- Электронный коммутатор зажигания для скутера
- Схема подключения (распиновка) коммутатора мопедов Delta и Alpha
- Коммутатор для альфы своими руками
- Установка индикатора включенной передачи на мотоцикл
- DC коммутатор
- Как заменить датчик?
- AC коммутатор
- Что такое датчик Холла?
- Коммутатор на мопед Альфа
- Распиновка
- Особенности обслуживания
- Примечания
- Особенности электрооборудования
- Что делает датчик Холла в скутере
- Источники энергии
- Органы контроля и управления
- Обслуживание мопеда
- Выводы
- Этапы настройки зажигания
- Подключение стробоскопа
- Регулировка угла опережения зажигания
- Особенности оборудования
Электронный коммутатор зажигания для скутера
При разработке данной схемы ставилась задача сделать компактную универсальную плату коммутатора, которая позволяла бы быстро и без перепайки деталей повторить разные варианты существующих промышленных образцов, из тех, которые можно купить в магазине. Выглядят они все примерно так, как показано на Рисунке 1.
Рисунок 1. | Внешний вид и «начинка» коммутаторов. |
Основной недостаток этих коммутаторов – низкая надежность. При этом ремонтировать их не представляется возможным, поскольку сама электронная плата в корпусе залита компаундом.
В Интернете можно найти множество вариантов электронных схем таких коммутаторов, и различия их, в принципе, незначительны. Каждый производитель делает схему под свой тип двигателя. На Рисунке 2 приведено несколько примеров таких схем.
Рисунок 2. | Варианты схем электронных коммутаторов. |
Все эти схемы можно в изобилии найти в Интернете, как правило, без подробных описаний и конкретных примеров применения. Как видно, схемы различаются, в основном, наличием или отсутствием RC-элементов в цепи управляющего электрода тиристора и количеством диодов, что позволяет получать различные параметры управляющих импульсов и, таким образом, менять угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.
В данной статье приведен пример универсальной платы такого электронного коммутатора, позволяющей с помощью подстроечных элементов подобрать подходящий вариант без перепайки схемы. После настройки схемы с конкретным типом двигателя в различных режимах его работы все подстроечные элементы нужно будет заменить на постоянные, подобрав соответствующие номиналы.
Рисунок 3. | Принципиальная схема электронного коммутатора. |
В схеме (Рисунок 3) использованы диоды 1N4007 (1000 В, 1 А) или любые с аналогичными параметрами, отечественный тиристор типа КУ202Н (можно поставить импортные, например 1N4202, BT151-400…800, TYN1012, 2P4M; они меньших размеров, и их выводы припаиваются к соответствующим проводникам печатной платы).
Для подключения внешних элементов (конденсаторов и дополнительного диода 1N4007) удобно использовать любые малогабаритные разъемы. На схеме они обозначены J1 … J4. Допустимое напряжение конденсаторов С, как и С1, должно быть не менее 400 В.
Рисунок 4. | Внешний вид прототипа электронного коммутатора. |
Следует иметь в виду, что печатная плата устройства, показанного для примера на Рисунке 4, рисовалась без учета цоколевки реального разъема, которого на тот момент просто не было под рукой, поэтому разъем был установлен позже с обратной стороны платы (со стороны печатных проводников). Ниже приведен «нормальный» вариант платы (Рисунок 5), с учетом цоколевки, поэтому стандартный разъем на ней следует устанавливать со стороны деталей. Расположение деталей на печатной плате показано на Рисунке 6.
| |||||
Рисунок 5. | Печатная плата коммутатора (размеры 40 × 60 мм). | Рисунок 6. | Расположение деталей на печатной плате коммутатора. |
Необходимо еще раз напомнить, что схема разрабатывалась как отладочная, поэтому для ее использования в реальных уличных условиях после всех настроек и регулировок следует заменить подстроечные элементы на постоянные с такими же или наиболее близкими номиналами и поместить плату в подходящий герметичный корпус, либо залить эпоксидной смолой или каким-нибудь другим изолирующим компаундом.
Источник
Схема подключения (распиновка) коммутатора мопедов Delta и Alpha
Каждая модель мопеда или скутера имеет свою определенную модель коммутатора, а также разьемы подключения. Распиновка также может отличаться, причем в некоторых случаях, значительно.
Если вам нужно знать, как именно должен подключаться коммутатор ваших мопедов Alpha или Delta, а также конкретное назначение каждого провода, всю информацию вы найдете в приведенной ниже схеме.
Обратите внимание, что одни и те же коммутаторы могут устанавливаться и на другие мопеды китайского производства, абсолютных клонов мопедов Alpha и Delta, и таких очень много.
Распиновка коммутатора на самом деле предельно проста.
- Под цифрой 1 должен находится черно-желтый провод, который идет к катушке зажигания.
- Под цифрой 2 находится черно-красный провод, который отвечает за питание.
- Контакт, который указан цифрой 3 не используется вообще, а точнее он отсутствует.
- 4 контакт, черно-белый, отвечает за выключение двигателя (глушилка) и ведет к замку зажигания.
- Контакт под номером 5, сине-белый, идет к датчику холла.
- Ну и 6, зеленый, это масса.
Фишка на этих коммутаторах всегда зеленого цвета, это видно на первой фотографии.
Источник
Коммутатор для альфы своими руками
Спортивный коммутатор на мопед Альфа
Многие владельцы мопедов Альфа или Дельта, желают сделать небольшой тюнинг мопеда не только снаружи, но и как говорится «в сердце», то есть как-то улучшить его эксплуатационные качества, повысить динамику и скорость. Не даром слово «тюнинг» означает «настройка». Вот об этой настройке мы и поговорим. Ковыряться в двигателе и менять ЦПГ мопеда не всегда хочется, потому, что претензий к ней нет. Мопед хорошо заводится, едет тоже не плохо, на свой объем, как говорится. Не охота разбирать обкатанную поршневую. И тут мы вспоминаем, что помимо объема двигателя, на скорость и динамику влияет не только цилиндро-поршневая группа. Такие вещи как карбюратор и зажигание, а точнее коммутатор, тоже далеко не последние детали. Поговорим о коммутаторе.
Чтобы двигатель имел приёмистость и вообще работал, рабочую смесь нужно поджечь в определенный момент, примерно 2,5 — 3 мм до верхней мертвой точки хода поршня. Именно это условие учтено и заложено в заводском коммутаторе. При таком опережении для двигателя самые оптимальные обороты — средние, примерно от 2-х до 5-ти тыс. оборотов в минуту. При этих оборотах достигается максимальный крутящий момент и экономичность.
При увеличении оборотов двигатель как-бы разрывается, он набирает обороты, но заметно слабее, пока не упрется в отметку 8 тыс. оборотов. При чем расход топлива на таких оборотах намного превышает заявленные 2л/100км. Эти явления объясняются просто: при таких оборотах рабочую смесь нужно поджечь еще раньше, например за 4 мм до в.м.т., иначе смесь просто не успевает полностью сгорать, в следствие чего энергия горения не полностью воспринимается поршнем, а просто улетает в трубу через уже открытый выпускной клапан.
С другой стороны, если опережение сделать постоянно таким ранним, на холостых и средних оборотах двигатель будет работать не устойчиво, пререгреваться и ,возможно, стрелять в карбюратор. Поэтому нужен так называемый формирователь угла опережения зажигания, проще говоря ФУОЗ. А точнее нужен коммутатор с таким ФУОЗ. Такие коммутаторы называют спортивными, тюнинговыми и т.д. Но, на мопеды Альфа таких коммутаторов нет, или они очень редки.
Поэтому, некоторые владельцы таких мопедов, имея некоторую подготовку и принципиальную схему, изготавливают такой коммутатор самостоятельно. Но что делать, если ничего не смыслишь в электронике? Можно взять такой тюнинговый коммутатор для 4т китайского скутера, благо их есть много и разных моделей. Возникнут сложности с подключением, а в остальном они полностью подходят, потому как генераторы таких скутеров выдают теже параметры что и генератор мопеда Альфа или Дельта. Вот схемы подключения этих коммутаторов:
Для началу стоит сразу отметить, что для внешнего тюнинга мопед не должен иметь таких дефектов как ржавчина на видных местах, вмятины, треснутый пластик или оптика. На внешний вид они сильно влияют, разумеется не в лучшую сторону. В советское время и на советской технике было модно вешать длинные брызговики, и на переднем и на заднем колесе. Вырезали их чаще всего из тракторных камер, и снизу прикручивали круглый отражатель красного или оранжевого цвета. Сейчас такое «новшество» будет выглядеть смешно и колхозно.
Для красоты Вашего можно использовать фильтр нулевого сопротивления. Сразу отметим, что это вопрос спорный, и ставить такой фильтр или нет – дело каждого лично. Но, современные фильтры такого типа довольно неплохо сделаны. Их нужно просто чаще менять или пропитывать. Так вот о фильтре. На таких мопедах как Альфа и Дельта карбюратор находится на очень видном месте, и хороший фильтр будет неплохо смотреться, особенно в виде самолетной турбины. Еще один плюс от такого фильтра – надежное крепление. Резиновый патрубок, особенно на Альфе очень часто рвется и трескается, особенно в холодное время. Идем дальше. Зеркала. Тут как говориться, на вкус и цвет.
Но, будет неплохо если они совпадут с цветом установленного фильтра. Можно поставить зеркала с указателями поворотов, что тоже не помешает в городе. Про всякие насадки на глушитель говорить не будем, лучше самостоятельно изготовить целый глушитель, хотя стоковый издает неплохой звук, особенно для 72 кубовых моторов, там отверстие больше. Во многом все зависит от стиля, который Вы хотите придать Вашему транспорту. Если четкого стиля нет, нужно не переборщить, комбинируя разные варианты. Например, в некоторых случаях будет красиво смотреться бахрома, свисающая с ручек. Сделать её можно самому из подходящего куска черной кожи. Нужно два кусочка длиной в две длины ручки.
Ширина определяется диаметром ручки. Выворачиваете на изнанку , и плотно сшиваете вокруг ручки. Снимаете, выворачиваете обратно. Получилась как трубочка, шов остался внутри. Одеваете на ручку (должно сидеть плотно, чтобы не проворачивалось), свисающую часть просто порежьте ножницами на полоски шириной 5 мм. И то же можно проделать с сидением. В габариты вместо ламп поставьте диоды нужного цвета. Сзади красный. Спереди белый, но не в коем случае не синий, не зеленый и не красный. Запрещено ПДД, и честно говоря некрасиво.
Можно наклеить в невидных местах светодиодные ленты, так чтобы они светили вниз, а не вверх или в сторону, будет слепить других. Цвет можно по вкусу. И еще совет: не используйте так называемый «тупой» тюнинг,- не вставляйте никаких свистков в глушитель, не цепляйте светоотражатели на спицы (по крайней мере пластиковые и железные) — нарушите баланс колес, не вешайте автомобильные колпаки на колеса и т. д. Желаем творческих успехов.
Источник
Установка индикатора включенной передачи на мотоцикл
— это устройство, которое отвечает за подачу на свечу зажигания импульсов высокого напряжения. Это устройство работает в паре с катушкой зажигания.
Для начала рассмотрим, какие существуют типы коммутаторов для мопеда. Их немного, только три:
- Коммутатор со встроенным высоковольтным генератором (DC CDI)
- Коммутатор, который нуждается в источнике высокого напряжения (AC CDI)
- Катушка-коммутатор
Рассмотрим каждый вкратце.
DC коммутатор
В силу своей простоты подключения это один из самых распространенных коммутаторов на мопед. Самая базовая модель имеет всего 4 контакта:
- Катушка зажигания
- Датчик Холла
- Плюс(12В);
- Минус
Коммутаторы подобного типа существуют в различных модификациях:
- с ограничителем макс. оборотов
- без ограничителя
- с дополнительными контактами
- с изменением фаз опережения зажигания
Как заменить датчик?
Неисправность датчика Холла в скутере диагностируется с помощью тестера. При нормальной работе датчика показатель должен быть выше о,4 В.
Если Ваш измеритель неисправен, его необходимо заменить. Это делается следующим образом:
- Снимите трамблер, освободив его от крышки. Отметьте положение бегунка перед заменой. Внутри находится штифт, его нужно убрать. Удалите также муфту 22 (маслоотражательную) и шайбу.
- Снимите винты датчика Холла и его крепления. Осторожно вытащите прибор.
- Произведите необходимый ремонт или установите новый датчик, произведя все действия в обратной последовательности.
Датчик холла (ДХ) получил обширное распространение в автопромышленности, ведь благодаря этому контролеру удалось разом решить несколько задач. Датчик холла сегодня устанавливается и на 2-колесные транспортные средства, такие как скутер.
AC коммутатор
Этот тип коммутаторов для мопеда прекрасно справляется без 12 В постоянного тока. Несмотря на более простую конструкцию, он имеет немного усложнённый вариант подключения к электрической цепи мопеда. Этот тип коммутаторов, в силу малых габаритов, существует без ограничителя макс. оборотов, а также может работать в тех условиях, при которых DC коммутатор неработоспособен. То есть, сняв аккумулятор, замок зажигания, реле-регулятор мопед с АС коммутатором заведётся и поедет.
Что такое датчик Холла?
Этот датчик основан на эффекте Холла или холловском напряжении, заключающемся в том, что при перемещении в магнитное поле проводника с постоянным током он порождает поперечную разность потенциалов.
Это электромагнитное явление названо в честь открывшего его в 1879 году балтиморского ученого Эдвина Холла. Холл обнаружил возникновение поперечной разности потенциалов на тонких золотых пластинках, однако применение его открытия на практике стало возможным лишь спустя 75 лет, в эпоху активного развития производства полупроводниковых пленок. Свое применение эффект Холла нашел в одноименном датчике, используемом в автомобилях и скутерах для улавливания разности потенциалов на сторонах пластины, то есть в качестве измерителя магнитного поля.
В наше время выделяют два основных вида датчиков Холла:
- Цифровые, определяющие присутствие электромагнитного поля.
- Аналоговые, преобразующие индукцию поля в напряжение.
Схема датчика Холла:
- постоянный магнит;
- лопасть ротора;
- магнитопроводы;
- пластмассовый корпус;
- микросхема;
- выходы.
Коммутатор на мопед Альфа
В этой части статьи мы рассмотрим особенность распиновки коммутатора на мопед Альфа (и в довесок – Дельта), а также узнаем назначение каждого провода. Вся информация представлена на схеме ниже.
Примечателен тот факт, что одинаковые коммутаторы могут устанавливаться на мопеды различных марок китайского производства, так как существует масса клонов Альфа.
Как мы видим распиновка данного коммутатора очень проста.
Распиновка
- Черно-желтый провод 1
, идет к катушке зажигания. - Черно-красный провод 2
отвечает за питание. - Контакт 3
отсутствует в принципе. - Черно-белый провод 4
отвечает за глушение двигателя и идет к замку зажигания. - Сине-белый контакт 5
идет к датчику Холла. - Последний, зеленый контакт 6
является массой.
Схема проводки на мопед Альфа: особенности отечественной эксплуатации
С развитием торговых отношений между Россией и Китаем, в нашу страну помимо традиционных трикотажных товаров и бытовой электроники стали массово завозить различную авто и мото технику. А поскольку отечественная мотоциклетная промышленность переживала спад, то новинки пришлись по вкусу мотолюбителям, и стали массово приобретаться для собственных нужд.
Классический вид мопеда Альфа
Особый интерес представляет мопед ALPHA с двигателем воздушного охлаждения который продается на территории РФ как «Альфа
110сс» или «
Альфа
49». Цифры в названии обозначают рабочий объем двигателя:
- Четырехтактный двигатель воздушного охлаждения объемом 49 куб. см, мощностью 4,5 л.с.;
- Четырехтактный двигатель воздушного охлаждения объемом 110 куб. см, мощностью 7 л.с.
Мопеды своим внешним сходством с мотоциклами отличаются от скутеров, хотя и представляют собой отдельный класс. Тем не менее, сочетание технических параметров, простоты в обслуживании своими руками и невысокой эксплуатационной стоимости сделали данный мопед лидером продаж на российском рынке мототехники.
Справочно: в Китае сборкой модели ALPHA занимаются сразу несколько производителей. Среди них компании Horse, Chong Qing Bull, WONJAN, Omaks и ряд других. Сборкой мопедов занимаются и в России такие компании, как АВМ и СМото. При этом схема электропроводки мопеда Альфа идентична вне зависимости от места сборки.
Особенности обслуживания
К сожалению, поставщики мототехники не всегда учитывают особенности исполнения того или иного вида транспортного средства
, предполагая, что низкая цена — главнее. В частности, большинство поступающих под брендом ALPHA мопедов в Россию, не рассчитаны на наши климатические и дорожные условия.
Оригинальная схема проводки мопеда Альфа с двигателями 49 и 110 куб. см
Проявляется это в следующем:
- Большинство мопедов эксплуатируется по бездорожью (в сельской местности, для поездок на природу, рыбалку и т.п.). А заводские шины, литые обода, пружины и амортизаторы не рассчитаны на подобные нагрузки;
- Качество бензина и масла также далеко от идеального, что влияет на эксплуатационные параметры мопеда;
- Мопед не предусматривает эксплуатацию при минусовых температурах.
Примечания
Опытные мастера по ремонту таких устройств, как мопед, объясняют частую неисправность зажигания этих устройств следующим образом. Еще на заводе производителе мопед снабжается поздним зажиганием, следствием чего является невероятно вялый отзыв зажигания на ручку акселератора и накапливающийся нагар на свече. Поэтому важно знать метод, как выставить запуск мотора, для самостоятельного возвращения его к жизни.
Особенности электрооборудования
В отличие от отечественных мотоциклов и мопедов, Альфа
уже в базовом исполнении имеет ряд преимуществ:
- Электронное 12В зажигание;
- Электрический стартер;
- Электронный тахометр на панели приборов.
Проводка на мопеде
Альфа с электронным коммутатором в системе зажигания
Справочно: электронное зажигание обеспечивает беспроблемный пуск двигателя и его устойчивую работу во всех режимах эксплуатации. Простая схема и легкость замены своими руками вышедших из строя компонентов существенно упрощают пользование транспортным средством.
Что делает датчик Холла в скутере
Измерение напряженности в магнитном поле необходимо в различных двигателях. Обычно датчик Холла используется при работе с системой зажигания в автомобиле или скутере. Преимущество использования именно этого устройства заключается в бесконтактном воздействии. Его можно применять к измерителям уровня жидкости, к измерению силы тока, при управлении двигателями и при чтении магнитных кодов. Датчик Холла полностью вытеснил герконы, механически замыкающие и размыкающие электрическую цепь при должном изменении напряженности магнитного поля;
В скутере датчик Холла может быть элементом датчика зажигания двигателя. Иногда он служит для слежения за током нагрузки и отключения в случае чрезмерной подачи тока, поскольку прибор может сломаться, если будет испытывать резкие скачки напряжения. Благодаря отсутствию контактов и невозможности загрязнения датчик Холла идеален для скутера.
Источники энергии
На мопеде применена схема с аккумуляторным источником электроэнергии. Изготовителем не рекомендуется его эксплуатация без АКБ, а схема электропроводки на мопед Альфа дополнительно оснащена реле-регулятором (см. также схему электропроводки УАЗ 31512).
Проводка на Альфу защищена от перепадов напряжения
Шестикатушечный генератор также хорошо справляется со своими обязанностями:
- Поддерживает напряжение во всем диапазоне оборотов двигателя;
- Обеспечивает работу головного света и габаритов во время движения.
Справочно: заводская инструкция не разрешает установку дополнительных осветительных проборов. Также запрещается использовать на мопеде
лампы головного света больше указанной в технической документации мощности.
Органы контроля и управления
Наличие информативных приборов делает эксплуатацию мопеда достаточно простой, что и привлекает многих покупателей. Причем, что характерно, достаточно большое количество новичков решается на покупку двухколесного транспортного средства
, выбирая именно мопеды
Альфа
.
Схема проводки на мопеде Альфа
с электронным тахометром
Столь же простое управление мопедом также способствует его популярности. Все основные функции транспортного средства
вынесены на руль, а их состояние отображается на панели приборов:
- Скоростной режим;
- Обороты двигателя;
- Состояние заряда АКБ;
- Суточный и общий пробег (см. также схему проводки мотоцикла Урал).
Фото панели приборов на мопед Альфа
Обслуживание мопеда
Как и всякое транспортное средство, мопеды Альфа нуждаются в регламентных работах, суть которых сводится к:
- Замене деталей и узлов, чей ресурс выработался;
- Настройке и восстановлении заводских параметров работы основных узлов и агрегатов;
- Визуальном осмотре мопеда на предмет выявления поломок.
Китайские двигатели достаточно уверенно «отхаживают» по 20 000 км на наших отечественных ГСМ без поломок и переборки поршневой группы. Главное – своевременно заменять масло, особенно в период обкатки.
Если не эксплуатировать мопед в суровых условиях (зима, кросс по пересеченной местности и т.п.), то все сальники и резиновые уплотнения также прослужат долго.
Совет: почаще меняйте воздушный фильтр. Это сбережет карбюратор и облегчит пуск двигателя на всех режимах эксплуатации.
Выводы
Мопеды китайского производства просты и удобны в эксплуатации. Надеемся, что видео в этой статье вместе с оригинальными электрическими схемами поможет вам в обслуживании вашего двухколесного транспортного средства. А советы позволят избежать ошибок (см. также схему проводки Ява 638).
Современные мопеды и скутеры оснащаются электронной системой зажигания CDI (от англ. Capacitor Discharge Ignition), популярной у нас ещё с 70-х годов прошлого столетия и называемой тиристорной или конденсаторной. Она основана на разрядке конденсатора через первичную обмотку катушки зажигания и открытый тиристор для получения искрообразования в свечах. Однако регулировка угла зажигания (УЗ) на данных мопедах не предусмотрена. Автор путём простых изменений в схеме блока коммутатора ввёл регулировку УЗ, что качественно отразилось на работе двигателя.
Этапы настройки зажигания
Стробоскопом проверяется первая возможная поломка, для этого нужно проверить, есть ли мерные риски на синхронизации зажигания. Дорогостоящий стробоскоп редко кто имеет в свободном пользовании, но если есть возможность попросить его у знакомых, то начать работу лучше именно с этой проверки.
Для того чтобы начать проверку синхронности рисок на системе, необходимо тщательно прогреть мотор мопеда. Сильно напрягать мопед при этом не надо.
Подключение стробоскопа
После этого следует подключить стробоскоп. Если мастер работает с устройством впервые, то надо сначала внимательно изучить инструкцию по эксплуатации. От устройства отходят два провода, один из которых следует подключить к электропитанию мопеда, а второй провод индукции подключается к свече.
Простой стробоскоп для настройки зажигания мопеда
Как только при пуске на свече появится искра, яркий свет стробоскопа скажет об этом. Теперь следует направить этот появившийся свет на расположение мерных рисок и посмотреть, как они расположены относительно друг друга. Если все верно, риски стоят ровно, то настройка прошла как положено, дальнейшая регулировка не требуется.
Регулировка угла опережения зажигания
В случае если мерные риски не синхронно сопрягаются друг с другом, или их не видно, то придется настраивать пуск мопеда. Точнее, придется регулировать угол опережения зажигания. Разные модели китайских мопедов могут иметь различные способы регулировки. Поэтому перед началом работ необходимо изучить документацию, приложенную к мопеду. Регулировка должна проводиться соответственно инструкциям.
Если не понятно, где должны располагаться эти мерные риски, следует внимательно осмотреть маховик генератора, а также кожух маховика, и они сразу обнаружатся.
Дальнейшие работы требуют внимательного подхода, четкого соблюдения мер безопасности, так как придется осматривать и настраивать систему при заведенном моторе.
Особенности оборудования
Вернемся к стробоскопу. Для работы необходим такой вид этого устройства, который оснащен специальным датчиком подсчета оборотов каленного вала — на этот модуль стоит обратить внимание.
Если в руки мастера попал стробоскоп, который не имеет такого оснащения, то необходимо немного откорректировать ход работ. Требуется проводить проверку пуска на холостом ходу двигателя. Но тут тоже есть нюанс — следует быть уверенным, что холостой ход работает точно.
Результатом проверки должно явиться такое положение мерных рисок, при котором зажигание будет работать отлично. После того, как такое положение будет выявлено, его необходимо выставить. Дальнейшая регулировка по другим параметрам не рекомендуется.
Источник