Контроллер дальнего света своими руками

ДХО — дневные ходовые огни

По правилам дорожного движения автомобили при движении должны в светлое время суток включать дневные ходовые огни, или сокращенно ДХО. Здесь мы и разберем как реализовать подключение, и расскажем какие ДХО лучше и удобнее.

Каковы правила установки и подключения ДХО

Согласно ГОСТ-ам указанными выше:

  • установка фар в количестве двух штук;
  • площадь одной фары должно быть не менее 40 см2;
  • сила света в пределах 400 — 800 кд;
  • цвет излучаемый ДХО — белый;
  • правильная установка ходовых огней указана на рисунке ниже.

Как получить разрешение на реконструкцию

По поводу выдачи разрешения на установку ходовых огней, скорее всего вам откажут. Человек потратил 2 года и 8 тысяч рублей, и так и не добился результата. хотя он собрал все документы, устанавил ДХО в специализированном сервисе. И в итоге ему ответили:

Мы не можем выдать вам разрешение. Вы первый кто решил официально установить ДХО. Подобных заключений мы ни разу не выдавали. Эдакий — пилотный проект. Мы не уверены что если выдадим Вам разрешение — нам потом сверху за это ничего не сделают. Сегодня Вам разрешим — а завтра толпы сюда потянутся с тем же. Ездите так — Вас ведь не останавливают за них? Ну вот и чудненько! Может быть когда нибудь придет время и Вы станете первопроходцем!…

В итоге получается, что можно устанавливать ходовые огни без разрешения органов, и спокойно ездить. Но неизвестно сколько это продлится. И не издадут ли указ по оформлению ДХО, как это было с фаркопами, ведь у нас так любят «обуть» и без того бедных россиян.

Бюджетные способы реализации дневных фонарей

  • ток нагрузки на генератор меньше в четыре раза
  • экономия топлива
  • лампы дальнего света в таком режиме не перегорают
  • свет мягче, и лучше воспринимается встречными, чем ближний свет
  • не нужно устанавливать дополнительно фары ходовых огней

ДХО в дальний в пол накала на контроллере

В интернете много схем и устройств ДХО дальний свет в полнакала на 12 вольт, а на 24 вольта мало, и в основном они сложные. Ниже рассмотрим контроллер дхо дальний в полнакала, будут предоставлены схемы на 12 и 24 вольта. А управлять будет недорогой и доступный конроллер Attiny13A.

Плюс ы ДХО:

  1. Вам не надо постоянно думать о том, что вы не забыли, и включили свет при движении автомобиля. Он включается автоматически.
  2. После поездки вам не надо думать о выключении света, это за вас сделает блок ДХО.
  3. Лампы включаются плавно, и не на всю мощность, а это экономия электричества, снижение нагрузки на генератор в пять раз, а значит экономия топлива.
  4. Лампы будут служить намного дольше.
  5. При выключенном зажигании блок ДХО не потребляет энергии, блок отключен.

Принцип работы:

  • При включении зажигания питание поступает на схему ДХО.
  • Контроллер даёт задержку 10 секунд.
  • Контроллер ждет, пока состояние на порту PB3 не будет присутствовать ноль. По простому — контроллер будет проверять выключены ли габариты. Если выключены, то идёт дальше. Если нет, ждёт выключения.
  • Проверяется состояние входа контроллера порта PB4. То есть ждёт пока не появится единица. По простому — этот порт подключён к ручнику и он контролирует состояние ручного тормоза. Ручник опустили, на порту PB4 появилась единица
  • Габариты выключены и машину сняли с ручного тормоза, только тогда фары дальнего света начинают плавно разгораться.
  • Плавно выключаются ДХО при включении габаритных огней или постановки автомобиля на стояночный тормоз.

Регулировка.

По умолчанию блок настроен на 30%.

Настройка яркости свечения ДХО производится с помощью кнопки расположенной на плате, и записывается в энергонезависимую память.

Что бы перейти в режим настройки, надо нажать на кнопку регулировки и удерживать, пока не моргнут фары два раза. Мы перешли в режим регулировки. При каждом нажатии на кнопку будет ступенчато менять яркость фар дальнего света, пока не дойдёт до максимального.

Читайте также:  Плетение подвесного кресла своими руками пошаговая схема

Следующее нажатие — фары потухнут, и нажимая далее фары с каждым разом будут гореть ярче. Если вы достигли нужной яркости, надо записать новые настройки в память, иначе после перезагрузки контроллер установит старые настройки.

Для этого надо нажать кнопку и удерживать пока фары не моргнут два раза. Это будет служить сигналом, что новые настройки сохранены.

Здесь же будет рассматриваться Дхо для автомобилей с бортовой сетью на 12 и 24 вольта.

Разница между 12 и 24 вольт, ДХО будет только в самой схеме. Будет добавлен стабилитрон, ограничивающий напряжение на затворе транзистора, и изменены номинал некоторых компонентов под 24 вольта. Сама, прошивка и алгоритм работы обоих схем, а так же подключение к автомобильной сети идентичное.

ДХО 12 вольт на контроллере Attiny13A.

Расположение элементов на плате, верхний слой. На нижнем слое устанавливается только силовой транзистор, поэтому мы не стали выкладывать расположение деталей нижнего слоя.

Список радиодеталей для ДХО на 12 вольт

№ П/П Номинал Шелкография Корпус Кол-во Ссылки на детали
1 ATTINY13A-SSU U1 SOIC-8 1 ATTINY13A-SSU
2 BC817 Q1 SOT23-3 1 BC817
3 5V1 D2 LL-34 1 Стабилитрон 5V1
4 47k R1 0805 1 47k
5 22k R2 0805 1 22k
6 1k R3 0805 1 1k
7 100n C1 0603 1 C 0603
8 KEY-7.0*3.5*3.5 KEY1 KEY-7.0*3.5*3.5 1
9 4k7 R4 0805 1 4k7
10 100 R5 0805 1 100R
11 IRF4905STRLPBF Q2 TO-263-2 1 IRF4905STRLPBF
12 LL4148 D1 LL-34 1 LL4148

ДХО 24 вольта на контроллере Attiny13A.

Расположение элементов на плате, верхний слой. На нижнем слое устанавливается только силовой транзистор, поэтому мы не стали выкладывать расположение деталей нижнего слоя.

Список радиодеталей для ДХО на 24 вольта

№ П/П Номинал Шелкография Корпус Кол-во Ссылки на детали
1 BC817 Q1 SOT23-3 1 BC817
2 5V1 D2 LL-34 1 Стабилитрон 5V1
3 110k R1 0805 1 R 0805
4 22k R2 0805 1 R 0805
5 2k2 R3 0805 1 R 0805
6 LL4148 D1 LL-34 1 LL4148
7 100n C1 0603 1 C 0603
8 KEY-7.0*3.5*3.5 KEY1 KEY-7.0*3.5*3.5 1 KEY-7.0*3.5*3.5
9 4k7 R4 0805 1 R 0805
10 51 R5 0805 1 R 0805
11 10V D3 LL-34 1 Стабилитрон 10V
12 IRF4905STRLPBF Q2 TO-263-2 1 IRF4905STRLPBF
13 ATTINY13A-SSU U1 SOIC-8 1 ATTINY13A-SSU

Обе платы испытывались на стенде, в ближайшее время будут тестироваться на автомобилях

Источник

Регулятор ДХО без использования сложных микросхем

Контроллер ДХО представляет собой устройство, использующееся для контроля работоспособности дневных ходовых огней. С помощью этого девайса обеспечивается более стабильная и оптимальная работа оптики, что позволяет оптимизировать функциональность электросети в целом. Подробнее о том, как соорудить такой девайс в домашних условиях, вы сможете узнать из этой статьи.

↑ Первый контроллер ДХО я выполнил на реле

В моем микроавтобусе стояли очень смешные противотуманные фары, они пластиковые, белые и используют габаритную лампочку! Толку с них не было никакого — на переделку! Габаритные лампочки были заменены светодиодными аналогами, это позволило пренебречь током потребления. Далее изменена штатная схема включения, благо доступность проводов в моем микроавтобусе великолепна. За час с перекуром была собрана и подключена схема:


Сигнал габарита взял прямо с подсветки кнопки. Итог: правильная работа ДХО, выключение при включении габаритов и невозможность забыть выключить ДХО. Данная схема работает несколько лет без нареканий как моих так и инспекторов ГАИ.
Но вот, приобрел я второй автомобиль, для семьи. Большой, комфортный и… страшно неудобный в плане прокладки новой проводки. Как я уже говорил, по сути я человек ленивый, лень мне разбирать приборную панель, протаскивать в плотную гофру провода, а ведь потом и собирать всё это назад! Нет, увольте! Нужно другое решение!


Сравнить ДХО контроллеры

Функциональные возможности контроллеров

1 сек

1 сек

Название (V2)START-STOP 3-in-1 (DRL) (V4)Max DRL 2+ controller (V4)Max DRL 2- controller DRL 2+ controller
Выходы контроллера 4+ 2+ 2- 2+
Макс. мощность нагрузки 300 Вт 150 Вт 150 Вт 150 Вт
Регулировка яркости 5…100% (шаг 5%) 5…100% (шаг 5%) 5…100% (шаг 5%) 10…100% (плавно)
Задержка включения 0…6 мин 0…3 мин 0…3 мин
Задержка выключения 0…60 сек 0…60 сек 0…60 сек
Плавность розжига/затухания ламп 0…20 сек 0…20 сек 0…30 сек 0.3 сек
Включение контроллера
• по напряж. на входе «Включение» (>4В)
• по напряж. борт. сети x
• по импульсам (с датчика скорости) x x x
• логическим «0» x x x
Полярность входа «Габариты» «+», «-« «+» «+» «+»
Режим «ON/OFF» (вкл/выкл контроллер) x
Режим «DIMMER» (яркость при габаритах) x
Режим «GO_HOME» (проводить домой) GO_HOME+ GO_HOME+ x
Электронная защита выходов x
Звуковой генератор (BUZZER) x
Вход блокировки (отключения питания) x x x
Внешний предохранитель x

Все контроллеры, представленные на нашем сайте, изготовлены из качественных современных комплектующих. Именно поэтому устройства имеют миниатюрные размеры, при этом не греются и могут быть установлены практически в любом удобном месте.

Подобрать ДХО-контроллер по модели авто можно в нашем каталоге.

↑ Вариант на ATmega8

Светильники ДХО были приобретены отдельно, по вполне сходной цене, монтировались легко, на каждый по 2 самореза в бампер. Дело за контроллером: как всегда, в своей манере, собрал конструкцию на коленке за час, использовал ATmega8, т.к. мне требовалась дополнительная функция индикации работы ПЖД, которая отключалась на заведенной машине. Принцип был таков: машина заглушена — напряжение на АКБ меньше 13,5 В. Завёл — пошла зарядка, напряжение выше 13,5 В, ходовые огни включаются. Из подключений 2 провода на АКБ и 2 провода на ДХО. Заводить сигнал с габаритов я не стал — ДХО очень гармонично вписались в экстерьер автомобиля.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Решил собрать контроллер и для знакомого, но т.к. конструкция должна была быть почти бесплатной (спасибо, век не забуду!), микроконтроллер — это жирно! Да и зачем, ведь есть более простое решение – компаратор!

Что нужно для изготовления

Для изготовления своими руками простого контроллера дхо понадобится реле. Можно применить любое автомобильное реле на 12 вольт с нормально закрытой или перекидной группой контактов. Преимущество такого реле – закрытое исполнение. Корпус неплохо защищает внутренности от воздействия внешних факторов (воды, грязи), поэтому дополнительных мер принимать не надо, и реле можно установить в любом удобном месте. При использовании другого реле (а можно применять любую модель на подходящее напряжение с соответствующей контактной группой) надо принять меры по дополнительной защите.


Различные автомобильные реле.

Диоды можно использовать любые из серии 1N400X или прочие подходящие по габаритам. По напряжению пройдет практически любой полупроводниковый прибор, по току – чтобы было достаточно для срабатывания реле.


Диоды 1N4001.

Для более сложных схем потребуются электронные компоненты, указанные на схемах (в качестве компаратора можно использовать любой операционный усилитель, подходящий по напряжению питания), а также плата для сборки. Для прошивки микроконтроллера понадобится программатор.

↑ Простое решение – схема контроллера ДХО на компараторе LM358

В режиме компаратора я использовал ОУ LM358
, очень дёшево и не надо стабилизатора напряжения, питание LM358 до 30 Вольт, снова экономия! Схему привожу ниже, всё крайне просто и понятно, стандартная схема включения ОУ в качестве компаратора с источником опорного напряжения.

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Крепилась вся схема прямо на проводе АКБ с помощью пластикового хомута. Минус схемы — отсутствие функции гашения ДХО при включении габарита (лень было вводить). И тут началось… Знакомый похвастался девайсом своему другу. Мне поступило еще несколько предложений на изготовление контроллеров.
Что понравилось автолюбителям? Простота монтажа и то, что не нужно тащить провода в салон, всё располагается в моторном отсеке!
В итоге конструкция упростилась еще на 2 резистора, что благодатно сказалось на моем эго лентяя. Вместо регулировки опорного напряжения, я ввел прямую подстройку измеряемого напряжения:

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.
Настройка
обоих вариантов сводится к установке триммером порога срабатывания схемы при работе генератора, т.е. при напряжении в бортовой сети выше 13,5 В

конструкции не изменилось, собирается всё очень быстро, работа надежна даже при наших Якутских морозах.

Нововведения в правила дорожного движения обязывают нас включать фары днем вне зависимости от местоположения (трасса/город). Ездить с противотуманными фарами, а тем более и с ближним светом — это не вариант. Во первых, можно просто забыть включить свет. Во вторых, частое включение/выключение ближнего света фар приводит к быстрому выходу из строя ламп, а как известно, хорошие лампочки стоят недёшево. Ближний свет, как и противотуманки включаются совместно с габаритными огнями и потребляет всё это дело немало. Всё это вытекает в повышенный расход топлива. Светодиодные ходовые огни я даже не рассматриваю, хорошие стоят дорого, а дешёвые — имеют низкую яркость.

Единственно правильным решением — это включить дальний свет фар на треть мощности. В отличии от ближнего света фар и противотуманных фонарей, они светят во все стороны и обозначат автомобиль на значительно большем расстоянии. Со стороны дальний свет фар на 35% мощности выглядит так же, как и ближний свет фар включенных на 100% мощности. Ещё одно преимущесво — это выключенные габаритные огни, а это около 40Вт. Не освещается приборная панель и не уменьшается яркость встроенных часов, термометров.

Схемная реализация довольно проста. Сердцем устройства служит микроконтроллер PIC16F628 и силовые ключи, усиливающие по мощности выходы микроконтроллера. Они выполнены на мощных p-канальных полевых транзисторах типа IRF4905. Выход микроконтроллера слабоват для надёжного открывания трёх силовых транзистора, а так же для полного открытия полевых транзисторов необходимо не ниже 10В, а с микроконтроллера выходят импульсы с амплитудой около 5В. Для согласования по напряжению и мощности в схему добавлен эмиттерный повторитель на биполярных транзисторах. Здесь могут быть применены практически любые транзисторы соответствующей структуры, напрмер S9014/S9015, BC547/BC557, BC337/BC327 и им подобные.

Данная схема разрабатывалась под автомобили фирмы Volkswagen. Немцы в этих машинах не установили промежуточные реле на фары, и до ламп доходит напряжение ниже на 1,5÷2В, чем выходит с генератора. Естественно, лампы светят не в полный накал. Простыми словами, свет у Volkswagen отвратительный. Блок заменит собой промежуточные реле, и реализует режим ходовых огней. Разумеется, данный блок можно установить в любую машину.

Алгоритм блока такой: Режим дневных ходовых огней включится если не включены габариты, ближний или дальний свет, а так же двигатель заведён. При включении габаритов либо ближнего/дальнего света, ходовые огни выключаются автоматически. Если двигатель заглушить, свет автоматически выключиться. В силовых ключах установлено три мощных полевых транзистора, это позволило отказаться от радиатора. При работе полевые транзисторы практически не нагреваются, температура корпуса нахоиться в районе 40ºС.

В схеме предусмотрено подключение двух перемычек S1 и S2. Ими можно выставить желаемую мощность в режиме дневных ходовых огней:

  1. Перемычки не установлены — 35%;
  2. Установлена S2 — 40%;
  3. Установлена S1 — 45%;
  4. Установлены S1 и S2 — 50%.

Небольшой видеообзор работы схемы:

Вторая схема может быть установлена на любой автомобиль и на любой свет фар (ближний или дальний). Блок собран на 8 ногом микроконтроллере PIC12F675. Выход блока подключается параллельно контактам реле, включающий эти лампы. Либо, плюсовой провод подключается к аккумулятору, а выходной, непосредственно на провод ближнего или дальнего света, подходящего к фаре.

Дополнив вторую схему переменный резистор R10, как на схеме ниже, и прошив микроконтроллер прошивкой DRL_pic12f675_ADJ.HEX, появиться возможность регулировать яркость ламп в режиме дневных ходовых огней в пределах от 0% и до

Добавление нескольких деталей к последней схеме, позволит полностью отключать устройство от бортовой сети. После того, как машина завелась, реле включается с задержкой в 5 секунд, ещё через 5 секунд начинается плавный розжиг ламп до ранее установленного уровня. Это позволяет облегчить режим запуска двигателя в холодное время года, исключив дополнительную нагрузку на аккумулятор и генератор.

При прошивке микроконтроллера PIC12F675 не забывайте сохранить константу, находящуюся в последней ячейке памяти, так как восстановить её невозможно!

Вход «Масло» можно подключить не к датчику масла, а на лампу «Drive» в приборной панели (в машинах с автоматической коробкой передач), тогда режим дневных ходовых огней будет включаться после установки рычага АКП в режим «D». Так же, с приборной панели можно взять сигнал «Габариты» (подцепить к лампам подсветки приборной панели).

Применение микроконтроллера против схем на таймере 555, либо других ШИМ контроллеров, позволило реализовать плавный разогрев нитей накала ламп ближнего и дальнего света, что делает лампы фар практически вечными. Плавный разогрев нитей накала реализован в обоих схемах.

Небольшой видеообзор работы схемы:

В архиве вложены прошивки для всех схем.

Мастерим контроллер ходовых огней без использования сложных микросхем

Контроллер ДХО представляет собой устройство, использующееся для контроля работоспособности дневных ходовых огней. С помощью этого девайса обеспечивается более стабильная и оптимальная работа оптики, что позволяет оптимизировать функциональность электросети в целом. Подробнее о том, как соорудить такой девайс в домашних условиях, вы сможете узнать из этой статьи.

Источник

Читайте также:  Мордовские головные уборы своими руками
Оцените статью
Своими руками