- Новая версия контроллера (балластного регулятора напряжения) для ветрогенератора
- Контроллер на реле ВАЗ, с управлением по плюсу
- Твёрдотельное реле вместо транзистора
- Как я построил ветряной генератор. Часть 5. Контроллер заряда — схема
- Контроллер для ветрогенератора
- Принцип действия
- Основные характеристики
- Контроллер для ветрогенератора и солнечных панелей
- Контроллер своими руками (схема)
- Средние цены
- Где купить
- Плюсы и минусы
Новая версия контроллера (балластного регулятора напряжения) для ветрогенератора
В прошлых статьях я уже описывал схему изготовления контроллера для ветрогенератора на основе автомобильного реле-регулятора (РР). Также в тех статьях есть фото и видео работы этого балластного регулятора. Принцип работы очень простой, реле-регулятор автомобильный при 14.2 вольта отключает щетку генератора и он перестаёт заряжать аккумулятор в автомобиле и таким образом АКБ не перезаряжается. А для работы с ветрогенератором сигнал от РР используется для включения дополнительной нагрузки к АКБ, которая сжигает лишнюю энергию и не даёт напряжению выросли выше 14.2 вольта.
В оригинальной схеме балласт подключается с помощью транзистора. Реле-регулятор подключается к АКБ и пока напряжение ниже 14.2 вольта, то РР подаёт минусовое напряжение не затвор транзистора и он закрыт. А как только напряжение на АКБ достигнет 14.2 вольта, то РР отключает минус и транзистор открывается, и через него идет ток на балласт. При этом РР работает очень быстро и держит напряжение 14.2 вольта, оно несколько раз в секунду открывает и закрывает транзистор обеспечивая плавный отбор лишней мощности. И собственно по этому нельзя в этой схеме использовать обычное контактное реле, оно просто не выдержит частоту включения-выключения 10. 100Гц, будет сильно дребезжать контактами пока они не отгорят.
Сама схема выглядит вот так (ниже рисунок) дополнительное описание — Балластный регулятор для ветрогенератора схема и описание
Если у вас нет реле-регулятора с управлением по минусу то можно сделать балластный контроллер на основе реле генератора ВАЗ, и других автомобилей где реле отключает плюсовую щётку генератора и об этом далее.
Контроллер на реле ВАЗ, с управлением по плюсу
Ниже рисунок со схемой балластного контроллера с реле генератора ВАЗ. Так как выход реле на щётку плюсовой, то есть она отключает плюс, а не минус как реле ГАЗ, то нужно ставить два транзистора.
Когда напряжение ниже 14.2В то плюсовое напряжение подаётся на контакт «Ш», оно подаётся на затвор первого транзистора и он открывается (резистор затвора на минус подключается). Далее этот транзистор подаёт через себя минус (исток-сток) на затвор второго транзистора, и тот минусом закрывается, и через себя не пропускает минус на балласт.
А когда напряжение поднимается выше 14.2В то плюс пропадает с выхода реле регулятора. Первый транзистор закрывается разряжая затвор через резистор на минус. И на затвор второго транзистора перестаёт поступать минус, и он открывается заряжается затвор через резистор от плюса. И он на балласт подаёт минус, балласт включается. Ниже рисунок схемы на двух транзисторах и реле ВАЗ.
Из минусов такой схемы это некоторая сложность с подключением транзистора, хотя куда ещё проще, но всё-таки многие не могут и у них не получается. А так-же бывает что транзисторы сгорают, не понятно из-за чего, но такое случалось не только у меня. Вдаваться в описание возможных причин не будем, в общем я нашёл другой выход, и об этом далее.
Твёрдотельное реле вместо транзистора
Транзистор в схеме, которая выше я заменил на твёрдотельное реле и всё стало гораздо проще и надёжнее. Теперь для сборки самого контроллера надо приобрести всего две детали, ну ещё маленькую светодиодную лампочку и балласт. Принципиально схема выглядит вот так (ниже рисунок).
Для изготовления понадобятся:
1. Реле-регулятор любой с управлением по плюсу, это регуляторы ВАЗ например
2. Твёрдотельное реле на постоянный ток
3. Резистор или светодиодную лампочку маломощную
4. Балласт, в качестве которого лампочки или большой резистор
Ветрогенератор подключается напрямую на аккумулятор и с балластным контроллером никак не связан. А сам контроллер подключается тоже к аккумулятору, но с ветряком никак не связан, он просто отслеживает напряжение аккумулятора и при превышении 14.2 вольта включает балласт чтобы остановить рост напряжения и сжечь лишнюю энергию. Поэтому не важно что заряжает аккумулятор, это может быть ветрогенератор, солнечные батареи, или зарядное устройство, контроллер всё равно будет включать балласт при превышении 14.2 вольта. Таким образом можно излишки энергии использовать даже с солнечных батарей, и эти излишки можно пустить на подогрев воды заменив лампочки на водонагревательный ТЭН.
И если говорить о работе самого контроллера, то балласт он включает не резко, а мягко, импульсами, отбирая только лишнюю энергию. Ветрогенератор при этом не получает удары мощной нагрузкой, как это бывает с другими контроллерами. Контроллеры с мощными балластами обычно полностью подключают нагрузку и происходит резкий удар по ветряку, и он начинает замедляться и пока напряжение АКБ не просядет до заданного гистерезиса ветряк будет нагружен мощной нагрузкой и останавливается. И когда акб заряжены то ветряк может получать несколько таких ударов балласта, от этого нагрузки большие на лопасти и подшипники, обмотку генератора. Так-же есть контроллеры, которые просто тормозят генератор при превышении напряжения, и они тоже резко включают торможение практически замыкая генератор, что тоже очень плохо. А этот балластный регулятор работает как ШИМ(PWM) контроллер мягко скидывая только излишки на балласт, только здесь импульсный принцип работы.
Кстати потребление контроллера совсем небольшое, порядка 20мА, и реле твёрдотельное включается только во время скидывания лишней энергии и в отличие от контактных реле потребляет всего 15мА.
Для наглядности работы данной схемы контроллера я записал небольшое видео. На видео реальная работа контроллера с реальным ветрогенератором. Правда в в день съёмки ветерок был совсем небольшой, поэтому чтобы было видно как происходит сброс лишней энергии я отключил две из трёх лампочек балласта, чтобы было видно по яркости свечения лампочки.
На этом всё, всем удачи в повторении подобной конструкции балластного регулятора для ветряка. Ниже несколько фото этого контроллера.
Дополнительная информация по схеме и описания работы в других статьях:
Источник
Как я построил ветряной генератор. Часть 5. Контроллер заряда — схема
Продолжение
Начало читайте здесь:
Часть 1. Выбор электромотора
Часть 2. Изготовление ветроколеса
Часть 3. Изготовление флюгера и окончательная сборка
Часть 4. Контроллер заряда — поиск решения
Генератор турбины подключается к контроллеру. От контроллера идут провода к аккумулятору. Туда же подключается и нагрузка. Если напряжение на аккумуляторе падает ниже 11.9 В, контроллер подключает генератор к аккумулятору, и последний начинает заряжаться. Если напряжение аккумулятора достигает 14 В, контроллер подключает к нему дополнительную нагрузку. Оба пороговых напряжения, 11.9 В и 14 В, можно изменять подстроечными резисторами. Интересуясь в Интернете, какими же должны быть эти пороги для свинцовых аккумуляторов, я обнаружил некоторые расхождения у различных авторов. Для своей схемы я взял усредненные значения.
При напряжении аккумулятора между 11.9 В и 14 В, контроллер может переключать систему между зарядом и отдачей тока в нагрузку. Пара кнопок позволяет мне делать эти переключения в любое время, независимо от контроллера. Очень удобно при наладке устройства.
Желтый светодиод зажигается во время зарядки аккумулятора. Когда аккумулятор заряжен, и избыточная мощность отводится в дополнительную нагрузку, загорается зеленый светодиод. Таким образом, я имею минимальную обратную связь, позволяющую понять, что происходит в системе. Кроме того, с помощью мультиметра я могу измерять напряжения в любых точках. Все это не очень удобно.
Как только у меня дойдут руки до того, чтобы упаковать конструкцию в подходящий корпус, я непременно добавлю вольтметр и амперметр, возможно, от автомобильного приборного щитка.
Я использовал свою собранную на листе фанеры схему, что бы с помощью внешнего источника питания имитировать различные режимы заряда и разряда аккумулятора, и настроить контроллер. Устанавливая напряжение 11.9 В, а затем 14 В, я выставил подстроечными резисторами требуемые пороги. Сделать это следовало до отъезда, так как заниматься настройкой в поле никакой возможности у меня не было бы.
Доработка
Исследовав подробнее правила заряда свинцовых аккумуляторов, верхний порог я установил равным 14.8 В. Кроме того, от брата мне достались герметичные свинцовые аккумуляторы, которыми я и заменил обычные, использовавшиеся первоначально.
Важно !
Я понял, что в первую очередь, надо подключать к контроллеру аккумулятор, и только потом ветрогенератор или солнечную батарею. Если генератор подключить первым, волны напряжения не будут сглаживаться аккумулятором, контроллер будет работать неправильно, реле хаотически переключаться, а броски напряжения, в конце концов, приведут к выходу из строя микросхем. Короче, всегда подключайте аккумуляторную батарею первой, а ветрогенератор вслед за ней. И наоборот, разбирая систему, убедитесь в первую очередь, что генератор отключен. Батарею отключайте последней.
Наконец, представлю вам принципиальную схему. Она лишь немного отличается от прототипа, ссылку на который я приводил выше. Как я говорил раньше, некоторые детали я заменил на те, которые уже были у меня, чтобы не тратиться на покупку новых. Советую вам поступать также. Совершенно не обязательно повторять схему один в один.
Перевод текстов на рисунке
Note: IC3c & IC3d are unused.
Ground their inputs and leave
the outputs unconnected.
Замечание: C3c и IC3d не используются.
Заземлите их входы,
а выходы оставьте свободными.
IC1 LM7808 +8V Voltage Regulator
IC1 LM7808 стабилизатор напряжения +8 В
IC2 LM1458 Dual operational amplifier
IC2 LM1458 сдвоенный операционный усилитель
IC3 4001 Quad 2-input NOR Gate
IC3 CD4001 4 логических элемента «2И-НЕ»
Q1 IRF540 MOSFET
D1-3 Blocking diodes rated for the maximum current each source could produce
D1…D3 блокировочные диоды, рассчитанные на максимальный ток подключаемых источников
LED1 Yellow LED
LED1 желтый светодиод
LED2 зеленый светодиод
F1 Fuse rated at total expected current all sources combined will produce
F1 предохранитель, рассчитанный на максимальный суммарный ток всех подключаемых источников
F2 1 Amp Fuse for controller electronics
F2 предохранитель 1 А в шине питания электроники контроллера
RLY1 40 Amp SPDT automotive relay
RLY1 автомобильное реле на коммутируемый ток 40 А
PB1-2 Momentary contact NO pushbuttons
PB1-2 кнопки без фиксации
All resistors are % Watt 10%
Все резисторы ¼ Вт 10%
Test Point A should read 7.4V
Контрольная точка A. Напряжение в точке 7.4 В
Test Point B should read 5.95V
Контрольная точка B. Напряжение в точке 5.95 В
Наконец, проект завершен. До моего отъезда осталась всего неделя. Пролетела она быстро. Я разобрал турбину и тщательно упаковал все детали и инструменты, необходимые, чтобы собрать турбину после поездки через всю страну. Погрузив все в машину, я во второй раз поехал на свой участок в Аризоне, на этот раз с надеждой, что хоть какое-то электричество у меня там будет.
Продолжение читайте здесь
Перевод: AlexAAN по заказу РадиоЛоцман
Источник
Контроллер для ветрогенератора
Пост опубликован: 15 ноября, 2017
Контроллер – это электронное устройство, отвечающее за преобразование переменного напряжения, вырабатываемого генератором в постоянное, и контроль заряда аккумуляторных батарей. Наличие контроллера в схеме работы ветровой установки позволяет осуществлять работу ветрового генератора в автоматическом режиме вне зависимости от внешних факторов (скорость ветра, погодные условия и т.д.).
Принцип действия
Для различных типов ветровых генераторов используют различные виды и конструкции контроллеров, но основные принципы работы подобных устройств, можно разделить на два типа, это:
- Для ветровых установок относительно не большой мощности: при достижении напряжения на клеммах аккумуляторных батарей выше 15,0 В, контроллер перемыкает обмотки генератора, что приводит к остановке вращения лопастей ветровой установки. При снижении напряжения до 13,5 В, контроллер дает команду на разблокировку обмоток, и установка начинает работать в нормальном режиме.
- Для мощных ветровых установок – в комплекте с электронным блоком контроллера монтируется балластный резистор с большим сопротивлением. При достижении напряжения на клеммах аккумуляторов в 14,0 – 15,0 В, контроллер не отключает ветровую установку, а «лишнюю» энергию сжигает на балластном сопротивлении. В качестве балласта могут быть использованы нагревательные элементы (ТЭНы), служащие для нагрева воды в системах горячего водоснабжения или отопления зданий и сооружений.
Основные характеристики
При выборе контроллера, используемого в схемах ветровых генераторов, необходимо изучить технические характеристики данного электронного устройства.
Основными характеристиками, которые указывает производитель, служащими критериями выбора подобных устройств, являются:
- Номинальное напряжение, измеряемое в Вольтах;
- Рабочая мощность, измеряемая в Ваттах;
- Максимальная мощность, измеряемая в Ваттах;
- Максимальный ток, измеряемый в Амперах;
- Сброс балластной энергии (что может быть использовано);
- Условия эксплуатации (рабочая температура, влажность, высота над уровнем моря);
- Способность к дистанционной передаче данных о работе ветровой установки;
- Габаритные размеры;
- Вес устройства.
В настоящее время отечественные и зарубежные компании, специализирующиеся на производстве альтернативных источников энергии, а также их комплектующих, выпускают несколько видов контроллеров, успешно работающих в ветровых установках, это:
- PWM (ШИМ) контроллеры – устройства с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ). В аппаратах данного вида осуществляется процесс управления мощностью, путём изменения импульсов, при постоянной частоте.
Достоинствами данного вида являются:
- Относительно не большие габаритные размеры, в сравнении с аналогами;
- Способность к быстродействию в процессе работы;
- Надежность конструкции.
- МРРТ контроллеры – как правило используются в солнечных установках, но могут применяться и в комплекте с ветровыми генераторами. Основой работы устройств данного вида является способность определять точку максимальной мощности, которая характеризуется напряжением и силой тока в конкретный момент времени.
Достоинствами данного вида являются:
- Являются наиболее эффективными устройствами, в сравнении с аналогами.
Основной недостаток – более высокая стоимость.
Контроллер для ветрогенератора и солнечных панелей
Для работы с ветровым генератором можно использовать контроллер, изначально предназначенный для работы с солнечной электростанцией, главным условием для этого, является наличие возможности, у конкретной модели, выполнить настройку «выхода» (load).
Ветровой генератор подключается на вход используемого контроллера, единственное, что необходимо сделать, это установить диодный мост, для преобразования переменного напряжения, вырабатываемого генератором в постоянное, на котором осуществляется работа аккумуляторных батарей.
В контроллерах, используемых в солнечных электростанциях, отсутствует диодный мост на входной группе, т.к. солнечные батареи производят постоянный электрический ток.
Аккумуляторные батареи подключаются в соответствие со схемой используемого контроллера, а на «выход» подключается балластное сопротивление, в качестве которого может быть использована любая нагрузка, единственное условие при этом – мощность нагрузки должна соответствовать мощности генератора.
После того, как контроллер включен по выше обозначенной схеме, необходимо выполнить настройки режимов работы, задающие пороги отключения и включения балласта.
Контроллер своими руками (схема)
Зная основы электротехники и умея работать паяльников, можно изготовить контроллер ветровой установки самостоятельно.
В настоящее время есть возможность найти различные схемы подобных устройств различных видов, мощности и прочих технических характеристик, для этого достаточно зайти в сеть интернет и обраться к поиску по требуемому заданию или найти техническую литературу в специализированных магазинах и издательствах.
Один из вариантов схемы контроллера и включение его в схему работы ветрогенератора, приведен ниже:
Данная схема отличается простотой, но способна обеспечить работу ветровой установки в автоматическом режиме.
Средние цены
Как правило контроллер для ветровой установки изготавливается компанией, производящей ветровые генераторы и поставляется комплектно с прочим оборудование. Однако, по ряду причин, иногда появляется потребность приобрести данный прибор отдельно от основного комплекта. В этом случае необходимо выбрать устройство в соответствии с техническими характеристиками системы и бренда производителя, который является предпочтительнее для каждого индивидуального пользователя.
На рынке данного оборудования представлены следующие, наиболее популярные модели:
Технические характеристики:
- Мощность — 0.2 кВт;
- Максимальная входная мощность – 0,3 кВт;
- Напряжение постоянного тока – 12,0 В;
- Технология – PWM;
- Назначение – универсальное (ветрогенератор/солнечная батарея).
Стоимость устройства – от 9000,00 рублей.
- Мощность — 0.4 кВт;
- Максимальная входная мощность – 0,6 кВт;
- Напряжение постоянного тока – 12,0 В;
- Технология – PWM;
- Назначение – универсальное (ветрогенератор/солнечная батарея).
Стоимость устройства – от 12000,00 рублей.
- Мощность — 1.0 кВт;
- Максимальная входная мощность – 2,0 кВт;
- Напряжение постоянного тока – 24,0 В;
- Технология – PWM;
- Назначение – универсальное (ветрогенератор/солнечная батарея).
Стоимость устройства – от 22000,00 рублей.
- «Exmork ZKJ-B 1.5 KW-48 Vdc», производство Россия.
- Мощность — 1.5 кВт;
- Максимальная входная мощность – 2,0 кВт;
- Напряжение постоянного тока – 48,0 В;
- Технология – PWM;
- Внешний блок – ТЭНы;
- Температура эксплуатации — -30,0 — +65,0 ℃;
- Габаритные размеры – 430х340х220 мм;
- Габаритные размеры внешнего блока ТЭНов – 360х330х200 мм;
- Вес контроллера – 9,0 кг;
- Вес блока внешних ТЭНов – 5,0 кг.
Стоимость устройства – от 27000,00 рублей.
- «Exmork ZKJ-B 2KW-24 Vdc», производство Россия.
- Мощность — 2.0 кВт;
- Максимальная входная мощность – 2,5 кВт;
- Напряжение постоянного тока – 24,0 В;
- Технология – PWM;
- Внешний блок – ТЭНы;
- Температура эксплуатации — -30,0 — +40,0 ℃;
- Габаритные размеры – 590х490х315 мм;
- Габаритные размеры внешнего блока ТЭНов – 490х460х310 мм;
- Вес контроллера – 23,0 кг;
- Вес блока внешних ТЭНов – 15,5 кг.
Стоимость устройства – от 46000,00 рублей.
- «Exmork ZKJ-B 5KW-48Vdc», производство Россия.
- Мощность — 5.0 кВт;
- Максимальная входная мощность – 5,5 кВт;
- Напряжение постоянного тока – 48,0 В;
- Технология – PWM;
- Внешний блок – ТЭНы;
- Температура эксплуатации — -30,0 — +40,0 ℃;
- Габаритные размеры – 590х490х315 мм;
- Габаритные размеры внешнего блока ТЭНов – 490х460х310 мм;
- Вес контроллера – 43,0 кг;
- Вес блока внешних ТЭНов – 17,0 кг.
Стоимость устройства – от 89000,00 рублей.
Где купить
При необходимости приобрести контроллер для находящейся в эксплуатации ветровой установки, лучше всего обратиться к предприятию ее изготовившую или дилерам этой организации. Это поможет избежать ошибок при подключение приобретаемого устройства и позволит избежать лишних финансовых затрат, т.к. компании стараются поддерживать своих клиентов, создавая себе положительный имидж и нарабатывая клиентскую базу.
При желании купить более дешевый аппарат, можно обратиться к сети интернет, где представлено достаточное количество подобных изделий китайского производства. Кроме этого, в сети можно ознакомиться с характеристиками предлагаемых к реализации контроллеров различных брендов и компаний производителей из различных стран.
Плюсы и минусы
Наличие дополнительных устройств, в схеме работы ветровых установок, позволяет улучшить параметры получаемой электрической энергии.
Контроллеру, как элементу подобной схемы, присущи следующие достоинства:
- Позволяет осуществлять работу ветровой установки в автоматическом режиме.
- Использование контроллера, продлевает сроки эксплуатации аккумуляторных батарей, обеспечивая, для них, безопасные режимы работы.
- Способность наиболее полного использования вырабатываемой ветровым генератором энергии – нагрев ТЭНов, или иной нагрузки, в моменты, когда аккумуляторы полностью заряжены.
- Улучшаются условия эксплуатации ветровой установки (легкий запуск при слабом ветре и т.д.).
К недостаткам контроллера, установленного в схему работы ветрового генератора, можно отнести увеличение стоимости комплекта оборудования, а также вероятность поломки ветровой установки, работающей в автоматическом режиме, в случае выхода их строя данного элемента схемы управления.
Вероятно, Вам также понравятся следующие материалы:Самодельный ветрогенератор
Спасибо, что дочитали до конца! Не забывайте подписываться на канал, Если статья Вам понравилась!
Делитесь с друзьями, оставляйте ваши комментарии
Добавляйтесь в нашу группу в ВК:
и предлагайте темы для обсуждений, вместе будет интереснее.
Источник