Киргизский колпак своими руками

Ак калпак: все, что вы не знали про гордость кыргыза

Не так прост ак-калпак, как может показаться на первый взгляд. Раньше было достаточно одного взгляда на этот национальный мужской головной убор, чтобы узнать, откуда родом джигит, сколько лет ему, каков его социальный и семейный статус. Сегодня об этом удивительном и для многих утерянном «языке» калпака знают единицы.

Тайный код

Издавна ак-калпак делали только из войлока белого цвета. Его выкройка достаточно проста: четыре расширяющихся клина. Снизу они не сшиваются, что позволяет поднимать или опускать поля, а верх изделия украшают кисточкой.

Каждый элемент калпака имеет огромное значение

А учреждение в 2016 году Дня национального головного убора ак-калпака, по его словам, не сильно-то поспособствовало изучению традиций.

Болотбек Дыйканбаев рассказал, что каждый элемент калпака имеет огромное значение. Если, например, цвет окантовки и отворот зеленые, значит, владельцу 12 лет.

«Орнамент по-кыргызски называется «оймо». На детском головном уборе имеется четыре «лепестка», которые направлены в разные стороны. Этот узор называется «умай эне». Его вышивали на детских принадлежностях, так как считалось, что мать Умай охраняет ребенка во сне от злых духов», — объяснил он.

Как правильно искать жену

Когда молодому человеку исполнялось 24 года, цвет окантовки менялся на голубой. Соответственно менялся и узор: он вытягивался в две стороны. Это означало, что обладатель ак-калпака уже вполне взрослый и может воевать, может защищать свой дом.

Еще в недавние времена достаточно было взглянуть на отворот ак-калпака, чтобы понять, например, что джигит ищет невесту. В этом случае он надевал калпак с красными или бордовыми отворотами.

Если мужчине исполнялось 36 лет, кант на головном уборе следовало заменить на коричневый, а в 48 — на бежевый. Любой встречный читал: этот мужчина может подавать пример подрастающему поколению. Черный появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. Если же вдовец решался второй раз жениться, то надевал белый калпак с каймой из черного войлока.


Фото ИА «24.kg». Сравните, калпак китайский и современный

«Когда отвороты белые, а узоры смотрят вверх и вниз, это значит, что перед вами уважаемый человек, руководитель, начальник. Значение имеет и высота колпака: чем он выше, тем больший перед вами начальник. Самый высокий калпак должен быть у президента. Кочевники много не говорили, они по головному убору издалека понимали, кто перед ним», — улыбается знаток.

Помни корни свои

Но не только выбор цвета рассказывал о мужчине. Разрез клиньев на ак-калпаке давал понять, какого роду-племени джигит.

Разрез спереди был у представителей правого крыла. По обоим бокам — левого. А вот у «средних» родов, на кыргызском «ичкилик», головной убор вообще был без разрезов.

Мне рассказывал о символах на калпаке мой отец, а ему – его отец, а тому – его отец. Я сын чабана. Когда мы летом выезжали на джайлоо, то по ночам, охраняя скот, он мне рассказывал истории, легенды нашего народа.

Те, кто шьют национальные головные уборы, тоже не знают всех тонкостей. Они руководствуются принципом: красиво — и ладно.

Читайте также:  Полировка авто после покраски своими руками шлифмашинкой

Беречь, но не навязывать

Хранитель традиций убежден, что относиться к национальному убору следует с большим уважением. Нельзя дарить другому человеку собственный калпак, кидать его, играть им или оставлять на земле. Пренебрегая калпаком, его обладатель унижает сам себя.

«У кыргызов есть пословица, которую можно перевести так: если шапку снял, то и голову потерял. Калпак — ценный подарок уважаемым людям и близким. Но, думаю, нельзя никого заставлять его носить. Вот в Жогорку Кенеше говорят, что чуть ли не каждый госслужащий должен носить калпак. Кого заставлять? Если русский, узбек, таджик, кореец, да и сам кыргыз сидят в министерстве — они должны калпак носить? Смешно. Если чиновник захочет, пусть носит. Но заставлять. У каждой нации есть свои традиции, своя одежда. Мы живем в современном мире, в XXI веке», — считает Болотбек Дыйканбаев.

По его мнению, головной убор не может быть дешевым. К сожалению, сегодня появилось много китайских искусственных подделок.

Китайский калпак из синтетики — это дешевка. Поэтому такой калпак даже в мусорном баке можно увидеть. И это плохо.

Традиции в новом исполнении

В студии дизайнера-ремесленника Бурмы Бекишевой глаза разбегаются от разных по цвету калпаков. Сегодня такие в моде. Яркие стилизованные головные уборы пользуются спросом у молодежи. Их — в отличие от классических — могут носить и представительницы прекрасного пола.

«Все начинается с выбора сырья. Оно должно быть качественным. Есть войлок ручного изготовления и фабричный. В последнее время калпаки шьют из сырья разных цветов. Получаются такие современные этно-калпаки. Их часто сочетают с цветными стегаными чапанами. Калпак тем самым как бы переживает второе рождение», — рассказывает мастерица.


Фото ИА «24.kg». Выкройка калпака достаточно проста

Бурма Бекишева к такой трансформации относится с пониманием, считая, что в эпоху глобализации кыргызам необходимо сохраниться как этнос.

Чем мы, кыргызы, известны другим людям? Нашей юртой, нашей одеждой и нашим языком, культурой. Это и есть национальная идентификация. И хорошо, что молодежь сегодня с удовольствием носит национальную одежду, головные уборы.

История, рассказанная орнаментом

Цветные калпаки Бурма Бекишева узорами не украшает, они и без этого яркие. Но о том, что зашифровано в орнаменте, знает не понаслышке: долгие годы преподавала в школе, шила шырдаки, сумки, головные уборы.

«Каждый из узоров несет особый смысл, каждый можно прочитать. Точнее, раньше можно было. Сейчас же часто встречаются узоры ни о чем. Смотришь, набор отдельных элементов, не связанных между собой, — собачий хвост, звезда, человек. Или вообще женский узор на мужском калпаке. Это недопустимо. Нельзя путать мужские и женские орнаменты, потому что каждый из них несет свою энергетику. Если вижу, что обладатель такой шляпы настроен доброжелательно, подхожу, говорю ему об этом», — рассказывает Бурма Бекишева.

Орнаменты делятся на растительные, бытовые, животные и космогонические (солнце, луна, звезды, явления природы).

Новый поворот

По словам мастерицы, привнесли свою лепту в национальный наряд и Всемирные игры кочевников. Сейчас часто на калпаках, одежде, аксессуарах можно встретить эмблему Игр, стилизованную под петроглиф.

Раньше кыргызская женщина никогда не носила калпак. Да и сегодня не наденет головной убор, выполненный в традиционном мужском стиле.

Читайте также:  Куклы для свадьбы своими руками

А вот современный калпак вполне может стать частью женского гардероба, как джинсы, кепи и другие прежде сугубо мужские вещи. Как правило, это красные калпаки с рисунком ала-кийиза, украшением к ним идет брошь.

    Фото ИА «24.kg». Бурма Бекишева. Такие колпаки пользуются спросом у молодежи

«Раньше вся информация передавалась от матери к дочери, от отца к сыну. Но сейчас мало тех, кто может расшифровать орнамент. Моя мама учила меня технологии кийиза: показывала, как обрабатывается шерсть, как закатывается она в чий, как красят. Действия родителей дают хороший пример детям. Не зря говорят, что когда ученик готов, учитель всегда найдется. Это народная культура, наследие», — говорит Бурма Бекишева.

Это простая геометрия и арифметика, но в них вся соль.

Источник

Киргизский колпак своими руками

Калпак – войлочный головной убор конической формы с загнутыми полями – таким мы знаем современный кыргызский калпак. Какой формы он мог быть раньше? Когда его стали носить кыргызы?Что он символизировал?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо, прежде всего, проверить принадлежность калпака кыргызам, ведь калпак носят или носили многие тюркские и нетюркские народы, такие как наши соседи казаки, узбеки, каракалпаки, лобнорцы и даже русская элита в XVI — XVII вв .

Мужская одежда в Московии XVI — XVII вв.

Судя по всему войлочные головные уборы скотоводческо-земледельческие народы Великой Степи (которых принято было называть “кочевники”) начали носить с древнейших времен, скорее всего, с момента открытия самой технологии изготовления войлока. Теперь уже трудно сказать, кто был изобретателем калпака, какой народ стал носить его первым, но скорее всего кыргызы являются единственным народом, который носит его до сих пор в массовом порядке (судя по всему больше чем қазақи).

Калпак тюркского воина XVI века (узбек или туркмен)

Войлочные головные уборы схожие с калпаком известны как на территории современной Кыргызской Республики, так и на территориях когда-либо населенных кыргызами, такими как Монголия и Южная Сибирь. Калпак возможно совпадал с формой воинских шлемов или использовался в качестве подшлемника и в одно время калпак и шлем были синонимами. Под калпаком можно иметь в виду конические войлочные головные уборы без завязок и с полями, загнутыми, тканевыми или меховыми и без полей. Такие же головные уборы с завязками лучше называть башлык’ами. Калпаки могли быть с острой или загнутой верхушкой. Так например, в китайских сведениях о кемских (енисейских) кыргызах пишется, что « Зимой делают шапки из соболя, летом золотом украшают шапки, заостряют маковку и свертывают ее конец. Они, по знакомству с уйгурами, доныне еще надевают такие головные уборы. Подчиненные делают шапки из белого войлока, в остальном покрой в общем одинаков » (Тайпинхуаньюйцзи. Описание мира годов правления Тайпин. 976-983 гг. Сунская династия)

Относящаяся к примерно тому же времени (династия Таң 618-906) фреска в пещерах Дунхуана (северный Тибет, пещера №158) показывает плачь народов мира в связи с уходом Будды в нирвану (гибелью его телесной оболочки). Среди прочих существует изображение человека (кыргыза?) в калпаке, очень близкой к современной форме, которых режет свою грудь ножами в бесконечном горе.

Будда в нирване, пещера №158, Дунхуан

Читайте также:  Пенек для детской площадки своими руками

Калпак становится частью этнических названий древних и современных народов. В древней Персии в наскальной Бехистунской надписи ( VI в. до х. э.) население, проживавшее в предгорьях Теңир-Тоо, в том числе и на территории нашей страны, называлось «сака тиграхауда» (остроконечная [войлочная] шапка). Упоминается также и вождь Скунха, плененный персами.

Плененный вождь саков-тиграхауда Скунха на барельефе Бехистунской надписи

В русских летописях XII века есть сведения о кочевых племенах под названием «черные клобуки. Каракалпаки населяют северо-западную часть современного Узбекистана в Приаралье.

Калпак (как шлем и как войлочный подшлемник и отдельный головной убор) становится атрибутом любого свободного мужчины-воина и до нас дошли множество каменных воинов в калпаках.

Калпак и башлык генетически связаны друг с другом, скорее всего в теплую погоду поля башлыка заворачивались наподобие буденовки и отсюда и пошел калпак. Скорее всего, кыргызы имели и калпак с завернутой верхушкой с древнейших времен, еще до того, как этноним кыргыз упоминался в каких-либо письменных источниках. Например головной убор этого каменного изваяния, относящегося к окуневской культуре на территории нынешней Хакасии ( II тыс. до х.э.) очень похож на калпак с загнутой верхушкой, сакский ( скифский ) калпак (на западе он известен как фригийский калпак).

Форму сакского калпака дают многочисленные изображения саков (скифов) дошедшие до нас, как например изображения этих трех саков на золотом кувшине из кургана Куль-Оба (Украина, V в. до х.э.).

Интересно, что троянский принц Парис, похитивший Елену, из-за чего началась великая война воспетая Гомером, также изображался греками в сакском калпаке (в древней Греции статуи раскрашивались). Статуя Париса-лучника находилась позади Парфенона в Афинах и скорее всего, здесь калпак выступает в качестве медного шлема и возможно, что Парис носил также и войлочный подшлемник такой же формы.

Сакский калпак известный на западе как фригийский, становится там символом свободы. Первоначально в древнем Риме его носили освобожденные рабы. После Французской революции 1789 года фригийский калпак становится мировым символом свободы.

На знаменитой картине Делакруа «Свобода ведущая народ» сама Свобода носит на голове фригийский (сакский) калпак. Фригийский ( фракийский ) колпак можно часто встретить в символике Соединенных Штатов Америки, в частности на многих монетах США изображается Свобода во фригийском колпаке (например 50 центов с бюстом Свободы в колпаке, доллар с сидящей Свободой и другие), Колумбии. Также изображён на гербах Аргентины, Сальвадора, Кубы, Никарагуа, Боливии, и Колумбии.

Калпак становится также и сакральным символом. В него одеты первые святые Руси братья Борис и Глеб убитые Святополком в 11 в. Головной убор патриарха РПЦ носит название клобук (калпак).

Калпак носили и тюркские дервиши и суфии, как например эти памирские дервиши (фото 1900 гг.)

Скорее всего поля калпака мог быть могли быть оторочены не только бархатом, как делается это сегодня, но и мехами или овечьей и каракулевой шкурой.

Сакральный символ калпака, скорее всего, возник от удлинения головы конусообразными головными уборами, в том числе и калпаком, которые, возможно символизировали единорога (символ Теңри, символ Христа) пожертвовавшего собой ради жизни на Земле (поэтому мученики Борис и Глеб одеты в калпаки). О единороге в кыргызской культуре будет отдельная статья. Волхвы принесшие дары новорожденному Христу в древности также изображались в сакских калпаках

Источник

Оцените статью
Своими руками