Корякская кукла своими руками

Пляски с бубном. Рождение корякской кухлянки для маленькой Дианы

. Подумал Кутха и говорит:

— Посмотри вокруг! Какую красоту я создал! Хочу, чтобы это все всегда было со мной.

Лосось: Что ж. Хорошо, пусть будет так.

Кутх: Хочу, чтобы эти неприступные горы были со мной!

Лосось: Возьми эти горы.

Кутх: Посмотри на эти реки! Хочу, чтобы и они были со мной!

Кутх: Посмотри на небо! Видишь на нем северное сияние? Его тоже создал я, как бы мне хотелось его иметь на своей одежде!

Лосось: Возьми. Вот северное сияние.

Кутх: Посмотри на тундру. Сколько в ней много разных трав, ягод, красок! Как бы хорошо она своим ковром лежала на моей одежде.

Лосось: Хорошо. Вот тебе узоры тундры.

Кутх: Взгляни, видишь, вдалеке моя юрта, а рядом пасутся олени.

Лосось: Вот тебе и этот узор.

Кутх: Как стала красива моя кухлянка! Все есть на ней и все мне по сердцу! Спасибо тебе мудрый Лосось.

Лосось: Но это еще не все! Вот тебе еще один узор. Всегда носи его с собой, на любой одежде. Пусть бережет тебя от злых духов-завистников.

Поблагодарил Кутха мудрого Лосося, да и отпустил обратно в море. Так на кухлянке и появились узоры.

Спасибо всемогущему Гуглу за чудесную легенду.

Фото позаимствованы с Фотоархива Русского Этнографического Музея. В комментариях будет больше.

Источник

Проект «Камчатка» Часть 1

Зеленые миры Корякии горбатой
Гул комаров сквозь шум реки.
Мы добрались сюда, ребята,
Всему на свете вопреки!
Мы снова здесь, и ничего не надо,
Ни званий, ни чинов, ни должностей.
Теперь у нас всего одна отрада,
Чтоб песню пел наш друг Большой ручей,
Чтоб и во сне душа летала над долиной,
Чтоб не погас костер в тягучий дождь,
Чтоб не ломило слишком спину,
Чтоб был маршрут удачен и хорош.
Нам так немного в этом мире надо —
Пространства пядь, да времени глоток,
Шмот неба синего, и радости карманы!
Но главное — ивовый дух бесчисленных костров.
А. В. Галанин

И снова «Северная История» в моей жизни. (Предшествующую Историю можно посмотреть здесь ) Новый Проект под кодовым названием «Камчатка» для меня желанный и удивительный, многогранный и загадочный. Проект завораживающий своей глубиной и внушающий уважение своим масштабом.

Этнос. Танец. Легенды. Сказания. Мелочей в народном костюме не бывает. Более того, именно эти казалось бы мелочи, определяют характер будущего костюма. В нём прослеживается вся история народа, его рождение и смерть, радость и грусть, любовь и ненависть, поражения и победы.

Современный круговорот современной культуры смешивает краски, формы, народы, их историю. Трудно иной раз бывает определить где заканчивается одна история и начинается другая. Стираются границы, размыты лица на старых фото. И сложно удержать выбранный изначально путь, не смешать цвет, форму, содержание. И главный вопрос на сегодняшний день. А надо ли копировать вслепую первоисточники народного костюма? Можно сделать вид, что современные оленеводы не используют ружья, не катают на снегоходах. Но это будет мягко говоря неправдой. Но так хочется сохранить нечто более важное и ценное, чем просто образ жизни. Историю. Характер.Танец. Костюм. Память своих предков.

Спрашивается, зачем столько фото и картинок, историй и сказаний? Не умею по другому. Как можно что либо создать, не изучив, не полюбив? Народный сценический Костюм — это не просто одежда. Не просто хэндмэйд. Это целая История. Я ощущаю огромную Ответственность и Благодарность Судьбе за эту возможность — узнать и полюбить далекую Камчатку, далекий удивительный корякский народ, возможность поучавствовать в силу своих возможностей и способностей в их жизни. В жизни красивого коллектива с красивым названием «ЙАЙАР», что в переводе означает «БУБЕН». Мне безумно нравится этот Танец с Бубном!

Продуман образ до мелочей, как всегда много интересных идей! Конечно, много чего в процессе будет дополняться, изменяться. Обычно история рождения костюма начинается с Эскиза. С Вашего позволения, сохраню интригу и отступлю от правил)))

Прежде чем играть на бубне, его нагревали над огнём, отчего мембрана натягивалась, и звук становился высоким и звонким.

Технология изготовления бубна:

  1. Для обруча подбирали молодое ровное дерево с сучьями (ольха белая, красная, тополь).
  2. Выделывали шкуру весеннего годовалого телёнка, выпаривали её спинную часть, которая не повреждена оводами. Шкуру предварительно замачивали в тёплой воде, чтобы лучше снималась шерсть. Готовую сырую шкуру разложить, почистить, разгладить, затем положить на неё обруч, предварительно смазанный клеем из рыбной кожи.
  3. Клей. Брали нежирную рыбью кожу, начисто выскабливали ножом чешую, нарезали мелкими кусочками и варили на медленном огне, помешивая. Образовать кашеобразную массу. Смазывать только остывшим клеем.
  4. Ответственная операция. Приготовленные заранее небольшие шарики изо мха диаметром 4 см. располагали по краям шкуры на расстоянии 8-10 см. друг от друга. Обернув каждый шарик шкурой, крепко завязывали их верёвкой и, затянув потуже, связывали между собой концы шкуры.
  5. В таком состоянии бубен держали при комнатной температуре на весу до тех пор, пока не подсохнет шкура.
  6. Лишние остатки шкуры острым ножом обрезали по внутреннему краю обручи и просверливали с четырёх сторон отверстия диаметром до 0,5 см, чтобы вдеть верёвки, необходимые для поддержания буна.
  7. На внутренней стороне бубна закреплялись металлические бубенца и цепочки, которые при ударе о бубен палкой издавали своеобразный мелодичный звук. (с)
Читайте также:  Мотобур тисэ своими руками

Обычаи и праздники коряков
«Оленные люди» — так переводится на русский язык слово «коряки» — живут на Камчатке, Чукотке и в Магаданской области. Их около 10 тыс. человек. Охотничье снаряжение, мифы, обряды, праздники коряков имеют много общего с традициями жителей Аляски. Известный этнограф В. И. Иохельсон выдвинул гипотезу, согласно которой «оленные люди» пришли на Дальний Восток из Америки. Современные исследователи не отрицают сходства коряков с индейцами, однако объясняют его по-другому: у тех и других были общие предки — древние охотники Сибири.

Встреча и проводы зверя

В основе многих обычаев и праздников коряков лежал древний миф об умирающем и воскресающем звере. Когда охотник возвращался с добычей, обитатели стойбища спешили ему навстречу, чтобы торжественно встретить «гостя» — медведя, тюленя, лисицу. Женщины держали в руках горящие головни. Издавна у коряков это был знак особого уважения к гостю. Одна из участниц обряда надевала звериную шкуру и исполняла старинный танец. Танцуя, она просила зверя «не сердиться и быть добрым к людям». Обитатели жилища, где жил охотник, готовили праздничное угощение и предлагали его «гостю». Если добычей был медведь, в его честь забивали домашнего оленя.
Важно было не только хорошо встретить зверя, но и с почетом «проводить» домой. Вот как проходили «проводы медведя» у одного из корякских племен. Обитатели стойбища воспроизводили сцену охоты. Один из них, накинув на плечи медвежью шкуру, изображал медведя. Вначале он сражался с охотниками, а затем прекращал борьбу, забирал приготовленный для него мешок с подарками, а взамен отдавал людям свою шкуру… На протяжении многих десятилетий коряки строго следили за тем, чтобы все их соплеменники выполняли обряд встречи и проводов зверя, поскольку именно от этого, по их глубокому убеждению, зависело возвращение к жизни убитых на охоте животных.

Праздник возвращения солнца

Этот праздник коряки отмечали в конце декабря, после зимнего солнцестояния, когда продолжительность светового дня начинала увеличиваться. Накануне праздника оленеводы обязательно совершали перекочевку и устанавливали стойбище на новом месте. Затем ждали приезда гостей. Это были обитатели других оленеводческих стойбищ, а также жители прибрежных поселков, морские охотники. Начинался праздник рано утром. Женщины с помощью деревянного огнива, имевшего вид человеческой фигурки, разжигали огонь. Мужчины забивали оленей. Считалось, что их приносят в жертву «тому, кто наверху» — солнцу. Голову самого крупного жертвенного оленя надевали на шест и поворачивали на восток. Кровью оленей «кормили» огнива, а мясом угощали всех участников праздника. После обильной трапезы, которая сопровождалась пением и танцами, начинались спортивные состязания. Главным из них были гонки на оленьих упряжках.(с)

Коряки делятся на оленных и оседлых.

Оседлые коряки занимались морским промыслом и рыболовством, охотились на диких оленей, горных баранов, медведей, лисиц, соболей. На морской промысел выходили на байдарах, обтянутых моржовыми шкурами. Отважные охотники добывали даже китов, в каждой байдаре помещались 12-20 человек. Промысел морского зверя был труден и опасен, требовал силы, умения, выдержки и выносливости. Добытое мясо шло в пищу и на корм собакам, жир употреблялся для отопления и освещения жилищ, из шкур вырезали ремни, шили сумки, делали подошву для обуви. Часть добычи обменивали у кочевых коряков на оленьи шкуры и мясо. Добычу делили поровну между семьями, члены которых участвовали в охоте. Часть ее отдавалась престарелым и нетрудоспособным жителям селения.

Коряки-оленеводы в отличие от оседлых коряков были более едины. Их хозяйство и быт существенно отличались от хозяйства и быта обитателей морских побережий.

Оленеводческое хозяйство коряков было замкнутым и обособленным. В нем не происходило заметных усовершенствований, все шло по выработанным веками традициям. Оленеводы кочевали по тундре, перемещаясь иногда на очень дальние расстояния: с Охотского моря на реку Камчатку, оттуда к реке Апуке, впадающей в Берингово море.

Читайте также:  Нагрузочная вилка для акб своими руками схема

Чавчувены приспособили свою жизнь к заботам об оленьих табунах. Зимовали в укрытых от
ветра долинах, где снег не препятствовал оленям искать подножий корм.

Охота и рыболовство имели у коряков-оленеводов подсобное значение. Осенью они возвращались к семьям, а с первым снегом вновь отправлялись на зимние пастбища.

Приведенные сведения со всей очевидностью свидетельствуют, что коряки являются автохтонным населением Камчатки, что их предки освоили эту территорию давно и сложились на ней как этнос.(с)

Абсолютная «соматизация» в танце. Учавствует не только тело, но и мимика, и даже глаза.

Источник

Текстильная кукла от макушки до пяточек

Разрешите представить вашему вниманию мой первый мастер-класс, который посвящен созданию текстильной, интерьерной куколки. Я старалась сделать все очень подробно, чтобы каждый желающий смог создать для себя такую подружку.

Я обожаю осень! Эти краски, этот запах осеннего воздуха, такой особенный, такой сказочный. Поэтому работа над осенним мастер-классом принесла мне огромное удовольствие.

Создавать мы будем куколку в теплом, осеннем образе.Я назвала ее Ясенька, по моему, очень по-осеннему. Желаю вам приятного просмотра! Начнем.

Чтобы на свет появилась наша малышка, понадобятся:

  • ткань для тела (хлопок и трикотаж);
  • ткани для платья и аксессуаров;
  • нитки;
  • волосы для кукол (трессы);
  • обувь для кукол (у меня ботиночки из натуральной замши, тоже делаю сама);
  • ножницы;
  • пинцет или палочка для набивания;
  • синтепух или другой наполнитель;
  • швейная машина;
  • выкройка;
  • горячий пистолет (не обязательно).

Распечатываем и вырезаем выкройку. Хочу обратить внимание, что вы можете играть с размером куколки просто уменьшая/увеличивая выкройку в редакторе. Только необходимо следить за пропорциями при этом.

Моя куколка сшита по этой выкройке без изменений. Если же вы чуточку укоротите ножки, то получится уже не стройненькая девочка, а милая такая лялечка, немного пухленькая на вид. Так что экспериментируйте!

Переводим на хлопок все детали, кроме той, которая похожа на бокал. Ее переводим на трикотаж.

Складываем ткань лицом к лицу и скалываем булавочками.

Прострачиваем на машинке, оставляя отверстия для набивания. Не стоит сначала вырезать детали, а потом прошивать. Если сначала прошить, а потом вырезать, получится и быстрее, и аккуратнее.

На следующем коллаже показано, какие доработки нужно сделать после основного прошивания.

1. Голова. Клинья головы, прошитые с одной из сторон, складываем лицом к лицу, скалываем шов в шов булавочками и прострачиваем. У нас останется только нижнее отверстие для набивания и крепления шеи.

2. Ножка. Складываем ступню, как показано на фото и делаем шов в виде легкой улыбки.

3. Туловище. Складываем вытачку, прострачиваем, затем лишнее срезаем ножницами. С вытачкой тело получается более округлым, но можно делать и без нее.

Выворачиваем все детали. Вот какой человечек получается на данном этапе.

Приступаем к набивке. Раньше я набивала холлофайбером, теперь перешла на синтепух, и хоть набивать им сложнее, эффект набивки гораздо эстетичнее. Никакого целлюлита:)

Набиваем плотно, особенно ножки и шею. Очень удобна пользоваться кистью из синтетики, коротко обрезанной и пинцетом. Но с пинцетом нужно быть аккуратнее, чтобы не повредить ткань.

Наша куколка приняла объемные очертания, теперь давайте сделаем ей красивую шею и голову.

Берем деталь, которую мы сделали из трикотажа — бокальчик. Натягиваем на шею.

Спускаем все на туловище, подставляя шею осенним лучам солнца.

Начинаем пришивать голову. Швы клиньев располагаются по краям от лица (не по центру), голову насаживаем достаточно глубоко, но следим, чтобы и шея осталась. Можно закрепить длинными иглами, чтобы не крутилась. Пришиваем потайным швом в два круга.

После этого натягиваем кожу на лицо и представляем себя пластическими хирургами. Мы избавили нашу куколку от морщин на шее и лице.

Нам осталось пришить аккуратно нижний край и стянуть верхний, сформировав красивую макушку. Готово!

На следующем этапе давайте научим Ясеньку сидеть и стоять.

Пришиваем ножки пуговичным способом.

Берем прочную нить, иглу для игрушек, выравниваем ножки, чтобы не получилось криво.

Вводим иглу в пуговицу, затем в первую ножку, прокалываем насквозь туловище, далее вторая ножка и затем вторая пуговица. Разворачиваемся и проделаываем обратный путь. Завязываем концы нитей, сильно стягивая, чтобы расстояние между ногами получилось нешироким. Если у вас были пуговицы с 4 отверстиями, то повторяем процедуру.

Я всегда использую именно с четырьмя, так надежнее.

Ну вот, Ясенька может и сидеть, и стоять. Приступаем к созданию одежды. Будем делать панталоны и платье с длинным рукавом. Распечатываем и вырезаем выкройку.

Волан-прямоугольник, его высоту берем в зависимости от желаемой длины платья, а ширину — от желаемого объема складочек.

Читайте также:  Кладка первого ряда газоблока своими руками

Кокетка платья — 2 детали.

Панталоны — 2 детали со сгибом.

Для рукавчиков выкройку делать смысла нет. Просто измеряем длину нашей ручки и объем в самой широкой части, с этими сторонами и рисуем прямоугольник (обратите внимание, тоже делаю со сгибом). Сверху прямоугольника рисуем полуокружность.

1. Обрабатываем верхние и нижние срезы, стачиваем боковые швы на штанинах, обметываем их.

2. Одну штанину выворачиваем и вкладываем лицевой стороной в другую.

3. Стачиваем шаговый шов. Обметываем.

По верхнему краю и по краю штанин прокладываем строчку, вставив в нижнюю нить машинки шпульку с резинкой. Получились романтичные сборочки. Примеряем и любуемся панталончиками.

Для платья стачиваем кокетку по трем сторонам. Срезаем уголки для лучшего выворачивания.

Волан обрабатываем по нижнему краю и по бокам.

По верхнему краю пускаем машинную строчку шириной 4-5 мм.

Стягиваем до размера, равного размеру нижнего края кокетки.

Приметываем, а затем пристрачиваем волан к одной из сторон кокетки. Убираем наметку. Утюжим.

Теперь подворачиваем низ кокетки и потайным швом пришиваем к волану, но стараемся шов проложить не ниже первого шва, чтобы на лицевой стороне платья не было видно стежков.

Примеряем и на спинке соединяем потайным швом.

Конечно существует способ создания платья гораздо проще. Для этого просто сначала пришивается кокетка прямо к куколке, а затем волан. Место соединения волана в таком случае можно задекорировать поясом из такой же ткани.

Но в данном мастер-классе мне хотелось показать более сложное платье.

А можно сделать полноценное, съемное платье, но это больше подходит для игровых кукол.

Также можно сделать на платье жакетик, тогда рукава у нас будут уже из той ткани, из котором будем шить жакет.

Делаем сквозной прокол в первой руке.

Вводим иглу в тело справа и выводим слева. Иглу полностью вытягиваем.

Делаем сквозной прокол во второй ручке.

Возвращаемся через тело к первой руке.

Завязываем крепкий двойной узел и прячем концы ниток при помощи иглы внутри туловища.

Вот какие ручки. Они двигаются, можно делать зарядку!:)

Приступаем к прическе. Так как я использую горячий пистолет, куколку перед парикмахерской упаковываю в пакет.

Если у вас нет горячего пистолета, то можно будет просто пришивать трессы вручную.

Непосредственно перед работой с трессами, нужно сделать вот такой рулончик из них, диаметром около 1 см. Просто наматываем и сшиваем.

На голове куклы есть два шва по бокам, так вот первый ряд намечаем и приклеиваем от шва до шва.

Второй и последующие ряды приклеиваем, начиная чуть ближе к лицу, чем предыдущие.

На втором фото коллажа приклеено 4 ряда.

5 ряд уже будем приклеивать вкруговую.

И начиная с него же трессы приклеиваем не отступая от предыдущего ряда. Плотненько — ряд к ряду.

Продолжаем эту процедуру до тех пор, пока не останется макушка, равная по диаметру нашему рулончику.

Приклеиваем в центр макушки рулон из трессов и получается у нас девочка с пальмой на голове.

Давайте избавляться от тропической растительности.

Для этого раскладываем пальмочку по сторонам, отыскивая в ней центр, аккуратно придерживая, накрываем макушку сверху влажной тканью, сложенной слоя в 4.

И прислоняемся к макушке, накрытой тканью, горячим утюгом, буквально на 1-2 секунды.

Ну вот, теперь шикарная шевелюра, можно в рекламу шампуня.

В принципе, можно сказать, что куколка готова. Осталось нарисовать глазки (я просто ставлю точки черным контуром по ткани), нарумянить щечки, обуться и нарядиться.

Сделаем шарфик с брошкой.

Из микровельвета (или другого материала) выкраиваем прямоугольник, достаточной длины и желаемой ширины, чтобы шарфик был объемным.

Складываем изнанкой наружу, прошиваем три сторону, выворачиваем, зашиваем четвертую сторону, подвернув срезы во внутрь.

Делаем брошку. Полоску ткани «мохрим» по краям, скручиваем по спирали, одновременно скручивая саму полоску и скрепляем стежками. Еще я добавила две петелечки из замшевого шнура.

На голову Ясенька попросила текстильную, узкую повязку. Я не смогла ей отказать!

Ну вот и готова наша куколка Ясенька! Нарядилась и пошла фотографироваться на фоне осенней природы.

Вдохните этот воздух, это очарование природы. Сейчас природа пахнет ее духами, духами осени. Осень чувствует счастье! Просто она самая красивая и самая настоящая, потому что не может дышать без дождя. Откройте окно, пусть уютные, ласковые, осенние лучики проникнут в ваш дом и останутся в нем до весны.

А так как куколка то у нас интерьерная — фото в интерьере.

И в заключении, несколько фотографий на белом фоне.

Благодарю вас за внимание!

Если возникнут вопросы, задавайте, пожалуйста, в комментариях.
С уважением и лучиками добра, Елена Гурылёва.

Источник

Оцените статью
Своими руками