- Китайская живопись своими руками
- ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ МАТЕРИАЛОВ
- Стоимость комплекта — 2300 руб
- Магазин товаров для восточной живописи где есть все!
- Четыре особенности, два стиля и главные цветы китайской живописи
- Как освоить живопись гохуа?
- Стили китайской живописи
- Гунби
- Китайская живопись в настоящее время
- Традиционная китайская живопись в России
- Работы художников и преподавателей клуба
- Работы Николая Мишукова
- Китайская живопись Гохуа
- Происхождение
- Сквозь века
- Бумага вместо полотна
- Не только живопись
- История развития
- Особенности живописи
- Мазок
- Контраст
- Пальцами
- Значение
- «Гохуа»: искусство традиционной китайской живописи
- Китайская Живопись – история, традиции, стили, мастера живописи
- Особенности Китайской Живописи
- Стили китайской живописи
- Мастера Китайской Живописи
- Китайская живопись. Что необходимо?
- Сочетание поэзии, каллиграфии и печати в китайской живописи
- Жанры Китайской Живописи
- Китайская Живопись – Гохуа
- Китайская живопись У-Син
- Урок Китайской Живописи
- Четыре особенности, два стиля и главные цветы китайской живописи
Китайская живопись своими руками
Ирис символизирует лето. Ирис является излюбленным сюжетом в китайской живописи, чаще всего это цветы синих и фиолетовых оттенков. Редкие красные ирисы в Китае — символ счастья и взаимной любви.На японском языке «ирис» и «воинский дух» обозначены одним и тем же иероглифом. Листья ириса похожи на мечи, поэтому в Японии считается, что букет ирисов в качестве подарка мужчине разбудит в нем мужество и отвагу.
«Сяо» в китайском языке означает «маленький». В стиле сяо се-и пишутся небольшие работы в разных жанрах китайской живописи.
Этот небольшой курс, состоит из 1 урока и бонус-трека. На примере несложной композиции разберем:
- основные приемы изображения ириса
- потренируем штрихи, растяжки и линии
- напишем монохромный ирис, используя только тушь и совсем немного краски
- потренируемся с цветом, изобразим яркий цветной ирис с помощью туши и минеральных красок
- создадим итоговую композицию с изображением ириса
- получим удовольствие и зарядимся позитивом!
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ МАТЕРИАЛОВ
- Кисть для се-и с упругим ворсом арт. или кисть для се-и малая арт. В02053
- Кисть для прожилок: кисть для се-и «орхидея-бомбук» малая арт. В02054 или кисть для пейзажа №1 арт. В03065
- Тушь китайская для живописи и каллиграфии
- Коврик войлочный
- Набор минеральных красок MARIES 12 цветов или отделные цвета: желтый 218, белый 104, красный 390 + синий 491 или фиолетовый 439
- Бумага для се-и средней растекаемости
Рекомендуемая бумага для данного курса из ассортимента магазина CHAINKA:
— бумага для се-и и суми-э «ЧЕТВЕРО БЛАГОРОДНЫХ» арт. Р02333
— бумага для се-и и суми-э «Профессионалка» арт. Р02016
— бумага для суми-э «Слива» арт. J07280
Ознакомительный мини-курс. стиль могуфа
Очаровательный нежный крокус — один из самых любимых весенних цветов. Крокус символизирует надежду и возрождение. Его начали выращивать на Востоке еще до нашей эры! По буддийскому преданию боги принесли крокус с Небес и рассеяли его в Индии. В Китае из пыльцы крокусов делали желтую краску и носить ткани, окрашенные этой краской, разрешалось только императорам. Именно из рылец крокуса производят драгоценнейшую специю шафран!
Могуфа (или бескостное гун-би) позволяет писать картины с нежнейшими переливами и акварельными эффектами.
Мы напишем трогательный хрупкий весенний цветок, используя основные приемы этой техники.
Вы узнаете:
- как смешивать красивые цвета
- как использовать белила и создавать эффекты, которые делают картины в технике могуфа такими выразительными!
- после прохождения курса у вас будет готовая очаровательная картина с изображением крокуса, новые навыки и хорошее настроение!
Набор необходимых материалов
— кисть из шерсти козы «белое облако» — 3 штуки, арт. В01045
— кисть для мелких деталей в гун-би из шерсти волка — 1 штука, арт. В01254
— кисть контурная — 1 штука, арт. В01036
— китайская тушь для живописи и каллиграфии 100 мл — 1 шт., арт. INK113
— бумага для могуфа 2-х оттенков 34х68 см — 2 листа
— краски MEIBANG 6 цветов — 6 тюбиков
— коврик 50х50см (или 50х70) — 1 штука
Стоимость комплекта — 2300 руб
Магазин товаров для восточной живописи где есть все!
Мы всегда готовы оказать помощь в выборе материалов необходимых под Вашу задачу!
Дизайнер и художник Ольга Сумарокова является одним из основателей мастерской Chainka.
В 2000 году закончила Московский художественно-промышленный университет им. Строганова, факультет «Дизайн 2». В 2010 — 2011 гг. прошла полный курс обучения гохуа у Юлии Наумовой, стили се-и «цветы — птицы» и гун-би, и получила сертификат от преподавателя. В 2014 -2015 гг. обучалась гохуа у Ли Исяо лаоши, а каллиграфии у Сие Юн Хуэй лаоши.
Ольга Сумарокова разработала собственную программу обучения гун-би и се-и и с 2012 года преподавала в клубах Две империи, Пурпурный город и Бао Ши.
В 2013 г. прошла обучение китайской живописи в Китае, в Университете города Аньшань у преподавателя Тиан Лэй, стили се-и, пейзаж и гун-би.
В 2014, 2016 и 2017 гг. прошла обучение китайской живописи в Китае, в Университете города Аньшань у преподавателя Леу Фэн Вень, стили се-и, пейзаж.
В 2017 году прошла обучение в мастерской известного современного китайского художника Чжоу Бин в Пекине, стиль могуфа.
Ольга Сумарокова является членом Международной ассоциации художников китайской каллиграфии и живописи суми-э, Токио, Япония (International Chinese Calligraphic Art and Ink Painting Artist Society).
Специализация: се-и, гун-би, могуфа, современный пейзаж.
Источник
Четыре особенности, два стиля и главные цветы китайской живописи
Китайская живопись — отдельная вселенная в мире искусства. Со своей особой историей, традициями, законами, «звездами» и изобразительными техниками.
Изучать ее и совершенствоваться в ней можно всю жизнь. Однако любой путь начинается с первых шагов. Предлагаем их сделать сейчас вместе с нами — начать знакомство с китайской живописью.
В чем главные особенности традиционной китайской живописи? Какими принципами должен руководствоваться мастер, если хочет создать совершенное живописное произведение? Наконец, какие четыре цветка начинающий художник должен нарисовать в первую очередь?
Разобраться в основах нам поможет Светлана Плакасова — художник направления
Се-И, автор специального онлайн-курса по китайской живописи в нашей школе.
Конечно же, одной публикации не хватит, чтобы погрузиться в технику и теорию китайской живописи полностью. Поэтому я не буду пытаться объять необъятное, а постараюсь «прорисовать» самые значимые и интересные моменты. Постараюсь, чтобы вы прочувствовали самобытность этого вида искусства.
Особенности китайской живописи
Традиционная китайская живопись — это больше, чем просто изображения на рисовой бумаге. В ней слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этические функции, философия бытия.
Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей.
Минимальные средства при максимальной выразительности, глубокий символизм и в то же время сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского —
вот отличительные черты живописных произведений традиционных китайских мастеров.
А главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.
Гармония Инь и Ян
Гармония Инь и Ян в китайской живописи реализуется самым непосредственным образом, при написании картины тушью на рисовой бумаге. Линии и штрихи, пятна и размывка — все эти приёмы читаются как та или иная энергия.
Сухой штрих с эффектом непрокрашенности, как бы с естественными пробелами, оставляемыми движущейся кистью, так называемый парящий или летящий белый —
это Ян. Влажная, широкая линия — Инь.
Секрет шедевра в том, что таких разнообразных штрихов и пятен должно быть столько, чтобы все вместе они создавали гармонию.
Сухая чёрная тушь, влажная светло-серая, влажная чёрная, сухая светло-серая. Их вариативность и сочетание, объединенное с линией и рождает гармонию изображения.
Помимо этого, природа ИньЯн выражается и в строении самого объекта изображения.
Например, цветущая слива Мэй (мэйхуа). Её толстый старый ствол или ветка — Инь, а молодые, направленные вверх побеги — Ян. Но об этом цветке поговорим отдельно чуть позже.
Сюжетное своеобразие и символизм
В разные времена на разных этапах развития китайской живописи, в разных школах и традициях на первый план выдвигалась то бытовая повествовательная живопись, то пейзаж, то живопись цветов и птиц, то портрет.
Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.
Художественный образ в китайской живописи практически не содержит преходящих, случайных деталей, читается лишь в контексте определённой культурной традиции.
Это не значит, что китайскую живопись нельзя воспринимать непосредственно.
Просто в одном и том же живописном образе житель Поднебесной и европеец увидят разное. О работах китайских мастеров говорят, что их нужно уметь «читать».
Источник
Как освоить живопись гохуа?
Китайская живопись появилась в глубокой древности, и дата ее возникновения, благодаря новым археологическим находкам, отодвигается все дальше вглубь веков.
Китайская живопись гохуа с точки зрения европейца довольно необычна и даже загадочна. Она разительно отличается от европейской живописи.
Стили китайской живописи
Гу Кайчжи. Наставница поучает придворных дам
Причем это различие присутствует буквально во всем, в материалах, технике исполнения и в инструментах.
Традиционная живопись Китая символична и иносказательна. Если мы привыкли рассматривать картины европейских мастеров, то работы китайских мастеров надо читать и понимать. Тем более, что в Китае живопись и каллиграфия очень близки. В Китае любой художник это каллиграф, а любой каллиграф это художник.
И там, и там используется одинаковый линейный способ письма, одинаковые материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна, тушь и минеральные и растительные краски типа акварели.
Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. Художник – У Чжэнь (1280–1354). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Отличительные черты китайской живописи от европейской это то, что здесь не используются объемы, формы, перспектива в привычном для нас понимании, игра теней, не соблюдение пропорций, да и цвета здесь не такие выразительные.
Традиционная китайская живопись это в основном монохром и рисунки создаются с помощью линейного рисунка. Еще одно важное отличие китайской живописи от европейской это то, что китайские мастера все свои картины пишут без предварительных эскизов.
Старые деревья, ровная даль. Китай, ок. 1080. Художник – Го Си (ок. 1020–1090). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени.
Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.
Лошадь «Молния в ночи». Фрагмент. Китай, ок. 750. Тушь, бумага. Длина живописного поля – 34 см, ширина – 30.8 см. Приписывается художнику Хань Гану (ок. 706–783). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Мастера живописи в Китае используют кисти разных размеров, от очень тонких, до очень толстых. Штрих может быть легким, как осенний лист, или мощным, как тигр.
Для китайской живописи характерно лаконичность, ясная композиция, а также выразительные и ритмичные контуры и конечно же плоскостное исполнение без светотеней.
Ещё одной необычной особенностью является пометка картин печатью мастера, которая заменяет личную подпись.
Творения замечательных китайских художников зачастую содержат в себе глубокую философскую концепцию.
Китайский художник и теоретик живописи V века Се Хэ в своем трактате «Заметки о категориях старинной живописи» («Гухуа пиньлу») сформулировал шесть законов живописи, шесть основных художественных принципов, которые должны принять к сведению мастера.Так вот первый принцип это «одухотворенный ритм живого движения». То есть, прежде всего, важно передать сущность увиденного, а не внешнее сходство.
Изысканное собрание в абрикосовом саду. Фрагмент. Китай, ок. 1437. Художник – Се Хуань (1377–1452). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Жанры в китайской живописи это, прежде всего пейзаж (горы и водоемы), а так же изображение цветов и птиц, портрет и анималистический жанр.
Китайские художники стремились передать сущность предметов. Поэтому им были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству. Они старались передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой, призывая слиться с ней, постигнуть ее тайны.
Зяблики и бамбук. Китай, XII в. Художник – император Хуэй-цзун (1082–1135). Тушь, цветные краски, шелк. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В традиционной китайской живописи существует два стиля это гунби и се-и.
Гунби
Гунби — «техника прилежной кисти», «техника тонкой кисти». В отличие от се-и техника гунби предполагает реалистичность и высокую детализацию предмета, прописывание мелких деталей.
Весеннее утро в Ханьском дворце. Фрагмент. XVI в. Художник – Цю Ин (ок. 1494–1552). Музей императорского дворца, Тайбэй
Именно в этом стиле работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцовых покоев императорских семей и знати. Скажем больше, художники, работавшие на службе у императора, просто обязаны были владеть стилем гунби.
Особенности присущие стилю гунби:
- Детализация предмета, контурная техника
- Усиление контраста путем послойного наложения цвета
- Изысканное изображение предметов
Самые известные художники стиля гунби:
Ян Либянь (ок. 600-673) — известный художник династии Тан. Больше всего любил изображать сюжеты из даосских и буддистских притч.
Чжан Сюань (713-755) — теоретик и историк живописиЧжан Яньюань(IXв.) охарактеризовал его лишь одним предложением: «Чжан Сюань любил рисовать женщин и детей».При жизни не пользовался большой известностью. Но имя мастера часто упоминалось в позднейших дискуссиях о танской живописи
Чжоу Фан (ок. 730-800) — китайский художник периодаТан. Мастер ушёл далеко в своём стиле, посвятил своё искусство портретированию богатых и знатных людей.
Гу Хучжон (937-975)
Император Хуэй Чжун (1082-1135)
Тан Инь (1470-1524)
Цю Ин (1494-1552) — не был придворным художником, это самородок, который добился художественных достижений упорным трудом.
Чэнь Хуншоу (1598-1652) — поэт, художник, каллиграф. Его работы отличались экзотичностью, легкостью и свободным стилем.
Стиль китайской живописи се-и (寫意) это передача идеи и чувств художника. Этот стиль предполагает свободную манеру письма. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта. Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее не возможно.
В этом стиле нет четких линий, нет детализации. Стилю Се-и присущи широкие, свободные мазки широкой кистью. Недаром этот стиль называют «грубая кисть».
Картины писались тушью в черно-белых тонах и не выглядели так нарядно как произведения в стиле гунби, но зато они более искренни. В более позднем периоде китайской живописи преобладали произведения мастеров, работавших в стиле се-и.
Один из самых известных художников традиционной китайской живописи мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.
Китайская живопись в настоящее время
В наши дни живопись гохуа значительно расширила свой диапазон и вышла за узкие рамки традиционных тематик, следуя новому времени. Современные мастера художественной кисти наполняют свои полотна, исполненные в стиле гохуа, новым смыслом, живым духом современности.
Колоссальные изменения в политической системе Китая в конце двадцатого столетия, привели грандиозным переменам и в культурной жизни. Новое поколение китайских художников, свободно мыслящих и критически смотрящих на вещи, создало новую китайскую живопись.
Благодаря смелым экспериментам с разными стилями, сблизились два мира искусств — Западный и Восточный. Китайская традиционная живопись является огромным вкладом в художественную культуру всего человечества.
Традиционная китайская живопись в России
Сравнительно недавно в России никто толком и не знал ничего о китайской живописи. Зато сейчас множество людей с увлечением занимаются этим видом искусства.
Живопись Гохуа подкупает своим «дружелюбием» к новичкам, своей простотой в освоении, своей необычностью и конечно своей таинственностью и загадочностью. Особенно легко освоение китайской живописи дается детям. Для них это очень интересный и увлекательный процесс.
Сегодня в нашей стране есть много замечательных, известных мастеров китайской живописи, которые прочно стоят на одной ступеньке с китайскими художниками.
Работы художников и преподавателей клуба
Работы Николая Мишукова
- Кукуруза и перец 44х37 см
- Свобода. Летящие птицы и виноград 67х50 см
- Лягушка и лотос 43х32
- Утиная эскадрилья 30х68 см
- Арбузная диета 40х40 см
- Мама В4 40х40 см
- Поздняя осень, а тыковку забыли 33х66 см
- ТРИПТИХ ОЛЕНИ 68х111см
- Снежные сны
Китайская живопись Гохуа
Живопись Гохуа является важной частью культурного наследия Китая. Традиционная китайская живопись отличается от западного искусства особенностями техники выполнения рисунка. Изображение наносят не на привычный всем холст, а на специальную бумагу или шелк при помощи специальной китайской кисти.
Используются особые минеральные или растительные пигменты для создания краски. Популярно применение туши.
Происхождение
Гохуа означает «живопись нашей страны», термин появился в конце 19 века в противовес понятию «сиянхуа» — «заморская» или «западная» живопись. Существует еще два понятия «юхуа» и «шуймохуа»: первое понятие означает «масляная живопись», второе – «живопись тушью».
Второй термин часто применяют к стилю Гохуа. Для обозначения стиля применяют понятие «даньцин» — в переводе «живопись» или «рисование». Понятие Гохуа традиционно применяют для полотен, написанных до 1840 года – работы этого времени могут считаться примерами древней китайской живописи.
Сквозь века
Традиция национальных самобытных рисунков уходит корнями в период III-II веков до нашей эры.
Достичь мастерства в искусстве Гохуа сложно – особенности стиля исключают вероятность ошибки.
Художники долго учатся и тренируются, чтобы овладеть необходимыми навыками. Перед началом работы художник должен хорошо представлять изображение, которое планируется отобразить. Исправить неудачные штрихи, как на полотне, невозможно. Работа ведется на одном дыхании, без перерывов, чтобы избежать ошибок.
Бумага вместо полотна
Для живописи Гохуа применяется специальная бумага Суан – она характеризуется специфической текстурой. Поверхность бумаги подходит для работы с китайской тушью, можно нанести штрихи разной интенсивности и длины.
Тематикой картин в стиле Гохуа является природа, а наиболее распространенные жанры – портрет, пейзаж. На картинах изображают рыб, птиц, креветок, насекомых. Для работ в стиле Гохуа характерны каноны стиля.
Не только живопись
Многие китайские художники не только специализируются на изобразительном искусстве, но и занимаются поэзией и каллиграфией. Стихотворения добавляют на полотно, вплетая в основной сюжет. Это главная отличительная особенность. Иероглифы и стихи, написанные автором картины, становятся его почерком, проявлением индивидуальности.
Стиль Гохуа – это переплетение каллиграфии, поэзии, живописи и особой техники передачи изображения.
История развития
Трудно сказать, как долго существует искусство живописи в Китае. Образцы посуды, датированные 5000-6000 лет, были окрашены в разные цвета, украшенные растительными узорами растений, изображениями животных и растений.
Рисунки на посуде и тканях демонстрировали бытовые сцены из жизни. Считается, что именно предметы быта являются первыми образцами развития китайской традиционной живописи.
Китай стал рабовладельческим государством около 2000 лет до н.э. Картины этого периода не дошли до нашего времени, но про уровень развития искусства говорят скульптурные изображения из бронзы. Внимание к подробностям и самобытность искусства были свойственный культуре Китая на протяжении нескольких тысяч лет развития.
В 1949 году в гробнице периода 475 – 221 г. до н.э. была найдена картина на шелке с изображениями человеческих фигур, животных, мифологических существ – драконов и фениксов. Самая ранняя работа по шелку из всех, обнаруженных в Китае, имеет 30 см в длину и 20 см в ширину.
Ранние картины на шелке в направлениях сеи и гунби дают понять, что древние китайцы были знакомы с искусством письма и живописи при помощи кисти и туши на шелке.
Для раннего этапа развития Гохуа характерно доминирование мифологических и религиозных сюжетов.
Картины на бумаге появились позже, чем на шелке, по той простой причине, что изобретение шелка предшествовало бумаге на многие сотни лет.
В 1964 году во время раскопок захоронения династии Цин, был найдет цветной рисунок на бумаге. Изображена вершина горы, солнце, луна и Большая Медведица и сюжеты природы.
Размеры картины: 106,5 см в длину и 47 см в ширину. Это единственная картина, написанная на бумаге, периода Цин. Это изображение считается репрезентативным для развития живописи в Китае.
Особенности живописи
Гохуа – это тонкое искусство написания картин при помощи глянцевой туши черного цвета. Тушь производится плитками, растирается водой для получения жидкости для рисования определенной консистенции. Используются водяные краски с цветными пигментами. Помимо шелка и бумаги, применяют пеньковую или хлопчатобумажную ткань.
Традиционные китайские кисти производят из натуральной шерсти – оленя, кролика, белки, козы.
Примерами культурных достижений в стиле Гохуа являются работы Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня. В период Нового и Новейшего времени Гохуа развивался двумя путями – традиционный, канонический стиль и смешение канонов китайского и европейского искусства. Тяготение к европейскому стилю выражается в появлении новых сюжетов – композиции на темы актуальных проблем.
Мазок
Картины представляют две основные категории: написанные свободным мазком и изображения с четким мазком. Первая категория «Сеи» характеризуется простыми и смелыми ходами, предназначенными для передачи основных особенностей объекта – формы, пропорций, цвета. Картины первой группы передают общие идеи и ценности.
Вторая группа «Гунби» тяготеет к передаче деталей, мелких подробностей в изображении. Для достижения целей художники используют различные техники работы с материалами. На протяжении многих лет развития стили сеи и гунби переплетались, появлялись родственные направления, подтипы.
Детальная проработка изображений применяется для написания картин с архитектурными памятниками, историческими сценами, животными, портретами. Сеи используется для написания пейзажей.
Картины отличаются вниманием к точности передачи линий – на них делается главный акцент в работах. Это кардинально отличает Гохуа от европейской живописи.
Контраст
Гохуа – это сочетание контрастных изображений: мокрое и сухое, маленькое и большое, статичное и динамичное, редкое и частое, темное и светлое, длинное и короткое. Многие художники имеют узкую специализацию: пионы, бамбук, орхидеи, лошади, рыбы. Живопись сеи узнаваема, благодаря особому почерку художника.
Пальцами
Картины Гохуа не всегда пишут кистью. Используется техника нанесения изображения пальцами. Линии выводят подушечкой пальца и ногтем – в зависимости от сюжета или формы, которые необходимо передать.
Для растушевки краска наносится двумя или тремя пальцами. Нередко используется тыльная сторона пальца или край ладони.
Значение
Гохуа – источник вдохновения для представителей современных стилей изобразительного искусства. В 1960-80-х годах сформировалось искусство авторской анимации – техника Гохуа имела особое значение в развитии направления.
На современном этапе развития искусства сеи и гунби, наблюдается повышение интереса к традиционной живописи Китая и стран Востока: проводятся тематические выставки, издаются специальные книги, работают школы, обучающие основам традиционного изобразительного искусства. Главная идея восточной живописи – поиск пути к познанию мира и себя, самовыражение. На современном уровне развития китайское искусство перешло на новый этап развития.
«Гохуа»: искусство традиционной китайской живописи
Гохуа — это традиционная китайская живопись. Природа учит человека понимать прекрасное. Эта истина является главной темой традиционной китайской живописи Гохуа.
Как утверждают историки, истоки китайской живописи восходят к узорам и изображениям людей и животных на расписной керамике неолита, отдаленного от нас на 5-6 тысячелетий.
Произведения китайских мастеров, созданные ими в различные эпохи, начиная с глубокой древности, являются драгоценным вкладом в мировое искусство.
Техника исполнения рисунка
С самого начала китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка. Это одна из отличительных черт китайской живописи по сравнению с европейской.
В западных традиционных картинах маслом, в акварелях можно совсем не заметить линию, как таковую. В китайской же живописи тушью, наоборот, редки произведения, творцы которых обходились без нее. Овладеть секретами живописи тушью совсем не так уж просто. Тут очень важно безупречное владение кистью.
Ведь каждый мазок кисти с тушью, ложась на пористую бумагу, должен быть безукоризненно точным, так как ни стереть, ни поправить его уже невозможно.
С глубокой древности китайцы рассматривали живопись в тесной связи с каллиграфией, считая, что у обоих видов творчества имеется общий источник. Поэтому китайские художники (это прежде всего относится к художникам-интеллектуалам) вполне естественно вносили в свои картины элементы каллиграфии.
Они сопровождали картину стихотворной надписью, выполненной в каллиграфическом стиле, в которой выражали свой душевный настрой либо свое отношение к предмету изображения. Стихотворная надпись призвана дополнить образное содержание картины, сделать все произведение гармоничным.
Выдающийся древнекитайский живописец и литератор Су Ши (1036-1101) выступал за то, чтобы «в стихах была образность живописи, а в живописи присутствовала поэзия». Этот девиз очень хорошо выразил идею органического единства поэзии и живописи, достичь которого стремились поколения китайских художников.
Кроме того, согласно китайской традиции художник ставил на картине свою печать (непременно красного цвета), удостоверяющую личность автора.
В целом картина должна стать органическим единством поэзии, каллиграфии, живописи и граверного искусства (последнее проявляется в оттиске с печати).
Аллегоричность рисунка
За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык. В китайской живописи растения символически изображают четыре времени года, а луна или свеча — глубокую ночь.
В ней очень редко изображают конкретное время суток, ясность или пасмурность погоды. Такого рода язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства.
Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: «Легкий аромат расплывается в бледном свете луны».
Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой.
Что касается композиционного построения, то тут важным отличием китайской живописи от живописи западной является непременное наличие на китайских картинах «пустых», незаполненных участков полотна.
Эти пустые участки могут маскироваться под виды белесого облака, окутавшего гору, или туман над водной гладью, или отблеск солнечного или лунного света, а могут быть просто пустым местом, оставляя простор для зрительской фантазии.
Китайские картины — это такой вид искусства, который невозможен без своего рода «соучастия» автора и зрителя. Картина настоящего художника пробуждает в зрителе множество мыслей и чувств.
Взять хотя бы картину с изображением бамбука с качающимся под ветром стволом и трепещущими листьями, выполненным линиями густой и бледной тушью.
Сбоку приписана строка: «Свежеет ветер, выявляя несгибаемость бамбука». В строке говорится о бамбуке, который, полный непокорной жизненной силы, гордо стоит на ветру.
Но ведь в китайской литературе бамбук — воплощение образа благородного и прямого человека. Таким образом, на китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает благородного мужа чистых и высоких устремлений.
- Там, далеко от нас, восточней и южнее
- Летит как будто снег цвет сливы Мэйхуа
- И шёлком стелет он китайские аллеи
- Так посреди зимы рождается весна…
Цветок сливы мэйхуа раскрывается в самую суровую зимнюю стужу, и его чистый аромат опьяняет человека. Поэты очеловечили мэйхуа, уподобив его гордой личности кристальной чистоты. Так растение стало воплощением человеческого характера.
Не страшен холод и стройному бамбуку, гордо уходящему ввысь, и старой могучей сосне.
Стоит прибавить к ним хризантему, и картина будет называться — «Четверо совершенных». Все эти картины символизируют чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания.
В отличии от весенних цветов, гибких и очаровательных, хризантема символизирует «позднее благоухание» — почтенную зрелость, уход от мира в возвышенное одиночество («отшельник, льющий поздний аромат»).
При этом хризантема остается «гордой в инее» — цветущей и не боящейся морозов. Её называют: прекрасной, скромной, целомудренной — воплощением торжества осени. А вот пион, например, в китайской живописи олицетворяет человеческую красоту, а также богатство и почести; сорока воспринимается как символ счастливой вести.
Два цветка лотоса на одном стебле и селезень с уткой — воплощение верных и неразлучных супругов. И таких примеров можно привести сколько угодно. При этом каллиграфия и надпись на картине придают этой аллегории еще большую поэтичность и выразительность.
Китайские художники любят прибегать к такого рода иносказаниям, отождествляя с образами идеального воображаемого мира явления человеческой жизни. Вот почему трудно постичь китайскую живопись тому, кто не понимает этой ее особенности.
Жанры и стили китайской живописи
Пейзаж — жанр «шаньшуй» — «горы и воды».
В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого начала ян, а воды — женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям , возникает вселенная.
Особое положение пейзажного жанра объясняется в частности широким распространением в Китае концепции о единстве человека и природы. Согласно этой концепции между человеком и Вселенной не существует неодолимых преград.
Человеческие качества: благородство, одаренность и т.п. способны «тронуть» природу. А человек неизменно мечтает быть поближе к горам, лесу и водоемам и желает слиться с природой. Художник, создавая пейзажное произведение, стремится передать свое тяготение к природе и в то же время вызвать ассоциации у зрителя.
Жанр «хуаняо» — «цветов и птиц» — фауна/флора.
Для этого жанра характерны темы трав, бамбука, камней, а также зверей, птиц, насекомых и пр.
«Вглядываясь в совершенные формы растений, передавай их истинную сущность. Через внешнее сходство воспроизведи их дух. Достижение этого зависит от руки, от совершенства штриха. Поистине невозможно это выразить в словах — тайна этого лежит в сердце» («Слово о живописи из сада с горчичное зерно»)
Что касается изображаемых растений, то художники отдавали предпочтение сливовому дереву (особенно в сезон цветения), орхидее, бамбуку, хризантеме, считая эти растения олицетворением благородных качеств человека.
И портрет — жанр «жэньу» — «люди».
Древнекитайский теоретик искусства Гу Кайчжи (348-409) выдвинул требование «передавать» в портрете внутренний мир пейзажа», заботиться как о внешнем сходстве, так и о воплощении характера и душевного состояния объекта.
Последующие поколения художников остались верными этой концепции. Уже на ранней стадии развития китайской живописи мастерство портретного жанра достигло высокого уровня.
Тут уместна параллель с западной живописью, где имеются портретный жанр, пейзажный жанр и натюрморт. В китайской живописи существует два основных традиционных стиля письма: гунби и се-и.
Гунби присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным накладыванием краски и прописыванием мелких деталей; на картинах такого стиля можно сосчитать волоски в бороде у старца.
Се-и (буквально се — «писать», и — «значение» или «идея») — свободная манера письма широкой кистью. Художники этого стиля стремятся передать не внешнее сходство предмета, а его сущность, в чем и заключается главная цель мастера.
Разновидностью стиля се-и является стиль «шуймо» (буквально шуй — «вода» и мо — «тушь»). В шуймо для написания картины используется только черная тушь в различных концентрациях.
Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы и «гунби», и «сe-и», их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями. Эти два стиля уже издавна широко распространены в Китае и взаимно дополняют друг друга.
В китайской живописи, в отличие от европейской, существует особый вид картин — картины-свитки. Они свертываются на палочке в рулон и хранятся в специальных футлярах. В нужный момент эти картины вывешиваются на стену.
Такие картины пишутся на китайской традиционной бумаге специфическими красками из растительного и минерального сырья и тушью. А потому они могут храниться свыше тысячи лет, сохраняя свою первозданную свежесть, что позволяет и в наши дни любоваться ими.
Конечно, возникновение такого вида картин преследовало свою цель, а не только удобство их хранения. Оно связано с возникновением и развитием главного художественного направления в китайской живописи — вэньжэньхуа («живопись ученых»).
Мастера вэньжэньхуа не стремились расписывать дворцы и храмы. Их картины-свитки вывешивались в кабинетах и предназначались для обозрения друзей-литераторов, ученых и служивого сословия.
Вэньжэньхуа отличалась от живописи как народных, так и дворцовых художников. Ее зачинателем считается Гу Кайчжи. Он был не только прославленным художником, но ученым и поэтом. Конечно, простые народные живописцы не могли достигнуть такого уровня.
Художники «вэньжэньхуа», как правило, имели прекрасную подготовку в области литературы и каллиграфии. Таковы, например, Су Дунпо (1037-1101 гг.), Ни Юньлинь (1306-1374 гг.), Дун Цичан (1555-1636) и др., чьи картины неизменно украшались стихотворными строчками или надписями.
Изящество иероглифов и поэзия стиха не только дополняли и подчеркивали основное содержание и идею картины, но и в сочетании друг с другом придавали ей особую красоту и законченность.
Стиль вэньжэньхуа с его слитыми воедино поэзией, каллиграфией и живописью обладает яркой отличительной особенностью китайской живописи и популярен и по сей день.
Таков путь развития китайской живописи. Её создавали народные живописцы и умельцы, а представители интеллигенции и служивого сословия, унаследовав это искусство, подняли его на новую высоту.
Китайская Живопись – история, традиции, стили, мастера живописи
Китайскую живопись также называют традиционной китайской живописью. Традиционная китайская живопись восходит к периоду неолита, около восьми тысяч лет назад. Найденная на раскопках цветная керамика с нарисованными животными, рыбой, оленями, и лягушками показывает, что в период неолита китайцы уже начали использовать кисти для рисования.
Живопись Китая – важная часть традиционной китайской культуры и бесценное сокровище китайской нации, она имеет долгую историю и славные традиции в области мировых искусств.
Особенности Китайской Живописи
Китайская живопись и китайская каллиграфия тесно связаны, потому что в обоих видах искусства используются линии. Китайцы превратили простые линии в высоко развитые формы искусства. Линиями рисуют не только контуры, но и для того, чтобы выразить концепцию художника и его чувства. Для различных предметов и целей используются разные линий.
Они могут быть прямыми или изогнутыми, твердыми или мягкими, толстыми или тонкими, бледными или темными, и краска может быть сухим или текущей. Использование линий и штрихов является одним из элементов, которые наделяют китайскую живопись своими уникальными качествами.
Традиционная китайская живопись представляет собой сочетание в одной картине несколько искусств – поэзии, каллиграфии, живописи, гравировки и печати. В древние времена большинство художников были поэтами и мастерами каллиграфии.
Для китайцев “Живопись в поэзии и поэзия в живописи” была одним из критериев прекрасных произведений искусства. Надписи и оттиски печатей помогали объяснить идеи художника и его настроения, а также добавить декоративной красоты в живопись Китая.
В живописи Древнего Китая художники часто изображали сосны, бамбук и сливы. Когда к таким рисункам были сделаны надписи – “примерное поведение и благородство характера”, то растениям этим приписывались качества людей и они были призваны воплощать их. Все китайские искусства – поэзия, каллиграфия, живопись, гравюра и печать – дополняют и обогащают друг друга.
Стили китайской живописи
По средствам художественной выразительности, традиционную китайскую живопись можно разделить на сложный стиль живописи, либеральный стиль живописи , и сложно-либеральный.
Сложный стиль – картина нарисована и окрашена аккуратно и упорядоченно, в сложном стиле живописи используется чрезвычайно изысканная манера письма для написания объектов.
Для сравнения, в либеральном стиле живописи используется свободное написание и краткие штрихи, чтобы описать внешний вид и дух объектов, и выразить ощущения художника. Рисуя в либеральном стиле живописи, художник обязан поставить кисть точно на бумагу, и каждый его удар должен быть искусным, чтобы суметь выразить дух картины.
Сложно-либеральный стиль живописи представляет собой сочетание двух предыдущих стилей.
Мастера Китайской Живописи
Ци Байши (1863–1957) является одним из самых известных китайских художников современности. Он был универсальным художником, он писал стихи, занимался резьбой по камню, был каллиграфом, а также занимался живописью.
В течение долгих лет практики, Ци нашел свой особый, личный стиль. Он был в состоянии изобразить одну и ту же тему в любом стиле. Его работы отличаются тем, что на одной картине н мог сочетать несколько стилей и методов написания.
Китайская живопись. Что необходимо?
Живопись Китая отличается от западной живописи необходимыми материалами для рисования. Живописцы Китая для написания картины используют: кисть, палочку для туши, рисовую бумагу и чернильный камень – все это необходимо в живописи Китая.
Рисовая бумага (Xuan paper) – необходимый материал для китайской живописи, поскольку она имеет красивую текстуру, чтобы кисть с чернилами свободно передвигалась по ней, благодаря чему мазки колеблются от тени к свету.
Однако, есть и фанаты написания картин на фарфоре, тарелках и блюдах, на них вы также можете найти красивый рисунки, когда будете совершать покупки ранках или сможете увидеть их в некоторых специальных ресторанах. Кроме того, китайские рисунки иногда выполняют на шелке и даже на стенах многих древних гробниц.
Сочетание поэзии, каллиграфии и печати в китайской живописи
Китайская живопись показывает идеальный союз поэзии, каллиграфии, живописи и печати. Как правило, многие китайские художники являются также поэтами и каллиграфами.
Они часто добавляют стихотворение на свою картину и штампы различных печатей после ее завершения. Сочетания четырех этих искусств в живописи Китая делает картины более совершеннее и красивее, и истинный ценитель получит от созерцания китайской живописи эстетическое удовольствие.
Жанры Китайской Живописи
В живописи Китая выделяются следующие жанры – пейзаж (“горы-воды”), портретный жанр (существует несколько категорий), изображение птиц, насекомых и растений (“цветы-птицы”) и анималистический жанр. Также следует добавить, что в традиционной живописи Китая очень популярны такие символы как птица феникс и дракон.
Китайская Живопись – Гохуа
Живопись Гохуа – традиционная живопись Китая. В живописи Гохуа используется тушь и водяные краски, написание картины происходит на бумаге или шелке. Гохуа близко по духу к каллиграфии. Для нанесения красок используют кисти, сделанные из бамбука и шерсти домашних либо диких животных (кроличьей, козьей, беличьей, оленьей и т. д.)
Китайская живопись У-Син
У-Син – это система 5 первоэлементов – дерево, огонь, земля, вода и металл. Всё мировоззрение Древнего Китая основано на этой системе. В живописи каждому элементу соответствуют 5 мазков, с их помощью художник пишет свои картины. В живописи У-Син художнику необходимо передать суть предмета, но не форму.
У-Син – это одна из самых эффективных техник обучения рисованию. Это возможность каждому научиться рисовать с нуля. Происходит освобождение от шаблонного восприятия мира, появляется креативное видение Человек, который начинает заниматься данным искусством, истинно наслаждается осознанием своих внутренних возможностей.
Урок Китайской Живописи
Желающие, попробовать себя в китайской живописи, могут воспользоваться следующим уроком. Попробуйте нарисовать этого забавного цыпленка, быть может в вас скрыт талант, о котором вы до сих пор не подозревали.
Совет. Перед установкой кисти на бумаге, художник должен представить себе желаемый объект в уме, опираясь на свое воображение и личный опыт, как только он начинает рисовать, он, как правило, должен завершить работу на одном дыхании, без возможности каких-либо поправок неверных штрихов.
Четыре особенности, два стиля и главные цветы китайской живописи
Китайская живопись — отдельная вселенная в мире искусства. Со своей особой историей, традициями, законами, «звездами» и изобразительными техниками.
Изучать ее и совершенствоваться в ней можно всю жизнь. Однако любой путь начинается с первых шагов. Предлагаем их сделать сейчас вместе с нами — начать знакомство с китайской живописью.
В чем главные особенности традиционной китайской живописи? Какими принципами должен руководствоваться мастер, если хочет создать совершенное живописное произведение? Наконец, какие четыре цветка начинающий художник должен нарисовать в первую очередь?
Разобраться в основах нам поможет Светлана Плакасова — художник направления Се-И, автор специального онлайн-курса по китайской живописи в нашей школе.
Конечно же, одной публикации не хватит, чтобы погрузиться в теорию китайской живописи полностью. Поэтому я не буду пытаться объять необъятное, а постараюсь «прорисовать» самые значимые и интересные моменты. Постараюсь, чтобы вы прочувствовали самобытность этого вида искусства.
Традиционная китайская живопись — это больше, чем просто изображения на рисовой бумаге. В ней слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этические функции, философия бытия.
Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей.
Минимальные средства при максимальной выразительности, глубокий символизм и в то же время сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского — вот отличительные черты живописных произведений традиционных китайских мастеров.
А главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.
Гармония Инь и Ян в китайской живописи реализуется самым непосредственным образом, при написании картины тушью на рисовой бумаге. Линии и штрихи, пятна и размывка — все эти приёмы читаются как та или иная энергия.
Сухой штрих с эффектом непрокрашенности, как бы с естественными пробелами, оставляемыми движущейся кистью, так называемый парящий или летящий белый — это Ян. Влажная, широкая линия — Инь.
Секрет шедевра в том, что таких разнообразных штрихов и пятен должно быть столько, чтобы все вместе они создавали гармонию.
Сухая чёрная тушь, влажная светло-серая, влажная чёрная, сухая светло-серая… Их вариативность и сочетание, объединенное с линией и рождает гармонию изображения.
Помимо этого, природа ИньЯн выражается и в строении самого объекта изображения. Например, цветущая слива Мэй (мэйхуа). Её толстый старый ствол или ветка — Инь, а молодые, направленные вверх побеги — Ян. Но об этом цветке поговорим отдельно чуть позже.
В разные времена на разных этапах развития китайской живописи, в разных школах и традициях на первый план выдвигалась то бытовая повествовательная живопись, то пейзаж, то живопись цветов и птиц, то портрет.
Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени.
Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, причем фрукты всегда изображаются на ветке.
Художественный образ в китайской живописи практически не содержит преходящих, случайных деталей, читается лишь в контексте определённой культурной традиции.
Это не значит, что китайскую живопись нельзя воспринимать непосредственно. Просто в одном и том же живописном образе житель Поднебесной и европеец увидят разное. О работах китайских мастеров говорят, что их нужно уметь «читать».
Неразрывно связаны между собой два главных направления в искусстве Китая — живопись и каллиграфия. В Китае их даже называют «родными сестрами».
Каллиграфия и написание иероглифов — это целое искусство, которое не перестает развиваться на протяжении уже многих столетий. Каждый живописец Китая — это каллиграф, а каллиграф — самый настоящий живописец.
Каллиграфия — один из значимых элементов восточной живописи. Нередко каллиграфический иероглиф, отображенный на картине, интерпретирует смысл всего изображения.
По убеждению художников Поднебесной, совершенное произведение изобразительного искусства — это связанные между собой элементы: живопись, каллиграфия, поэзия и печатная резьба (печать художника).
В живописной работе часто каллиграфией прописываются строки стихов. А личная печать художника — квадрат или другая геометрическая форма с вписанными в него иероглифами красного или белого цвета — становится полноправным участником общей композиции.
Линия в китайской живописи не служит границей формы, она сама является формой. Художникам, воспитанным в европейской графической и живописной традиции, это сложно понять.
В европейской живописи для создания объёма и форм используют светотень, сочетание светлых и темных пятнен в границе формы или предмета, обозначенных линией. В китайской живописи передача целостной формы происходит с помощью единой линии.
Такая линия — воплощённая протяжённая непрерывная и динамичная живописная линия-форма. Она содержит в себе и сотканную тушью зримую, и незримую в окружающем пространстве часть образа. Постижение техники китайской живописи начинается с написания четырех благородных цветков.
Следуя наставлениям древних, которые собраны в трактате «Слово о Живописи из сада с горчичное зерно», начинающий мастер должен нарисовать цветущую ветку сливы мэйхуа, бамбук, хризантему и орхидею.
Причудливо изогнутая ветка, покрытая нежными розовыми, белыми, желтыми цветами. В живописи мэйхуа скрыт и глубокий философский смысл, и поэтическая интерпретация явлений, и национальная этическая символика, и космогония. Каждый штрих, направление ветвей, количество лепестков и тычинок — все не просто так, а рассказывает о сотворении мира и о месте в нем человека.
На толстой старой ветке почки, бутоны — тоже сочетание ИньЯн. Бутоны — это ещё неразделённые Небо и Земля, тычинки ещё невидимы, но их основа уже существует внутри них.
Один из древних мастеров так пишет о мэйхуа: «Тайна живописи мэйхуа заключается, прежде всего в подробном обдумывании замысла, потом уже рука должна двигаться без колебаний, словно вдохновленная неким безумием».
В китайской живописи это символ крепости духа, стойкости, долголетия, верности, непреклонного характера, человека высоких моральных принципов, сыновней почтительности, преданности. Бамбук может согнуться под натиском ветра, но не сломаться.
Это живописный символ отшельничества и духа уединения. Она прекрасна, скромна и целомудренна, «гордая в инее», воплощение торжества осени.
Созерцание хризантемы окрыляет сердце человека, радует даосское сердце поэта, она — воплощение простоты Дао, круглая. подобно луне, она символ ближайшего друга поэта, вдохновляющее творческое начало
Цветки орхидеи изящны и просты. Они источают едва уловимый тонкий аромат. Орхидея растет в горных долинах, вдали от всех других цветов. Для древних китайцев орхидея была символом скромного достойного человека, который не будет выставлять себя на показ.
Олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. Также символизирует женское начало и красоту. В китайской живописи выделяют два основных живописных стиля: гунби и се-и. В переводе с китайского означает «тщательная кисть». Работы этого направления отличаются тщательной детальной проработкой рисунка.
Стиль сформировался раньше остальных и считается академическим. В этой технике часто изображают фигурные композиции, храмы и повествовательные сюжеты. Живопись идеи, не подразумевающая проработки деталей. Я работаю в этом стиле.
Штрих работ может быть легким, как осенний лист, или мощным, как тигр. Это передача идеи и чувств художника. Здесь главное не внешнее сходство, а свое особое видение, душевное настроение мастера, сущность объекта.
Именно здесь художник творит под влиянием сиюминутного настроения, по наитию. Копировать такие картины очень трудно, скорее невозможно, их пишут без предварительных эскизов. Один из самых известных художников традиционной китайской живописи XX века мастер Чжан Дацянь говорил, что се-и это передача духа предмета и его внутренней сущности.
Источник