Когда грудничок перестает пугаться своих рук

В защиту пеленания: о развитии осязания у малыша


В последнее время принято считать, что большинство педиатров и детских психологов советуют не пеленать ребенка, чтобы не тормозить развитие у него осязания. Но, скорее всего, мнение психологов в данном случае интерпретируется неправильно. Большинство специалистов в наше время также не склонны видеть в пеленании «насилие» и «принуждение». Порпробуем обратиться к культурному опыту разных народов и представить, что же чувствует новорожденный?

Чувствительность кожи возникает у ребенка еще на третьем месяце внутриутробного развития. Малыш свободно плавает в околоплодных водах и развивает осязание, наталкиваясь на стенки матки. А к четвертому месяцу, с появлением координированных движений, начинает сосать свой палец или кулачок. С 32 недели внутриутробного развития окружающая ребенка матка постоянно соприкасается с разными частями его тела. Периодические сокращения стенок матки создают ощущение плотных объятий, и это остается в памяти малыша важной частью счастливой жизни в животе. На последних неделях перед родами ребенок, как правило, уже ограничен в плечевых суставах – руки плотно прижаты к телу из-за тесноты. К такому положению ребенок тоже привыкает. В это время он ощупывает в основном собственное тело, получая тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает матка.

» После рождения ребенок попадает в непривычно огромное свободное пространство. Однако он пока сохраняет свои внутриутробные «привычки». Одна из них – резкие нескоординированные движения руками и ногами, так называемые «вскидывания».

Если понаблюдать за новорожденным, можно заметить, что он испытывает панику при всяком движении своих конечностей и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки или ножки. Во время «вскидываний» ребенок пугается, потому что его руки и ноги, привыкшие упираться в стенки матки, не находят никакой опоры.
Если конечности младенца оставлены свободными, и их движения не ограничены тесной пеленкой, то он будет «вскидываться», переживая испуг. Это очень сильная реакция, которая заглушает все остальные. В том числе как раз и нарушается развитие осязания! А чтобы оно успешно развивалось, необходимо, чтобы руки и ноги ребенка постоянно натыкались на разные поверхности. Стимулами является абсолютно все, к чему младенец может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие его осязания.

Что полезно для развития осязания?

  • Ношение на руках. Когда мама носит малыша на руках или спит с ним вместе, она не позволяет ему «вскидываться» и создает знакомые ощущения объятий. Рядом с ней ребенок спокойно спит без пеленки. Мамино тело выделяет достаточно тепла, поэтому ручки и ножки ребенка можно оставлять обнаженными. Так он будет соприкасаться с различными поверхностями, воспринимать информацию, а комфортные условия помогут спокойно ее усвоить. У многих примитивных народов до сих пор принято носить ребенка на руках 24 часа в сутки. Для этой цели они создают различные приспособления: держатели, перевязи. При этом отдельных люлек и гамачков для младенцев вообще не предусмотрено.
  • Свободное пеленание. Когда ребенок вынужден находиться без мамы, например, во время сна, лучшим способом развития осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. Но пеленать ребенка важно так, чтобы он мог совершать движения руками и ногами.
    Ребенку полезно наталкиваться ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Поэтому под пеленкой лучше оставлять как можно меньше одежды. Сама пеленка, обхватывая малыша, стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается. Основное ее назначение – создавать иллюзию опоры, но движения ограничивать только в плечевых суставах, как в матке. Свободно спеленатый ребенок может подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, сосать палец или кулачок, болтать ногами. К 10-30 дню ребенок привыкает к своим рукам и управляет ими более уверенно. С этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Дети, у которых сохраняются «вскидывания» до 3-6 месяцев, нуждаются в более продолжительном пеленании.
Читайте также:  Настойка зеленого ореха своими руками

Пеленку придумали те народы, которым прохладный климат не позволял носить ребенка на себе во время ежедневной работы. В их культурах обязательно существуют и отдельные места для детей: зыбки, колыбельки. Они повторяют форму пеленки, и их, как правило, можно качать. Тогда младенцу кажется, что он все еще на руках у взрослого.

» Спеленатый ребенок часто протестует, когда его вместо удобного уютного покачивающегося «гнездышка» кладут на жесткую громадную кровать. Родители же зачастую считают это протестом против пеленки.

Кроме того, заметив, что ребенок вытащил ручку из пеленки и сосет палец, современная мать зачастую перепеленывает его более плотно. Между тем в данном случае ребенку, если ему уже больше семи дней, нужно предоставить наслаждаться преимуществами свободного пеленания.

Что не полезно для развития осязания?

  • Распашонка с зашитыми ручками. От мира ребенок в такой одежде получает только один стимул: ощущение распашонки. Если младенец находится у мамы на руках, он и без специальной защиты не расцарапает себе лицо. Без мамы же любое беспорядочное движение ручек будет его пугать, поэтому их лучше просто запеленать. Когда малыш перестает бояться своих рук, то перестает и царапаться. Поэтому необходимость таких распашонок сильно преувеличена.
  • Тугое пеленание. В деревне тугое свивание ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей. Сегодня техникой тугого свивания владеют лишь отдельные специалисты. Но чаще всего под «тугим» понимают просто более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно так пеленали детей в российских роддомах и яслях лет 20-30 назад. Такое пеленание защищает от «вскидываний», но, конечно, никак не стимулирует развитие осязания. Количество сенсорных стимулов и ответных реакций минимально. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, и ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.
  • Полное отсутствие пеленания. Если новорожденный находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Ребенок беспомощно барахтается в огромном пространстве, испытывая ужас. Дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ними постепенно. Малыш, одетый в костюмчик или комбинезон, не может касаться ладошками своего тела – теплого, знакомого и самого развивающего стимула.
  • Слишком рано надетые штанишки. Прекращать пеленание нужно тогда, когда ребенок перестанет «вскидываться» во сне. Кожа ног для ребенка такой же источник информации, что и кожа рук. Поэтому младенца, «выросшего» из пеленок, не следует сразу же одевать в ползунки. Подходящая одежда в этом возрасте – рубашечка и больше ничего, в крайнем случае – подгузник. Для детей, которых мамы много носят на себе, такая одежда проста и естественна, потому что так ребенок не перегревается и его легко переодевать. Если же родители слишком рано отказываются от пеленания, им приходится тепло одевать мерзнущего ребенка, и часто к трехмесячному возрасту он оказывается одет дома гораздо теплее, чем его ранее пеленавшийся сверстник.

Конечно, в носочках и боди младенец выглядит симпатичнее, чем в пеленках. Однако не стоит сбрасывать со счетов ни народный опыт, ни современные исследования физиологических особенностей и психологических потребностей ребенка.

Подготовила ТЕАМА,
05.02.2017

Источник

Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям

В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.

В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).

Читайте также:  Площадка своими руками во дворе частного дома

К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).

С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.

Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.

После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.

В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.

Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:

  1. Ребенок не вздрагивает от громких звуков в первые 2-4 недели жизни;
  2. Ребенок не замирает, слыша голос, в возрасте 2-4 недель;
  3. Ребенок в 3-4 месяца не поворачивает голову в сторону источника звука;
  4. У ребенка 3-4 месяцев нет оживления на голос матери;
  5. В 2-4 месяца у малыша не появляется гуление.

Источник

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Читайте также:  Лапароскопический тренажер своими руками

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Источник

Оцените статью
Своими руками