Спасательный конец Александрова. Особенности изготовления данного инвентаря
Безопасность плавсредств на воде всегда имела огромное значение. Неудивительно, что для защиты судов и их персонала в различные периоды истории использовались многие приспособления. Они прошли испытания временем и спасли множество жизней утопающих. К таким средствам следует отнести и известный конец Александрова, что был изготовлен ещё в 1914 году силами изобретательного матроса-спасателя Российской империи. Изначально его конструкция состояла из материалов, что имели распространение в тот исторический период: поплавков из пробки с брезентом, прочного линя из натуральных материалов и свинцового груза общим весом не более 200 грамм. Сейчас подобная конструкция выглядела бы очень архаично, поэтому все её элементы заменены на современные аналоги синтетического происхождения. Изменения коснулись и свинцового утяжелителя, который в конце XX века был заменён на менее травмоопасный мешочек с песком. Ведь последствия от попадания свинцовым грузом в утопающего могли быть очень печальными.
Использование
Изобретение прошло проверку временем и доказало свою состоятельность, поэтому спасательный конец Александрова присутствует на всех маломерных судах и в зонах потенциального риска (пляжах, зонах для купания и так далее).
Применение этого спасательного инвентаря осуществляется следующим образом: утопающему забрасывается конец линя, в то время как его противоположная часть остаётся в руках у второй стороны. Тонущий человек надевает петлю и заводит её себе под мышки, после чего его вытягивают из водной толщи (альтернативный вариант применения позволяет лишь взяться за конец Александрова). Ведь линь изготавливается из полипропилена и поплавков из пенополистирола, плотность которых гораздо меньше, чем у H2O, что позволяет обеспечивать положительную плавучесть (подобно спасательному жилету).
Применение и стандартизация
Очень многие владельцы маломерных судов, особенно если речь идёт об их первой регистрации или осмотре технического состояния, сталкиваются с проблемами. Безусловно, описание бюрократических сложностей этого процесса требует отдельной статьи, но главной преградой становится отнюдь не своеволие чиновников. Проблема возникает при оснащении маломерного судна по ГОСТу – обычно конец Александрова не соответствует выдвигаемым к нему требованиям. А виной всему – обилие дешёвых китайских товаров и, разумеется, дефицит сертифицированной продукции отечественного производства. Как итог, покупка готового линя для выручки утопающих очень затруднена или его стоимость завышена.
Изготовление
Поэтому лучше всего приобрести все необходимое и собрать спасательный конец Александрова своими руками. Для этого понадобятся следующие компоненты:
- полипропиленовая верёвка диаметром от 5 до 6 миллиметров и длиной около 30 м;
- большие пенопластовые поплавки (предпочтительнее всего шарообразной или эллиптической формы);
- водостойкая краска красного цвета.
Функционирование
В рамках этой статьи не будет лишним напомнить и об особенностях применения этого спасательного средства в чрезвычайных ситуациях. Меньшая петля линя надевается на левую руку, после чего большая энергично забрасывается вперёд. Утопающий хватается за неё и теперь его можно легко вытащить.
Источник
Спасконец морковка своими руками
В общем, решил сделать морковку своими руками.
Силовым элементом спасконца будет шайба из фанеры 10 мм. Благодаря такой конструкции хвататься за спасконец можно не только за петлю, но и за поплавок, не боясь вырвать его, как у недорогих моделей. Думаю, при спасении — не лишняя опция. Лучше, конечно, использовать текстолит — он не боится воды, но такого не оказалось.
Грубо выпиливаем шайбу электролобзиком.
И выравниваем края на фрезерном столе с помощью нехитрой остастки.
Диаметр шайбы подбирал таким образом, чтобы она плотно входила в утеплитель для труб. Для чего — расскажу далее.
Для придания поплавку нужной плавучести вырезал шайбы из пенополистирола — он достаточно твердый и легкий. Их можно было вырезать на той же оснастке, что и фанерную шайбу, но случилась какая-то авария и в мастерской отключили свет. Поэтому пенопластовые шайбы ровнял дома при помощи наждачной бумаги.
Чтобы фанерная шайба не боялась воды покрыл ее сначала акриловым лаком, затем обмазал эпоксидным клеем.
Анатомия поплавка представлена на следующей фотографии. Петля для спасаемого завязана на беседочный узел, сама веревка закреплена на двойной стопорный узел, петля для спасателя завязана жилковой петлей. В шайбах сделал нужные прорези для веревок и узлов.
Все клеил на эпоксидку, чтобы не боялось воды и не разъедало пенопласт. Эпоксидку брал с каучуком — она эластичная и не крошится. Высота поплавка получилась примерно 10 см.
Чтобы спасаемый даже гипотетически не мог получить фанерой по зубам обернул поплавок утеплителем для труб толщиной 10 мм — тоже на эпоксидку. Поплавок получился мягким, плюс дополнительная плавучесть. Здесь и пригодился правильный диаметр шайбы.
Жена сшила затягивающийся мешок с соответствующими отсеками и отверстиями. Высоту мешка подбирал экспериментально, чтобы в него хорошо укладывалась веревка. Получилось вместе с поплавком примерно 30 см. Диаметр мешка — примерно 12 см.
Веревку брал плавающую d7мм. Длина 25 метров. Петли протянуты через прозрачный шланг, чтобы они всегда были расправлены и за них было удобно хвататься.
Источник
Спаси себя сам: спаслента своими руками
Время бурного пробуждения природы ждут все: птицы, звери и, конечно, охотники, рыболовы, водные туристы. К сожалению, приятное времяпровождение на водоеме может быть омрачено несчастным случаем, который, однако, можно избежать. Главное — заранее позаботиться о спассредствах.
Для оказания помощи на открытой воде и на льду профессиональные спасатели применяют различные плавучие шнуры, снабженные петлями и поплавками.
Шнур бросают терпящему бедствие, чтобы он схватил его и по возможности надел на себя.
В первую очередь это «спасательный конец Александрова», обязательный для комплектования маломерных судов, и его многочисленные аналоги.
Матрос-спасатель свеаборгской спасательной дружины Василий Александров, в честь которого названо знаменитое спассредство, в 1890-х годах, как и все моряки того времени, имел большой опыт обращения с различными линьками (тонкими судовыми веревками).
К сожалению, наши современники такого опыта, как правило, не имеют, а многие даже не подозревают о существовании и пользе этого спассредства.
Эластичная предохранительная трубка, надетая на острую спасалку, позволяет переносить ее в кармане. На трубке нужно сделать пару широких вырезов для контролируемой деформации при ударе об лед. Фото автора.
В водном туризме широко применяются спасательные концы, уложенные в специальные мешки-сумки, — «морковки» (Throw Bags).
Названы они так за яркий, часто оранжевый или красный цвет. «Морковки» удобны в использовании: бросить нужно не просто шнур с поплавками, а плавучий мешок, из которого на лету разматывается уложенный в него шнур.
Опытные инструкторы подчеркивают: нужно уметь быстро достать спасконец, метко бросить его, правильно выбрать место броска.
Весной, когда лед быстро превращается в слоеный пирог с водой или в снежную кашу, нужен уже не заточенный штырь, а крепкий нож или миниатюрная садово-огородная лопатка. Фото автора.
Метание спасательного конца требует навыка и сноровки, согласованных действий многих групп мышц.
К тому же найти в продаже «морковки» непросто, поэтому предлагаю самостоятельно изготавливать индивидуальное средство для оказания помощи на воде и льду — спасленту.
Это высокопрочная текстильная стропа длиной более 10 метров, снабженная на противоположных концах глухими петлями (длина окружности петли 150 см).
Стропа уложена по часовой стрелке в спиралевидную бухту и размещена на диске из плавучего пористого полимера диаметром около 16 см.
Спасательная лента, прикрепленная к ярко окрашенному диску, хорошо заметна в воде, в зарослях, на снегу. На диске можно сделать пару отверстий — по аналогии с вырезами на блинах для штанги. Хвататься за диск с вырезами удобнее. Фото автора.
В середине диска сделано сквозное отверстие, в которое вставлен осевой болт, к нему прикреплена сама лента. В транспортном положении спаслента фиксируется резиновым кольцом, вырезанным из автомобильной камеры, или текстильной застежкой-липучкой.
Предлагаемое средство не заменяет традиционно применяемые спасательные концы, а дополняет их в некоторых чрезвычайных ситуациях; компактные размеры позволяют разместить спасленту в большом кармане куртки или сумочке. Чем шире лента (15–20 мм), тем легче ее сжимать рукой в стрессовой ситуации.
Вес зависит от применяемых для изготовления ленты материалов. Например, используют высокопрочный современный материал для изготовления строп (ременных лент), сумок и рюкзаков, выдерживающий большие нагрузки.
Метание спасленты занимает мало времени, мышечные усилия минимальны, а секунды в спасательной операции решают многое. Нужно раскрыть карман, вынуть диск с лентой, одной рукой удерживать конец, а другой бросать диск с лентой терпящему бедствие.
Если зимний рыболов заранее закрепит петлю спасленты, например, на ремне или шнуре, надетом через плечо, то при попадании в прорубь товарища он может бросить ему ленту еще быстрее.
Миниатюрная спаслента, изготовленная в виде катушки, — вариант для самостраховки на подледной рыбалке. Фото автора.
А если он сам провалится под лед, то у него есть шанс успеть бросить спасленту на лед в сторону предполагаемого прихода помощи.
Лента, прикрепленная к хорошо заметному яркому диску, брошенная метров на десять в сторону крепкого льда, может значительно ускорить вытаскивание пострадавшего: пришедшим на помощь товарищам не придется в стрессовой ситуации лихорадочно искать подручные средства и рисковать провалиться под лед рядом с пострадавшим.
Для хранения и транспортировки спасленты рекомендую сделать нагрудную, поясную или плечевую сумку, желательно сигнального цвета.
Наиболее простой вариант — вырезанный карман старой куртки или рюкзака. Лучше закрепить сумку на перекинутом через плечо крепком поясном ремне, альпинистском шнуре или аналоге альпинистской грудной обвязки.
Для эффективного использования спасательных приспособлений на льду, в лодке, на топком берегу нужно обладать определенными навыками. Охотникам и рыболовам стоит помнить об этом. ФОТО ДМИТРИЯ ВАСИЛЬЕВА
Перекинутый через плечо крепкий шнур или поясной ремень можно уверенно использовать для вытаскивания пострадавшего. Для изготовления спассредства хорошо подходит сшитый в кольцо автомобильный ремень безопасности — мягкий и достаточно прочный.
Обычный буксировочный текстильный трос из стропы, размещенный на травмобезопасном фанерном диске, склеенном между двумя яркими пенополиуретановыми дисками, может служить аналогом спасленты.
Зафиксировать сложенную бухту троса можно резиновым кольцом, вырезанным из автомобильной камеры: на диске с осевым болтом буксировочный трос удобно хранить в автомобиле, а при возникшей необходимости можно быстро оказать помощь.
Пострадавшего рыбака важно «причалить» с помощью спасленты к твердому льду на краю полыньи. От этого зависит успешность дальнейшего оказания помощи. ФОТО SHUTTERSTOCK
Поводок для собак крупных пород, изготовленный в виде рулетки, — хорошее вспомогательное средство для оказания помощи на льду. При необходимости его можно соединить со спаслентой для нужной длины и надежности.
В любом случае при самостоятельном изготовлении спасленты используйте только высокопрочные качественные материалы, от этого зависит успешность ее применения, жизнь и здоровье пострадавшего.
Источник
Конец Александрова, спасательное кольцо.
Конец Александрова (ил. 3.3-7) — это спасательное средство, предложенное матросом спасательной службы г. Выборга Александровым. Его изготовляют из бельного пенькового каната длиной до 30 м и диаметром 25—50 см. Многие спасательные станции вместо пенькового каната применяют капроновый (особенно летом).
| |
Иллюстрация 3.3-5: Метание спасательного круга | |
| |
Иллюстрация 3.3-6: Использование спасательного шеста | |
| |
Иллюстрация 3.3-7: Конец Александрова и его применение |
На одном конце каната имеется петля 3 длиной 60—65 или 90 см, на втором конце закреплены два еловых или сосновых поплавка 2 диаметром 10—11 см. Поплавки в виде плоских кругов, окрашенных в красный цвет, обеспечивают положительную плавучесть петли на поверхности воды.
На конце петли крепят груз I массой 250—300 г в виде хлопчатобумажного мешочка, набитого песком или мелкой крошкой пробки и покрытого оплеткой из пенькового бельного линя. На одном конце груза делают петлю, с помощью которой мешочек крепят к большой петле конца, на
другом конце также делают петлю 4 меньших размеров, которую спасатель надевает на руку.
При испытании на прочность канат должен выдержать нагрузку не менее 180 кгс.
Таблица 3.3-10: Применение конца Александрова
При подаче конца Александрова (ил. 3.3-7) его надевают на кисть левой руки. Этой рукой одновременно берут и. сам конец, собранный шлагом. В правой руке должны находиться петли с поплавками и грузиком с четырьмя — шестью шлагами. |
Сделав два-три круговых размаха, бросают конец вперед вверх по направлению к терпящему бедствие. |
Ухватившись руками за поплавки, пострадавший надевает петлю через голову под руки, после чего спасатель легко подтягивает его к себе. |
В настоящее время взамен кольца Александрова промышленностью выпускается и используется для спасания людей спасательное кольцо изготовленное из искусственных материалов диаметром 18 см и толщиной 3,5 см с пропиленовым линем с диаметром 0,5 см и длинной 25-30 м, имеющие положительную плавучесть.
При испытании на прочность кольцо и линь должны выдерживать нагрузку не менее 180 кгс. На свободном от кольца конце линя делается петля, которую спасатель надевает на руку.
Использование спасательного кольца аналогично «Концу Александрова» описанные выше.
Источник