- Ногавки, бинты, колокольчики
- Hitman
- OlgaL
- Какие бывают дуги для лошади: материалы для их изготовления
- Дуги для лошади
- Что это такое, назначение
- Особенности
- Как сделать дугу для лошади своими руками
- Выбор и подготовка материалов
- Этапы изготовления
- Финишная обработка
- Секреты именитых мастеров
- Где можно купить дуги?
- Можно ли обойтись без дуги?
- Шитое рукотворчество ( оглавление на 1стр.)
- ramota
- Украшения для лошадей и колесниц.
- Виды экипировки и их украшения
- Недоуздок
- Налобник
- Москэро
- Как сделать украшения своими руками
- Материалы
- Пошаговая инструкция
- Изготовление телеги
- Делаем ось
- Делаем раму
- Конина, её виды и что с ней делать
- Виды конской упряжи
- Ременные разделители.
- Ручки для чересседельника.
- Кольца.
- Пряжки.
- Элементы упряжи, использовавшиеся только в качестве оберега и украшения.
- Заклёпки, накладки, наконечники, щелкуны.
- Колокольчики и бубенцы.
- Куда девать конину и что с ней делают кладоискатели.
- Комментарии:
- Упряжь для лошади
- Значение и особенности дуги
- Когда люди начали использовать сбрую для лошадей?
- Делаем кузов кареты из фанеры своими руками
- Особенности конской упряжи
- Изготовление дуги для упряжи
- Из чего состоит сбруя?
- Основные виды упряжи
- Поэтапное изготовление
Ногавки, бинты, колокольчики
Hitman
держи спину прямо
OlgaL
Любитель
Целеустремлённая
Колокольчики обычно используют на кованых лошадей. Причем в выездке это как предохраняющий элемент от травм сухожилий, когда лошадь работает на высоких махах — как амортизатор работает. По этой же причине выездка всегда бинтуется на ватники, потому что на прибавленной рыси например напряжение сухожилий максимальное и даже если лошадь легко заденет себя другой ногой — последствия будут серьезные. (Я бы здесь кстати послушала @Marovi как оно звучит на языке ветеринаров).
А чаще всего во всех видах колокольчики это некоторая защита чтобы подковы не отрывали. И по ногам себе подковами не стучали и не ранили. В таких случаях обычно используют и колокольчики, и ногавки, потому что задеть лошадь может и выше, и ниже.
Еще про бинты и ногавки. Ногавки зашищают только от ударов, бинты оказывают поддержку связок. И вот здесь очень хочется отметить, что именно бинты эластичные (трикотаж, резиновые), а флисовые бинты не держат ничего кроме ватника и намотанные просто на ногу служат только для красоты.
Succes consist of going from failure to failure without loss of entusiasm (W.Churchill)
Моя доброта заканчивается там, где ваша наглость переступает границу
Источник
Какие бывают дуги для лошади: материалы для их изготовления
Имея лошадь, хозяину нужно купить упряжку и телегу, чтобы перевозить людей или необходимые грузы. Всем известно, что запрягая лошадь, нужно не забыть о дугах, так как они защищают животное от ушибов.
Конструкция дуги для лошади настолько проста, что ее можно изготовить самостоятельно у себя дома. Для этого, нужно подготовить необходимый материал и следовать стандартной инструкции. Давайте посмотрим, как это делать.
Дуги для лошади
Запрягая лошадь, можно увидеть, что над животным нужно устанавливать дугу. Но зачем она нужна? На первый взгляд – эта деталь может показаться ненужной. Некоторые думают, что ее цепляют для украшения. Такую деталь придумали давно, и до сих пор она выполняет важную роль при езде на санях или повозке.
Сегодня мы узнаем, что такое дуга, и какое у нее предназначение. Помимо того, мы поймем, как называется дуга над лошадью.
Что это такое, назначение
Любая упряжь для лошади состоит из дуги. Дуги нужны для того, чтобы держать гужи и не вредить спине и бокам лошади. Так как раньше были плохие дороги, люди придумали дуги, чтобы смягчать удар и не навредить животному. Дуга выступает в качестве амортизатора.
Помимо этого, дугу используют для украшения конного транспорта. Многие украшают эту часть упряжи красивой национальной росписью или резьбой по дереву.
Особенности
Принято считать, что дуги придумали люди тогда, когда были плохие дороги или бездорожье. Дуги нужны были лошади, чтобы не вредить ее коже.
Дуга имеет свои особенности строения. Она находится над лошадью, в центре она заужена, а по краям она расходится. Такая форма дуги нужна для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей.
Помимо амортизации, дуги нужны, чтобы поддерживать баланс груза и равномерно его распределять.
Дуги для лошади имеют один стандартный вид – это полу изогнутое дерево. Его размер зависит от габаритов лошади и размера повозки. Для каждой лошади лучше изготавливать отдельные дуги, чтобы они могли полноценно выполнять свои функции.
Дуги нельзя делать из метала, так как лошади будет тяжело их везти, и они будут давить на упряжь. Материал, который можно использовать – это только дерево. При этом, важно знать какое дерево будет легким и прочным.
Как сделать дугу для лошади своими руками
Каждая деталь из упряжи имеет свои особенности изготовления, поэтому нужно иметь определенные знания и навыки. Дугу изготовить просто, но для этого нужно разбираться в дереве и уметь правильно с ним работать. Неправильно согнув дерево, конструкция быстро сломается при эксплуатации.
Если выбрать качественный материал и правильно изготовить дугу, она прослужит вам долгое время, несмотря на нагрузки.
Выбор и подготовка материалов
Подготовка для изготовления дуги начинается с выбора вида дерева. Рекомендуется использовать ветлу или вяз. Вяз сам по себе очень прочный, но ветла отличается своей легкостью, благодаря чему, лошади легче тянуть повозку. Однако, можно использовать:
Заготавливать дерево нужно весной, когда дерево не набрало много сока и осталось сухим после зимы. Из этого дерева нужно сделать кряжи, толщиной 0,5метра, а длиной два метра. Кряжи нужно расколоть – это и будут заготовки для дуги. Также важно приобрести дужный станок для сгибания дерева.
Еще нужно иметь рубанок, для обработки дерева или другой инструмент. Без этих инструментов невозможно качественно сделать дугу. Чтобы украсить изделие, можно купить краску или покрыть дерево лаком.
Этапы изготовления
Заготовки на концах нужно обтесать и приступать к работе. Так как дуга выглядит в форме изгиба, подготовленное дерево нужно согнуть. Для этого, заготовку нужно распарить. Делают это разными способами. Один из них – это замочить дерево в воде на 3 дня, после чего, на середину заготовки нужно налить кипяток и оставить его на 30 минут.
Еще один способ согнуть дугу – это нанести на середину будущей дуги свежий навоз и положить ее в раскаленную печь на ночь. Некоторые кладут не в печь, а в баню, где дерево становится пластичным.
Когда дерево распарилось, его нужно согнуть. Очень важно делать это аккуратно и не резко, чтобы не сломать дугу. Для такой процедуры нужно иметь дужный станок. Этот станок важно заранее настроить. Чтобы не испортить пропаренное дерево, попросите помощи у друзей, так как самому тяжело сгибать пропаренное дерево. Как правило, такая работа занимает два часа.
Для справки! Иногда пропаренное дерево может плохо гнуться, поэтому нужно его полить кипятком во время сгибания.
Когда вы согнули дерево, его нужно закрепить на станке веревками или проволокой и дать ему время, чтобы оно полностью высохло. На этом, самая сложная работа закончилась.
Финишная обработка
Как только дуга высохла, ее вынимают из станка и снимают веревку, которую использовали для фиксации. После этого, дерево нужно обработать рубанком или стругой. Теперь подошло время украсить конструкцию. Для этого, можно разрисовать дугу красивыми красками или нарисовать на ней геометрические узоры. В каждой стране дуги разрисованы национальными орнаментами. Разрисовывать дугу нужно специальными красками, чтобы при дожде, они не слезли. Как правило, разрисованные узоры покрывают специальной жидкостью.
Еще можно вырезать узоры в дуге и покрыть ее лаком. В самом конце, к середине дуги, нужно прикрепить бубенцы. На этом, процесс изготовления дуги закончен.
Секреты именитых мастеров
Многие опытные специалисты, делающие дуги для коней, говорят — самое главное, что нужно сделать перед изготовлением детали – это выбрать качественный и надежный материал. Именно от дерева будет завесить прочность дуги.
Важно! Правильно сделанная дуга способна выдержать любые нагрузки.
Еще один момент, о котором нужно помнить – это то, что дерево нужно хорошо пропарить, чтобы оно было пластичным. Не имеет значения, каким методом вы будите смягчать дерево главное, чтобы у вас это получилось.
Где можно купить дуги?
Если вы не хотите делать дуги самостоятельно или вам кажется, что вы не сможете их сделать, тогда их можно купить в магазине. Однако не всегда в магазинах есть разные виды и размеры этого товара, поэтому многие предпочитают покупать его в интернете, где есть много выбора.
При покупке дуги, обратите особое внимание на качество дерева, из которого она сделана. Если вы в этом не разбираетесь, тогда возьмите с собой специалиста, который поможет вам оценить качество изделия.
Можно ли обойтись без дуги?
Некоторые не покупают дуги, так как они стоят приличных денег, однако они причиняют сильный вред своей лошади. Со временем, у животного появятся раны и из-за постоянных ушибов, ему будет тяжело тянуть повозки.
Учитывая это, дуги просто необходимы. Если у вас нет денег, чтобы ее купить, тогда постарайтесь ее сделать сами. Просмотрев видео и прочитав много информации на эту тему, вы сможете сделать качественную и прочную дугу. Даже если у вас не получится сделать деталь с первого раза, не расстраивайтесь и повторите попытку. Попробовать сделать дугу можно на маленьком бруске дерева, чтобы понять принцип изготовления.
Источник
Шитое рукотворчество ( оглавление на 1стр.)
ramota
В этом дневнике представлены технологии и варианты изготовления конной амуниции, одежды для всадников и прочей конюшенной необходимости, выполненной в бытовых условиях, на бытовых швейных машинах, шитое вручную, вязаное и плетеное. Для личного пользования. Возможно кому-то пригодится
Сразу заявляю, что категорически против копирования материала для размещения на других ресурсах без разрешения авторов работ
Обращаюсь к авторам работ — девочки, прошу не загружать фото своих работ через вложения, они долго не хранятся, и в дневнике будут дырки. Толку от такого пособия? Буду просить удалить такие фотки, не обижайтесь.
Картинкообменник — ресурс для хранения фотографий. Например: контакт, мой мир, яндекс-фотки и пр. Там фотографии хранятся долго. Как пользоваться — на сайтах написано по-русски.
Всем привет! Хочу поделиться своим скромным «творчеством». На него меня подтолкнула просьба хозяйки конюшни, где я занимаюсь, сшить что-нибудь для проката на пони. Мне неожиданно понравилось придумывать и воплощать идеи «нарядов». Малышам очень нравятся толстенькие пони и лошадки в красивых убранствах. Возможно, у кого-то тоже есть подобные идеи? Поделитесь.
Барби (просто красивая девушка )
Идея шить попоны пришла от элементарного дефицита. В нашем городе и поблизости просто негде купить снаряжение и конный текстиль. Вот и шьем сами вальтрапы и попоны. При этом с каждого «клиента» снимается мерка и одежка шьется по мерке. Такой вот «индпошив».
Источник
Украшения для лошадей и колесниц.
Виды экипировки и их украшения
Традиционно в снаряжение для запряжки лошадей входят:
Для того чтобы правильно подобрать упряжь, требуется индивидуальный подход к каждому скакуну, поскольку его телосложение, габариты и персональные особенности будут иметь существенное значение.
Искусство украшения своего жеребца известно ещё со времён скифских народов и татарских нашествий. Владельцы лошадей старались декорировать амуницию при помощи серебра, золота, драгоценных камней, не говоря уже об использовании лент и бубенцов.
Украшения изготавливались качественно, на них не жалели денег, ведь они должны были идеально подходить коню, не препятствовать его движению и быть комфортными для него.
Скифские украшения для лошадей, найденные во время раскопок и представленные в музейных фондах, имеют золотые и серебряные пластинки и выполнены в виде выпуклых металлических налобников.
В XVII веке на территории России стало особенно популярно создавать украшения для лошадей, которые очень часто имели вид настоящих шедевров рукоделия. Для их изготовления использовали козлиную кожу, сафьяновые волокна, шёлковую тесьму, а в качестве обрамления применяли медь и позолоту.
На голове у коня красовался ухват с шариками и кистями. По случаю торжества коня украшали особенным образом, заменяя простые цепи на красивые с серебряными кольцами.
Туркмены как и в древние времена, так и сейчас считают конские украшения предметом высокого национального искусства. В процессе их изготовления используются драгоценные и полудрагоценные камни и металлы.
Традиции и верования, связанные с созданием аксессуаров, берегут, чтят и передают молодому поколению. В налобной части сбруи туркменского коня обязательно должен присутствовать камень сердолик, выступавший оберегом для коня.
Уздечку изготавливали из тонких кожаных ремешков, покрытых серебром, с инкрустацией сердоликом в местах соединения ремней. Изящное украшение подчёркивало красоту лошади. Для современного украшения уздечки используют различные фигурные металлические пластины, с покрытием или без, из драгоценных металлов.
Накидка расшивалась драгоценными нитями, часто на ней изображали фамильный герб или девиз воина, богато украшая его камнями и серебряными пластинами.
Недоуздок
Эта часть сбруи представляет собой уздечку, к которой не подсоединены удила. Им пользуются, когда необходимо вывести лошадь из загона, а также когда есть необходимость зафиксировать скакуна на привязи в ровном положении.
Для этих целей к нему крепят ремни-развязки. Недоуздок всегда используют в комбинации с чумбуром.
Изготавливают повседневный недоуздок из кожаных ремней, сыромятной кожи или плотной тесьмы. Праздничный вариант может быть украшен помпонами или расшит бисером, также для его изготовления могут использоваться кольца из драгоценных металлов.
Преимуществом тесьмяного недоуздка является возможность мыть лошадь, не снимая его. Выбирая недоуздок для своего скакуна, также стоит обратить внимание на страну-производителя, поскольку английские — более мягкие, а белорусские — более жёсткие, а значит, пробудут в эксплуатации дольше.
Кожаные недоуздки служат дольше тесьмяных, однако требуют больше ухода, поскольку нельзя допускать пересыхания кожи, кроме того, при намокании она может плесневеть и рваться.
А вот сыромять при намокании раскисает и тянется, теряя свою прежнюю форму.
При подборе недоуздка обязательно учитывают размер лошади: существуют специальные для пони и для тяжеловозных пород.
Налобник
Это декоративный элемент, который является частью сбруи коня и закрепляется за суголовный ремень под ушами с обеих сторон. Он практически не выполняет функциональную роль, а лишь является украшением.
Изготавливают налобник из кожи либо плетут из нейлонового шнура, украшая кожаной или шёлковой бахромой, расшивая бисером, драгоценными или полудрагоценными камнями.
Москэро
Это традиционное испанское украшение, которое фактически является налобником. Его украшают кистями из ниток или бисера. Когда лошадь взмахивает головой, кисти на москэро, разлетаясь в разные стороны, отгоняют назойливых насекомых, докучающих животному.
Москэро может быть также украшено металлическими элементами и расшито камнями и бусинами.
Как сделать украшения своими руками
Изготовление украшений для лошади — это, безусловно, очень творческий процесс, однако на этапе планирования декоративного элемента амуниции следует учитывать то, что любой аксессуар не должен доставлять дискомфорт животному.
Для этого к созданию украшений необходимо подходить индивидуально, снимая мерки с каждой лошади. Стоит также учитывать особенности характера скакуна.
Материалы
Основными материалами, которые используются для создания украшений, являются:
- кожаные ремни;
- сыромяжная кожа;
- тесьма;
- верёвки;
- канаты;
- ремни из синтетического материала.
В качестве украшения аксессуаров используют:
- бисер;
- кристаллы;
- драгоценные и полудрагоценные камни;
- заклёпки;
- жемчуг;
- стеклянные бусины;
- кожаную и канатную бахрому.
Пошаговая инструкция
Поскольку практически все аксессуары необходимо изготавливать для коня индивидуально, этот процесс происходит вручную. Существует немало форумов для рукодельниц и любителей лошадей, где люди делятся опытом и дизайнами создания интересной лошадиной амуниции.
В данной статье мы предлагаем рассмотреть инструкцию по созданию вальтрапа для коня.
Для этого понадобятся:
- ткань синтепоновая — 2,5 м;
- хлопковая ткань — 2 м;
- лента для недоуздка — около 1,5 м;
- толстая лента шириной 3 см;
- косая бейка — 3 м;
- декоративная тесьма — 3 м;
- швейная липучка — 30 см;
- декоративная вышивка или накладка (по желанию).
Инструкция:
- Из синтепоновой ткани вырезаются 2 половинки будущего вальтрапа.
- Из хлопковой ткани необходимо вырезать 4 половинки вальтрапа.
- Каждую половинку из синтепоновой ткани обшивают с двух сторон хлопковой, это поможет будущему изделию не скользить по спине лошади.
- Для того чтобы создать вид стёганой ткани, необходимо на половинки вальтрапа нанести разметку при помощи швейного мелка и прострочить обе заготовки таким образом, чтобы из линий получились квадраты. Размер квадратов может быть произвольным, главное, чтобы линии были ровными и квадраты имели одинаковый размер.
- Далее необходимо пришить отрезки синтетической ленты для крепления подпруги и приструги. Ремень для подпруги крепится в нижней части вальтрапа.
- Ремень для приструги пришивается с той стороны вальтрапа, где будет находиться голова лошади. Для того чтобы он крепко держался, необходимо хорошо закрепить линии шва, прошив их несколько дополнительных раз по диагонали. Далее на внутреннюю часть этой ленты пришиваются липучки таким образом, чтобы при складывании этого ремня обе половинки могли соединиться. Таким образом, общая длина ленты для приструги составит около 30 см.
- При помощи толстой синтетической ленты сшиваются две половинки вальтрапа.
- Периметр вальтрапа обшивается косой бейкой. Перед этим следует приметать ленту вручную, а затем закрепить её, прошив на швейной машинке.
- Для украшения вальтрапа необходимо пришить декоративную тесьму по периметру всего изделия. На одну из боковых частей можно также нанести готовую вышитую эмблему или рисунок.
Изготовление телеги
Рассмотрим изготовление каждой из составляющих.
Телега из дерева
Делаем ось
Шаг | Описание |
Шаг 1 | В качестве материала для изготовления телеги обычно используют крепкое дерево. Итак, прежде всего заготовьте метровый деревянный брус, ширина и высота которого равны друг другу и составляют 10 сантиметров. Обязательно проверьте, чтобы использующееся для оси дерево не подгнивало и не крошилось. Некачественный материал может привести к неожиданной поломке телеги, и как следствие, к получению травм пассажиром и лошадью. |
Шаг 2 | Определите, какая часть деревянного бруса будет находиться снизу повозки. Выполните фрезеровку паза по всей нижней части деревянной заготовки, он нужен, чтобы установить внутрь ось из металла. Затем просверлите отверстие ровно посередине деревяшки, проходящее насквозь. Диаметр отверстия составляет 20 миллиметров. Во время сборки телеги в него устанавливают шкворень – специальный металлический штырек с параметрами М20х200. |
Шаг 3 | Теперь необходимо изготовить плоские металлические круги диаметром в 30 сантиметров. В качестве исходного материала используйте сантиметровые металлические листы. Посередине каждого «блина» вырежьте отверстие, диаметр которого составляет 22 миллиметра. Получившиеся детали возьмут на себя роль поворотного приспособления, в двух из них необходимо сделать дополнительные крепежные отверстия. |
Шаг 4 | Заходя с нижней части бруса, вставьте в срединное отверстие шкворень. Закрепляем его с каждой стороны и устанавливаем в брус металлическую ось и плоские круги. Поздравляем, вы только что самостоятельно сконструировали переднюю ось будущей повозки. |
Ось для задней части телеги изготавливается аналогично передней, но без использования в конструкции шкворня и металлического «блина».
Делаем раму
Шаг | Описание |
Шаг 1 | Чтобы сконструировать раму, используйте второй деревянный брус, длина которого равна 3 метрам. Ширина и высота детали соответствуют предыдущим параметрам и составляют 10х10 сантиметров. |
Шаг 2 | С одного конца заготовленной детали крепим ранее собранный поворотный механизм, с другой устанавливаем еще один деревянный брус, который составляет 10 сантиметров в ширину, 10 в высоту и 3 сантиметра в длину. Затем прикрепляем к раме заднюю осевую часть. Маленький брусок компенсирует уровень расстояния между осями и необходим для исправного функционирования транспортного средства. |
Шаг 3 | Необходимо придать получившейся деревянной конструкции жесткость. Для этой цели используйте доски, составляющие 5 сантиметров в ширину, 13 в высоту и 2,515 метра в длину. Придавая изделиям нужную форму и параметры, отслеживайте точное соответствие получаемых и нужных размеров. |
Предлагаем ознакомиться: Самая дорогая кошка в мире: топ 10 пород по стоимости
Конина, её виды и что с ней делать
В этой статье будет рассказано об украшения конской упряжи, или как называют её в простонародье любители приборного поиска «конина». Рассмотрим популярные виды конины и приведём признаки, по которым можно примерно датировать найденную находку. В конце статьи интересные фото поделок того что можно сделать с найденной кониной. Надеюсь, эта статья поможет в том, чтобы в дальнейшем не было казусов как на фото ниже.
Украшать конскую упряжь начали с момента её появления. Скорее всего, сначала, это имело функциональное применение для затяжки ремней и разделения ремней в упряжи. В дальнейшем переросло в украшательство. Да ещё вдобавок злые духи не дремлют, лошадь нужно как-то защищать, вот и обвешивали лошадь яркими сверкающими бляхами и звонкими колокольчиками. Выполнялись из латуни, меди и бронзы, некоторые могли быть позолочены.
Виды конской упряжи
Ременные разделители.
Ременные разделители, разделяли сочленение ремней на груди и по бокам оголовья.
Ручки для чересседельника.
Ручки для чересседельника. Использовались для крепления ремня, протянутого от одной оглобли к другой через седелку.
Кольца.
Использовались для затяжки ремней и для разделения ремней в упряжи.
Пряжки.
Элементы упряжи, использовавшиеся только в качестве оберега и украшения.
Как основной элемент украшения упряжи использовались бляхи, они и являются наиболее частой находкой.
Заклёпки, накладки, наконечники, щелкуны.
Большое множество разнообразных предметов, которые украшали и берегли лошадку от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно – стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол. Утяжелитель вожжей представляет собой латунный (чаще всего, но встречаются и другие металлы) трубчатый предмет фигурной продолговатой или круглой формы. Щелкун нанизывался на вожжи. Располагаются по бокам крупа — кучер хлопает вожжами по бокам лошади, и та ускоряется.
Колокольчики и бубенцы.
Привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь. Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства.
Куда девать конину и что с ней делают кладоискатели.
Некоторые её собирают, хранят, а когда набирается критическая масса, идут сдавать в пункт приёма металла вместе с остальным шмурдяком. Некоторые делают красивые панно, как на следующих фото.
Для оценки статьи авторизуйтесь. авторизоваться
Комментарии:
Для отправки комментария авторизуйтесь. авторизоваться
Упряжь для лошади
Упряжь для лошади – практически незаменимый аксессуар, который используется для удобства и самого хозяина, и животного. Первый с помощью такого снаряжения обозначает свой доминантный статус и получает возможность управлять конем без принуждения. Лошадь же с помощью упряжи учится исполнять возложенные на нее обязанности.
Сегодня мы подробнее рассмотрим, что же такое конская упряжь – для чего она необходима, из чего состоит, какие вариации имеет. Также мы предлагаем подробную пошаговую инструкцию, из которой можно будет понять, как грамотно запрягать лошадь.
Упряжь для лошади
Содержание пошаговой инструкции:
Значение и особенности дуги
«Лежит – ниже кота, стоит – выше коня»? Ответ на эту загадку раньше знали и взрослые, и дети. Это дуга – главная отличительная черта всех русских традиционных упряжек, отчего они стали называться «дуговые» или «оглобельно-дуговые».
Дуга изготовляется из цельной части прочной и гибкой древесины. С помощью вымачивания в кипятке и последующего трудоемкого процесса сгибания дерево получает необходимое изогнутое очертание.
Дуга всегда находится над лошадью и имеет специальную форму, которая заужена в центре, но расходится в стороны по краям. Такая форма обусловлена предназначением дуги: скреплять оглобли повозки с хомутом, удерживать оглобли в необходимом положении, смягчая и амортизируя толчки и удары во время движения лошади.
Первое упоминание об этой части конной упряжи историки находят еще в скандинавском эпосе, однако именно на территории Руси дуга стала использоваться повсеместно. Так, примерно в VII веке в Великом Новгороде начали использовать свой хомут с приделанными к нему гужами и пружиной-дугой. Как выяснилось позже, такая деталь была вызвана потребностью русского человека преодолевать огромные расстояния по бездорожью.
Кроме амортизации, дуга определяет ширину оглобель для поддержания баланса и правильного распределения нагрузки. Главной задачей мастера-дужника было не просто сделать прочную деталь, но и гибкую, чтобы во время движения она свободно могла поддерживать баланс.
Когда люди начали использовать сбрую для лошадей?
Археологические находки убедительно доказали, что примитивные варианты конской упряжи человек стал использовать за 2000 лет до н.э. Наибольшее распространение она получила в эпоху античности, когда начались великие военные походы.
Древние греки, а за ними и древние римляне придавали большое значение оснащению своих боевых коней, а потому и сбруя для них изготавливалась с особым мастерством. В те времена было принято делать упряжь не только прочной, но и красивой.
Обычай парадного облачения лошадей переняли европейцы. В средние века, в эпоху расцвета рыцарства, боевых коней и вовсе начали превращать в передвижные крепости, навешивая на них тяжеленные латы из железа. К счастью, данный вид упряжи быстро канул в небытие — не каждая лошадь могла нести на себе такой груз, только мощные, рослые, коротконогие породы, которые были не способны пускаться галоп, зато прекрасно умели выполнять роль живых танков и могли топтать своих противников.
В эпоху Возрождения и Просвещения в моду стали входить изящные тонконогие арабские скакуны, для которых требовалась легчайшая упряжь. Некоторые ее элементы перешли из обихода арабских кочевников, другие были изобретены западными наездниками самостоятельно.
Делаем кузов кареты из фанеры своими руками
Теперь перейдем к более сложному варианту повозки для лошади – элегантному экипажу или карете. Эта разновидность ретро-транспорта далека от сельской романтики, так как акцент делается на ее изящном внешнем виде. Очень популярный транспорт не только для городских конных прогулок влюбленных пар, но также для свадеб, где может выступать в качестве ключевого элемента тематической фотозоны для молодоженов и гостей.
Карета не только более элегантный вариант повозки, но и более сложный в изготовлении
Чтобы у вас получилась крепкая и красивая карета, необходимо заготовить следующие материалы и инструменты:
- деревянные брусья;
- влагостойкую фанеру;
- болты и гайки;
- струбцины;
- пластик;
- поролон;
- ткань для обивки элементов экипажа;
- стойкие лакокрасочные жидкости для строительных материалов;
- клей;
- дрель;
- лобзик;
- наждачку;
- дисковую пилу;
- рулетку;
- напильник.
Строительный клей
Особенности конской упряжи
Лошади — свободолюбивые и темпераментные животные, которых невозможно подчинить своей воле силой. Чтобы найти с ними общий язык, людям следует проявлять терпение и заботу, но также обозначать свое приоритетное положение. Нельзя использовать в обращении с лошадьми грубость и причинять им боль, поэтому человеку пришлось придумать другой способ управления — так появилась конская упряжь.
Для молодых животных облегченный вариант упряжи — это элемент воспитания, который служит для привития дисциплинарных навыков. Недаром до сих пор существует процедура «укрощения» молодняка. Коня объезжают, первый раз надевая на него уздечку и седло. После этого он признает человека своим хозяином и покоряется ему.
Управление конем осуществляется с помощью системы ремней и вспомогательных деталей, которые в особом порядке размещаются на туловище. Сбрую используют как для езды верхом, так и для передвижения в повозке.
Подобный вид снаряжения включает в себя множество элементов, которые в зависимости от конкретной ситуации, могут использоваться в разных комбинациях. Например, для того, чтобы тянуть повозку, лошадь придется обрядить по полной программе, а для вывода на смотровую дорожку на выставке достаточно только уздечки.
Кожаные сбруи на мордах лошадей
Чаще всего сбрую изготавливают из хорошей мягкой кожи. Ее качество играет огромную роль, потому что материал самым тесным образом соприкасается с телом животного.
Упряжь должна быть легкой, но в то же время прочной, ее размещают на крупе особым образом, чтобы конь не испытывал дискомфорта и не поранился. Если ремни случайно натрут кожу лошади, она не сможет работать, а еще такой инцидент грозит серьезными заболеваниями.
Неправильно размещенное седло, слишком туго затянутые удила, тесный повод заставят животное сбросить всадника или вызовут неконтролируемый стресс. Поэтому коневодам очень важно знать, как следует взнуздывать своих четвероногих питомцев.
Лошадь в одной уздечке
Изготовление дуги для упряжи
Тугая распорка между оглоблями, схваченная по концам петлями гужей. Стянешь клешни хомута супонью, и дуга утвердит весь лад упряжи: сама поставлена торчком, оглобли «в обнимку» с хомутом, тяжи натянуты и прочно владеют поворотной, передней, осью повозки. Теперь садись и поезжай… Но ежели дуги нет, невольно спросишь: а как ее сделать? Сделать можно, хотя и непросто. «Дуги гнут не вдруг»,— припомнится крестьянский говорок. Один медведь гнет дуги, не спросясь, только лес трещит. Как же будем делать? Дужный промысел теперь заглох, и редко кто знает с чего начать. Между тем начинается это дело с выбора нужной породы дерева. Дуга ведь должна быть легкой и прочной, значит, и древесина годится не всякая. Хорошо дугу выделывать из ветлы. Именно ветла и легкая, и вязкая, и при гнутье не дает сколов. Ходят за ней, само собой, не в лес, а в низину, где она и стоит одной ногой в ручье, а другой — на берегу, то есть лепится поближе к воде. Для дуг нам потребуется свежий ветловый кряж длиной около 3 м и толщиной в отрубе 25—28 см. Из такого кряжа выйдет 5 дуг. Вы спросите, зачем 5, когда хватит одной? Поясню. Можно обойтись одной ветловой жердью толщиной в дугу. Но древесина жерди невызревшая, слабая, стало быть, и дуга получится слабой. А нужна на долгие годы. Кряж с помощью клиньев расколем на плахи. Получится 5 плах, их надо обтесать топором, стараясь счистить срединную, ломкую часть. И вот плахи отвезены на подворье, где и примемся гнуть из них дуги. Для начала заготовки необходимо распарить, иначе не согнуть в дугу. Распаривают в парильнях, печах либо в котлах, но у нас с вами теперь ничего этого может не быть. Поэтому попробуем мы древесину распарить… в навозе, тем более что так умели делать в старину — опыт есть. Более горячим считается конский навоз, его-то постараемся и раздобыть. Но ежели конского навоза нет, подойдет и обычный, хлевный. На подушку из навоза уложим рядок наших плах, затем снова глубокий слой навоза. Смочив водой, штабель с боков и поверху засыплем землей. В навозе заготовки подержим около месяца. За это время смастерим станок для гнутья дуг. Он представляет собою помост с возвышением вроде полукруга, называется гибало или форма. Все устройство укреплено на стойках, одна из которых в виде выступа располагается почти рядом с началом формы. По центру помоста возвышается кол, к нему прикрепим рычаг с надетым колесом, чтобы по земле вести ровнее. Конец заготовки вставим в щель между выступом и формой, заклиним его, а другой конец понадежнее прикрутим к рычагу. Теперь поведем рычаг от себя, один, напрягшись, ведет, а напарник пусть (с безопасной стороны) следит за тем, как бы поплотнее плаха прилегала к форме. Заготовка согнута, теперь дугу по концам свяжем крепкой веревкой или проволокой, снимем с формы и поставим сушить. А как дуга высохнет, начнется отделка: обстругаем ее, лишнее отрежем, с внешней стороны по концам поделаем выемки, в них потом будут вкладываться оглобли. Осталось дугу украсить резьбой или расписать, по желанию, под самой маковкой укрепить колечко, за него и подцепим коло-кольчик-говорунок. Ай да дуга получилась! Конечно, с точки зрения многих животноводов-любителей лучший транспорт для личного хозяйства — мотоблок, несомненно, автомобиль, наконец — лошадка. Однако не спешите ставить точку. Есть у нас приусадебные участки, где на службу поставлены и быки, собаки, верблюды. Ну и пусть будут хотя бы до той поры, когда мотоблоки станут доступными любому и каждому.
Из чего состоит сбруя?
Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.
Таблица 1. Основные элементы конской сбруи
Элементы конного снаряжения
Основные виды упряжи
Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).
Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.
- Одноконно-дуговая — в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
- Оглобельно-постромочная — в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
- Постромочно-дышловая — основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
- Постромочная — максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
- Тачаночная — устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади — с помощью постромок.
- Комбинированного типа — применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
- Цуговая — используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.
Комбинированная упряжка из шести лошадей
Поэтапное изготовление
Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.
Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.
После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.
Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.
И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.
Крепление для сгибания
Источник