ГИТАРНЫЙ КОМБИК С ЭФФЕКТАМИ
Вот результат почти 2-х недельной работы по сборке самодельного гитарного комбика с эффектами. Усилитель основан на микросхеме TDA2052, имеет мощность около 20 Вт. Для звуковоспроизведения использовался чешский динамик ARO 7908, вероятно, это лучшее, что можно получить в ценовой категории до 1000 рублей.
Схема УНЧ на TDA2052 для гитарного комбика
Схема блока создания гитарных эффектов
Но наиболее интересной частью комбика является блок предусилителя, взятый из проекта SansAmp, с эхо эффектом и также имитирующего звук ламповых усилителей от Fender, Marshall и Mesa с большими возможностями настройки, например 3 эмуляции позиционирования записывающего микрофона, заметно влияющие на звук — Off Axis, Classic, Center. Это позволяет получить довольно большую модификацию звука.
Вот принципиальные схемы предусилителя и эхо-эффекта, все что нужно сделать, это правильно их спаять.
Что касается микросхем ОУ, серия TL072 используются даже в оборудовании HI-END, возможно, не самых дорогих экземплярах, но они там есть, так что не стоит беспокоиться о шуме. В любом случае можно их заменить на аналогичные, например:
- TL06x — 3,5 В / мкс — низкое потребление тока от блока питания
- TL07x — 13 В / мкс — малошумящий операционный усилитель
- TL08x — 13 В / мкс — ОУ общего использования
Для последних двух серий микросхем производители дают THD на уровне 0,003%.
Решетка динамика — тут использовалась садовая сетка для газонов, она прочная и эстетичная.
И напоследок скажу, что звучит всё довольно прилично, как для такой маленькой конструкции. А на своём веку удалось поиграть на десятке фирменных примочек, так что есть с чем сравнивать. Файлы проекта тут
Форум по обсуждению материала ГИТАРНЫЙ КОМБИК С ЭФФЕКТАМИ
Самодельный аккумулятор на 9 В, литий-полимерный, собранный под стандартный корпус типа Крона.
Подключение и испытание усилительного модуля на транзисторах КТ835 от электрофона «Россия 321 Стерео».
Электромагнитное реле — теория и практика применения. Обозначение, виды, основные параметры и правила эксплуатации.
Источник
КОМБОУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
Представляем описание ещё одного варианта реализации комбика для игры на электрогитаре (первый есть тут). Сначала хотелось сделать усилитель (ламповый), но нужно же было к чему-то подключить его, поэтому начали с динамиков.
По опыту известно, что хороший звук гитары имеет частотную характеристику от 75 Гц. Должно быть подключение к усилителям со стандартными выходами, то есть 4, 8 и 16 Ом. Максимальная реальная мощность 100 Вт для домашнего использования, если потребуется то добавляется ещё АС на 2 динамика и уже будет 200 Вт. Конечно цена изготовления комплекта должна быть ниже цены магазинного с теми же параметрами, иначе смысл сборки своими руками теряется.
Используемые материалы
- Водостойкая фанера лиственных пород 14-20 мм. Не рекомендуется ДСП.
- Лучшая обивка — это натуральная или искусственная кожа.
- Клей для дерева, кисточка, матовая черная акриловая краска.
- Динамики 50 Вт 8 или 16 Ом, в зависимости от способа подключения.
- Винты с планками 25×25 для усиления стенок
- Пластиковые или металлические надписи.
- Ручки для переноски и ножки на колёсиках.
Сборка АС комбика
Наиболее важным элементом при изготовлении является выбор правильного «пакета» для используемых динамиков. Это влияет на окончательный звук АС. Неправильный выбор этих параметров приводит к тому, что громкоговоритель сам по себе издает странные звуки, имеет призвуки. После расчетов и практических изменений, пришло время столярных работ.
Тут использовался скошенный тип расположения из-за места использования — дом — чтобы динамик «говорил» непосредственно с исполнителем, а не с полом.
Применен комплект акустики для гитары на мощность 120 Вт, фото динамика вы видели выше.
Задняя часть была вырезана на 1/3 ширины из-за полуоткрытия колонки, в этом месте лучше всего звучит сетка настройки, вставленная в рамку.
Обертывание колонки заняло весь день. Если хотите, можете использовать транспортные колесики или же резиновые ножки с подстраиваемой резьбой, чтобы выровнять их по полу. Динамики крепятся винтами М6 с самоконтрящимися шайбами, чтобы они не ослабли от вибрации.
Внутри были приклеены и привинчены полосы 25×25 мм для придания жесткости конструкции против сильных вибраций. Для эстетической отделки передняя часть была сделана из дерева, так называемая четверть круга, вырезанная по размеру. Центр был покрашен матовой черной акриловой краской, затем подрезаны все отделочные материалы и теперь можно вкрутить динамики. Конкретные размеры не указаны, так как они вытекают из расчетов и типа используемых динамиков. После сборки вот окончательные фотографии работы.
Соединять динамики между собой внутри колонки можно разными способами:
- МОНО 16 Ом / 120 Вт (подключить динамики последовательно 8х2 Ом = 16 Ом)
- МОНО 4 Ом / 120 Вт (подключить динамики параллельно 8/2 Ом = 4 Ома)
- STEREO 2 по 8 Ом на 60 Вт, для этого используем переключатель на задней панели моно / стерео.
Схема лампового усилителя для гитары
Для колонки был собран гитарный усилитель мощностью 100 Вт. Схема — классический оконечник на EL34 x4. Использована схема Маршала 100 Вт. Но вы можете взять любую другую, отлично себя зарекомендовали вот такие:
Параметры трансформатора: размер сердечника высота 10 см ширина 12 см толщина 4,4 и вес почти 5 кг.
Трансформатор 220 В источника питания, выходное напряжение: 320 В 0,4 А; 16 В для управления реле и низковольтной части; напряжение накалов 6,3 В 8 А.
Покупка колонок в магазине с такими динамиками и УМЗЧ стоит от 800 долларов, поэтому самостоятельная сборка комбоусилителя вполне оправдана.
Звучание комбика
После подключения громкоговорителя к усилителю, можно увидеть колоссальную разницу в звуке по сравнению с китайской аппаратурой, скажем так «базовой цены». Просто совершенно другое звучание той же самой гитары!
После подключения к ламповому усилителю 50 Вт играет всё чисто, ничего не подзвучивает. Видно что качество динамиков и жесткость отделки корпуса являются крайне важными характеристиками.
Источник
Гитарный комбик с эффектами своими руками
Электрогитары выделяются на фоне остальных музыкальных инструментов тем, что не звучат сами по себе — их звук воспроизводится через специальное устройство, комбик (комбинированный усилитель), звуковой сигнал которому передаётся от гитары по электрическому кабелю. Поэтому звук электрогитары будет зависеть от используемого комбика даже больше, чем от самого инструмента. Тем более, что звук редко воспроизводится в сыром виде — практически всегда гитаристы используют различных эффекты, для придания звуку той или иной окраски для игры в разных стилях — от тяжёлого рока до классической музыки. Комбики называются так, потому что в одном корпусе комбинируют сам усилитель с блоком эффектов и собственно корпус с динамиком, служащий для непосредственного воспроизведения звука. Профессиональные гитаристы часто используют усилители отдельно от воспроизводящей часты — такая компоновка называется стэк, она позволяет добиваться большего разнообразия вариантов звучания, ведь можно менять отдельно различные кабинеты (акустический ящик, где стоит динамик) и усилители. Многие гитаристы, купив первую электрогитару сталкиваются с проблемой — дешёвые малогабаритные комбики звучат очень плоско и убого, а более продвинутые экземпляры могут стоить как несколько гитар. Однако при наличии радиолюбительских навыков и небольшом умении работать с деревом комбик можно сделать самому — если подойди к делу с умом, звучание получится сравнимым по уровню с хорошими фирменными моделями. В статье описывается общая концепция построения самодельного комбика, а также приводятся конкретные схемы электронной части.
Оконечный усилитель, в общем случае, не должен вносить каких-либо собственных искажений в сигнал — его задача лишь усилить сигнал по мощности и амплитуде, для возможности подачи на динамик и воспроизведения. От оконечного усилителя будет зависеть, в первую очередь, мощность комбика и соответственно его максимальная громкость. По сути, использовать можно практически звуковые усилители, используемые в магнитолах, например, автор предлагает использовать микросхему TDA2052. Максимальная выходная мощность в этом случае составит 20 ватт — самый оптимальный вариант, который подойдёт как для игры дома, так и даже для небольших гаражный выступлений.
Схема включения показана выше. Микросхема требует двухполярного напряжения питания, поэтому на схеме питающий трансформатор имеет две одинаковые вторичные обмотки. Напряжение питания должно лежать в пределах от ± 6 до ± 25 В, лучше не приближаться ни к самому верхнему, ни к нижнему пределу. Входной сигнал подаётся на контакт, обозначенный буквой «А», а к букве «О» подключается земля остальной электроники комбика. В остальном схема не имеет каких-либо особенностей — обычный усилитель, стоит лишь сказать, что в процессе работы, особенно на большой громкости, микросхема будет ощутимо нагреваться и потребует хорошего радиатора.
Отдельно стоит сказать про динамик — отличительной чертой гитарных комбиков от другой бытовой воспроизводящей аппаратуры является использование специальных гитарных динамиков. Если в Hi-Fi аппаратуре производители стараются добиться максимальной ровной АЧХ, чтобы воспроизводились и низкие частоты от самых 20 Гц, и высокие до 20 кГц, то в гитарной аппаратуре это будет только мешать. Гитарный динамик, напротив, не является широкополосным и диапазон воспроизводимых им частот залегает примерно от 60 Гц до 5-6 кГц. Если вместо гитарного динамика использовать обычный широкополосный — звук получится «песочным», т.е. появится неприятный, режущий слух высокочастотный «зуд». Между собой гитарные динамики отличаются, в первую очередь, размерами — больше всего ценяется за приятный звук динамики диаметром 10 и 12 дюймов, более маленькие устанавливаются, в основном, на недорогие либо компактные модели комбиков. На самодельный комбик можно установить, например, динамик Celestion Ten 30 — он стоит относительно недорого и позволит получить хороший звук.
Одним из самых необходимых эффектов и часто используемых эффектов является дилей — проще говоря эффект, похожий на эхо, поэтому имеет смысл встроить его прямо в комбик для удобства использования. Автор выбрал схему дилея, основанную на цифровой микросхеме PT2399, довольно простую и функциональную. Она содержит три ручки регулировки, позволяющих регулировать соотношение чистого сигнала и прошедшего через эффект, скорость повторов и их продолжительность. Помимо микросхемы PT2399 на схеме также присутствует операционный усилитель — подойдут TL072, TL082 и другие сдвоенные малощумящие. Собирается схема на печатной плате, представленной ниже. Те же рисунки плат в хорошем качестве можно найти в архиве в конце статьи.
Выше представлена схема предусилителя будущего комбика, взята она из фирменного прибора под названием SansAmp. Данная схема предусматривает множество вариаций звучания: присутствует эмуляция звучания трёх различных ламповых усилителей, обозначенных как «California», «British», «Tweed», эмуляция различного расположения микрофона относительно динамика — «Off Axis», «Center», «Classic», а также выбор каналов звучания «Hot wired», «Hi gain», «Clean». Схема полностью аналоговая и состоит из множества операционных усилителей, использовать можно те же распространённые TL072, TL082. Напряжение питания схемы составляет 9 вольт — такое же напряжение питания и у описанного выше дилея.
Помимо электроники звук будет формироваться акустическим оформлением ящика. При создании самодельного комбика желательно руководствоваться размерами заводских моделей, найти подходящую и просто скопировать размеры, чтобы не прогадать. При поиске модели для «копирования» размеров нужно ориентироваться на динамик — в идеальном случае он должен быть точно таким же. Далее остаётся лишь работа с деревом и внешнее оформление. Наиболее оптимальным материалом для комбика можно назвать фанеру лиственных пород дерева толщиной 15-18 мм. Сверху она обклеивается толексом, по сути, обычным дермантиром, по углам привинчиваются защитные уголки, сверху ручка. Вся электроника, в частности ручки регулировки, выводится на отдельную панель для удобного доступа. Отдельное внимание заслуживает задняя стенка комбика — очень часто комбики делают открытыми или полуоткрытыми, оставляя заднюю стенку наполовину открытой. Это очень сильно влияет на звук — в процессе постройки корпуса можно поэкспериментировать и подобрать желаемую «открытость» задней стенки, ориентируясь на слух. При аккуратном подходе ко всем этапам сборки получится отличный комбик, не уступающий фирменным моделям как по внешнему виду, так и по звуку. Удачной сборки!
Источник