Кибитка калмыцкая своими руками шаблоны

КАЛМЫЦКАЯ КИБИТКА

Остов кибитки придуман был просто, но умно. Легко и быстро собирается и разбирается, легко перевозится, так как почти все части складываются. Состоит остов кибитки из следующих частей: шесть решеток, дверь с двумя створками, шестьдесят шестов и круглый дымоход.

Дымоход — деревянный круг (обод) диаметром примерно полтора метра, сверху — четыре полукруглых деревянных дуги, скрепленных крест-накрест и упирающихся концами в круг, у круга снизу — отверстия для шестов.

Сверху дымоход накрывается плотной кошмой, с которой на четыре стороны свешиваются до земли длинные веревки. С помощью этих веревок дымоход открывается и закрывается. На ночь дымоход закрывается, веревки натягиваются и привязываются к среднему поясу.

Деревянный круг делается составным. И круг, и дуги дымохода изготавливают из твердого легкого дерева.

Шесты. С помощью шестов подымается и удерживается над кибиткой круг дымохода: острый конец каждого двухметрового шеста (их количество доходит и до 80) вставляется в отверстие, сделанное в круге, а противоположный конец упирается в головку решетки и крепится с помощью ременной или шпагатной петли. На шесты укладываются сначала нижние, а затем верхние войлочные покрытия кибитки.

Если шесты ровные и прямые (каковыми они и должны быть), то кибитка приобретает красивый стройный вид, а снег и дождевая вода на ней не задерживаются, скатываясь вниз.

Решетки. Их шесть. Соединенные между собой (связанные), они составляют круг — стены кибитки, на которых держатся шесты и дымоходный круг.

Решетка всегда делалась из ровных, одинаковых по длине и диаметру круглых оструганных шестов. Их укладывали крест-накрест, в местах пересечения сверлили сквозные отверстия, через которые пропускали тесьму из сыромятной коровьей кожи и завязывали узелки-кулачки с обеих сторон сквозных отверстий. Когда эти узелки-кулачки засыхали, они делались твердыми и упругими. Поэтому-то решетки легко складывались, что было удобно и при перевозке, и при установке кибитки.

Когда устанавливали кибитку, то сначала стыковали решетки между собой с помощью широкой тесьмы, сплетенной из верблюжьей шерсти и конского волоса, затягивая ее в местах соединений крепкими узлами.

Дверь. С южной стороны кибитки, между двумя решетками, крепилась вместе с косяками при помощи той же тесьмы двустворчатая дверь, створки которой открывались вовнутрь. Над дверью укреплялась войлочная накидка.

Решетки красили масляной краской одного цвета, а дверь — разноцветными масляными красками. Наддверную накидку украшали вышитыми узорами. На ночь створки двери запирали деревянными щеколдами сверху, у притолоки, и снизу, у порога.

Теперь посмотрим, какие предметы, сделанные из дерева, находились в кибитке и в каком порядке они стояли.

При входе в кибитку (дверь на южной стороне), слева (а у калмыков это правая сторона — от сидящего в центре кибитки лицом к двери человека) стоит продолговатый комод с двумя дверцами и ящиками по обе стороны. По-калмыцки — это укюг. Раскрашен он разноцветными узорами. В него кладут самое ценное из утвари: фарфоровые чашки и тарелки, чашки из красного дерева, серебряную посуду, хранят и продукты. На дверцах — висячий замок.

Читайте также:  Насосы для фонтана садового своими руками

Сверху на укюг кладут в мешках из кошмы зимнюю одежду и постельные принадлежности (большей частью из кошмы), которыми пока не пользуются. Весь этот своеобразный склад накрыт ковром или рядном и называется у калмыков «бараном». А на ковер ставятся сундуки с различными вещами.

Левее (или правее по-калмыцки), рядом со складом-бараном, на маленьком ящике, стоит буддийский молитвенник, похожий на цилиндрическое деревянное ведро с крышками вверху и внизу, сидящее на металлическом стержне и выкрашенное желтой краской, с полосками орнамента по краям и в середине. Внутри цилиндра находится пачка прямоугольных листков бумаги, на которых на тибетском языке написаны разнообразные молитвы. Цилиндр вращается, если потянуть за шнурок, привязанный у основания металлического стержня. Пожилые люди по вечерам крутили молитвенник и читали молитвы. Слова молитв — тибетские, а потому верующие не понимали их, механически произнося заученные тексты.

Рядом с молитвенником стоит деревянная кровать девушки — дочери хозяина. В изголовье стоит домбра, а за ней, на земле, лежит сбруя коня и другие предметы и принадлежности хозяйства.

С правой стороны от склада — маленький шкаф, на котором стоят светильники, деревянная чашечка, для пожертвований предкам. Над шкафом висит ящичек, где хранится семейный молитвенник. Рядом со шкафом, справа, стоит деревянная кровать хозяина дома. Левее, возле кровати, находится высокая дубовая кадочка с металлическими обручами. Сверху кадочка покрыта деревянной крышкой, в которой имеется отверстие, куда входит ручка маслобойки. За кадочкой к шестам прикреплена свисающая на веревках подставка для посуды. Внизу, на земле, на треугольных подставках установлены малый котел для варки мяса, чая и другой пищи и большой чугунный котел, служащий для выгонки из кислого молока самогона, а также приспособления к нему.

Источник

Творческая работа «Калмыцкая кибитка» выполнила ученица 7 класса Васкеева Виктория

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Уланхольская средняя общеобразовательная школа»

Номинация : «Традиционная культура»

Тема работы: «Калмыцкая кибитка»

ФИО автора: Васкеева Виктория Витальевна

ФИО руководителя: Басангова Марина Александровна,

классный руководитель, учитель химии

ФИО консультанта: Эрдни – Горяева Эльвира Боваевна,

завуч по воспитательной работе

п. Улан Хол, Лаганский район, Республика Калмыкия

Конструкция традиционного жилища калмыков.

Когда-то калмыки были кочевниками и жили в сборно-разборных, покрытых кошмой жилищах, называемых кибитками. Легкие, очень удобные, зимой в них было тепло, а жарким летом — прохладно. Деревянный остов стен кибитки состоял из 6-8 складных решеток терм, изготовлявшихся из мягких пород дерева, которые соединялись при помощи кожаных ремешков, крепление которых оставляло возможность уменьшать или увеличивать высоту стен жилища. Диаметр основания – 6 решетчатых терм составлял от четырех до пяти метров. Высота решетчатых стен в обычной кибитке достигала 1,6 метра, высота жилища в центре составляла 4-5 метров.. Калмыки жили в кибитках с количеством решеток- терм от семи и больше, терм изготавливали из 30 или более элементов, на приготовление их шло ивовое дерево. Каждая решетка — терм состояла из отдельных 4-гранных или круглых деревянных шестов(жердей) — уньн, половина которых имела равную длину, а другая часть – постепенно уменьшалась и заострялась к концу. Шестов требовалось от 66 до 146. Концы уньн туго связывались между собой. К решеткам терм крепились 2-створчатые двери, наглухо скреплявшиеся с дверной рамой. Двери открывались внутрь. Верхняя часть дверного проема называлась тотх, такое же название имели специальные деревянные колышки, вбитые в него для скрепления с шестами купола кибитки. Для скрепления стенных решеток употреблялись шерстяная тесьма и веревки, дополнявшиеся сплошным креплением из тесьмы. Верхняя часть решеток образовывала вилкообразные гнезда, которые крепились при помощи петель, изготовленных из конских волос. Круглые и квадратные в разрезе и заостренные на верхнем конце жерди подпирали верхний круг харач, изготовлявшийся из крепких пород дерева (дуба, березы). Верхний круг, состоящий из отдельных дуг (от 13-15 и более), стянутых при помощи кожаных ремней или склеенных, имел специальные отверстия для жердей, и скрепленные с ним четыре полуобруча образовывали крестообразную основу круглого верха кибитки. Таким образом, харач являлся вершиной купола кибитки, образовывавшего дымовое отверстие. Круг верхнего отверстия также носил название тоон.

Читайте также:  Коллаж цветы своими руками для детей

тоон— дымовое отверстие

харач – кошма покрывающая

бечёвка – верёвка, которой закрывали и открывали харач

Детали деревянного остова кибитки окрашивались обычно в красный, реже – синий или зеленый цвет.

Все снаружи покрывалось кошмой, которую укрепляли прочными веревками — бечевкой, сплетенной из волос хвостов животных — килhсн арhмж. Для кибитки требовалось несколько видов кошмы. У богатых она, как правило, была белого цвета. Для стен нужно четыре эмчи — плечики, четыре иргвч, четыре турго (квадратные) плюс дверная кошма. Две кошмы (деевр) покрывали верх кибитки от харач до головок терм. Еще одна кошма покрывала верхний круг — харачи. К ней прикрепляли специальную бечевку, за которую хозяйка могла открывать и закрывать харач, через которую выходил дым от очага, а также проникал солнечный свет. Утром калмычка, выйдя из кибитки, поворачивала направо, открывала харач. Вечером же, наоборот, шла налево, закрывала харач. В суровые зимы калмыки покрывали кибитки еще одним слоем кошмы.

бечёвка – верёвка которой закрывали и открывали харач

кошма –верхнее покрытие

Бечёвка – верёвка которой

закрывали и открывали харач

дверная кошма кибитки

нтерьер традиционной калмыцкой кибитки

Центром любого кочевого дома являлся очаг – символ семьи, рода, стабильности. Огонь очага считался посредником между миром людей и миром небожителей («огонь – представитель солнца на земле») и одним из аналогов мифологического центра мира, а также хранителем жизни, символом благополучия. Внутри кибитки все предметы находились в строго отведенном месте. Посередине устраивали очаг на который ставили чугунок — котел с деревянной крышкой. Рядом лежали ухват для котла, кочерга для укладки кизяка и поддерживания жара в очаге. Почетная часть являлась в традиционном жилище местом, в котором могли находиться пожилые люди. Справа от северной части кибитки располагался барун баран – главная часть жилища, где стояли деревянные шкафчики укуг — на ножках, сундуки- баран,

Читайте также:  Постройка сарая для коз своими руками

содержавшие основное имущество (запасы пищи, войлочные покрытия, арканы, шкуры, шубы, лучшую одежду, украшения и др.). Рядышком — деревянный столик. Когда надо было отобедать, столик выдвигали к середине кибитки, ставили на него пиалы, посуду с едой и усаживались вокруг него всей семьей. Между главной частью жилища – барун баран и местом, отмечавшим северную часть жилища (т.е. напротив двери) помещался жертвенный столик, на который ставили изображения божеств шутэн — и другие ритуальные предметы . Пространство между барун баран и дверью занимали предметы, принадлежавшие хозяину (седло, уздечка и т.п.). При семейном достатке здесь же располагали небольшую кровать – орн, для детей старше 7-8 лет. Кровать располагалась в глубине, головная часть ее находилась напротив двери, основной корпус – в левой (правой от входа) стороне жилища (обязательный элемент – полог над кроватью – являлся частью приданого). За кроватью следовал зун баран – подобное первому сооружение из деревянного ящика и сундуков с посудой, женской повседневной одеждой. В этой части жилища располагались полки для посуды и другие хозяйственные предметы. Внутренние стены у состоятельных калмыков и священнослужителей занавешивались сплошной ситцевой или коленкоровой тканью, а земляной пол калмычки часто мазали жидкой глиной, затем покрывался войлоками или коврами (в бедных семьях имелся только для сидений почетных гостей, а пол устилался циновками). Зимой земляной пол утеплялся овечьими, козьими, телячьими, сайгачьими шкурами или использовавшейся ранее в качестве покрытия жилища войлочной ширмой. Поодаль от очага стоял деревянный жбан — кув. В нем собирали чигэн. Хозяйка деревянной мешалкой сбивала чигэн, отделяла масло, остатки сливала в большой котел и варила калмыцкую водку. Решетки калмыцкой кибитки использовали для всего. Натягивали веревки между ними, на которых сушили мясо, вешали различные предметы. У порога лежал обязательно топор- с y к. Степняки имели и ружье, ведь в безлюдной степи мало ли что могло случиться. На овец часто нападали волки. Поэтому на ночь дверь кибитки прочно укреплялась. В жаркий день обычно приподнимали нижнюю часть кошмы, чтобы свежий воздух проходил вовнутрь. Ночью кибитка освещалась светильниками, наполненным растопленным салом. Фитилем служила тряпица. Бедняки использовал золу или кизяк, пропитанный салом. Богачи имели керосиновые лампы, свечи. Калмыцкая кибитка была очень удобным для кочевников жильем. Теплая, сухая, она быстро разбиралась и собиралась. Не подвергалась разрушению от ветра, так как веревки, которыми скрепляли решетки, жерди, харач и кошму, завязывали калмыцким узлом, которые отличались особой крепостью. По тому, как сделан калмыцкий узел, судили о мастерстве человека, завязавшем его, В кибитке принимали гостей, устраивали торжества, религиозные обряды. Зимой в ней спасали от холода новорожденных телят, ягнят, жеребят В средней по размеру кибитке могли жить от 6 до 12 человек.

Калмыцкая кибитка (вид сверху)

Калмыцкая кибитка (вид сбоку)

Автор работы «Калмыцкая кибитка» Васкеева Виктория

Источник

Оцените статью
Своими руками