Комнаты для психологической разгрузки своими руками
В советские времена основной задачей комнат психологической разгрузки было снижение общего и различных видов специфического утомления — позотонического, зрительного, слухового, двигательного, снятие эффектов монотонии и психического пресыщения.
Времена изменились, изменились люди, нагрузка на психику приобрела другую форму. И если раньше боролись с эффектами монотонии, то в наше время редкие профессии можно назвать монотонными, в основном из-за смещения количества рабочих специальностей в интеллектуальную сферу. Средний менеджер за время рабочего дня имеет дело с таким количеством информации, которое раньше растягивалось на месяц.
Кроме того, и в нерабочее время на человека выливается огромное количество ненужной информации. С каждым годом повышается интенсивность и насыщенность информационного потока – цветные телевизоры и мониторы, интернет, цветовые, световые и психологические приёмы, используемые в рекламе, плееры и мобильные телефоны.
Разумеется, комнаты психологической разгрузки и методы, применяемые в таких местах, меняются. Основной целью является психическое и умственное расслабление. При этом основой комнаты психологической разгрузки является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Свет является естественным, наиболее эффективным фактором воздействия на человека, он может служить универсальным средством лечения и коррекции нарушенных функций, поскольку помогает организму мобилизовать свои защитные силы и восстановить генетически заданное состояние здоровья человека. Свет определенного цвета воздействует сразу на физическом и психологическом уровнях, гармонизирует состояние человека, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы, исцеляет.
Источник
Комната психологической разгрузки
Данная статья раскрывает понятие и цели применения комнаты психологической разгрузки и релаксационного пространства.
Комната психологической разгрузки
Психологическая разгрузка является чрезвычайно актуальным и действенным способом гармонизации психоэмоционального состояния личности, потому комнаты психологической разгрузки чрезвычайно популярны.
Активно применять данный метод начали с 20 века. Первое определение «Комната психологической разгрузки» упоминается в психологической энциклопедии, которая датируется 1989 годом. Этот метод быстро набирал свою популярность, ведь оказался очень эффективным.
Исходя из тезисов энциклопедии психологии и ряда современных психологических изданий, мы можем определить, что комната психологической разгрузки — это специально организованное пространство, целью применения которого выступает гармонизация психоэмоционального состояния, снятия переутомления и повышения уровня работоспособности человека.
Данный метод основан на комплексном подходе для оптимизации психических процессов, которое имеют общее название «психологическая разгрузка» и включают в себя психологические и физиологические средства восстановления работоспособности, предупреждения переутомления и эмоционального выгорания. Устанавливать комнаты психологической разгрузки можно как на предприятиях, так и в школах и детских садах. Чаще всего в комнатах психологической разгрузки решаются внутриличностные проблемы, например, личностные проблемы- ссора с близким человеком или смерть эмоционально значимой личности. Также это могут быть межличностные конфликты- очень натянутые отношения с коллегами или руководством. Кроме того, иногда могут произойти конфликты внутренних и внешних факторов, например — вынашивание плохих эмоций, игнорирование собственных желаний, что приводит к фрустрации и снижению уровня мотивации и работоспособности, творческий кризис. Цели, которые ставит перед собой человек, который посещает комнату психологической разгрузки соответствуют мотивам его визита. Комнату психологической разгрузки можно устанавливать на любом предприятии ведь данный психологический метод является универсальным.
Особое внимание следует обратить на формирование комнаты. В функционировании комнаты психологической разгрузки большую роль играет площадь пространства, оборудования, оформление комнаты. Площадь комнаты психологической разгрузки зависит от числа ее посетителей — минимальная площадь комнаты психологической разгрузки 2 квадратных метров на одного человека. Оборудование должно быть очень удобным, наибольшее внимание уделяют креслам — они должны быть удобными и пригодными для, как сидения, так и для лежания. Поверхность кресел должна быть гипоаллергенной и практичной. В комнате должны быть аудио и видео приборы, устройства мультимедиа и интерактивы. Оформление комнаты психологической разгрузки имеет свои параметры, например, значительную роль играет освещение комнаты.
Источник
Комната психологической разгрузки как инструмент управления стрессом
В современном мире часто профессиональная деятельность сопряжена со стрессами, вызванными различными стрессогенными факторами: высоким уровнем ответственности, работой с большим объемом информации, перегрузками, конкуренцией, межличностными конфликтами и т.д. Стресс, который испытывает сотрудник, могут усиливать и личностные факторы: возрастные кризисы, эмоциональная неустойчивость, проблемы в семье и др. Всемирная организация здравоохранения назвала профессиональный стресс болезнью XXI века.
Одним из инструментов управления стрессом на рабочем месте является создание комнаты психологической разгрузки, позволяющей снизить психическое напряжение и быстро восстановить работоспособность.
Первые кабинеты психологической разгрузки появились в Голландии в конце 1970-х гг. и рассматривались в качестве развлечений. К концу 1980-х гг. английские реабилитологи увидели позитивные терапевтические результаты работы данных кабинетов.
1 августа 2019 г. Министерство здравоохранения Российской Федерации представило Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Особое внимание в этом проекте уделено сохранению психологического здоровья и благополучия персонала. В частности, Минздрав России рекомендует работодателям создать комнату психоэмоциональной разгрузки, которая позволит проводить профилактику утомляемости сотрудников на рабочем месте и как результат повышает производительность труда, уменьшает восприимчивость к стрессу, снижает количество ошибок.
В Приволжском институте повышении квалификации ФНС России в сентябре 2019 г. для сотрудников и слушателей начала функционировать комната развития стрессоустойчивости и психологической разгрузки. На занятиях они знакомятся с различными методами психоэмоциональной регуляции, в частности, с аутотренингом – одной из эффективных техник преодоления стресса. Аутогенная тренировка позволяет:
- укрепить нервную систему, успокоиться, снять физическое и психическое напряжение;
- снять физическую и моральную усталость, быстро отдохнуть;
- нормализовать сон;
- активизировать внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям;
- повысить работоспособность, жизненный тонус и защитные силы организма.
Кафедра психологии профессиональной деятельности
Источник
Уголок психологической разгрузки
консультация на тему
Рекомендации воспитателям по созданию психологического уголка в группе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_psihologicheskoy_razgruzki.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему
«Организация психологического уголка в группе ДОУ»
(в рамках семинара «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО»)
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития ;
- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения [2].
В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.
Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
Цель уголков : сохранение психологического здоровья воспитанников, что отвечает ФГОС ДО; создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.
- Зона для релаксации и саморегуляции:
- Уголок для уединения. Уголок уединения призван решать задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету. Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади.
- Мягкие подушки (в том числе, «Подушка-подружка») или мягкая мебель;
- Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
- Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
- Груша для битья, поролоновые подушки (кукла «Бо-бо»);
- Мишени, дротики на липучках, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
- Набор бумаги для разрывания;
- «Коврик злости» — если они злишься, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
- «Стаканчики для крика». Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
- «Говорящие молоточки» — молоточки, издающие смешные звуки. Если ребенок сердится, он может «поругаться» с помощью такого молоточка;
- «Ведерки для страхов». Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
- «Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
- «Стульчик доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
- «Волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
- Емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами;
- Шнуровка, ленточки, плетение кос;
- Дидактическая игра «Собери бусы»;
- Цветные клубочки пряжи разного размера. Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.
- Массажные мячи -«ежики». Обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
- «Мешочки настроений» — один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением (мешочек радости, веселого настроения, улыбок), другой – из темного материала, с изображением лица с плохим настроением; мешочки завязаны шнурками. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, плотно завязать, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
- Зона повышения самооценки.
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому в уголках могут быть:
- «Коробочки добрых дел», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
- Подиум;
- Медали;
- Мини-стенд «Герой дня»;
- «Сонные игрушки» (в период адаптации к ДОУ) — мягкие игрушки размером от 10 до 20 см, расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей). Для детей гиперактивных – игрушки с наполнителем. Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками: «Это сонные игрушки. Они помогут вам заснуть и увидеть сказочные сны». Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки. Вместе с игрушкой педагог подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к каждому, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения, вселяя в него чувство уверенности. Например: «Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова (можно их произнести), и ты ему прошепчи тоже что-то приятное и приласкай его». Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения ребенка. Игрушки тоже необходимо менять. После того как все игрушки «выбрали» детей, музыка затихает, и дети отдыхают. Пробуждаются дети под музыку, аккуратно ставят игрушку на полочку, поблагодарив за сон.
- Зона коммуникативного развития
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
- «Коврик дружбы» («коврик мира») — кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера. Педагог пишет на нем имена всех детей, а дети помогают его украсить. Как только возникает спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии.
- «Подушка примирения» — подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки. Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
- «Коробочка для примирения» — яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы. Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
- Игра «Мое настроение» («Доска настроений»). Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
- Парные картинки — помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.
Где и как расположить психологический уголок – нужно решать индивидуально в каждой группе. Если совсем мало места – можно сделать складной уголок или зоны разнести в разные места.
1. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я Зедгенидзе. – Изд. 2-е. — М.: Айрис-Пресс, 2006.
2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
4. Смолякова Е.Н. Организация психологических уголков в группе детского сада // Воспитатель дошкольного учреждения. – 2013. — №4.
5. Соседенко Т.А. Дизайн-проект «Психологический уголок» // Справочник старшего воспитателя. – 2011. — №1. – с. 36.
Карта для анализа «Оснащение психологического уголка в группе»
Дата заполнения Карты __________________________
Источник