Контактная сеть своими руками

Контактная сеть своими руками

Продумывая общую концепцию будущего макета, необходимо для себя решить, какой подвижной состав будет использоваться. Если в число любимых локомотивов входят электровозы, то установка контактной сети, на мой взгляд, просто обязательна. Электрическая тяга без проводов, над ней, смотрится крайне дико и не гармонично, макет с установленной контактной сетью даст фору любому другому без неё, да же если во всех остальных аспектах, будет сделан хуже. И так, мы решились на этот серьёзный шаг, и должны понимать, что это достаточно трудоёмкий, а главное денежно затратный процесс. Если ваш макет не овал на листе ДСП, а полноценное сооружение, с длинными магистралями и большой станцией, то покупка опор фирмы Viessmann , выльется в достаточно крупную сумму денег. Конечно можно попытаться сделать опоры самостоятельно, но изготовление металлических решётчатых конструкций, потребует доступ к технологии травления, который не у всех есть, либо делать цельно металлические мачты, которые используются на дорогах SBB и OBB . На дорогах же Германии, что западной, что восточной, в третьей и четвёртой эпохе, по моим наблюдениям, использовались только решётчатые столбы, а бетонные, которые более просты в изготовлении, появились в пятой эпохе, и то, на скоростных линиях ICE . Продумывание установки контактной сети, необходимо производить одновременно с общим планированием макета, почему, попытаюсь объяснить ниже. Первый момент, который надо решить, будет ли контактная сеть действующей или мнимой. То есть, будут ли электровозы питаться от токоприёмника и рельса, как на настоящей ЖД, или контактная сеть будет являться декоративным сооружением. Если вы делаете маленький макет с одним овалом, то вполне можно питать электровозы от подвесного провода, а если макет много уровневый – крайне не рекомендую. Ибо это потребует установки провода и в туннелях, что при сложных спиралях с подъемами и спусками потребует от вас очень больших усилий, кроме того, теневая контактная сеть сильно затруднит возможности доступа и обслуживания путей. Если по каким то причинам у вас возникло желание сделать теневой провод, то есть два пути, можно купить специальные, для таких случаев, столбы Viessmann либо использовать обычный флекс, как это делают многие немецкие моделисты.

Но вы должны учитывать, если ваш макет разборный, то для нормального движения токоприёмника, в местах стыка, необходимо делать съёмные участки провода, в данном случае, не состыковка да же в пару десятых миллиметра не простительна. Токоприёмник просто упрётся в неровность и локомотив не поедет. А как вы понимаете, не всегда получается сделать пути так, чтоб был свободный доступ для установки съёмного элемента провода. Поэтому, я использую другой способ, который случайно подглядел на видео Miniature Wander Land , это применение радиусных загибов провода с теневой стороны туннельного портала. Такой элемент позволяет плавно опустить токоприемник под провод контактной сети, движущегося локомотива из туннеля на открытый участок, и точно так же плавно поднять токоприёмник при движении в обратном направлении. Я делаю такую деталь разными способами, первый это фанерная основа с приклеенным продолжением провода

Читайте также:  Полипропиленовые трубы поделки своими руками

Очень надёжно, но заглянув в туннель, мы увидим то, чего в жизни быть не должно, свисающая фанера с потолка. Второй вариант, при радиусном сечении туннеля, это вот такая конструкция из флекса.

Крепится она на путём припаивания флексовых ножек к всевозможным, вживлённым, металлическим элементам (саморезы, кронштейны из жести) в деревянную часть макета.

Можно так же сделать радиусный элемент из Viessmann ’овского сегмента подвесного провода, закрепить его можно при помощи проволочных кронштейнов, которые я припаиваю к небольшим гвоздикам, которые, в свою очередь я вбиваю в фанерный элемент, приклеенный к основанию туннельного портала.

В туннелях с квадратным сечением, я либо делаю радиусы на крыше

Либо натягиваю две проволоки, к которым с одной стороны идёт обычный контактный провод, а с другой он же, но уже загнутый и спаянный на радиус.

Соответственно, электровоз в туннеле будет двигаться всегда с полностью поднятым токоприёмником, это, в свою очередь, потребует делать большую высоту между уровнями макета. Для нашего ТТ, с учётом высоты звукоизолирующей подложки (3мм), высоты рельс и высоты локомотива с поднятым токоприёмником на них, да плюс небольшой запас, составляет 8см. от верхней плоскости нижнего уровня, до нижней плоскости верхнего уровня. Для сравнения в тепловозном макете, можно обойтись высотой 5-6см., между уровнями, а всё это, скажется либо на крутизне подъёма, либо на его длине. Поднятие поезда на дополнительные 2см., да же при крутом уклоне в 6см. на метр, потребует дополнительные 34см. длинны подъема, но и то, такой уклон, с вагонами, смогут безболезненно преодолевать только современные локомотивы, с исправными бандажами на колёсах. А если вы хотите катать старенькое ВТТВ на макете, то у них, по книгам 4 см. на метр, а это уже 50 дополнительных сантиметров. А в наших тесных условиях, на счету каждый сантиметр, вот и получается что наличие контактной сети надо закладывать с нулевой точки планирования макета. Теперь давайте поближе разберёмся, что из себя представляет контактная сеть фирмы Viessmann , ибо на данный момент, это единственный вариант, который производится в ТТ и его легко достать в свободной продаже. Прежде всего это мачты, они бывают нескольких видов

Все они сделаны из металла с пластмассовыми опорами, которые предусматривают съёмную подошву, которая крепится к основанию макета при помощи маленьких саморезов, и самого столба, который вставляется в пазы подошвы.

В общем способ крепления столба к макету достаточно надёжный, и предполагает то, что столб является быстросъемным. Такая особенность очень удобна, при строительстве, прикрепив подошву, столбы можно снять, и окончательно установить после завершения всех работ. Единственный недостаток, это то, что они хоть и из металла, но очень легко подвержены деформации. Производить всевозможные работы, да и вообще махать руками возле контактной сети, не рекомендую, одно неверное движение и столб получит вмятину. А для переносных макетов, считаю лучше вообще делать защитные чехлы, кстати, не все обращают на это внимание, но лично я твёрдо решил сделать защитные элементы из оргстекла. Кстати, желание сделать подобные девайсы, так же отразилось на общей конструкции макета. Второй элемент контактной сети, это провода, они сделаны из тонкой пружинной проволоки и имеют закруглённые концы, при помощи которых крепятся к мачте.

Читайте также:  Пивная коробочка для мужчины своими руками

Для ТТ существует три разных длинны этих пролётов: 122мм, 200мм и 332мм.

Для некоторой экономии средств, рекомендую начать покупать опоры не по отдельности, а вот с такого набора

Лично у меня таких два, плюс десять высоких мачт для станции, соответственно этого почти хватает на мой макет, итого, если сложить общую стоимость с недостающим количеством магистральных опор и опор с грузом (для красоты на станции) получится примерно 350 евро. Габариты подвесных пролётов, которые предлагает Viessmann , являются основными, для планирования расстановки столбов. Самый короткий пролёт 122мм применяется для радиусных участков, при условии, что вы хотите, чтоб всё было как и в жизни, и контактный провод был прямы. Соответственно, чем больше радиусов, тем больше столбов и потраченных на них денег. 122мм эта та длинна, которая позволяет на любом ТТ радиусе, делать участки прямо натянутого провода, который вписывается в габариты токоприёмника локомотива. Можно конечно пойти другим путём, и сэкономить на столбах, использовать длинные пролёты провода, но выгнуть их радиусом. Например как на этом макете

Я считаю такой подход дурным тоном, провода, которые ‘надуло боковым ветром’ до радиусного состояния, вызывают у меня отвращение. То же самое относится и к варианту, когда устанавливаются только мачты, без подвесного провода. Планируя путевую схему ‘под током’ нужно всегда сопоставлять геометрию путей с этими тремя размерами. Вот пример, S

Как видите, в первом варианте, длинна участков, чётко совпадает с габаритами контактной сети, столбы установлены в местах соединения радиусных участков. На макете, это будет выглядеть красиво. А во втором случае, прямой участок длиннее максимального пролёта 332, в итоге мы получаем, что мачта контактной сети, не попадает в место стыка прямого и радиусного участка. На мой взгляд, такая расстановка, сильно портит визуальное восприятие, от проделанной работы. Хотя, если у вас не ‘стандартный’ путь, всегда можно использовать самодельные пролёты проводов, необходимой длинны. Но тем не менее, планируя схему путей, всегда лучше опираться на стандартные размеры, это сильно упростит дальнейшую электрификацию, и да же если возникло желание делать пролёты самостоятельно, гораздо проще и быстрее, сделать 100 одинаковых элементов в кондукторе, чем 100 разной длинны, на каждый ‘нестандартный’ случай. Хотя в тоже время, такой подход, сильно ограничивает и загоняет в рамки, при планирование, на стеснённой территории нашего макета. И так, если вы просчитываете однопутный участок, то проблем быть не должно, не в случае с применением длинны участков под стандарты Viessmann , не в случае, когда не взирая не на что, решено паять пролёты другой длинны. Единственное что надо учитывать это то, что столбы необходимо устанавливать в местах соединения радиусных и прямых участков, и естественно, на одном радиусе, столбы должны стоять с одинаковым расстоянием, между собой, тогда контактная сеть будет смотреться очень гармонично. Просчитывая двухпутный участок, мы в любом случае столкнёмся с тем, что нам придётся либо самостоятельно изготавливать пролёты проводов, либо переделывать пролёты 122мм фирмы Viessmann

Читайте также:  Механическая очистка пеллетной горелки своими руками

Есть некоторый двухпутный участок, поставить столбы на прямом участке, не проблема, просто чертим перпендикулярную линию продольной оси рельс, и ставим по краям мачты. Как только начинается радиус, то в силу геометрических особенностей, для того, чтоб столбы стояли ровно напротив друг друга (как на настоящей ЖД), длинна пролёта внутренней полосы, должна быть меньше, чем длинна пролёта внешнего радиуса. Теоретически, её можно рассчитать, прочертив линии столбов до то точки пересечения, и воспользоваться формулами для равнобедренного треугольника. Но на практике, я так сильно не углубляюсь в теорию, я просто беру угольник, и черчу эту линию на глаз, ориентиром, в данном случае, будут служить шпалы, которые находятся на линии установки столбов. Соответственно длинна необходимого пролёта подвесного провода, измеряется линейкой между линиями.

я использовал стандартные радиусные загибы в » тени » , сделанные из флексов, провода и столбы, фирмы Viessmann. Провода, в некоторых местах, мне пришлось доработать. Как раз, возле правого тоннельного портала, возникла такая же ситуация, как на последнем рисунке, чтобы столбы стояли ровно, мне пришлось укорачивать внутренние пролёты провода. Так же я использовал несколько самодельных проводов, сделанных в кондукторе. ;

Источник

ScaleTrainsClub — Модели железных дорог

Все о моделях железных дорог!

  • Непрочитанные сообщения
  • Сообщения без ответов
  • Активные темы
  • Поиск

Подключение через аккаунт в соц.сети

Контактная сеть

Модератор: Elwood

Контактная сеть.

#1 Непрочитанное сообщение Rolf » Чт янв 31, 2013 2:33 am

Re: Контактная сеть.

#2 Непрочитанное сообщение Toniorail » Чт янв 31, 2013 9:49 am

Добрый день!
Сейчас есть возможность покупать готовые листы травленки с деталями опор и спаивать опоры самому. Я поступал именно так.
Чисто самодельными конечно такие опоры назвать нельзя конечно, но получается и дешевле, чем фирменные готовые и геморроя меньше.

Не знаю, насколько в тему и насколько Вас может устроить такой вариант.

Re: Контактная сеть.

#3 Непрочитанное сообщение Rolf » Чт янв 31, 2013 12:33 pm

Re: Контактная сеть.

#4 Непрочитанное сообщение Toniorail » Чт янв 31, 2013 12:45 pm

Re: Контактная сеть.

#5 Непрочитанное сообщение Gematogen » Чт янв 31, 2013 3:12 pm

Re: Контактная сеть.

#6 Непрочитанное сообщение Nils39 » Пн фев 18, 2013 10:34 pm

Re: Контактная сеть.

#7 Непрочитанное сообщение старина_U » Пн фев 18, 2013 11:17 pm

Re: Контактная сеть

#8 Непрочитанное сообщение Toniorail » Ср фев 20, 2013 1:06 pm

Если нет жестких поперечин, а расстояние между опорами большое, подвешивают на гибких.
Если опоры стоят вдоль пути, то на обычных консолях разной конструкции.

Если говорить конкретно обо мне и о моем макете, то там 2 типа подвески — на жестких поперечинах и на консолях

Вообще, имеет смысл накидать тему, потому что устройство КС на постоянке и переменке — две совершенно разные вещи. Буду искать чем можно поделиться по теме.

Источник

Оцените статью
Своими руками