Космический корабль буран своими руками

Юный техник — для умелых рук 1989-11, страница 3

МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

«Буран» и «Челленрер» из бумаги

Весной этого года мы стали свидетелями успешного запуска мощной космической ракеты «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран» на борту. О том, что он собой представляет, мы рассказывали в «ЮТ» № 6 за этот год. Много о нем говорилось и в других научно-популярных журналах. И теперь самое время сделать его модель для своего музея космической техники. Но работа, мы считаем, будет неполной, если не сделать и американский корабль многоразового использования «Чел-ленджер». Сравнивая эти модели, вы найдете в них не только много общего (схожие аэродинамические обводы, профиль), но и существенные различия (характер облицовки термическими плитками, двигательные установки).

Подложите под нашу страничку лист копировальной бумаги и ватман. Аккуратно, стараясь не сместить изображен ие, обведите последовательно все детали «Бурана» (см. рис. на стр. 2, 3 и 4), а затем и «Челленджера» (см. рис. на стр. 5 и 6) по контуру острозаточенным карандашом твердостью 2Т. Будет лучше, если работу выполнять по

линейке. Полученные развертки вырежьте ножницами. Выполняя эту работу, старайтесь не очень сильно тянуть бумагу. Иначе линейные размеры заготовок могут измениться — модели получаются некачественными.

Пока все развертки плоские, очень удобно их раскрасить цветными карандашами. Лучше, если на каждую заготовку натереть острой бритвой немного опилок от грифеля, а потом их тщательно растереть ватным тампоном.

Чтобы модели больше походили на настоящие, внимательно изучите характерные линии на корпусах, а также раскладку отдельных частей.

Последовательность сборки такая: сначала выклеиваются фюзеляжи, потом крылья, стабилизаторы, двигательные установки и шасси. Убедившись, что работа выполнена качественно, все эти узлы склейте между собой. Старайтесь клеем пользоваться меньше, иначе он будет выступать и образовывать наплывы.

Готовые корабли можно подвесить на тонкой леске под книжной полкой над своим письменным столом.

Источник

Космический корабль буран своими руками

Хочу представить уважаемым форумчанам вторую модель, собранную мной — многоразовый орбитальный корабль «Буран».

Прототип модели, я так понимаю, в особом представлении не нуждается.
Тем не менее, много интересной информации об этом уникальном аппарате можно найти на buran-дот-ru.

Модель является разработкой господина Л. А. Черкашина и взята с его личного сайта,
за что позволю себе выразить ему благодарность и восхищение проделанной работой.

Масштаб модели — 1:96.
Бумага — Lomond, 160 грамм, матовая.
Каркас — картон 0.5 мм.
Клей — контактный «Глобус».

Модель получилась достаточно крупная, это, признаться, заставило призадуматься над тем стоит-ли собирать РН «Энергия»,
что было бы логично.

Корма корабля. Честно говоря, я так и не понял замысел автора по поводу геометрии штук на которых расположены сопла рулевых двигателей.
Долго мостил их и так и сяк. Как-то собрал, но осталось ощущение, что истина где-то рядом. )

В принципе сборка особых трудностей не вызывает. Понравился каркас крыла — интересная и прочная конструкция.
А вот с фюзеляжем были некоторые трудности, в части приклейки верхней (и единственной) обшивки.
Очень длинная деталь, трудно было обеспечить плотное прилягание её к крылу.
В результате имеем неприятную щель:

Наверное, надо было бы соорудить что-то типа «зализа» крыла. но энтузиазма по ходу не хватило. )))

Да, еще задняя часть кабины в сечении оказалась побольше, чем начало фюзеляжа.
Пришлось, для увязки, внизу кабины сделать два надреза, которые были благополучно спрятаны под нижней обшивкой крыла.

Читайте также:  Как собрать тэн своими руками

Вообще, мне кажется, ни в коем случае не умаляя заслуг автора, что в кабину не плохо было бы поставить пару шпангоутов:
увеличилась бы жесткость, и, как следствие уменьшилась бы вероятность оставить по неосторожности вмятину,
а также поточнее было бы сопряжение с фюзеляжем.

Крепление хвоста к фюзеляжу тоже хлипковато: хвост клеится непосредственно на обшивку.
Усилил обшивку изнутри, но все равно за хвост лучше не хватать модель. )

ИМХО, предложенная автором конструкция в масштабе 1:144 не вызывала бы вообще никаких проблем.

Еще несколько коллажей, разрешение 1024 х 768.

А вот, собственно и съемочный павильон. Всё как у Спилберга, только дешевле! )))

Источник

Космический корабль буран своими руками

Модель из бумаги «Буран — Энергия» . РН Энергия + ОК Буран.

«Буран» задумывался как военная система. Тактико-техническое задание на разработку многоразовой космической системы выдано Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР и утверждено Д. Ф. Устиновым 8 ноября 1976 года. «Буран» предназначался для:

  • комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях;
  • решения целевых задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки;
  • проведения военно-прикладных исследований и экспериментов в обеспечение создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах;
  • выведения на орбиты, обслуживание на них и возвращение на землю космических аппаратов, космонавтов и грузов

Программа имеет свою предысторию [2] .

Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год… Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение.

— Директор Центрального НИИ машиностроения Ю. А. Мозжорин

Чертежи и фотографии шаттла были впервые получены в СССР по линии ГРУ в начале 1975 года. Сразу же были проведены 2 экспертизы на военную составляющую: в военных НИИ и в Институте проблем механики под руководством Мстислава Келдыша. Выводы: «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «Американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР» — подтолкнули руководство СССР к созданию ответа — Бурана. [3]

Рассказывает Влад Лукашевич — историк космонавтики, кандидат технических наук:

И говорят, что мы будем туда летать раз в неделю, понимаете… А целей и грузов нет, и сразу возникает опасение, что они создают корабль под какие-то будущие задачи, про которые мы не знаем. Возможно применение военное? Безусловно. [3]

Магомед Толбоев, Герой России Заслуженный летчик-испытатель РФ:

И вот они это продемонстрировали на том, что над Кремлем они прошлись на Шаттле, вот это был всплеск наших военных, политиков, и так было принято решение в одно время: отработка методики перехвата космических целей, высоких, с помощью самолетов [3]

К 1 декабря 1988 г. был по крайней мере один секретный запуск шаттла по линии военных (номер полета по кодификации НАСА — STS-27) [4] .

Читайте также:  Мотор постоянного тока своими руками

США [кто?] заявили, что система «Спейс Шаттл» создавалась в рамках программы гражданской организации — НАСА. Целевая космическая группа под руководством вице-президента С. Агню в 1969—1970 годах разработала несколько вариантов перспективных программ мирного освоения космического пространства после окончания Лунной программы (Agnew, Spiro, chairman. September 1969. The Post-Apollo Space Program: Directions for the Future. Space Task Group. Reprinted in NASA SP-4407, Vol. I, pp. 522—543). В 1972 году Конгресс, основываясь на экономическом анализе (71-806. July 1971. Robert N. Lindley, The Economics of a New Space Transportation System), поддержал проект создания многоразовых челноков взамен одноразовых ракет. Чтобы система «Спейс Шаттл» была рентабельной она по расчетам должна была выводить нагрузку не реже 1 раза в неделю, однако этого так и не произошло. В настоящее время программа в состоянии закрытия, в том числе и из-за нерентабельности.

В СССР многие космические программы имели либо военное назначение, либо строились на военных технологиях. Так ракета-носитель Союз — это знаменитая королёвская «семёрка» — межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, а ракета-носитель Протон — это МБР УР-500.

По сложившимся в СССР порядкам принятия решений о ракетно-космической технике и по самим космическим программам, инициаторами разработок могли быть либо высшее партийное руководство («Лунная программа»), либо Министерство Обороны. Гражданской администрации освоения космического пространства, аналогичного НАСА в США, в СССР не существовало.

В апреле 1973 года в ВПК с привлечением головных институтов (ЦНИИМАШ, НИИТП, ЦАГИ, 50 ЦНИИ, 30 ЦНИИ) был разработан и разослан на рассмотрение и согласование в МОМ, МАП и МО СССР и ряд других смежных министерств проект Решения ВПК по проблемам, связанным с созданием многоразовой космической системы. В правительственном Постановлении N П137/VII от 17 мая 1973 года, помимо организационных вопросов, содержался пункт, обязывающий «…министра С. А. Афанасьева и В. П. Глушко подготовить в четырехмесячный срок предложения о плане дальнейших работ».

Многоразовые космические системы имели в СССР как сильных сторонников, так и авторитетных противников. Желая окончательно определиться с МКС, ГУКОС решил выбрать авторитетного арбитра в споре военных с промышленностью, поручив головному институту Минобороны по военному космосу (ЦНИИ 50) провести научно-исследовательскую работу (НИР) по обоснованию необходимости МКС для решения задач по обороноспособности страны. Но и это не внесло ясности, так как генерал Мельников, руководивший этим институтом, решив подстраховаться, выпустил два «отчета»: один — в пользу создания МКС, другой — против. И в конце концов оба этих отчета, обросшие многочисленными авторитетными «Согласовано» и «Утверждаю», встретились в самом неподходящем месте — на столе Д. Ф. Устинова. Раздраженный результатами «арбитража», Устинов позвонил Глушко и попросил ввести его в курс дела, представив подробную информацию по вариантам МКС, но Глушко неожиданно отправил на встречу с секретарем ЦК КПСС, кандидатом в члены Политбюро, вместо себя Генерального конструктора — своего сотрудника, и. о. начальника 162 отдела Валерия Бурдакова.

Приехав в кабинет Устинова на старой площади, Бурдаков стал отвечать на вопросы секретаря ЦК. Устинова интересовали все подробности: зачем нужна МКС, какой она может быть, что нам для этого нужно, зачем в США создают свой шаттл, чем это нам грозит. Как впоследствии вспоминал Валерий Павлович, Устинова интересовали в первую очередь военные возможности МКС и он представил Д. Ф. Устинову своё видение использования орбитальных челноков, как возможных носителей термоядерного оружия, которые могут базироваться на постоянных военных орбитальных станциях в немедленной готовности к нанесению сокрушительного удара в любой точке планеты [5] . Перспективы МКС, представленные Бурдаковым, настолько глубоко взволновали и заинтересовали Д. Ф. Устинова, что он в кратчайший срок подготовил решение, которое было обсуждено в Политбюро, утверждено и подписано Л. И. Брежневым [6] [7] , а тема многоразовой космической системы получила максимальный приоритет среди всех космических программ в партийно-государственном руководстве и ВПК.

Читайте также:  Мангал с куполом своими руками

В 1976 году головным разработчиком корабля стало специально созданное НПО «Молния». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».

Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года; к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом (на барже под тентом) в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — воздушным транспортом, на специальном самолете-транспортировщике ВМ-Т, на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для лётных испытаний в атмосфереЗемли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявшие ему взлетать с обычного аэродрома. В 1985—1988 годах его использовали в ЛИИ им. М. М. Громова (город Жуковский, Московская область) для подготовки лётчиков-испытателей перед полётами в космос.

При внешнем сходстве с американским шаттлом орбитальный корабль «Буран» имел отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера.

Изначально система автоматической посадки не предусматривала перехода на ручной режим управления. Однако пилоты-испытатели и космонавты потребовали у конструкторов включить ручной режим в систему управления посадкой:

…система управления корабля «Буран» должна была выполнять автоматически все действия вплоть до остановки корабля после посадки. Участие лётчика в управлении не предусматривалось. (Позже, по нашему настоянию предусмотрели всё-таки резервный ручной режим управления на атмосферном участке полёта при возврате корабля.)

Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в российской и зарубежной ракетно-космической технике.

Значительная часть технической информации о ходе полёта недоступна сегодняшнему исследователю, так как была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось. Частично воссоздать ход исторического полёта можно по сохранившимся бумажным рулонам распечаток на АЦПУ-128 с выборками из данных бортовой и наземной телеметрии .

Источник

Оцените статью
Своими руками