- Колки для гитары. Советы по выбору и описание технических деталей по замене колков
- Колки для гитары. Общая информация
- Как устроены гитарные колки и для чего они нужны
- Типы гитарных колков
- Колки для классической гитары
- Колки для акустической гитары
- Колки для электрогитары
- Колки для бас-гитары
- Локовые колки
- Колки для безголовых гитар
- Конфигурация колков по типу гитарной головы
- Профилактика гитарных колков
- Как выбрать гитарные колки
- Выберите схожий с вашими внешний вид
- Выберите подходящую конфигурацию
- Обратите внимание на тип креплений
- Соотношение поворота к витку
- Локовый колок или обычный
- Как вставляется струна
- Ручки колков
- Популярные автомобили
- Делаем гитару своими руками с минимумом усилий
- Подробнее
- Покраска
- Сборка
Колки для гитары. Советы по выбору и описание технических деталей по замене колков
Колки для гитары. Общая информация
Колки для гитары – одна из важнейших составных частей этого инструмента. Без них это будет просто кусок дерева, играть на котором будет невозможно. За их состоянием необходимо следить, иначе они перестанут выполнять свою функцию – например, держать строй. Еще обиднее, когда колок ломается – поскольку даже при поломке одного придется менять весь комплект. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое гитарные колки, а также как их выбирать в случае поломки.
Как устроены гитарные колки и для чего они нужны
Колки для гитары представляют собой небольшую машинку для натягивания струн, состоящую из ручки для вращения, нескольких резных деталей и крепления, куда наматывается струна. Когда вы вращаете ручку, то шестерни проворачивают механизм, и таким образом наматывают струну на крепление. Сами по себе они крепятся к голове грифа при помощи шурупов, а также гайки, которая накручивается на лицевую сторону гитарной головы.
Гитарные колки необходимы для удержания натяжения струн в определенном строе. Именно от их качества зависит, насколько хорошо инструмент держит настройку. Если у музыканта появляется проблема, что его гитара быстро расстраивается – в первую очередь проверяют именно колки.
В зависимости от типа головы, гитарные колки могут располагаться как по три в ряд на каждой ее стороне, так и друг за другом сбоку. Первый вариант часто встречается у гитар Gibson, второй – у инструментов фирмы Fender. Первые имеют чуть больший размер, чем вторые.
Типы гитарных колков
Колки для классической гитары
Поскольку натяжение нейлоновых струн меньше, чем у металлических, колки для классической гитары могут иметь пластиковые части – например, из него может быть сделано крепление для намотки струн. Кроме этого, они открыты – то есть, вы можете видеть всю конструкцию колка целиком. Они расположены по обеим сторонам гитарной головы, а ручки для вращения находятся перпендикулярно ей.
Колки для акустической гитары
Поскольку на акустическую гитару наматываются металлические струны, колки для нее должны быть тоже металлическими. Обычно это закрытый тип, в котором вы не видите внутренние механизмы колка. В остальном – способ их крепления и расположение, зависит от модели конкретного инструмента.
Колки для электрогитары
Как и колки для акустической гитары, сделаны из металла и имеют закрытый тип.
Колки для бас-гитары
В отличие от остальных, колки для бас-гитары гораздо больше в размерах. Сделаны из металла. Кроме этого, могут быть как закрытого, так и открытого типа. Ручки для вращения гораздо больше.
Локовые колки
Это особенный тип гитарных колков со специальным механизмом, который запирает струну внутри специального механизма. Благодаря этому вам не обязательно делать витки на креплении, что положительно сказывается на держании строя инструментом. Стоят такие колки дороже обычных. Отличаются наличием специального колесика в своей конструкции.
Колки для безголовых гитар
Особняком стоят специальные колки для безголовых гитар. Колки на них прикреплены напрямую к бриджу и представляют собой особую конструкцию с отверстием под струну.
Конфигурация колков по типу гитарной головы
Разные гитарные головы созданы для разной конфигурации колков. Как уже было сказано, если у гитары колки выстроены по три с каждой стороны – то они будут крупнее, чем те, которые расположены с одной стороны. Это стоит учитывать в случае, если вам потребуется поменять их.
Профилактика гитарных колков
Для того чтобы колки прожили как можно дольше, необходимо регулярно устраивать им профилактику. Если вы регулярно меняете струны – то во время смены проверяйте состояние колков. Чаще всего можно увидеть, что разболталось крепление для витков. Тогда вам нужно затянуть его при помощи специального кольца, расположенного на лицевой стороне грифа.
Кроме этого, возможно, вам понадобится подтянуть винты сзади – если колок удерживается ими. Не забудьте также проверить, нет ли люфта у ручек для вращения. Если есть – подтяните винт, на котором они держатся.
Если же у вас возникли фундаментальные проблемы – например, часто рвутся струны именно в районе колка, гитара не строит, либо же его просто вырвало из головы – следует заняться ремонтом гитары . А для этого нужно выбрать себе правильную модель, на которую будет производиться замена. Учтите, что лучше всего менять весь комплект сразу, а не один конкретный колок.
Как выбрать гитарные колки
Выберите схожий с вашими внешний вид
Вместо того чтобы выбирать совершенно другие колки, лучше подобрать те, которые будут выглядеть также, как и ваши. Во-первых, с высокой вероятностью они будут иметь ту же конструкцию, что и ваши. Во-вторых, вам не придется сверлить отверстия под них, и установка будет гораздо проще.
Выберите подходящую конфигурацию
Если же вы все-таки решили установить что-то совершенно новое, то в первую очередь определитесь с конфигурацией. Производители обычно пишут, для каких гитарных голов предназначены колки. Не стоит устанавливать конфигурацию для трех с двух сторон на гитару, где колки расположены в ряд на одной стороне.
Обратите внимание на тип креплений
Существует три типа креплений. Первый – без затяжных винтов. Они легко закрепляются на голове, и для их установки не требуется сверлить дополнительные отверстия и что-то завинчивать.
Второй – с один затяжным винтом, и третий – с несколькими. Тут вам стоит обратить внимание на то, какой тип был установлен у вас до этого, и отталкиваться уже от него.
Соотношение поворота к витку
Это пропорция, которая определяет, сколько раз вам надо полностью провернуть колок, чтобы сделать один виток. Современные модели имеют соотношение либо 14:1, либо 18:1. На бас-гитарах оно может быть 20:1 или 21:1.
Локовый колок или обычный
Как уже было сказано выше, локовые колки более дорогие, однако лучше держат строй, в отличие от обычных. Использовать их – дело вкуса и финансовых возможностей.
Как вставляется струна
Это тоже очень важно. Существует два типа колков. Первый – где струна вставляется в специальное отверстие на крепление и проходит через него. Второй – когда струна направляется как бы внутрь колка, вниз, где фиксируется. Это чисто практическая разница, но ее стоит учитывать при выборе.
Ручки колков
Обратите внимание на материал, из которого сделаны вращательные ручки. Это может быть как металл, так и пластик. Кроме этого, они имеют разный внешний вид. В данном случае разница между ручками исключительно во внешнем виде, и вам стоит выбрать именно те, которые больше нравятся.
Источник
Популярные автомобили
Делаем гитару своими руками с минимумом усилий
Пост не в формате кадабры, заранее извиняюсь. Движок кадабры привычен и удобен для написания длиннопостов, потому решено было воспользоваться именно им. К тому же, «пробка» же для общения на любые темы. Почему бы про гитары не пообщаться с кадабровчанами )
Всю свою гитарную жизнь мне был интересен процесс создания инструмента. Я читал про фабрики, смотрел видео про отделения custom shop, наблюдал как рождаются из кусков древесины привычные и знакомые формы стратов и лесполов. Витали мысли — а не попробовать ли закупиться нужными материалами и выпилить аки Папа Карло собственную, сделанную своими руками гитару. Причем сделанную именно так, как я хочу, а не как решил отдел маркетинга какого-нибудь раскрученного брэнда. Останавливало отсутствие ряда дорогостоящих инструментов и оборудования — понадобился бы фрезерный станок как минимум. Да еще и навык работы с этими инструментами и оборудованием требовался явно не нулевой.
Но все так безысходно.
Оказалось, что существуют такие продукты, как Guitar Kit. То есть — это просто набор более-менее готовых деталей, из которых любой умеющий обращаться с отверткой человек сможет собрать вполне работоспособный инструмент. В него входит, как правило, уже обработанные и подготовленные к покраске корпус и гриф (в гриф уже набиты лады и вставлен анкер), набор фурнитуры (бридж, колки) и электроника. В некоторых наборах начального уровня электроника будет уже распаянной, и при сборке потребуется просто подключить разъемы, т.е. даже навык владения паяльником не понадобится.
В более продвинутых китах голова грифа оставлена невырезанной, и можно придать ей любую желаемую форму
Не долго думая, мной был приобретен набор Harley Benton Les Paul Kit — оно даже продавалось в одном из питерских магазинов, и даже не надо было ждать доставки. Цена вопроса около 4500р.
Подробнее
Поставляется он в вот такой коробке
Внутри упакованы корпус леспольной формы, гриф, бридж tune-o-matic, колки, кнопки для ремня, распаянная электроника, крышечки, крепеж — всего хватает.
Присутствует наглядная инструкция на немецком и английском. Позабавило, что есть расхождения между двумя версиями инструкции: в английской колки прикручивают ключом, а в немецкой — хардкорно пассатижами. ))
Корпус, увы, в отличии от тру-гибсон-леспола, сделан из липы. Топ — клен. Зато топ каноничной выпуклой arch-top формы. Были опасения, что он окажется плоским, но нет — все как надо.
В корпусе расфрезерованы и просверлены все необходимые полости, каналы и отверстия, приклеена пластиковая окантовка по периметру, древесина отшлифована и покрыта грунтом — то есть все готово к покраске и сборке. Кстати, «из-коробки» под покраску подготовлен только корпус, гриф предполагается оставить таким, как есть, на нем даже присутствует небольшой слой матового лака.
Тем не менее, есть некоторые требующие приложения рук недоделки. В полостях торчат заусенцы, занозы и опилки
Кстати, склеен корпус из трех кусков, что весьма сильно бросается в глаза с обратной его стороны )
Метод крепления грифа в нашем случае — на болтах. Карман грифа так же требует доработки — поверхность неровная и пятно контакта с грифом будет оставлять желать лучшего. Более того — угол наклона грифа, в случае если мы ничего не будем делать с карманом, окажется близок к 0 градусам, что кардинально неправильно для LP-подобной гитары. Нам нужно значение около 4 градусов — гриф должен быть завален, ибо у нас arch-top и tune-o-matic. Так что либо шлифуем карман и пятку грифа, либо подкладываем под пятку ближе 22му ладу какие-нибудь тонкие щепочки необходимой толщины. Без этого играть комфортно будет невозможно, так как струны будут висеть слишком высоко над грифом даже при максимально утопленном бридже.
Гриф сделан из клена, материал накладки — палисандр.
Голова весьма похожа на леспольную, и при желании можно ее сделать идентичной вырезав на ее торце так называемую «открытую книгу»
Стандартные для LP 22 лада, окантовка, инкрустация трапециями под перламутр — для бюджетного инструмента довольно симпатично выглядит
Увы, так же встречаются косяки. Неаккуратно вклеен один из ладов — из под него торчат остатки клея. В общем, лады потребуется шлифануть, чтобы добиться максимально низкого action (высоты струн) для комфортной игры без звона.
С пяткой грифа тоже не все хорошо. Вообще, есть ощущение, что для этих бюджетных китов используются грифы, которые попали под отбраковку на конвейерной линии Harley Benton и их пустили в бюджетные наборы. Тем не менее, это все не особо критично и поправимо
Зато с анкером все отлично — работает без нареканий, не заедает, прогиб грифа настраивается правильным образом.
Место вклейки головы в гриф сделано весьма аккуратно. Опасений, что голова треснет и отвалится, нет.
В целом гриф не без недостатков, но жить с ним можно. Чего не скажешь об электронике.
Во-первых это непонятные no-name звукосниматели. Во-вторых замечательная идея о соединении компонентов на разъемах разбивается о качество реализации — пайка хлипкая, контакт в разъемах ненадежный — если собираетесь на гитаре играть более чем пару раз в год, лучше от разъемов избавиться и припаять все по-человечески.
Уже на собранной гитаре обнаружилось, что схема пайки потенциометров громкости абсолютно неправильна — они работают как переменные резисторы, а не как потенциометры, что закономерно поганит звук и делает невозможной какую-либо адекватную работу с ручками. Посему — для нормального звука паяльник понадобится обязательно.
Покраска
Так как негоже оставлять гитару неокрашенной, начинаем подготовку корпуса и грифа. Для начала нужно определиться с окрасочными материалами. На эту тему можно написать отдельный трактат, потому постараюсь изложить все сжато и понятно.
Не стоит идти на поводу у инструкции, которая нам сообщает, что мы можем сходить в любой хозяйственный магазин и покрасить корпус краской из баллончика. Большое заблуждение, что электрогитаре не важно из какого материала она сделана — да, колебания струны снимаются звукоснимателем, но характер этих колебаний напрямую зависит от материала, с которым струна взаимодействует — это порожек, бридж, древесина корпуса и грифа, и их покрытие. Поэтому чем попало музыкальный инструмент красить нельзя.
Можно использовать нитрокраски, полиуретановые и краски на водной основе. Соответственно, лаки так же применяются либо на нитрооснове, либо полиуретановые. Нитро — более канонично (все старые инструменты покрыты именно нитролаком), меньше влияет на звук, но менее прочно. Полиуретан — прочнее, но сильнее влияет на звук.
Я выбрал краску на водной основе, а если точнее, то не совсем краску, а морилку Tury цвет «слива». Лак решил использовать нитроцеллюлозный ТЭКС НЦ-218.
Подготовку корпуса начинаем с зашкуривания и снятия слоя грунтовки — так как я решил использовать морилку, её следует наносить без грунта, чтобы она могла впитаться в древесину и прокрасить её. Заодно на этом этапе я подкорректировал профиль грифа — он был ближе к D-shape, а я его немного скруглил, приблизив к удобному мне C-shape. После этого заклеиваем полости малярным скотчем и приступаем к окраске.
Из-за того, что я поленился тщательно зашкурить корпус, кое-где остался грунт, потому морилка не хотела впитываться
Приходилось яростно ее втирать тампоном, иначе она просто бесследно стекала с поверхности.
Потратил на этот процесс несколько дней
Попытка сделать эффект sunberst увы не удалась. Может в другой раз.
Гриф тоже решил закрасить морилкой
В итоге этап нанесения краски-морилки завершился примерно вот этим:
Не все получилось так, как хотелось бы — виной моя лень, раздолбайство и кривизна рук. Теоретически, все можно было бы сделать красивее. Но, в принципе, получившийся винтажно-состаренно-потертый вид меня вполне устроил, в нем тоже было что-то забавное )
Далее предстояло нанести лак. Поскольку все происходило на территории обычной квартиры, предстояло решить проблему с вентиляцией — нитролак токсичен и вонюч. Более того, в тот момент была зима, а для работ с этим лаком требовалась строго определенная температура. Потому были закуплены респираторы и временно переоборудован балкон под импровизированную окрасочную камеру. Повешен термометр и установлена тепловая пушка для поддержания нужной температуры.
К карману грифа корпуса прикрутил деревянную рейку, чтобы было за что поворачивать корпус в процессе нанесения лака, и подвесил всю конструкцию на стремянку.
Гриф просто положил сверху стремянки
Старался делать слои как можно тоньше, и обойтись всего 4-5 слоями — хотелось максимально тонкого покрытия. Получились вот такие блестючие глянцевые гриф и корпус
Само собой, оставлять это в таком виде нельзя. Требуется шлифовка лака. Для начала нужно выждать время, пока слои лака окончательно высохнут и схватятся. В разных источниках читал о разных сроках для нитролака — кто-то говорит о неделе, а кто-то о 2х месяцах. Я ждал чуть меньше недели, возможно это не очень правильно, но хотелось уже скорее долгожданную гитару собрать и поиграть )
Для шлифовки были куплены листы наждачной бумаги зернистостью от 400 до 2500. Подробно технологию расписывать не буду, так как уже точно не помню сколько каждой градацией приходилось шлифовать. Действовал интуитивно, стараясь не переборщить, не перегреть лак — шлифовал руками, без машинки, тем не менее все равно старался не рисковать. Использовал воду. На шлифовку ушло пара вечеров.
В самом конце был применен автополироль и тряпочки из микрофибры. Постепенно гитара обрела более-менее цивилизованный вид
Остались последние штрихи этапа окраски — нанесение графитовой краски в полости, где будет находиться электроника для экранировки. Этим можно пренебречь, тем не менее, если хотим добиться отсутствия фона, наводок и избавиться от прослушивания радио «маяк» через гитарный усилитель, это стоит сделать.
Пластмассовые крышечки обклеиваем фольгой, для той же цели
Как последний штрих, решил применить спорную технологию — залитие жидкой канифоли в карман грифа. Канифоль, в теории, должна заполнить все микротрещины и полости в соединении грифа и корпуса, что даст большую площадь соприкосновения. Есть мнение, что это улучшает сустейн и звук в целом. Есть обратное мнение, что это просто эффект плацебо.
Сборка
Теперь можно собирать гитару. Тут все просто, ничего сложного и необычного.
Прикручиваем сперва гриф
Далее нужно вколотить опоры бриджа в корпус. Их четыре штуки. Процесс, увы не заснял. Берем молоток и вбиваем их в корпус. Я, в целях пущей паранойи, залил их предварительно столярным клеем, дабы лучше держались. При этом не забываем продеть провод заземления через канал к одной из опор. Впрочем, обо всем этом сказано в инструкции.
Далее переходим к электронике. Продеваем провода в каналы
Дальнейшую последовательность так же не заснял: сначала прикручиваем потенциометры, затем устанавливаем звукосниматели и в последнюю очередь ставим выходное гнездо на торце корпуса.
Осталось поставить держатели ремня и крышки полостей. Набор струн так же идет в комплекте, так что натягиваем струны и приступаем к первичной настройке. Если все сделали правильно, то должен получиться вот такой результат:
Как это ни удивительно, получившийся на выходе инструмент вполне годен в применении. Да, это не леспол, но помним, что за это мы отдали всего 4500 (не считая лакокрасочных изделий). Звучит он на уровне гитар категории от 10000 до 20000. Решил его сравнить со своим Schecter Revenger 7, купленным за 12000, в который были установлены датчики EMG81-7(707) и произведен ряд доработок и порадовался тому, что самодельный леспол в принципе звучал не хуже (с поправкой на датчики)
Позже я поменял стоковый бриджевый ноунейм звукосниматель на Seymour Duncan JB. Результат замены можно услышать на видео ниже:
В результате, имея в арсенале Shecter Revenger 7 и Washburn Dime 332 я все равно большую часть времени играю на самодельном лесполе, настолько он получился удобным и приятно звучащим.
Источник