Юный техник — для умелых рук 1981-07, страница 6
И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОЛЕЙБОЛИСТА
ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ ДОСКА (см. рис. 1 и схему на стр. 10) Волейболист должен быть координированным, ловким, сообразительным. Кроме того, он должен обладать отличным периферическим зрением (видеть «уголками» глаз), быть внимательным к действиям партнеров. Вот для развития этих качеств и служит волейбольная доска.
Собирается она из двух телескопических стоек с тяжелыми основаниями и листа оргстекла, вмонтированного в металлическую раму. Доска разбита на полосы: прозрачные и темные (закрашенные черной краской). На темных полосах спортсмены, выполняя упражнение, пишут мелом, а светлые позволяют им видеть друг друга через оргстекло (при синхронных действиях).
Если у вас не найдется подходящего листа оргстекла, используйте фанеру с продольными прорезями (через них партнер тоже будет виден).
УПРАЖНЕНИЯ (ВЫПОЛНЯЮТСЯ В ПРЫЖКАХ). Сначала об индивидуальных. Напишите в полосках левой и правой руками по цифре или знаку, а затем сотрите их. Напишите начальную букву какого-нибудь слова, приземлившись, повернитесь на 90° и напишите ту же букву на земле (деревянном помосте). Упражнение повторяйте, пока не составите слово.
Теперь упражнение посложнее. Напишите на доске двузначную цифру. Приземлившись, достаньте подброшенный партнером мяч. Вновь подпрыгните и вычтите из уже написанной цифры сказанное партнером число. После приземления мягко примите мяч, передайте его партнеру и снова по команде своего помощника выполните на доске арифметическое действие. И так три-четыре раза. Упражнение можно выполнять с двух сторон доски в парах.
Парные упражнения. (Партнеры располагаются по обе стороны доски.) В прыжке закройте зону атаки. Прыгните и, наклонившись чуть в сторону, прикоснитесь ладонями к левой верх
ней полосе, в следующем прыжке к правой верхней полосе. По команде партнера коснитесь первой, второй, третьей полос (три прыжка). Те же упражнения в эстафете.
СЕТКА НА ЩИТЕ (рис. 2). На ней волейболисты выполняют те же упражнения, что и на предыдущем снаряде, только без мела (цифры не пишутся, а выкрикиваются).
КОРЗИНЫ (рис. 3). Чтобы правильно и сильно бить по мячу, одной силы мало, нужна еще и отличная координация движений. Тренажер «Корзина» поможет вам неплохо овладеть этим качеством.
На рисунке 3 показаны два варианта тренажера: с двумя корзинами (а) и четырьмя (б). К толстой трубе приварена труба-перекладина (или две трубы-перекладины), на концах закреплены баскетбольные кольца с сеткой или полиэтиленовыми пакетами (с завязками) — вот и все устройство тренажера.
УПРАЖНЕНИЯ. Забросьте в корзину теннисный или резиновый мяч так, чтобы он попал в намеченную точку нарисованного на земле нруга 0 50 см. Имитируйте нападающий удар, но в последний момент переложите мяч в другую руну и забросьте его в корзину. После нападающего удара отнидка (пас назад). Имитация откидни броском в корзину.
Завяжите сетку или пакет. Забросьте мяч в корзину, вторым прыжком выньте его оттуда. Более сложное упражнение: в одном прыжке бросьте мяч, а потом возьмите из норзины. бросьте одной рукой, возьмите, другой. Из приседа поднимите мяч с пола и в прыжке забросьте его в корзину. Усложните упражнение: возьмите мяч, бросьте, вторым прыжком выньте его из корзины и положите на пол.
ПОДВЕСКИ (рис. 4). Спортсмены говорят: групповой блок — это синхронность мысли и действий партнеров. Ос
новное назначение тренажера «Подвески» — помочь спортсменам овладеть искусством блокирования. Кроме того, на тренажере можно совершенствовать прямое и периферическое зрение, реакцию и координацию движений.
На раме, сваренной из труб, закреплены тонкие штыри (проволока 0 6 мм). Сама рама приварена к телескопической трубе. В комплект тренажера «Подвески» входят хваты — согнутые из прутка 0 8—10 мм кольца 0 200—230 мм.
В первом прыжке повесьте хват на стержень, во втором снимите. То же самое с двумя хватами. Один хват повесьте, другой снимите за один прыжок. Коснитесь хватом одного стержня, повесьте на другой.
Парные. Повесьте хваты с левой (от себя) стороны, вторым прыжном перевесьте их вправо. Две пары стоят лицом друг к другу: одна пара вешает хваты, другая копирует ее движения.
РАМА КОРОТКАЯ (рис. 5). Приходилось ли вам слышать: короткая передача? Так в волейболе называют прием, когда мяч передается практически без полета, с рук одного игрока на удар другому. Очень нужная и трудновыполнимая передача. Для разучивания и совершенствования этой передачи А. А. Сааков сконструировал тренажер «Рама короткая».
Собирается он из телескопической стойки, сварной рамы, стержней, козырьков (служит для ограничения высоты передач) и колец. Концы рамы слегка приподняты вверх — на 200 мм. Рама и стойка сварены из труб, стержни, козырьки и кольца — из прутка 0 8—12 мм.
УПРАЖНЕНИЯ Все они предназначены для отработки норотких передач. Игроки Ne 4, 3, 2 пасуют, выходящие бьют. Передача на короткую со всех номеров. Передача на короткую откидной. То же упражнение только после имитации встречного нападающего удара.
ОТКИДКА (рис. 6). Что такое откидка, вы уже знаете. Тренажер «Откидка» служит для обучения и совершенствования техники откидки в сочетании с нападающими ударами и обманными действиями.
Источник
Нестандартный волейбол
Учитель физической культуры находится в постоянном поиске путей повышения эффективности урока. Решающее условие кардинального улучшения качества учебно-тренировочных занятий по волейболу – систематическое и рациональное применение различного специального оборудования, о котором много говорят, но в практику оно внедряется медленно. Данное оборудование так и будет называться нестандартным, пока не налажено его серийное производство и нет специальной методической литературы с описаниями, чертежами и рекомендациями по его применению в учебно-тренировочной работе.
Совершенствуя технику
Овладение техническими навыками игры в волейбол во многом зависит от уровня физической подготовленности учащихся для каждого технического приема в отдельности и техники игры в целом.
Блок обручей
Четыре капроновых металлических гимнастических обруча диаметром 80 см на расстоянии 120 см друг от друга крепят тонким капроновым шнуром и изоляционной лентой к двум капроновым бечевкам толщиной 8 мм, расположенным параллельно. С обеих сторон бечевки прикрепляют крючками к волейбольным стойкам, высота которых может регулироваться.
С помощью этого тренажера можно выполнять следующие упражнения для обучения передачи двумя руками сверху и ее совершенствования:
1. Передачи мяча в парах: один выполняет передачу над обручем, другой – в обруч.
2. Передачи мяча в обруч, закрепленный на разных высотах.
3. Передачи мяча двумя руками снизу в обруч.
4. Передачи мяча в обруч, стоя в колоннах на разных сторонах площадки. После передачи выполнивший ее игрок перемещается в конец своей колонны.
5. Стоя в парах: один партнер выполняет передачу мяча двумя руками сверху в обруч, второй – прием двумя руками снизу над собой, затем передачу мяча двумя руками сверху в обруч партнеру и т.д.
6. Передачи мяча в парах в движении вдоль обручей в парах: один выполняет передачу двумя руками сверху над обручами, другой – в обручи.
7. Передача мяча двумя руками сверху в обруч, сидя на полу.
Так же с помощью блока обручей можно выполнять и другие упражнения: кувырки в обручи, лазание через обручи, метание мяча в цель и т.п.
Обруч на шесте
Это простое приспособление можно быстро устанавливать и убирать. Шест продевают сквозь ячейки сетки, а кольцо служит мишенью для отработки передач мяча на точность.
Упражнения для тренировки точности передачи мяча
- Волейболисты выстраиваются в колонну на расстоянии сначала 3 м, а потом 6 м от обруча. После передачи учителя (тренера) или партнера они направляют мяч в кольцо.
- Класс делится на три группы. Первые номера выполняют подачу, вторые принимают ее и передают мяч третьим, стоящим в зоне 3, которые направляют его в кольцо, подвешенное на сетке в зоне 2 или 4.
- Класс делится на две группы. Первые номера выполняют подачу, а вторые, приняв мяч, стараются попасть им в кольца, подвешенные на сетке в зонах 2, 3, 4. Дозировка упражнений регулируется в зависимости от дальности полета мяча и способа его приема и передачи.
- Игроки делятся на пары и располагаются в зонах 2 и 4. Игрок из зоны 4 выполняет передачу двумя руками сверху партнеру, тот, в свою очередь, – нападающий удар на партнера, который ему адресовал передачу, а он выполняет прием обратно игроку в зону 2, потом тот, выполняя роль связующего, передает мяч в зону 3 либо 4, где стоят кольца.
- Игроки стоят в зоне 6, связующий – в зоне 3. Игроки выполняют поочередно передачу мяча двумя руками сверху связующему, который направляет мяч либо в зону 4, либо передачей двумя руками сверху – назад за голову в зону 2, где расположены кольца.
Замковый держатель
К концу шеста с помощью карабина крепится кожаный ремень с замком, который надевается на шнуровку мяча. Замок изготавливают из стальной проволоки. Для этой цели можно использовать зажим для штор, бельевую прищепку и т.п. Упражнения с этим тренажером позволяют правильно выполнять ударное движение и согласовывать движения рук, туловища и ног.
Опрокидывающиеся мишени
Данные тренажеры чрезвычайно удобны для тренировки нацеленного нападающего удара. Они располагаются на волейбольной площадке за сеткой в разных зонах. Игрок, выполняющий нападающий удар через сетку, стремится поразить мишень в заданной зоне. При попадании мишень переворачивается.
Упражнения для тренировки точности нападающего удара
1. Нападающий удар из зоны 4. Мишень располагается в зоне 1.
2. Нападающий удар из зоны 2. Мишень располагается в зоне 5.
3. Нападающий удар из зоны 3. Мишени располагаются в зонах 1 и 5.
4. Нападающий удар с укороченной передачи в зоне 3. Мишень располагается в зоне 6.
5. Нападающий удар со второй линии из зон 5, 1. Мишень располагается в зоне 5.
6. Учитель во время прыжка игрока, собирающегося выполнить нападающий удар, подает команду, в какую зону наносить удар.
Ласты
Тренажер изготавливают из плотной резины или фанеры с приспособлением для крепления на кистях рук. Можно для этой цели пришить к пластинам перчатки.
Данный тренажер применяется при выполнении одиночного или группового блокирования в различных зонах. Возможно выполнение блокирования в ластах как в опорном положении, стоя на возвышении, так и в прыжке.
Подвесные мячи на амортизаторах
Резиновый амортизатор крепится одним концом к мячу, а другим – к дужке баскетбольного кольца, навесной перекладине и т.п. Резиновый амортизатор можно заменить на бечевку, чтобы помогать новичкам определить точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу и особенно при приеме мяча в падении и при передаче в прыжке.
Данный тренажер применяется для изучения и совершенствования нападающего удара: подбора правильного разбега и выбора места для отталкивания, а также поможет при отработке техники удара по мячу на месте.
Тренажером можно также пользоваться при обучении и совершенствовании приема мяча в падении на бедро и спину. Можно применять подвесные мячи под сеткой, используя для этого ее нижний трос: после перемещения от линии нападения к средней линии в стойке волейболиста по зигзагу у сетки выполнить прием мяча с перекатом, затем то же самое – с другой стороны сетки.
Мяч над сеткой
Тренажер состоит из металлической трубки, в которую вставляется металлический стержень, что позволяет регулировать высоту мяча над сеткой. К концу стержня прикрепляют кольцо и устанавливают кольцо, диаметр которого в 2 раза меньше диаметра волейбольного мяча, параллельно полу.
Это оборудование применяется для изучения и совершенствования техники блокирования, отработки скидки и других обманных действий.
Упражнения для изучения и совершенствования техники блокирования
1. Тренер удерживает мяч над сеткой, ученики накладывают руки на мяч.
2. Ученики стараются положить мяч на кольцо одной или двумя руками.
3. Скидка мяча с кольца одной рукой в прыжке.
4. Скидка мяча двумя руками.
5. Имитация блокирования в прыжке.
6. Имитация блокирования. Выполнить 50 раз подряд, каждый раз касаясь мяча руками.
7. Перемещения из зоны 4 приставным шагом и обратно в зону 2 с имитацией постановки блока в каждой зоне.
8. То же в парах с постановкой двойного блока.
9–10. То же, что в упражнениях 7 и 8, но скрестными шагами, последний шаг перед прыжком вверх – приставной.
11. Упражнение в тройках. Игроки располагаются рядом с тренажерами в зонах 2, 3 и 4. Сначала все три игрока выполняют одиночный блок в своих зонах. Затем игроки из зон 2 и 4 приставными шагами смещаются в зону 3, где выполняют тройной блок. При этом мяча касается только центральный блокирующий, крайние к нему подключаются так, чтобы расстояние между кистями блокирующих не превышало диаметра мяча. Затем игроки возвращаются в исходное положение. Упражнение выполняется 3–5 раз каждой тройкой.
12. То же, но перемещение производится скрестными шагами, последний шаг – приставной.
13. То же, но после индивидуального блока в зонах 2, 3, 4 игрок из зоны 3 смещается в зону 2 – двойной блок, а игрок зоны 4 ставит одиночный блок. Затем все игроки возвращаются на свои места, где повторяют одиночное блокирование. Потом игрок из зоны 3 перемещается к игроку в зону 4 – двойной блок, игрок в зоне 2 – одиночный блок. После этого все возвращаются в исходное положение, и т.д. Упражнения выполняются с перемещением приставными, затем скрестными шагами, последний шаг – приставной, затем бегом, прыжок в зоне 2 – с полуоборотом направо и в зоне 4 – соответственно с полуоборотом налево. Крайние блокирующие выбирают место для толчка по отношению к мячу, а центральный присоединяется к ним, добиваясь при этом необходимой четкости и согласованности. Блокирование в зонах 2 и 4 выполняется одновременно.
14. То же, но после одиночного блокирования в зонах 2, 3 и 4 – тройной блок в зоне 3, затем перемещение двух игроков в зону 4 и одного – в зону 2; соответственно в зоне 4 – двойной блок, а в зоне 2 – одиночный блок.
Статья опубликована при поддержке группы компаний «ЭкономистЪ». Даже закончив Высшее учебное заведения, и устроившись на высокооплачиваемую работу, не стоит забывать про необходимость постоянного профессионального самосовершенствования. Обратившись в группу компаний «ЭкономистЪ», вы сможете подобрать курсы для повышения как свой квалификации, так и своих сотрудников. Нужны курсы дополнительного образования для сотрудников в Перми? Просто посетите официальный сайт компании www.группаэкономистъ.рф и подберите то, что вам нужно.
Развивая физические качества
С помощью предлагаемого специального оборудования можно развивать различные физические качества, необходимые не только волейболисту.
Прыжковый эспандер
К поясу игрока и полу крепятся 2–4 резиновых амортизатора. Степень усилий регулируется за счет их длины. Для стимулирования развития максимальных усилий дается задание достать рукой мячи на наклонной раме или головой – подвешенный мяч.
Упражнения с прыжковым эспандером
- И.п. – руки на пояс. Прыжки на левой ноге.
- И.п. – то же. Прыжки на правой ноге.
- И.п. – то же. Прыжки на левой и правой ногах поочередно.
- И.п. – полуприсед, руки на пояс. Выпрыгивания толчком двух ног.
- То же с одновременным выносом рук вверх.
- И.п. – присед, руки на пояс. Выпрыгивания толчком двух ног.
- То же с одновременным выносом рук вверх.
- То же с подниманием колен к груди.
- То же с одновременным выносом рук вверх.
- То же с подниманием ног в положение угла.
- То же из положения полуприседа, стараясь коснуться руками ног.
- Ходьба и бег на месте с натяжением амортизаторов.
- Имитация нападающего удара.
- Имитация одиночного блокирования.
Резиновая лестница
Тренажер изготавливают из простой бельевой резинки в виде горизонтальной веревочной лестницы шириной 40–45 см, расстояние между ступеньками – тоже 40–45 см. Высоту тренажера по отношению к полу можно регулировать в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности занимающихся.
Упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей
- Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, последовательно впрыгивая в каждый квадрат.
- Прыжки на правой (левой) ноге с продвижением вперед.
- Прыжки с высоким подниманием бедер.
- Лестница располагается на расстоянии 10 см от пола. Ученик выполняет бег с высоким подниманием бедра, стараясь последовательно наступить в каждый квадрат. Упражнение можно выполнять лицом или спиной вперед.
- То же приставными шагами правым (левым) боком.
- Бег «змейкой», поочередно наступая в лестницу то с правой, то с левой стороны.
Все эти упражнения можно выполнять с отягощениями – манжетами на руках или на ногах.
Самодельные манжеты
Эти отягощения служат для развития силы мышц голени и бедра. К широкому ремню пришивают кармашки, в которые вкладывают груз – мокрый песок, свинец, дробь и т.п. Карманы изготавливают из кожзаменителя, клеенки или парусины. Отягощения большего размера – весом от 0,5 до 2 кг – надевают на голень у голеностопных суставов, подбирая вес в зависимости от выполняемых упражнений.
Для рук изготавливают отягощения меньшего размера и надевают на запястья.
Прыгомер
Это приспособление позволяет определять и регулярно контролировать высоту прыжка с места. Оно состоит из металлического зажима на полу, через который проходит сантиметровая лента, а ее конец крепится к веревке, которая закрепляется на поясе испытуемого. Перед началом выполнения упражнения начало ленты находится на уровне колена. Затем замеряется длина ленты до места ее прохождения через зажим. Потом ученик выполняет прыжок вверх с одновременным выносом рук вперед-вверх, после чего снова измеряют длину ленты до места ее прохождения через зажим. Результат теста определяется по разности между конечным (после прыжка) и исходным (до прыжка) измерениями.
Упражнения для развития мышц рук, ног и туловища
- Прыжки из приседа с одновременным выносом прямых рук вверх.
- Прыжки через скамейку на двух ногах с продвижением вперед.
- Прыжки через скамейку с ноги на ногу «змейкой» с продвижением вперед.
- Различные варианты напрыгиваний и спрыгиваний со скамейки.
- Прыжки через скакалку: с ноги на ногу, на двух ногах, на правой и на левой ноге, с двойным вращением скакалки. Упражнения выполняются при вращении скакалки вперед или назад.
- Старты из различных исходных положений.
- Бег с ускорением по сигналу учителя на 10–15 м.
- Бег с изменением направления движения по сигналу учителя.
- Челночный бег 6×10 м.
- Бег на 10–100 м. Выполнить 7–8 раз.
- Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед. Выполнить 10–12 прыжков.
- Прыжки с высоким подниманием бедра и продвижением вперед. Выполнить 5 раз по 12 прыжков.
- Прыжки на одной и двух ногах вверх и вниз по ступенькам. Выполнить 3 серии по 10 прыжков.
- Выполнить прыжок на возвышение – сложенные горкой гимнастические маты высотой 40–60 см – с места толчком двух ног, затем толчком одной ноги и с 2–3 шагов разбега.
- Приседания с резким выпрямлением ног и с одновременным выносом рук вверх.
- Прыжки с разбега с доставанием рукой предметов, подвешенных на различной высоте.
- Прыжки на одной и двух ногах с преодолением препятствий – набивных мячей, невысоких барьеров.
- Различные варианты челночного бега (см. рис. 1–4).
Рис. 1. Челночный бег по разметке волейбольной площадки
Рис. 2. Челночный бег от центра к боковой линии
Рис. 3. Челночный бег «большой зигзаг»
Рис. 4. Челночный бег «малый зигзаг»
Фото автора
Ольга Грошева ,
руководитель физического воспитания Куртамышского педагогического техникума, г. Куртамыш, Курганская обл.
Источник