Сай — это клинковое японское оружие похожее на трезубец, в котором средний зубец в несколько раз больше остальных. В большей степени оно распространено на Окинаве, где существует даже специальный вид боевого искусства, в котором учат мастерски владеть сай.
Длинна этого оружия может достигать 600 мм, а масса должна быть в пределах от 500 до 1200 грамм. Его боковые зубья хорошо заточены и расположены таким образом, что могут нанести противнику серьезную травму. Рукоять оружия чаще всего делают из шершавой кожи , и она также может быть использована в бою в качестве поражающего оружия.
При создании такого клинка большое внимание уделяется балансу между клинком и рукоятью, так как это может в значительной степени повлиять на скорость работы с оружием.
Происхождение сай
Японское оружие сай имеет очень «туманное» происхождение. Одна из теорий повествует о том, что изначально сай не являлся оружием и активно использовался в сельском хозяйстве. Если обратить внимание на его необычную форму, то можно предположить, что он использовался для рыхления земли или какой-либо похожей деятельности. Однако в доказательство этой теории не было предъявлено ни одного достоверного факта.
Другая версия гласит, что в Японию это оружие попало с приезжими буддийскими монахами из Индии, и использовалось оно с целью защиты особо важных государственных персон. Тем не менее и в пользу этой теории не было найдено ни одного надежного доказательства.
В связи с тем, что особую популярность холодное оружие сай приобрело на Окинаве, появилась еще одна теория о происхождении этого клинка. В связи с ней считается, что в феодальной Японии его использовала для вооружения местная полиция, но опять же, доказательств этому так и не найдено. По сей день ведутся оживленные споры о возникновении этого оружия.
Изготовление оружия Сай
Создается сай методом сварки двух, сложенных крест-накрест, металлических прутов, самый длинный из которых является средним зубцом утолщенным книзу для крепления рукояти, а также утолщение предотвращает возможное выскальзывание кинжала из рук. Самый длинный зубец чаще всего изготавливается круглым либо по его бокам высекаются грани, кончик клинка затачивается, в более редких случаях остриё оставляют затупленным. По окончании сваривания деталей клинка, его боковые зубья загибают и затачивают. В некоторых случаях на конце рукояти могут быть расположены специальные формы (например, шар), которые специально приспособлены для нанесения удара. В самом конце, после завершения всех основных манипуляций, на рукоять наматывается веревка или кожа, однако, в редких случаях она просто может быть инкрустирована более мягким металлом. Также очень редко можно встретить сай с одним ,загнутым в противоположную сторону, боковым зубцом.
Техника владения сай
Множество существующих техник приспособлены к конкретным разновидностям сай, которые имеют значительные различия в своем строении. Всего известны 4 вида этого японского традиционного оружия:
Сакин — клинок, изготовленный по прототипу японского сай, в Малазии
Мадзи-но сай — сай, выполненный в виде свастики
Манджи-сай — сай, одни из боковых зубьев которого, развернут в противоположную сторону от центрального клинка
Бицзяча — китайское подражание сай
Техника владения этим холодным оружием во многом сложение большинства других, так как сай имеет большое разнообразие хватов, и довольно необычную форму с тремя зубьями. Можно сказать, что все существующие виды атак основаны на техниках стилета и дзиттэ. Например, схожесть с техникой дзиттэ можно проследить во время обезоруживания противника, когда для достижения цели необязательно производить захват руками.
Сай оружие нинздя в основном направлен на самозащиту, где главную роль играют боковые зубья, которыми можно захватить меч противника. Однако, нельзя таким образом сломать меч, так как для этого понадобится большая длина рычага, что не предусмотрено в конструкции сай.
Источник
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Японское оружие Сай
Сай — японское колющее клинковое холодное оружие.Цельнокованый сай имел круглый или многогранный клинок с острым (саки — острие клинка сай), реже затупленным острием. Концы крестовины загнуты параллельно клинку и заточены, выполняют роль гарды. Черен с навершием в виде шара покрывался насечкой или обертывался шершавой кожей. Общая длина сай достигала 600 мм, вес от 500 до 1200 г. Иногда к парным сай добавлялся третий метательный.
От других видов оружия железный трезубец сай отличается прежде всего своим «туманным» происхождением. На роль его прародителей претендует сразу несколько предметов начиная от дзиттэ — холодного оружия, находившегося на вооружении полицейских сил в феодальной Японии, до примитивного приспособления для посадки риса.
Версии происхождения сай
Многие ныне считают, что окинавские воины обратились к сельскохозяйственным предметам для того, чтобы «модифицировать» их в оружие для самозащиты и тренировок. Но если мы взглянем на сай, то правдоподобность этого мифа тут же окажется под большим вопросом (как только не «приспосабливали» для ведения сельского хозяйства современные адепты кобудо сай! То утверждали, что их использовали в качестве маленьких вил, то представляли, что ими якобы взрыхляли почву. ).
Сэнсэй Осиро Тосихиро, один из старейших специалистов Яманни-Тинэн-рю бо-бзюцу и шеф-инструктор «Рюкю Будзюцу Кэнкю Доюкай США», говорит, что не смог найти ни одного существенного доказательства в поддержку теории о том, что сай использовался в качестве сельскохозяйственного инструмента. Не говорили ему об этом и его учителя. Он утверждает, что сай всегда был оружием. Что ж, если это правда, тогда как и когда возник столь интересный вид вооружений?
Согласно одной из версий, сай проник в королевство Рюкю вместе с распространявшимся буддизмом. Форма сай якобы предназначена отображать очертания человеческого тела; этим мы обязаны монахам, которые носили их для самозащиты. В то время как установить правдивость этой истории довольно сложно, она остается интересным предположением. Другая, более современная история, которую часто слышат любители воинских искусств, это предположение о том, что сай обязан своим возникновением окинавским полицейским, которые носили их как «вспомогательное приспособление» для сдерживания толпы и обезоруживания преступников. Эта версия подтверждается тем, что, например, один из ведущих специалистов сай-дзюцу Окинавы Канагусуку (Киндзё) Уфутику, живший в период с 1841 по 1926, был высоким полицейским чином. Однако сэнсэй Осиро считает, что если бы сай был оружием полиции, это было бы зафиксировано в законах или инструкциях позапрошлого столетия. Осиро говорит, что он не мог найти ни одного доказательства в подтверждение этого предположения. Он считает, что сай использовался на Окинаве значительно более широкой массой последователей воинских искусств.
Независимо от своего происхождения, это оружие дало толчок для развития сложного боевого метода, который в Японии стал известен как дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу). Его технические приемы варьировались от ловких отражений атаки меча до крайне эффективных ударов, направленных в любую незащищенную точку на теле противника.
Кончик сай использовался для прямых выпадов, направленных в глаза, горло или нижнюю часть живота противника — части тела, которые становились крайне уязвимыми, после того как клинок воина был захвачен или отражен. Рукоятка сай также могла использоваться для нанесения сокрушительных обратных ударов, способных покалечить или даже убить застигнутого врасплох противника. При случае сай использовали и как метательное оружие.
Мастерство в дзиттэ-дзюцу (сай-дзюцу), вполне естественно, зависело от навыков в искусстве перемещений (тай-сабаки), которое позволяло эксперту с поразительной скоростью менять свое местоположение, скользящими или круговыми движениями сближаясь с противником или выходя за пределы досягаемости его оружия, обычно простиравшиеся до кончика длинного меча. Уклонение готовило путь для защиты, а защита подготавливала контратаку, которая часто завершала поединок. Поскольку технический арсенал кэндзюцу был практически неисчерпаемым, приемы сай-дзюцу по необходимости должны были быть такими же многочисленными и достаточно эффективными, чтобы противник не имел возможности отразить контратаку и атаковать снова.
Наверное отчасти этой туманностью происхождения и объясняются и те существенные различия, которые сразу бросаются в глаза в используемых сегодня вариантах сай. Но это далеко не все отличительные особенности присущие этому оружию. По одной из классификаций сай относится к парным предметам, но в прошлом воины использовали не два, а три трезубца. Два из них использовались в схватке, а один, в случае необходимости, мог применяться для метания. Это не так просто сделать с классическим вариантом, но ведь существуют и другие, более пригодные для этого трезубцы.
Сай с успехом использовался как низшим сословием, так и самураями, а также полицейскими. Причем последними чаще всего. Трезубец очень удобное оружие самозащиты и просто идеальное в том случае, если необходимо не просто отбить атаку, но еще и задержать нападавшего. Вилкообразные «усы» позволяют не только защититься от удара копьем, алебардой, палкой и даже мечем, но и зажать оружие, и вслед за этим выбить его из рук противника. Конечно, это требовало очень хорошо развитых кистей рук и определенной ловкости и сноровки, но ведь известно, что ничто не дается без труда.
Чаще всего используется, конечно, классический вариант. Так же как и в кама-дзютсу, технический арсенал сай-дзютсу не слишком разнообразен. Даже поверхностное знакомство сразу выявляет ее схожесть с техникой каратэ. В особенности, в разделе блоков, выполняемых в положении гьякутэ-мочи. И точно так же как в технике тонфа-дзютсу активно используется поворот оружия вокруг оси. Правда, трезубец поворачивается не вокруг рукоятки, а вокруг одного из «усов», защищающих кисть, но принцип сложения скоростей руки и оружия для увеличения силы удара, остается прежним. Вполне понятно, что очень быстро добиваются успехов в освоении сай-дзютсу именно каратэки.
И снова возникает путаница. К какой категории относить технику работы с трезубцем при классификации по «социальному» признаку? С точки зрения схожести с каратэ это вроде бы как крестьянское оружие. С другой стороны, наиболее близким по внешнему сходству является текко, оружие полицейских.
Сай или трезубец, шёл к нам через Индию и Китай, а затем вступил в РЮКЮ, где продолжал своё дальнейшее совершенствование. Во времена Королевства РЮКЮ сай первоначально использовался для защиты короля и высоких министров, для задержания головорезов и преступников, а также в реальных боевых ситуациях.
Сай имеет множество разновидностей: — Сакин — малазийское подражание сай; — Мадзи-но сай — сай в виде свастики; — Манджи-сай — сай, гарда которого развернута одним концом в сторону клинка, а другим в сторону черена; — Бицзяча китайский аналог сай, Общая длина 450 мм, длина черена 150 мм, вес 1300 — 2000 г.
Поскольку мы упомянули, что оккупационные власти не конфисковали личное оружие окинавского сословия самураев, на право ношения оружия всё же существовали определённые запреты и ограничения.
Окинавцы опирались на практику «какуси буки», то есть «скрытное, спрятанное оружие», дабы не быть привлеченными к ответственности за применение тех или иных приспособлений, пусть даже в ситуациях самозащиты и охраны собственности.
Сай было одним из самых распространённых видов оружия. Окинавский «самурай» носил с собой обычно три сай, и прятал их либо в рукавах, либо за поясом сзади. Эти сай были намного короче нынешних и с почти прямыми «усами» для того, чтобы они не цеплялись случайно за одежду.
Когда окинавец чувствовал, что находится в опасности, он мог тут же нанести удар или бросить своё оружие. Поскольку метание сай было распространённой практикой, окинавцы обычно носили с собой не одно, а сразу несколько сай.
Суть концепции «скрытого ношения оружия» заключается в том, чтобы сай не было видно за руками, телом и под одеждой. В этом случае противник не может визуально оценить размер и форму оружия. Суть остаётся неизменной: противник не должен догадываться и видеть удара максимально долгое время.
Удар должен наноситься из положения, которое на первый взгляд не предвещает готовности к бою. Приём выполняется эффективно только в том случае, если вы не ничем не выдаете свои намерения.
Этот приём, конечно же, будет работать только в том случае, если клинок сай достаточно длинный, и кончик выступает за локоть.
Таким предстал нам необычайный кинжал из Окинавы.
Источник
Дзюттэ и сай
Японский кинжал для левой руки дзюттэ — это затупленный стилет длиной около 30 см с отходящей от рукояти крючкообразной гардой. С его помощью меч противника ловили и заклинивали в щели между гардой и клинком, а затем ломали пополам или выбивали из рук.
Буквальный перевод названия ju-te — «сила десяти рук» — указывает на широкую функциональность этого оружия. Сегодня дзюттэ — отличительное оружие техники джиу-джитсу, которая по-английски звучит как juttejutsu (или ju-te-jutsu).
Появление кинжалов этого типа относят к эпохе монгольских завоеваний. Его создание приписывают легендарному мастеру Массамуне (Goro Niudo Masamune). Он был был священником, поэтому на дзюттэ часто выгравировывали буддистские молитвы.
Толстый клинок без острия и заточки, выполненный как одно целое с рукоятью, а также массивная гарда — отличительные внешние признаки дзюттэ. Меч носили на поясе слева, чтобы легко извлекать его правой рукой, а справа, под левую руку, вешали дзюттэ.
Если сравнить дизайн дзюттэ с европейскими аналогами — кинжалом для левой руки мэн-гошем или шпаголомателем сворд брейкер, то очевидна некоторая безыскусность японского оружия. Дзюттэ не был деталью костюма знатного вельможи, а представлял собой исключительно утилитарный боевой инструмент, созданный для того, чтобы выдерживать мощные удары монгольских сабель, китайских и японских
Дзюттэ использовали самураи и полицейские периода Эдо (недаром внешне они похожи на современные полицейские дубинки), чтобы бороться против заточенного клинкового оружия, а также для нелетальной нейтрализации преступника ударом или тычком.
Другое японское колющее клинковое холодное оружие, пригодное для наступательной (удар и тычок) и оборонительной (захват клинка противника) техники боя, получило название сай. Внешне это цельноклинковый (рукоять и клинок делают из одной заготовки) стилет-трезубец с граненым или круглым центральным клинком и двумя боковыми заточенными усами, выгибающимися наружу.
По наиболее распространенной версии, сай происходит с острова Окинава, его прототипом является типичный крестьянский инструмент — трезубец для рыхления земли, клинок и гарда которого изначально были одинаковой длины. Позже крестьяне начали использовать его для самообороны, и конструкция кинжала модифицировалась.
Сай довольно массивное оружие, общая длина которого достигала 60 см, а масса — 1,5 кг. Дальность эффективного броска составляла 15-20 шагов (с близкого расстояния сай использовали и в качестве бронебойного оружия). Широко расставленные усы обеспечивали удачную балансировку кинжала при броске и проведении обычных приемов. Техника владения саем самая сложная среди всего колюще-режущего оружия ближней или средней дистанции.
Сай применяли чаще всего как оружие легковооруженных японских воинов. Пара сай висела с двух сторон на поясе по бокам, их использовали, если боец лишался основного оружия. Третий экземпляр носили за поясом в качестве запасного (метательного). Иногда сай прикрепляли к концу палки — такое гибридное оружие называется нунти. Бросковые приемы использовали чаще всего против противника, вооруженного древковым оружием или мечом, но не щитом.
Сложно сказать, был ли сай «родственником» дзюттэ, произошло ли одно из орудий от другого, или это два независимо появившихся кинжала, сходные лишь функционально. Внешне дзюттэ действительно выглядит как сай без одного из усов. Однако последний имеет выраженное трубчатое острие (кроме того, усы также обычно затачивали), и его с успехом можно использовать как ударное оружие, в том числе для пробивания доспехов. Сегодня сай — один из видов вооружения, применяемый в кунг-фу.
Исторический факт
В феодальной Японии во дворце сёгуна никто не мог находиться с мечом — это было смертельным преступлением.
Закон касался всех, включая дворцовую стражу, исключение составляли лишь сыновья сёгуна и хатемоно — его ближайшие приближенные. Охранникам, тем не менее, были необходимы средства защиты, самым распространенный из них был кинжал дзюттэ.
Чаще всего дзюттэ оснащали темляком в виде шнура, обернутого вокруг рукояти.
Цвет указывал на положение владельца: красные темляки носили рядовые охранники из состава дворцовой стражи, фиолетовые — высокопоставленные офицеры. Шнуры были не только декоративной, но и функциональной деталью: они облегчали хват стальной рукояти,а длины веревки как раз хватало, чтобы связать нападавшего.