Колонки своими руками 10гд

Компактный громкоговоритель на 10 ГД-34 и 2 ГД-36

Известно, что для получения хорошего стереоэффекта необходимо обеспечить оптимальное расположение громкоговорителей относительно слушателя. В жилых помещениях небольшого размера решение этой задачи существенно облегчается при использовании малогабаритных громкоговорителей.

Разработанный авторами статьи малогабаритный громкоговоритель содержит две головки: низкочастотную 10ГД-34 и высокочастотную 2ГД-36. Принципиальная схема громкоговорителя показана на рис. 1.

Основные технические характеристики громкоговорителя:

Номинальный диапазон воспроизводимых частот: 55 – 20000 Гц

Номинальная мощность: 10 Вт

Максимальная мощность: 25 Вт

Неравномерность АЧХ по звуковому давлению в диапазоне 55-20000 Гц: 8 дБ

Полезный объем: 8 л

Габариты (ВхШхГ) 340x340x130 мм

Описание:

Частотная характеристика громкоговорителя по звуковому давлению (снята на расстоянии 1 м при подводимой электрической мощности 1 Вт; за нулевой принят уровень 82 дБ) показана на рис.2.

Корпус громкоговорителя (рис.3), включая переднюю стенку (рис.4), изготовлен из фанеры толщиной 10 мм. Его верхняя, нижняя и боковые стенки соединены «в шип». Для крепления задней и передней стенок служат рамки, изготовленные из берёзовых брусков сечением 20х20 мм. Задняя стенка приклеена к верхней (по разрезу А—А см. рис.3) рамке клеем ПВА, передняя прикреплена шурупами к нижней через приклеенную к ней уплотнительную прокладку из фетра толщиной 2-3 мм.

На задней стенке закреплена дюралюминиевая чашка (рис.5,а) с гнёздами разъёма X1, на передней — динамические головки B1 и В2, дюралюминиевая труба фазоинвертора (рис.5,б) и панель с деталями разделительного фильтра (катушки L1, L2 и конденсатор С1).

Перед окончательной сборкой все щели в местах соединений стенок корпуса (рис.3), а также в местах крепления чашки с гнёздами разъёма, динамических головок, трубы фазоинвертора и панели с деталями фильтра тщательно заделывают замазкой или пластилином.

Для увеличения жёсткости конструкции применена дюралюминиевая стяжка (рис.5,в), соединяющая переднюю и заднюю стенки. С этой целью в чашке (рис.5,а) кроме отверстий под гнезда предусмотрено резьбовое отверстие, в которое при сборке ввинчивают стяжку. Переднюю панель к ней крепят винтом М4х20. Под головку винта подкладывают фетровую и металлическую шайбы.

Декоративная рамка (рис.6) изготовлена из буковых брусков сечением 20х20 мм и обтянута тканью «Эдельвейс». Для равномерного натяжения ткани боковые поверхности рамки покрывают несколькими слоями клея ПВА. Когда клей высохнет, ткань натягивают на рамку и с внутренней стороны закрепляют канцелярскими кнопками. Затем боковые поверхности рамки проглаживают горячим утюгом. Клей размягчается, и ткань прочно приклеивается. После этого кнопки удаляют, а излишки ткани отрезают.

Декоративную рамку надевают на четыре штифта, закреплённых в отверстиях диаметром 3,5 мм в передней стенке корпуса громкоговорителя. Штифтами могут служить разрезные штепсели стандартных двухполюсных вилок.

Катушки фильтра L1 (163 витка провода ПЭВ-1 диаметром 1,2 мм) и L2 (230 витков ПЭВ-1 диаметром 1 мм) — бескаркасные. Они намотаны на деревянной оправке со съёмными щёчками. Сечение оправки 23х40 мм, расстояние между щёчками — 40 мм. Перед намоткой между щёчками укладывают толстые нитки, которыми впоследствии связывают витки катушек. Для повышения стабильности индуктивности готовые катушки желательно пропитать эпоксидным клеем с пластификатором.

Автор: Бать С. и Срединский В.

Источник

Улучшение динамиков 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К) и новая АС закрытого типа

Было дело, я нашел в гараже старые колонки под названием Маяк 15АС-222, в народе их называли просто «Кубики». Они стояли без дела как минимум 10 лет. Корпус по углам начал пухнуть из-за влаги, а поролоновые подвесы от легкого давления превратились в кашу. По звучанию колонки были не очень, хотя какой то потенциал у них был. Они очень сильно бубнили на низких частотах, иногда входили в резонанс и издавали гул.

Читайте также:  Круглая опора для клематиса своими руками

Сейчас они мало чем напоминают те «Кубики» которые валялись в гараже как с виду, так и по звучанию.

Содержание / Contents

Параметры улучшенного динамика, к сожалению, не сделал. Возможно, в ближайшее время сниму новые показатели уже в готовой колонке.

↑ Улучшаем динамики 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К)

Далее нужно сделать обширную ампутацию старого подвеса. Варварским способом выдираем подвес из динамика. Слева можно увидеть, во что он превратился. Если взять ту кучу опилок и сжать в руке, то она склеится в однородную массу.

Новенький красивенький подвес, куплен на радиорынке.

Чтобы его наклеить, я сначала промазал корзину и диффузор клеем «88», затем аккуратно пропитал поролоновый подвес. Клеить было тяжело, после промазки клеем он взялся волной по внутреннему и внешнему краю, в итоге кое-как наклеил. Преображение на лицо.

В продаже ещё были резиновые подвесы, они больше подходят для НЧ динамиков. Ещё можно заказать тканевые подвесы Петра Зодниева.

На очереди магниты. Здесь видно маленький не очень мощный ферритовый магнит. Я не нашёл книг по проектированию динамических головок, но читал в интернете как он устроен и принцип его работы. Современные дорогие динамики делают на неодимовых магнитах, которые при том же объёме почти в 10 раз мощнее.

Насколько я понимаю, размер магнита больше обусловлен его стоимостью в производстве, соответственно если найти такой же по размерам неодимовый магнит, то сила индукции катушки будет намного выше, а соответственно чувствительность динамика увеличится. Высокочастотные колебания динамика станут более «отзывчивыми», и вообще всё это будет только на пользу. Вот только где же найти такой магнит, и сколько он будет стоить?

Выход есть. Это примерно такой-же по размерам магнит, найден на радиорынке.

Клеить нужно в противофазе (чтобы они отталкивались). Я клеил на то, что было, а именно на жидкие гвозди. Сравнения по звучанию до и после привести не могу, ибо я не делал замеры, но то, что сейчас играет, пока я пишу статью — мне нравится. Думаю, хоть какой-то вклад в качество звучания он внёс.

Подвижные провода имеют свойство перегибаться в местах пайки. Это медная оплётка, внутри которой пучок ниток. Они потихоньку начали ломаться со стороны крепления на корзине. Было решено их отодрать и заменить проводом МГТФ.

Провод МГТФ очень хорошо подходит для подобных целей. Он очень устойчив к частым перегибам, а диффузор, как известно, сильно болтается, особенно в поршневом режиме, до 200 Гц.

После припайки проводов их нужно приклеить к диффузору, потому что самым слабым местом, где ломается провод, является место возле пайки, аки место перехода неподвижного участка провода в подвижный. Можно так же провод тупо пришить нитками к диффузору, но это уже дело вкуса.

Опять же клеил на то, что было. Жидкие гвозди.

Далее идёт вещь, которая может вызвать кровотечение в головном мозге. Это моя реализация ПАС (Панель Акустического Сопротивления). Если вы когда-нибудь разбирали наушники, то видели, что на динамиках видели нечто похожее. Были предложения обклеить все синтепоном, который не очень подходит для демпфирования, или ватой, которая расслаивается, опустится кусок на диффузор и будет шуршать.

Данный кусок некого материала был взят из мешка, предназначение которого я не знаю. Очень упругий материал и, возможно, перфорированный. Скорее там не отверстия, а прессованные квадратики. Материал мягкий, нормально пропускает воздух, создавая лёгкое сопротивление. Причиной выбора этого материала ещё и в защите диффузора от пыли или кусков демпфирующего материала изнутри колонки.

Читайте также:  Ослиные уши своими руками

Смысл этого ПАС — это снизить колебания воздуха ещё на уровне корзины. Проходя через ткань, воздух будет тереться об его структуру, тем самым теряя свою силу. Материал упруго натянут, так что резонировать и трепаться не будет. Аудиофилы говорят, что такой метод демпфирования динамика положительно сказывается на его добротности и резонансной частоте. Замеры не делал ни до, ни после. Итоговый результат мне нравится, никаких нареканий по звучанию у меня нет.

Вот такие у меня крутые скатерти динамики. Вот то, что я называю модификацией — полезное улучшение чего-либо с сохранением/улучшением свойств и вида.

Следующее видео я снял на радостях того что я услышал от этих «отстойных» динамиков. Если мысленно включить корректор АЧХ в мозге и прислушаться, то можно услышать, как круто работает динамик. Работу усилителя выполняет DVD плеер от Samsung с AUX входом. Ящик с динамиком используется как сабвуфер, в качестве сателлитов — Radiotehnika S-30. Тестовый ящик собран при помощи жидких гвоздей и нереального количества саморезов, а внутри 2 большие распорки для гашения резонансов.

↑ Новые корпуса АС в формате «ЗЯ»

Металлические сеточки со старых колонок так же пошли в ход после того как паразиты дети повредили ВЧ рупор.

↑ Итого

Такого хорошего звука я ещё не слышал. Средина и верхняя средина играет просто очуменно! Высоких частот не много и не мало. Если честно, я удивлён, что широкополосный динамик выдаёт ВЧ такого качества, да и вообще, так чисто играет.

Ну, а низкие частоты — это что-то. Бас такой глубокий, что аж под кожу лезет, а если включить погромче, то грудная клетка начинает резонировать.

Эти колонки звучат лучше, чем мои наушники Audio-Technica ATH-M30. Если позволяет ситуация, то я лучше послушаю колонки, чем наушники.

Всем спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Тема: Проект ШП-акустика на 10ГД-36К vs Visaton BG 20 vs SEAS H1597-08

Опции темы

Проект ШП-акустика на 10ГД-36К vs Visaton BG 20 vs SEAS H1597-08

Здравствуйте!
Случайно приобрел 10АС-318 на 10ГДШ-1-4 (он же 10ГД-36К), звук понравился. Планирую изготовить акустику на ШП-динамиках с «подпоркой» верхов ВЧ-твиттером.
Перечитал множество тем по данным динамикам, возникают следующие вопросы к специалистам, буду признателен за помощь.

1. Выбор ШП-динамика. Рассматриваю 3 варианта: 10ГД-36К (1000руб/шт), Visaton BG 20/8 (2600руб/шт) или SEAS H1597-08 (9000руб/шт).

Характеристики ШП-головок:
1ГД-36К, 4Ом, 10Вт, 90дБ. Qts = 0,8 (+-0,2), Fs = 45Гц, Vэкв = 20л.
Visaton BG 20/8, 8Ом, 90…92 дБ. Qts = 0,44, Fs = 38Гц, Vэкв = 110л.
SEAS H1597-08, 8Ом, 40Вт, 88…95дБ. Qts = 0,35, Fs = 30Гц, Vэкв = 134л.

Все динамики по 8 дюймов в диаметре.

Какой из предложенных вариантов выбрать, может кто-то сравнивал по звучанию все три вариант?

2. Расчеты АЧХ. Рассматриваю ЗЯ. Для получения результирующего Qtc всей системы равного 0,707, объемы и F-3дб следующие:

10ГД-36К: V стремиться к бесконечности, т.к. Qts головки 0,8 (+-0,2), т.е. чем больше, тем лучше. При V=60л Qtc = 0,92, F-3дБ = 52Гц, при V=80л Qtc = 0,84, F-3дБ = 50Гц.
Visaton BG 20/8: Vопт = 69,5л, F-3дБ = 61Гц, при V=80л Qtc = 0,68, F-3дБ = 59Гц
SEAS H1597-08: Vопт = 43л, F-3дБ = 61Гц, при V=60л Qtc = 0,63, F-3дБ = 54Гц

Вопрос: понимаю, на что это влияет и как меняется АЧХ, но что лучше на слух, «передемпфированая» головка или «недодемпфированная» и насколько сильно это заметно на слух, какое допустимое отклонение от 0,707? Какие выводы можно сделать из расчетов: получается, в плане охвата НЧ, выигрывает советский динамик 10ГД-36К?

Судя, по рекомендациям Seas, надо ставить RLC-цепочку, чтобы давить выпирающую середину-верх, итоговая чувствительность всей системы получается тогда менее 90дБ/Вт/м. Почему Seas так дорог по сравнению с Visaton, чем он лучше? – по характеристикам и приведенным АЧХ мне кажется, что они одной ценовой категории.

Читайте также:  Отделка декоративным камнем прихожей своими руками

3. Расчет короба. Планирую делать напольные «столбы», высота задана: 1100мм, материал МДФ 22мм. Вопросы:

— Можно ли использовать МДФ 16мм или он уже будет тонковат? – планирую без вибропоглощающего покрытия изнутри.
— Какое соотношение оставшихся сторон выбрать? Ширина колонки планируется 25см, если брать золотое сечение, то 40 см, мне кажется как-то многовато, 30…35см подойдет? Основная цель, если правильно понимаю, разнести резонансы корпуса по всему диапазону и их подавить «толщиной стенок» или вибропоглотителем.
— Есть ли какие-то рекомендации по размещению динамика на передней панели? Хотелось бы симметрично относительно вертикальной оси, какой отступ делать от верхней грани? Как размещать «подпирающий» ВЧ-динамик, над или под ШП-динамиком и т.п.? Буду признателен за ссылки на авторитетных авторов типа Алдошиной, Иоффе и т.п.
— Демпфировать планирую синтепоном, также есть поролон 40мм. Можно подвесить «колбасу» из ваты. Это увеличит виртуальный объем самого корпуса на 20…30%, что, например, для случая 10ГД-36К только на пользу.
— Делать ли заднюю стенку наклонной для размазывания резонанса «передняя-задняя панель»? с дизайнерской точки зрения, колонка визуально будет «легче». Собираюсь заказывать распиловку на производстве, может можно будет сделать что-то оригинальное.

4. Расчет фильтра. Мои варианты ШП-динамиков неидеальны, и судя по их АЧХ их надо дополнять ВЧ-твиттером.
С точки зрения психоакустики и всех плюсов ШП-акустики, на какой частоте надо резать и делать сшивку с ВЧ? Например, судя по АЧХ Visaton BG 20/8 резать надо на 8КГц, хотя можно чуть раньше, например, с 5КГц.

Планирую для ШП использовать фильтр 1-го порядка (одна индуктивность) с F-3дб = 8КГц (в случае Visaton), а ВЧ-головку подключать через LC-фильтр второго порядка (12дБ/окт).

Вопросы:
Какую пищалку выбрать? Если говорим про пищалку для «подпирания» в ВЧ для 10ГД-36К, то там будет достаточно чувствительности 90дБ/Вт/м. Судя по АЧХ 10ГД-36К, срезать надо будет на частоте 3,5КГц, т.к. далее там хорошая «расческа» с размахом до 10дБ.
Если для Visaton, то там нужна пищалка с чувствительностью около 95 дБ/Вт/м – хотелось бы чтобы АЧХ была сплошной, т.е. сам Visaton немного задирает ВЧ-область, но т.к. направленность на ВЧ не очень хорошая, то это не критично, а может и плюс.

С Seas H1597-08 еще больше вопросов, он задирает ВЧ-область под 100 (в пике до 103дБ) и непонятно где срезать, хочется на 2кГц срезать – но тогда теряется вся прелесть и преимущества ШП. Мне кажется, что нч и сч область он должен самостоятельно отыгрывать, а тут получится что-то непонятное, если в важной области спектра (2-3кГц) производить сшивку, верно? Тем более не каждый ВЧ динамик будет играть с такой частоты и ему как минимум понадобится фильтр 3-го порядка, для ШП тоже нужен будет фильтр высокого порядка.

Лично мне приглянулся ленточный ВЧ Fountek NeoCD3.0 (5500р.) дороговато, но дешевле нет пищалок с такой высокой чувствительностью (4…20кГц – 94дБ чувств.) и такой хорошей зависимостью АЧХ от угла. У более массовых вч-динамиков от Visaton, Seas, Vifa чувствительность порядка 90дБ, т.е. пришлось бы отдельно согласовывать чувствительности, ставить резистор в цепь ШП. Да, а если совмещать с советским 10ГД-36К, то 90дБ хватит за глаза, тогда выбрал бы SEAS H0831 (92дБ) или Visaton SC10 или SC20, в конце-концов 3гд-2.

Важный момент, правильно ли я считаю результирующее звуковое давление в области ВЧ в дБ, не суммируя с хвостом АЧХ самого ШП?

Буду благодарен за конструктивную критику, рекомендации и идеи.

Последний раз редактировалось Gedonist; 01.11.2017 в 11:26 . Причина: Исправил обозначение Qtot на Qtc

Источник

Оцените статью
Своими руками