Китайские мечи своими руками

Как сделать китайский меч. Тайваньский мастер раскрывает секреты

Вдохновение для творчества из боевых искусств, романов и мистицизма.

Тайбэй, Тайвань. Чэнь Ши-Цунгом сидит на диване в своей квартире на юге Тайбэя, позади него на высоких деревянных стойках изделия из стали стоимостью в десятки тысяч долларов, каждое из них его собственного изготовления. Он единственный человек на планете, кто делает такие мечи.Чэнь известен в китайско-язычном мире боевых искусств. Выросший на романах о боевых искусствах, китайского эквивалента рыцарских приключений, он создал для себя основу, чтобы стать реальным творцом мечей. Он потратил восемь лет и огромные суммы денег, чтобы реализовать свою мечту. Чэнь единственный человеком, создающий добрые мечи, которые, как полагают, использовались в древнем Китае, и в настоящее время это искусство переходит к его сыновьям.

Ему 60 лет, высокий и долговязый, Чэнь сидит на краю кушетки, живо жестикулирует и объясняет, что всю жизнь жил легендами и романами о боевых искусствах.

Мистический поиск

Чэнь провел долгие годы, работая в дилерской компании для подержанных автомобилей, постепенно накапливая свой капитал. Одновременно он ненасытно читал и путешествовал в поисках подробностей о традициях мечников. Легенды передавали о тайных инструкциях по созданию непогрешимых священных мечей.

Пройдя весь Тайвань, а затем Китай, он не нашел того, что искал, не было конкретных свидетельств, коммунисты сожгли много книг документирующие такие традиции во время Культурной революции. Тем не менее, он узнал много полезного, и в последующие годы всё пошло своим путем, постепенно начал экспериментировать с созданием меча, находя решения сам.

Он также сказал что, мечи которые он делает, обладают особыми свойствами, и он был первым кто научился, как делать их, от небесных существ, которые посетили его. Первая запись в книге, которую он писал, это слова из «Пурпур Хермит из Юань Хао Небесная школа». Пурпур Хермит говорит о процессе литья мечей, как тот, что может «сдвинуть Вселенную и двигать богами». Только мастеру можно разблокировать волшебные свойства скрытые внутри них, пишет отшельник.

Чэнь смеется, он кладет обратно один из своих недоведенных мечей в стойку, с левой стороны. Завернутые в газету на чердаке, каждый стоит тысячи долларов. Фото: Матфей Робертсон /Великая Эпоха

Прежде чем ему удалось создать свой первый меч, у Чэня был очень яркое видение. Светло, божества и небесные существа, развернувшиеся перед глазами как на дисплее. Они общались с ним молча, показывая ему, как сделать мечи. Это было не в первый раз, когда он имел такие видения. Божества снизошли к нему и дали ему инструкции, когда он был в своей мастерской. Но он неохотно описывал дальнейшие сцены, так как большинство современных людей скептически относятся к таким рассказам.

В отличие от творцов мечей феодального Китая производство Чэня более продуктивное. Он делает, как правило, десять мечей за один раз, в то время как один охлаждается, он может перейти к следующему. Когда сталь одного лезвия перегревается от шлифовального колеса, он может перейти к следующему клинку.

Он смешивает особое сочетание высококачественных сталей, чтобы сделать мечи, по своим наработкам. Они должны быть очень крепкими, по крайней мере, от 58, но до 65 по шкале Жесткости Rockwell. Шкала Жесткости Rockwell широко распространенный способ измерения крепости металлов, разработанный в США в начале 20 века. Обычное зубило или топор может иметь от 40 до 45 единиц, что дает представление о том, как крепки мечи Чэня. Они могут разрезать пополам породу.

Качественное сырье и особое производство являются одними из факторов, которые дают возможность Чэню лить такие мечи. Другие творцы мечей, могут делать свои работы вручную при нагреве материалов, а затем ударяют молотком по ним в форме, вручную или с помощью машины. Они молотят их позже, такой метод не подходит для того, что производит Чэнь.

Это имеет отношение к составу материала. Что заняло у Чэня восемь лет, чтобы выйти на формулу для его меча, и он не изменил её с тех пор. Меч должен быть очень сильным и очень гибким (во время интервью Чэнь вынул меч из стойки и согнул его на 60 °). Те, что сделаны вручную подогревом на открытом огне, а затем пробитые в форме, не такие сильные, как сделанные у Чэня, поскольку они производятся в высокотехнологичной печи современного сталелитейного завода.

Внутренний пейзаж

«При производстве меча, сердце должно быть невероятно спокойным», — объяснил Чэнь. Он сидит в медитации в течение часа до начала шлифования. Для подготовки меча такого рода, необходим душевный и духовный настрой.

Одним из наиболее трудоемких шагов в интенсивных процессах — это измельчение стальной арматуры лопастями с помощью мясорубки на спиннинге.

Шлифование делается в его хижине в сельской местности. Как художник работает на чистом вдохновении, он работает в течение 20 часов, лишь с небольшими перерывами. На этом этапе все зависит от «чувства руки» то, что может быть достигнуто только через опыт.

Фото: Матфей Робертсон /Великая Эпоха

Весь этот процесс также должен быть завершен за один раз. После того, как чувство потеряно, мастер не сможет воспроизвести его снова.

Шлифование черных баров в мече требует невероятной точности. Если позвоночник не точно в центре, или не совсем прямой, если одна из граней разрубается слишком глубоко, работа испорчена. Тепло может также угрожать клинку.

Шлифованный кусочек металла на спиннинге камня делает его очень горячим, из-за тепла сталь расширяется, если бар расширяется слишком сильно, он будет деформирован и будет бесполезным. Человеческий фактор имеет важное значение и здесь, потому что нет формулы для решения с тепловым расширением меча. Он опирается на навыки и опыт, которые требуют годы.

Шлифование меча это только половина истории, хотя и после того, как меч готов для полировки, а также с учетом ручки и ножен, начинается другой процесс. Это то, что превращает ценный меч в бесценный.

Каждый день мастеру нужно тереть меч тканью. Это генерирует тепло, и молекулярные структуры стали меняются, когда он становится горячим после очистки. Два-три года ежедневной очистки и структуры стали становятся стабильными. Голубой луч начинает отклоняться от поверхности. Таким образом, меч никогда не будет ржаветь и дальнейшее техническое обслуживание не потребуется.

В трении есть процесс простого химического принципа. «Железо и сталь подвержено коррозии материалов, когда они вступают в контакт с воздухом, потому что воздух содержит влагу», — объясняет Чень. — Влага в воздухе, поглощается металлом, хотя порой и в сочетании с металлическими кристаллами, что приводит к химическому изменению и вызывает окисление и коррозию. Иначе говоря, железо и сталь не ржавеют, если они не имеют пор».

Единственный способ избавиться от пор — тереть сталь до тех пор, пока оно нагревается, оставляя небольшое количество алюминия в его сплаве. Поскольку алюминий имеет низкую температуру плавления, он поднимается к поверхности сплава, блокируя поры. Это требует нескольких лет для полного достижения этой цели.

Чэнь в процессе обучения своих сыновей, как закалять мечи, и на его плечах передача традиции. Это тоже тяжелая ноша. Традиция творения меча чрезвычайно важна для Чэня. «Ценность шедевра меча никогда не может быть рассчитана в денежном выражении», — поясняет он. — Это является бесценным сокровищем, которое должно быть наследием для будущих поколений, чтобы любоваться и лелеять».

Версию на английском

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Читайте также:  Паста для контура своими руками

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]

С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Источник

Делаем шикарный меч — Фраджилиту

Всем добрый вечер!
Давно не писал статьи, потому что сейчас очень много работы и хлопот. Вот наконец-то выбрался из этого всего и решил написать материал по недавно сделанной работе.
Дамы и господа, встречайте — Фраджилита!
На идею создания этого меча меня вдохновила, как ни странно, история Лукатиэль из Мирры. Сперва я хотел сделать её двуручный меч. Позже мне захотелось создать эсток.. А когда в очередной раз мои планы изменились, я решил сделать свой уникальный меч, которого нет ни в одном из фильмов или игр. Я назвал его женским именем Фраджилита. Спросите почему? Потому что именно так на латыни звучит слово «хрупкость».
На создание меча я потратил 120 гривен. Именно столько стоила краска и суперклей. Всё остальное — это фактически мусор. Приступим!

А что там внутр?

Некоторые люди, впервые осмотрев мой меч, считают, что он сделан из металла. Разумеется, это не так. Как всегда я использовал дерево и бумагу (ну, почти всегда, ведь у меня есть и металлическое оружие).
Берём вот такой обрезок от рейки. В длину он 112 сантиметров, а вот ширина и высота там совсем мизерные — что-то около 1,5 см.

112 сантиметров достаточно для двуручного меча? Конечно же недостаточно. Поэтому мы делаем ещё и рукоять отдельной деталью. Используем палку, обтачиваем её кое-как, делаем прорезь для клинка, после чего рукоятка успешно лопается в наших руках. Всё заклеиваем (заново резать никто не хочет) и плотно обматываем верёвкой.

Источник

Китайские мечи своими руками

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С МЕЧОМ ЦЗЯНЬ

Прежде чем перейти к изучению искусства тай-цзи цзянь, следует получить представление о самом цзянь — оружии, которое является главным атрибутом этой формы. Для обозначения частей данного оружия и специфических приемов с ним существует множество терминов, не зная которых ученик никогда не сможет в полной мере приобщиться к традиции.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЗЯНЬ

Традиционное китайское холодное оружие цзянь представляет собой прямой обоюдоострый меч с очень острым лезвием (рис. 3.1).

Как правило, бой ведется одним мечом, но иногда можно работать и двумя. Во время выполнения формы меч может несколько раз перекладываться из одной руки в другую. Независимо от стилистических особенностей изготовления разных цзянь, наименования составных частей меча одинаковы.

Цзяньшэнь (сам меч) — или просто цзянь — состоит из четырех частей. Их изготавливают по отдельности, а затем оружейник собирает их в единое целое. Цзяньти (клинок) обычно изготовляют из высококачественной стали. Он состоит из трех частей, каждая из которых имеет несколько вариантов названия. Острие меча называется цзянь цзянэ, иногда — цзяньфэн или бидуан. Эти термины взаимозаменяемы, но в некоторых случаях термином цзянь цзянэ обозначают лишь кончик лезвия, в то время как термин цзяньфэн применяется по отношению к верхним двум дюймам клинка, включая острие. Ребро жесткости или кромка, разделяющая лезвие цзяньти по центру, называется цзяньцзи или цзяньбэй.

Края или лезвия меча именуются цзяньрэн. Коль скоро цзянь является прямым мечом, его заточенные края идентичны. Однако в зависимости от держащей меч руки каждое лезвие называется по-своему. Край, расположенный со стороны большого пальца удерживающей меч руки, называется шаньрэн, что буквально переводится как «верхний край». При этом шаньрэн считается таковым независимо от ориентации меча. Противоположный край называется сиарэн, или «нижний край».

На рис. 3.2 шаньрэн, как и следовало ожидать, расположен вверху, а сиарэн — внизу.

На рис. 3.3 держащая меч рука развернута, что обуславливает противоположное расположение краев.

В самом клинке можно выделить три секции, или части (рис. 3.4).

Три дюйма, начинающиеся с острия, называются цюаньрэн, или «передний край», включая само острие, цзяньфэн. Этот участок клинка характеризуется крайне острой заточкой и применяется для стремительных и едва уловимых движений. Шесть дюймов, расположенных у основания клинка, обозначаются как цзяньгэн, или «основание цзянь». Здесь лезвие клинка отличается грубой заточкой и используется для мощного отражения ударов противника. Середина клинка называется жоньрэн, или «средний край». Этот участок отличается заточкой средней степени и имеет разнообразное применение.

Другие составные части цзянь представлены хушоу, цзяньба и цзяньтан — соответственно: эфес меча, который также называют цзяньшоу, тункоу, цзяньгэ или юнтоу; рукоятка цзянь (также цзяньбинь, цзяньцзинь), обычно ее изготавливают из твердых пород дерева и для удобства оборачивают кожей; конец рукояти (цзяньтан), который служит для укрепления на мече кисти и балансировки самого меча.

Кисть на рукоятке меча, цзяньбао, также называют дзяньсуй, ваншоу, суйтоу или лиюбинь. Существует два типа кистей: чаньсуй — размером с клинок и дуан-суй — длиной в полклинка. В древние времена они служили продолжением обмотанной вокруг запястья мечника веревки и изготавливались из нее же. Цзяньбао для современных цзянь изготавливают из самых разнообразных материалов, порой очень дорогих. В реальном бою с их помощью в древности возвращали выбитый из рук цзянь, но в наше время они выполняют чисто декоративную функцию.

Новичкам не рекомендуется тренироваться с кистями, так как они мешают осваивать основные движения формы. Опытный боец может оснастить свой меч короткой кистью, но при выполнении некоторых приемов ее движение заставит его вносить в них некоторые коррективы. Ножны

Ножны меча принято называть цзяньциао или цзянькэ. В хороших ножнах предусмотрено устройство, автоматически выбрасывающее цзянь. Как правило, ножны отличались богатым убранством, которое свидетельствовало о высоком происхождении и общественном положении владельца меча.

ДЛИНА, ВЕС И БАЛАНСИРОВКА

Вес, длина и балансировка цзянь зависят от физических характеристик фехтовальщика. Длина меча считается стандартной, когда цзянь удерживается в положении фанво (обратном положении удержания меча). При этом удерживающая меч рука опущена вдоль корпуса, а меч удерживается острием вверх с внешней стороны руки. Кончик острия цзянь, соответствующего стандарту, должен находиться на уровне ушной раковины.

Многие мастера предпочитают цзянь иных размеров. Более длинный меч способствует лучшему распространению шэнь, и и ци, что содействует усилению внутренней силы, цзин. Кроме того, длинный цзянь повышает эффективность тренировок и создает чувство внутреннего равновесия и комфорта. Несмотря на то что работа с длинным мечом представляет известные трудности для новичков, опытные мастера пользуются им весьма охотно. Большинство мечей тай-цзи несколько длиннее стандартных цзянь.

В отношении веса цзянь строгих стандартов не существует; в этом смысле все зависит от личных предпочтений фехтовальщика. Тяжелые мечи больше подходят для выполнения рубящих, прижимающих и колющих приемов. Поэтому мастера выбирают вес меча с таким расчетом, чтобы он был «по руке» и одновременно позволял легко выполнять максимально возможное количество боевых приемов.

Правильная балансировка также зависит от ощущений самого фехтовальщика. Считается, что если она неправильна, то у мечника возникает чувство тяжести, на острие клинка. Подобную ситуацию называют жуи-шоу («отягченная рука»), так как в этом случае кисть быстро устает. Если меч сбалансирован правильно, то в полностью расслабленной руке возникает чувство едва ощутимой тяжести острия. Как правило, центр равновесия находится не далее десяти сантиметров от эфеса, так чтобы угол меча мог меняться легким усилием пальцев. Иногда балансировку меча регулируют заменой цзяньтан (держателя кисти) или самой цзяньба (рукояти). В целом ее правильность определяется удобством удержания и применения оружия.

Какими бы ни были вес, длина и балансировка цзянь, вы не должны ощущать неудобства, взяв его в руку. Если все параметры оружия сбалансированы, а методика тренировки верна, то вскоре вы почувствуете, как ваши боевые качества повышаются, а поток ци усиливается. В прежние времена как мастера, так и ученики пользовались мечами, изготовленными на заказ. В наши дни очень сложно подобрать цзянь, соответствующий индивидуальным требованиям фехтовальщика. При выборе цзянь в первую очередь обращайте внимание на его балансировку, затем — на длину и лишь в последнюю очередь — на вес.

Читайте также:  Мужские картины своими руками

ПОЛОЖЕНИЕ МЕЧА В РУКЕ

При изучении формы тай-цзи цзянь очень важно знать, как держать меч в руке. Если правильно держать его, то им можно легко, мощно и ловко манипулировать. Правильный захват рукояти также способствует усилению потока ци, от интенсивности которого в значительной степени зависит скорость обучения. Китайское слово «во» буквально переводится как «держать что-то в руке». Двумя основными положениями руки при удержании цзянь являются жэньво (прямое положение) и фанво (обратное положение). Во время выполнения формы, о которой мы поговорим в главе 6, цзянь держат как в одной, так и в другой руке. При изучении описания способов удержания меча обращайте внимание на то, в какой руке он находится.

В положении жэньво меч отводится от корпуса рукой, сжимающей его (рис. 3.5).

«Пасть тигра» (область ладони между большим и указательным пальцами) сомкнута у основания эфеса (хушоу) и направлена в сторону острия (цзянь цзянэ). Положение жэньво является наиболее распространенным и включает семь способов удержания меча в руке, о которых пойдет речь в следующем разделе.

В положении фанво основание ладони находится у эфеса меча. Большой, средний, безымянный пальцы и мизинец обхватывают эфес, а указательный лежит на рукояти меча. Клинок удерживается вдоль предплечья и касается локтя. «Пасть тигра» направлена в сторону держателя кисти на рукоятке меча (цзяньтан). В этой позиции клинок расположен с тыльной стороны предплечья. На рис. 3.6, 3.7 положение фанво показано в разных ракурсах. В традиционных китайских школах боевых искусств, независимо от стиля и направления, положение фанво подразумевает удержание меча в левой руке в начале и в конце выполнения формы. В некоторых формах цзянь такое положение используется и в промежуточной части исполнения.

В этом разделе описаны семь наиболее распространенных способов хватки, или удержания в руке, меча (цзяньба) в положении жэньво. Более полное описание всех техник тай-цзи цзянь можно найти в главе 5 этой книги.

Хватка ладонью вверх

При выполнении этой хватки — иньба — ладонь удерживающей меч руки находится в горизонтальном положении и развернута вверх (рис. 3.8). В зависимости от выполняемого приема кисть может быть напряжена или расслаблена. Обычно эта хватка применяется при отводе оружия противника вниз или нанесении рубящих боковых ударов.

Хватка ладонью вниз

При выполнении этой хватки — янба — ладонь удерживающей меч руки находится в горизонтальном положении и развернута вниз (рис. 3.9). Кисть руки может быть напряжена или расслаблена — один и тот же прием можно выполнять при обоих состояниях кисти. При напряженном — хватка янба используется для проведения приемов слева и спереди, а иньба — справа.

Хватка большим пальцем вверх

При выполнении этой хватки — шунба — ладонь удерживающей меч руки развернута влево или вправо в зависимости от того, в какой руке удерживается меч (рис. 3.10). В любом случае большой палец расположен сверху. Верхний край меча — шаньрэн, который всегда соответствует положению большого пальца, развернут вверх. Соответственно, нижний край — сиарэн — вниз. Таким образом, лезвие меча находится в вертикальном положении. Кисть подвижна и расслаблена. Эта хватка применяется при выполнении большинства боевых приемов как атакующего, так и оборонительного характера.

Хватка большим пальцем вниз

При выполнении этой хватки — ниба — ладонь удерживающей меч руки развернута влево или вправо в зависимости от того, в какой руке удерживается меч (рис. 3.11). В любом случае большой палец удерживает рукоять снизу. Верхний край меча направлен вниз, а нижний — вверх. Кисть напряжена. Применяется в тех случаях, когда при выполнении приема острие меча направлено вниз.

Хватка ладонью внутрь

При выполнении этой хватки — нэйба — ладонь удерживающей меч руки развернута на себя (рис. 3.12). Как правило, она применяется, когда меч поднимается для отражения удара сверху или для нанесения колющего удара сверху.

Хватка ладонью наружу

При выполнении этой хватки — вайба — ладонь удерживающей меч руки развернута наружу (рис. 3.13). Подобно хватке нэйба, вайба применяется для отражения или нанесения ударов сверху.

Хватка двумя руками

При выполнении хэба рукоять меча удерживается обеими руками (рис. 3.14). Кисти рук напряжены. Хватка применяется для усиления рубящего или колющего удара.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО УДЕРЖАНИЮ ЦЗЯНЬ

Независимо от хватки следует придерживаться общих правил удержания меча.

Прежде всего следует расслабиться и создать чувство «пустоты» в ладони удерживающей меч руки. Хватка никогда не должна быть слишком жесткой. В противном случае поток ци не сможет достичь острия меча, что сделает невозможным применение сконцентрированной силы.

Во-вторых, пальцы удерживающей меч руки — большой и средний — должны быть гибки и проворны. Их концы должны соприкасаться, образуя вокруг рукояти кольцо. Когда цзянь удерживается таким способом (рис. 3.15), говорят, что на него «надет браслет». Остальные пальцы всегда должны быть готовы либо усилить, либо ослабить хватку.

Третье правило подразумевает способность быстро менять хватку. Большой палец должен располагаться с одной стороны рукояти, а остальные — с другой. Однако в некоторых случаях для усиления приема большой и указательный пальцы располагают на одной из сторон эфеса (рис. 3.16).

Существуют и другие способы удержания меча. Например, если вы желаете развернуть руку ладонью наружу, так чтобы острие клинка указывало вниз, следует почти полностью расслабить указательный, безымянный пальцы и мизинец, удерживая меч лишь большим и средним пальцами (рис. 3.17).

Если вы хотите держать меч рукоятью вверх, используя положение нэй-ба для усиления основания (цзяньгэн) или средней части клинка (жоньрэн), расслабьте указательный палец и мизинец и слегка разверните кисть (рис. 3.18).

Если возникла необходимость удерживать меч рукоятью вверх, используя хватку шунба, расслабьте указательный палец и сместите большой по рукояти, слегка поворачивая кисть вниз (рис. 3.19).

«ПАЛЕЦ-МЕЧ» И «ПОМОЩНИК МЕЧА»

Цзяньцзюэ (или цицзянь — «палец-меч») и цзяньфа (или лианьчжанцзюэ — «помощник меча») обозначают положения свободной руки. Большую часть времени цзянь удерживается в одной руке. Другая же находится в положении цзяньцзюэ или цзяньфа. Первое положение регулирует поток ци и направляет меч. Цзяньфа помогает контролировать движения меча и усиливает их.

В положении цзяньцзюэ указательный и средний пальцы свободной руки отождествляются со вторым мечом. «Палец-меч» уравновешивает цзянь, удерживаемый в другой руке. В этом положении указательный и средний пальцы выпрямлены, а остальные плотно сомкнуты по центру ладони (рис. 3.20). Поток ци устремляется в ладонь, удерживающую цзянь, и далее, к острию меча.

Нередко у новичков возникают трудности с освоением цзяньцзюэ, так как эта техника требует от фехтовальщика терпения и сосредоточенности. Даже у опытных мастеров порой возникают сложности. Как правило, это результат недостатка знаний. В течение долгого времени информация о цзяньцзюэ была доступна лишь узкому кругу избранных. Тем не менее трудно переоценить значение техники «палец-меч» в изучении формы тай-цзи цзянь, так как она регулирует поток ци, уравновешивает цзянь и развивает и. Большую часть времени цзяньцзюэ удерживается рядом с держателем кисти — цзяньтан. Иногда указательный и средний пальцы цзяньцзюэ касаются цзяньтан, что помогает направлять меч в нужное место (рис. 3.21—3.23). Палец-меч никогда не следует выставлять перед острием или вдоль цзяньрэн.



«Помощник меча» (цзяньфа)

В положении цзяньфа указательный и средний пальцы остаются прямыми, а большой прижат к основанию указательного. Кончики безымянного пальца и мизинца сомкнуты в середине ладони (рис. 3.24). Несмотря на то что цзяньфа отличается от цзяньцзюэ, эти формы руки нередко путают. В отличие от цзяньцзюэ цзяньфа используется для усиления контроля и равновесия. Рука при этом всегда располагается на цзяньтан — держателе кисти. Указательный и средний пальцы удерживают цзяньтан с одной стороны, а большой — с другой.

Читайте также:  Красивая блузка своими руками выкройки

Если возникает необходимость с силой направить цзянь вниз или вперед, цзяньтан можно подтолкнуть вверх указательным и средним пальцами (рис. 3.26). Для того чтобы направить цзянь вверх или назад, он подталкивается вниз большим пальцем (рис. 3.25).


При использовании цзяньфа большой, средний и указательный пальцы можно расположить на цзяньтан одновременно (рис. 3.27), что облегчит управление движением меча в любом направлении. Не следует путать эту позицию с двуручной хваткой хэба, в которой все пальцы второй руки удерживают рукоять меча и плотно прижимают ее к ладони. Такая хватка используется для усиления рубящего или колющего движения. В отличие от хэба цзяньфа применяется тогда, когда меч должен перемещаться проворно, то есть едва заметными, стремительными и мощными блокирующими или нападающими движениями.

КРУГИ И ЦВЕТЫ ЦЗЯНЬ

Круговым движениям меча соответствуют такие понятия, как «круги цзянь» (цзяньцюань) или «цветы цзянь» (цзяньхуа, или ван цзяньхуа). Движения меча могут быть точечными, прямолинейными и круговыми. Чаще остальных применяются последние. Они сообщают мечу стремительность, плавность и динамичность. Круги делают возможными переходы между разными техническими приемами формы. Прежде чем приступать к изучению стоек, следует уделить внимание тщательному освоению кругов цзян.

Наиболее распространенными движениями цзяньцюань являются фронтальные, горизонтальные (над головой) и вертикальные (боковые) круги. Цзяньцюань могут быть большими и малыми, в зависимости от количества высвобожденной телом внутренней силы, от части тела, высвобождающей энергию, от длины шагов фехтовальщика. Если внутренняя сила высвобождается от пояса и мечник передвигается большими шагами, круги его меча могут быть весьма значительными. Если от кисти — круги могут быть столь незначительными, что их едва ли заметит даже самый внимательный наблюдатель. При выполнении боковых кругов внутренняя сила может высвобождаться от локтей и плеч. Цзяньцюань всегда образуют некую последовательность, повторяя очертания воображаемого шара, окружающего тело фехтовальщика. О цзяньцюань говорят: «Ваше тело следует за цзянь, а ваш цзянь совершает круги, закрывающие ваше тело».

Далее мы рассмотрим лишь несколько типов и основных вариантов кругов цзянь, которых в действительности существует бессчетное множество. В реальном поединке они могут быть и неполными; каждый из них может обозначаться дугообразным движением, незаметно перетекающим в другое. Однако, выполняя их, следует мысленно представлять, что вы описываете полные круги. Подобная методика помогает оттачивать движения и сосредоточивать ум. Следует помнить о том, что движения должны быть плавными.

Практика кругов цзянь развивает ноги, координацию и взаимодействие движений. С помощью этих упражнений также повышаются боевые качества, поскольку возрастает способность сохранять энергию и выбирать выгодную позицию, особенно во время обороны. Кроме того, данная техника развивает спонтанность и эффективность наступательных качеств.

Воображаемый шар цзяньцюань (рис. 3.28) состоит из окружностей, описанных в трех плоскостях — фронтальных, вертикальных и горизонтальных кругов, основанных на тех же принципах, что и «беспорядочные круги» в тай-цзи цюань. Каждый из трех базовых кругов может быть создан как спереди, так и по обе стороны от корпуса фехтовальщика. Три плоскости позволяют описывать цзяньцюань в любом направлении. Когда цзянь держат в правой руке, круг, исполняемый против часовой стрелки, называют жэньжуан, или «нормальный круг»; а по часовой стрелке — нижуан, или «обратный круг». Если цзянь держат левой рукой, круг, исполняемый по часовой стрелке, становится «нормальным», а против — «обратным». Существует множество комбинаций кругов цзянь, каждая из которых, независимо от ее сложности, основана на принципах шара цзяньцюань.

Фронтальные круги

Эти круги можно описывать как по часовой стрелке, так и против нее. В бою они являются наиболее распространенными, особенно при атаке. Фронтальные круги (рис. 3.29) следует практиковать для увеличения скорости движений.

Горизонтальные круги

Горизонтальные круги (рис. 3.31) описываются над головой или перед лицом. Нередко они используются для перехода от атаки к обороне и наоборот. Необходимый навык — способность плавно и быстро разворачивать корпус в области пояса.

Вертикальные круги

Вертикальные круги (рис. 3.30) также выполняются как по часовой стрелке, так и против нее с любой стороны от корпуса. С их помощью осуществляется плавный переход от атаки к обороне и наоборот. Для эффективного применения вертикальных кругов в бою необходима хорошая работа ног.

Круги с разворота

Такие круги осуществляются за счет разворота кисти или предплечья (рис. 3.32). Они позволяют быстро менять направление цзянь, поэтому их применяют при выполнении многих приемов.

Цепные круги

Фактически цепной круг (рис. 3.33) представляет собой последовательность кругов, описанных один за другим, цепью. В этом смысле любые круги цзяньцюань можно выстроить в определенную последовательность.

Спиральные круги

Спиральные круги (рис. 3.34) очень полезны. Когда вы отводите цзянь назад, выполняйте спиральные круги, постепенно увеличивая их окружность. При движении цзянь вперед окружность кругов постепенно уменьшается.

Изменение размера и направления выполнения кругов

Размер кругов цзянь может меняться от малого до большого и наоборот (рис. 3.35).

Они также применяются для изменения направления цзянь снизу вверх или слева направо (рис. 3.36). Во время таких переходов круги должны выполняться плавно.

Сопряжение кругов

Переход от одного круга к другому (рис. 3.37) может осуществляться по-разному. В идеале круговые движения должны быть едва заметными, особенно при многократных переходах и быстрых комбинациях. Как и в тай-цзи цюань, все переходы должны осуществляться плавно и с известной долей изобретательности.

КАК НОСИТЬ МЕЧ И ГОТОВИТЬ ЕГО К БОЮ

Традиционно существует несколько способов ношения цзянь в зависимости от его функции и конкретной ситуации. В прошлом, когда люди передвигались пешком на большие расстояния, цзянь носили за спиной. Однако военачальники всегда носили его на поясе. Несмотря на то что на церемониях такой способ ношения оружия выглядит впечатляюще, в бою он непрактичен, особенно когда приходится носить длинный цзянь или необходимо быстро извлечь меч из ножен. Поэтому большинство мастеров предпочитают постоянно держать его в руке.

Существуют правила ношения оружия в руке. Меч в ножнах держат в левой руке, согнутой так, чтобы цзяньтан указывал вверх (рис. 3.38). Ножны должны быть прижаты к боку владельца и касаться внутренней стороны его левого предплечья.

При таком способе ношения оружия его можно моментально извлечь из ножен и использовать по назначению.

Цзянь извлекается правой рукой в положение жэньво (рис. 3.39, 3.40).

Какую бы цель ни преследовал владелец — тренировка, реальный бой или показательные выступления, меч в ножнах всегда удерживается левой рукой (рис. 3.41).

Далее они опускаются вниз (рис. 3.44), и цзянь перекладывается в левую руку (рис. 3.45). Это положение считается подходящим и для ношения обнаженного клинка. С какой бы целью вы ни обнажали меч, избегайте соприкосновения с его, заточенными краями.

Затем правая рука охватывает рукоять цзянь (рис. 3.42) и извлекает его из ножен (рис. 3.43).

Применяя цзянь, придерживайтесь следующей последовательности движений. Во-первых, при переходе левой руки в положение фанво (рис. 3.46) приложите дополнительное усилие правой на цзяньтан.

Если цзянь оснащен кистью, поддерживайте ее средним пальцем (рис. 3.47).

Затем опустите левую руку вдоль корпуса (рис. 3.48), так чтобы цзяньтан указывал вниз, а острие цзянь — вверх. Сохраняйте эту позицию до тех пор, пока не настанет время применить оружие. По этому поводу сказано: «Всегда начинайте применять цзянь из обратного положения левой руки».

Источник

Оцените статью
Своими руками