Клей для переплета своими руками

Реставрация книг

Переплётные клеи

Переплетные клеи представляют собой растворы, расплавы или водные суспензии природных, искусственных и синтетических полимеров. Для брошюровочно-переплетных работ применяют поливинилацетатный, бутадиен-стирольиый (латексный), полиамидный, полиакриламидный, карбоксиметилцеллюлозный, сульфитный, термопластичный, костный, казеиновый, крахмальный и другие клеи.

В зависимости от назначения и условий склеивания они объединяются в группы: для склеивания бумаги, переплетного коленкора, ледерина, приклейки каптала, заклейки корешков сшитых книжных блоков, для клеевого бесшвейного их скрепления и т. д.

Самодеятельному переплетчику нет необходимости иметь все перечисленные выше клеи. Поэтому здесь даются сведения только о тех из них, которые вполне доступны для любителя, бывают в продаже и отвечают требованиям технологии при изготовлении переплетов вручную. Имеющиеся в продаже «конторский», «канцелярский» (силикатный) и «универсальный» клей для переплетных работ не пригодны, так как у них низкая адгезия (прилипание) к материалам, а главное потому, что наличие в их составе щелочей или кислот приводит к постепенному разрушению бумаги и других материалов, из которых делают книги.

Не рекомендуется также готовить клеи по рецептам, приводимым в литературе по бытовой химии, так как к клеящим составам, применяемым в переплетном деле, предъявляются повышенные требования в отношении их антисептических свойств, безвредности, стабильности (неизменности) при использовании и хранении. Бытовые же клеи не обладают всем сочетанием необходимых для переплетных работ свойств.

Особые требования предъявляются к клеям, применяемым при реставрации листов книги. Эти клеи не должны разрушать бумагу, в то же время нужно, чтобы они обладали большой клеящей способностью, давали прозрачную пленку, были удобными в работе и обратимыми, т. е. в случае повторной реставрации легко могли быть удалены. Кроме того, они не должны подвергаться бактериальному разложению и плесневению.

Раньше наиболее употребительны были клеи животного происхождения — костный, мездровый, рыбий, относящиеся к коллагеновым (или глютиновым), и казеиновый, а также растительного происхождения— крахмальный, мучной, декстриновый. В последнее время при типографском изготовлении книг все большее применение получают синтетические клеи.

Клеи животного и растительного происхождения просты в приготовлении. Однако они не стабильны по свойствам, подвержены воздействию гнилостных бактерий, образованию плесени. Большинство из них имеет темный цвет. Для улучшения некоторых свойств и более длительной сохранности этих клеев в их состав вводят определенные добавки.

Источник

Клей для переплета своими руками

Виды книжных клеев

Как вы уже убедились, клей применяется почти на всех стадиях переплетно-реставрационных работ. А вот какими клеями и как пользоваться, знают не все.

Самым лучшим из клеев, которые могут быть приготовлены в домашних условиях, следует считать столярный клей.

Приготовить его можно следующим образом. Разбив плитки клея на мелкие куски, положим их в сосуд, предназначенный для варки, и нальем столько холодной

воды» чтобы она покрыла все куски клея. В таком состоянии клей оставим на 6-8 ч разбухать. Если по прошествии этого времени в кусках будут оставаться более темные жилки, то этот признак говорит о том, что клей не совсем разбух, и ему требуется дополнительное время для размачивания.

Добавив в сосуд с разбухшим клеем воды (примерно такое же количество, как и для размачивания), поместим его на водяную баню и уварим до нужной густоты: правильно приготовленный клей свободно стекает с кисти и имеет медовый цвет.

Столярный клей при работе должен быть всегда горячим. Поэтому придется время от времени добавлять в наружный сосуд клееварки кипяток, отливая часть остывшей воды.

Для переплетных работ рекомендуем применять следующие рецептуры клея:

Клей по рецепту 1 пригоден для проклейки корешков . книжных блоков, приклейки концов шнуров, тесьмы, закладок, капталов, марли, а по рецепту 2 — для оклейки крышек покровными материалами.

К числу классических переплетных клеев относятся клеи на основе муки и крахмала. Приготовить их просто: крахмал разводится холодной водой и вливается тонкой струей в кипящую воду при постоянном перемешивании, после чего охлаждается. В сваренный неостывший клейстер в качестве антисептика добавляют буру. Pa6oTatoj только холодным клейстером. Срок хранения — не более 3 суток.

Ниже приводим 3 рецептуры клейстера, предназначенных для различного использования: рецепт i — для

реставрационных работ с листами книги при их подклеивании, а также для крытья переплетных крышек бумагой; рецепт 2 — для приклейки форзацев, выпавших листов и

проклейки корешков; рецепт 3 — для вставки блоков в переплет и для реставрации переплетов.

Из синтетических клеев самым удобным является клей ПВА. Он обладает всеми качествами, необходимыми при работе с бумагой. Высокая скорость схватывания этого клея

— одно из главных его преимуществ. При высыхании он превращается в прозрачную пленку, незаметную на бумаге и переплетных материалах. ПВА не имеет неприятного запаха, гигиеничен, малотоксичен, легко смывается с рук. Правда, хранить его можно при температуре не ниже 5* С. В случае загустевания ПВА можно разбавить водой до требуемой консистенции, но делать это нужно осторожно. ПВА хорошо смешивается с другими переплетными клеями и, будучи необратимым клеем, в смесях образует обратимые клеи.

Читайте также:  Любовные привороты своими руками

Для получения любимого реставраторами книг клея «пополам» смешивают равные объемы клейстера (по рецепту 2) и клея ПВА. Готовая смесь очень удобна в работе, используется холодной, хранится в посуде с плотно закрытой крышкой при комнатной температуре.

Все перечисленные выше клеи являются основными в переплетном деле, при работе с книгой их можно применять, не опасаясь навредить ей.

СОДЕРЖАНИЕ
КНИГА: КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ . 3

НАЧНЕМ С РЕСТАВРАЦИИ. 8

ПОДГОТОВКА КНИГИ К ПЕРЕПЛЕТУ. 40

БРОШЮРОВКА КНИЖНОГО БЛОКА. 55

ОБРЕЗКА КНИЖНОГО БЛОКА. 74

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОТДЕЛКА КНИЖНОГО БЛОКА. 84

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК. 91

ВСТАВКА КНИЖНОГО БЛОКА В ПЕРЕПЛЕТ. 108

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОТДЕЛКА ПЕРЕПЛЕТА КНИГИ. 112

ПРИЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ КНИЖНЫХ ПЕРЕПЛЕТОВ. 116 НЕМНОГО О КЛЕЯХ. 124

Источник

Клей для переплета своими руками

Раньше переплетчики пользовались в основном клеями животного (костным, мездровым, рыбьим, казеиновым) или растительного (крахмальным, мучным, декстриновым) происхождения. Эти клеи дешевы, их легко приобрести, они удобны в работе. Главными их недостатками являются нестабильность свойств, подверженность воздействию гнилостных бактерий, образованию плесени, размачиванию. Но, несмотря на весьма существенные недостатки, большинство любителей пользуются именно этими клеями.

Синтетические клеи более стойки к климатическим изменениям, могут храниться длительное время, не подвергаются воздействию микроорганизмов, быстрее сохнут, но достать их труднее.

Вот несколько рецептов приготовления наиболее распространенных переплетных клеев.

Костный клей. Иначе его называют столярным (48 % клея, 1,5 % глицерина, 0,5 % буры, 50 % воды). Продается он в виде плиток или гранул. Приготовление клея начинают с замачивания. Гранулы выдерживают в воде в течение двух часов, а раздробленную плитку — 6—10 часов. Варят клей на водяной бане при температуре 60—70 °С, постоянно помешивая до получения однородной массы, напоминающей по консистенции сметану. После того, как клей разойдется, в него вводят необходимые добавки. Например, добавление 1 — 1,5 % глицерина улучши, эластичность клеевой пленки, а добавка 2 % буры или 0,5 % фенола предохранит его от порчи. Рабочая температура клея 40—50 °С. Для ее поддержания клей посто-янно подогревают на водяной бане.

Казеиновый клей. Его вырабатывают из обезжиренного творога с добавлением щелочи, минеральных солей, фтористого натра, медного купороса и небольшого количества керосина, предохраняющего состав от комкования и расслоения. Казеиновый клей поступает в продажу в виде порошка, содержащего все необходимые добавки. Для приготовления рабочего состава нужно в заранее отмеренный объем воды при комнатной температуре всыпать отвешенную дозу порошка и размешивать его до полного исчезновения комков в течение 40—60 минут, снять пену и дать отстояться (30 % казеина на 70 % воды). Рабочая вязкость клея сохраняется в течение примерно четырех часов. После этого он густеет и становится непригодным для дальнейшего использования. Добавлять воду в этом случае бесполезно, поэтому нужно сразу соблюдать необходимые пропорции. Помните, казеиновый клей может вызвать снижение прочности бумаги или ткани, а также вызвать изменение их цвета. Так что пользоваться им нужно по возможности реже.

Мучной клей.
В зависимости от выполняемых работ он может быть жидким или густым. Жидкий клей используют для склеивания тонких бумаг, укрепления листов, а густой — для склеивания более плотных бумаг, вставки журнального блока в переплетную крышку, наклейки этикеток. Для приготовления густого клея на 1 литр дистиллированной или кипяченой воды берут 135 г пшеничной муки тонкого помола, 12 г желатина и 6 мл глицерина (для жидкого соответственно 8 г муки, 10 г желатина и 4 мл глицерина). Желатин предварительно замачивают в 50 мл воды в течение 4 часов. Затем в эмалированной посуде нагревают до кипения 650 мл воды. Отвешенную муку тщательно размешивают в 300 мл холодной воды и медленно при интенсивном помешивании вливают в закипевшую воду. Клей варят еще 20 минут при температуре 80—85 °С, а затем вводят подогретый до 50—60 °С набухший желатин и глицерин. В качестве консерванта можно добавить формалин из расчета 0,5—1 мл на 100 мл клея. Такой клей можно хранить в холодильнике 4—5 дней.

Карбоксиметилцеллюлозный клей. Для приготовления такого клея соль Na-КМЦ всыпают в ди-стиллированную или кипяченую воду. Растворение длится от 16 до 24 часов. Чтобы его ускорить, смесь надо периодически перемешивать. Для обработки журнальных блоков берут 10—12 %-ный раствор соли Na-КМЦ с добавлением 5 % глицерина. Такой клей обладает довольно хорошей клеящей способностью и может храниться 10—12 дней.

Поливинилацетатная дисперсия (водная дисперсиязоль поливинилацетата) бывает в продаже под названием «Клей ПВА». Этот клей обладает исключительно высокой адгезией к переплетным материалам, высокой эластичностью клеевой пленки, прозрачностью в тонком слое, отсутствием неприятного запаха, не подвергается бактериальному разложению. Однако при работе с ним нужно быть особо аккуратным, так как из-за быстрого «схватывания» клея при неточном совмещении склеиваемых деталей разделить их без разрушения будет довольно-таки сложно.

Источник

Мучной клей

Мучной клей – один из основных в переплетном деле. Обусловлено это его высокими клеящими свойствами, легкостью приготовления, легкостью использования, обратимостью, стабильностью при хранении книг и дешевыми нетоксичными компонентами. Поэтому мучной клей общепризнан среди переплетчиков и реставраторов.

Читайте также:  Подрезка межкомнатных дверей своими руками

Мучной клей более 300 лет использовался для приклеивания бумаги, деревянных переплетных крышек и кожи, которая им прекрасно клеится. Некоторые переплетчики добавляют в мучной клей ПВА для увеличения прочности. Также добавляется метилцеллюлоза для увеличения времени высыхания клея – это удобно при работах над объемными проектами.

Вы можете найти в Сети множество инструкций, в которых говорится, что для приготовления клея можно использовать любой тип муки, даже хлебопекарную. Да, это возможно в любительских работах, но абсолютно не рекомендуется для использования в реставрации. И вот почему:

Хлебопекарная мука содержит большое кол-во клейковины. Несмотря на то, что именно клейковина отвечает за клеящие свойства готового клея, ее переизбыток может привлечь насекомых, что приведет к порче книги, особенно при длительном хранении книг (архивы, библиотеки…)

Поэтому я использую для приготовления клея пшеничную муку для выпечки с содержанием белка 7-8%, которая содержит наименьшее кол-во клейковины.

Содержание клейковины в различных сортах муки:

Содержание клейковины в различных сортах муки

Что такое клейковина (глютен) можно прочитать в следующем документе:

Если вы не можете купить такую муку в местном супермаркете, попробуйте поискать ее в магазинах художественных принадлежностей, однако там она стоит гораздо дороже. К тому же, в таких магазинах часто продается мука с добавками, повышающими кислотность, что тоже негативно сказывается при длительном хранении книг. Квасцы, формальдегид или гвоздичное масло могут использоваться в качестве консервантов, не портящих книгу.

Обратите внимание, что пшеничная мука и пшеничный крахмал – не одно и то же.

Мучной клей хранится всего 2-4 дня, поэтому рекомендуется готовить его маленькими партиями и хранить в герметичном контейнере в холодильнике.

Приготовление мучного клея – простой процесс, и как бы ни различались рецепты в разных источниках, в них обязательно присутствуют мука и вода.

Мой рецепт мучного клея

  • 1 часть муки
  • 5 частей дистиллированной воды
  • Неметаллическая емкость
  • Вилка или венчик

— Медленно влейте 1/3 воды в емкость с мукой, непрерывно помешивая вилкой или венчиком.

— Когда все комки растворятся, добавьте остаток воды, продолжая перемешивать.

— Затем поставьте емкость на средний огонь и доведите до кипения.

— Сразу по закипании тщательно перемешайте клей, убавьте огонь и кипятите 30-90 секунд (а зависимости от того, насколько густой клей вам нужен).

— Затем снимите с огня, еще раз тщательно размешайте и оставьте остывать.

— Если в клее остались комки, процедите клей через мелкое сито (это лучше делать, пока смесь горячая).

— После остывания вы должны получить полупрозрачный мучной клей готовый к использованию.

Если вы хотите поэкспериментировать с различными добавками к мучному клею, которые могут повлиять на его клеящие свойства, или продлить срок его использования, прочтите сначала очень информативную статью: http://www.instructables.com/id/Wheatpaste/step3/Adding-Things/

Если Вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста с этой ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник

7 методов переплёта в домашних условиях

Привет, хабралюди!
Прочитал на Хабре про сшивку книги и понял — не одному мне интересна тема. Душа встрепенулась: предложенный метод классической прошивки даёт качественную книжку, но затраты сил и времени, вложенные в этот трудовой подвиг, осилит не всякий. Плюс нужна немалая сноровка — никто не сможет сделать более-менее качественную книгу с первого раза. Чего стоит один только срез блока — вы и вправду думаете, что хоть раз в жизни сможете сделать это ровно для блока от 200 листов с помощью канцелярского ножа? А если хочется делать не единственную книгу в год, а хотя бы 2-3 в неделю? Нам бы методы попроще, и желательно не менее эффективные. Делюсь!

Метод 1
При объеме до 40 листов (а это уже 80 страниц!) сшиваем простым поворотным степлером посередине листов, делая обычную тетрадку (типа ученической). Для этого покупаем поворотный степлер, рассчитанный на скобу большой глубины. Его рабочая часть способна поворачиваться на 90 градусов, а скоба большой глубины (не ширины, а именно глубины) способна легко пробить до 40 листов. За несколько секунд имеем аккуратно сшитую книжку.

Метод 2 (практически без ограничения объёма книги)
Распечатываем книгу на бумаге формата А4 или меньше. Берём канцелярский дырокол, и отбирая из стопки по 20-25 листов, делаем в них отверстия. Здесь очень важно, чтобы дырочки находились на всех листах на одинаковом расстоянии, как от края листа, так и сверху-снизу. Для этого нужно иметь дырокол со встроенной линейкой выравнивания. Стоит такой дырокол ровно столько, сколько и без линейки, но позволит вашей будущей книге выглядеть довольно аккуратно. Полученные таким образом листы с отверстиями мы просто вставляем в заранее приобретённую папку-скоросшиватель. Всё разнообразие таких папок сводится к таким видам: скоросшиватели на ползунках, на верёвках, на скобах. Мы выбираем папку на скобах, обращая внимание на следующее:
:: Размер скобы должен быть чуть больше, чем вам требуется для вставки всех листов. Листы не должны вмещаться впритык! После вставки страницы должны свободно переворачиваться.
:: Скобы должны разъединяться как можно туже.
:: Когда скобы соединены, между ними не должно быть малейшего зазора, иначе лист не выпадет, но будет цепляться при переворачивании, что очень раздражает.
:: Желательно, чтоб скобы разъединялись руками — на разрыв, или с помощью язычков внизу и вверху папки. Не покупайте папку, где скобы разводятся громоздким механизмом — будет не удобно пользоваться, пропадёт ощущение «книги».
:: Обложку папки желательно выбрать мягкую. Её размер должен быть больше, чем помещаемые туда листы. Лучшая обложка — из пластика.
Просто вставьте листы в такую папку — и книга готова. И не нужно думать, что это примитив: я встречал такие книги, выпущенные зарубежными издательствами (правда, скобы там неразъёмные). Сначала думал, что надо мной просто смеются. Ан нет — забугорские обитатели воспринимают такие «книги» как книги. Ну, для них и МакДональдс — ресторан.

Читайте также:  Ночная сорочка своими руками без выкройки быстро

Метод 3
Покупаете тетрадку для записей подходящего размера и объема (они бывают вплоть до 200 листов, это 400 страниц), на пластиковой или на металлической пружине, обязательно с чистыми листами (никакого «в клетку» или «в полоску»). Аккуратно снимаете пружину (без каких бы то ни было инструментов). Печатаете на полученных листах книгу. Вставляете назад. Очень аккуратно обжимаете пружину пальцами, равномерно надавливая на каждый «зубец». Не пережмите и не помните зубцы (иначе у книги будет неопрятный вид), листы и так не выпадут. Книжка приличного качества готова.

Метод 4
Распечатываем книгу. С помощью канцелярского дырокола, как в методе №2, делаем отверстия. Но теперь делаем ряд из 4 отверстий — 2 повыше, 3 пониже. Не забываем таким же образом подготовить нижнюю и верхнюю обложку. В хозяйственном магазине покупаем устройство для посадки заклёпок или люрексов. Через полученные отверстия с помощью заклёпок или люрексов соединяем страницы и обложки. Если обложки из картона или полукартона — нужно с помощью линейки обжать обложку по линии раскрытия до первого раскрытия книги. Если обложка из пластика — нужно по линии раскрытия гвоздём сцарапать половину глубины пластика — по этой линии она и будет открываться (с первого раза сделать аккуратную бороздку может не получиться). Разумеется, такая книга не будет раскрываться «до самого корешка» — это нужно учитывать при распечатке содержимого. Получается очень удобная и красивая книга. При определённой сноровке можно сделать обложку из единого куска материала — тогда снаружи не будет виден «корешок».

Метод 5
Покупаем машинку для переплёта на пластиковую пружину (такая «пружина» мало похожа на пружину). Стоит машинка от 30$, и пользоваться ею не сложнее, чем тостером. С помощью пластиковых пружин можно сшить до 500 листов. Бывают аналогичные машинки для сшивания на металлическую пружину, но они и пружины для них стоят дороже, и сошьют вам не более 130 листов. Полученными книжками очень удобно пользоваться. Правильное название таких машинок «Биндер для переплёта на пластиковую (металлическую ) пружину». При покупке обратите внимание на следующее: корпус и ручки должны быть металлические; ножи должны отключаться по отдельности — чем больше, тем лучше; должна быть регулировка отступа от края; выбирайте машинку, рассчитанную на максимально количество прошиваемых страниц, и на максимум одновременно перфорируемых страниц — здесь не экономьте; все ножи должны двигаться синхронно и без малейшего зацепа; остальное, включая фирму-производителя — не имеет особого значения для индивидуального пользователя.

Метод 6
Будем делать настоящие книги. «Настоящие» бывают двух видов: сшитые и склеенные. Сшитые — это самые качественные, но и самые сложные в изготовлении, а значит — не в теме этой статьи. Склеенные — наиболее распространённые, загляните на свою книжную полку: если страницы книги в области корешка, под обложкой, соединены полумиллиметровым слоем затвердевшего клея — это именно она. Вот такие книги, причём профессионального качества, и без проблем мы и будем делать дома. Для этого понадобится купить машинку для термопереплёта за 50$ и термоклей. Машинка растапливает изначально твёрдый термоклей. После распечатки и обрезки, блок листов вставляется внутренней стороной в машинку, и обжимается нею. На готовый блок книги вручную клеится обложка. Вот и всё. Этим методом можно сшивать до 700 листов (в зависимости от толщины бумаги).

Метод 7
Переплет металлическим каналом (металбинд) обещает высокое качество, мгновенность и дешевизну переплёта толщиной до 300-600 листов А4 80г/кв.м в домашних условиях. Аппарат ценой около 200$ сжимает блок металлической скобой вдоль всего блока. По отзывам — очень надёжно. Интересная особенность — скобу можно разжать, и использовать повторно, до 10-20 раз.

Примечание:
Все эти методы (кроме металбинда) я опробовал сам. Имею массу сшитых таким образом книг. Это просто, быстро, и действительно доступно каждому. Удачи!

Источник

Оцените статью
Своими руками