Кисти для живописи: как сделать самому?
Старые мастера самостоятельно изготавливали и краски и кисти. Технология изготовления кистей не сложная, но ответственная и требует деликатности. Дело это необычное, поэтому мало кто знает секреты такого ремесла. Однако, сделать кисти можно даже в домашних условиях. Итак, в чем же заключается технология изготовления художественных кистей?
1. Заготовка волоса или щетины.
В волосяном покрове животных есть пух и прямой волос, который толще пухового и жестче. О том, из какого волоса и каких животных делают классические кисти для живописи я писал здесь. Заготавливая волос, нужно сортировать его по длине. Волосяной пучок должен состоять из волоса, приблизительно, одинаковой длины. Кончики волос ни в коем случае нельзя обрезать. Почему это важно я писал здесь.
2. Формирование основы будущей кисти.
Далее, волоски в волосяном пучке выравнивается в каком-нибудь маленьком сосуде цилиндрической формы. Дно у такого сосуда должно быть плоским. Волос опускается своей подстриженной частью к донышку цилиндра. Теперь, его необходимо подровнять, аккуратно постукивая дном цилиндра о стол. Волоски осядут и выровняются. После этого, их связывают в пучок и прочесывают мелкозубчатой расческой для удаления ненужных волосков.
3. Обезжиривание и дубление.
Обезжиривание производится замачиванием волосяного пучка в бензине на протяжении 3-х суток. После этого, он промывается чистым бензином и просушивается. После чего, заготовку следует прокипятить в 10% растворе алюмокалиевых квасцов. Это называется дублением. Дубление нужно для того, чтобы сделать волос не гигроскопичным, пластичным и прочным.
4. Закаливание.
Эта процедура необходима для придания волосу упругости. Волос кисти для живописи должен быть в меру упругим и жестким, в меру эластичным. Для закаливания, волос будущей кисти обертывают в не плотную бумагу, например, в газетную и перевязывают нитью. Далее волос закаливается в печи, горячим воздухом температурой в 150 градусов. Делается это на протяжении примерно часа. Время и температура не одинаковы для различных видов волоса и зависят от их разновидности. Температуру можно определить по цвету бумаги: если она станет слегка желтоватой, то температура недостаточна. Если станет коричневой, то температура более 150 градусов. В этом случае волос станет ломким, поэтому превышать температуру не следует. После первичной закалки, волос прочесывают удаляя ненужные волоски и повторяют закалку. Проверяют качество закалки смачиванием будущей кисти в воде. Если волоски на поверхности пучка будут кудрявиться, то закалка недостаточна.
5. Вязка кисти.
После всех процедур, волосяной пучок развязывают и помещают в конус соответствующего размера кончиками волос вниз. Далее постукивая конусом по столу, нужно выровнять волос. Волосяной пучок должен приобрести коническую форму (если кисть должна быть круглой или эллиптической). После придания нужной формы, из волоса вычесывают короткие и ненужные волоски. Затем волосяной пучок окончательно перевязывают нитью. Перевязанный участок пропитывают клеем.
6. Закрепление волос в капсюле.
Капсюль — это металлическая часть кисти, похожая на трубку конической формы. Волосяной пучок помещают в капсюль с его широкой стороны, после чего волос, находящийся внутри капсюля заливается клеем. (Кстати, капсюли можно использовать от старых и испорченных кистей, предварительно очистив его от клея и волоса.) Длину волоса будущей кисти необходимо регулировать в зависимости от ее предназначения. Слишком длинный волос делает кисть мягкой и неспособной хорошо держать форму, но зато гибкой и удерживающей большое количество краски. Коротко выпущенный волос наоборот, сделает Вашу кисть жесткой и неподатливой.
7. Закрепление капсюля на ручке.
В заключении, капсюль надевается на деревянную ручку. Предварительно, в капсюль закапывают клей. После этого капсюль запресовывают на деревянной ручке. Ручку кисти можно тонировать, красить и покрывать лаком.
Если все правильно сделать, то кисть получится не хуже заводской. Поэтому, пожелаю Вам успехов в этом редком ремесле!
Источник
Из чего и как можно сделать кисточку для покраски?
В современных условиях изготовление кисточки своими руками обычно осуществляется с использованием щетины и волос животных. Можно сделать такие кисточки своими руками и получить качественный инструмент для малярных работ или живописи. В зависимости от сферы использования кисти можно сделать круглыми или плоскими. Кроме того, ворс может быть укороченным или удлиненным.
Наиболее распространенными и качественными считаются кисточки из волос хвоста таких животных:
Учитывая высокую стоимость инструментов из волос животных, которые были перечислены выше, в самодельных кистях этот материал можно заменить шерстью и волосами других животных. В частности, в последнее время все чаще встречаются инструменты из шерсти норки, песца и лисицы. Кроме того, в качестве материала могут использоваться отходы от деятельности меховых фабрик. Также ворс можно сделать из шерсти верблюдов, овец или длинношерстных собак, а также из волос человека.
Технология изготовления
Первым этапом при изготовлении является заготовка щетины или волос животных. Кроме того, должна быть подготовлена подставка под кисти и материал для рукоятки. Однако в первую очередь следует начать с выбора материала для пучка щетины.
Выбор материала
При выборе материала нужно ориентироваться на то, для каких работ вы планируете использовать кисть. Так, для живописи акварелью или маслом подойдут одни материалы, а для тонких малярных работ – другие. При этом есть сферы использования, которые требуют использование определенного материала. Например, для рисования тушью, большинство мастеров предпочитают использовать изделия из шерсти верблюда.
Обрезка шерсти для будущего ворса кисточек
Рассмотрим основные характеристики наиболее распространенных самодельных кистей в зависимости от используемого материала:
- Песчанковые кисти, как правило, делают плоскими с длинной либо короткой волосяной поверхностью. Они отличаются мягким и эластичным волосом. Поэтому, такие инструменты в основном применяются для тонкой живописной работы или же рисования масляными красками или акварелью. Кроме того, кисти, имеющие песчанковый ворс, могут быть использованы для лессировки лакового покрытия.
- Барсуковые изделия имеют круглую или плоскую форму. Они несколько жестче предыдущего варианта, а поэтому их в основном используют для работ с масляными красками.
- Кисти, имеющие колонковый ворс, могут быть плоскими и круглыми. Они обладают высокой эластичностью и упругостью. Их преимущественно применяют для выполнения тонких работ, а также для сырой лессировки.
- Беличьи кисточки могут быть только круглыми. Они являются исключительно мягкими и эластичными, поэтому в основном применяются для живописи по фарфору или бумаге.
к содержанию ↑
Заготовка волос
Начинать заготовку желательно в начале осени, когда животные линяют. Из собранного пучка убирают отдельные неподходящие волоски и подравнивают их. Далее подрезанную часть ставят в стакан для выравнивания. Волосяной пучок, полученный после этого, следует вычесать при помощи расчески с острыми зубцами.
Тщательно вычесанный ворс необходимо перевязать и обезжирить в чистом бензине. Для этого пучок хранят в закрытой баночке в течение нескольких дней, после чего кипятят в дубильном растворе, чтобы сделать волоски негигроскопичными.
Тщательно вычесанный ворс перевязывают и обезжиривают
Следующим этапом является закаливание, условия которого зависят от вида волос. Обычно волосы выдерживаются при температуре 150 градусов на протяжении примерно часа. Для закалки пучок кладут на металлическую сетку или подвешивают, что волоски хорошо прогрелись воздухом необходимой температуры.
Вязание кисти
Ворс, который прошел закалку, годится для вязания кисти. Для этого берется определенное количество волосков и опускается в жестяную или пластиковую форму с коническим дном. Эта форма должна быть приготовлена заранее. После того, как вы положили в формочку необходимое количество волосков, можно сделать заготовку для кисти, постучав по этой форме. Далее пучок волос вынимается и перевязывается, после чего нерабочая поверхность покрывается лаком. Ее вставляют в металлически капсюль или обойму.
Капсюль можно сделать либо из тонких металлических полосок, соединив их края внахлестку с пропайкой. Кроме того, эта делать может быть и цельнотянутой, что считается более приемлемым вариантом.
Рекомендуется сделать капсюль из латуни или белой жести, так как эти материалы отличаются прочностью и стойкостью к коррозии. Его размер будет зависеть от необходимого номера кисти. Также на этом этапе не стоит забывать о таком важном элементе, как подставка для кистей.
Подставка для кистей — не менее важный элемент к содержанию ↑
Изготовление ручки
После того, как вам удалось сделать ворс, следует заняться изготовлением ручки. Ее лучше всего выточить из таких пород дерева:
После вытачивания рукоятка покрывается бесцветным лаком или окрашивается краской однотонного цвета. Далее пучок, вставленный в капсюль, заливается с широкого конца синтетический клеем или другим водостойким составом. Это нужно сделать так, чтобы клей дошел до конца ворса, который находится в капсюле.
После того, как все высохло, капсюль с пучком щетины следует соединить с деревянной ручкой. Для прочности рекомендуется дополнительной обжать капсюль с деревянной ручкой. Готовую рукоятку следует покрыть лаком.
Выбор длины ворса
Нужно выбрать длину щетины, выпущенной из капсюля. Длина выпущенного волоса должна зависеть от его упругости. Это имеет принципиальное значение, ведь если выпустить щетину слишком длинной, то кисть будет выглядеть растрепанной. В противном случае, недостаточно выпущенный ворс не будет набирать достаточное количество краски.
После того, как вы определились с длиной, готовую кисточку необходимо смочить водой и расчесывать, пока щетина не станет максимально ровной.
Заключение
Таким образом, изготовление кисти своими руками является вполне доступной процедурой. Она состоит из нескольких этапов, одним из которых является выбор материала. Волос и щетина выбираются в данном случае с учетом предназначения кисточки и финансовых возможностей.
Источник
Делаем шелковые кисти для бижутерии
Предлагаю вашему вниманию небольшое руководство по сборке шелковых кистей. Я ни в коем случае не претендую на их авторство, но когда мне понадобилось их сделать, я столкнулась с тем, что во всех, найденных мной мастер-классах, описание было не совсем полным и не описывало многих, интересующих меня моментов. Поэтому я составила своё описание создания этих замечательных элементов бижутерии. Надеюсь, мой мастер-класс окажется вам полезным. Буду рада ответить на вопросы, если они у вас появятся 🙂
Для работы нам понадобятся:
- Нитки для вышивания «GAMMA» V150/2 100% вискоза (фото катушки прилагаю), у меня оттенок №3057.
- Нитки обычные полиэстер в тон кистям (для завязывания).
- Бесцветный лак для ногтей.
- Две одинаковые коробочки или досочки (у меня коробки для страз 12х8х2 см).
- Листочек бумаги (я отрезаю 1/4 часть листка формата А4) для подравнивания кисточек.
Дополнительно для декора (фото не прилагаю, так как это всё на ваш вкус):
- бисер miyuki delica 11, у меня оттенок DB-0042;
- нитки в тон бисера;
- 2 соединительных колечка диаметром 6 мм.
- колпачки на кисти на ваш вкус;
- пины в тон колпачков подлиннее;
- пару бусинок 8-12 мм (у меня 8 мм).
Итак, приступим 🙂 Мы будем делать сразу две одинаковые кисти для сережек, и нам нужно, чтобы они были одинаковой толщины. Берем основу для намотки кистей (у меня коробочка) и сматываем туда на глаз половинку катушки или чуть меньше (я мотаю всегда меньше половины) для того, чтобы равномерно распределить нитки по двум основам. Катушку я приспосабливаю в карандашницу, как на 1 части фото. Хотя с вискозой иногда случаются неприятности как на 2 части коллажа — распускание катушки. Мне помогает переворачивание её «вверх тормашками», чтобы при разматывании она закручивалась в другую сторону.
После этого наматываем столько же на 2 основу и остатки ниток распределяем так, чтобы было равное количество ниток на каждой. Я определяю на ощупь 🙂 Крепить нитку не нужно, я просто прижимаю её пальцем, пока делаю первые витки.
Когда вся катушка смотана поровну, нам нужно туго перевязать наши будущие кисточки. Я беру полиэстровую нить такого же цвета, перевязываю пучок, затем обматываю нитку вокруг него ещё разок и снова перевязываю. Так плотнее и прочнее. Оставляю хвостики ниток около 15 см.
Теперь я переворачиваю коробку на противоположную сторону, подцепляю весь пучок линейкой, чтобы все ниточки были захвачены, и разрезаю нитки так, чтобы намотка была посередине. Получается вот такое безобразие:
Подвешиваю это всё на карандаш (чтобы не обжечься) за полиэстровую нитку и выпрямляю кисти над кипящим чайником, вот так:
Теперь приводим их в божеский вид. Полиэстровой нитью перематываю кисточки на расстоянии 1 см от сгиба, делая несколько узелков по ходу обмотки: обмотала пару кругов — затянула ооочень аккуратно — завязала узелок, повторила ещё пару раз. Концы этих ниточек я обрезаю и замазываю капелькой лака, а когда тот подсохнет, сплющиваю узелок пальцами.
Тепрь нужно подравнять кисть. Беру листочек бумаги (тот самый, который четверть А4) и плотно-плотно, но очень аккуратно и ровно заматываю в него кисточку так, чтобы половина длины оставалась за пределами бумаги. У меня на фото не половина, самый кончик, но лучше на всякий случай оставить побольше.
Получается рулончик, с одной стороны ниточка. а с другой — концы кисти. Потянув за ниточку, я определяю длину кисти для обрезки, чтобы наружу были только все неровные краешки. Сплющиваю рулончик, и, крепко держа его, чтобы нитки не уползли, обрезаю ровно ножницами, вот так:
Вот и получился ровный краешек:
Ну и остается оформление верхушки. Здесь есть много разных способов. Эти кисточки я решила сделать торжественными и украсила их кольцом из бисера. Плести кольцо буду мозаичным плетением. Беру иголку с ниткой и бисер миюки делика. Узелок не завязываю, вместо этого оставляю 15 см нитки в самом начале. Набираю 5 бисеринок и плету полоску по схеме:
Вот так получается у меня:
Набирая бисер, прикидываю длину, и когда полоска плотно обхватывает кольцо, я соединяю края прямо на кисточке:
На последнем фото в коллаже сбился фокус, но там видно, что я плотно завязала узелок из кончиков ниток. После этого я их обрезаю коротко, беру фломастер в тон кистям и замазываю наш узелок, чтобы он не «светился». После прокраски фломастером мажу капельку лака 🙂
Теперь нужно вставить соединительные колечки. Аккуратно, стараясь не выбить ниточки из кисти, я продеваю колечки в сгиб, равняю их плоскогубцами и фиксирую стык колечка лаком. Теперь можно обрезать полиэстровые нитки и узелки замазать лаком:
Наши торжественные кисточки готовы, и теперь можно с ними составить серьги. Пожалуй, я потом прикреплю их к фуллеренам из красного и золотистого жемчуга сваровски. У вас может быть масса своих вариантов 🙂
Вот так примерно будут смотреться мои кисточки на колечках с фуллеренами 🙂
А вот ещё варианты оформления кистей:
Берем ту же шелковую нить, из которой они сделаны (в таком случае в самом начале мотаем не всю катушку!) и аккуратно поверх завязанной полиэстровой нити мотаем шелковую, виток к витку рядом, чтобы получилось вот так:
Или вместо колечка продеваем длинный пин, предварительно разогнув петельку (или обрезав её, если позволяет длина) закручиваем его, как показано на рисунке:
Сверху на пин надеваем колпачок подходящего размера (обратите внимание, что в этом варианте вам нужно будет перематывать кисти не на 1 см от сгиба, а меньше насколько возможно, иначе нитки будут торчать из под колпачка) и украшаем его бусинкой. Пин крутим в колечко и надеваем швензу. Получается вот так:
Я думаю, вы найдёте ещё массу вариантов применения этим чудесным кисточкам.
Напоследок я добавлю, что такие кисти довольно легко мнутся и хранить их нужно в специальном «домике» — коробочке, так, чтобы они всегда были прямыми. Я делаю для них вот такие симпатичные коробчонки из бумаги для эскизов:
Спасибо за внимание! И творческих успехов вам! 🙂
Источник