- Как я скипетр делала 🙂
- Поделка изделие Плетение Бумажный Царь Бумага
- Что такое скипетр и какое значение несет в России
- Шапка золотая
- Яблоко державы
- Скипетр
- Держава
- В какой руке?
- Царский трон
- Оплечье
- Если близко воробей…
- Царская печать
- История создания российского скипетра и державы
- Что за камни на российском скипетре и державе?
- Короны в Российской Империи
- Шапка Мономаха – древняя регалия
- Скипетр и держава царя Бориса Годунова
- Корона, скипетр и держава на царском гербе
- Корона, скипетр и держава на гербе России
- Кибела
- Бубны и Колотушки
Как я скипетр делала 🙂
Думала, что пропаду опять надолго, но не тут-то было 🙂 Накаркала 🙂 Думала после «Державы» (https://www.passionforum.ru/posts/127444-kak-ja-de. из-за карантинов до скипетра дело не дойдет. Ан нет! Звоночек и, оказывается, что надоть, причем вот-вот 🙂
Пришлось взбодриться, отвлечься от бытовых рукоделок и судорожно придумывать из чего и как сваять сие чудо. Проблема прежняя: хомячьи богачества в квартире, а мы-то в доме родителей мужа 🙂
Ну ничего: не бывает безвыходных ситуаций. Тем более оказалось, что с января я и здесь немного нахомячить успела 🙂
Вот, что у меня в итоге получилось, а процесс будет ниже:
Вот начало моих «творческих мук» 🙂
Хотя, даже не начало! Начло было другим, это то, что вышло во второй тур:
А победителем стал этот набор :
— палочка от кисточки
— бусины деревянные -3 шт (1шт -рукоять, 2шт- перехваты по центру)
— бусина граненая пластиковая («чаша», основа под верх)
— серьга («герб»)
— подвеска пластиковая «конус»
— стразы от наборов алмазной вышивки
— гирлянда «бусы»
— клей «Момент-Кристалл», «Момент-Столяр», горячий пистолет
— шпатлевка по дереву (+ наждачные шкурки)
— краска «Золото»
Первым делом я занялась бусинами:
— круглым надфилем расточила где нужно отверстия в бусинах для «комфортной» посадки на основу;
— с деревянных бусин удалила лаковое покрытие и рисунок;
— у конусной бусины, по результатам предварительных примерок, сточила основание :
Когда все просохло, убрала излишки шпатлевки, подшлифовала до нужных форм и выкрасила в золотой цвет:
С верхушкой пришлось помучаться 🙂
Не поверите, но я была очень рада, когда этот набор сложился:) Верхушка — это то, над чем я реально ломала голову: «из чего? как? нам же скипетр нужен, а не волшебная палочка!». И в какой-то момент Муза сжалилась, практически одномоментно высыпав мне на глаза конусную подвеску (в прошлом- часть «музыки ветра»), граненую бусину с широким отверстием и модную некогда серьгу. Вот серьга и положила конец моим терзаниям: вот он — ГЕРБ! ГЕРБИЩЕ.
Здесь один из этапов примерки. Подвески с серьги уже сняты, граненая бусина расточена, у конусной сточено основание и с помощью выжигательного аппарата намечено посадочное место под «герб»:
-«швы» между основой и бусинами украсила пластиковой гирляндой «бусы» при помощи «Момент-Кристалл»:
Но мне не хватало пафосности, блеска.
И Муза сжалилась надо мною второй раз, причем весьма вовремя 🙂 Напомню, скипетр на самом деле идет в комплект к «Державе», в которой я использовала серебристую тесьму. И вот в тот самый момент, когда я добралась до остатков этой самой тесьмы, пересокобанив кучу коробок, примерив ее к уже имеющемуся подобию скипетра и успев расстроиться, поняв что здесь это не сработает, я споткнулась об коробку с горой стразиков от алмазной вышивки! Как же я благодарна тому человеку, который мне это богачество в свое время придарил за ненадобностью 🙂
Приклеивание стразиков стало финальным аккордом в этой авантюре 🙂
Теперь это все блестит, переливается и вскоре пополнит коллекцию одного школьного музея 🙂
Источник
Поделка изделие Плетение Бумажный Царь Бумага
ПРО ДЕРЖАВУ И СКИПЕТР Я УЖЕ ПИСАЛ.
Это схема КОРОНЫ.
Круговое плетение. Основой была кастрюля :)))
Плетение БОКОВОЙ части
Боковая часть из 20 трубочек
Огромный РУБИН занимает своё место
Эти колье специально купил в магазине. ( по 100 руб каждое)
Декор И Покраска лаком
СПРАВКА (ТАК СКАЗАТЬ — ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ)
Корона российской империи изготовлена в виде головного убора восточных традиций («тюрбана или чалмы индийских султанов, высшей касты раджей и османского духовенства») состоит из драгоценных металов — серебра и золота: двух серебряных полушарий, усыпанных бриллиантами, разделенных бриллиантовой гирляндой и двумя рядами крупных матовых жемчужин, скрепленных невысоким венцом, состоящим из большой шпинели(рубин), входящей в число 7 исторических камней, и креста из 5 огромных бриллиантов. Мастер оправил в серебро 4936(!) бриллиантов общим весом в 2858 карат и 72 индийских жемчужины, подчеркнув сверкание бриллиантового кружева двумя рядами крупных матовых жемчужин. Высота короны с крестом составляет 27,5 см. Самым известным из драгоценных камней короны является рубин (шпинель) на дуге весом в 398,72 карат, разделявшей две половины короны. Камень был приобретён в 1676 году у китайского императора Канси, и доставлен на Русь ученым и писателем Николаем Спафарийем, находившимся на дипломатической службе при царе Алексее Михайловиче в Пекине (Китай) с 1675 дo 1678 г.
Вид большой императорской короны спереди Две полусферы олицетворяют соединение Востока и Запада на территории Российской империи, ставшей «границей» в виде увенчанного красным рубином восточных земель и крестом православия усыпанного бриллиантами обода и объединяющей два континента в победе над османами. Соединённые у основания короны (в отличии от короны Елизаветы) и обрамлённые жемчугом, они изображают латинскую букву «V» (Виктория лат. victoria — победа), что также символизирует победу Екатерины Великой. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.
Три больших драгоценных камня, доминирующих в государственных регалиях Российской империи — красная шпинель (в короне), синий сапфир (в державе) и сияюще-белый алмаз (в скипетре) — созвучны по цвету красно-сине-белому российскому флагу.
По указу царя была изготовлена точная копия короны меньших размеров, которая использовалась для коронации цариц. В 1900 г. Фаберже сделал цельный набор точных копий императорских регалий (большая и малая имперские короны, держава и скипетр) в миниатюре из серебра, золота, алмазов, сапфиров и рубинов на мраморном основании; работа находится в коллекции Эрмитажа.
С 1784 года Императорский скипетр Российской Империи украшал бриллиант — «Орлов».При огранке алмаз потерял значительную часть своего веса — с 400 до 189,62 карат.
«ОРЛОВ», является самым крупным алмазом в Алмазном фонде России в Москве. Масса камня 199,6 кар. Считается, что он был найден в Индии в начале 17 в. Легенда рассказывает, что этот алмаз служил глазом для статуи Брахмы в храме Серингапатама (штат Майсур), откуда его в начале 18 в. похитил французский солдат. По другой версии алмаз был украден из трона персидского Надир-Шаха после его гибели (1747). В 1768 камень был куплен в Амстердаме русским графом Г. Орловым за 400 000 золотых рублей, подарившим его Екатерине II, которая приказала вставить камень в свой золотой скипетр. Алмаз имеет чуть голубоватый отлив, огранен в форме розы (старая индийская огранка), по форме и размерам похож на разрезанное поперек куриное яйцо (сходную форму имел алмаз «Кохинор» до его переогранки).
Крест державы Российской империи вставлен цейлонский сапфир весом 200 каратов
Для коронации Екатерины II придворным ювелиром Г.Ф. Экартом была выполнена держава в виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью. Держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид.
Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском — крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.
Источник
Что такое скипетр и какое значение несет в России
Российский скипетр и держава использовались для коронации Екатерины II, и сейчас являются главными национальными регалиями. При изготовлении они были украшены большим количеством драгоценных камней, которые привлекают внимание даже с дальних дистанций, переливаясь на свету. Не требуется разбираться в ювелирных изделиях, чтобы сообразить: скипетр и держава представляют высокую ценность. Но какие камни в них инкрустированы?
Шапка золотая
«Шапка золотая» — это главный символ российского самодержавия, была изготовлена мастерами с востока, приблизительно в конце XIII — начале XIV века, по поводу точного времени её появления ученые спорят до сих пор. Одна из версий гласит, что шапка была сделана для византийского императора Константина Мономаха, который подарил её своему внуку Владимиру.
Она была изготовлена из нескольких частей, одну из которых исследователи признали женской. Форма шапки символизирует небо и солнце, а крест на наконечнике появился как раз во времена правления Ивана Грозного. С момента его вступления на царский престол, шапка Мономаха вошла в обязательное облачение царя на важных событиях.
Яблоко державы
Держава (от древнерусского слова «държа» — власть) представляет собой золотой шар, покрытый драгоценными камнями и увенчанный крестом (в эпоху христианства) или другой символикой. Она, прежде всего, олицетворяет верховную власть монарха над страной. В Россию этот значимый предмет пришел из Польши во времена Лжедмитрия I и использовался впервые на церемонии его венчания на царство, нося при этом название «яблоко державы».
Державу не зря называли яблоком, она напоминает фрукт не только своей округлостью — этот плод является образом мира. Кроме того, этот глубоко символический предмет означает женское начало.
Своей круглой формой держава так же, как и яблоко, олицетворяет земной шар.
В образе державы имеется также и религиозный подтекст. Ведь на некоторых холстах Христа изображали с ней, как Спасителя мира или Бога отца. Державное яблоко здесь использовалось в значении — Царство Небесное. А через обряд миропомазания православному царю передаются полномочия Иисуса Христа – царь должен привести своих людей на последнюю битву с Антихристом и одержать победу над ним.
Скипетр
Скипетр — это, по сути, жезл. А жезл — один из древнейших символов любой власти, он был регалией еще у фараонов Египта периода Нового царства как минимум. Что интересно, вторым символом была плеть…)
Сущность жезла — палка надсмотрщика или погонщика. Кстати, известно, что именно ударное оружие очень часто становилось символом наивысшей, верховной власти. Начиная с Позднего Средневековья, регалией власти у многих народов часто обнаруживается булава или шестопер. Жезл-скипетр — то же самое, только из более древней эпохи.
Жезлы, означающие право власти, были еще у древних греков и римлян. Именно монаршими регалиями они в то время еще не являлись, однако считались атрибутом полководца, особенно удачливого — триумфатора (а неудачливый полководец, в Древнем Риме, по крайней мере — нонсенс. Такие там долго не жили). Однако есть версия, что средневековые скипетры европейских королей происходят не от них, а являются укороченными посохами.
Посох — известный знак власти Князей Церкви, в Европе он полагался по статусу не меньше чем архиепископу. Посох, атрибут пастуха, символизировал власть духовного лица над паствой — окормляемым стадом (отсюда, кстати, и идет выражение «духовный пастырь»). Возможно, что поскольку на Западе короли считались стоящими на ступеньку ниже Князей Церкви, то их атрибутом и стал укороченный посох-жезл.
В России до скипетра символом царской власти тоже был именно посох. А во Франции — так посох навсегда и остался.
Скипетр, держава и корона австрийских монарховСкипетр, держава и корона австрийских монархов
Держава
А здесь все интереснее. Держава — золотой шар с христианским крестом, всегда и во всех странах выглядевшая примерно одинаково, символизирует…
Мир. Планету под сенью христианства.
Древние люди, кто пообразованней, прекрасно знали, что Земля круглая, если что. Плоской и на трех слонах ее в XV-XVI веках считали только совсем уж темные крестьяне и горожане.
Монарх, держащий в одной руке скипетр, а в другой — шар-державу, символизировал собою и власть Силы, и власть Хранителя. В европейской живописи и иконографии, кстати, довольно часто изображают с шаром-державой Христа. Ну а король или царь — наместник Бога на земле, ему, получается, тоже положено…)
Кстати, первые скипетр и держава на Руси — западной работы. Второй комплект, который появился в середине семнадцатого века — константинопольской (греческой).
Шаровидная русская держава была скопирована со своей польской «сестры» в 1557 году. А вот точная дата появления русского скипетра покрыта мраком тайны. Он использовался при венчании на царство царя Федора Блаженного, это известно точно, однако завел на Руси этот жезл, судя по всему, отец Федора — Иван Грозный.
В навершии скипетра, если кому интересно — «граф Орлов», один из крупнейших алмазов в мире
В какой руке?
На фото Екатерина II принимает душ прямо в диадеме и лавровом венке
В правой руке императрицы скипетр, в левой — опять лавр в виде венка. Не много ли венков?
На тарелке видим императрицу в парике и без венка с диадемой
У Екатерины Великой из Краснодара есть и скипетр в правой, и держава в левой руке
Почему так важна держава? Вики: «Держава (державное яблоко) представляет собой символ владычества над землёй….В Россию держава перешла из Польши, где она именовалась jabłko («яблоко») и в старину носила названия: «яблоко царского чина»».
На фото Иисус Христос в иконографии «Спаситель мира» держит державу, которая символизирует земной шар под его властью (видны очертания материков). Державное яблоко в левой руке Христа. Мне кажется, или он действительно похож на женщину? Тонкие брови, женские маленькие ручки
Царский трон
В России трон называли царским престолом, указывая на божественную природу монархии. Он являлся одним из важных символом царской власти. Его устанавливали в передних комнатах дворца, или приёмных палатах. Царский трон украшали с особой пышностью: золотом, серебром и драгоценными камнями. У царя Ивана Грозного был знаменитый престол из Византии, сделанный из слоновой кости. Трон входил в состав Большого царского наряда.
Оплечье
Прообразом русских оплечий, или барм, были византийские лоры — детали парадного императорского облачения. Они представляли собой широкий воротник, расшитый драгоценными камнями и религиозными изображениями. Сведения о княжеских оплечьях, наследуемых сыновьями, неоднократно встречаются в русских летописях. Бармы, которые использовали для коронации, прислал Владимиру Мономаху византийский правитель. С XVI века они являются обязательным атрибутом парадного царского наряда.
Если близко воробей…
Рынды – это первые телохранители и оруженосцы русских царей. В XVI-XVII веках рындами назначались самые красивые и высокие юноши из достойных семей. Во время приемов, они в парадной одежде стояли по обе стороны царского трона, с серебряными топориками на плечах. Рынды сопровождали царя в военных походах и в торжественных выездах. На царскую охрану при параде невозможно было наглядеться. Их одежда была белоснежной, расшитой золотом и серебром, и являлась также частью царского выхода. Только при Петре I рынды были упразднены.
Царская печать
В течение всего своего правления Иван Грозный использовал печать, образец которой создал его дед – Иван III. Создание нового оттиска казалось для современников настолько важным событием, что об этом делали запись в летописи: 3 февраля 1561 года «учинена» печать – «орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инрог» (единорог). Русские цари к XVIII веку стали пользоваться: печатями-перстнями, настольными печатями и печатями на цепочке. Они имели более двух десятков различных оттисков, а европейский гравер Иоганн Гендлингер изготовил печать с двуглавым орлом, и она служила российским монархам больше века.
История создания российского скипетра и державы
Верхняя часть российского скипетра
Обе регалии были изготовлены в 1762-ом году перед коронацией Екатерины Второй. Созданием скипетра занимался известный в то время ювелир Леопольд Пфистерер. В качестве основания он отлил золотой жезл, длина которого составила 59,6 см. В самом верху мастер разместил изображение двуглавого орла. Его фигура покрыта черной эмалью и украшена драгоценными камнями. Начиная с 1774-го года скипетр применялся другими русскими правителями. Последним его использовал Николай II в 1906-ом году во время собрания Госдумы.
Во время коронации Екатерины II планировалось использовать державу Елизаветы Петровны. Но за две недели до мероприятия выяснилось, что реликвию к тому моменту уже разобрали на части. За создание новой державы взялся ювелир Георг Экарт. Он изготовил золотую сферу, которую украсил поясом из драгоценных камней. Вверху он разместил крест. В XIX веке император Павел I приказал изменить внешний вид державы. По его поручению, в реликвию добавили крупные драгоценные камни. Высота державы вместе с крестом равна 24 см, а длина окружности сферы составляет 48 см.
Что за камни на российском скипетре и державе?
При изготовлении данных регалий в качестве драгоценных камней использовались алмазы и сапфиры. Над их созданием трудились лучшие мастера. При изготовлении императорского скипетра было использовано почти две сотни бриллиантов, а самым крупным является камень “Орлов”. Его масса находится в диапазоне 188,6 – 199,5 карат.
Интересный факт: на бриллиант “Орлов” приходится примерно 99,8% всей стоимости императорского скипетра.
Во время изготовления державы в нее инкрустировали 1370 бриллиантов небольшой величины. Но главным украшением стал цейлонский сапфир массой в 195 карат, размещенный на самом верху. Императорский скипетр и держава хранятся в Алмазном фонде.
Короны в Российской Империи
Останавливаясь на регалиях российских императоров, стоит особо выделить короны Российской империи. Для коронаций в царстве пользовались Шапкой Мономаха.
В России обряд первой императорской коронации был проведен над женой Петра Великого Екатериной Алексеевной, впоследствии ставшей Екатериной Первой. Именно для Екатерины I специально изготовили первую в России императорскую корону.
Шапка Мономаха – древняя регалия
Упоминание о Шапке Мономаха появилось еще в XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских». В нем говорится о Константине Мономахе – византийском императоре, правившем в XI веке. Отсюда и название. Вероятнее всего, Иван Калита был первым ее обладателем. По имеющимся искусствоведческим данным, изготовлена Шапка Мономаха была на Востоке в XIV в. Это самая древняя корона России. Ее не носили как повседневный головной убор, а использовали, венчая российских монархов период с 1498-го по 1682-й год. Корона состоит из золотых пластин с узорами. На верху короны находится крест, инкрустированный драгоценными камнями. Шапка Мономаха обрамлена соболиным мехом. Вес венца без меха – 698 граммов.
Таким образом, Шапка Мономаха, так же как скипетр и держава, является символом России еще с допетровских времен. Кстати, ей приписывают лечебные свойства. Так, считается, что она способна избавить от разных недугов, особенно от головной боли.
Скипетр и держава царя Бориса Годунова
Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в 1599-1600 годах мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.
И хотя существует легенда, гласящая, что скипетр и держава были посланы еще в XI ст. князю Владимиру Мономаху, в действительности они были подарены царю Борису Великим посольством императора Рудольфа II, который правил Священной Римской Империей. В 1604 году они нашли свое применение в составе его великого наряда.
Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.
Корона, скипетр и держава на царском гербе
В 1604 г. у Лжедмитрия, на малой его печати, появилось изображение трех корон под орлом. Такое изображение появилось впервые и просуществовало недолго. Однако уже в 1625 году вместо креста между главами орла возникла третья корона. Это изображение появилось при царе Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати. Так же сделали в 1645 году для его сына Алексея на Большой государственной печати.
Державы и скипетра на гербе не было до времен царствования Михаила Фёдоровича. В 1667 году с изображением государственных регалий власти появилась государственная печать царя Алексея Михайловича. Впервые четвертого июня 1667 года царем дается официальное и четкое разъяснение символики, связанной с тремя коронами. Каждая из корон, изображенная на гербе и печати, соответствует царствам –Сибирскому, Казанскому, Астраханскому. А скипетр и держава России означают «Самодержавец и Обладатель». А уже в 1667 году, 14 декабря, появляется первый Указ о гербе.
Корона, скипетр и держава на гербе России
Спустя века, 25 декабря 2000 года, принимается конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Этот символ государства представлен геральдическим щитом. Он четырехугольный, красного цвета. Нижние углы у него закруглены.
В центре расположен золотой орел с двумя головами, каждая из которых увенчана малой короной, а над ними возвышается одна большая корона. Значение трех корон является олицетворением не только суверенитета всей РФ, но и ее частей, то есть субъектов. Также на гербе изображены скипетр и держава. Фото регалий поражают своей красотой. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой – державу.
Скипетр и держава России являются символами единого государства и власти. Также на груди орла имеется изображение серебряного всадника на коне. Человек убивает копьём чёрного дракона. Допускается воспроизводить герб Российской Федерации не только в цветном исполнении, но и в однотонном. При необходимости его можно изображать без геральдического щита.
Кибела
Весь миф приводить не буду, там много всего понамешано и как-то неуважительно не посвящать ей отдельную статью. Но вкратце: там есть все те же самые мотивы про «курганную бабу» и святочный обряд, что и в любом греческом мифе («древние греки» знали свои северные корни, а писатели, явившие «Элладу» миру, — нет, видимо). А Кибела предстаёт пред нами в чисто шаманском облике. При этом является «Матерью богов» и носит КОРОНУ. Ага, то бишь третья царская регалия, обязательная на изображениях скипетра и яблока. Также она сидит на ТРОНЕ — четвертая обязательная регалия. В общем, вся царская атрибутика у нее соблюдена, да еще и главным любовником был Аттис… Почему-то культурологи никак не хотят сравнить его имя (Ἄττις) со старым названием Греции — Аттикой (Ἀττική). Ну, да ладно.
Нам обязательно поясняют, что «культ Кибелы носил оргиастический характер». Это именно шаманизм и не более. Да, не так пикантно, как «оргиастический характер», но более понятно.
Безумство — это отличительная черта Кибелы. Авторы никак не могли выразить экстатический характер Обряда, поэтому применяли термины «ярость, помешательство, опьянение», как и в случае с Дионисом, и только с написанием Нового Завета появился еще один интересный для этого термин — «Страсти» (хоть никто вам этого и не признает никогда). Видно и наложение «арийской» Традиции на местные варварские племенные воззрения (а что вы хотели? Колонизируемые земли, однако). Но мы посмотрим на главное:
«Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у неё тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве».
Про львов молчу, возможно, там то же, что и у Геракла с его львиной шкурой, а вот в руках у Кибелы: ТИМПАН И СКИПЕТР! Ну, не прелесть ли?
Понимаете, это просто ересь какая-то… Скипетр и Тимпан. Ну, свяжите ж, наконец, уже эти понятия!
Тимпан — это маленький барабан, по которому бьют рукой. Например, как на этой фреске с Дионисом:
«В Грецию инструмент попал и к V веку до новой эры распространился по всей её территории вместе с оргиастическими культами Диониса и Кибелы из Фракии и Фригии; греческое слово, обозначающее барабанный бой, также обозначает служение Кибеле. Многочисленны упоминания тимпана в античной литературе (например, в трагедии Еврипида «Вакханки», в «Пире мудрецов» Афинея) и его изображения в античной вазописи (наиболее часто — в руках менад и корибантов)» (Википедия).
Всё остальное пропускаю — там надо доизучить перед тем, как с вами делиться, а вот то, что её культ связан с Кабирами, Корибантами, Куретами и прочими танцующими в боевом хороводе юношами, нам пригодится. Ведь это греческий вариант ряженой толпы (как и ]]> Кентавры ]]> ), В КОТОРОЙ И РОЖДАЛСЯ БУДУЩИЙ КНЯЗЬ. Кстати, в мифе есть прямая отсылка к этому, когда говорится, что Кибела — это Рея, а Рея родила В ГОРЕ (на кургане) Зевса (Перуна, Индру, Тора — олицетворения жениха-князя… не менее «безумного», чем те же кабиры, кентавры, вакханки).
Так вот, в тимпан бьют рукой, потому что он маленький, а вот в бубен бьют КОЛОТУШКОЙ!
И если всякие «фракийцы» и «фригийцы» (фрязи, фризы и франки) якобы не знали настоящий бубен, то их предки, рисовавшие Кибелу, явно знали. Ибо колотушка — наиважнейший шаманский инструмент. Некоторые шаманы камлали БЕЗ БУБНА, НО С КОЛОТУШКОЙ!
Бубны и Колотушки
Тут мне остаётся только комментировать, ведь всё есть у профессионалов своего ремесла. Передаю слово Мирче Элиаде:
«…инициационные сны будущих шаманов включали мистическое путешествие в «Середину Мира», к месту Космического Древа и Господа Вселенной. Одной из ветвей именно этого Древа Господь позволяет упасть для того, чтобы шаман сделал из нее обод своего бубна… Именно потому, что обруч его бубна сделан из древесины самого Космического Древа, шаман, ударяя в бубен, магически переносится к этому Древу».
Вот вам и связь бубна с Яблоками, которые тоже висят на Мировом древе. За внешним образом скрывается глубокая суть. Что уж там говорить, когда все наши заговоры, которые, суть, языческие молитвы, всегда обращаются к тому же «центру мира».
«С задней стороны бубна находится вертикальная ручка, деревянная или железная, за которую шаман держит бубен левой рукой. Горизонтальные пруты или деревянные поперечины поддерживают неисчислимое количество звенящего металла, погремушки, колокольчики, железные изображения духов, различных животных и т. п., а часто и оружие, как, например, стрелы, лук или нож».
А вы вспомните невероятно богатые украшения «держав», а также любимую деталь в виде Т-образного перекрестка, идущего от «экватора»:
Сравните с описанной «держалкой» бубна:
Рудимент, оставшийся в виде украшения, или простое совпадение в моей воспаленной фантазии?
Я уж молчу про наименование бубна «конём», поскольку его музыка способствует экстатическому трансу шамана. Это чуть ли не самое устойчивое сравнение во всем шаманском мире. Ну, и сравните это с «духом» ( сивкой-буркой ), который опьяняет будущего «князя» («конязя, кентавра») во время обряда.
Про бубны сказано много, но такова участь современного отношения к шаманизму, что лишних вопросов задавать нельзя. Бубен сакрален, мистичен, и всё тут. Просто сделай умный вид и промолчи. Хотя оно и ежу понятно, что сам бубен тут не несёт важности — важен его бой, музыка — Пегасов источник Муз, вдохновляющий, опьяняющий, несущий экстаз… А вы думаете просто так англичане с американцами подняли музыкальную индустрию до заоблачных высот? Вытекающее из этого следствие: бубен = болван, т.е. временное вместилище духа (той же музы).
Но бубен бесполезен без ударного инструмента — руки или колотушки, дающей и комфорт игры, и более глубокий звук. Приведу первое попавшееся описание (оно всё равно у всех народов одинаковое):
«При камлании шаманами обязательно употреблялся ритуальный жезл, носивший хакасское название «орба». В научной литературе за ним закрепился термин «колотушка»… Шаман мог камлать и без участия бубна, только «орбою».
«Орба» во время камлания служила не колотушкой, а орудием управления, наказания и устрашения. Шаман пускал ее в ход для усмирения как людей, присутствующих на сеансе камлания, так и для наказания духов-тёсей, отправленных на задание. Поэтому жезл носил дополнительное определение «алтын хамчы» — букв, золотой кнут. Орба применялась в качестве орудия гадания (торік). Она выполняла функции ударного инструмента, под грохочущие звуки которого посылались духи-тёси к Ирлик-хану. Она применялась для лечения больных и представляла особый инструмент в руках шамана, ограждавший человека от злых сил (хурайлачац агас)… В обычные дни орба хранилась внутри бубна, заложенной за рукоять. После смерти шамана его жезл вешали внутри бубна на дереве у могилы, в некоторых случаях родственники оставляли его дома для передачи следующему преемнику. Слово «орба» имеет свои аналоги в бурятском языке, где термин «хорьбо» применяется в отношении посоха, ритуальной трости. Вполне вероятно, что корень слова «орба» связан с близко звучащим термином «хорба» — побеги березы, из которых вырезался ритуальный жезл. Хакасская «орба» изготовлялась по единой форме, напоминающей загнутую назад большую ложку. Лицевая сторона или ее ударная часть делается выпуклой. Выпуклая сторона носила название «солбы» или «хара солбы» — черная солба. Она считалась при гадании «тёрик» (торік) несчастливой. Тыльная сторона делается вогнутой и носит название «арт» — спинка, «олбы» или «ах солбы» — белая солба. Она при гадании определяла счастливый исход камлания. Материалом для изготовления «орбы» служили дерево или кость. В древние времена предки хакасов изготовляли ритуальные жезлы из камня (тас орба) и даже из бронзы (хола орба)… Бурятские посохи «хорьбо» так же, как и у хакасов, вырубали из березы… Костяные жезлы являлись прерогативой сильных шаманов, которые, отправляясь к Ирлик-хану, обязательно должны были предстать перед ним с костяной орбой в руках. Последние изготовлялись из плоских рогов трехлетнего лося и назывались «муус орба» — букв, роговой жезл. Костяной жезл из рога лося, хранящийся в Хакасском республиканском краеведческом музее, имеет длину 225 мм.; длина ударной части — 140 мм., ширина — 68 мм.; длина рукояти — 85 мм., ширина — 25 мм…
От жезла зависела жизнь шамана. Чтобы лишить жизни избранника духов, достаточно было «украсть у шамана колотушку от бубна и привязать ее к хвосту собаки; шаман заболевал и вскоре умирал». Деревянные жезлы «орба» представляют древнейшие ритуальные инструменты шаманов, бытовавшие еще до употребления бубнов… По словам качинцев, бубнов ранее не было и еще не в далеком прошлом хорошие шаманы их не употребляли. М.И. Райкову несколько лет назад приходилось видеть пользовавшегося славой старика, шаманившего без бубна; он не пускался в дикую — бурную пляску, и у него не было сильных вздрагиваний; изгонявшиеся из больного духи вгонялись в животных. В старые времена качинские и кызыльские шаманы камлали только орбою («орбалыг хам» — кам, имевший орбу). Во время сеанса камлания применялись две орбы. Одна из них, которая называлась «улуг орба» — великая орба, служила ударным корпусом и исполняла роль бубна. Она имела вид двух полусферических чаш, соединенных ручкой. На инструмент «улуг орба» привешивали семь или девять колец, изготовленных из железа или меди. Другая под именем «кічіг орба» — малая орба. служила колотушкой для отбивания ритмов. Во время своего путешествия во второй половине XVIII в. П. Паллас отметил, что качинский шаман вместо «бубна в руках держал (…) дерево, посреди круглое, а по концам лопатками, как весла, к коим обоим привешены были колокольчики; по сему дереву бил палкою весьма искусно то по тому, то по другому концу. И кызыльские шаманы обязаны так же шаманить. После такового дерева, как они объявляют, духи им позволяют употреблять бубен, или лучше сказать, пока они довольно не разбогатеют, чтобы смочь, убив лошадь, обтянуть его ее кожею, ибо для делания бубна неотменно потребно принести в жертву лошадь»…
Камлали при помощи двух деревянных инструментов — орба. Ударные инструменты представляли собою палку с изображением коня, увешанного девятью кольцами. Они исполняли «ту же роль, что бубен у других татар. У мелетцев деревянный корпус (улуг орба) носил название «хам теми». К нему прикреплялись девять медных колец. Ударный инструмент (кічіг орба) носил название «халлах» (букв, лопасть) и был в виде лопаточки. «Начинающий шаман у кызыльцев камлал не с бубном, а посохом с колотушкой, — отмечала В.П. Дьяконова. — Посох (…) представляет собой палку с вырезанным на ней изображением коня. К нему (колл. 1833-6, дл. 61 см.) прикреплена скоба с семью железными кольцами. Как сообщают собиратели, во время камлания шаман садился верхом на палку у порога двери и бил по ней колотушкой. Колотушка (дл. 33,5 см.) к посоху лопаточкообразной формы вырезалась из дерева, с петлей для руки (колл. 1833-7)». Посохи, считает В.П. Дьяконова, являлись одним из древних видов культовых принадлежностей. Аналогичные посохи употреблялись шаманами Северного Алтая… Бурятские «хорьбо» всегда имели на верхнем конце изображение конской головы. В Аларском ведомстве Г. Потанин видел шаманские «костыли» под названием «хорьбо». Это была пара деревянных четырехгранных немножко кривых палок. Один конец имеет вид лошадиной головы. Посохи у бурятских шаманов были «у каждого, тогда как бубны не у всех; как более дорогой предмет бубен заводится после».
Итак, ритуальный жезл «орба» прошел длительную эволюцию — от посоха, сделанного из побегов дерева «хорба», первоначально служившего кнутом мифической лошади, до символа власти шамана, представлявшего его боевое знамя, бунчук. Силой ритуального орудия «орба» шаманы прикрепляли пойманную душу «хут» к бубну, которую затем ударами жезла возвращали больному человеку» (Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая, 2006)
Как видите, тут вам и хлыст, и посох, и жезл… И даже два жезла, как у некоторых правителей. Еще чуть о колотушках:
«Колотушка изготавливалась из священного дерева (у разных народов оно разное) и обтягивалось кожей или мехом диких животных (в основном камусом (шкура с ног оленей)). Многие шаманы получают колотушку от своих предков как отдельный атрибут. Иногда считается, что хорошая колотушка лучше хорошего бубна. В Орбе так же живёт отдельный дух-помощник (тёс, ээрен)…
[У монголов] Колотушка в виде палочки называлась гисунь (ср. название колотушек у эвенков и амурских народов), что значит «речь», «слово». Этим же термином обозначались удары в бубен, осознававшиеся как «речь» шамана к духам» (Источник).
Оттого у шутов и венчала жезл карикатурная голова — лик духа. Что ж, думаю, достаточно.
Кибела была не единственной Матроной-шаманкой в мифологии. Вспомнить хотя бы знаменитого Одина-Вотана, отца северо-западной Европы, от которого пошли германцы… Те самые, которые потом активно использовали Скипетр и Державу в качестве регалий власти. Самый настоящий князь-шаман со всеми атрибутами, приведший «Асов» с Востока. В мифах упоминается его восьминогий конь Слейпнир, на котором он путешествовал по мирам, — это и есть бубен шамана.
И для последнего сравнения:
Знаменитая шапка, превратившаяся в корону. Прочтём снова у М. Элиаде:
«У некоторых племен (например, у юрако-самоедов) самой важной частью шаманского наряда считается колпак. По мнению самих шаманов, значительная часть их могущества сокрыта в этих колпаках. Поэтому когда шаманский сеанс демонстрируется по просьбе русских, то шаман обычно выполняет его без колпака. Расспрошенные мною шаманы отвечали, что без колпака они были лишены всей настоящей силы, и поэтому вся церемония была только пародией, целью которой было прежде всего развлечение присутствующих. В западной Сибири его заменяет широкая лента вокруг головы, на которой подвешены ящерицы и другие животные-покровители, а также множество ленточек. На восток от реки Кеть колпак либо напоминает корону, увенчанную железными оленьими рогами, либо выполнен в виде медвежьей головы, с прикрепленными к ней самыми важными кусочками шкуры с настоящей головы медведя. Самым распространенным является тип колпака с рогами северного оленя, хотя у восточных тунгусов некоторые шаманы утверждают, что железные рога, украшающие их колпак, изображают рога обычного оленя. В других районах, как на Севере (например, у самоедов), так и на Юге (например, у алтайцев), шаманский колпак украшен птичьими перьями: лебедя, орла, совы, — например, перьями золотого орла или коричневой совы у алтайцев, перьями совы у сойотов (тувинцев) и карагасов (тофаларов) и т. д.. Некоторые телеутские шаманы делают свой колпак из шкуры (чучела) коричневой совы, оставляя крылья, а иногда и голову для украшения».
Случайных совпадений всё больше…
Верны ли мои догадки? Пока не знаю, найдется ли подтверждающая информация. В мою концепцию данное сравнение ложится просто идеально. Держава-Бубен, Скипетр-Колотушка, Корона-Колпак… Плюс сам трон — четвертый символ власти… А ведь у оракулов-шаманов тоже был трон!
Источник