Порожек для акустической гитары
- Верхний
- Для чего нужен
- Из чего изготавливают
- Как выбрать
- Как на качество звука влияют материалы
- Как заменить
- Нижний
- Роль нижнего аксессуара
- Из чего производят
- Как выбрать
- Как влияет материал изделия
- Как заменить
Порожки для гитары: пластик vs кость. Классическая гитара.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
На фото хорошо видно продавленные места от струн.
Было решено менять оба порожка и верхний и нижний.
При том нижний решили делать с компенсацией мензуры под третьей (самой капризной) струной.
После изготовления костяных порожков, мы записали видео для сравнения
Хозяин гитары сказал, что видео не так передаёт эффект, как он чувствует и слышит в живую.
P.S. Имейте ввиду, что Китайские «костяные порожки» чаще всего сделаны не из натуральной кости. Нужно внимательно читать описание. Если продавцы идут не на стопроцентный обман, то указывают, что искусственная кость, из чего следует, что это пластиковый сплав по свойствам схожий с костью, но это не кость и порожки будут изнашиваться так же, но чуточку дольше. Костяные порожки же не продавливаются как пластиковые.
Так же хотелось бы отметить, что костяные порожки массового производства изготавливаются из не качественно обработанной кости, они либо переваренные, либо пережжённые.
При массовом производстве никто не следит за каждой косточкой, на сколько она обезжирилась и так же обрабатывают кость механическим способом. В связи с чем кость перегревается и становится хрупкой. Такие костяные порожки просто разрушаются, так как нарушена структура кости.
Вот пример.
Так что будьте внимательными при выборе костяных порожков.
А если сами не уверены, что установите порожки, то внимательно выбирайте мастера
Всем удачи!
— Так же можно послушать разницу звучания «Порожек: кость vs кость» у электрогитары
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
MasterGitar.com
Одним из лучших или самым лучшим материалом для изготовления нижнего и верхнего порожков гитары считается обычная кость. Сегодня эти заготовки можно купить в интернет магазинах. Но если вы решили заготовить материал сами, то вот несколько секретов приготовления.
Очень хочется, чтобы цвет кости был белым или очень светлым. Поэтому кость нужно слегка обработать. Конечно, обработка кости в гитарном случае не такая сложная, как у профессионалов резчиков по кости. Но такой уровень обработки на гитаре и не нужен. Я даже не знаю способов у резчиков.
Второй нюанс, что если кость как-то неверно высушить или нагреть, то появлются очень неприятные мелкие трещинки. Я точно затрудняюсь сказать по какой причине они возникают. Но чтобы их избежать, думаю, что лучший способ нагревать и остужать кость медленно, не пересушивать, а также не травить чем-то типа отбеливателя.
Где взять саму кость
Сначала кость надо найти. Искать её лучше не на мусорке, а там где продают мясо. Если вам жуууутко повезло и рядом с вами бойня и отвал костей, то вы счастливейший из косточкоделателей.
Есть одна проблема на рынках: там где мясо продают, там его и покупают, и престарелая говядина никому не нужна — все ищут телятину, а у неё, что называется, фишка не в толщине кости. Поэтому надо попыхтеть, прежде чем вы найдёте толстенькую косточку. Плохо толщина видна за остатками мяса. Ищите потолще. Нужна берцовая. Ходите по кость утром, потом их рубят и колют. По той же причине покупайте кость с суставами, когда их отрубают, по кости часто бежит трещина. Осенью забивают старую скотину, чтобы в силу каких-то причин не тянуть ее в зиму.
Недавно у нас на форуме наш форумчанин просвятил нас, что где-то близ копыта у животного есть участок кости ещё покруче, чем берцовая. Так что заходите к нам на форум.
Очистка кости
Я предлагаю не варить остатки тканей, а убрать их все сразу. Это несложно.
Отпилите суставы ножовкой по металлу. Достаточно оставить 100 мм самой толстой центральной части трубки.
Содержимое полости трубки надо вытащить. Кожицу с остатками мяса вокруг кости легко убрать циклей. Отмойте моющим средством весь жир, отскоблите всё мягкое.
Теперь распилите вдоль, хотя бы один раз. Можно распилить на две части. Это очень важные момент. При нагреве и усыхании кости этот пропил позволит трубке легко менять размер без растрескиваний.
Если есть пористый кусок — выпилите его.
Кость чистая — хоть уже выпиливай порожки.
Варим косточки для гитары
Чтобы убрать остатки жира предлагаю кость выварить, но уточню, что есть мнение, что кипячение каким-то образом нарушает целостность кости.
Режимы кипячения разные. Кто-то предлагает кипятить часами, меняя воды, а кто-то вообще кипятить в нулевом режиме(т.е. не кипятить).
Предлагаю мягкий вариант: налить побольше воды, довести очень медленно до кипения с содой, подождать пока вода остынет, вытащить и очень неспешно сушить в теньке. Положите на дно емкости для кипения что-то, чтобы кость не касалась дна. В конце концов у вас должен получиться замечательный светлый материал для порожка и косточки.
Комментарий с нашего форума от Ивана Ивановского почему темнеет кость: Под воздействием температуры происходит деструкция жира с выделением нежировых составляющих — белков и прочего, которые и дают этот замечательный жёлто-коричневый оттенок. Хорошо, когда это происходит уже в воде в виде пены, а, если этот жир ещё не вышел из кости, тогда получаем ее потемнение. Поэтому желательно вытопить этот жир из костей и превратить его большую часть в водорастворимое мыло и глицерин какой-нибудь щёлочью, пока температура воды ещё не дошла до кипения. Так что соду лучше добавить сразу и греть не спеша. Ну и по возможности убрать побольше всего некостяного до варки любым способом.
Считаю, что важно резко не охлаждать кость, т.е. не кидать из кипятка в холодную воду. Вдруг именно это приводит к микротрещинам.
Есть опция дополнительно отбелить кость, замочив ее в гидроперите на несколько дней. Раствор делайте не сильно крутой.
Выпиливать заготовки надо ножовкой по металлу. Обрабатывать на притире. Когда будете пилить первый раз, лучше отправьте в кино ваших мам и жён — они могут не вынести запаха, если будете пилить чем-то электромеханическим с перегревом, то эвакуация домочадцев обязательна, а запах может висеть часами. Я пилю на маленькой циркулярке «Умелые руки». Удобно, но вони много.
Источник
Порожек для акустической гитары
Порожек для акустической гитары играет ключевую роль, несмотря на незначительные размеры. Деталь, ограничивающая звучащую струну, задает высоту струн. От приспособлений зависит, точно ли струна лежит на грифе, будет ли она строить по мензуре, удобно ли руке гитариста играть на инструменте.
Материалом изготовления является черное дерево, кость. Для гитар массового производства их изготавливают из пластмассы. Чтобы струны не смещались, приспособления располагают в желобках. Верхний закреплен к грифу сверху, нижний – опора для петли подгрифка. От высоты зависит звучание струн. Для высокого расположения потребуется больше усилий, чтобы прижать струны. Дополнительное натяжение дает не совсем верный звук. Если уровень занижен, это приведет к дребезжанию струн о лады.
Верхний
Из названия элемента понятно, что верхний порожек для акустической гитары размещается на грифе, откуда начинает звучание струна. Габариты совпадают с грифом по ширине. На нем расположены насечки. Сильно звучащая или выдающая неверную тональность указывает на неправильную установку или пропил детали. Насечками регулируются промежутки между струнами, которые прочно укладываются в желобки, не задевая друг друга, не соскальзывают во время интенсивной игры.
Для чего нужен
Приспособление отвечает за настройку звучания, приобретается в специализированной торговой сети. Для установки учитывают параметры:
- радиус накладки;
- ширину грифа;
- высоту ладов.
Для инструментов с разными струнами параметры различны.
Изготавливают из различных материалов. В процессе установки проводится полная отстройка инструмента:
- Деталь выставляют по высоте.
- Проводят пропил.
- Производят тонкую доводку для настройки инструмента.
Из чего изготавливают
Материал подбирается любой, но каждый будет демонстрировать собственные характеристики:
- Кориан представляет собой синтетический компонент, который требует тонкой доводки. Производят большие количества заготовок. Обеспечивает ровный, чистый звук.
- Таск – материал, по виду напоминающий кость. Можно приобрести заготовку, легко обрабатывается. Издает ровное и теплое звучание.
- Никель. Трудно обрабатывается. Издает яркий звук с прекрасной артикуляцией и сустейном.
- Латунный – изготавливается из твердого материала. Издает яркий звук с великолепным сустейном.
- Графит является самосмазывающимся, подходит для тремоло грифов. Легко обрабатывается. Дает мягкое и ровное звучание.
- Кость – натуральная твердая основа. Работу по пропиливанию пазов нужно проводить тщательно, чтобы струны в них не застревали. Производимый звук характеризуется чистотой и детализацией.
Обратите внимание! Помимо перечисленных материалов, изготавливают также из пластмассы, реже – из дерева.
Кроме особенностей материала,п при выборе инструмента нужно еще обращать внимание на тип струн, калибр, звук, по которому можно установить, из чего сделан элемент.
Как выбрать
Для правильного выбора учитывают форму грифа, радиус накладки. Стандартные размеры приспособления:
Существуют другие разновидности:
- Локовые, в функции которых входит запирание струны для использования гитаристом тремоло системы. У локового звук тоньше, у обычного – дольше резонирует.
- LSR вид с применением ролика, при помощи которого звук минует порожек и возвращается, использовав тремоло.
- Тип Earvana способствует интонированию, сохраняет строй с тремоло.
Как на качество звука влияют материалы
От приспособления напрямую зависит тон гитары:
- Элемент влияет на качество звука открытых струн.
- Сустейн увеличивается от жесткости используемого сырья.
- Легкость движения обеспечивается текстурой, способностью материала к самосмазыванию.
- Важное значение для звучания и хорошей игры имеет глубина струн, правильный угол наклона.
Лучшим материалом, влияющим на звук, считается кость, благодаря следующим свойствам:
- плотность;
- легко обрабатывается;
- обеспечивает яркое звучание;
- держит настройку.
Ископаемая слоновая кость сравнима по тональным характеристикам с костью. Этот вид повлиял на выразительность звучания и богатство сустейна. По качеству звука превосходит все остальные. Но у нее есть слабое место – сложно настроить готовое изделие.
Пластик – сырье бюджетных инструментов, имеющий крайне низкое качество:
- Эти элементы непригодны для экспертной игры.
- У них серьезные проблемы с настройкой.
- Производят слабый звук, трудные в работе, хрупкие, ломкие.
Лучшее решение при поломке – замена на более качественную деталь.
Описанное выше не касается изделий из пластика Graph Tech TUSQ:
- Изготовлены из качественных материалов.
- Им свойственно тонкое звучание при ярком басовом отклике.
Как заменить
Если появилась необходимость замены верхнего порожка на акустической гитаре (классика или дредноут), произвести это нужно следующим образом:
- Необходимо снять струны или очень сильно их расслабить, если есть запас.
- Верхний просто вставлен в паз, поскольку струны своим натяжением его держат.
- Гитару нужно положить на горизонтальную поверхность.
- Приспособление расшевелить, попытаться выбить в сторону, вынуть из паза.
- Заготовку нового покупают чуть больших размеров – подгонять легче, чем добавлять объем.
- Затем на прежнее место устанавливают подогнанную заготовку нового элемента.
- Натянуть 3 или 4 струну, чтобы прижать элемент.
- Натянуть оставшиеся.
Нижний
Большую роль играет нижний порожек для акустической гитары, так как он:
- Обозначает точку отсечки, дает точный строй.
- Регулирует высоту струн.
- Оказывает влияние на улучшение звука.
- Считается частью подставки.
Если допустить неточности в подготовке детали, появятся нарушения в гитарном строе, задребезжат струны.
Роль нижнего аксессуара
Нижний элемент – важнейшая часть инструмента. Благодаря аксессуару получают оптимальное звучание, комфорт во время игры.
Требования к детали предъявляются, если устанавливается пьезозвукосниматель, который ощущает колебания, производимые порожком. Если он непрочно расположен в пазу, то передаст звукоснимателю более интенсивные вибрации. Если есть звукосниматель, аксессуар делают из Микарты. Это материал синтетический, плотность ниже, чем у кости, но при более высокой однородности происходит значительное усиление звука. На приспособление опираются струны. Высота над подставкой должна быть –1/8″-3/16″(3,2 мм-4,8 мм), в результате обеспечивается угол перелома величиной 35о. Угол перелома определяет момент прикладывания к деке. Если угол слишком мал – результат будет малоэффективен. Дека перегружается за счет большого угла, что мешает ее вибрациям и приводит к снижению громкости и тембра.
Если установка высоты правильная, но не соответствует высота порожка над подставкой, понадобится замена положения грифа. Если деталь имеет меньший радиус, струны дребезжат, так как они рядом с ладами. Если у грифа радиус меньше, начинаются неполадки с интонацией. Один из краев порожка имеет закругление.
Получается, что у нижнего аксессуара важные функции, контроль за их четким выполнением значительно улучшит звук инструмента.
Из чего производят
Изготавливают из того же сырья, что и верхний. Для бюджетного варианта применяют пластик, который не соответствует требованиям. Отдельные его сорта по качеству равны кости. Неслучайно изделие имеет название «Косточка». Для дорогих инструментов используется слоновая и другие кости.
Применяется не только природное сырье, но и синтетическое:
Легко поддаются полировке, а струны резонируют и прекрасно звучат.
Как выбрать
Выбирая костяные аксессуары, главное – не ошибиться в происхождении материала. Вместо натуральной кости, можно попасть на китайский пластик. Элемент часто изготавливают из искусственной кости, пластика, по свойствам похожего на кость. Порожек будет изнашиваться гораздо быстрее. Чтобы проверить истинность, нужно нажать на него. Кость не продавится, а пластик имеет свойство сжиматься.
Обратите внимание! Качество кости в массовой продаже недостаточно высокое из-за механической обработки. Поскольку кости переваривают, пережигают, недостаточно обезжиривают.
Такое изделие становится хрупким, быстро выходит из строя. Нижний элемент, сделанный из него, быстро разрушится, так как нарушена структура кости.
Как влияет материал изделия
Приспособления, изготовленные из кости, считаются лучшими. Несмотря на то что кость трудна в обработке, она имеет длительный эксплуатационный срок и великолепный тембр. Пластик имеет небольшой срок использования, быстро истирается, изнашивается, главное – он поглощает энергию звука. Звук теряет качество от непрочной установки в паз корпуса. Только из кости, подогнанный идеально к пазу, способен дать яркий, сочный звук.
Как заменить
Для замены нижнего порожка на акустической гитаре делается заготовка или приобретается в магазине готовая запасная часть. Берется косточка, отпиливается кусочек по размеру, чтобы она установилась в паз – должна лечь на дно. Натягиваются две (1-я и 6-я), узелки от них заправляются в подставку. Слегка подтягиваются, чтобы прижали изделие. Затем оставшиеся доводят до нормального уровня высоты.
Источник