Кольяр фламенко своими руками

Часть испанской культуры: разнообразие танца фламенко

На Ярмарке Мастеров наступила неделя Испании, и только это подтолкнуло меня на создание первой публикции на этом портале, а ведь я здесь уже чуть больше года. И поговорим мы о грустном, страстном, веселом и легком танце фламенко. Несколько лет этот танец был моей недостижимой мечтой, и уже сейчас я могу с уверенностью считать себя танцовщицей фламенко, пусть и начинающей 🙂

Публикация сделана для ознакомления с неотъемлемой частью испанской культуры.

Для начала давайте разберемся что такое фламенко?

Фламенко — танец испанских цыган. Фламенко — танец страсти и огня. Таким он предстает перед обывателями, вроде нас с вами, но не все догадываются о его многогранности и разнообразии. С помощью этого танца можно показать страсть, грусть, печаль, любовь. Фламенко — это не только танец, в нем сплетаются воедино голос, музыка и танец, создавая мощный образ на сцене, сражающий наповал своей энергетикой, заставляющий зрителя неотрывно следить за происходящим. Я расскажу о различных направлениях в этом танце, об основных понятиях, которые используют танцоры для обозначения основных движений, а также расскажу о костюмах фламенко.

Когда говорят о фламенко, часто упоминают дуэнде. Это эфемерное понятие души танца, без которого это искусство становится невозможным. Оно переводится как «магия», «огонь» или «чувство». Когда у нас, в России, говорят «В нем нет огня», то в Испании говорят «No tiene duende». Иными словами, танец не существует без души, танцор (исп. байлаор, bailaor) обязан быть вдохновленным, искренне чувствовать и выражать любые чувства, которые он хочет передать через свой танец. Он должен уметь достучаться до потайных уголков сердца зрителя, иначе это уже будет не фламенко. Гарсиа Лорка говорит, что испанским искусством «изначально правит терпкий дуэнде, необузданный и одинокий».

Стилей испанского танца бесчисленное множество. В частности, ниже представлена картинка дерева стилей фламенко, но конкретно остановлюсь только на наиболее популярных и на тех, которые знаю я.

Алегриас (ALEGRIAS)

Песни и танцы алегриас одни из самых жизнерадостных во фламенко, они несут в себе радость, свет и тепло. Алегриас носит веселый, но вместе с тем немного жесткий, триумфальный характер. Танец очень динамичный, активный, раскованный и грациозный. Его могут исполнять как мужчины, так и женщины. Хотя чаще его исполняют женщины. КомпАс (ритмический рисунок) состоит из 12-ти счетов и начинается обычно с 12. Я не буду углубляться в теорию компасов фламенко.

Булериас (BULERIAS) или Булериа (BULERIA)

Это быстрый молниеносный танец, состоящий из «мешанины» различных компасов, сменяющих друг друга. Специфический ритм булерии подчеркивается множеством сапатео (дробей), хлопков в ладоши, хлопков о колени, грудь, прыжков и других четких движений в очень быстром темпе.

Солеа (SOLEA)

В этом танце танцоры как раз и показывают то, что многие принимают за основное фламенко. Как раз в этом стиле танца танцоры показывают страсть и драматизм, рассказывают о боли и печалях. Компас солеа состоит из 12 счетов.

Севильянас ( SEVILLANAS)

Севильяна — один из наиболее прославленных стилей фламенко. В этом стиле есть жесткие ограничения: танцуется всегда в паре, музыка всегда имеет 4 куплета. Каждый куплет, соответственно, называется севильяной: первая севильяна, вторая севильяна, третья севильяна и четвертая севильяна. Компас севильяны 6-ти дольный, основными движениями являются севильский шаг и пасада. Фото движений, к сожалению, не нашла, но думаю, что те, кто занимается фламенко, поймут о чем я.

Здесь две танцовщицы танцуют севильяну (фото с просторов интернета):

Фаррука (FARRUCA)

Традиционно фарруку исполняют мужчины. Это мужской танец, величавый, торжественный, гордый. В нем танцор показывает себя во всей красе, свой профессионализм и высокое мастерство. Танец танцуется жестко, со вкраплениями сапатео (дроби ногами) и резкими поворотами. В наше время его могут исполнять и женщины. Это вольный стиль, его можно танцевать до тех пор, пока не устанет гитарист или танцор.

Читайте также:  Параллельный упор своими руками фрезер

Антонио Гадес и его фаррука:

Солеа пор булериа (SOLEA POR BULERIA)

Это один из основных стилей фламенко. Компас (ритм) такой же, как и в алегриас, но более медленный. изобилует медленными движениями рук и корпуса с вкраплениями быстрых молниеносных сапатео, эскобилий и поворотов. Конец танца ознаменовывается стилем булериа, музыка убыстряется, танцор увеличивает скорость сапатео, повороты и динамику танца.

На фото может быть уже конец танца:

Тангос (TANGOS)

Это веселый подвижный, как правило, быстрый танец, исполняемый на праздниках, фиестах, имеющий несложный четкий ритм. Основной компас: — 2 3 4 — 2 3 4 — 2 3 4 — 2 3 4, почти такой же четырехдольных ритм, привычный всем нам, но в музыке и в танце отсутствует первый счет. Тангос исполняется с помощью изысканных, грациозных движений, плутовских жестов и даже с ловкими, проворными изгибаниями. Здесь часто встречаются движения бедрами, плечами, очень пластичен корпус и руки.

Хотелось бы добавить кое-что о названиях в танце, о терминологии, которую применяют танцоры:

Компас (Compas, ударение на «а») — удар, ритм, размер. Ритмический цикл и основа для всех танцев фламенко. Используются три основных размера: двудольный, трёхдольный и разновидность двенадцатидольного такта, характерного только для фламенко.

Салида (Salida) — выход танцора или танцовщицы

Ямада (Llamada) — переход от одного элемента структуры танца к другому, с помощью таких движений танцор говорит гитаристу, что хочет сменить ритм или мелодию.

Эскобилья (Escobilla) — часть танца, где преобладает сапатео.

Сапатеадос или сапатео (Zapateados) — одна из самых важных особенностей техники фламенко. Ритмы сапатео отбиваются туфлями в ритм музыки или служат дополнением к музыке. Бывает несколько ударов:

Гольпе (исп. Golpe) — удар стопой.

Такон (исп. Tacon) — удар каблуком, чаще всего ударяют рядом с опорной ногой. Есть вариация а-такон (исп. a tacon), когда ударяют каблуком впереди себя.

Планта (исп. Planta) — удар подушечками пальцев, стараясь не касаться металлической частью туфлей пола. Может быт со звуком или без.

Пунта (исп. Punta) — удар ребром носка в пол позади корпуса. Точечный, резкий, стремительный удар.

Чтобы научиться перебирать эти удары требуется время, а чтобы выдавать сумасшедшие ритмы требуется еще большее время! Это сложная техника и с наскока её освоить нельзя, знаю по себе.

Я скомбинировала найденные фото по сапатео и подписала, чтобы было более понятно.

Флорео (Floreo) — техника рук, движения кистей и пальцев танцовщицы, напоминающие закрывающийся-раскрывающийся веер. Поворот кисти вокруг своей оси на 360 градусов с раскрытием ладони и пальцев. Бывает еще вариант, когда указательный и третий палец держат сведенными вместе, а остальные пальцы подгибают (мужской вариант, но используется и женщинами).

Фото с просторов интернета, обратите внимание на руки:

Мужчины держат руки немного по другому, более жестко и пальцы чаще всего сведены вместе, на фото небезызвестный Хоакин Кортес:

Пальмас (Palmas) — техника рук, ритмичные хлопки руками, которые сопровождают танцовщиц/-ков фламенко, певцов и гитаристов. Они выполняются как с сухим и приглушеным звуком, ладони складываются в форме раковины, чашевидной формы, или с нанесением удара, получается сильный и сухой звук.

Посмотрите как расположены руки у Кармен Амайя:

Костюмы для танца фламенко

Считается, что традиционные цвета платья или костюма фламенко — это сочетание черного и красного цветов, но не все так просто. Спектр используемых цветов в костюмах очень широк, но черный, красный, а также белый занимают лидирующее положение.

Читайте также:  Необычные зонты своими руками

Поговорим о женском и мужском костюмах

Традиционно женщины танцуют в платьях или юбках. Это могут быть юбки в одно, два, полтора солнца или расклешенные юбки, смотря для чего они нужны. Если надо активно работать юбкой, резко взмахивать полами, использовать кое-какие балетные па — то используют широкие юбки, которыми удобно работать. Если же в танце преобладает сапатео и основной акцент идет также и на пластику рук, то удобнее всего танцевать в зауженой юбке.
На фото как раз расклешеная юбка, классическая форма юбки для фламенко:

А здесь на женщине — узкая. Такую форму еще называют модельной:

Однако существует еще и отдельная юбка или платье для фламенко — бата де кола (исп. Bata de Cola).

Ни на что не похожая юбка с длинным подолом. Она очень сложна в работе, очень тяжелая и поначалу даже громоздкая. Для того, чтобы научиться ею владеть, потребуется немалое время. В основном такие юбки шьются в Испании из-за используемых тканей, которые не продают по миру. Иногда, однако, можно найти в российских ателье, но из-за сложности пошива берутся далеко не все. Очень далеко 🙂 В этой юбке танцуют такие стили, как солеа, булериас, алегриас.

Для того, чтобы бата де кола летала, она шьется с математическими расчетами. Учитывается даже рост танцовщицы, высота каблуков. Длина шлейфа в среднем обычно составляет 2.5 метров, оборок на юбке может быть от 3 до 8. Оборки шьют и на внешнюю сторону юбки и на внутреннюю (!). Вес шлейфа составляет от 5 до 11 кг. Представляете, как сложно с такой юбкой работать? 🙂

Мужской костюм для фламенко состоит из темных брюк, широкого пояса и белой рубашки с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco) иногда надевается поверх рубашки. В настоящее время иногда можно встретить танцоров мужчин и в классическом костюме, сшитом из более легких тканей, удобных для танцев. А иногда, как и Хоакин Кортес, танцуют с голым торсом 🙂

В завершение небольшого обзора мне бы хотелось привести стихотворение, которое отражает мое отношение к этому великолепному танцу. Автора не нашла, но если найдете и скинете в комментариях, буду очень благодарна:

Она танцевала фламенко и раненой птицей кружила,
И взглядом бездонным манила .

Она танцевала фламенко.
Она танцевала, как пламя, что мечется по пепелищу
Не в силах найти себе пищи и гаснет затем, умирая .

Она танцевала фламенко и пела руками о боли,
О горькой, отчаянной доле .

Она танцевала фламенко.

И сердце сгорало и билось под черными каблуками,
И время вдруг остановилось .

Источник

Кольяр фламенко своими руками

У меня всякие были: от вязанных крючком, с которыми я ставила танцы моим студенткам, до дорогих испанских.
Собственно если понимать технику работы с предметом, то можно справиться почти с любой шалью. Но, конечно, ближе к теме летают настоящие шали с густой вышивкой. Тут сразу, естественно, возникает проблема дороговизны. Потому что такая настоящая шаль даже относительно дешевая стоит в среднем 300евро.
Показать полностью.

Есть того же размера шали примерно за 70-80евро, но вышивка на них легче и реже, поэтому эти шали дают свои погрешности, они скорее соскакивают с плеч, летают немного не так.
Такая желтая шаль, например, сейчас на моей аватарке, она как раз из этих дешевых за 70.
Как показывает практика, это наиболее реальный вариант, много знаю людей и студий, которые с такими шалями занимаются и выступают, в том числе и я, и мои ученики такими пользуемся, как видите. И ничего, жить можно, плюс красиво.

Читайте также:  Методы дезинфекции своими руками

Еще выход купить мантон с машинной вышивкой. Они как-то реже попадаются, но есть. Издали эту вышивку мало кто отличит от настоящей, зато она может быть густой и тяжелой, как надо. У меня, например, есть такая шаль. Я обычно использую ее на уроках и репетициях. Купила в магазине фламенко в Финляндии за 150евро. Вот тут она на фото (белая).
Фиолетовая шаль, которую многие видели на моих концертных фото — из дорогих, она используется только на сцене, вышивка ручная.

Ну, и черная смешная по сути шаль тут на второй фотке — это страшная китайская дешевка с машинной бахромой и машинной вышивкой, какую в Севилье можно на ближайшем углу купить за 10-20евро, но работать с ней тоже можно. Даже испанцы не гнушаются давать такие на уроках, когда у человека с собой ничего нет, а шали поприличнее разобрали.

Кстати, сшить нечто такое — тоже способ. Учиться ведь надо с чем-то, на первых порах можно пробовать и с русским платком, конечно, но плохо, что там ткань очень шершавая, она может цепляться. Поэтому при плохой сноровке может кого-то подвести.

Внесу еще пять копеек в разговор о весе и цене шали. Мы тут уже многократно говорили о том, что супер-мантон стоит недешево. Но профессиональность шали зависит не от ценника, а от ее веса. Бахрома тоже играет роль, но я вас удивлю: иногда ее подстригают даже весьма профессиональные танцовщицы невысокого роста, если находят ее слишком длинной.
Показать полностью. То есть все немного относительно. И главное: мы с вами не миллионеры, не то что тысяча евро, но даже 300 могут быть ценой недоступной. А танцевать хочется! Так как быть? Я скажу: танцевать! Потому что танцует, прежде всего, не шаль, а танцовщица.
Да, разные по весу и фактуре шали могут быть более и менее удобными, могут требовать разных ущищрений и вырабатывают разные привычки. Так вот: если вы научитесь чувствовать разные предметы, разные шали, в том числе легкие, то вы сможете приспособиться к разным. В крайнем случае исключите пару трюков из вашего арсенала, но хотя бы будете работать в нужном направлении. Потому что ждать и копить огромные деньги на хороший мантон — это может занять долгое время. И тут выход один: работать с тем, что дешевле, в том числе шить имитации.

Тут мне на всю жизнь прочистил мозги современный кукольный театр, с технологиями которого я многократно работала в нашем ВУЗе и непосредственно в театрах. Многие наивно полагают, что в кукольном театре ставят всякое убожество для детей, где взрослые за ширмой говорят от лица зайчиков и буратин. Однако все не так: кукольный театр — это одна из самых актуальнейших сфер театральных технологий и выразительных средств. Среди них такой классический уже прием, как работа с фактурой. Артистов учат оживлять любые тряпки: даже поношенную тельняшку можно превратить в нечто живое и даже одушевленное. Все это делают люди РУКАМИ. Поэтому актеров театра кукол всегда по сути не требуется учить технике мантона, там строгий отбор людей, у которых руки растут из нужного места и которых годами тренируют чувствовать и обыгрывать любой предмет. Так трюки с мантоном у меня студентки на экзамене выполняли с помощью простых простыней, тех, что с кровати.:)
Так что копите на хорошие мантоны, мечтайте, выбирайте картинки, где есть вышивка с маргаритками — символом нетерпения! Но при этом не расстраивайтесь: научиться многому можно и на штуках подешевле.:)

Источник

Оцените статью
Своими руками