Громкоговорители Лесли
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Вы знаете те, что такое громкоговорители Лесли, в англоговорящем миру более известные как Leslie Speakers? Если, то дальше можно не читать. =)
На этот пост меня сподвигла видяха, которую запоcтил Jester-fx на MF. Она, кстати, под катом, как и небольшой рассказ про громкоговорители Лесли.
Отличная идея, да? =)
Ну, в общем-то, идея использовать эффект Доплера применительно к музыке возникла у Дональда Лесли (Donald Leslie) еще в начале 40-х годов прошлого века, когда впервые и была созданы «крутящиеся динамики». Схема кабинета с крутящимися динамиками довольно проста.
А вот, как это выглядит «вживую».
Громкоговоритель Лесли
Внутри мы видим усилитель, НЧ динамик, который «смотрит» в вращающийся цилиндр с вырезом и ВЧ динами в виде горна, тоже вращающийся. Скорость вращение, само собой, регулируется, через это получается разный звук.
Первоначально громкоговорители Лесли использовались в органах Хаммонд, а уже затем перекочевали в другие инструменты.
Само собой, сейчас подобные устройства можно влегкую эмулировать цифрой, да и различные устройства сдвига фаз, а-ля Uni-Vibe дают похожий звук. Но, таки настоящий труЪ Лесли – это олд-скул. И поклонники у такого всегда найдутся.
Сейчас Лесли-спикеры, вроде как, выпускает Hammond, причем есть модели специально для гитары.
Такая вот, небольшая справка по Лесли. =)
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Лесли спикер — Leslie speaker
Динамик Лел представляет собой комбинированный усилитель и громкоговоритель , что проекты сигнала от электрического или электронного инструмента и модифицирует звуковое вращение камеры перегородки ( «барабан») в передней части громкоговорителей. Аналогичный эффект дает вращающаяся система рупоров перед ВЧ динамиком. Чаще всего он ассоциируется с органом Хаммонда , хотя позже он использовался для электрогитары и других инструментов. Типичный динамик Leslie содержит усилитель, высокочастотный рупор и низкочастотный динамик, хотя конкретные компоненты зависят от модели. Музыкант управляет динамиком Leslie с помощью внешнего переключателя или педали, которые попеременно выбирают медленную и высокую скорость, известную как «хорал »и« тремоло ».
Колонка названа в честь ее изобретателя Дональда Лесли , который начал работать в конце 1930-х годов, чтобы получить громкоговоритель для органа Hammond, который лучше имитировал бы трубу или театральный орган , и обнаружил, что перегородки, вращающиеся вдоль оси диффузора громкоговорителя, дают лучшее звуковой эффект. Хаммонд не был заинтересован в маркетинге или продаже динамиков, поэтому Лесли сам продал их в качестве дополнения, нацеленного на другие органы, а также на Хаммонда. Лесли сделал первый динамик в 1941 году. Звук органа, воспроизводимого через его динамик, получил широкое распространение на национальном радио в США и стал коммерческим успехом и успехом у критиков. Вскоре он стал незаменимым инструментом для большинства джазовых органистов. В 1965 году Лесли продал свой бизнес компании CBS, которая в 1980 году продала его Хаммонду. Suzuki Musical Instrument Corporation впоследствии приобрела бренды Hammond и Leslie.
Поскольку Leslie является самостоятельным устройством для модификации звука, были предприняты различные попытки имитировать эффект с помощью электронных блоков эффектов . К ним относятся Uni-Vibe , Neo Ventilator или собственный симулятор Hammond-Suzuki в коробке.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Лесли работала инженером по радио в универмаге Barker Brothers в Лос-Анджелесе, который продавал и ремонтировал органы Hammond. Он купил один в 1937 году, надеясь, что он станет подходящей заменой органа . Однако он был разочарован звуком в своем доме по сравнению с большим выставочным залом, где он изначально его слышал. Следовательно, он попытался создать динамик, чтобы преодолеть это. Сначала он попытался сделать кабинет, похожий на кабинет Хаммонда, но вскоре пришел к выводу, что звуковые органы издают пространственно различающийся звук из-за разного расположения каждой трубки. Он решил подражать этому, сделав движущийся динамик. Он пробовал различные комбинации динамиков и скоростей и обнаружил, что один, работающий на так называемой скорости «тремоло», работает лучше всего. После дальнейших экспериментов он решил, что разделение сигнала на вращающийся барабан и рог помогает подчеркнуть низкие и высокие частоты.
К 1940 году Лесли решил, что его прототип готов к продаже, и отправился в Hammond Organ Company, чтобы продемонстрировать его. Лоренс Хаммонд, однако, не был впечатлен попыткой Лесли улучшить дизайн своего органа и отказался продавать его. Компания даже изменила интерфейс динамиков на их органах, чтобы сделать их «защищенными от Лесли», хотя Лесли быстро решил эту проблему. Лесли начал производство колонок в 1941 году — первоначально под разными названиями, включая Vibratone , Brittain Speakers , Hollywood Speakers и Crawford Speakers . Он вернулся к названию «Лесли Вибратон» в 1947 году. Чтобы противодействовать лозунгу Хаммонда «Самый славный голос музыки», Лесли добавил к пластинам похожий слоган «Трубный голос электрического органа». В конечном итоге он владел почти 50 патентами на динамик.
Лесли изготовил динамик для работы с другими органами, помимо Хаммонда, включая Вурлитцера , Конна , Томаса и Болдуина . Он никогда особенно не любил органы Хаммонда, однажды заметив: «Я ненавижу эти чертовы штуки».
В 1965 году Лесли продал компанию CBS , которая также приобрела гитарную компанию Fender . В 1980 году корпорация Hammond наконец купила Electro Music и имя Лесли у CBS. После того, как Хаммонд обанкротился в 1986 году, бывший инженер восстановил Electro Music, получив лицензию на имя у Ноэля Крэбба, который приобрел права на Хаммонд. Впоследствии в 1992 году он был продан компании Suzuki, которая продолжает производить динамик.
Функции
Динамик Leslie состоит из ряда отдельных компонентов. Звуковой сигнал поступает в усилитель от инструмента. После усиления сигнал попадает в аудиокроссовер , который разбивает его на отдельные полосы частот, которые можно индивидуально направить на каждый громкоговоритель. В разных моделях используются разные комбинации динамиков, но самая распространенная модель, 122, состоит из одного низкочастотного динамика для низких частот, одного компрессионного динамика и акустического рупора для высоких частот. Звук, излучаемый динамиками, изолирован внутри корпуса, за исключением ряда выходов, которые ведут либо к вращающемуся рогу, либо к барабану. An электродвигатель вращается как рог и барабан на скорости постоянной.
Единственный элемент управления, общий для всех динамиков Leslie, — это диск, который регулирует общую громкость. Обычно его настраивают один раз, а затем оставляют, поскольку громкость регулируется педалью экспрессии органа . Лесли рекомендовал играть на органе на полной громкости с выдвинутыми стопорами (дышлами) и регулировать громкость непосредственно перед возникновением искажений . Однако искаженный звук лампового усилителя с перегрузкой может быть желательным звуком до такой степени, что современные симуляторы Лесли имеют явную настройку «перегрузки».
Управление динамиком Leslie обычно осуществляется с помощью внешнего двухпозиционного переключателя между двумя настройками, отмеченными «хорал» и «тремоло». Переключатель установлен на управляющем инструменте, поэтому игрок может легко переключать настройки. Некоторые более ранние модели были ограничены «выключением» и «тремоло», а некоторые более поздние модели имели все три настройки. Переключатель можно использовать во время игры нот, и звук переключения между двумя настройками является частью характерного звука. При обеих настройках высокочастотный рупор вращается немного быстрее, чем низкочастотный динамик; около 50 оборотов в минуту (об / мин) для «хорала» и 400 об / мин для «тремоло», по сравнению с 40 об / мин для низкочастотного динамика и 340 об / мин соответственно.
В отличие от большинства популярных музыкальных усилителей, которые используют штекеры для подключения к инструментам, в динамиках Leslie используется амфенольный разъем для непосредственного подключения к органу через консольный разъем. Тип и конструкция разъема зависят от органа и модели динамика Leslie.
В более старых моделях, в которых использовались ламповые усилители мощности, использовались различные 6-контактные разъемы, а в более поздних моделях использовался 9-контактный разъем. Во всех случаях для одного органа — конфигурации Лесли, питание от сети , аудио и управляющие сигналы передаются через разъем, а расположение выводов различается для разных органов и динамиков. При обслуживании их следует проявлять осторожность, поскольку неправильно или плохо проложенный кабель может вызвать необратимое повреждение органа и / или динамика или привести к поражению электрическим током . Также можно подключить несколько динамиков Leslie к одному органу с помощью реле мощности, обеспечивающего необходимый переменный ток.
Для подключения винтажного Leslie к другому инструменту, например к гитаре, необходимо отдельное устройство, известное как комбинированный предусилитель. Это объединяет отдельный вход переменного тока и вход линейного уровня на один разъем amphenol и предоставляет ножной переключатель для выбора скорости Leslie. Современные продукты, такие как Trek II UC-1A, позволяют любому инструменту с разъемом для наушников использовать различные колонки Leslie.
Современные колонки Leslie имеют 11-контактный интерфейс, более безопасный в обслуживании, поскольку питание от сети подается отдельно с использованием стандартного сетевого разъема IEC . Hammond-Сузуки Лесли 2101 также включает в себя не линию и линию из гнезда, так что комбинированный предусилитель больше не требуется. Его настройками также можно управлять через MIDI .
Модели
Одиночная скорость
Первоначальные модели динамиков Leslie не имели настройки «хорал». Переключатель управления был просто выбором между «выключено» и «тремоло». Первой произведенной Лесли моделью была 30А. Он имитировал тоновый кабинет Hammond DXR-20, в котором использовались движущиеся барабаны, но производилась только амплитудная модуляция, а не частотная. Он содержал 15-дюймовый (380 мм) барабан, а усилитель мощности был размещен в верхней части устройства, чтобы облегчить ремонт. Между 1947 и 1949 годами его заменил 31H, также известный как «Высокий мальчик». Он был похож по внешнему виду на 30A, но имел дополнительные решетки в верхней части шкафа. Кроме того, на конце рупора были размещены отражатели, позволяющие высокочастотному сигналу выходить из устройства через боковые стороны, а не через верх.
Следующими моделями, произведенными Лесли, были 21H и 22H, которые имели корпус в стиле, аналогичном более известному 122, с такими же размерами и жалюзи. Они питались от лампового усилителя мощностью 40 Вт.
Двойная скорость
122 — самый популярный Лесли. Он был специально разработан для органа Hammond и чаще всего ассоциируется с ним. Он имеет высоту 41 дюйм (1000 мм), содержит отдельные двигатели для хорала и тремоло , а также ламповый усилитель на 40 Вт. Модель 122 лучше всего подходит для записи, так как у нее сбалансированный сигнал, который устраняет гул от сети и другие шумы. 122RV была той же моделью, но с дополнительным усилителем реверберации , который подключался к отдельному статическому динамику. Доступна была немного меньшая версия, 33-дюймовая (840 мм) 142. Hammond-Suzuki в настоящее время производит 122A, прямое переиздание 122, и 122XB, который содержит современный 11-контактный адаптер, сетевой адаптер IECC, линейный вход и гнездо для ножного переключателя для управления скоростью. Это устраняет необходимость в комбо-предусилителе.
Модель 147 — это «универсальная» версия модели 122, разработанная для многих органов, с другим входом усилителя и управлением скоростью двигателя, но в остальном идентична. Входной сигнал несимметричный, что упрощает подключение к органам, имеющим встроенную акустическую систему, например, Hammond A100 или Wurlitzer. Переключение скорости двигателя использует отдельный сигнал переменного тока , а не управление напряжением постоянного тока у 122. В работе заметные различия между 122 и 147 заключаются в более низкой восприимчивости 122 к наведенному шуму и задержке между срабатыванием регулятора скорости. и фактическое изменение скорости. Как и 122 и 142, 145 идентичен 147, за исключением того, что он размещен в 33-дюймовом (840 мм) корпусе, поэтому его немного легче перемещать. Как и в случае с 122, Hammond-Suzuki производит современную замену — 147A. Модель X-77, выпущенная в 1968 году, была разработана для сопровождения нового тонколесного / транзисторного органа Хаммонда — X-66. Он содержал семь различных вкладок и шесть динамиков. У него совершенно другой интерфейс, чем у других Leslies, с использованием 12-контактного амфенолового разъема.
Pro-Line
К концу 1960-х выступающие музыканты обнаружили, что старые Leslies, такие как 122, были недостаточно громкими для больших площадок, что привело к появлению серии «Pro Line». Эти Leslies имели более громкие твердотельные усилители мощности и были установлены на роликах для удобства переноски. Первыми произведенными Лесли моделями были 900 и 910, которые содержали 100-ваттный трехканальный усилитель мощности. Оба могут быть разделены на две части. Самой популярной версией серии Pro-Line была модель 760. Это была уменьшенная версия 900 и 910, содержащая усилитель высоких частот на 40 Вт и басовый усилитель на 50 Вт. Меньшая и более портативная версия 760 — это 820. Это твердотельный шкаф, как и 760, и он также подключается к органу с помощью 9-контактного разъема. Однако он имеет высоту всего 31 дюйм (790 мм) и имеет только один ротор с полнофункциональным 12-дюймовым динамиком.
Серия Pro-Line была прочной и отказоустойчивой, многие модели прослужили долгие годы. Однако, поскольку они использовали твердотельные усилители, они не так высоко ценятся, как старые ламповые Leslies, потому что им не хватает характерного звука при перегрузке усилителя.
Самая маленькая модель Leslie — это модель 16 1970 года выпуска. Она имеет корпус динамика, похожий на Fender, и вращающийся блок диспергирования пены. Он был создан для гитаристов, переносной, и на лицевой стороне было написано «Лесли». Он содержал только один 10-дюймовый динамик и был разработан для питания от внешнего усилителя и имел дополнительный выход для дополнительного динамика. Управление динамиком осуществлялось с помощью двух переключателей, один из которых регулировал скорость, а другой включал и выключал роторы. Позже он был выпущен как Fender Vibratone .
Хаммонд-Сузуки
Помимо переизданий 122A и 147A, Hammond-Suzuki теперь производит более компактные и переносные Leslies с использованием современных технологий. 2101 имеет высоту 20 дюймов (520 мм) и вращающийся рупор, как у моделей 122 и 147, а также пару 2-дюймовых (51 мм) компрессионных драйверов и два 5-дюймовых (130 мм) вуферов. Устройство имеет два отдельных входа, поэтому различные инструменты могут быть подключены к поворотным и стационарным компонентам соответственно. 2121 — это 15-дюймовый (380 мм) стационарный динамик, в котором используется цифровая обработка сигнала, имитирующая вращающийся барабан, как в старых моделях Leslies. 3300 такой же, как 2121, но с усилителем мощности 300 Вт.
Генерация звука
Leslie специально разработан для изменения звука путем воспроизведения эффекта Доплера . Когда источник звука вращается вокруг определенной точки поворота, он производит тремоло (модуляцию амплитуды) и изменение высоты звука. Это создает последовательность частотно-модулированных боковых полос. Чтобы остановить ротор Лесли, к системе управления двигателем Лесли была добавлена специальная тормозная цепь, которая включала в себя электронное реле , производящее полуволны постоянного тока .
Большая часть уникального тона Leslie обусловлена тем, что система, по крайней мере, частично закрыта, благодаря чему линейные жалюзи по бокам и спереди устройства могут выпускать звук изнутри коробки после того, как звук отражается внутри, смягчая его. Кроссовер намеренно установлен на 800 Гц, чтобы обеспечить оптимальный баланс между рупором и барабаном, и считается неотъемлемой частью динамика. На тон также влияет используемая древесина . В звуке Leslie очевидны различия в тембрах из-за сокращения затрат за счет использования ДСП для полок динамиков и ротора вместо прежней фанеры . Более тонкий слой верхней части корпуса также добавляет некоторого резонанса. Подобно акустическому инструменту, звучание Leslie уникально определяется дизайном и конструкцией корпуса, используемыми усилителем, кроссовером и динамиками, а также двигателями, а не только вращением роторов.
Микрофон
Поскольку динамик Лесли изменяет, а также усиливает звук, выход не может быть просто подключен к более крупной акустической системе, если громкость на сцене от встроенного усилителя слишком тихая. Это особенно проблематично для старых Leslie, таких как 122 или 147, у которых есть только усилитель мощности RMS на 40 Вт. Вместо этого микрофоны размещаются вокруг Leslie, и их выход подключается к PA. Типичная установка для постановки микрофона на сцене — использование двух микрофонов, расположенных на противоположных сторонах рупора, и одного микрофона на барабане.
Микрофон Лесли также важен в студии звукозаписи, поскольку выбор и расположение микрофонов определяют общий записанный звук. Популярная рекомендация — два Shure SM57 на рупоре и Sennheiser MD 421 на барабане. Дэйв Мартин из журнала Recording Magazine предлагает аналогичную установку с различными моделями микрофонов, используемыми в качестве стереопар на рупоре, но с использованием вместо этого Electro-Voice RE20 на барабане. Кейт Эмерсон записал свою Лесли, используя по одному микрофону на валторне и барабане, но со снятыми крышками.
Клоны и симуляции
Хотя колонки Leslie все еще производятся и продаются, аналогичные эффекты теперь можно получить с помощью аналоговых электронных устройств и цифровой эмуляции. Устройства хоруса и фазовращателя могут дать приближение звуков, производимых динамиком Лесли. Uni-Vibe, четырехступенчатый фазовращатель, был специально продан как недорогой заменитель Leslie для гитаристов и использовал ножной переключатель быстрого / медленного действия, аналогичный комбо-предусилителю. Педаль была популярна, и среди известных пользователей были Джимми Хендрикс , Дэвид Гилмор и Робин Троуэр , но старинные устройства, как правило, сейчас не в хорошем состоянии из-за износа конденсаторов в устройстве. Хотя звук динамика Лесли, слышимого лично, довольно отчетлив, цифровые клоны становятся все лучше и лучше имитируют его.
Большинство современных клавишных инструментов, имитирующих орган Хаммонда, также включают симулятор Лесли, в том числе собственный XK-3c Хаммонда и Nord Electro . Однако рынок автономных тренажеров все еще существует. Rotosphere компании Hughes & Kettner получила хорошие отзывы за точное воспроизведение звука динамика Leslie с ламповым усилителем. Neo Ventilator получил особую похвалу за точность имитации звука Лесли. Звук на Sound ‘ s Марк Эшфилде описал его как „довольно просто лучший спикер симулятор Лесли на сегодняшний день“, в то время как журнал Keyboard рецензент был „сдувается том , как подлинные звуки VENTILATOR“. В 2013 году Hammond-Suzuki начала производство собственного симулятора Лесли в корпусе педалей . Калифорнийская компания Strymon выпустила педаль Lex, педаль-эмулятор вращающегося динамика, подходящую для множества применений, в том числе для гитары.
Известные пользователи
Ранние последователи
Лесли никогда не рекламировал свои колонки. После демонстрации прототипа с Бобом Митчеллом , органистом радиостанции KFI в Лос-Анджелесе , был заключен контракт на установку еще одного прототипа в студии станции, где Митчелл будет единственным органистом, имеющим право его использовать. Митчелл был настолько впечатлен, что попытался запатентовать динамик, но обнаружил, что не может. Вскоре после этого Митчелл стал органистом в Mutual Broadcasting System и играл Хаммонд с Лесли на ее шоу, обеспечивая общенациональную известность звука. Впоследствии Leslie стал стандартным компонентом нескольких известных джазовых органистов, включая Джимми Смита , Джека Макдаффа , Джимми МакГриффа и Ширли Скотт . Грэм Бонд был первым известным британским органистом, сыгравшим Хаммонда через Лесли.
Новаторское использование
Популярное заблуждение состоит в том, что Beatles были первыми, кто экспериментировал с обработкой других звуков через динамик Лесли. Фактически, продюсер Лу Адлер экспериментировал с этой техникой еще в 1963 году, и одной из первых записей с вокалом, записанным через динамик Лесли, был сингл 1964 года «She Rides with Me» певца Пола Петерсена . По словам Петерсена, «Мне позвонил Лу Адлер в канун Нового 1963 года в Лас-Вегасе. Он попросил меня сразу же приехать в Лос-Анджелес, чтобы записать песню Брайана Уилсона . Когда я приехал в студию RCA, трек уже был вырезан. Брайан. Единственными людьми были Лу и два инженера. Лу настроил звук органа Лесли для вокала, и на этом все ». Адлер также использовал этот эффект в одновременно выпущенном «He Don’t Love Me» Шелли Фабарес . Сам Уилсон использовал этот эффект для звука гитары для песни Beach Boys » You’re So Good to Me » в июле 1965 года .
Хотя «She Rides with Me» не стала хитом, обработанные Лесли звуки вскоре стали заметной чертой психоделической музыки . The Beatles впервые записались с Лесли в июне 1965 года, когда Джордж Харрисон наложил одну из своих соло-гитарных партий на « It’s Only Love ». По мнению автора Энди Бабюка , » Tomorrow Never Knows » (1966) группы стал первым случаем, когда вокал был записан с использованием микрофона, подключенного непосредственно ко входу Лесли. По словам писателя Гленна Пови, «Битлз» вдохновили других гитаристов использовать динамик. Харрисон играл через Лесли во время своего выступления в качестве гостя на песне Cream » Badge » (1969), а Дэвид Гилмор использовал аналогичную установку при записи с Pink Floyd .
Источник