Открытое занятие «В мастерской Деда мороза»
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Во время занятия воспитанники узнают историю возникновения новогодних игрушек, знакомятся с помощью слайд-шоу с новгдними игрушками старинными и современными и учатся своми руками создавать навогодние игрушки и украшения из бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_masterskoy_deda_moroza_docx.docx | 131.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие: « В мастерской Деда Мороза». История новогодних украшений. Изготовление новогодних украшений для интерьера из бумаги
1. Создание условий учащимся для развития творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности;
2. Знакомство с историей и традициями новогоднего праздника;
3. Научить детей поэтапно изготавливать новогодние украшения из бумаги.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость и терпение, эстетический вкус;
- Развивать пространственное представление;
- Расширять кругозор учащихся;
- Прививать навыки аккуратности и самостоятельности;
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру, забота об экологии;
- Использование на занятии здоровье сберегающих элементов (физкультминутки, смена деятельности).
- Слайд-шоу из фотографий новогодних игрушек ( из прошлого и современного )
- Подбор песен о новогодних игрушках.
- Карандаши, бумага формата А4, клей ПВА;
- Выставка новогодних украшений из бумаги выполненная своими руками.
1.Вводное слово воспитателя.
Воспитатель. Добрый день ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Оно связано с праздником. В ночь с 31 декабря на 1 января мы праздновали самый волшебный и замечательный праздник Новый год! Конечно, во всех странах мира этот праздник считается особым, потому, что в новогоднюю ночь загадывают желания и дарят друг другу подарки. Новый Год – самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.
Слыша бой часов, мы прислушиваемся, как уходит старый год, с замиранием сердца ждем новый год. Мы все верим, что в новом году все сложится, год будет удачным и счастливым. С большим желанием выбираем подарки близким, готовим вкусные блюда, украшаем наш дом и устраиваем праздник для себя и своих близких.
2. Объявление темы открытого занятия.
И один из моментов подготовки – это оформление и украшение нашего дома.
Как вы, ребята, украшаете свои дома?
Я предлагаю вам узнать и научиться изготавливать новогодние украшения и игрушки из бумаги.
Пусть удачу Вам подарит новый год,
Сложные решит задачи,
И успех с собою принесет,
Счастье и любовь в придачу!
3. Из истории новогодних украшений.
В незапамятные времена у древних кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая, таким образом, свое почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель. Видимо, именно к этому кельтскому представлению и восходит европейская традиция украшать новогоднюю ёлку.
В сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» так описывают это событие: «Большая рождественская елка была украшена множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные и другие чудесные сладости свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы. »
Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословление. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.
Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня.
К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.
Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауш в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из этого города в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир.
Новогодние украшения были довольно дорогими, особенно ценными считались игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические (бумажные) изображения:к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги, к плотной картонной основе прикреплялось личико прекрасного юного создания.
В начале XX века елки украшались ватными игрушками, бумажными гирляндами, фигурками из папье-маше и . Производство елочных игрушек в России было очень незначительным — в Петербурге и в Клину.Первое в России специализированное стеклянное ёлочное производство открыли под Клином , в имении князя Меньшикова, в начале XIX века .
Ватные игрушки выполняли из скрученного прессованного хлопка, который накручивали на каркасы-скелетики в форме животных и людей. Раскрашенные заготовки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жесткими и чуть блестели. Эти игрушки — фрукты и овощи, сказочные персонажи и зверушки — помещались обычно на нижних ветвях елки — дети могли их трогать и даже играть с ними. Из папье-маше делали маски и игрушки по простой технологии: намоченную бумагу приклеивали слоями на каркас, высохшие изделия разрисовывали.
В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником — соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.
К середине XX века ассортимент елочных игрушек стал очень богатым, хотя делали их из менее эффективных материалов, чем сегодня. Зато в них было вложено много фантазии. Из посеребренного картона штамповали разнообразных птичек и зверей.
Стеклянные шары в нашей стране тоже были дорогим удовольствием: в прошлом один шарик стоил, чуть ли не как современный автомобиль. Поэтому в России даже продавали специальные альбомы для создания самодельных игрушек, где по инструкциям вырезали и клеили. К тому же, только у нас изготавливали стеклянные сосульки. Но история отечественных ёлочных украшений – это отдельный, не менее любопытный разговор.
Одним из самых распространенных рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом. Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий, знаменует начало семейного веселья. Наконец, незаменимый атрибут Рождества у европейцев – венок из еловых ветвей с колокольчиком, горящими свечами и красными бантами, означающими воскрешение Спасителя. В XX веке, в моду вошла сдержанная традиция украшения елки двумя цветами: серебристым и синим, желтым и красным.
К 1960-1970-м годам в производстве праздничной продукции игрушки из стекла заняли основную нишу. Стеклодув выдувал заготовку через стеклянную трубочку, докрасна накаленную на газовой горелке. Когда она достигала нужного размера, один конец запаивали. Затем ее охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, раскрашивали вручную, клеили на нее стразы и блестки и приделывали так называемую «шапочку» с петелькой.
Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также государственной символикой.
Какие ещё новогодние украшения нам известны?
Ребята, кто мне ответит, что является самым главным украшением и символом новогодних праздников?
Из поколения в поколение, из года в год главным символом Нового года остается новогодняя ёлка!
Свечи являются неотъемлемой частью христианских обрядов, их использовали для освещения помещений, устанавливали и зажигали на праздничных елках. Со временем свечи стали вытесняться гирляндами электрических лампочек. Однако тяга к свечам сохранилась. Огонь, пламя свечи символизирует тепло и любовь, чувство и страсть.
Бенгальский огонь—пиротехника. При поджигании бенгальский огонь медленно горит, разбрасывая яркие, белые или цветные сверкающие искры (догорающие на воздухе частицы металла) изобрели древние пиротехники Бенгалии — части Индии.
Конфетти и серпантин — непременные спутники карнавалов. Они изображались преимущественно на советских новогодних открытках, особенно широко — с начала 80-х годов. Серпантин — это длинная узкая завивающаяся лента из цветной бумаги. Спиральная форма серпантина связывает его с представлением о годовых циклах солнца, раскручиванием жизни, плодородием и созидающими силами.
Конфетти — это разноцветные бумажные кружочки, которыми ради забавы осыпают друг друга на балах и маскарадах.
4. Изготовление новогодних украшений.
Техника безопасности при работе с ножницами.
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
3. Не держите ножницы лезвием вверх.
4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
6. Кладите ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.
7. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
8. Не режьте ножницами на ходу. Не подходите к товарищу во время работы.
Воспитатель. Чем Дед Мороз посыпает дома, леса, поля, дороги, их очень много, они маленькие и нежные, из них появляются сугробы ? (снежинки) Кто-то из вас, дети, умеет вырезать снежинки, а кто-то сегодня научиться.
Процесс изготовления снежинки.
Нам понадобиться лист белой бумаги квадратной формы. Сложите его вчетверо. Полученный квадрат разделите мысленно или карандашом на 3 равных сектора и снова сложите. На получившемся треугольнике нарисуйте орнамент и вырезайте. Получится снежинка с 6 лучами. Хорошо использовать для снежинок двустороннюю цветную бумагу. Очень важно аккуратно и правильно перегнуть лист бумаги, нарисовать рисунок и аккуратно вырезать. По желанию, готовую снежинку можно украсить блёстками.
Воспитатель. Отгадав загадку вы узнаете какое украшение мы будем делать.Расписные цепи эти из бумаги клеят дети. (Гирлянды)
Процесс изготовления гирлянд.
Существует несколько способов изготовления гирлянд. Вот некоторые из них:
Гирлянда из скленных цветных колечек.
Гирлянда из снежинок.
На прочную нить или леску повесьте на ниточках небольшие снежинки, вырезанные из бумаги. Закрепите их на разной высоте. Бумагу для снежинок выберите плотную. Нитки используйте прочные.
Воспитатель. И новая загадка :Колёсико простое стало лентой витою. (Серпантин)
Спиралевидные ленты серпантины – это неотъемлемая часть новогоднего веселья и карнавалов, представить себе атмосферу массового праздника без этих сверкающих игрушек трудно. Существует несколько способов изготовления серпантина из бумаги своими руками. Вот один из них.
Для того чтобы изготовить своими руками сверкающий серпантин понадобятся:
• Серебристая фольга;
• Тонкие листы красного или зеленого картона;
• Калька;
• Карандаш;
• Ножницы и клей;
• Нитки простые и шерстяные;
• Мишура.
Для начала надо перевести при помощи кальки изображение спирали с заготовленного заранее шаблона на картон. Затем с обратной стороны картона необходимо приклеить фольгу и вырезать фигуру по контуру спирали. После этого надо начать резать ножницами, двигаясь по линиям спирали к центру круга.
Для того чтобы украсить серпантин забавными помпончиками, проденьте в центр спирали несколько шерстяных ниток, на кончике каждой сделайте узелок и на них приклейте скатанные из фольги шарики.
После этого возьмите нитку простую, один её конец прикрепите к кончику спирали, а на втором сделайте петельку. Вот так просто можно сделать серпантин своими руками. Теперь, если его подвесить в подходящем месте, то он будет красиво сверкать и кружиться от каждого дуновения.
Воспитатель. И еще одна загадка :
Дом — стеклянный пузырек, а живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется.(фонарь)
трубу фигура. Затем приклейте отрезанную ранее полоску бумаги (ручку) к внутренним краям трубы, фонарик готов.
— Что нового вы сегодня узнали?
— Чем вам запомнилось наше открытое занятие?
Источник
Конспект занятия «Мастерская Деда Мороза»
Головашкина
Конспект занятия «Мастерская Деда Мороза»
Мастерская Деда Мороза»
Цель: создание условий для проявления творческой активности детей.
— Закрепить освоенные детьми навыки и умения работы с бумагой и ножницами, дать каждому ребенку возможность творчески проявить их.
— Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиционные умения. Развивать умение аргументировано, но доброжелательно и уважительно оценивать работы своих товарищей.
— Воспитывать навыки коллективной работы, желание самостоятельно изготавливать украшения, способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход своей работы.
Оборудование: компьютер, проектор, сундучок, искусственная ёлочка, «видеописьмо» (CD с записью, CD с записью музыки.
Материалы: гуашь, кисточки, ножницы, клей, салфетки, клеёнки, простые карандаши, цветная бумага, фольга, ватные диски, вата, бросовый материал.
Предварительная работа: беседа о празднике, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
— Посмотрите, сундучок! Интересно, откуда он взялся? Давайте спросим у наших гостей, может быть, это они его принесли? (Нет, не они.)
— А может быть, они видели, кто его принёс? (Нет, не видели.)
-Дети, посмотрите на сундучке приклеена записка,читаю: детям подготовительной группы № 1. И ещё здесь написано, чтобы открылся сундучок детям надо отгадать кто его принёс.
Проводится дидактическая игра «Да-нет»
— Молодцы, отгадали. А теперь давайте откроем сундучок и посмотрим, что в нём.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель открывает сундучок, находит в нём «видеописьмо», предлагает вставить CD в компьютер и узнать, что в письме. (На экран проецируется изображение Деда Мороза.)
Девчонки и мальчишки!
Видел в прошлом вас году
Скоро в гости к вам приду.
Ваши письма я читаю,
Вам подарки собираю.
Много дел здесь у меня,
Только вот беда одна!
Белки, зайцы заболели,
Птички в гости улетели,
А Снегурка молода –
Не управится одна.
Нужно елки нарядить,
Чтоб детей всех удивить.
Загляните-ка за дверь,
Там стоит красотка ель.
Мне, ребята, помогите –
Эту елку нарядите.
Ну, а я, когда приду,
Вам подарки принесу!
До свидания, друзья,
Буду ждать известий я!
Воспитатель и деть заглядывают за дверь, там стоит искусственная елка. Заносят ёлку в группу.
3. Поисковый этап.
Ребята, что же делать? (нарядить елку, помочь Деду Морозу).
Наряжать ёлку одно удовольствие! А чем мы можем нарядить елку? (шарами, гирляндами, елочными игрушками).
Но у нас нет игрушек, что же делать? (купить в магазине, сделать своими руками).
Ребята, давайте подумаем, какие игрушки лучше – купленные в магазине или сделанные своими руками?
Проводится игра «Хорошо-плохо» (на доске картинки с изображением стеклянных и самодельных игрушек). Дети подходят к доске и прикрепляя магнит (красный или зелёный) к картинке, говорят плохо или хорошо украшать ёлку теми или иными игрушками.
Плохо Нужны деньги
Могут разбиться и можно пораниться Нужно аккуратно хранить
Игрушки, сделанные своими руками
Можно использовать любой материал
Разнообразные, в зависимости от фантазии того, кто делает
Не нужны деньги
Можно делать вместе с друзьями, родителями – это интересно и весело.
Долго не хранятся
Не такие красивые как покупные.
Итог игры. Большинство детей думает, что игрушки, сделанные своими руками лучше, чем купленные в магазине.
4. Практический этап.
Ну, а раз мы думаем, что они лучше и решили их сделать, то давайте с вами отправимся в мастерскую Дедушки Мороза и сделаем украшения для нашей елочки.
Посмотрите, здесь много разного материала. Подумайте и решите, какое украшение для елки вы хотите сделать. Какой материал и инструменты вам для этого понадобится.
Дети, перед началом работы,давайте вспомним правила:
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Соблюдать порядок на рабочем месте.
Быть внимательными и соблюдать осторожность при работе с ножницами.
— Только, ребята, у Дедушки Мороза в мастерской так холодно, что руки у меня очень замёрзли. Вот, потрогайте, какие холодные. А у вас замёрзли руки? Давайте их согреем.
Массаж рук «Зимняя разогревалочка».
Если замерзают руки, Дети медленно растирают одну о другую
Начинаем их тереть.
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки, Растирают ладони всё быстрее и быстрее.
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки,
Но вот понемножку
Я горю, как от огня, Вытягивают вперёд раскрытые ладони.
Вот, потрогайте меня.
— Ну вот, руки согрелись, пора приниматься за работу, начинайте мастерить игрушки.
Творческая продуктивная деятельность детей.
Воспитатель спрашивает у детей: что ты выбрал? Что будешь делать? Чем будешь украшать игрушки?
В ходе выполнения работы воспитатель помогает детям, подсказывает, как лучше выполнить ту или иную операцию.
(Во время работы детей негромко звучит фонограмма новогодней музыки.)
По окончании работы дети вешают украшения на елку.
5. Рефлексивно-оценочный этап
— Молодцы, ребята, вы славно потрудились. Посмотрите, какая нарядная елка у нас получилась! У вас у всех получились необычные новогодние игрушки. То-то Дедушка мороз удивится!
Вы довольны своей работой? Красивые смастерили игрушки? Какая игрушка особенно понравилась? Что понравилось делать? Что вызвало затруднение?
Хотите еще заняться изготовлением игрушек?
Дед Мороз передал ёлку и малышам, а игрушки делать они не умеют. Хотите им помочь? Предлагаю завтра сделаем украшения для детей младшей группы.
А теперь давайте уберём инструменты и приведём своё рабочее место в порядок.
Уборка рабочих мест.
Конспект занятия «Мастерская Деда Мороза» Тема: «Мастерская Деда мороза». Цель: познакомить детей с традициями празднования Нового года, сформировать элементарные представления о.
Выставка «Мастерская Деда Мороза» Праздник «Новый год» — самый волшебный праздник в году. Его любят все, а особенно дети. Он приносит много радости и веселья. Чтобы праздник.
Презентация «Мастерская Деда Мороза» Поделки выполненные детьми. Цель: Вызвать интерес к предстоящему празднику. Создать праздничное новогоднее настроение. Задачи: Приобщить.
Фотоотчет «Мастерская Деда Мороза» Доброго времени суток, уважаемые гости! Приближается всеми любимый, долгожданный и волшебный праздник — Новый год! В нашей группе открылась.
Конспект занятия для второй младшей группы «Письмо для Деда Мороза» (пластилинография) Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.
Конспект занятия для детей с ОВЗ «Предновогоднее путешествие Деда Мороза» Цель: уточнить и расширить запас представлений о различных видах транспорта. Задачи. Образовательные: — продолжать знакомить с названиями.
Конспект занятия по физкультуре в средней группе на новогоднюю тематику «Выручаем Деда Мороза» Образовательная область: физическое развитие. Возрастная группа: средняя. Вид деятельности: игровая. Тема занятия: «Выручаем Деда Мороза».
Мастерская Деда Мороза для родителей и детей старшего дошкольного возраста Цель: объединить родителей и детей в совместной деятельности, создать предпраздничное настроение. Задачи: привлекать родителей к совместному.
Конспект НОД «В Мастерской Деда Мороза» Конспект образовательной деятельности «В Мастерской Деда Мороза» Автор: Ермакова Галина Петровна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного.
Конспект занятия в старшей группе по конструированию из различных материалов «Как мы создавали вотчину Деда Мороза» Видео Занятие в старшей группе по конструированию из различных материалов «Как мы создавали вотчину Деда Мороза». Цель: упражнение в строительстве.
Источник