- Мастер-класс для педагогов «Шумовые коробочки по Монтессори»
- Сенсорная коробка своими руками или как сделать сенсорную коробку Монтессори
- Делаем игрушки Монтессори своими руками: пошаговая инструкция и наглядные примеры
- Особенности методики воспитания
- Примеры игр
- Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов
- Игры с карточками
- Сенсорные коврики
- Сортеры
- Игрушки для мелкой моторики и другие
- Идеи в картинках
Мастер-класс для педагогов «Шумовые коробочки по Монтессори»
Ольга Орденова
Мастер-класс для педагогов «Шумовые коробочки по Монтессори»
Цель мастер-класса:
Повышение профессианального уровня педагогов в процессе освоения опыта работы воспитания по формированию умения детей раннего возраста ориентироваться в мире звуков.
Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
От того как формируется процесс зрительного, слухового и осязательного восприятия, как устанавливается связь действий с предметами со словом зависит успешность умственного воспиятия ребенка.
На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Поэтому педагоги направляют деятельность на совершенствование подражание, развитие способностей воспринимать и выделять качества, свойства; овладевать способами действий, предложенными взрослым, достигать необходимого результата, развивать умение осозновать свои действия словесному указанию.
Этапы развития восприятия звуков и шумов:
1этап: узнавание неречевых звуков;
2этап: различие высоты звучания;
3этап: дифференциация силы звука;
4этап: различение тембра голоса.
Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяца жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители.
В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением вос-приятия звукового состава речи.
Чтобы научить малыша лучше ориентировать в пространстве в мире звуков, развить его слух, методика Марии Монтессори предлагает особый дидактический материал под названием «Шумящие коробочки».
В набор входят два ящика, каждый из которых содержит по шесть шумящих коробочек. Особенностью каждого элемента является наполнение тем или иным материалом, который при сотрясении издает определенный звук. В одном из ящиков коробочки имеют красный цвет крышек, а в другом-голубой. Каждая коробочка красного цвета имеет соответствующую пару из «голубого» ящика.
Занятия с «Шумящими коробочками» подходит для тех детей, которым уже исполнилось три года.
Сейчас я хочу пригласить 6 человек.
Хочу предложить Вам изготовить «Шумящие коробочки». Перед Вами 6 баночек с разным наполнителем. Я предлагаю Вам насыпать в баночки и попробывать найти пару.
В 6 предложенных баночек надо насыпать в нашу будущую «Шумящую коробочки». Можно использовать использовать воронки если есть потребность. Насыпать нужно часть цветной части. С помощью своего слухового анализатора Вы подбираете пару из моих уже изготовленных «Шумовых коробочков». А теперь я могу Вам предложить вариант использования «Шумовых коробочек». У каждого из Вас по две коробочки пригласите одного из своего коллег и поделитесь одной коробочкой.
У Вас в руках «Шумовая коробочка» и перед Вами стихотворение. К каждой строчке может соответствовать какой-то шум. Прочитайте стихотворение и договоритесь кто будет озвучивать строчку стихотворения своей коробочкой.
«Шумящие коробочки» можно использовать для младшего возраста на контраст звуков, со старшими детьми и с логопадоми.
Майский вдруг закапал дождь…
И по лужам ты идешь…
Ветер шелестит листвой…
Спрятал кудри под травой…
Дождь сильнее застучал…
Скоро дождик ливнем стал…
Мастер-класс по декорированию коробочки для мелочей Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством.
Дидактическая игра «Шумовые коробочки Миньоны» Сенсорное развитие ребёнка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Мастер-класс «Игрушки Монтессори своими руками» Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей.
Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.
Мастер-класс для педагогов «Бабочки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колокольчик» Мастер класс для педагогов «Бабочки» Выполнила:.
Мастер-класс для педагогов «Гербарий с увлечением» Гербарий с увлечением! Листопад и снегопад, водопад и звездопад всегда и у всех вызывает восторг, удивление, желание остановить мгновение.
Мастер-класс для педагогов «Летучий корабль» Пластилин – один из самых доступных и недорогих материалов, широко применяемый в работе с детьми. С пластилином легко и интересно работать.
Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ» План проведения: • Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД» • Деловая игра для педагогов.
Мастер-класс для педагогов «торцевание». В рамках недели тематической недели ИЗО и МХК мною был проведен мастер- класс для педагогов «торцевание», цель которого — знакомство с нетрадиционной.
Мастер-класс для родителей по методике М. Монтессори «Раз застёжка, два застёжка» Мастер-класс «Раз застёжка- два застёжка» Мастер-класс предназначен для родителей и детей 2-4 лет. Цель: 1 Научить родителей делать игрушки.
Источник
Сенсорная коробка своими руками или как сделать сенсорную коробку Монтессори
Сенсорная коробка — это ёмкость (коробка, контейнер, тазик и прочее) наполненная каким-либо тактильным материалом (крупа, песок, мука или крахмал, макароны, бобовые, кофе, вата, кусочки бумаги, бусины и многое другое).
Идея создания сенсорных коробок принадлежит Марии Монтессори. Такая «игрушка» направленна на развитие мелкой моторики, а значит на развитие речи, памяти. Кроме того, с такой коробкой можно придумать много-много разнообразных игр. Еще плюс — коробку легко сделать своими руками с минимальными материальными вложениями.
Итак, для изготовления нам понадобится:
1) Большая коробка либо другая емкость (лучше побольше и лучше с крышкой)
2) Крупы (либо другой сыпучий материал)
4) Ножницы, клей и карандаш
5) А так же, конечно, овощи (это могут быть покупные деревянные или пластмассовые овощи, либо, как у меня, самодельные овощи из соленого теста
http://www.baby.ru/blogs/post/504877273-331480057/)
Из картона изготовим грядки размером 10х4 см, с бортами 2 см. Лучше, чтобы грядки были с дном, т.к. их в любое время можно будет убрать и играть без них)
Затем насыпаем крупу)) В основе у меня пшено — 800 гр, но можно и больше — чем больше, тем интереснее, ведь вы будете сажать картошку и морковку «в землю», а затем искать их руками или ложкой. А в грядки я насыпала гречку, ячку и перловку.
Украшение самое простое — два деревца) Хотя в будущем планируется сделать еще тепличку и огородное пугало)))
Последний штрих — посадка овощей и вуаля))
Сын в восторге. я тоже. Всем советую сделать такую коробку.
Источник
Делаем игрушки Монтессори своими руками: пошаговая инструкция и наглядные примеры
Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей. Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени. Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.
Особенности методики воспитания
«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».
Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.
Особенности обучения по Монтессори:
- использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
- поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
- коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
- отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
- побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.
«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.
Примеры игр
В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные сортеры, вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно. Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее. Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений. По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.
В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:
- толстые нитки;
- пуговицы, бусины;
- палочки из-под леденцов, мороженого;
- пластиковые емкости, баночки;
- песок;
- крупы, макароны, фасоль;
- бельевую корзину;
- мячи;
- цветные прищепки;
- посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.
Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:
- нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
- продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
- собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
- выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
- сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
- стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
- ставить прищепки на разноцветный картон;
- закидывать мячи в бельевую корзину;
- строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
- складывать посуду по принципу матрешки.
На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.
Примеры книг: Э. Тирио «52 недели занятий с ребенком», Э. Эррман, Р. Роччи «Я учусь с Монтессори», Д. Орлова «Большая книга Монтессори».
Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов
Методика уделяет особое внимание тактильным ощущениям, то есть сенсорике. Поэтому важно делать игрушки из натуральных и как можно более разнообразных материалов: дерева, металла, воды, желе, пластилина, пенопласта, камня, ткани и т. д. Также нужно предусмотреть безопасность будущих игр. Деревянные изделия стоит обтесать, гвозди надежно вбить и загнуть. Если используется краска, следует убедиться, что она нетоксична.
Игры с карточками
Один из самых простых и популярных дидактических материалов Монтессори. Для создания карточек своими руками понадобятся листы А4, картон, фломастеры или краски. Те, кто не умеет рисовать, могут распечатать картинки в любой типографии или дома на принтере. Рекомендуется делать рисунки большими и выразительными, обязательно реалистичными, не сказочными. Для увеличения износостойкости картинки приклеиваются на картон и по желанию заклеиваются скотчем.
Какие карточки можно сделать своими руками и как с ними играть?
- С животными. Рекомендуется разделить карточки на группы: дикие, домашние животные, родители и их дети, животные разных континентов, морские обитатели, птицы, грызуны и т. д. Дальше ребенку выдаются резиновые или мягкие фигурки нарисованных экземпляров, которые он должен соотнести с картинкой и правильно расположить. Можно и нужно называть животных и коротко рассказывать о них.
- С фруктами и овощами. Принцип тот же самый. Малышу выдаются карточки с овощами и отдельно с фруктами. Рядом ставится большая миска с продуктами. Ребенок может не только раскладывать их по карточкам, но и щупать, нюхать, пробовать на вкус.
- С цифрами и буквами. Здесь вариаций несколько. На лист с буквами или цифрами можно раскладывать пластмассовые крышки с нарисованными буквами или деревянный, магнитный алфавит. Также буквы можно нанести на фасоль, морские камни, ракушки или вырезать их из цветного картона. Для изучения цифр подойдут счетные палочки, кубики. На картинке изображается число и количество предметов.
Мальчики по карточкам могут изучать марки машин. Также для развития полезно раскладывать геометрические фигуры, предметы быта, например ножницы, часы, нитки, посуду.
Сенсорные коврики
В качестве основы для коврика многие используют ненужные большие полотенца. Но также для этих целей вполне подойдут старые наволочки, куски плотной материи, отрезы ковролина, пенопропиленовые коврики-пазлы. Дальше на основу пришивается (приклеивается) материал, который будет развивать малыша.
Какие коврики можно сделать своими руками?
- С пуговицами. На основу пришиваются разные крупные пуговицы, которые малыш может щупать или даже ходить по ним (профилактика плоскостопия, вальгуса и других ортопедических проблем).
- Коврик-аппликация. Делается по задумке и имеет подвижные, разные на ощупь детали. Например, аппликация на тему день-ночь. Коврик зрительно делят пополам. На одной стороне нашивают солнце из желтой ткани, белые облака, тучку с нитками (дождик). Внизу располагают землю в виде кусочка коричневого ковролина, асфальт-наждачную бумагу. Можно пришить палочку-дерево, любые другие детали. На вторую половину прикрепляются луна, кровать с подушкой и одеялом и т. д.
- Из яиц «Киндер-сюрприз». Очень интересный коврик, где в каждой ячейке малыш может найти что-то новое: вату, мелкие шарики, камушки, опилки, магниты, монеты, пластилин, каштан. Для изготовления такой забавы пластиковые «желтки» протыкаются горячим тонким гвоздем снизу в двух местах, а затем пришиваются вплотную друг к другу. Можно дополнительно соединить их горячим клеем между собой.
Те, кто владеет мастерством вязания, могут коврик связать. Также интересна идея создания коврика из квадратов, которые можно соединять между собой пуговицами или пристегивать молнией.
Сортеры
По убеждению Монтессори, дети сами способны определять актуальную деятельность для саморазвития. Задача педагогов и родителей – предоставить им в свободное владение дидактический материал. Особенно хороши в этом плане различные сортеры и вкладыши, где малышу не нужно указывать на ошибку, он сам способен обнаружить ее.
Итак, что можно сделать своими руками для Монтессори игр?
- Из бутылок и короба. Понадобиться большой невысокий короб и 7 бутылок с разноцветными крышками (можно выкрасить самостоятельно). Сначала сверху на короб наклеиваются разноцветные прямоугольники, а бутылки отрезаются по его высоте. Затем напротив каждого цвета вырезаются отверстия для горлышек бутылок. По задумке ребенок прикручивает крышки, соответствующие приклеенному цвету.
- Из лоскутов ткани. На большой отрез пришиваются прямоугольники и пристрачиваются кармашками, затем на каждый отдел приклеивается аппликация. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры. Дальше малыш раскладывает по кармашкам нужные материалы.
- Из картона. Принцип тот же, что и у вкладыша из ткани, только за основу берется ватман, а прямоугольники вырезаются из картона. Для разделения на кармашки можно использовать скотч, клей, степлер. Внутрь вкладываются плоские фигуры. Например, в один кармашек – круги, во второй – квадраты и т. д.
- Из пищевых контейнеров. Из пластиковых лотков можно изготовить всевозможные сортеры. Например, проделать раскаленным гвоздем фигурные отверстия в виде круга, квадрата, треугольника, узкой полоски. Ребенок сможет складывать в контейнер монеты, шарики, кубики и т. д.
- Из спичечных коробков. Самые простые вкладыши, которые можно сделать за полчаса. Наверх нужно наклеить изображение фигурок, которые ребенок будет складывать внутрь: цифры и соответствующее количество палочек, буквы, цвета, геометрические фигуры.
Игрушки для мелкой моторики и другие
Практически все материалы Монтессори развивают мелкую моторику, повышают концентрацию внимания и тренируют память. Они не делают из ребенка гения, но помогают развиваться естественно и раскрывать весь свой внутренний потенциал.
Какие еще игрушки можно сделать своими руками?
-
- Кубики с буквами. Для обучения чтению можно сшить кубики из ткани, набить их синтепоном и нашить аппликации в виде букв алфавита. Ребенок сможет их не только видеть, но и осязать, проводить по букве пальчиком, а позже составлять слоги и слова.
-
- Ручная игрушка. Для ее изготовления понадобятся гелевые шарики, которые набухают в воде, прозрачный плотный воздушный шар, лента. Набухшие шарики вместе с небольшим количеством воды насыпают в бутылку с узким горлом, затем сверху натягивают воздушный шар, переворачивают и завязывают лентой. Такую игрушку очень приятно мять руками, растягивать в разные стороны.
- Игрушка с прищепками. Из плотного разноцветного картона делаются аппликации в виде зверей или овощей, и рядом размещается коробка с разноцветными прищепками. Ребенок размещает их по цветам или заполняет недостающие места: иголки у ежика, лапки жука, ботва морковки.
- Деревянный куб. Для его изготовления понадобятся доски, пила, лобзик, молоток, щеколда, выключатель, розетка, навесной замок и дверная ручка. Сначала из доски выпиливаются 6 квадратов, на каждую сторону прикрепляются все предметы, а затем собирается развивающий кубик. Конечно, без мужской помощи маме такой кубик сделать будет сложно.
Идеи в картинках
Деревянные Монтессори материалы можно не только сделать своими руками, но и купить. Вот что предлагают магазины:
Кстати, умелым папам не составит труда скопировать идею и воплотить в жизнь.
В заключение стоит отметить: пытаясь воссоздать Монтессори среду дома, важно не переусердствовать. В комнате должно быть несколько зон: отдыха, активности, переодевания, творчества. Главное – это не количество материалов, а воспитание самостоятельности в ребенке. Очень важно, чтобы мебель и предметы вокруг были безопасны и удобны для пользования. Грубо говоря, малыш должен иметь возможность свободно реализовать свои желания, переодеться, взять нужный предмет с полки, а затем убрать. Вот, собственно, и весь секрет методики Марии Монтессори.
Источник