Контроль ламп своими руками

Как собрать контрольную лампу на 12 и 220 В?

Несмотря на огромное количество измерительных приборов и индикаторов, используемых как в бытовых, так и в производственных задачах, из обихода не перестают выбывать контрольные лампы. Такое устройство можно без проблем и капитальных затрат собрать самостоятельно. Наиболее распространенные модели предназначены для использования в бытовых и автомобильных цепях. Поэтому в данной статье мы разберем, как собрать контрольку на 12 и 220 Вольт своими руками.

Для домашней сети

Отличительной особенностью бытовой сети и подключаемых к ней приборов является питающее напряжение на 220В. Поэтому все запчасти для контрольки должны выбираться исходя из этой величины.

Из запчастей вам понадобятся:

  • два провода – если контролька вам нужна для одноразового использования, можно использовать и алюминиевые провода. Если вы планируете применять ее неоднократно, лучше брать медный многожильный провод, так как он не боится перегибов и более удобен в эксплуатации.
  • патрон под лампочку – выбирайте только закрытые модели из изоляционного материала, никаких оголенных токоведущих элементов, к которым был бы открыт доступ, быть не должно.
  • контрольная лампочка – выбирается в соответствии с размером цоколя патрона, а при наличии защитного кожуха и по габаритам колпака.
  • щупы – не являются обязательным элементом контрольной лампы, но значительно упрощают работу, а при наличии упоров еще и повышают безопасность. В качестве щупа можно устанавливать не только заводские изделия, но и любые подручные средства – болты с накрученными гайками, спицы и т.д.
  • колпак или защитный кожух – также не является обязательным элементом, но снижает вероятность повреждения особо хрупких деталей. По конструкции бывает сплошной или решетчатый.

Последние два пункта актуальны для контрольки многоразового использования, если вы хотите прозвонить цепи электропроводки один раз, можно собрать тестер без щупов и кожуха.

Изготовление контрольки на 220В

Чтобы собрать контрольку, вам потребуются такие инструменты: отвертка, паяльник, кусачки или пассатижи. В зависимости от ситуации, вам может понадобиться только часть этих приспособлений. К примеру, если пайка не предвидится, можно обойтись и без паяльника. Следует отметить, что провода к патрону можно припаивать, а не прикручивать, так получиться надежней.

Процесс изготовления состоит из таких этапов:

  1. Разберите патрон на составляющие элементы, чтобы получить доступ к точкам подключения;
  2. Подключите провода к выводам патрона, для этого заведите их в клеммный зажим и плотно зажмите отверткой, а если такое соединение не предоставляется возможным, припаяйте провода к выводам;
  3. Соберите патрон, провода контрольки выведете в специально предназначенное для этого отверстие;
  4. Подключите или припаяйте щупы к выводам проводов, места подключения или пайки заизолируйте, сами щупы должны иметь достаточную изоляцию, чтобы в ходе работы исключалась возможность прикосновения к оголенным токоведущим деталям;
  5. Вкрутите лампу в патрон, при необходимости, закройте ее защитным кожухом.

Рис. 1: Готовая контролька на 220В

Контролька на 220 В готова к использованию для прозвонки проводов и электрических цепей. При постоянной работе такой контролькой не забывайте периодически проверять ее работоспособность в заведомо исправной сети, находящейся под напряжением.

Читайте также:  Как шить лежанки для собак своими руками

Для автомобиля

Автомобильная контролька, в отличи от бытовой, выполняет измерительные операции в цепях постоянного тока с питающим напряжением 12 В. Поэтому вы не сможете использовать контрольку на 220 В в качестве автомобильного пробника. Но принцип изготовления будет идентичным, хотя для диагностики автомобиля вместо лампочек очень удобно использовать светодиодные контрольки.

В виду технических особенностей электропроводки автомобиля, контролька на 12 В, выполненная по принципу описанному выше, не предоставляет полной информации о положении дел в цепи. Из-за чего контролька автоэлектрика может оснащаться такими функциональными дополнениями:

Рис. 2: модернизированная автоконтролька

Такая схема, помимо контроля состояния цепей, позволяет определить плюс или минус на выводах и интенсивность сигнала. Благодаря разнополярному включению светодиодов, один из них загорится при касании к положительному контакту, а второй будет сигнализировать при контакте с минусовой клеммой.

Для реализации такой автотестконтрольки вам понадобятся:

  • Соединительные провода – подбираются в соответствии с вашими потребностями, но профессиональные автоэлектрики рекомендуют делать длину не менее 2м, так как устанавливать щуп приходится и в труднодоступных местах;
  • Щупы могут представлять собой штекеры или крокодилы, для одноразового использования можно просто зачистить края проводов от изоляции и обойтись без щупов;
  • Патрон под лампочку и сама лампочка на 12В, если прибор освещения имеет другой принцип подключения, устанавливается патрон соответствующего типа или провода припаиваются к выводам лампы (светодиода) ;
  • Кнопка – предназначена для коммутации в цепи контроля, выбирается по величине коммутируемого тока;
  • Два светодиода – в данном примере используются разноцветные модели (красный для сигнализации плюсовой клеммы и синий для минусовой);
  • Корпус – предназначен для размещения всех деталей и установки световых сигнализаторов на видном месте, в качестве корпуса можно использовать маркер, фломастер или пластиковый тюбик из-под клея.

Выбор вспомогательных элементов ограничивается только вашей фантазией и подручными средствами, которые вы найдете в своем гараже, квартире или мастерской. Если вы изготавливаете автомобильный тестер для конкретной цели, вы можете исключить определенные элементы из схемы, чем значительно упростите устройство. Так, наиболее простой контролькой считается модель с одной лампочкой или низковольтным светодиодом.

Простейшая контролька на 12В для индикации цепи

Для изготовления такого устройства вам понадобиться одноразовый шприц, лампочка на 12 В (можете заменить ее светодиодом), провод, канцелярская резинка, канцелярский нож, пассатижи.

Процесс изготовления состоит из таких этапов:

  • разберите иглу от шприца и проденьте ее в пластиковое основание таким образом, чтобы одни конец полностью погружался внутрь шприца – он должен выполнять роль контакта для лампочки. Рис. 3: положение иглы в пластиковом основании
  • отмерьте такую длину провода, чтобы вам было удобно обмотать его вокруг цоколя. Зачистьте этот участок от изоляции, обмотайте вокруг лампы и затяните при помощи пассатижей. Эту процедуру можно заменить пайкой для обеспечения более надежного контакта.
  • если цоколь лампы свободно ходит внутри шприца, наденьте сверху на него канцелярскую резинку для уплотнения. Вставьте лампу таким образом, чтобы незадействованный контакт соприкоснулся с иглой. Рис. 4: вставьте лампочку в шприц
  • поршень от шприца обрежьте так, чтобы он закрывал лампу вровень с корпусом. Проделайте в поршне отверстие для провода, иначе изготовление может сильно затрудниться.

Рис. 5: готовая контролька из шприца

Читайте также:  Красим литые диски своими руками баллончиком

Контролька готова, можете использовать ее для отыскания цепи в автомобильной проводке или проверять исправность отдельных элементов.

Контролька для определения полярности

Это более сложный вариант, для такой контрольки вам понадобятся два светодиода, можно использовать светодиоды smart (возьмите разные цвета для удобства), корпус (в данном случае используется нерабочая индикаторная отвертка), паяльник, резистор на 1000 Ом. Процесс изготовления контрольки состоит из таких этапов:

  • спаяйте светодиоды и резистор, как показано на рисунке; Рис. 6: схема подключения светодиодов
  • зафиксируйте конструкцию на контактных пружинках (отлично подойдут те, на которых держалась лампочка в отвертке); Рис. 7: зафиксируйте светодиоды на пружинах
  • установите модернизированную световую сигнализацию назад в индикаторную отвертку. Рис. 8: готовая контролька в индикаторе

Тестер готов, теперь при касании плюсового контакта у вас будет гореть один светодиод, а при касании к минусовому – второй. Но помните, рабочий номинал такой контрольки не подходит для бытовых сетей 220В – он определяется рабочим номиналом световых элементов.

Видео инструкция


Источник

Контроль исправности ламп стопсигнала

Данное устройство сообщает водителю о неисправности одной из ламп стопсигнала. Конструкция очень простая, благодаря применению самодельных герконовых реле.

Контроль исправности ламп стопсигнала

Здесь на схеме HL1, HL2 это штатные лампы стоп-сигнала, F1-штатный предохранитель цепи стопов. R1 – МЛТ-0.5. Led1 – Любой светодиод (лучше всего фирмы KingBright), который будет установлен на приборной панели для индикации неисправности. Для изготовления реле Rel1 нужен геркон с нормально разомкнутыми контактами. Далее нужно изготовить бумажную трубочку в которую будет плотно входить геркон, длинной чуть менее, чем длина геркона. Поверх трубочки нужно намотать обмотку 7-8 витков провода ПЭВ диаметром 1 мм. Трубочку вместе с обмоткой проклеить эпоксидным клеем, выводы обмотки укоротить для удобства установки в монтажную плату.
Для настройки чуствительности нужно включить устройство в автомобиле и добиться четкого срабатывания реле при нажатии на педаль тормоза. Регулировка чуствительности реле осуществляется путем перемещения геркона в бумажной трубочке с обмоткой. Далее нужно удалить одну из ламп стопсигналов и отрегулировать реле так, чтобы оно не срабатывало. Вставить назад лампу и опять проверить четкое срабатывание реле. И так пока не будут достигнуты оптимальные результаты. После регулировки реле, геркон нужно зафиксировать клеем.

Это не столько обсуждение больше предложение.
Поставить звуковую сигнализацию , убра светодиод и поставив геркон с нормально закрытыми контактами. При исправных лампах геркон сработает и пищалка не пищит , отпадает лишнее отверстие в панели приборов.
Каждый решает сам об этом предложении , у меня получилось работает.

Источник

СХЕМА КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП ДЛЯ АВТО

Обеспечение безопасности движения автотранспорта прямо связано с исправностью сигнальных ламп — указателей поворотов, торможения и др. Сейчас с увеличением средней скорости на дорогах эта проблема становится более актуальной. Очевидно, поэтому на всё большее число современных автомобилей стали устанавливать электронные устройства, призванные « сообщать » водителю о перегорании ламп той или иной сигнальной системы.

В этой статье рассмотрим самодельное, простое, но обладающее хорошими характеристиками контролирующее устройство.

Контролирующее устройство, схема которого показана на рис. ниже свободно от большинства недостатков присущих подобным схемам, а именно: низкой температурной стабильности, тщательного подбора токоизмерительного резистора, большого падения напряжения на токоизмерительном резисторе. Пороговым элементом в нем служит операционный усилитель DA1 , сравнивающий половину падения напряжения на токоизмерительном резисторе ( R3, R4 ) с пороговым уровнем, устанавливаемым подстроечным резистором R5 .

Читайте также:  Ноутбук ремонт клавиатуры своими руками

При отсутствии тока в цепи контролируемых ламп напряжение на неинвертирующем входе ОУ ниже, чем на инвертирующем. Напряжение на выходе ОУ близко к нулю все транзисторы устройства закрыты, контрольная лампа не светит.

Если цепи ламп и сами лампы исправны, то при их включении на резисторе R3R4 возникает падение напряжения. В результате напряжение на инвертирующим входе ОУ становится меньше, чем на неинвертирующем. ОУ переключается, его выходное напряжение становится близким к напряжению питания. Транзистор VT1 открывается и входит в насыщение. Вслед за ним открывается и транзистор VT3 , включая контрольную лампу, индицирующую исправность контролируемых ламп.

При неисправности одной из контролируемых ламп (или питающей ее цепи) падения напряжения на резисторе R3R4 недостаточно для переключения ОУ , контрольная лампа не включается. Это и служит водителю сигналом, о необходимости проверить систему.

Резистор R8 обеспечивает небольшой гистерезис ОУ , способствующий более четкому его переключению. Транзистор VT2 защищает мощный транзистор VT3 от выхода из строя при возможных аварийных замыканиях в цепи контрольной лампы. Если ток в этой цепи превысит 300 мА транзистор VT2 откроется и, шунтируя эмиттерный переход транзистора VT3 , ограничит его коллекторный ток. Мощность, рассеиваемая при этом на транзисторе VT3 , достигает примерно 3 Вт , поэтому такой режим не должен быть длительным.

Стабилитрон VD1 служит для защиты ОУ от кратковременных всплесков напряжения в бортовой сети. Развязывающий диод VD2 необходим лишь в том случае, когда контрольная лампа использована ещё в какой-либо цепи автомобиля (т. е. выполняет и другие функции).

Устройство можно существенно упростить, если в качестве контрольной лампы использовать светодиод. При этом становятся излишними все транзисторы, диод VD2 и резисторы R11-R15 , а контрольный светодиод подключают вместо резистора R11 (резистор R10 заменяют другим, сопротивлением около 1,5 кОм ).

Все элементы размещены на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм , ее чертеж представлен на рис. ниже.

В устройстве можно использовать практически любой ОУ широкого применения. Транзисторы заменимы на любые кремниевые соответствующей структуры. VT1 и VT2 — маломощные, VT3 -средней или большой мощности.

Токоизмерительный резистор составлен из двух параллельно соединённых проволочных, сопротивлением 0,1 Ом , мощностью 1 ВтKNP-100 .

Налаживание устройства заключается в установке резистором R5 необходимого порога срабатывания. Эту операцию следует выполнять после установки узла на автомобиль. Подают питание на контролируемые лампы, вращая движок, устанавливают его на границу включения контрольной лампы и отмечают положение шлица карандашом. Затем удаляют одну из контролируемых ламп, снова находят границу включения контрольной лампы и еще раз отмечают положение шлица. После этого устанавливают движок в среднее между отметками положение.

Контролирующее устройство можно сделать двухканальным — исправность ламп указателя поворотов и стоп-сигнала будет индицировать одна лампа. Для этого оно должно содержать два канала, включающие в себя все элементы, показанные на схеме левее базы транзистора VT1 , и общий выходной узел на транзисторах VT1-VT3 . Точку соединения резисторов R10 каждого канала подключают к общему резистору R11 и базе транзистора VT1 . Элементы R9, С2, VD1 могут быть также общими для обоих каналов. В таком устройстве удобно использовать сдвоенный ОУ К140УД20 .

Источник

Оцените статью
Своими руками