Броненосец береговой обороны
«Адмирал Ушаков»
«Адмирал Ушаков»
1892-1896 (Балтийский завод С-Пб) — 1905 (Цусима)
Первый корабль, названый в честь Ф. Ф. Ушакова (1745-1817).
Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в четырёх войнах, 43 сражениях, не проиграв ни одного.
В военном флоте за броненосцем последовали:
* Лёгкий крейсер Черноморского флота пр. 68-бис типа «Свердлов» 1953-1987 гг.
* Атомный ракетный крейсер Северного флота 1977 г., с 2004 стоящий на консервации.
* Эскадренный миноносец проекта №956, 1993 года постройки на Северном флоте.
В гражданском флоте «Адмиралов Ушаковых» было 18. В т.ч.:
* Балкер 1979-2013 * Два рефрижератора 1942-1981 и 1968-2005 гг. * Сухогруз 1938-1974 годов * 14 малых судов — разъездных катеров, буксиров и т.п. Четыре из них работали в апреле 2021 г.
— Водоизмещение — 4648 т — Длина — 84,8 м — Ширина — 15,9 м — Осадка — 5,2 м — Броня: борт — 203—254 мм; гл. помещения — 152-203 мм; палуба 25—51 мм 2 машины, 4 котла, 5769 л.с. — Скорость — 16 узлов — Дальность — 3400 миль — Экипаж — 21 офицеров, 385 матросов. — Вооружение: 4 × 254-мм орудия, 4 × 120-мм, 26 малокалиберных, 4 надводных ТА. |
«Адмирал Ушаков» — второй из трёх в серии броненосцев береговой обороны (другие — «Адмирал Сенявин» голловной корабль, «Генерал-адмирал Апраксин»). Первые два были практически полностью идентичны, у третьего во избежание перегруза пришлось убрать одно орудие ГК в кормовой башне и уменьшить толщину брони.
Эта тройка оказалась единственной в Российском флоте в своём классе.
Построен на Балтийском заводе в 1892-1893 гг.Введён в эксплуатацию в 1896 году.
Служил на Балтике, не участвуя в дальних походах и боевых операциях.
Первый поход — со 2-й Тихоокеанской эскадрой.
В Цусиме получил столь тяжёлые повреждения, что экипаж затопил корабль.
Погибли 90 человек, остальные были спасены японскими судами и взяты в плен.
По воспоминаниям побывавших тогда в плену моряков, условия содержания были очень гуманными, в отличие от Второй мировой войны.
После освобождения все нижние чины получили Георгиевские кресты, а офицеры — ордена Святого Владимира.
Командир — В. Н. Миклуха, младший брат Н. Н. Миклухо-Маклая. В бою отказался от помощи в пользу матросов и погиб вместе с кораблём.
«Сенявин» и «Апраксин» были захвачены японцами при Цусиме, отремонтированы и введены в строй.
Первый прослужил по назначению до 1918 года, после стал ледоколом, затем — блокшивом и в 1936 году потоплен как мишень.
Второй, также провоевав 1-ю Мировую, стал плавучей казармой, а в 1939-м пошёл на слом.
Броненосец «Адмирал Ушаков»
модель, чертежи
Модель работы Игоря Белоконя г. Новороссийск.
Другой вариант модели — работа мастера с портала karopka.ru
Общий боковой вид и теоретический чертёж. Продольный разрез и вид сверху.
Продольный разрез, спардек, верхняя и жилая палубы броненосца «Адмирал Сенявин». Продольный разрез конструкции корпуса с обозначением водонепроницаемых отсеков.
Общая собирательная схема броненосцев типа «Адмирал Сенявин».
Поперечные сечения по машинному отделению (45 шп.) и мидель шпангоутам, носовой и кормовой (57 шп.) орудийным башням.
Схема орудийной башенной установки главного калибра. Конструктивные различия в отдельных деталях у трёх кораблей серии, общая для всех схема бронирования с указанием толщины брони и план расположения артиллерии.
Схема повреждений броненосца «Адмирал Ушаков», полученных в Цусимском сражении. Реконструкция по воспоминаниям офицеров корабля. Портал Военное обозрение
Броненосец «Генерал-Адмирал Апраксин».
Компоновочная схема — продолный разрез, вид сверху и план верней палубы, планы жилой и нижне палуб. Общий вид, конструкционный чертёж корпуса с разбивкой по водонепроницаемым отсекам, теоретический чертёж. Основные размерения в футах.
Буклет «Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин»
Комплект выкроек журнала «Бумажное моделирование» броненосца «Адмирал Ушаков».
Источник
Корабль ушакова своими руками
Первоначальный вариант этого плана, известного в литературе как промежуточная программа 1890 года, был представлен адмиралом Н.М.Чихачевым и утвержден императором Александром III 24 ноября этого года. Он предусматривал постройку 10 броненосных крейсеров. Однако уже в следующем году возрастание размеров и стоимости броненосных кораблей океанского плавания привело самого автора программы — Н.М.Чихачева — к мысли заменить часть их «малыми» броненосными кораблями, или «прибрежными броненосцами».
В 1892 году, в счет выделенных ассигнований, наряду с кораблями типа Полтава и Сисой Великий в Санкт-Петербурге были заложены броненосцы Адмирал Сенявин и Адмирал Ушаков нормальным водоизмещением по проекту всего по 4126 т. В конце 1893 года, когда выяснились действительные размеры и стоимость всех кораблей программы, и стало ясно, что ограниченные возможности Санкт-Петербургского порта не позволяют своевременно ее выполнить, адмирал Н.М.Чихачев, отказавшись от уже заказанных броненосца типа Сисой Великий и крейсера типа «Рюрик», принял решение о постройке третьего броненосца береговой обороны типа «Адмирал Сенявин». Наверное, энергичный управляющий Морским министерством заручился при этом устным согласием царя и генерал-адмирала. Возможно, что столь вольное исполнение высочайших предначертаний 1890 года обошлось без скандальных последствий только благодаря смене правления в 1894 году, когда место почившего в Бозе Александра III заступил его сын — Николай II. Броненосцы типа «Адмирал Сенявин» проектировались в 1889—1891 годах в Морском техническом комитете (МТК) под руководством известного кораблестроителя Э.Е.Гуляева. Во время постройки первых двух кораблей на стапелях (1892—1894) практические чертежи составлялись старшим судостроителем П.П.Михайловым и старшим помощником судостроителя Д.В. Скворцовым, При этом в первоначальный проект были внесены существенные изменения. Поэтому Михайлова и Скворцова можно считать «соавторами» Гуляева в проектировании кораблей. Свою лепту в это дело внесли и английские фирмы «Моделей, сыновья и Фильд» и «Хамфрис Теннант и К°» (поставщики главных механизмов), артиллеристы МТК, главным образом С.О.Макаров и А.Ф. Бринк (выбор и проектирование крупных орудий), а также Путиловский завод — поставщик башенных установок с гидравлическим приводом. В результате и по составу вооружения, и по внешнему виду броненосцы значительно отличались от первоначального проекта, а по конструкции главных машин (и высоте дымовых труб) различались и между собой.
По тактико-техническим элементам броненосцы типа «Адмирал Сенявин» не только не уступали кораблям своего класса в германском, датском и шведском флотах (на 1899 год), но и имели ряд преимуществ, обусловленных сравнительно выгодным сочетанием калибра главной артиллерии, системы ее размещения и защиты. В условиях Балтики броненосцы «Адмирал Сенявин» вполне удовлетворяля своему назначению, а их вступление в строй имело особое значение в связи с необходимостью освоения башенных электрических приводов, принятых уже для будущих эскадренных броненосцев.
Адмирал Ушаков 1896/1905
Заложен 16 июня 1992 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 27 октября 1893 года. Вступил в строй в 1896 году. Во время русско-японской войны броненосец вошел в состав отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова, направляющегося на усиление уже находившейся в пути 2-й Тихоокеанской эскадры. Корабль участвовал в Цусимcкий пролив. В результате полученных в дневном бою повреждений «Адмирал Ушаков» отстал от эскадры, и его командир капитан 1 ранга В. Н. Миклуха-Маклай решил самостоятельно прорываться во Владивосток. На следующий день японские крейсеры «Ивате» и «Якумо» настигли броненосец, и тяжело повредили его. Командир принял решение затопить корабль.
Водоизмещение:
проектное 4125 тонн
нормальное фактическое 4648 тонн.
Размеры: 86,4/84,8/81,9 х 15,9 х 5,2 (5,7-6,1).
Механизмы: 4 цилиндрических котла, 2 вала ГТР, 4250 л. с. = 16 уз./на испытаниях: 5769 л.с.=16,1 уз.
Запас угля: 7214/400 тонн; дальность: 3400 (9 уз. ) при 550 тоннах угля.
Броня (гарвеевская):
пояс по ВЛ (53 х 2,13) -203-254 (127)-203, носовой траверз — 203,
кормовой — 152,
башни — 178,
барбеты — 152,
рубка — 178,
ГП — 25 (над поясом) — 51 (в оконечностях).
Вооружение:
4 (2х2) -254/45;
4 -120/45,
6 — 47/43,
18 -37/23,
2 — 64/19 (десантные),
4 надводных 381-MM ТА.
Экипаж: 21/385
В 1905 году — 21/422-424
Источник
«Наши благодаря богу такого перцу задали, что любо». Разгром турецкого флота в сражении у мыса Тендра
230 лет назад русская эскадра под командованием Ушакова разгромила турецкий флот у мыса Тендра. Эта победа сорвала блокаду турками русской Дунайской флотилии и создала условия для победы русских вооруженных сил на Дунае.
Общая ситуация
В 1787 году Турция начала войну с Россией с целью взять реванш за прежние поражения, вернуть свои позиции в Северном Причерноморье, восстановить Крымское ханство и уничтожить быстро создаваемый русскими Черноморский флот. Турецкие планы поддерживали Франция и Англия, которые хотели отбросить русских от моря, выгнать их в глубь континента.
В начале войны турки на суше не имели превосходства над русской армией. Однако имели большое превосходство на море. Русские военно-морские базы и кораблестроительная, ремонтная отрасли были в процессе создания. Материальное снабжение флота только налаживалось. Так, в начале войны турки имели 20 линейных кораблей, а мы – 4. По количеству малых и вспомогательных судов противник имел превосходство в 3-4 раза. Также новые русские корабли уступали качественно: в артиллерийском вооружении (турки имели больше крупнокалиберной артиллерии), в скорости хода. То есть у турок было больше кораблей, людей и пушек. Турки имели довольно опытных флотоводцев.
В начале войны командование Черноморским флотом было неудовлетворительным. Адмиралы Н. С. Мордвинов и М. И. Войнович имели хорошие связи при царском дворе, но были плохими флотоводцами. Эти адмиралы отличались нерешительностью, пассивностью, боялись боя с превосходящими силами врага. Они придерживались линейной тактики, по которой слабый русский корабельный флот не мог сам атаковать мощный турецкий флот. Однако в это же время выдвинулся решительный и талантливый флотоводец – Фёдор Фёдорович Ушаков. Он выдвинулся благодаря упорному труду и своим высоким способностям. Главнокомандующий русскими вооруженными силами в Северном Причерноморье Г. Потёмкин сумел увидеть в Ушакове великого человека и оказал ему покровительство.
Первые победы
Несмотря на свою сравнительную слабость, уже в самом начале войны русские на море смогли дать врагу сильный отпор. Лиманская гребная флотилия в 1787-1788 гг. успешно отразила все атаки вражеского флота. Османы потеряли много кораблей. Турецкое командование не смогло использовать своё превосходство в крупных кораблях с мощным вооружением, так как на Лимане преимущество имели маневренные малые гребные суда. Пока в Днепровско-Бугском лимане шли упорные бои, корабельная Севастопольская эскадра бездействовала. Её командующий Войнович боялся решительного сражения с противником. Нерешительный адмирал постоянно находил причины не выводить корабли в море.
После решительных требований Потёмкина корабли Войновича в июне 1788 года вышли в море. В начале июля эскадра Войновича встретила вражеский флот под командованием Гассан-паши около острова Фидиниси. Османы имели полное превосходство: 2 русских линейных корабля против 17 вражеских (в других кораблях было примерное равенство сил), 550 русских пушек свыше 1500 турецких. Войнович испугался и самоустранился от ведения боя. Севастопольскую эскадру возглавил бригадир Ушаков. Он атаковал и заставил противника отступить. Это была первая победа Черноморского корабельного флота. Теперь ситуация на море в корне изменилась. Турецкий флот утратил господство на Чёрном море. Османское командование после Фидониси почти на два года отдало инициативу на море русским и не предпринимало походов.
Весной 1790 года Ушакова назначили командующим Черноморским флотом. Он активно готовил корабли и экипажи к боевым действиям. Турция строила новые корабли и отказывалась заключить мир. Константинополь рассчитывал, что Россия ослаблена войной со шведами (1788-1790 гг.), поэтому есть возможность успешно завершить конфликт в Причерноморье. Это привело к затягиванию русско-турецкой войны. Османское командование собиралось провести ряд наступательных операций в ходе кампании 1790 года. Высадить десанты на Кавказе и в Крыму, поднять восстание крымских татар. В июле 1790 года Ушаков решительной атакой разбил турецкий флот под началом Гуссейн-паши в районе Керченского пролива (Поражение турецкого флота в Керченском сражении). Тем самым русский флотоводец сорвал планы противника по высадке войск в Крыму.
Победа у Тендры
В Константинополе не оставили планов по проведению Крымской операции. Повреждённые корабли были отремонтированы, и 21 августа 1790 года основная часть турецкого флота находилась между Хаджибеем (Одесса) и мысом Тендра. Гуссейн-паша имел под своим началом 45 вымпелов (1400 орудий), включая 14 линейных кораблей и 8 фрегатов. Турецкий флот в этом районе сдерживал активность Лиманской флотилии и угрожал приморскому флангу нашей армии. 25 августа Ушаков вывел в море свою эскадру: 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов. На их вооружении было около 830 орудий.
Утром 28 августа (8 сентября) 1790 года русские корабли были у мыса Тендра и обнаружили противника. Русский адмирал приказал идти на сближение с турками. Для османского командования это стало полной неожиданностью. Турки надеялись, что русские корабли стоят в Севастополе. Завидев неприятеля, турецкие матросы стали спешно обрубать якоря (чтобы выиграть время), ставить паруса и уходить к устью Дуная. Наши корабли преследовали врага. Турецкий авангард во главе с флагманом, имея преимущество в ходе, ушёл вперёд, опередив остальную часть своего флота. Опасаясь, что отставшие корабли будут настигнуты «неверными», прижаты к берегу и уничтожены либо пленены, Гуссейн-паша был вынужден сделать поворот. Пока противник производил перестроение, наши корабли построились в боевую линию. В неё вошли корабли и часть фрегатов. Три фрегата остались в резерве.
В 3 часа дня оба флота шли параллельно друг другу. Ушаков стал сокращать дистанцию. Русские корабли имели меньше дальнобойных орудий, поэтому русский флотоводец стремился максимально сблизиться с врагом, чтобы использовать всю корабельную артиллерию. Также Фёдор Фёдорович стремился сосредоточить огонь на вражеских флагманах. Он писал: «Флот наш гнал неприятеля подо всеми парусами и бил его беспрестанно». В итоге турецкие флагманы сильно пострадали. Несколько часов продолжалась перестрелка и погоня. В темноте турецкие корабли, пользуясь преимуществом в скорости, скрылись. Османы шли без огней и меняли курс, чтобы оторваться от русских. Так им удалось сбежать в ходе Керченского сражения.
Однако в этот раз им не повезло. Утром 29 августа (9 сентября) русские снова обнаружили врага. Турецкий флот во время бегства был рассеян на большом пространстве. Османы были деморализованы и не решились дать бой. Турецкий адмирал дал сигнал на соединение и отход. Противник пытался уйти к Босфору. Часть турецких кораблей имела сильные повреждения, поэтому утратила преимущество в скорости и заметно отстала от главных сил. В 10 часов русский корабль «Андрей» нагнал турецкий младший флагман — 80-пушечный корабль «Капудания». Это был корабль Саид-бея. За «Андреем» подошли корабли «Георгий» и «Преображение». Вражеский флагман окружили и обстреляли. Османы упорно отбивались. Тогда русский флагман «Рождество Христово» подошёл к «Капудании» на расстоянии пистолетного выстрела (30 саженей) и «в малейшее время нанёс ему наижесточайшее поражение». Турецкий корабль горел и потерял все мачты. Турки капитулировали. В плен взяли адмирала Саид-бея, капитана корабля Мехмета и 17 штабных офицеров. Корабль спасти не удалось, он взорвался.
В это же время другие русские корабли нагнали и заставили сдаться 66-пушечный корабль «Мелеки-Багари». Позднее его отремонтировали и ввели в состав русского флота под названием «Иоанн Предтеча». Также было захвачено несколько небольших судов. По пути к Босфору из-за повреждений затонул ещё один 74-пушечный линейный корабль османов и несколько малых судов.
Эскадра Ушакова одержала полную победу над противником. Враг бежал и потерял три линейных корабля. Османы были разбиты и деморализованы, потеряли, по разным оценкам, от 2 до 5 тыс. человек (около 700 человек попали в плен). Турецкие корабли были переполнены: из-за постоянного бегства людей набирали избыточные экипажи (плюс солдаты). Русские потери были минимальны: 46 человек убитыми и ранеными.
Русский флот захватил инициативу на море. Значительная часть Чёрного моря была очищена от врага. Лиманская флотилия смогла оказать помощь сухопутным силам, которые взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи и Измаил. Ушаков продемонстрировал в бою решительную маневренную тактику. Светлейший князь Григорий Потемкин выражал восторг от победы Ушакова и писал: «Наши благодаря богу такого перцу задали, что любо. Спасибо Федору Федоровичу». Русский флотоводец был награждён орденом Св. Георгия 2-й степени.
Источник