Косоклинный сарафан своими руками

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Анекдоты (3)
  • Вязание (607)
  • Вязание из пакетов (1)
  • Вязание крючком (396)
  • Вязание мехом (13)
  • Вязание на вилке (4)
  • Вязание спицами (109)
  • Ирландия (98)
  • Мужчинам (2)
  • Румынское кружево (1)
  • Вязаные игрушки (2)
  • Гадание (9)
  • Для животных (4)
  • Для работы (1)
  • Домашнее хозяйство (5)
  • Живопись (9)
  • Заготовки (0)
  • Здоровье (80)
  • Игры (3)
  • Интересно (96)
  • Интернет (32)
  • Оформление дневника (9)
  • Полезные сайты (4)
  • Фотошоп (11)
  • Интерьер (27)
  • Куклы (95)
  • Куклы Тильда (15)
  • Куклы-сквозничек (1)
  • Мягкие игрушки (29)
  • Текстильные куклы (21)
  • Магия (83)
  • Малышам (334)
  • Верхняя одежда малышам (8)
  • Костюмчики (15)
  • Кофточки (30)
  • Пинетки (20)
  • Платья (50)
  • Развивалочи (49)
  • Разное (20)
  • Шапки (28)
  • Юбочки, штанишки (6)
  • Мода (4)
  • Молитвы (26)
  • Музыка (0)
  • Огород (18)
  • Парикмахер (49)
  • Макияж (5)
  • Маникюр (14)
  • Праздники (408)
  • История моды и костюма (18)
  • Маскарадные костюмы (238)
  • Маски маскарадные (9)
  • Новый год (35)
  • Свадьба (46)
  • Тематические вечеринки (13)
  • Психология (31)
  • Развитие детей (6)
  • РАБОТА (1)
  • Рецепты (367)
  • Быстрые рецепты (88)
  • Вторые блюда (22)
  • Выпечка (149)
  • Десерт (4)
  • Диета (4)
  • Заготовки (1)
  • Закуски (15)
  • Запеканки (11)
  • Колбасы (3)
  • Консервы (1)
  • Напитки,настойки (11)
  • Печенье (22)
  • Пицца (2)
  • Пост (24)
  • Салаты (6)
  • Соусы (1)
  • РОССИЯ (10)
  • Рукоделие (210)
  • Аппликация на одежде (29)
  • Бисер (1)
  • Букеты из конфет (5)
  • Валяние (3)
  • Вышивка (2)
  • Вышивка лентами (18)
  • Декупаж бутылок (5)
  • Канзаши (16)
  • Креатив (20)
  • Лоскутное шитье (1)
  • Открытки (8)
  • Пакетницы (9)
  • Папье-маше (2)
  • Печворк (39)
  • Плетение из газет (4)
  • Подушки (1)
  • Подушки -буквы (3)
  • Принты (3)
  • Прихватки (2)
  • Роспись одежды (1)
  • Цветы из конфет (8)
  • Чехлы на бутылку шампанского (5)
  • Сад , огород (2)
  • Свадьба (1)
  • Свит дизайн (1)
  • СИМВОЛЫ (1)
  • Сочетания цвета (2)
  • Стихи (170)
  • Украина (14)
  • Фильмы (223)
  • Цвета в одежде (3)
  • Час ангела (11)
  • Чистота (2)
  • Шитье (1689)
  • Аксесуары (49)
  • Блузки (61)
  • Бохо (141)
  • Брюки (56)
  • Верхняя одежда (66)
  • Верхняя одежда (3)
  • Воротники (20)
  • Выкройка-основа (25)
  • Выкройки (529)
  • Для малышей (7)
  • Журналы по шитью (129)
  • Карманы (5)
  • Корсет (21)
  • Крейзи вул (8)
  • Мастер-класс по шитью (87)
  • Моделирование (52)
  • Мужчинам (13)
  • Накидки.Пончо (5)
  • Нижнее белье (1)
  • Обработка (72)
  • Обувь (12)
  • Обучение (11)
  • Одежда для дома (3)
  • Органайзеры (8)
  • Пальто (33)
  • Переделка одежды (21)
  • Платья (100)
  • Постельное белье, подушки,одеяла (1)
  • Размеры (2)
  • Ремонт одежды (1)
  • Ретро Модели (6)
  • Рукава (19)
  • Сайты по шитью (1)
  • Сумки (71)
  • Фасоны (3)
  • Шарфы, снуды (1)
  • Школа шитья (2)
  • Шляпы, шапки и т.д (126)
  • Шторы (29)
  • Юбки (89)
  • Юмор (2)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Русский косоклинный сарафан: выкройки

Русский косоклинный сарафан: выкройки

История сарафана на Руси

Косоклинный сарафан – это наплечная одежда комплекса русской женской одежды северных губерний России: Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Северодвинской, а также некоторых центральных областей России (Нижегородской, Смоленской и др.).

Северорусский женский костюм состоял из домотканой прямой льняной рубахи, косоклинного сарафана, душегреи (коротёны), головного убора (девичьего – повязка и платок, женского – кичка, кокошник, повойник, платок), шали, кожаной обуви – сапожек (лапти были рабочей обувью).

Читайте также:  Оригами своими руками дракончики

Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.

Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376г.) Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.

Праздничная одежда. Симбирская губерния. Середина XIX в. Рубаха — «рукава» короткая, с широкими рукавами, собранными на манжеты, из красноузорного ситца. Сарафан косоклинный, ложная застежка на пуговицы, из синего бархата, сзади заложен складками, украшен узкими полосами штофа и золотным галуном, застежка отделана узким золотным шнуром. Пояс домотканый, из разноцветной шерсти, с кистями. Бусы из дутого стекла, с длинными шелковыми лентами сзади.

В разных областях России сарафаны имели различное название в зависимости от их типа, кроя, вида ткани или способа ее окрашивания:

1) По способу кроя: лямошник, косоклинный, клинник и т.п.;
2) По способу окрашивания ткани: набивник, маренник, кубовый и т.п.;
3) По виду ткани: сукман, штофник, кумашник, атласник, кашемирник, ситцевик, пестрядинник и др.

Наиболее древними считаются косоклинные туникообразные сарафаны, представляющие собой узкую (в ширину ткацкого станка 35-40 см) ткань, перегнутую по плечам с вырезом для горловины, в боковые швы которой вставлены клинья.Схемы:

Выкройка косоклинного туникообразного сарафана для домотканого отреза. Оригиналы схем ТУТ

Такой сарафан напоминает закрытое платье с рукавами или без рукавов, без плечевых швов, с круглым или квадратным вырезом горловины с небольшим разрезом впереди, окантованным бейкой или тесьмой с застежкой на петли и пуговицы.

Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для летних использовали набивные льняные полотна. Для будничных сарафанов годился и неотбеленный холст.

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной фабричной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.

Косоклинные сарафаны шили распашные (с застежкой по центральной линии переда) и глухие (не имевшие разреза по центральной линии переда). Сквозная застежка оформлялась петлями из шнура, пуговицами, тесьмой, золотным кружевом, которые одновременно являлись отделкой переда сарафана. Сарафаны 16-17 веков всегда закрывали грудь.

Спереди по бокам, а сзади всю спинку закладывали частыми сборками под обшивку. Сарафаны, как правило, шили на подкладке из холста, ситца, низ подшивали другой тканью, т.к. он быстро изнашивался.

В низ сарафана часто вшивали монетки для утяжеления и придания ему скульптурной монументальности. Для этой же цели служила и металлическая бахрома.

Перед распашного сарафана состоял из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроенные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.

Особенностью косоклинного распашного сарафана было то, что клинья его по бокам сходились ёлочкой. У глухого сарафана клинья продольные (см. схемы 1,4), т.е. кроятся не под углом 45 градусов. Сарафаны – клинники могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.

Выкройка русского косоклинного распашного сарафана: клинья по бокам сходятся ёлочкой

Глухой косоклинный сарафан (глухарь, сукман, костолан, шушун, шушка, насов) существовал в трех вариантах: с длинными узкими рукавами, которые имели прорехи для рук; с фальшивыми рукавами, очень узкими, пришитыми только со стороны спинки к проймам. Эти рукава при работе подтыкали за пояс или завязывали на спинке.

Читайте также:  Мангал размеры своими руками под дрова

По типу кроя косоклинные сарафаны бывают с косыми продольными клиньями (см. схему 1), со скошенными под углом 45 градусов клиньями (см. схему 3,4). В целом, крой всех русских сарафанов очень функционален и экономичен, так как никаких кусочков от раскроя, как правило, не остается.

Косоклинный сарафан с косыми и скошенными продольными клиньями

Туникообразный косоклинный сарафан постепенно вытеснил понёву. Она осталась основным видом женской одежды южных губерний и некоторых центральных районов России. В этих областях (Воронежской, Курской, Тульской, Рязанской) глухие сарафаны туникообразного типа были девичьей одеждой, женщины же носили только понёвы.

Шушуны (туникообразные сарафаны) наряду с более поздними видами сарафанов (лямошниками) просуществовали до 20 века, но носили их лишь пожилые. Для нашего времени глухой косоклинный сарафан сохранен в среде старообрядцев, которые с уважением и любовью относятся к русскому национальному костюму и не расстаются с ним в своей повседневной жизни.

Выкройка косоклинного сарафана

Современная простая выкройка для одношовного косоклинного сарафана

В настоящее время ткани производятся шириной 80, 90, 150 см и даже 160 и 180 см. Поэтому, если вы хотите сшить современный сарафан по типу косоклинного, совсем не обязательно собирать его при помощи клиньев: ведь клинья были необходимы при шитье из узкой домотканой ткани шириной 35-40 см.

Есть простой способ шитья сарафана с одним только швом: с таким кроем справится даже начинающая портниха, а опытная сошьет его за два часа. Этот способ шитья сарафана подходит для женщины среднего роста (это 165 см).

Для более высокого роста длина сарафана будет укороченной (не до пола), или необходимо будет применить другой крой. Для такого сарафана подходят как легкие шелковые, так и тяжелые шерстяные ткани и парча, однако рисунок ткани не должен быть продольным (не иметь четкого направления по долевой нити).

Нужно взять 3 метра ткани при ширине 150 см, сложить ткань пополам так, чтобы получилась два квадрата со сгибом (одной общей стороной). Положить в угол, где находится сгиб ткани, заготовку выкройки верха сарафана, отмелить проймы и линию низа, плавно округлив по лекалу. Выкроить сарафан. На нем будет только один шов – по центру переда, который нужно застрочить и украсить тесьмой, галуном, кружевом, шнуром, пуговицами.

Для роста более 165 см надо брать ткань шириной 160-180 см или пришивать оборку к низу сарафана, на что дополнительно требуется еще 1 м ткани. Проймы сарафана обрабатываются косой бейкой в цвет сарафана или контрастной. Из оставшихся треугольных «косынок» выкраиваются две лямки переда и головной убор (косынка, повойник и т.д.).

Автор статьи: Елена Соколова, дизайнер русского костюма

При подготовке статьи использовались материалы В.А. Соколовой из книги “Русские традиции. Народный костюм.” СПБ.:СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2012

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Я — фотограф

Масленичные гуляния 2013

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Косоклинный сарафан (как сшить + немножко истории)

Понедельник, 26 Декабря 2011 г. 11:07 + в цитатник

Косоклинный сарафан (как сшить + немножко истории)

продолжаем тему традиционной славянской одежды. за информацию спасибо Satin_rain

Косоклинный сарафан этнографы считают ранней формой русской одежды и относят его сложение ко времени образования Московской Руси. Такая разновидность женского платья получила распространение в Северной, Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.. Общий силуэт этого типа сарафана — трапециевидный, кроме основных полотнищ спереди и сзади обязательно наличие косых боковых клиньев (отсюда и его название — косоклинный).

Читайте также:  Преображаем ванную комнату своими руками

На Смоленщине косоклинный сарафан в зависимости от типа его, места бытования, покроя, материала, украшения называли по-разному: «ферязь» («хверзя»), «сумкан», «полбумажник», «клинастик», «синикин», «китайка» («титайка»), «сорококлин».

Изготавливался косоклинный сарафан из домотканины, отсюда такая ширина клиньев (35-40см). Способом украшения домашних тканей для сарафанов было крашение. Обычно это темно-синий цвет, реже — черный или красный. Часто после крашения ткань для праздничного сарафана лощилась. Серебристые «волны» на темной ткани переливались и придавали ей богатый вид. Для уплотнения легкой ткани, устойчивости формы, для утепления сарафаны делались и на подкладке (полностью или только подол).

Праздничный сарафан надевался редко, хранился долго. Заложенный в складку он не мялся, перевязанный в сундуках. Складки и украшали сарафан. Можно представить, как сильно расклешенный сзади и по бокам, заложенный в складку сарафан «играл» при движении.

Особенности косоклинного сарафана:

1.Сарафан по крою имеет перед и спинку.
Сарафанный перед называется ГРУДЬ, а сарафанная спинка — СПИНКА, так называем и мы свои основы.

2.Своеобразный крой КС создаёт на спинке большое количество фалд. Благодаря особенной технологии шитья эти фалды концентрируются сзади. СПИНКА удлиняется на 3-4 см относительно ГРУДИ, и сзади образуется ХВОСТ — сарафан с хвостом.

3.Для создания А-силуэта и расширения сарафана книзу используются длинные вставные КЛИНЬЯ и более короткие ПОДКЛИНКИ, треугольные или трапециевидные. — В общем-то, всем известные клинья годэ — всего лишь простой перепев этого русского приёма.
Клиньев и подклинков может быть до 6 и даже 8 с каждой стороны, тогда ширина ПОДОЛА сарафана достигает 6-8 м.

4.Спереди сарафан может быть ГЛУХОЙ (самые древние), РАСПАШНОЙ — с застёжкой на пуговицы, сам разрез по СП называется РАСПАХ. РАСПАХ также может быть ЛОЖНЫМ. ЛОЖНЫЙ РАСПАХ — шов по СП и имитация застёжки.

5.Бретели сарафана спереди называются ЛЯМКИ. Древние сарафаны имели цельнокроенные бретели, затем стали исполняться пришивные.
Сзади могут быть также ЛЯМКИ, но более древней является своеобразная деталь, которая называется ЛЯГУШКА или ВИЛКА. Под ЛЯГУШКОЙ складки на спинке обычно не закладываются — это называется «ЛЫСАЯ ЛЯГУШКА».
«Лягушка» придумана не просто так, а с практической целью: не давать лямкам спадать с плеч и тем самым не мешать в повседневных делах.

6.ЛЯМКИ и ЛЯГУШКА крепятся к верху сарафана не непосредственно, а через долевую полоску — или просто неширокий долевик, или слегка выкройную. Эта полоска называется ТАЛИЯ, или ТАЛИЙКА. Снизу к ней крепится сарафан, сверху лямки.

7.Традиционные места декора — середина переда вдоль распаха, ГРУДКА, лямки и подол. Все эти великолепные кружева-расшивы-нашивы называются замечательным словцом УКРАСЫ.

8.То, что мы называем «плотное облегание», имеет чудное русское названьице «ПРИЖИМИСТЫЙ КРОЙ».

9.Верх сарафана может быть особым способом заложен под ТАЛИЮ мелкими складочками, сохраняющими свою форму — это называется НАБОР.

10.Редкий для сарафанов приём, но частый для ДУШЕГРЕЙ, КАЦАВЕЕК и КОРОТЁН.
Хитро сформированные объёмные склады, всегда удерживающие свою форму. Они называются БОРЫ. Интересно, кто смог бы такие смастерить?:)

В конце XIX — начале XX веков постепенно на смену традиционным шитым и тканым геометрическим орнаментам приходят повсеместно растительные, так называемые «брокаровские» мотивы, исполняемые, в основном, вышивкой «крестом» красными и черными нитками по счету нитей холста или по канве — на фабричных тканях.

Источник

Оцените статью
Своими руками